Банкротство компаний с участием налоговиков

Содержание

Риски для бизнеса при банкротствах выросли

Банкротство компаний с участием налоговиков

Налоговики не готовы оставить деньги владельцам банкротов

А. Астахова / Ведомости

Налоговики стали вести себя в банкротстве агрессивно, как банки, рассказывает директор группы налоговых споров KPMG Антон Зыков: следят за арбитражными управляющими, активно проверяют компании, которым грозит банкротство, а долги взыскивают с их владельцев и директоров. Бюджет за первое полугодие получил от банкротов налогов больше, чем за весь 2015 год, – 31 млрд руб. против 28 млрд, приводит данные федеральный чиновник.

Банкротство от ФНС

Многие владельцы и директора компаний, понимая, что не смогут расплатиться по налогам, начинали заранее выводить активы, чтобы при банкротстве брать уже было нечего, рассказывают юристы.

Есть много способов сделать это: через платежи фирмам-однодневкам, займы, вклады в новые компании, продажу активов по заниженной цене, говорит Юлия Литовцева из «Пепеляев групп».

Еще один способ – реорганизация и передача активов новой компании, которая начинает их перепродавать, чтобы отдалить от банкрота, продолжает она: старой же компании остаются только долги.

Налоговики не использовали все возможные инструменты для мобилизации средств в бюджет, констатирует арбитражный управляющий Евгений Семченко.

«Ситуацию удалось переломить за счет изменения концепции: приоритетом стало взыскание сумм в бюджет», – уверен замруководителя ФНС Сергей Аракелов: с января 2016 г.

в службе и каждом территориальном управлении появились специальные отделы по банкротству, которые подключаются к работе уже на стадии проверок. А с сентября заработают поправки в законодательство, которые расширят полномочия налоговиков (см. врез).

Специалисты по банкротству приходят во время обычных налоговых проверок даже в компании, которые регулярно платят налоги, подтверждает Зыков: собирают данные об активах и акционерах.

Они подключаются, если доначислено более 10 млн руб. налогов, а для московских и питерских компаний повышенная планка – 50 млн руб., рассказывает федеральный чиновник.

Еще один повод – риск вывода активов, продолжает он, например, если за три года активы резко сократились.

Но налоговики запускают банкротство, если есть шанс получить деньги, говорит федеральный чиновник. Банкротств по инициативе ФНС стало намного меньше – в 2,6 раза, а с участием службы – не намного больше (32 200, см. график). Средняя сумма недоимки в первом полугодии не изменилась и даже снизилась на 3 млн руб. с 2013–2014 гг.

Страшная ответственность

Даже после ликвидации компании и исключения из ЕГРЮЛ налоговики могут восстановить компанию в реестре, провести повторную проверку и привлечь к субсидиарной ответственности руководство и владельцев, говорит Литовцева.

Новые права

С сентября налоговики при проведении торгов смогут сами утверждать их условия и определять их организатора. На полгода будет увеличен срок включения в реестр требований кредиторов, чтобы не допустить ускоренного банкротства без налоговой проверки.

Это реальный риск, согласен Семченко: еще пару лет назад приходилось объяснять, что это такое, теперь о субсидиарной ответственности знают все директора, в половине случаев налоговики даже сами подают заявление.

А с сентября поправки в закон о банкротстве увеличат с двух до трех лет срок, в течение которого налоговики после запуска банкротства могут искать лиц, контролировавших компанию, для привлечения к субсидиарной ответственности.

Правда, привлечь к субсидиарной ответственности еще не значит получить деньги, предупреждает Семченко: «В моей практике не было ни одного случая, чтобы директор полностью рассчитался».

Сумма действительно невелика, признает федеральный чиновник, – около 120 млн руб. за январь – июнь, но это на 70% больше, чем годом ранее.

Судебная практика неоднозначная, говорит Литовцева: например, как оценить вклад каждого из директоров, работавших два года до банкротства компании.

Но топ-менеджеры рискуют не только деньгами: с 2016 г. налоговики могут и дисквалифицировать их за отказ от добровольного банкротства при неплатежеспособности.

Задача – привлекать к ответственности не номинальных директоров, а реальных бенефициаров компаний, говорит федеральный чиновник.

Первое решение о дисквалификации директора ООО «СУ «Трансводстрой» за неподачу заявления о банкротстве в августе принял Арбитражный суд Белгородской области.

Чаще налоговики стали жаловаться и на арбитражных управляющих, рассказывает партнер юрфирмы «Юст» Александр Боломатов. По данным ФНС, за первые полгода 2016 г. был одобрен 61% жалоб против 13% годом ранее.

Больше всего претензий по необоснованным расходам управляющих, говорит Семченко, например, налоговики могут придраться, что управляющий поехал на переговоры не на поезде, а полетел самолетом, да еще и бизнес-классом.

Расходы управляющих оцениваем, но большинство жалоб связано с неисполнением закона, не согласен чиновник, например, если арбитражный управляющий нарушает очередность платежей. Чаще налоговики стали сами оспаривать сделки управляющих, говорит Семченко.

Не платить по долгам и уходить в контролируемое банкротство стало рискованнее, признает Семченко. Но налоговики могут и перегнуть палку, предупреждает Боломатов, если риски станут чрезмерными, то никто не захочет быть директором, готовым отвечать за свой бизнес. Может вернуться время подставных директоров, которые не занимаются бизнесом, а только выполняют роль ширмы, согласна Литовцева.

Источник: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2016/08/22/653902-nalogoviki-perekladivayut-dolgi-vladeltsev-direktorov-kompanii

Налоговая начинает и выигрывает

Банкротство компаний с участием налоговиков

Почти год обсуждается законопроект о санации предприятий, предполагающий разделение реабилитационных и ликвидационных процедур (см. «Как выписаться из морга», «Э-У» № 5 от 01.02.2016). Законодательство до сих пор работает не на восстановление платежеспособности предприятия-должника, а на признание его банкротом и последующую ликвидацию.

Государство занято выколачиванием долгов по налоговым обязательствам. 1 сентября этого года вступили в силу изменения в федеральный закон о несостоятельности (банкротстве), принятые 23 июня 2016 года.

Они существенно расширили права налоговых органов в части привлечения к ответственности выгодоприобретателя, оспаривания сомнительных сделок, сроков включения в реестр требований кредиторов.

Как новеллы в законодательстве могут повлиять на процедуру банкротства, «Э-У» рассказывает заместитель руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области Ольга Голендухина:

— Прежде всего отмечу, что эти изменения касаются дел, которые возбуждены после 1 сентября 2016 года или дел, возбужденных до указанной даты, но по которым после 1 сентября введена какая-либо процедура банкротства (изменения подлежат применению в части введенной процедуры банкротства).

Априори виновен

— У налоговиков появилась возможность привлечения к субсидиарной ответственности бенефициаров?

— Это очень важное изменение, которое позволяет нам привлекать к субсидиарной ответственности не номинальных директоров, а именно выгодоприобретателей, то есть лиц, которые реально стоят за предприятием.

Чтобы установить, кто же этот выгодоприобретатель, нам раньше был установлен максимальный срок два года. Теперь — три года. Мы смотрим, с помощью каких механизмов выгодоприобретатель мог оказывать влияние на результаты сделок, которые привели к банкротству, изучаем должностные или родственные связи для определения статуса этого выгодоприобретателя.

— Как именно вы получаете информацию о выгодоприобретателях?

— Нарабатываем ее в процессе мероприятий налогового контроля. Исследуется хозяйственная деятельность предприятия, кто заключал договоры, при каких условиях, анализируются контрагенты, взаимозависимость с ними. Работа долгая, кропотливая. Поэтому нам иной раз не хватало срока, установленного законом.

— Директор должен оправдываться за банкротство возглавляемого им предприятия?

— Внесенными изменениями установлена презумпция вины директора предприятия. Раньше необходимо было доказать, что есть причинно-следственная связь между действиями директора, его управленческими решениями и банкротством предприятия. Сейчас априори считается, что действия руководителя привели к банкротству предприятия. Теперь он должен в суде доказывать, что это не так.

— Точно так же, как и в случаях со сделками, совершенными в период подозрительности — за три года до даты подачи заявления на банкротство?

— Да, в случае совершения в период подозрительности сделок, которые повлекли за собой негативные последствия для кредиторов, должник должен доказать отсутствие либо негативных последствий, либо причинно-следственной связи между совершенной сделкой и наступившими последствиями. 

Нововведение в том, что сейчас больше возможностей для оспаривания сомнительных сделок — сделка считается повлекшей негативные последствия для кредиторов не только тогда, когда уже в момент сделки предприятие обладало признаками неплатежеспособности или признаками недостаточности средств для исполнения своих обязательств, но и в тех случаях, когда предприятие стало неплатежеспособным именно в результате данной сделки.

Плюс полгода

— Налоговики теперь получили исключительное право, касающееся срока включения в реестр требований кредиторов?

— Это изменение в законодательстве нас порадовало больше всего. Раньше налоговым органам было предоставлено право включаться в реестр требований кредиторов в ходе процедуры конкурсного производства по общему правилу — в течение двух месяцев после публикации.

Если мы в эти два месяца не включаемся в реестр, а позже выявляем определенные обязательства должника по налоговым платежам, то мы уже будем за реестром. В этом случае фискальный результат, как правило, нулевой, потому что кредиторам, которые находятся за реестром, денег не хватает.

Теперь же нам можно еще в течение шести месяцев обратиться в суд для включения нас в реестр уже после его закрытия.

Налоговым органам не хватало для этого двух месяцев. Мы не просто должны начислить, но еще и обосновать в суде это начисление, поэтому выездные проверки длятся у нас, как правило, не два месяца, а гораздо дольше, в связи с необходимыми приостановлениями для сбора определенной доказательной базы — и по году. У нас много выездных проверок.

Когда мы выходим на предприятие с проверкой, бывают случаи, когда недобросовестные руководители и собственники начинают активно реализовывать имущество, чтобы лишить налоговый орган возможности взыскания доначисленных в ходе проверки платежей.

И к окончанию проверки они сами или их зависимое лицо инициируют банкротство. Налоговые органы попросту не успевают попасть в реестр, поскольку еще не имеют на тот момент вступившего в законную силу решения.

К тому же у налогоплательщика есть целый месяц на предоставление возражений. Законодательные нововведения дают нам возможность обратиться в суд, если обязательства налогоплательщика появились уже после закрытия реестра, и суд на законных основаниях включит нас в реестр.

Еще раз подчеркну, что это касается только тех дел, по которым конкурсное производство введено после 1 сентября 2016 года.

— Какие еще изменения в законодательстве о банкротстве вы бы отметили?

— Внесены изменения, касающиеся прав кредиторов. При конкурсном производстве сам кредитор теперь может самостоятельно утверждать условия проведения торгов, изменять количество лотов.

Раньше это делали только конкурсные управляющие, что нередко приводило к затягиванию процедур банкротства. Данное изменение хорошо тем, что сами кредиторы заинтересованы в реализации имущества по максимальной цене.

Поэтому наибольшее количество кредиторов будет удовлетворено при реализации имущества банкрота.

Кроме того, с 1 сентября 2016 года законодателем расширен перечень оснований, при наличии которых уплата налоговых платежей не может быть оспорена в рамках дела о банкротстве.

Также внесены изменения в части погашения требований кредиторов путем предоставления отступного.

Это изменение имеет существенное значение для налоговых органов, поскольку ранее, если имущество не реализовывалось, и конкурсный управляющий предлагал его кредиторам принять в качестве отступного, фискальный орган оставался ни с чем, так как Налоговым кодексом РФ не предусмотрена возможность уплаты налогов не в денежной форме, например, путем передачи имущества или уступки права требования по какому-либо обязательству.

Теперь обязательным условием соглашения об отступном является внесение на счет должника суммы денежных средств в размере, достаточном для погашения соответствующих требований кредитора или уполномоченного органа, удовлетворение которых законодательством Российской Федерации предусмотрено только в денежной форме. Данные нормы вступают в силу с 21 декабря 2016 года.

— Отразятся ли новые изменения на количестве банкротств?

— В целом за последние несколько лет в России наблюдается тенденция к увеличению количества предприятий-банкротов.

При этом со стороны налоговых органов количество поданных в суд заявлений о признании должника банкротом за первое полугодие этого года в сравнении с тем же периодом 2015 года уменьшилось в 2,6 раза, а в Свердловской области — вообще на порядки: по состоянию на 1 июля 2016 года нами инициировано только четыре банкротства юридических лиц, а за прошлый год было направлено в суд 174 заявления о признании должника банкротом. То есть инициатором банкротства все больше выступают иные кредиторы должника.

У нас изменилось отношение, мы смотрим на перспективу банкротства. Существуют определенные критерии, на основании которых налоговая служба обращается в суд о признании должника банкротом.

Сейчас мы ориентированы на то, чтобы обращаться в суд в том случае, когда понимаем, что банкротство как-то положительно повлияет на взыскание сумм, подлежащих к уплате налогоплательщиком.

Если есть перспектива оспаривания подозрительных сделок, если мы можем вернуть в рамках дела о банкротстве какое-то имущество обратно в собственность должника, тогда мы инициируем банкротство.

А если это бесперспективно, тогда используем другие рычаги, например, подачу гражданских исков в рамках уголовных дел, возбужденных в отношении лиц по налоговым преступлениям. И процент выигранных дел по гражданским искам у нас очень высокий.

Источник: http://expert.ru/ural/2016/38/nalogovaya-nachinaet-i-vyiigryivaet/

Последовательность действий налоговой инспекции при инициировании банкротства организации

Банкротство компаний с участием налоговиков

Экспертный анализ процесса банкротства должника по инициативе самого должника, конкурсного кредитора, уполномоченного органа, а также работника, бывшего работника должника, имеющие требования о выплате выходных пособий и оплате труда.

Одним из наиболее частых инициаторов банкротства компаний выступает Федеральная налоговая служба (далее – ФНС), уполномоченный орган Российской Федерацией представляющий ее интересы в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Указанные дела не являются чем то редким, а, наоборот, идут вторыми по количеству после заявлений других кредиторов (см. Решение АС Республики Ингушетии г.

Банкротство предприятия по заявлению налогового органа

Внимание

  • произвести инвентаризацию всего имущества должника, сформировав промежуточный баланс;
  • выбрать ликвидатора;
  • уведомить налоговую службу об издании решения о ликвидации;
  • опубликовать сообщение о ликвидации в «Вестнике государственной регистрации» путем проведения процедуры банкротства.

Но, важно помнить, что если до утверждения комиссии обнаружится неплатежеспособность должника, тогда упрощенная процедура проводиться не будет. Зато, если заявление подадут после начала процесса ликвидации, то она допускается. Важно! Не менее, чем за 15 дней до обращения в суд, должник обязан опубликовать уведомление о предстоящем банкротстве в официальном источнике.

По решению суда, в случае его согласия с правомерностью несостоятельности юр. лица, назначается конкурсное производство.

Инициирование процедуры банкротства уполномоченным (налоговым) органом

— Константин Николаевич, кроме того, что у компании набирается необходимая сумма задолженности по обязательным платежам — 300 000 руб.

без учета пеней и штрафов, не погашенная в течение 3 месяцев, какие еще условия должна соблюсти ИФНС для обращения в суд с заявлением о признании должника банкротом? — По общему правилу кредитор может инициировать процедуру банкротства должника, если его требования подтверждены судебным решением. Однако из этого правила есть исключения.

Аналитика публикации

Стрелецкий: Налоговый орган является уполномоченным органом в делах о банкротстве.

Поэтому при инициировании процедуры банкротства, а также в ходе этой процедуры он консолидирует всю задолженность налогоплательщика перед государственными внебюджетными фондами и перед федеральными органами исполнительной власти. Порог в 300 тыс. руб.

, достаточный для банкротства организации, определяется по ее совокупной задолженности: по налогам, страховым взносам и другим обязательным платежам.


Если инспекция выступает инициатором процедуры банкротства организации по налоговой задолженности, одновременно с подачей заявления в суд она уведомляет об этом государственные внебюджетные фонды и федеральные ведомства и запрашивает у них информацию о задолженности этой организации. А потом направляет полученные данные в суд для включения объединенной задолженности в реестр требований кредиторов.

Банкротство юридического лица по инициативе федеральной налоговой службы

УФНС;

  • выставление требования об уплате недоимки, штрафов и пеней; направление в банк инкассового поручения, постановления о приостановлении движения по счетам организации, возбуждение исполнительного производства;
  • обращение в арбитражный суд с заявлением о признании юридического лица банкротом;
  • подача в рамках дела о банкротстве заявления о привлечении генерального директора и учредителей (участников) общества к субсидиарной ответственности.

Действия налогового органа и подконтрольного арбитражного управляющего Учитывая, что порядок вынесения решения по результатам проверки мной описан ранее, как и сложившаяся арбитражная практика рассмотрения налоговых споров по необоснованной налоговой выгоде, то далее я рассмотрю мероприятия, инициируемые банкротными отделами налогового органа.

Порядок налоговой проверки компании при процедуре банкротсва

Таким образом, процесс от выставления ФНС требований о погашении задолженности об уплате налогов, штрафов и пени, с блокировки расчетного счета до подачи заявления в арбитражный суд о признания должника банкротом может растянуться с 30 дней до одного года.

Приоритетов в отношении погашения задолженности по обязательным платежам у ФНС нет, данные обязательства будут погашаться в соответствии с общей очередностью, установленной ст.

134 закона о банкротстве, то есть в третью очередь – со всеми остальными кредиторами, оплата которым не связана с выплатами по причинению вреда жизни и здоровью гражданам, а также выходных пособий и оплатой труда. При этом, размер задолженности значения не имеет.

Единственное преимущество ФНС в данной ситуации – налоговый орган может предложить свою кандидатура арбитражного управляющего.

Растущий налоговый долг — прямой путь к банкротству

Важно Налоговый орган получит информацию о восстановлении платежеспособности должника, т. е. обнаружит ликвидное имущество, либо руководитель должника или собственник имущества совершит действия, направленные на создание условий для погашения задолженности и т. д.

В случае же, когда у налоговиков нет информации об активах должника, достаточных для погашения судебных расходов по делу о банкротстве, они могут взять тайм-аут для поиска имущества. Тогда время на подачу заявления о банкротстве увеличивается до 1,5 лет.

Если у ФНС России нет сведений об имуществе должника, то, скорее всего, инспекция отложит подачу заявления о банкротстве, так как суды в настоящее время требуют, чтобы уполномоченный орган предоставил сведения об имуществе должника.

Налоговый орган должен приложить к заявлению о признании должника банкротом доказательства наличия у него имущества.

Какие действия предпринять если налоговая подала на банкротство

Если по концепции будет очевидно, что отложение подачи заявления может способствовать погашению долга, несомненно, такое решение будет принято. В противном случае формальные признаки наличия оснований не станут препятствием для подачи заявления.

— Можно ли подать в инспекцию заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате задолженности, чтобы избежать подачи заявления о признании должника банкротом? — Подать такое заявление можно. Но нужно четко понимать, есть ли основания для вынесения решения об изменении срока уплаты налогов.


Если речь идет о наиболее часто используемом основании — угрозе возникновения признаков банкротства, то должны, в частности, соблюдаться все критерии, установленные методикой Минэкономразвития.

Кроме того, отмечу, что факт подачи налоговым органом заявления о банкротстве не исключает возможности дальнейших согласительных процедур.

Участие налоговых органов в делах о банкротстве

Может ли суд прекратить дело о банкротстве из-за отсутствия у должника имущества, достаточного для погашения расходов по оплате процедур банкротства, если налоговый орган возражает против прекращения дела и готов профинансировать банкротство? Вправе ли ИФНС принимать на себя эти расходы? — Нет, у нас не стоит задача участвовать в банкротстве любой ценой, в том числе затрачивая бюджетные средства на финансирование экономически нецелесообразной процедуры. При отсутствии у должника средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, суд прекращает производство по делу. Главный вопрос здесь: есть ли доказательства наличия у должника имущества достаточной стоимости, на которое может быть обращено взыскание, либо возможность его обнаружения? Если мы его найдем, то, конечно, будем возражать против завершения процедуры банкротства.

Как получить банкротство по упрощенной схеме

Учитываются ли при определении суммы задолженности, достаточной для начала процедуры банкротства, штрафы и пени? Д.Ю. Стрелецкий: Нет, учитывается только основной долг, без пеней и штрафов.

Более того, дело о банкротстве может быть возбуждено, только если требования налогового органа подтверждены вступившим в законную силу решением суда или решением о взыскании задолженности за счет имущества должника.

То есть просто наличия не погашенной в течение 3 месяцев крупной задолженности по налогам недостаточно. Сначала необходимо применить весь комплекс мер взыскания этой задолженности, в том числе принять решение о ее взыскании за счет имущества налогоплательщика.

И только если оно оказалось не исполнено в течение 30 дней, инспекция может подавать в суд заявление о признании должника банкротом.
Взаимодействуют ли при этом налоговые органы с другими кредиторами, в частности с ПФР, ФСС? Д.Ю.

Источник: http://departamentsud.ru/posledovatelnost-dejstvij-nalogovoj-inspektsii-pri-initsiirovanii-bankrotstva-organizatsii/

В случае банкротсва какие сроки уведомить налоговую

Банкротство компаний с участием налоговиков

На налоговые органы, которые уполномочены представлять интересы Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве должников, возложены новые функции. На налоговые органы, которые уполномочены представлять интересы Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве должников, возложены новые функции. Соответствующие полномочия ФНС России расширены Законом № 391-ФЗ .

В каких случаях требования налогового органа в деле о банкротстве не подлежат удовлетворению?

Когда налоговый орган вправе требовать включения налоговых платежей в реестр кредиторов? Подлежит ли удовлетворению требование налогового органа, если новым законом была отменена налоговая обязанность? Включают ли в реестр требование об уплате пеней и штрафов за неисполнение обязанностей налогового агента?

Суды должны проверять обоснованность требований кредиторов независимо от наличия разногласий по ним между сторонами. Во вторую очередь судом исследуется вопрос о соблюдении налоговым органом обязательного досудебного порядка взыскания долга.

ФНС вправе обратиться в суд в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога Непринятие налоговым органом решения о взыскании долга за счет денежных средств налогоплательщика не всегда является безусловным основанием для вывода о том, что порядок взыскания долга был нарушен.

При наличии сомнений в соблюдении налоговым органом сроков, установленных ст.ст.

Как налоговая закрывает ООО

Можно выделить два вида ликвидации ООО: Также существует еще один вид, который, строго говоря, не является ликвидацией.

Это исключение фирмы из ЕГРЮЛ. Чтобы понять, как налоговая может закрыть ООО, полезно рассмотреть все эти способы.

Процедура состоит из следующих этапов: Инициировать закрытие компании может несколько организаций.

Среди них: Налоговая может запустить процесс по следующим причинам: Важно как можно раньше выяснить, какова причина иска, по которой были поданы документы в суд.

Когда устранить проблему легко, нужно сделать это как можно раньше. Бывает, что причиной становится такой момент, как фиктивный юридический адрес.

Если ликвидация происходит из-за грубых нарушений закона, то остановить процесс вряд ли получится. При наличии противозаконной деятельности следует готовиться к штрафам.

Банкротство компаний с участием налоговиков

В обзоре рассматривается неоднозначный вопрос привлечения руководителя должника к субсидиарной ответственности. Таким образом, решение о взыскании задолженности за счет иного имущества должника (ст.

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 и пункта 6 статьи 41 Закона о банкротстве возможность принудительного исполнения обязательных платежей не должна быть

Банкротство организации при наличии налоговой задолженности

Каждый предприниматель сталкивался с ситуацией, когда в процессе предпринимательской длительности возникает задолженность по НДС, налогу на прибыль, налогу на имущество, зарплатным налогам и пр. Как правило основная налоговая задолженность образуется по НДС.

Что делать в такой ситуации, какая ответственность может быть у предпринимателя при неуплате налогов? Звоните по номеру +7 (495) 995-58-54 Высылаете нам необходимые документы Мы защитим Ваши интересы в суде! Оставьте заявку и мы перезвоним Вам в течение 15 минут!

Особо крупный размер — увеличивает суммы налоговой задолженности — 10 000 000 р.

Как закрыть ООО в 2019 году

А может бросить компанию, перестать сдавать отчетность, и налоговая сама ликвидирует ее совершенно бесплатно?

Определите для себя, сможете ли Вы самостоятельно провести процедуру официальной ликвидации, оправданы ли страхи налоговой проверки, как минимизировать риски и в каком случае обращаться к помощи специализированных организаций. Все способы ликвидации подробно описаны в этой статье, а в конце даны рекомендации, как сделать выбор. Главное условие для того, чтобы добровольную ликвидацию можно было завершить, это отсутствие признаков банкротства.

Активов должно хватить для того, чтобы рассчитаться по всем обязательствам организации. Вопросы, которые становятся камнем преткновения, при принятии решения о добровольной ликвидации: будет ли выездная налоговая проверка?

На сколько процесс ликвидации может затянуться в связи с проведением проверки?

Гражданский кодекс РФ, ст.ст.

Налоговые интересы в делах о банкротстве

— Константин Николаевич, расскажите, пожалуйста, какую роль играют налоговые органы при банкротстве юридических лиц? Какими правами и обязанностями обладает Федеральная налоговая служба в этом процессе?

— А кто такие налогоплательщики с повышенным риском угрозы банкротства?

Каким образом Управление работает с такими налогоплательщиками? Предусмотрена ли для них какая-либо система помощи?

Правоприменительная практика подтверждает то, что существует ряд признаков, косвенно свидетельствующих о возрастающих рисках банкротства должника (контрагента).

К таким признакам можно отнести: Напротив, наличие значительных ликвидных активов, долгосрочных контрактных отношений с контрагентами, своевременность и полнота исполнения обязательств в своей совокупности могут свидетельствовать о минимальных рисках неплатежеспособности предприятия.

Ликвидация ООО в 2019 году: пошаговая инструкция

Ликвидация ООО – процесс достаточно сложный и длительный по времени.

Однако, если придерживаться определенных правил, то закрыть организацию можно и самостоятельно, не прибегая к помощи сторонних специалистов.

Организация может быть ликвидирована добровольно или по решению суда (все случаи перечислены в ст.

Стоит заметить, что комиссия может состоять всего лишь из одного человека – ликвидатора.

Паспортные данные каждого члена комиссии должны быть внесены в решение (протокол) о ликвидации.

Комиссия или ликвидатор наделяются всеми полномочиями по управлению делами общества.

Условия проведения ликвидации юридического лица

Ликвидация юридического лица — одна из форм прекращения деятельности юр. лица без передачи прав и обязательств.

В налоговую инспекцию подаются следующие документы:

  1. решение (протокол) общего собрания о прекращении деятельности и создании комиссии для ликвидации (в 2-х экз.).
  2. уведомление о прекращении деятельности с нотариально заверенной подписью;
  3. уведомление о создании комиссии, с нотариально заверенной подписью;

О начале ликвидации необходимо уведомить кредиторов.

Источник: http://152-zakon.ru/v-sluchae-bankrotsva-kakie-sroki-uvedomit-nalogovuju-12444/

Порядок налоговой проверки компании при процедуре банкротсва

Банкротство компаний с участием налоговиков

Банкротство позволяет компании с наименьшими издержками решить бизнес-проблемы и, в частности, служит хорошим способом избавиться от проверки со стороны налоговиков. Ведь инициация процедур банкротства зачастую отбивает у налоговых органов желание проверять юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, ведь шансы взыскания недоимки не превышают и 5%.

Но не всем компаниям выпадает возможность спокойно обанкротиться, не привлекая излишнего внимания со стороны контролирующих инстанций.

Ведь действующее законодательство (ФЗ о несостоятельности и Налоговый кодекс) не содержат никаких запретов на инициацию в отношении юрлица ревизии.

На практике вероятность назначения налоговой проверки при банкротсве зависит от комплекса факторов.

Вероятность налоговой проверки при несостоятельности предприятия

Рассмотрение в арбитражном суде ходатайства юридического лица или его кредиторов о признании компании банкротом зачастую снижает заинтересованность ФНС в проверках. Это связано с рядом причин:

  1. Низкая вероятность взыскания денежных средств (налоговые сборы входят в число кредиторских требований третьей очереди, до их погашения в ходе банкротства дело доходит редко).
  2. Невозможность налоговиков влиять на процедуру банкротства через участие в кредиторских собраниях (зачастую сроки ревизии не позволяют им стать полноправными участниками процедуры).
  3. Требования налоговиков зачастую не попадают в кредиторский реестр при банкротсве, что фактически сводит к нулю вероятность их удовлетворения (из-за длительных сроков самой ревизии, затягивания сроков обнародования и обжалования актов о взыскании недоимок инспекторы не успевают заявить о своих денежных требований до закрытия реестра).
  4. Начисление налоговых санкций и пени существенно ухудшает статистику налоговиков, в чем они не заинтересованы (например, такие показатели как собираемость налогов и сборов по Инспекции).

Именно из-за вышеизложенных причин налоговики, хоть и включают предприятие-потенциального банкрота в план проверок, но затем его благополучно исключают.

Но это применимо к завершающей стадии банкротства, такой как конкурсное производство.

Если же предприяте продолжает функционировать (находится на стадиях наблюдения, управления или на процедуре финансового оздоровления), сдавать декларации и уплачивать налоги, то камеральные проверки продолжат проводиться.

Если у юрлица на момент объявления о банкротстве образовалась солидная налоговая задолженность, то, вероятно, налоговики воспользуются своим правом и инициируют ревизию. В противном случае, вряд ли стоит ожидать их активизации.

Вероятность визита Федеральной Налоговой Службы можно снизить, выбрав альтернативный способ ликвидации – реорганизацию  компании.

Сроки проверки ФНС

Согласно действующему законодательству сроки налоговой проверки при банкротстве длятся не более 2-х месяцев (в исключительных случаях – до 3 месяцев). Но на практике этот период зачастую увеличивается, так как обычно процедура приостанавливается на определенный период, не включенный в отведенные два месяца.

После указанного двухмесячного срока у налоговых проверяющих будет еще два месяца для составления акта выездной проверки. Данный документ передается на ознакомление налогоплательщику и на процесс обжалования и рассмотрения возражений может уйти еще два месяца.

Таким образом, от момента начала налоговой проверки при банкротстве до вступления в силу решения о взыскании задолженности может пройти не менее полугода, но чаще и гораздо дольше.

Между тем, чтобы ФНС смогла принять участие в кредиторском собрании и повлиять на важнейшие вопросы процедуры банкротства (в частности, на выбор управляющего или введении той или иной процедуры), то она должна заявить о включении своих требований в реестр в течение месяца после появления в СМИ первой публикации о банкротстве. Но в том случае, когда налоговая проверка банкрота началась уже после старта процесса несостоятельности, то налоговики обычно не успевают с включением в реестр.

Порядок налогового контроля при банкротстве

Налоговая проверка при банкротстве проводится в штатном режиме. Порядок ее проведения установлен в НК РФ (ст.88). Для ее начала не нужно получать какое-либо разрешение от руководителя Федеральной Налоговой Службы или же самого налогоплательщика.

Если речь идет о камеральной проверке, то уведомлять налогоплательщика не требуется. В ходе проверки анализируются представленные в ФНС декларации и бухгалтерские балансы.

В случае обнаружения в них несоответствий инспектора направляют требования о представлении пояснений или предъявлении дополнительных документов должнику.

Например, если компания претендует на льготы, было заявлено НДС к возмещению и пр. Такие требования инспекторов должны быть удовлетворены в течение 5 дней после получения представителем юридического лица уведомления из инспекции.

В ходе налоговой проверки при процедуре несостоятельности могут привлекаться эксперты и свидетели, запрашиваться подтверждающая документация у контрагентов предприятия.

Представители юрлица могут и вовсе не узнать о том, что в отношении них проводилась проверка, когда не будет выявлено никаких расхождений или несоответствий. Никаких сообщений и уведомлений о результатах проверки не предусмотрено.

Если были выявлены нарушения, налогоплательщик получит соответствующий акт с результатами.

Камеральная налоговая проверка при банкротстве

Камеральная проверка проводится на территории налоговой инспекции без выезда специалистов непосредственно на банкротящееся предприятие. При такой проверки анализируется имеющаяся в распоряжении ФНС документация по налогоплательщику и при необходимости делается запрос

Шанс на решение об отмене камеральной проверки возрастает при соблюдении следующих условий:

  • юрлицо ответственно подходило к вопросу сдачи отчетности и сдавала ее в положенные сроки;
  • у компании отсутствовали дебиторы и кредиторы;
  • юрлицо сдавало нулевые балансы;
  • у общества единственный учредитель;
  • несостоятельная организация не вела деятельность последние три года.

Выездная ревизия налоговой при несостоятельности

В законодательстве нет такого понятия как выездная проверка, но обычно она подразумевает ревизию непосредственно на территории юридического лица. Такая проверка может начаться только с разрешения руководителя инспекции.

Руководитель банкротящегося предприятия или назначенный арбитражный управляющий обязан предоставить проверяющим специальное помещение, не препятствовать исполнению ими своих обязанностей, проводить осмотры и опрашивать свидетелей, знакомиться с документацией и пр. У руководителя также есть не только обязанности, но и права на обеспечение участия понятых при выемке документов и осмотре.

Что происходит с проверкой, если в ее ходе юридическое лицо решило объявить о своем банкротстве? Тогда она завершиться в штатном режиме, но о своих требованиях инспектора могут заявить только с учетом специфики процедуры банкротства компании (т.е. путем их включения в реестр или заявлении о недоимке за пределами реестра).

Контроль ФНС при банкротстве ООО

При банкротстве ООО налоговая проверка может производиться как в выездном, так и штатном режиме. В ходе банкротства обычно отстраняется руководящий состав компании и все полномочия переходят к временному управляющему.

В такой ситуации все требования налоговиков о запросе дополнительных сведений должны проводиться через назначенного судом арбитражного управляющего. Сами представители органов управления могут привлекаться в качестве свидетелей.

Казалось бы, по результатам процедуры банкротства компании все долговые обязательства компании аннулируются, а долги по налогам подлежат списанию.

И даже если налоговики при ревизии выявят нарушения, но денег на удовлетворение требований перед бюджетом у компании не останется (размер конкурсной массы получится меньше, чем вся задолженность перед кредиторами), то будет считаться, что они погашены.

Но в некоторых ситуациях возможно привлечение к субсидиарной ответственности руководителей компании-банкрота. Ведь уклонение от уплаты налогов в России относится к уголовным деяниям. Кратко процедура привлечения к ответственности руководства будет выглядеть так:

  1. По результатам налоговой проверки при банкротсве составляется акт и принимается решение о доначислении налогов и привлечении уполномоченных лиц к ответственности.
  2. Вступление принятого решения в законную силу и направление лицу требования об уплате налогов.
  3. Неисполнение требования руководством в течение двух месяцев.
  4. Направление материалов инспекторами в ОВД и принятие решение о возбуждении/отказа в возбуждении уголовного дела.

Налоговая проверка при банкротстве ИП

Налоговая проверка индивидуального предпринимателя производится по той же схеме, что и в отношении юрлиц. Многих бизнесменов волнует вопрос, списываются ли долги по налогам в случае банкротства ИП? Или эта процедура затрагивает долги перед кредиторами? Ведь обычно именно непомерная налоговая нагрузка становится причиной закрытия бизнеса.

В рядовой ситуации все налоговые долги предпринимателя переходят на него как на физическое лицо после ликвидации ИП. Но в случае с закрытием через банкротство последствия для индивидуального предпринимателя аналогичны тем, которые предусмотрены для юридических лиц: их задолженность перед бюджетом списывается.

Проверка может проводиться налоговиками в течение 3 лет после закрытия ИП. И тогда все недоимки в виде налогов и пени будут переложены на предпринимателя как физическое лицо. Это не мешает объявить бывшему бизнесмену о своем банкротстве уже после своего закрытия.

Итоги проверки Федеральной Налоговой Службы

По итогам проведенной ревизии налоговой при процедуре несостоятельности может быть выявлено отсутствие нарушений. Хотя такое на практике встречается крайне редко.

В противном случае налоговики составляют акт и передают его налогоплательщику.

Если в установленные сроки компании или ИП не удалось его обжаловать, то составляются требования о привлечении налогоплательщика к ответственности и уплате отчислений в бюджет.

В зависимости от того, когда была начата или завершилась проверка со стороны налоговиков требования об уплате недоимки подлежат включению в реестр кредиторов. Если реестр был к тому моменту закрыт, то налоговая недоимка остается за пределами реестра. Тогда она будет удовлетворяться только после погашения требований конкурсных кредиторов.

Источник: https://bankrotstvoved.ru/bankrotstvo-yuridicheskih-lits/nalogovaya-proverka-pri-bankrotstve

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.