Аудиторская тайна: что может измениться?

Содержание

Конец аудиторской тайны в России?

Аудиторская тайна: что может измениться?

В продолжение новости. Мы поинтересовались у экспертов их мнением относительно возможной в скором будущем отменыаудиторской тайны в России.

Будет ли это означать падение, скажем так, доверительности отношений между аудиторской компанией (или индивидуальным аудитором) и клиентом? И если подумать,какие есть альтернативные способы выполнить рекомендации ОЭСР по повышению налоговой прозрачности без нарушения аудиторской тайны?

Андрей Козлов, директор по организационному развитию и качеству Интеркомп:

Само понимание аудита (любого вида) предполагает и ассоциируется с понятием независимости. Работа с результатами аудита предполагает устранение выявленных ошибок, развитие и совершенствование деятельности.

Обязанность передачи полученной информации о результатах аудита в налоговые органы ставит большой вопрос о независимости проводящих его аудиторов.

Что, в свою очередь, обязательно повлияет на уровень доверия к ним со стороны проверяемых компаний.

Совершенствование деятельности организации слабо увязывается с применением штрафных санкций.

На мой взгляд, данная инициатива не учитывает интересы бизнеса и текущую экономическую ситуацию, как в стране, так и в мире… Некоторые предприниматели могут просто отказаться от аудиторских услуг.

Для того чтобы найти приемлемые для всех заинтересованных сторон пути решения задачи повышения “прозрачности” бизнеса, данная инициатива нуждается, как мне кажется, в более тщательной проработке и обязательном широком обсуждении в рамках аудиторского сообщества.

Ольга Маркова, налоговый консультант, партнер, бухгалтерская компания Statera Veris:

Вопрос о разглашении аудиторской тайны для налоговых органов не новый. Насколько нам известно, еще в 2013 году были попытки провести данные нововведения.

Что относится к аудиторской тайне? Это “любые сведения и документы, полученные или составленные аудиторами, за исключением тех случаев, когда информация была разглашена самой компанией или с ее согласия, сведений о заключении договора на проведение аудита и стоимости работ” (из закона “Об аудиторской деятельности”). Аудитор не вправе разглашать информацию, составляющую аудиторскую тайну, иначе компания, которой оказывались услуги, может потребовать через суд возмещения убытков, при этом их размер определяется организацией самостоятельно.

В прошлые годы (до кризиса) начинал развиваться добровольный аудит. Многие компании соглашались на проведение необязательного аудита для понимания всех процессов, проблем и ошибок, происходящих в компании. После нововведения число таких желающих сократится.

Это касается добровольного аудита, что же говорить об обязательном.

За непроведение обязательного аудита нет никаких последствий, ведь даже аудиторское заключение теперь не входит в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (из закона №402-ФЗ “О бухгалтерском учете”), представляемой в налоговые органы, а поэтому налоговые органы не вправе штрафовать компанию.

Мы полагаем, что в связи с введением нового закона доверие к аудиторским компаниям со стороны клиентов может снизиться, и, как следствие, аудиторы начнут терять своих клиентов.

Анна Кунегина, заместитель генерального директора ООО «Нексиа Пачоли»:

Тайна сия велика есть

                               А. П. Чехов

Для того чтобы ответить на этот вопрос, сначала надо спросить себя: “Где я хочу жить? В цивилизованной стране, где требования законов исполняются, а к тем, кто их не соблюдает, применяются установленные опять-таки законом меры? Или в стране, где живут “по понятиям”? В зависимости от выбора очевидным становится и ответ на вопрос об аудиторской тайне. Речь идет не об отмене этого понятия вообще, а о присоединении России к общемировому подходу в отношении преступлений в сфере экономики. Это вопрос национальной и международной, не побоюсь этого слова, безопасности.

А если более приземленно, то давайте разберемся, что требуется от аудитора в отношении налогов согласно действующим стандартам сейчас: рассмотреть вопросы соблюдения налогового законодательства, при выявлении искажений оценить, результатом недобросовестных действий или ошибки они явились, предложить менеджменту и лицам, отвечающим за корпоративное управление, внести необходимые исправления. Затем проверить, как эти исправления внесены, и оценить, оказывают ли влияние неисправленные искажения на проаудированную отчетность (это, конечно, очень схематичный порядок работы, но здесь у нас не учебник по аудиту). Я не вижу оснований для беспокойства ни у аудиторов, ни у их клиентов, в случае если данный порядок соблюден. Ничего нового налоговики при снятии аудиторской тайны с этой информации не получат, если уже ранее клиент внес необходимые исправления, сдал налоговые декларации и доплатил неверно определенные суммы.

Когда речь идет о том, что у аудиторов могут запросить копии документов клиента, собранные ими как аудиторские доказательства в подтверждение порядка исчисления налогооблагаемой базы и сумм налогов, то и это не повод для беспокойства. Если Клиент предоставлял достоверные сведения, то никому такая “встречная проверка” не повредит. Если нет, это значит, что Клиент ввел аудитора в заблуждение – и о каких доверительных отношениях в этом случае можно говорить?

Я надеюсь, что под “доверительными отношениями” не подразумевается совместная с клиентом деятельность аудитора по так называемой оптимизации налогов, о которой действительно не следует рассказывать налоговикам, но совсем по другой причине, и это никак не укладывается в рамки деятельности в соответствии с законодательством….

В общем, при формировании своего отношения к грядущим переменам, мне кажется, нужно опасаться, чтобы нам не сказали: “ аудиторская тайнааудиторские ошибки”.

Источник: https://gaap.ru/articles/Konets_auditorskoy_tayny_v_Rossii/

Смотри! Закон об отмене аудиторской тайны с 2018 года: изменения, свежие новости

Аудиторская тайна: что может измениться?

Реклама

Не так давно правительством был принят новый законопроект, дающий право налоговой службе проверять аудиторскую информацию, полученную в процессе проверки фирм и компаний.

Новый законопроект, по сути, не дает права налогоплательщикам отказаться от совместной работы с налоговой службой, поскольку теперь аудиторы будут вынуждены предоставлять налоговикам, имеющиеся у них, результаты проверок.

Естественно, подобные изменения в законодательстве не могли не обратить на себя внимание. Так, в налоговой службе, принятие нового законопроекта, конечно же, одобряют, ведь это даст доступ к информации об интересующих их фирмах. С другой стороны – сообщество аудиторов явно не в восторге от грядущих изменений.

Аудиторы акцентируют внимание на том, что принятие законопроекта несет в себе значительные риски, большая часть которых связана с раскрытием профессиональной тайны, из-за чего многие фирмы просто перестанут с ними сотрудничать. Несмотря на кардинально отличающиеся взгляды, правительство уже довольно давно предпринимает попытки сделать данные аудиторских отчетов доступными для сотрудников налоговой службы.

Кроме того, по прогнозам, закон вступит силу уже в 2018 году. А поскольку законопроект был крайне негативно принят аудиторским сообществом, политики стараются как можно аккуратнее поднять этот вопрос снова. Но на этот раз, вопрос не стали откладывать в долгий ящик, и приняли законопроект об отмене аудиторской тайны.

Стоит отметить, что пока новый закон еще не действует, сотрудникам налоговой службы строго воспрещается хранить и использовать информацию, которая определена как аудиторска или адвокатская тайна. Но в 2018 ситуация изменится, поскольку в Минфине собираются разрешить ФСН использовать абсолютно всю информацию, которой располагают аудиторы.

Таким образом, сотрудники налоговой службы будут иметь доступ не только к тем документам, которые используются для начисления налогов, но и к документам, полученным аудиторами для бухгалтерской и налоговой проверок, а также документам, связанным со структурными изменениями компаний, например реорганизацией.

Важно упомянуть, что представители компаний, специализирующихся на аудите также акцентируют внимание на недостатках и противоречиях законопроекта, которые негативно сказываются на его эффективности

Так, например, в новом законе не прописаны сведения, которые могут запрашиваться налоговой службой – из-за того, что этот перечень до сих пор не был разработан.

Как известно, особенностью аудиторской проверки является выборочность, то есть у проверяющей компании попросту может не оказаться тех сведений, в которых заинтересована налоговая служба.

Но при этом, законом предусмотрен штраф за сокрытие или непредставление налоговой службе необходимой информации.

Не так давно участники профсоюзов финансовых работников и участники аудиторского сообщества решили обратиться в комитет по фин. рынку Госдумы, с просьбой отменить законопроект.

В свою очередь, в ведомстве заявили, что рассмотрят все претензии, а также предложения и постараются устранить недостатки закона.

То есть, вполне вероятно, что закон не отменят, а наоборот – доработают, сделав его менее спорным.

Последствия принятия законопроекта

Невозможно отрицать тот факт, что принятие законопроекта повлечет за собой некоторые последствия, среди которых:

  • Подрыв доверия к аудиторам.
  • Появление «теневых» аудиторских компаний.
  • Дополнительные расходы на сбор и подготовку документов для ФСН.
  • Обход законодательства.
  1. Прежде всего, принятие законопроекта спровоцирует подрыв доверия к аудиторам и процессу аудита, в целом, ведь доверительные отношения между проверяющими и налогоплательщиками существуют благодаря профессиональной тайне. Именно понятие профессиональной тайны позволяет компаниям передавать необходимую информацию для проверки, при этом не боясь утечки данных. Таким образом, если та информация, которая передается аудиторам станет доступной для третьей стороны, многие компании скорее всего откажутся от добровольных проверок. Кроме того, новый законопроект сделает аудиторов практически внештатными сотрудниками налоговой службы, поскольку все данные, переданные для проверки могут быть в любой момент изъяты ФСН.
  2. Среди последствий также выделяют возможность появления «теневых» аудиторских фирм, данные проверок которых станут попросту недоступными для налоговиков. Кроме того, с рынка пропадут проверенные и законные аудиторские фирмы, что также негативно скажется на качестве предоставляемых услуг.
  3. Если законопроект все-таки примут, аудиторы будут вынуждены выделять дополнительные средства на подготовку и сбор документов, для ФСН. Конечно, дополнительные затраты будут включены в стоимость проверки, что явно не понравится руководству компаний.
  4. Согласно мнению экспертов, большинство аудиторских фирм попробует обойти законодательство, чтобы не передавать данные ФСН. Так, название некоторых услуг может быть настолько изменено, что налоговики вряд ли смогут предугадать какая информация была проверена. Например «проверка отчетности» может быть легко переименована в «консалтинговые услуги». Несомненно, это может усложнить деятельность аудиторов и может повлечь за собой другие негативные последствия.

Из списка становится ясно, что законопроект, на данный момент, имеет множество недостатков, которые должны быть устранены для нормальной работы как аудиторских фирм, так и налоговой службы, исключая «поддельный аудит». Таким образом, если правительство все же примет решение о вступлении в силу нового закона, то он должен быть проработан соответствующим образом, основываясь на мнении всех участников финансового рынка.

-новость

Статья написана для сайта https://mana.su

Какая зарплата Вам нужна для счастья?

  • От 100.000 до 200.000 рублей 33%, 2082 голоса2082 голоса 33%2082 голоса – 33% из всех
  • От 50.000 до 100.000 рублей 23%, 14551455 23%1455 – 23% из всех
  • От 500.000 рублей 15%, 956956 15%956 – 15% из всех
  • От 400.000 до 500.000 рублей 11%, 716716 11%716 – 11% из всех
  • От 200.000 до 300.000 рублей 11%, 711711 11%711 – 11% из всех
  • До 50.000 рублей 6%, 393 голоса393 голоса 6%393 голоса – 6% из всех

Источник: https://mana.su/zakonoproekt-ob-otmene-auditorskoy-tayny-s-2018-goda

Аудиторская тайна в России

Аудиторская тайна: что может измениться?

Авторы:

В продолжение недавней новости. Мы решили уточнить у экспертов, как сейчас в России обстоят дела с охраной аудиторской тайны – не банковской, а именно аудиторской. Спросили также, поддерживают ли они новые предложения Минфина, способные заставить аудиторские организации делиться информацией с налоговиками без согласия клиента. Вот какие комментарии нам удалось получить…

Надежда Короткова, генеральный директор ООО “Достоверный Анализ – Аудит”:

Минфин РФ предлагает внести поправки в аудиторское и налоговое законодательство, которые предполагают, что аудиторская тайна больше не будет относиться к конфиденциальной информации, которую запрещено разглашать.

Аудиторам вменяется в обязанность предоставлять налоговым органам по их требованию сведения и документы, составляющие аудиторскую тайну без предварительного письменного согласия своих клиентов. За нарушение этих положений планируется штраф по ст. 126 НК (непредставление налоговому органу необходимых сведений).

Таким образом, информация, содержащаяся во внутренних документах клиентов аудиторских компаний, которые оказывают аудиторские, налоговые, бухгалтерские услуги, станет доступной для налоговых органов. А ведь аудиторская тайна в настоящее время является одним из основополагающих требований Федерального Закона “Об аудиторской деятельности” № 307-ФЗ (Статья 9).

По нашему мнению, запрет нарушения конфиденциальности аудиторской тайны в части налогового контроля, может повлечь негативные последствия не только для аудиторов, но и самих налогоплательщиков. Доверие к аудиторским компаниям со стороны клиентов снизится, и как следствие, аудиторы начнут терять своих клиентов, а это значит, что рынок аудиторских услуг сократится еще более существенно.

В настоящее время рынок аудиторских услуг находится в кризисе, особенно это касается небольших компаний. А уважаемый Минфин придумывает все новые и новые поправки в законодательство, которые ухудшают положение аудиторских компаний.

Может быть, Минфину следует внести хотя бы одну полезную поправку в законодательство, которую когда-то он планировал – например, штраф за непроведение обязательного аудита? Сейчас специальных штрафов за непроведение обязательного аудита не предусмотрено.

А то как же, господа, получается? С одной стороны, обязательный аудит делать необходимо, ведь он обязательный, а с другой – необязательно, никто не накажет!

Наталья Малофеева, председатель совета директоров, партнер аудиторской компании МКПЦ:

Вопрос о “посягательстве” налоговых органов на аудиторскую тайну не новый: в рассматриваемом контексте он возник, насколько мне известно, еще в 2013 году.

Российская Федерация собиралась в то время завершить переговоры по вступлению в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в связи с чем законодательство РФ было подвергнуто проверке со стороны этой организации на предмет его соответствия стандартам ОЭСР, в том числе в области обмена налоговой информацией.

В своем докладе по транспарентности и обмену информацией в целях налогообложения ОЭСР дала Российской Федерации рекомендацию обеспечить на законодательном уровне доступ налоговых органов к сведениям и документам, составляющим аудиторскую тайну, для последующего предоставления таких сведений и документов по запросам уполномоченных органов иностранных государств.

При этом Федеральная налоговая служба, подведомственная Министерству финансов РФ, которая, насколько мне известно, и являлась автором законопроектов (обсуждавшихся вариантов проектов было несколько), воспользовавшись этой рекомендацией, решила получить из этого для себя максимальную выгоду: если можно получать у аудиторов сведения для предоставления информации по запросам налоговых органов других государств, то чем хуже внутренние потребности российских налоговых органов? И кстати, эти внутренние потребности в законопроекте были поставлены на первое место (смотрите, например, проект “О внесении изменений в статью 93.1 части первой Налогового кодекса Российской Федерации”, одобренный Советом по аудиторской деятельности 20 марта 2014 года (протокол № 2) и опубликованный на сайте МФ РФ 31.03.2014). А вот истребованию документов у аудиторов на основании запросов уполномоченного органа иностранного государства в законопроекте отводится только второе место.

Как известно, в марте 2014 года процесс вступления Российской Федерации в ОЭСР был приостановлен на неопределенное время. Перефразируя известное высказывание, “вопрос отложен, а осадок остался”.

Безусловно, такая норма, если она будет принята, ничего хорошего ни аудиторам, ни их клиентам не сулит.

На мой взгляд, имеет место полное непонимание со стороны авторов законопроекта того, что же такое аудиторская тайна, и зачем она вообще нужна.

И очень печально, что это непонимание присутствует именно у государственного органа, регулятора аудиторской деятельности — Министерства финансов РФ и подведомственной ему Федеральной налоговой службы.

Причем, это непонимание прослеживается не только в отношении запроса налоговой информации.

Возможность неограниченных “посягательств” на аудиторскую тайну заложена уже в сам Федеральный закон “Об аудиторской деятельности”, согласно части 4 статьи 9 которого “передача сведений и документов, составляющих аудиторскую тайну, третьим лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены … федеральными законами, не является нарушением аудиторской тайны”.

Почему бы примеру налоговых органов не последовать другим органам государственного контроля или правоохранительным органам?

Кстати, авторам законопроекта хотелось бы порекомендовать ознакомиться с законодательством других государств, которые уже входят в ОЭСР, в части санкционирования доступа налоговых органов к сведениям, составляющим аудиторскую (или аналогичную) тайну.

Так, например, в Италии Указ Президента № 633/1972 предусматривает, что налоговые органы могут получить доступ к конфиденциальной информации аудитора только в случае, когда у них есть основания считать, что налогоплательщик совершил налоговое преступление, и только на основании официального запроса генеральной прокуратуры.

Французский Торговый (коммерческий) кодекс предусматривает, что аудиторы и аудиторские организации обязаны соблюдать конфиденциальность любой информации, полученной или произведенной во время проведения аудита, поскольку она составляет профессиональную тайну. Кодекс о налоговых процедурах предусматривает, что налоговые органы не вправе запрашивать информацию об оказанных услугах у лица, на которое распространяется законодательство о какой-либо профессиональной тайне.

В Великобритании Финансовый закон 2008 года устанавливают, что аудитор (аудиторская организация) не обязан отвечать на запросы налоговых органов в отношении предоставления информации (документов), полученных и созданных аудитором в процессе выполнения профессионального задания.

Налоговый кодекс Германии предусматривает, что аудиторы вправе отказаться предоставлять информацию и документы, полученные ими в процессе осуществления профессиональной деятельности, налоговым органам, поскольку такая информация составляет профессиональную тайну.

А законопроект нашего налогового ведомства (опять же, предлагаю обратиться к варианту, размещенному на сайте Минфина России 31.03.2016) устанавливает обязанность аудиторов предоставлять имеющиеся у них документы клиентов на основании запроса налогового органа в связи с проведением любых мероприятий налогового контроля (а к ним относятся не только налоговые проверки).

Более обстоятельно комментировать инициативы Минфина сегодняшнего дня по этому вопросу можно, только имея конкретный текст очередного варианта проекта.

Артем Денисов, управляющий партнер юридической компании “Генезис”:

Аудиторская организация не может быть источником получения информации о деятельности юридического лица или предпринимателя, которому оказывались услуги, независимо от того, какой характер носили полученные сведения (общедоступный или ограниченного доступа).

Срок действия режима конфиденциальности в отношении сведений, составляющих аудиторскую тайну, законом не установлены. Это означает, что аудиторы обязаны сохранять в тайне конфиденциальную информацию об операциях клиентов, полученную при оказании профессиональных услуг без ограничения сроков и вне зависимости от продолжения или прекращения непосредственных отношений с ними.

Нормы, устанавливающие режим аудиторской тайны, направлены прежде всего на защиту личных интересов проверяемых лиц. Тем не менее, отношения по поводу аудиторской тайны связаны с компромиссом между частными и публичным интересами. Поэтому весьма важное значение приобретает вопрос о доступе к сведениям, составляющим аудиторскую тайну.

Законодатель с учетом интересов частных лиц устанавливает правило о предоставлении третьим лицам сведений, составляющих аудиторскую тайну, только с письменного согласия клиента аудитора.

Но поскольку в ряде случаев имеют значение и публичные интересы, то законодательными актами могут устанавливаться случаи затребования таких сведений. Порядок предоставления конфиденциальных сведений Законом об аудиторской деятельности не определен.

Нормы, устанавливающие материально-правовые и процессуальные основания для направления запроса, определяющие круг лиц, уполномоченных совершать такой запрос, а также нормы, предъявляющие требования к форме запроса и сроках ответа, содержатся в других законодательных актах.

В то же время действующее законодательство устанавливает ряд ограничений на истребование информации, составляющей профессиональную тайну аудиторов. Так, п. 4 ст.

82 НК РФ установлено, что при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности,аудиторскую тайну. В пункте 2 ст.

90 НК РФ предусмотрено, что не могут допрашиваться в качестве свидетеля лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности, аудиторов.

Светлана Крапивенцева, руководитель практики МСФО компании КСК групп:

Острая конкуренция на рынке консалтинговых и аудиторских услуг, а также связанные с оказанием ряда консалтинговых услуг риски заставляют аудиторские компании ревностно относиться к охране аудиторской тайны. Это гарантирует возможность продолжения отношений с действующими клиентами, а также обеспечивает положительную репутацию на рынке, вызывает доверие со стороны новых и потенциальных клиентов.

Конфиденциальность (аудиторская тайна) – один из фундаментальных принципов аудиторской деятельности, прописанный в Законе № 307-ФЗ от 30.12.2008 г. “Об аудиторской деятельности”, в федеральных и международных стандартах аудита.

Сама система независимого аудита связана с тем, чтобы убедить пользователей и общество в достоверности отчетности без раскрытия излишне “конкретной” информации, которая представляет собой ценность и недоступна за пределами компании.

Отдавая себе отчет в важности соблюдения конфиденциальности, мы, безусловно, не поддерживаем данные инициативы. Аудируемая отчетность предназначена для акционеров и собственников бизнеса, поэтому, оплачивая услуги аудиторов, компания должна получать доверие со стороны пользователей и сокращение рисков, но не наоборот.

У нас сохраняются сомнения в том, могут ли полученные таким образом сведения использоваться в качестве доказательств, например, при судебных разбирательствах между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Многие полагают, что это сократит доверие к самим аудиторам. Мы считаем, что серьезные аудиторские компании обеспечат такую систему рабочих документов, которые при полном соответствии аудиторским стандартам не дадут возможности налоговым органам использовать их против аудируемого лица.

Татьяна Безус, руководитель департамента аудита АКГ “МЭФ-Аудит”:

Полагаю, все наше аудиторское сообщество не поддерживает эту идею. Безусловно, подобная норма не добавит доверия аудиторам со стороны их клиентов. Кроме того, данную инициативу можно рассматривать как способ переложить на плечи аудиторов часть чужой работы.

Сергей Елин, руководитель аудиторско-конслтанговой группы “АИП”:

Я против этих нововведений, поскольку они негативно скажутся на аудиторской отрасли. Сейчас рынок аудиторских услуг находится в очень непростой ситуации. Многие компании страдают из-за спада спроса на их услуги.

В результате предложений Минфина доверие со стороны бизнеса к независимым аудиторским организациям будет подорвано.

Компании будут стараться держать максимально закрытыми вопросы налогового контроля и налоговой безопасности.

: 8 июля 2016

Источник: http://www.uf-k.ru/publication/auditorskaya-tayna-v-rossii.html

Как ФНС будет использовать информацию аудиторов против бизнеса?

Аудиторская тайна: что может измениться?

Законопроект «О внесении изменений в статьи 82 и 93.1 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» посвящён отмене аудиторской тайны. Законопроект внесён Правительством.

Сейчас вы узнаете, что это значит.

Что произошло?

Вносятся изменения в статьи 82 и 93.1 НК. В этих статьях идёт речь о налоговом контроле и возможностях ФНС истребовать документы о налогоплательщике.

Законопроект даёт ФНС возможность потребовать у:

  • аудиторских организаций;
  • индивидуальных аудиторов;

документы и информацию, касающуюся исчисления и уплаты налогов. Налоговики смогут требовать у аудиторов информацию, которую те получили от налогоплательщика, оказывая ему следующие услуги:

  • бухгалтерское и налоговое консультирование;
  • постановка, восстановление, ведение бухучёта и налогового учёта;
  • составление бухгалтерской (финансовой) отчётности;
  • консультирование по вопросам управления, реорганизации и приватизации компаний;
  • юридическая помощь, консультации по правовым вопросам, представительство в судах по гражданским делам и административным делам, в спорах с налоговой, таможней, органами госвласти и муниципалитетами;
  • автоматизация бухучёта, внедрение информационных технологий;
  • оценочная деятельность;
  • составление бизнес-планов, разработка и анализ инвестиционных проектов;
  • научная работа в области аудиторской деятельности;
  • обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.
  • Если законопроект будет принят, то ФНС сможет получить от аудиторов информацию, которую они сами получили от бизнеса в процессе оказания вышеперечисленных услуг.

Что это значит и пример из нашей практики

Это значит, что аудиторской тайне как таковой конец. Налоговики смогут получать от аудиторских организаций всю информацию, включая документы о налогоплательщике. И конечно, доначислять налоги на основании этих документов.

Мы думаем, что Правительство решило просто облегчить деятельность налоговой. Зачем самим поднимать и исследовать массу информации, если есть аудиторы, которые могли уже найти кое-что «интересное» о деятельности налогоплательщика? Нужно просто взять у них эту информацию и доначислить налоги. Экономия времени и сил. Ловко придумано.

В практике нашей компании  уже был случай, когда ФНС попыталась использовать в своих интересах результаты аудиторской проверки.

Аудиторы проводили проверку крупной компании, завозившей товары из-за рубежа.

При этом, аудиторы обратили внимание на неоднозначность в судебно-правовом подходе о ставке НДС (10% или 18%) при ввозе этого товара на территорию РФ.

 Имелись несколько разъяснений, согласно которым эта ставка должна составлять 18%, тогда как сложившаяся практика с таможенными органами позволяла растомаживать товар по ставке 10%.

В ходе выездной налоговой проверки инспекция попросила обосновать затраты на услуги аудиторов и запросила отчет (аудиторское заключение) в котором увидела спорную позицию и на этом основала результаты своей проверки. Суд был долгий и сложный, но наши юристы его выиграли.

Обратите внимание на один момент: налоговая сможет требовать у аудиторов информацию по «представлению интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве». Если аудитор пропишет для клиента стратегию ведения суда против налоговой, последняя получит доступ к этому документу. Это всё равно что в руки неприятеля попадёт план сражения.

Некоторые компании становятся заложниками этого законопроекта

Статья 5 закона «Об аудиторской деятельности» говорит о том, что некоторые компании обязаны проводить аудит, причём ежегодно. Список из случаев, когда необходимо проводить обязательный аудит, растянулся на 69 пунктов. В него входят:

  • акционерные общества;
  • федеральные государственные унитарные предприятия;
  • фонды;
  • публично-правовые компании;
  • кредитные организации;
  • страховые компании;
  • бюро кредитных историй;
  • профессиональные объединения страховщиков;
  • другие.

Это небольшая часть списка, но даже по этой части можно понять, что под действие законопроекта, если он будет принят, попадёт огромное количество компаний.

Несколько выводов

Значение этого законопроекта очевидно. И всё же проговорим выводы из статьи:

  1. наступление на бизнес ведётся со всех сторон. Теперь государство в лице Правительства, Госдумы и ФНС хочет сделать и аудиторов орудием в своих руках;
  2. аудиторы будут обязаны представить в налоговую любые документы, касающиеся аудируемой деятельности налогоплательщика, поскольку состав сведений, которые может затребовать ФНС, в законопроекте не ограничен;
  3. трудно сказать, как поведут себя аудиторы, если законопроект будет принят. Возможно, возникнет «теневой» аудит, когда в официальном аудиторском заключении всё «гладко», а настоящие проблемы аудируемой компании прописаны в «неофициальных бумагах».

Мы следим за тем, как этот законопроект будет реализовываться, если дойдёт до его реализации. Подписывайтесь на новости, и вы будете в курсе всего самого важного из области налогов.

Источник: https://nalog-advocat.ru/auditorskaya_taina/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.