Электронное требование об уплате налогов: Важно знать

Содержание

Ответ на требование налоговой об уплате налога, если нет задолженности, образец

Электронное требование об уплате налогов: Важно знать

Налоговая система – основной источник дохода государства. В Российской федерации она трехуровневая, существуют федеральный, региональный и местный уровни. На каждом из них есть своя система налогообложения. При этом законы федерального уровня обязательны к исполнению для всех юридических и физических лиц. Региональные и местные законы действуют в пределах своей области.

Основные особенности системы налогообложения в РФ

Налоговая система РФ выполняет такие функции:

  • фискальная – собственно сбор платежей;
  • распределительная – ФНС необходимо перечислить полученные налоговые выплаты в соответствующие фонды;
  • контроль – ИФНС отслеживает деятельность субъектов налогообложения и выставляет требования при выявлении нарушений;
  • регулирование – система оказывает значительное влияние на экономические показатели, вносит коррективы для достижения целей налоговой политики государства.

Существует несколько систем налогообложения.

Налоговая система

Основная система налогообложения, все предприятия по умолчанию находятся на этом режиме. На ОСН самые высокие налоги, бухгалтерский учет самый сложный. Поэтому большинство предприятий стараются перейти на специальные режимы.

Специальные системы налогообложения включают четыре режима:

  • Упрощенная система, на таком режиме работают большинство ИП и ООО с небольшой численностью сотрудников и маленьким оборотом. На УСН предприятию могут выставить налог в размере 6 процентов от общего дохода или 15 процентов от разницы доходы минус расходы.
  • Единый налог на вмененный доход, в этом случае размер платежа фиксированный и должен выставляться государством. ЕНВД могут использовать не все, а только предприятия с определенными видами деятельности.
  • Единый сельхозналог – это система для предприятий сельского хозяйства.
  • Патентная система – ее могут использовать только ИП. Они покупают по фиксированной цене патент на определенный вид деятельности.

Важно! Одно предприятие может совмещать несколько видов налогообложения.

Налоговая система в России не идеальна, иногда она дает сбои. Чаще всего это выставление ошибочных требований по погашению долга. Ниже будет рассмотрено подробнее, как правильно написать письмо, чтобы дать ответ на требование от налоговой об уплате налога, если у предприятия нет задолженности.

Что делать, если не согласен с требованием от налоговой

Требование об уплате налога

Большинство нарушений выявляют в ходе камеральной проверки за прошлый налоговый период.

Если специалисты ИФНС обнаружили недоимку, они направляют письмо в адрес должника, в котором требуют заплатить долг по налогам и сборам за предыдущий год с указанием срока оплаты.

Ошибки в подобных ситуациях не редкость. Основные причины их появления, следующие:

  • Технический сбой в программном обеспечении ФНС.
  • Ошибка работников ИФНС при распределении средств, пример подобной ошибки – неправильно разнесли платеж или не сделали отметку о переходе на другой режим налогообложения.
  • Ошибка сотрудника предприятия, ответственного за платежи. Часто в платежных документах указывают неправильные реквизиты, например, КБК или ОКТМО. Или происходит арифметическая ошибка.
  • При переходе налогоплательщика из одной налоговой в другую в середине года. Может пройти некоторое время для передачи карточки предприятия. Поэтому по данным новой инспекции возникает долг, которого на самом деле нет, так как налоги и взносы поступили на прошлое место регистрации.

Если налогоплательщик не согласен с предъявленными требованиями, он не может его просто игнорировать. В любом случае надо написать ответ на требование об уплате налога, если налог оплачен. Также рекомендуется запросить акт сверки, чтобы понять, какие платежи не были учтены.

Уведомление от налоговой

Важно! Если проигнорировать запрос от ИФНС, может быть наложен штраф в размере 5 000 руб.*, если нарушение первое и до 20 000 руб.* в случае повторного нарушения в течение года.

Определенного шаблона бланка такого письма нет. Оно составляется в произвольной форме. По часто встречающимся ситуациям можно найти образец. Обязательно должна присутствовать следующая информация:

  • наименование ИФНС с указанием конкретного адресата, как правило он указан в полученном письме;
  • от имени кого составляется пояснение, чаще всего это главный бухгалтер или директор, обязательно указывают наименование налогоплательщика;
  • надо указать на какое требование дается ответ, это можно сделать в названии или тексте письма;
  • в письме должно быть указано, с чем предприятие не согласно и по какой причине, например, не согласны уплачивать такую-то сумму, так как оплату по указанным взносам осуществили своевременно;
  • чтобы доказать свою правоту необходимо приложить подтверждающие документы – платежки, выписки, квитанции, уведомления, акт сверки и т.д., в письме надо указать перечень этих документов;
  • письмо должно быть заверено подписью ответственного лица и печатью предприятия, если она есть.

Пояснение можно предоставить в ИФНС по месту регистрации, отправить заказным письмом по почте или через личный кабинет на nalog.ru, при наличии электронной подписи.

При личной подаче документа необходимо сделать два экземпляра, один оставить в налоговой, на втором поставить отметку, что документ принят, и хранить его у себя.

Не стоит писать длинных текстов, все должно быть по существу и подтверждено документально.

Важно! Все документы, связанные с налоговым и бухгалтерским учетом, необходимо хранить даже в случае закрытия предприятия, так как налоговая имеет право их запросить. Минимальный срок хранения – четыре года. 

Следует понимать, что плательщик не обязан оплачивать долг, которого у него нет. Но ответить на полученное требование он обязан.

На рассмотрения пояснения у ИФНС есть 30 рабочих дней, с возможным продлением еще на такой же срок. Если решение вопроса явно затягивается, иногда целесообразно уплатить выставленный долг, чтобы не набегала пеня.

А переплаченные деньги потом вернуть. В любом случае, платить или нет – решает налогоплательщик.

*Суммы штрафов актуальны на июль 2018 года.

Источник: https://shtrafsud.ru/dokumenty/otvet-na-trebovanie-ob-uplate-naloga-esli-nalog-oplacen.html

Образец ответа на требование налоговой о предоставлении пояснений

Электронное требование об уплате налогов: Важно знать

В случае возникновения претензий со стороны налоговой инспекции нередко приходится составлять письменный ответ (по образцу) на ее требования с предоставлением соответствующих пояснений. Как правильно составить такой ответ в разных случаях, готовые примеры и пошаговые инструкции – в этой статье.

Бланк ответа на требования налоговой (word)

Образец пояснения о причинах низкой зарплаты (word)

 Пример пояснения к декларации НДС (word)

Когда нужно предоставить пояснения

Прежде всего, важно понимать, что предоставление пояснений – это не всегда обязанность работодателя. Если налоговая выявила несоответствия или ошибки, то организация должна предоставить разъяснения только в том случае, если они были найдены в ходе камеральной проверки. Наиболее часто встречаются такие нарушения:

  • некорректная информация в налоговых декларациях;
  • противоречия в данных, которые предоставлены в одном или нескольких отчетных документах;
  • нарушения в операциях, которые связаны с получением налоговых льгот (каникул, сниженных ставок);
  • противоречия между информацией, которую предоставил налогоплательщик, и данными, имеющимися в налоговой.

Таким образом, ответ на требование налоговой целью предоставления соответствующих пояснений (по образцу) обязателен, если была проведена камеральная проверка, которая и выявила нарушения.

А во всех остальных случаях предоставление письменных объяснений – это право компании.

Однако, как показывает опыт, лучше позаботиться и направить в инспекцию письмо, поскольку это нередко помогает в донесении своей позиции до проверяющих.

Практика показывает, что в большинстве случаев пояснения необходимо предоставить в связи с расхождениями по НДС и налогом на прибыль.

Порядок составления

В общем виде процедура происходит следующим образом:

  1. После проведенной камеральной проверки налоговая присылает требование в виде бумажного письма или электронного. В тексте указываются данные, которые по мнению инспекции составлены некорректно, а также расхождения в сведениях, содержащихся в разных документах.
  2. Затем налогоплательщик обязан в кратчайшие сроки дать свои пояснения – до 5 рабочих дней. Течение этого срока начинается с того рабочего дня, который следует за днем получения уведомления.
  3. Можно направить как по почте (заказным письмом), с курьером, так и в электронном виде. При этом в случае с электронным письмом важно удостоверить его с помощью электронной цифровой подписи. Если она не создана, остается только один вариант – отправить его в обычном бумажном виде. Также важно знать, что нередко вместе с самим ним необходимо и предоставление документов с пояснениями. Тогда в тексте письма обязательно указываются приложения: прописывается название документа, количество и вид (оригинал или копия).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Законодательство не лишает налогоплательщика права предоставить свои пояснения в устном виде. Однако для того, чтобы перестраховаться (на случай возможных судебных разбирательств) лучше оформить всё письменно, копию которого обязательно сохранить у себя (электронную версию также лучше распечатать и продублировать).

Как составить: требования к образцу

Утвержденной формы не существует, поэтому каждая компания вправе выбрать собственный вариант. Лучше всего напечатать его на фирменном банке. А оформить документ можно по общим правилам:

  1. В «шапке» в правом верхнем углу прописывается сокращенное название налоговой инспекции (например, «в Межрайонную ИФНС №19 по Челябинской области»).
  2. Под сведениями об адресате прописываются все данные об отправителе: письмо отправляется от конкретного должностного лица (как правило, от директора фирмы или руководителя филиала), поэтому указываются его ФИО, должность и сокращенное название организации (например, ООО «Хлебодар»), а также адрес и контактные данные.
  3. Под «шапкой» с левой стороны можно проставить отметку о том, под каким номером и датой было зарегистрировано письмо в журнале исходящей корреспонденции организации.
  4. Далее по центру следует название письма, которое отражает его суть, например, «Ответ на требование налоговой инспекции» (а в скобках поясняется, по какому именно поводу).
  5. В самом тексте письма сначала очень коротко прописываются обстоятельства – т.е. упоминание о том, что от налоговой пришло письмо с требованием объяснения, в ответ на что фирма отправляет свое письмо.
  6. Далее следует собственно разъяснение с детальным, но максимально лаконичным описанием своей позиции. Как правило, достаточно 1-2 печатных листов.
  7. Если к письму прикладываются какие-либо документы, они тоже прописываются в разделе «Приложения».
  8. Наконец, отправитель указывает должность, еще раз прописывает название компании, ставит подпись и ее расшифровку.
  9. Нижняя строка, левый угол – дата составления документа. Ее необходимо указать обязательно, чтобы иметь дополнительное доказательство, что он предоставлен вовремя.

Готовый пример представлен ниже.

Виды: готовые примеры по распространенным ситуациям

На практике существует несколько распространенных случаев, когда налоговики предъявляют требование по предоставлению ответа (по образцу компании) с пояснениями своей позиции по той или иной теме. Готовые варианты решений рассматриваются далее.

Если основное средство было продано с убытком

Право требования объяснений со стороны компании по этому поводу появилось у инспекции относительно недавно – с 2014 года, что вполне законно. Однако на практике часто наблюдаются и такие случаи, когда представители проверяющих органов по сути злоупотребляют своим правом и запрашивают пояснения относительно подобных случаев:

  • средство продано, но убытки были получены только в связи с реальным износом (амортизацией), из-за чего пришлось продать актив по более низкой цене;
  • актив был продан по более высокой, чем остаточная стоимость, цене – подобные случаи зачастую возникают по чисто рыночным причинам в связи с нестабильной экономической ситуацией.

В этих случаях компания не обязана предоставлять никаких объяснений. Тем не менее, в ответном письме можно заявить, что в отчетных документах была заявлена прибыль, и никаких фактических ошибок или заведомо ложных сведений организация не предоставляла.

Применение льгот при оплате налога на имущества

Поскольку в 2015 году на все движимые имущественные объекты (кроме тех, которые относятся к 1 и 2 амортизационной группе) налоги не оплачиваются (при условии, что компания купила их после 1 января 2013 года), то по сути закон утвердил льготу. Такое льготируемое имущество уже обозначено в Налоговом кодексе (статья 381).

Однако многие представители инспекции (возможно, по незнанию) начали требовать документы, которые подтверждают возможность получения этой льготы, а также полный список всех движимых объектов, которые льготируются.

Здесь важно иметь в виду 2 момента:

  1. В письме должен обязательно значиться конкретный список активов, о которых идет речь. В противном случае можно направить только копии договоров и других документов, которые подтверждают факт покупки и дату ее совершения. В договорах также отражается тип компании-продавца: зависимая или независимая, что имеет свое значение.
  2. Если активы были куплены у зависимой фирмы (а также в тех случаях, когда объекты достались в результате реорганизации компании), то налоги на такое имущество оплачиваются.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Инспекция может запросить конкретный список активов, т.е. льготируемого имущества, и в интересах фирмы будет предоставить такие данные. Тогда ситуацию удается прояснить особенно быстро.

А вот как выглядит образец ответа на подобные требования, когда речь идет о предоставлении пояснений по льготируемому имуществу.

Разумеется, что все имущественные объекты их 1 и 2 амортизационных групп в этот список не включаются. Льгот на них не предусмотрено, к тому же представители налоговой службы не вправе потребовать пояснений конкретно по этим вещам.

Если налог на имущество сильно снижается или сильно возрастает

Представители налоговой инспекции нередко начинают интересоваться случаями, когда в одном финансовом году фактически оплаченный имущественный налог снижался, а в следующем оставался примерно на том же уровне (т.е.

не рос). Особенно часто внимание проверяющих привлекают ситуации, когда разницы между этими величинами слишком большие (по их мнению), поскольку это может говорить о незаконной финансовой схеме, направленной на неуплату.

К тому же 3-4 года назад были прецеденты, когда взаимозависимые организации намеренно просто передавали в собственность друг друга некоторые из движимых имущественных объектов, чтобы значительно снизить сумму платежа. Поскольку в 2015 году налог уплачивается и с такой базы, а у компании фактически налог не вырос, значит, по логике, она сознательно уклоняется от оплаты.

Ответ предоставляется по фактической ситуации. Наиболее часто влияют объективные факторы:

  • ликвидация некоторых имущественных объектов в связи с оптимизацией и/или неблагоприятной экономической ситуацией;
  • продажа собственности;
  • выбытие основных средств.

После этого компания просто приобретает имущество у фирмы, по отношению к которой она не является взаимозависимой. Именно эта причина и играет главную роль. В доказательство своей позиции присылаются договоры купли-продажи и финансовые документы, подтверждающие подобную законную схему.

Связь амортизации и налога на имущество

В подобных случаях подозрения возникают потому, что происходит амортизация собственности, однако налог на имущество не оплачивается. Инспекторы снова могут предполагать некие незаконные действия.

Однако на практике причина чаще всего легко объяснима и доказуема. Дело в том, что довольно большая доля в активах фирмы – имущество, которое относится к 1 и 2 амортизационной группе, а с него налог не оплачивается.

Пример ответа для этого случая представлен ниже.

Если расходы слишком большие

Часто налоговики предъявляют требование предоставления пояснений в связи с тем, что расходы, по их мнению, растут слишком быстро и составляют довольно большой процент в бюджете компании.

Практика показывает, что подозрение вызывают те случаи, когда прибыль составляет только пятую часть и менее.

Объяснить рост расходов очень просто, особенно на фоне реально воздействующих экономических причин:

  • нестабильность на валютном рынке (курсовые разницы);
  • необходимость повышения зарплаты в связи с реально снизившимися доходами населения в течение последних 3 лет подряд;
  • рост издержек в связи с инфляцией.

Примерный вариант представлен далее.

Что будет если не ответить на запрос

Ответ на запрос налоговой – это обязанность компании, поскольку если совсем проигнорировать сообщение, у инспекции появляется право оштрафовать организацию на:

  • 5000 рублей, если он не был предоставлен впервые;
  • 20000 рублей – во второй раз (расчет ведется по календарным годам).

Таким образом, предоставить пояснение в большинстве случаев не представляет особой сложности. И игнорировать письмо – не в интересах компании: дело не только в возможном штрафе, но и в том, что поясняя свою позицию, фирма зачастую избавляет себя от необходимости проведения дальнейших разбирательств, в том числе судебных.

Источник: https://2ann.ru/kak-pravilno-sostavit-poyasneniya-na-trebovaniya-nalogovoj/

Требование об уплате налогов и сборов в 2018-2019 годах

Электронное требование об уплате налогов: Важно знать

Что такое требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа

В какой срок присылают налоговое требование об уплате налога

Когда должно быть исполнено требование об уплате налога

Требование об уплате недоимки по страховым взносам

Что такое требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа

Согласно НК РФ у налогоплательщика есть обязанность вовремя и в полном размере платить налоги и сборы. Сроки перечисления платежей в бюджет зависят от вида налога или сбора, нюансов местного или регионального законодательства, категории налогоплательщика.

Физлица платят налоги по данным уведомлений ФНС, рассылаемых «Почтой России» или полученный через сервис «Личный кабинет налогоплательщика» на сайте ФНС.

Для удобства граждан такие уведомления содержат не только размер налогооблагаемой базы и ставку, но и срок, до которого нужно перечислить налог. Например, за 2017 год личные имущественные налоги гражданин должен заплатить до 01.12.2018. Согласно п.

2 ст. 52 НК РФ письмо из инспекции должно прийти не позднее 30 дней до наступления срока платежа.

Предприниматели по личному имуществу платят налоги по правилам, установленным для обычных граждан. А вот по налогам за бизнес самостоятельно рассчитывают суммы к уплате соответственно выбранному налоговому режиму.

Сроки уплаты для каждого налога и спецрежима установлены Налоговым кодексом. Например, если ИП работает на ОСН, то годовую декларацию за прошедший год по подоходному налогу ему нужно сдать до 30 апреля следующего года.

В этот же срок он должен заплатить и НДФЛ с предпринимательской деятельности.

Юрлица отчитываются по налогам и сборам также самостоятельно: сдают в налоговый орган отчетность и платят налоги и сборы. Кроме того, по некоторым налогам компания должна в установленный срок перечислять авансы и с их учетом затем рассчитывать размер годового платежа по налогу.

Таким образом, своевременная уплата налогов и сборов является непосредственной обязанностью каждого налогоплательщика и закреплена в п. 2 ст. 44 и п. 1 ст. 45 НК РФ. Нарушение сроков перечисления налогов и сборов в бюджет или неполная их уплата — основание для направления налоговиками плательщику требования об уплате налога.

Согласно ст. 69 НК РФ требование об уплате налога представляет собой уведомление плательщика о неуплаченной сумме налога и обязанности заплатить ее в установленный срок.

Требование об уплате налога инспекторы высылают при наличии недоимки у гражданина или организации, выявленной по результатам проверки.

Подробнее об обязательности соблюдения условия проверки читайте в материале «Требовать уплатить налог вне проверки налоговая не вправе».

С какой даты применяется обновленная форма требования об уплате (утвержденная приказом ФНС России от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@), узнайте из публикации.

Требование об уплате налога содержит следующие сведения:

  • сумму задолженности по налогу;
  • размер пеней, начисленных на момент отправления требования об уплате налога;
  • срок погашения задолженности и меры по взысканию налога — на случай, если налогоплательщик проигнорирует требование.

Для физлица налоговики приводят также сведения о первоначальном сроке уплаты налога. Помимо этого, в требовании об уплате налога инспекторы должны предоставить ссылки на законодательные акты, регламентирующие уплату просроченного налога. Для организаций и предпринимателей требование об уплате налога также содержит КБК и ОКТМО по каждому виду неуплаченного налога.

В какой срок присылают налоговое требование об уплате налога

Сроки рассылки требований об уплате налогов и сборов регулирует ст. 70 НК РФ. Налоговики имеют право выслать требование об уплате налога с момента выявления недоимки. Максимальный срок, в течение которого инспекторы обязаны уведомить вас о задолженности перед бюджетом, — 3 месяца.

Как происходит процедура составления и передачи требования об уплате налога? Налоговики обнаружили недоимку — этот факт они фиксируют внутренним документом ФНС.

На основании этого документа в 3-месячный срок составляется требование об уплате налога и передается налогоплательщику.

Если задолженность перед бюджетом была обнаружена по результатам налоговой проверки, то требование об уплате налога вы получите в течение 20 рабочих дней со дня вступления в силу решения по материалам проверки.

Причем даже если налоговики пропустили срок направления требования об уплате налога, то недоимку они все равно имеют право взыскать.

ВАЖНО! Если сумма недоимки меньше 500 руб., то требование об уплате налога инспекторы имеют право выставить в течение года (п. 1 ст. 70 НК РФ).

Требование об уплате налога организация, предприниматель или физлицо может получить несколькими способами:

  • лично под расписку;
  • по почте заказным письмом;
  • в электронной форме по ТКС (порядок утвержден приказом ФНС России от 27.02.2017 № ММВ-7-8/200@);

Источник: https://nalog-nalog.ru/uplata_nalogov/trebovanie_ob_uplate_naloga_vznosa/

Вправе ли инспекция отсылать требование об уплате налога только по юрадресу, если ей известен фактический адрес компании?

Электронное требование об уплате налогов: Важно знать

Налоговики нередко направляют требование только по юрадресу, хотя им чаще всего известно фактическое местонахождение компании. В итоге компания не получает его вовремя и соответственно не исполняет. Правомерны ли в этом случае действия инспекции?

Требование об уплате налога инспекторы вправе как вручить лично налогоплательщику, так и отправить по почте. В последнем случае письмо считается полученным на шестой день с момента отправления (п. 6 ст. 69 НК РФ). На какой адрес инспекторы вправе отправлять требование об уплате налогов: на юридический, указанный в учредительных документах, или на фактический?

Часто при несовпадении таких адресов компании сообщают в инспекцию о своем фактическом местонахождении по электронной почте или в письменном виде.

Но контролеры игнорируют эти сообщения, отправляя корреспонденцию только по юрадресу.

В итоге компания, не получив требование об уплате налога, не имеет возможности его исполнить и сталкивается с риском принудительного взыскания задолженности, блокировки счетов, начисления штрафов и пеней.

Возникает вопрос, могут ли налоговики отправлять требование об уплате налога только по юрадресу, если им известно фактическое местонахождение компании?

«Да, налоговики не обязаны знать фактический адрес компании, не указанный в ее учредительных документах»

«Статья 69 НК РФ не конкретизирует, куда должно быть отправлено требование об уплате налога.

Согласно нормам гражданского законодательства юридический адрес определяется по местонахождению постоянно действующего исполнительного органа или иного лица, имеющего право действовать от имени компании без доверенности (ст.

 54 ГК РФ). Следовательно, отправление требования по этому адресу является единственным легальным способом вручить его по почте.

 А.Н. Хоменко,

налоговый консультант

Суды, защищая право налогоплательщиков получать в том числе требование об уплате налога, установленное в подпункте 9 пункта 1 статьи 21 НК РФ, делают важную оговорку.

В частности, что направление требования по иным адресам, отличным от юридического (почтовому, месту фактического местонахождения), возможно, только если такие адреса с достаточной степенью уверенности известны налоговому органу (постановления ФАС Восточно-Сибирского от 13.05.08 № А33-6337/07-03АП-1556/07-Ф02-1863/08, Уральского от 02.06.09 № Ф09-3420/09-С3, Московского от 26.10.11 № А40-114301/10-35-622 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 09.02.12 № ВАС-774/12) округов). А доказать, что инспекторы точно знали фактический адрес, зачастую бывает проблематично, особенно приводя доводы о неофициальном извещении по электронной почте.

Таким образом, инспекторы не обязаны устанавливать место нахождения налогоплательщика, если тот отсутствует по юрадресу и не получает по нему корреспонденцию. Следовательно, если компания не исполнила требование об уплате налога, направленное ей на юридический адрес, инспекторы вправе применить к ней обеспечительные меры».

«Нет, если налоговикам было известно о фактическом месте нахождения компании, то и требование они должны направлять по такому адресу»

«По моему мнению, если фактический адрес был известен инспекции и тому есть доказательства — проведение выездной проверки или ранее акты направлялись по этому адресу, то требование должно быть направлено именно туда.

 А.А. Никифоров,партнер, ведущий юристюридической компании

«Пепеляев Групп»

Пункт 6 статьи 69 НК РФ определяет возможность передачи требования об уплате налога по почте, не указывая на необходимость его отправки исключительно по юрадресу.

Кроме того, закрепляя право компании на получение требования об уплате налога и обязанность инспекции это требование ей передать, НК РФ не уточняет, что речь идет о передаче по юридическому адресу (ст. 21 и 32 НК РФ).

Значит, для обеспечения права организации на получение требования важно доставить его туда, где компания может его получить, — по фактическому местонахождению.

Уведомить налоговиков о дополнительном адресе компании могут, в частности, посредством отдельного заявления о необходимости направлять корреспонденцию по иному почтовому адресу (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.05.08 № А33-6337/07-03АП-1556/07-Ф02-1863/08) или указав такой адрес на фирменном бланке, используемом в официальной переписке (решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.11.07 № А-32-3194/2007-33/96).

Кроме того, если инспекторы заведомо знают, что организация по юридическому адресу не находится (почтовые отправления в адрес компании возвращались с отметкой органа связи об отсутствии адресата), они обязаны направить требование по месту фактического нахождения организации, указание на которое есть в учредительных документах. На это указывает ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 18.08.09 № А78-6367/08».

Мнение посетителей сайта www.rnk.ru

Вправе ли налоговики применить обеспечительные меры, если компания не получила требование об уплате налога, направленное только на юрадрес, хотя инспекторы знали фактическое местонахождение компании?

Источник: https://www.RNK.ru/article/210994-qearh-15-m10-vprave-li-inspektsiya-otsylat-trebovanie-ob-uplate-naloga-tolko-po-yuradresu

Обжалование требования об уплате налога

Электронное требование об уплате налогов: Важно знать

По результатам налоговой проверки декларации, если контролеры обнаружили в ней неточности, приведшие к занижению размера налоговой базы, налогоплательщику направляется требование об уплате налога. Аналогичный документ компания или индивидуальный предприниматель может получить и при наличии недоимок за прошедшие периоды, в том числе, если речь идет о задолженности по штрафам и пеням.

Требование об уплате налога

Образец требования об уплате налога утвержден приказом ФНС России от 13 февраля 2017 года № ММВ-7-8/179@. В приложении №2 к этому документу приведен бланк, которым обязаны пользоваться все инспекции при выставлении требований о погашении недоимок по налогам, сборам, штрафам и пеням.

В документе обязательно должны содержаться данные о сумме задолженности, размеру пеней на дату составления требования. Отдельно прописывается и сам срок исполнения требования об уплате налога или иных сумм.

Статья 69 Налогового кодекса обязует контролеров также указывать в требовании основания для взимания налога и ссылки на соответствующие статьи Налогового кодекса, которые устанавливают обязанность перечислить ту или иную сумму в бюджет.

Срок исполнения требования об уплате налога – 8 дней с даты его получения. Впрочем, в самом документе может быть установлен иной срок, который в случае его указания является приоритетным.

Законодательно установлены и сроки, в течение которого контролеры могут выставлять требование налогоплательщику. Они в данном случае будут зависеть от ситуаций, по которой возникла недоимка (ст. 70 НК РФ).

Все выше перечисленные моменты оформления требования об уплате налогов должны неукоснительно соблюдаться инспекторами при составлении документа. Любая погрешность в этом процессе сама по себе может быть основанием для обжалования требования.

Право на обжалование требования

Надо сказать, что требования об уплате налогов по сути своей в основном бывают справедливы, то есть контролеры не предъявляют к уплате несуществующих долгов.

Довольно часто при получении требования проблема кроется в несвоевременном перечислении каких-то налогов и сборов, просрочках подачи отчетов или других нарушениях, привозящих к штрафам.

Иногда случаются и такие ситуации, когда в отчете налогоплательщик указывает по ошибке завышенный налог, но перечисляет в бюджет правильную сумму – в таком случае при получении требования необходимо скорректировать ранее поданную декларацию.

Либо же перечисление в бюджет было совершено с ошибкой в платежных реквизитах, таким образом плательщик уверен, что свои обязательства перед бюджетом он выполнил, но в ИФНС за ним числиться недоимка. В этом случае логичным решением будет пройти дополнительно сверку с бюджетом с целью проверки перечня совершенных платежей.

Однако, если видимых причин для доначисления налогов или санкций нет, и налогоплательщик не согласен с выдвинутыми требованиями, то ему предоставляется возможность отстоять свою точку зрения о корректности перечисленных сумм налогов или отсутствии задолженностей.

Порядок обжалования требования об уплате налога

Возможность обжалования актов налоговых органов закреплено в статье 137 Налогового кодекса.

В принципе, оспорить можно любой ненормативный акт, действие или бездействие должностных лиц, нарушающие права налогоплательщика. Требование об уплате налога, считающееся ненормативным актом, также можно обжаловать.

Сделать это можно путем обращения в две инстанции: с жалобой в вышестоящий налоговый орган и с апелляционной жалобой в суд.

Компания или ИП, получившие несправедливую, по их мнению, претензию, могут выбрать наиболее подходящий для них вариант, либо подать одновременно оба варианта возражения на требование об уплате налога. Образец, установленный законом, для такого случая не предусмотрен.

Налогоплательщик просто излагает в жалобе свое несогласие с содержанием требования, ссылаясь при этом на действующие положения законодательства, а также при необходимости на имеющиеся у него документы, подтверждающие корректность его расчетов с бюджетом – например, он может представить копии платежек на перечисление сумм налога, которые якобы не были уплачены.

При составлении апелляционной жалобы изложить ситуацию стоит несколько более подробно и, что называется, с самого начала. При рассмотрении дела судьям должно быть ясно, в виду чего было выставлено требование налогового органа, с чем именно не согласен налогоплательщик, какие у него имеются доказательства несправедливости претензий со стороны налоговиков.

Выбор способа обжалования требования остается на усмотрения самого бизнесмена. Но тут нужно понимать, что у каждого из вариантов есть свои плюсы и минусы.

При обжаловании требования в выше стоящий налоговый орган нужно понимать, что на период рассмотрения жалобы действие первоначального требования не будет приостановлено.

Если при этом контролеры хотят взыскать с налогоплательщика значительную сумму долга, то это может серьезным образом отразиться на его бизнесе: сумму или заблокируют на расчетном счете или же просто спишут, направив инкассовое требование в банк.

В суд же можно обратиться с ходатайством о приостановлении исполнения обжалуемого требования. В этом случае до окончания рассмотрения дела ИФНС не сможет принудительно взыскать сумму оспариваемой задолженности.

С другой стороны, при обращении в суд нужно понимать, что подобный способ обжалования требования об уплате налога предполагает дополнительные траты, как минимум, в виде первоначальной оплаты госпошлины, а кроме того может затянуться на более длительный период времени. 

Источник: https://spmag.ru/articles/obzhalovanie-trebovaniya-ob-uplate-naloga

Налогоплательщики уже могут получать в электронном виде требование об уплате налога и 15 других документов

Электронное требование об уплате налогов: Важно знать

До сих пор налогоплательщик, сдающий отчетность в электронном виде, кроме деклараций и расчетов мог обмениваться с инспекцией весьма ограниченным количеством документов.

Через сервис ИОН (информационный обмен с налогоплательщиками) он мог получать справки о состоянии расчетов с бюджетом, акты сверки, перечни представленной им налоговой и бухгалтерской отчетности.

Через сервис «Письма» он мог направить в инспекцию не имеющие утвержденного формата документы: справки, приложения, пояснительные записки к отчетности, а также запрос на получение какого-либо документа или на получение разъяснения по применению налогового законодательства.

Чем полтора года назад разрешил обмениваться закон

В 2010 году в Налоговый кодекс были внесены изменения, которые существенно расширили перечень пересылаемых документов. По сути, эти поправки дают налогоплательщикам возможность полностью отказаться от «бумажного» документооборота с инспекцией, заменив его на электронный (см.

«Как поправки в Налоговый кодекс изменят обмен электронными документами с инспекцией»).

Всего поправки позволяют пересылать в электронном виде несколько десятков документов, среди которых требование об уплате налога, сообщение об открытии обособленного подразделения, сообщения об открытии счета, первичные документы, истребованные в рамках камеральной проверки и т. д (перечень документов можно посмотреть на сайте ФНС).

Однако чтобы пересылать эти документы, помимо изменений в НК РФ необходимы еще 2 вещи: множество подзаконных актов, которые утверждают форматы документов и порядок обмена; программное обеспечение, позволяющее осуществлять обмен. Часть необходимых приказов Федеральная налоговая служба выпустила еще год назад (см.

, например, «Требование об уплате недоимки вышлют в электронном виде», приказ ФНС от 17.02.11 № ММВ-7-2/169@, от 17.02.11 № ММВ-7-2/168@, от 09.12.10 № ММВ-7-8/700@) и процесс выпуска подзаконных актов продолжается. А вот программное обеспечение для пересылки хотя бы одного документа до сих пор готово не было.

Чем стало можно обмениваться

Ситуация изменилась в начале февраля.

На стороне инспекций и в самых популярных системах для отправки отчетности (в частности, «Контур-Экстерн») было установлено программное обеспечение, которое позволяет получать из инспекции 16 документов (полный список см. ниже).

Теперь налоговики будут высылать в электронном виде поручение об истребовании документов, справку о проведенной выездной проверке, решение о продлении срока предоставления документов, решение о привлечении к ответственности.

Но, пожалуй, самым важным из этих документов для налогоплательщика является требование об уплате налога, сбора, пени и штрафа (высылается при обнаружении недоимки).

Раньше требование об уплате налога инспекция могла либо вручить лично, либо направить по почте заказным письмом. Как правило, налоговики выбирали второй способ — направляли требование по почте. При этом требование считалось полученным по истечении шести дней со дня отправки заказного письма.

Требование должно быть исполнено в течение восьми дней (если в самом требовании не указан иной срок). В случае неисполнения требования инспекция приостанавливает операции по счетам налогоплательщика (п. 2 ст. 76 НК РФ).

На практике нередко случалось так, что налогоплательщик сначала узнавал от банка о блокировке счетов, и только потом получал требование об уплате налога.

А бывало и так, что налоговики просто посылали требование на юридический адрес компании, хотя знали адрес, который компания использовала для получения корреспонденции.

Теперь налоговики обязаны сначала выслать это требование в электронном виде всем, кто сдает  отчетность через интернет. Такой вариант полностью исключает блокировку счетов без ведома налогоплательщика.

Порядок обмена

На примере требования об уплате налога рассмотрим алгоритм действий налогоплательщика (приказ ФНС России № ММВ-7-8/700@), так как этот алгоритм применятся при получении любого из 16 документов.

Налоговики готовят «бумажное» требование, подписывают и регистрируют его в установленном порядке. Не позднее следующего рабочего дня они формируют соответствующий электронный документ и направляют его налогоплательщику.

Спецоператор связи высылает инспекции и налогоплательщику подтверждение даты отправки требования. Дата направления требования фиксируется по этому подтверждению.

Налогоплательщику отводится один рабочий для того, чтобы отреагировать на полученное требование.

Поэтому в приказе специально оговаривается, что те, кто сдает отчетность в электронном виде, должны каждый день входить в систему для отправки отчетности и проверять поступление документов из инспекции.

Итак, в течение следующего рабочего дня после получения требования налогоплательщик должен проверить полученный документ и направить в инспекцию либо квитанцию о приеме, либо уведомление об отказе.

Отказаться принять требование можно в трех случаях: неверный формат документа; неверная ЭЦП инспекции или отсутствие подписи; требование направлено по ошибке, так как предназначено другому адресату.

Если обнаружена одна из перечисленных ошибок, налогоплательщик направляет в инспекцию уведомление об отказе в приеме требования. В этом случае налоговики исправляют ошибки и при необходимости направляют новое требование.

Если ошибок нет, налогоплательщик направляет в инспекцию квитанцию о приеме требования. В этом случае датой получения требования считается день отправки квитанции. Дату направления квитанции или уведомления об отказе фиксирует спецоператор.

Предположим, что инспекция отправила требование в понедельник. Если налогоплательщик в течение вторника не высылает ни квитанцию, ни уведомление, в среду инспекция отправляет ему «бумажное» требование по почте. Как уже говорилось, такое требование считается полученным по истечении шести дней с момента отправки.

В регламентах об обмене документами указано, что налогоплательщики обязаны не реже одного раза в сутки проверять, не пришло ли требование об уплате налога или иной документ.

Чтобы налогоплательщикам не пришлось каждый день входить для такой проверки в систему, система «Контур-Экстерн» будет присылать им уведомления на электронную почту. Кроме того, по словам менеджера проекта «Контур-Экстерн» Игоря Гольдберга, скоро в системе будет реализован сервис sms-оповещений.

В «Контур-Экстерне» найти документы, поступившие от инспекции, можно перейдя в пункт меню «Документы» (вкладка «Требования…»).

Какие документы можно получать из инспекции в электронном виде

1. Решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки; 2. Решение о возобновлении проведения выездной налоговой проверки; 3. Решение о продлении или об отказе в продлении сроков представления документов; 4. Решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с неявкой лица (лиц), участие которого (которых) необходимо для их рассмотрения; 5.

Справка о проведенной выездной налоговой проверке; 6. Поручение об истребовании документов (информации); 7. Уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента); 8. Требование о представлении документов (информации); 9. Решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля; 10.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; 11. Решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; 12. Решение о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение; 13. Решение об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение; 14.

Требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа; 15. Требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа физическому лицу;

16. Платежный документ.

Источник: https://www.BuhOnline.ru/pub/tks/2012/2/5666

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.