Аудит по новым правилам

Аудит по российским и международным правилам

Аудит по новым правилам

Два последних года были очень сложным периодом для аудиторского сообщества. Это связано с реформами относительно требований к членству в саморегулируемых организациях аудиторов, число участников которых увеличено теперь в несколько раз.

Напомним, что членство в саморегулируемой организации аудиторов является обязательным требованием для осуществления своей деятельности индивидуальным аудитором и аудиторскими организациями. До декабря прошлого года существовала угроза монополизации аудиторского рынка путем создания одной единой саморегулируемой организации, подконтрольной Минфину РФ. К счастью, этого не произошло.

Контроль над деятельностью аудиторов остается в сфере деятельности двух саморегулируемых организаций. Прошедший год стал годом перемен для российского аудита и в части стандартов аудиторской деятельности.

В конце 2016 года аудиторы следили за процессом утверждения “Международных стандартов аудита на территории РФ” и гадали, успеют ли законодатели перевести стандарты с английского языка, осуществить экспертизу и ввести в действие новые правила до конца года.

Законодатели успели – с 1 января 2017 года вступают в силу 48 международных стандартов аудита, что налагает на аудиторов дополнительные обязательства. В связи с введением в действие международных стандартов аудиторам предстоит немалая работа по пересмотру порядка и принципов деятельности в ходе проведения аудиторских проверок и сопутствующих аудиту услуг.

Однако стоит отметить, что, вводя в действие международные стандарты, законодатели позаботились об аудиторах и разрешили им в переходный период (2017 год) проводить аудит по действующим российским стандартам аудиторской деятельности, при условии заключения договора на аудит в 2016 году.

На самом деле ажиотаж вокруг международных стандартов аудита начался еще в середине 2015 года, когда Минфин РФ признал такие стандарты применимыми для российской действительности, но окончательное утверждение международных стандартов произошло только осенью 2016 года. По своей сути федеральные стандарты аудиторской деятельности, применяемые по сей день, были разработаны в соответствии с международными правилами, существовавшими в начале 2000-х годов. Однако текст Международных стандартов в течение прошедших лет был существенно пересмотрен и стал во многом отличаться от российских стандартов.

Цели реформ

Основные цели введения “Международных стандартов аудита на территории Российской Федерации” – улучшение качества российского аудита и повышение эффективности взаимодействия аудитора и собственников бизнеса.

Понимание собственниками бизнеса целей и назначения аудиторской проверки всегда являлось большой проблемой как в российской, так и в международной практике.

В российской действительности аудитор часто воспринимается руководством и собственниками своих клиентов как ревизор, приходящий с целью дискредитировать бухгалтерию и руководство, хотя деятельность аудитора преследует иные цели.

Аудитор действует не в интересах налоговых или государственных органов, а в интересах общественности, целью аудитора является обеспечение понимания собственниками проблем и рисков своего бизнеса. В соответствии с российским законодательством аудит – это проверка, проводимая с целью выражения мнения о достоверности отчётности.

На практике аудитор не только проводит проверку бухгалтерской отчетности, но и указывает руководству на ошибки и риски, выявленные в ходе аудита, а также предлагает методы исправления таких ошибок и пути минимизации выявленных рисков. Хочется верить, что с введением Международных стандартов аудита проблема непонимания руководством и собственниками бизнеса целей проведения аудита будет решена.

Кому предоставляется информация при проведении аудита по международным стандартам?

Одним из самых важных стандартов для заказчиков аудиторских услуг является МСА 260 “Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление”.

Этот стандарт полностью посвящен порядку взаимодействия аудитора и лиц, отвечающих за корпоративное управление, а именно – порядку получения от таких лиц информации и информирование таких лиц о планировании, целях, ходе проведения и результатах аудита.

Лица, отвечающие за корпоративное управление – лицо (лица) или организация (организации), которые несут ответственность за надзор за стратегическим направлением деятельности организации и имеют обязанности, связанные с обеспечением подотчетности организации. К таким обязанностям относится надзор за составлением финансовой отчетности.

Руководство – лицо или лица, наделенные исполнительными полномочиями и отвечающие за осуществление организацией своей деятельности. То есть международные стандарты четко разделяют понятия “руководство организации” и “лица, отвечающие за корпоративное управление”.

Теперь в обязанности аудитора в обязательном порядке входит информирование лиц, отвечающих за корпоративное управление, на этапе планирования и после завершения аудиторской проверки.

Так, на этапе планирования аудитор должен предоставить следующую информацию (в международной практике предоставление информации на этапе планирования аудиторской проверки предоставляется в форме Меморандума о стратегии аудита):

  • цели аудита;
  • особенности аудиторского задания;
  • понимание бизнеса (отрасль, основные бизнес-риски);
  • краткая информация о запланированном объеме и сроках проведения аудита, об имени, функциях, компетентности и обязанностях руководителя аудиторского задания;
  • информирование о возможности модификации мнения в случае обнаружения существенных искажений;
  • потребность в информационном взаимодействии с третьими лицами;
  • заявление об ответственности руководства и лиц, отвечающих за корпоративное управление за финансовую (бухгалтерскую) отчётность аудируемого лица;
  • форма и сроки ожидаемого взаимодействия с руководством и лицами, отвечающими за корпоративное управление (планируются даты обсуждений стратегии аудита, результатов аудита и промежуточных встреч, при необходимости).

В случае, если ценные бумаги заказчика аудиторских услуг допущены к организованным торгам (листинговые компании), аудитор также предоставляет:

  • информацию о ключевых вопросах аудита (наиболее значимые области аудита);
  • заявление о соблюдении аудитором Кодекса этики в части независимости аудитора, аудиторской группы и аудиторской организации в целом.

В Меморандуме о стратегии аудита аудитор предоставляет свое видение процесса аудита, предупреждает заказчика о возможности модификации мнения в определенных ситуациях и его ответственности о составленной бухгалтерской отчётности, а также о других важных условиях проводимой проверки. Указанный документ призван обеспечить понимание лицами, отвечающими за корпоративное управление, процесса и целей проводимого аудита. По результатам аудиторской проверки (до выдачи аудиторского заключения) лицам, отвечающим за корпоративное управление, предоставляется следующая информация:

  • мнение аудитора о значительных качественных аспектах учетной практики организации, включая оценочные значения и раскрытие информации в финансовой отчетности;
  • о значительных недостатках в системе внутреннего контроля, выявленных в ходе аудита, в том числе описание недостатков и пояснение их возможного воздействия, описание порядка анализа системы внутреннего контроля;
  • значимые вопросы, которые возникли в ходе аудита и которые обсуждались или были предметом переписки с руководством;
  • письменные заявления, запрашиваемые аудитором у руководства организации;
  • обстоятельства, влияющие на форму и содержание аудиторского заключения,если такие имеются (планируемая модификация мнения, важные обстоятельства, прочие сведения);
  • выявленные события или условия, которые могут вызвать значительные сомнения в способности организации продолжать непрерывно свою деятельность, а также раскрытие такой информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  • прочие значимые вопросы, возникшие в ходе аудита, которые, согласно профессиональному суждению аудитора, имеют значение для надзора за процессом подготовки финансовой отчетности.

Таким образом, лица, отвечающие за корпоративное управление, узнают информацию напрямую от аудитора, и руководство заказчика не имеет возможности скрыть от них выявленные нарушения. Также в ходе аудита могут возникнуть ситуации, в которых информирование лиц, отвечающих за корпоративное управление, осуществляется незамедлительно. Примером таких ситуаций может служить обнаружение доказательств наличия недобросовестных действий со стороны руководства или фактов несоблюдения законов и нормативных актов. Главной идеей МСА 260 является то, что аудитор, как и ранее, имеет право запрашивать информацию не только у руководства заказчика, но и у лиц, отвечающих за корпоративное управление, но при этом информирование лиц, отвечающих за корпоративное управление, становится обязанностью аудитора.

Необходимость системы внутреннего контроля

При проведении аудита аудитор часто сталкивается с тем, что в организациях-заказчиках не разрабатывается система внутреннего контроля, а в некоторых случаях руководители и лица, отвечающие за корпоративное управление, даже не понимают, что это за система. С введением международных стандартов аудитор не только должен проанализировать надежность и эффективность работы системы внутреннего контроля, налаженной организацией-заказчиком, но и указать результаты такого анализа в аудиторском заключении.

Итак, что же такое система внутреннего контроля?

Система внутреннего контроля – это процессы, разработанные, внедренные и поддерживаемые лицами, отвечающими за корпоративное управление, руководством и другими сотрудниками организации для обеспечения разумной уверенности в отношении достижения целей организации в области подготовки надежной финансовой отчетности, результативности и эффективности деятельности и соблюдения применимых законов и нормативных актов. В первую очередь система внутреннего контроля должна препятствовать совершению руководством организации, ее сотрудниками и третьими лицами недобросовестных действий. Также система внутреннего контроля призвана обеспечить достоверное и полное представление данных в бухгалтерской отчетности организации. Наладить эффективную систему контроля можно путем проведения следующих контрольных действий и разработки следующих средств контроля:

  • разработка или приобретение качественной и надежной информационной системы обработки данных;
  • разделение обязанностей и полномочий сотрудников, подготавливающих бухгалтерскую отчётность;
  • разработка методики проведения инвентаризации активов и обязательств, а также обеспечение соблюдения такой методики;
  • обеспечение контроля за составлением бухгалтерской отчетности со стороны руководства организации и лиц, отвечающих за корпоративное управление;
  • разработка процедур по выявлению руководством рисков недобросовестных действий в организации и реагированию на эти риски, а также порядка информирования о таких процедурах лиц, отвечающих за корпоративное управление;
  • разработка в организации Кодекса этики;
  • разработка методов проведения руководством оценки способности организации продолжать непрерывно свою деятельность в будущем;
  • разработка прочих контрольных мер.

Порядок осуществления внутреннего контроля в организации необходимо оформить в виде внутрифирменного положения.

Кроме того, разработка эффективной системы внутреннего контроля может снизить расходы заказчика на проведение аудита, так как с повышением эффективности системы внутреннего контроля объем проводимого аудита, а также его стоимость, могут быть уменьшены по профессиональному суждению аудитора.

Что осталось неизменным?

Нужно отметить, что критерии проведения обязательного аудита на текущий момент не изменились.

Обязательный аудит проводится в случаях, если:

  • организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;
  • ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
  • организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
  • объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;
  • организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

В случае, если организация соответствует хотя бы одну из этих критериев, то проведение аудита бухгалтерской отчетности для такой организации является обязательным требованием. Также напоминаем, что в случае, когда бухгалтерская отчетность организации полежит обязательному аудиту, документация не только должна представляться в контролирующие органы, но и публиковаться вместе с аудиторским заключением. Итак, 2017 год встречает нас множеством изменений в аудиторской деятельности. Однако несмотря на трудоемкость подготовки к применению Международных стандартов аудита такие изменения должны принести взаимопонимание между аудитором и бизнесом, что является, безусловно, положительным фактором.

Хочется верить, что с введением международных стандартов общественное доверие к аудиторскому мнению возрастет так же, как и востребованность аудиторских услуг.

Источник: http://www.korpusprava.com/ru/publications/analytics/audit-po-rossiyskim-i-mezhdunarodnim-pravilam.html

Критерии обязательного аудита

Аудит по новым правилам

Обязательный аудит проводится предприятием каждый год. В качестве проверяющих выступают независимые аудиторские фирмы, имеющие соответствующую лицензию. Результатом проверки, является заключение проверяющего о правильности отражения фактов хозяйственной и финансовой деятельности. Не все компании должны проходить обязательный аудит. Так, ежегодно должны проверяться:

  1. акционерные общества;
  2. кредитные учреждения;
  3. страховые фирмы;
  4. НПФ;
  5. инвестиционные фонды;
  6. компании, чьи ценные бумаги участвуют в торгах на бирже и другие.

Проходить обязательную проверку должны и другие предприятия, если их деятельность превышает установленные финансовые показатели. Критерии обязательного аудита в 2018 году:

  • выручка более 400 млн. рублей, без учета НДС;
  • активы предприятия на конец года превышают 60 млн. рублей.

Критерии, обязывающие компании проводить проверку установлены п. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ. Если по результатам деятельности компании выполняется, хотя бы одно из этих требований, она должно проводить аудит. Информация берется за предыдущий год, т.е. если после окончания года деятельность предприятия отвечала одному из требований, в следующем году ей нужно пройти обязательный аудит.

Как видно, нет специальных требований, регламентирующих обязательный аудит для ООО. Если активы или выручка компании превышает установленные нормы, ООО должны ежегодно проверятся. Обязательность ежегодного аудита для ООО может устанавливаться уставом или решением участников общества. Но в том, и в другом случае речь идет уже об инициативном аудите.

Существуют и требования по тому, как должна быть проведена аудиторская проверка. Аудит должен отвечать следующим критериям:

  • Проверка проводится по всей деятельности организации. Оцениваются все активы, обязательства, материальные запасы компании. Анализируются бухгалтерская и налоговая отчетности. Осуществляется проверка достоверности расчетов с учредителями, контролирующими органами, бюджетными фондами.
  • Заключение проверяющей компании должно быть определенным. По окончанию проверки аудитор должен вынести четкий вердикт, достоверные или нет сведения представленны в финансовой отчетности.
  • Аудит проводится с соблюдением всех стандартов. Ранее правила проведения аудита регулировались российским законодательством. Однако с 2017 года все изменилось и деятельность аудиторских фирм должна отвечать уже международным стандартам.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему, то спросите об этом нашего дежурного юриста онлайн. Это быстро, удобно и бесплатно!

или по телефону:

  • Москва и область: +7-499-938-54-25
  • Санкт-Петербург и область: +7-812-467-37-54
  • Федеральный: +7-800-350-84-02

Как проходит проверка

​Аудит представляет собой очень трудоемкий процесс, поэтому непосредственно перед проверкой составляется ее подробный план. В начале изучаются сведения о предприятии, на котором она будет проходить. На основании этой информации определяется стратегия и тактика, разрабатывается программа аудита, составляется график и план. Все согласовывается с клиентом.

Затем осуществляется сама проверка. Изучаются все финансовые, бухгалтерские и уставные документы. Полученные данные анализируются, дается оценка на их соответствие российскому законодательству. Установленные недочеты фиксируются, аудитор предлагает мероприятия по их устранению.

Итоговые выводы представляются учредителям организации в виде аудиторского заключения. Существует два типа заключения: безоговорочно положительное, такое решение выносится, если нарушений в ходе проверки не обнаружено, и модифицированное. Последнее в свою очередь делится на три подтипа:

  1. положительно с оговорками;
  2. отрицательное;
  3. отказ от выражения мнения, выдается при неполном представлении документов на проверку.

В основном, на практике, выдаются положительные заключения или мнения с оговоркой. На два других варианта приходится менее 1% заключений.

После получения документа, предприятие должно представить его в Росстат. Заключение передается вместе с годовым бухгалтерским балансом и другой отчетностью. Сделать это нужно в течение 10 дней с момента его представления юридическому лицу, но до окончания года, следующего за отчетным.

Переход на международные требования внес коррективы в процедуру проведения аудита. В первую очередь это затронуло изложение мнения аудитора по результатам проверки.

Изменилась форма заключения, теперь она стала более информативной.

Помимо оценки финансовых показателей фирмы, оно включает анализ основных моментов, которые заинтересовали аудитора и перечисление возможных рисков для дальнейшей деятельности.

С 2018 года фактически была упразднена аудиторская тайна. Теперь ФНС может получить любые документы по проведенной проверке у аудиторской компании. Более того, согласно новым поправкам, налоговикам разрешается разглашать полученную информацию.

Проверка не осуществлялась, что будет

Игнорирование законодательства влечет за собой наложение штрафных санкций. Оштрафовать могут как саму организацию, так и ее руководителя. Надзорные органы могут выписать оба штрафа.

В случае обязательного аудита нарушением считается:

  • Непредставление информации в органы статистики. В налоговую инспекцию представлять заключение не нужно. Штраф на руководителя составит от 300 до 500 рублей. Компания заплатит 3 000 – 5 000 рублей;
  • Отсутствие или не своевременное внесение сведений в государственный реестр о деятельности организаций. На предприятие могут быть наложены санкции в размере от 5 000 до 50 000 рублей;
  • Нарушение сроков хранения результатов аудита. Выездная налоговая проверка может запросить документы по аудиту за прошедшие 5 лет. Именно такой срок установлен для хранения аудиторских заключений по закону. Если документов нет, организацию оштрафуют на 5 000 – 10 000 рублей.    

Все ООО, подпадающие под законодательные требования, должны проходить обязательную проверку, иначе придется платить большие штрафы. Также важно отслеживать сроки сдачи аудиторских заключений в органы статистики, их нарушение также повлечет за собой наложение штрафных санкций.

Источник: http://urlaw03.ru/ooo/article/obyazatelnyj-audit-dlya-ooo

Обязательный аудит организации

Аудит по новым правилам
АКТУАЛЬНО!! Налог на профессиональный доход» – налог для «самозанятых»

С 1 января 2017 года на территории РФ вводятся  в действие 48 международных стандартов аудита (МСА).  Вводятся они двумя приказами  Минфина от 24.10.2016 N 192н  и  от 09.11.2016 № 207н.

По новым требованиям  Международных стандартов  вместо привычной формы аудиторского заключения на нескольких листах со стандартным текстом, по всем новым договорам на проведение обязательного аудита организации, заключенным с 1 января 2017 года, составляется более информационно насыщенное заключение в соответствии с МСА. Новая форма аудиторского заключения будет содержать не только оценку финансовой отчетности компании, но и обращать внимание пользователей  на наиболее важные моменты в деятельности аудируемого лица, в том числе к тому, что привлекло наибольшее внимание аудитора, к тому, в чем аудитор увидит наиболее существенные риски для организации. Для сравнения в аудиторском заключении,  выданном в соответствии с Федеральными стандартами аудита, аудитор выражает только  свое мнение о достоверности бухгалтерского учета  аудируемого лица, при этом не дает  оценку финансовой отчетности компании, не описывает особые моменты в деятельности аудируемого лица. Вся эта информация  отражается  в рабочих документах аудитора  и недоступна широкому кругу пользователей. После введения  Международных стандартов  аудита, практически вся информация полученная  аудитором в ходе аудиторской проверки, должна найти свое отражение в аудиторском заключении.   

Новая форма аудиторского заключения  должна содержать  расширенную информацию не только для бухгалтерии, но и для внешних и внутренних заинтересованных пользователей: акционеров, совета директоров и др., то есть более широкого круга лиц, принимающих решение о стратегии развития бизнеса.

Таким образом, с 1 января 2017 года новые требования МСА отразятся как на аудиторах, так и на проверяемых компаниях. Значительно увеличивается объем данных, необходимых для анализа деятельности аудируемых организаций, а также возрастает степень публичности результатов аудита.

АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СТАНЕТ БОЛЕЕ ИНФОРМАТИВНЫМ И ПУБЛИЧНЫМ

 Напомним, что с 1 октября 2016 года в Единый федеральный реестр вносятся юридически значимые сведения о фактах деятельности юридических лиц, в том числе сведения об обязательном аудите.

При этом заказчик аудита обязан раскрыть обстоятельства, оказывающие существенное влияние на достоверность отчетности, перечисленные в аудиторском заключении. Сведения в Реестр необходимо внести в течение трех рабочих дней, с даты возникновения соответствующего факта (абз. 2 п. 9 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ).

При нарушении этого срока должностных лиц организации могут привлечь к административной ответственности, вплоть до дисквалификации.

ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Раскрытие дополнительных данных в аудиторском заключении позволит инвесторам и контрагентам компаний принимать более взвешенные бизнес-решения.

Однако для  аудируемой компании   возрастают финансовые риски, поскольку повышение уровня прозрачности деятельности компании и отражение в аудиторском заключении всех выявленных бизнес-рисков, автоматически приведет к удорожанию банковских кредитов для компаний, если аудитор  в аудиторском заключении выразит  опасения в деятельности аудируемой организации или  увидит повышенные финансовые риски.

Новые правила раскрытия информации  в аудиторском заключении  по МСА имеют дополнительные  последствия для бизнеса. Предполагается, что с 2018 года ИФНС сможет требовать от аудиторов раскрыть аудиторскую тайну.

Такие  новшества  изложены в проекте Федерального закона о внесении изменений в статьи 82 и 93.1 части первой НК РФ.

При проведении налогового контроля будет допускаться сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной от аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Должностное лицо налогового органа будет вправе истребовать у аудиторов полученные ими при аудиторских проверках и оказании прочих аудиторских услуг документы, служащие основаниями для  исчисления и уплаты  налога организацией, если они не представлены в установленном порядке самим налогоплательщиком. 

Критерии проведения обязательного аудита за 2016 год

Обязательный аудит финансовой отчетности организации, проводят юридические лица, у которых:

-выручка более 400 млн. руб. или активы баланса превышают 60 млн. руб.

 по итогам 2015 года; -организационно – правовая форма акционерное общество,  -организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

-организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, кредитные и страховые организации, негосударственные пенсионные фонды. 

Источник: http://www.urinform.ru/services/4/45/

-CUSTOMER VALUE-

Аудит по новым правилам

Подготовленный ко второму чтению текст «аудиторского» законопроекта ставит точки в отношении будущих параметров деятельности как аудиторских организаций, так и аудиторов.

В частности, предусмотрены следующие изменения:

Аудиторские организации и реестр ЦБ

  • Аудиторская организация сможет попасть в реестр ЦБ, если имеет в штате по основному месту работы от 7 аудиторов (до 1 января 2023 года), после этой даты — от 12.
  • При этом не менее трех штатных сотрудников должны удовлетворять требованиям, аналогичным требованиям к руководителю аудита общественно значимых организаций (ОЗО).

  • Станет нельзя иметь среди работников «плохих» аудиторов.

  • Вводится и ряд других требований: опыт аудиторской деятельности фирмы не менее трех последних лет; отсутствие в тот же срок нарушений правил независимости;
  • Также устанавливаются случаи, когда аудиторская фирма может быть исключена из реестра, например, неоднократное в течение пяти лет нарушение правил независимости.

  • Будет установлено, что аудиторская организация не вправе передавать третьим лицам составляющие аудиторскую тайну сведения и документы, разглашать эти сведения без предварительного согласия в письменной форме Банка России и аудируемого лица, за исключением случаев, предусмотренных законами.

Аудиторы

  • Аудитором будет считаться лицо, получившее аттестат как в соответствии с действующим законом, так и в соответствии со старым законом об аудиторской деятельности — от 7 августа 2001 года № 119-ФЗ.

  • Будет оговорено, что аудитор, имеющий действительный квалификационный аттестат старого образца, вправе участвовать в оказании аудиторских услуг общественно значимым организациям (ОЗО).

  • Вводится понятие «руководитель аудита».

Стандарты и отчетность

  • Под стандартами аудиторской деятельности будут пониматься МСА, признанные в России.
  • К бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, помимо того, что относится к ней сейчас, будет относиться консолидированная отчетность, а также сформированная согласно нормативным актам ЦБ (изданным в соответствии с законом о бухучете).

Организации, попадающие под обязательный аудит

Новый перечень случаев обязательного аудита выглядит следующим образом:

  • случаи, установленные федеральными законами;
  • организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй;
  • фонды (кроме государственных внебюджетных), поступление имущества и денежных средств которых за год, непосредственно предшествовавший отчетному, превышает 3 млн рублей;
  • организации (за исключением органов госвласти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, ГУПов, МУПов, сельхозкооперативов, их союзов, организаций потребкооперации), соответствующие хотя бы одному из следующих условий: 1. объем выручки за год, непосредственно предшествовавший отчетному, составляет до 1 января 2021 года более 600 млн рублей, начиная с этой даты — более 800 млн (сейчас этот показатель — 400 млн); 2. сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному, составляет до 1 января 2021 года более 200 млн рублей, далее — более 400 млн (сейчас критерий по активам — 60 млн).

    Таким образом, остались актуальными критерии, обсуждавшиеся весной.

Несмотря на то, что из ч. 1 ст. 5 будет убран ряд пунктов — АО, кредитные и страховые организации — этот обязательный аудит останется как проводимый в случаях, установленных федеральными законами.

Например, в отношении АО обязательный аудит установлен п. 5 ст. 67.1 ГК и п. 3 ст. 88 закона об АО, в отношении банков, их групп и холдингов — ст. 41 отраслевого закона, в отношении страховщиков — ст.

29 закона об организации страхового дела в РФ.

Обязательный аудит смогут проводить только аудиторские организации. Сейчас закон ограничивает это правило определенным списком типов аудируемых лиц, и разрабатываемый ежегодно Минфином перечень случаев обязательного аудита также допускает ряд случаев проведения таких проверок индивидуальными аудиторами. Теперь для последних обязательный аудит будет табу.

Аудит ОЗО

Закон дополняется новыми статьями об оказании аудиторских услуг общественно значимым организациям. Это достаточно широкий перечень, включающий ПАО, кредитные, страховые организации, структуры с госдолей от 25%, тех, кто обязан формировать консолидированную отчетность и так далее. Оказывать им услуги аудита смогут только организации из реестра ЦБ.

Руководитель аудита ОЗО должен будет иметь новый аттестат, быть в штате соответствующей аудиторской фирмы, иметь опыт участия в аудите ОЗО от трех лет, непосредственно предшествующих году, отчетность за который проверяется.

Вводятся дополнительные требования к руководителю аудита некоторых типов ОЗО, а также ряд условий, при которых аудитор теряет право на руководство аудитом ОЗО.

Аудиторское заключение

  • Упраздняется п. 2 ст. 6 об обязательном содержимом аудиторского заключения (АЗ).
  • Остается п. 3, согласно которому требования к форме, содержанию, порядку представления аудиторского заключения устанавливаются стандартами аудиторской деятельности (сейчас это касается также и требований к порядку подписания).

  • Добавляется, что Банком России могут быть установлены требования к полноте раскрытия информации в АЗ (его разделе, отдельном отчете) об отчетности ОЗО на финансовом рынке, к форме такого АЗ.

  • В АЗ по отчетности ОЗО согласно новой редакции закона раскрываются обстоятельства, которые оказали или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, события и (или) условия, которые могут поставить под сомнение способность аудируемого лица непрерывно продолжать свою деятельность.

  • Вводятся правила подписания АЗ — если аудит проводила фирма, то АЗ подписывается руководителем аудита с указанием его ФИО и номера в реестре аудиторов и аудиторских организаций. В случае проведения аудита индивидуальным аудитором он же и подписывает АЗ. Таким образом, обсуждавшийся вариант проставления на АЗ двух подписей не прошел.

Саморегулируемые организации (СРО)

  • СРО смогут устанавливать требования к аудиторским процедурам, дополнительные к установленным стандартами аудиторской деятельности, если это обусловлено особенностями проведения аудита или оказания сопутствующих услуг.
  • Плановые проверки СРО будут проводить не реже раза в 5 лет и не чаще раза в год.

Сфера влияния Банка России

  • Периодичность контрольно-надзорных мероприятий со стороны ЦБ в отношении тех, кто аудирует ОЗО, определит ЦБ с использованием риск-ориентированного подхода, при этом по закону плановые проверки со стороны ЦБ грозят не чаще раза в год.

  • Вместе с тем, ЦБ сможет проводить и внеплановые проверки при обнаружении признаков нарушений на основании отчетности аудиторской организации, различных жалоб и сведений из СМИ и иных источников.

  • ЦБ проникнет также и в сферу проведения квалификационных экзаменов, в частности, будет устанавливать порядок их проведения по согласованию с уполномоченным органом

Вносится еще и огромное количество других поправок.

Источник: http://akfmian.ru/news/2018/06/26/audit-26-06-18/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.