Интеллектуальная собственность: простор для правового воображения

игры и права интеллектуальной собственности: глобальные перспективы

Интеллектуальная собственность: простор для правового воображения

Апрель 2014

Авторы: Дэвид Гринспэн, старший директор по правовым и коммерческим вопросам компании Namco Bandai Games America (США), С. Грегори Бойд, партнер и председатель подразделения интерактивных развлечений компании Frankfurt Kurnit Klein & Selz PC (США), Джэс Пьюривэл, старший специалист юридической фирмы Osborne Clarke (США)

С тех пор, как в 1985 г. компания Nintendo выпустила первую массовую игровую приставку, видеоигры превратились в глобальную отрасль, стоимость которой уже оценивается в 65 млрд долларов.

Это самый быстрорастущий сегмент развлекательной индустрии и важный двигатель экономического роста, создающий миллионы рабочих мест, делающий столь необходимые налоговые отчисления и предлагающий интересные возможности для талантливых разработчиков и инженеров из разных стран мира.

В отличие от прочих креативных секторов отрасль видеоигр опирается не только на творческое начало, но и на современные технологии. Здесь смешаны воедино последние инновации и артистическое самовыражение. Компьютерныый код игры преобразует идеи создателей в богатые художественные образы, оживающие на различных устройствах: приставках, компьютерах, планшетах и смартфонах.

Мировая индустрия видеоигр оценивается в 65 млрд долларов США, а ее культурное воздействие ощущается по всему миру. ( © Electronic Arts Inc.)

Глобальный феномен

Культурное воздействие этой индустрии можно заметить в любой стране мира. Она стала общемировом явлением, и крупных успехов в последнее время достигли студии из таких разных стран, как Беларусь (Wargaming.net), Китай (Tencent, Perfect World) и Финляндия (Supercell, Rovio).

За последние 20 лет радикально поменялась демографическая структура потребителей. Прошли те времена, когда типичным пользователем был подросток, в одиночку отстреливающий «плохих парней» перед своим домашним телевизором. Сегодня среднему игроку — чуть за тридцать, он может быть любого пола и национальности и пользуется множеством устройств.

Разительные перемены, захватывающие возможности

Прогресс технологий привел к разительным изменениям и в самих играх, породив множество новых форматов, сюжетов и жанров.

Ассортимент игр так же широк, как фантазия их разработчиков, и для современных продуктов характерны реалистичная графика, озвучка, анимация с помощью технологии захвата движения, обеспечивающей плавность движений персонажей, музыка, не уступающая музыке к фильмам, и оригинальные сюжетные линии. С точки зрения бюджетов на разработку и маркетинг некоторые игры соперничают с кинопродукцией.

Хотя в индустрии игр по-прежнему доминируют гиганты электронной промышленности (Sony, Nintendo, Microsoft, Apple, Samsung) и издатели (такие как Activision, Electronic Arts (EA), для мобильных устройств — King), развитие новых технологий открыло доступ к этому рынку большому количеству новых независимых разработчиков. В недавней публикации ВОИС «Mastering the Game: Business and Legal Issues for Video Game Developers» содержится информация как для опытных разработчиков, так и для новых участников рынка о проактивных стратегиях защиты прав ИС на свои произведения для их безопасного распространения и использования. В этом практическом руководстве рассматриваются различные правовые и коммерческие вопросы, встающие перед разработчиками на всех этапах процесса создания игры и превращения ее из концепции в рыночный продукт. Также подчеркивается важность определения, кому принадлежат права на произведение, при заключении договоров.

Хотя интерес публики к видеоиграм кажется неувядающим, участники отрасли получают хорошую прибыль, а потенциал роста по-прежнему высок, следует также отметить наличие значительных рисков и факторов неопределенности.

Они связаны, в частности, с ростом затрат, при котором любой крупный просчет может серьезно ударить по бизнесу издателя или разработчика, а также с необходимостью успевать за постоянно меняющимися вкусами потребителей в том, какие игры они предпочитают и как именно они хотят в них играть и как платить за них.

Приобретение прав на создание производного произведения на основе существующего объекта авторского права бывает сложным процессом.

Для создания кинотрилогии «Властелин колец» Питеру Джексону пришлось получать лицензию у компании Сола Зэнца, владеющей правами на экранизацию произведений Толкина. Но будучи производной работой, трилогия стала охраняться авторским правом как новое произведение и сама по себе является объектом лицензирования.

В 2001 г. компания Electronic Arts (EA), получив лицензию на фильмы Джексона, разработала первую игру «Битва за Средиземье».

На основе этой лицензии EA могла производить только производный игровой контент по мотивам трилогии Джексона. Однако в 2005 г.

, работая над продолжением «Битвы за Средиземье» и другие игры серии, EA приобрела лицензию на производство игры на основе опубликованных книг Толкина. Это значительно расширило простор для творчества.

Всего несколько лет назад игры использовались только на приставках (консолях) и продавались в основном через розничные точки.

Сегодня, хотя на физические продажи консольных и компьютерных игр всё еще приходится значительная доля выручки сектора, самым быстрорастущим сегментом стали игры для мобильных устройств.

По мере снижения затрат и барьеров для входа на рынок расширяется цифровое распространение. В то же время на рынке растет число поставщиков, и отличить одну игру от другой становится всё труднее.

Индустрия видеоигр постоянно развивается творчески (как выглядит игра), технологически (какое аппаратное и программное обеспечение используется для игры) и коммерчески (какие бизнес-модели применяются для продажи игр потребителям). Эти инновации приносят за собой и новые вызовы.

Определение правил игры

Основные правовые вопросы, которые приходится решать всем участникам экосистемы видеоигр — разработчикам, инвесторам, издателям и дистрибьюторам, — связаны с обеспечением юридических механизмов, позволяющих создавать, финансировать и продавать игры.

Помимо ключевых аспектов конфиденциальности и безопасности данных, регулирования и монетизации контента (которые все рассмотрены в публикации ВОИС), залогом успеха предприятия разработчика также является проактивная стратегия обеспечения соответствующих прав интеллектуальной собственности.

Права интеллектуальной собственности в индустрии видеоигр

Авторское правоКоммерческая тайнаТоварные знакиПатенты
МузыкаСписки адресов клиентовНаименование компанииАппаратные технические решения
Программный кодИнформация о ценахЛоготип компанииПатентоспособные элементы процесса или дизайна игры
СюжетДоговоры с издателямиНазвание игрыТехнические инновации: дизайн программного обеспечения, сетевого взаимодействия или базы данных
ПерсонажиДоговоры о межплатформенном ПОПодзаголовок игры
ГрафикаКонтактные данные разработчиков
Дизайн коробкиСобственные средства разработки
Дизайн сайтаУсловия сделок

Права интеллектуальной собственности — это кровеносная система игровой индустрии. Они связаны как со средствами разработки игр, так и с содержащимся в игре контентом. Например, авторским правом охраняются результаты творческой деятельности и художественного самовыражения, используемые в компьютерной программе (коде), а также графическое, звуковое и музыкальное оформление игры. В случае создания нового произведения (производного продукта) на основе существующего объекта авторского права разработчики должны получить соответствующие лицензии у владельцев таких прав. Примером производного продукта является игра Shrek, созданная по мотивам одноименного фильма. Этот процесс может работать и в обратном направлении. Снимая кинофильм на основе сюжетной линии популярной игры, его создатели тоже должны получать права от владельцев прав на оригинальное произведение: так, фильм «Doom» был экранизацией игры.

Товарные знаки защищают наименования и логотипы, связанные с игрой и ее персонажами, и могут использоваться для дифференциации данной компании и выпускаемых ею игр.

Патенты распространяются на аппаратное обеспечение нового поколения (и особенно важны для его производителей), новые технические решения, а также новаторские элементы процесса или дизайна игры.

А коммерческая тайна может использоваться для закрепления конкурентных преимуществ компании путем защиты ее конфиденциальной информации делового характера, например, контактных данных, рассылочных списков подписчиков или собственных инструментальных средств разработки.

При отсутствии надлежащих прав и лицензионных соглашений разработчики могут столкнуться с невозможностью продажи игры и получения полноценного дохода от своей работы. Всё, чем владеют разработчики и всё, что они продают (в виде лицензий), является интеллектуальной собственностью. По сути, права ИС — это всё, что у них есть, а значит, они требуют охраны.

Скорость изменений в самой индустрии видеоигр может создавать проблемы в ситуации, когда действующее законодательство, призванное охранять инновации и стимулировать творчество, отстает от времени и не обеспечивает решения для новых или непредвиденных ситуаций. Эти проблемы еще больше усложняются тем, что законы, регулирующие сектор видеоигр в одних странах, не имеют аналогов в других.

Права интеллектуальной собственности — это кровеносная система индустрии видеоигр, и залогом успеха предприятия разработчика является проактивная стратегия охраны соответствующих прав ИС. ( Electronic Arts)

Изменение структуры собственности

Стоимость разработки игры может значительно варьироваться в зависимости от платформы, графического оформления, сложности игры и необходимости получения лицензий на существующие права ИС.

Как правило, в случае консольных и онлайновых игр затраты на разработку достигают миллионов долларов, а для игр-блокбастеров — сотен миллионов.

Традиционно привлечением средств для разработки игр занимались издатели, но с появлением новых форм дистрибуции и альтернативных механизмов финансирования (таких как краудфандинг) функции издателей и разработчиков стали меняться.

Как следствие, права ИС, которые раньше принадлежали издателям, теперь могут распределяться между участниками или целиком отходить разработчику или инвестиционной компании. Это изменение структуры собственников еще больше требует от разработчиков осведомленности о правах интеллектуальной собственности.

Со времен зарождения отрасли разработчики включали в игры лицензионные материалы, стремясь не только выделиться из толпы, но и привлечь более широкую аудиторию с помощью узнаваемых брендов и за счет технологий, делающих процесс игры более реалистичным.

Базовое знание основ ИС позволяет разработчикам более эффективно решать разнообразные проблемы в отношениях с владельцами лицензий, возникающие на разных этапах производственно-сбытовой цепочки — будь то при приобретении промежуточного ПО (интегрируемого в игровой движок для работы со специальными элементами, такими как графика или подключение к сети), привлечении специалистов или получении лицензий на сторонние объекты ИС, относящиеся, например, к музыке, спортивным соревнованиям или кинофильмам (всё более важная сфера интересов).

Знакомство с различными правовыми и коммерческими вопросами, рассматриваемыми в публикации «Mastering the Game», поможет разработчикам предупредить возникновение проблем, избежать дорогостоящих ошибок и разобраться в ключевых условиях договоров, характерных для данного сектора.

Отраслевая статистика отражает ошеломляющие темпы роста сектора и популярности видеоигр.

  • В течение 24 часов после выхода на рынок игры Grand Theft Auto 5 в сентябре 2013 г. по всему миру было продано более 11 млн копий на общую сумму более 800 млн долларов США. За рекордные три дня продажи достигли 1 млрд долларов. Для сравнения: самый большой кинохит лета 2013 г. — фильм «Железный человек 3» — за первый уикенд принес прокатчикам всего 372 млн долларов.
  • В течение суток после выхода игровых приставок Xbox One (производства Microsoft) и PlayStation 4 (Sony) в ноябре 2013 г. было продано более 1 млн единиц каждого продукта. За первые 18 дней выручка от продажи каждой приставки преодолела двухмиллионную отметку.
  • В 2012 г. онлайновый оборот видеоигр, включая цифровую доставку и подписку, вырос до 24 млрд долларов США. Схожим образом, выручка от мобильных игровых приложений в 2012 г. составила, по разным оценкам, от 8 до 12 млрд долларов. Лидерами сегмента стали магазины приложений iOS и Google Play.

Категории видеоигр

КонсольныеДля ПКМобильные/казуальные
Требуют специального оборудованияРаботают на операционных системах Windows, Mac или LinuxПроигрываются на планшетах и телефонах
Затратные в разработкеШироко различаются по стоимости и жанрамМенее затратны в разработке
Широкое разнообразие жанровОтсутствие единого контролера платформыСоциальные и казуальные игры
Системы контролируются владельцами прав ИСПродаются преимущественно по цифровым каналамНаибольшее количество потенциальных игроков
Продаются в коробках (преимущественно), а также через цифровые каналы сбыта

Источник: https://www.wipo.int/wipo_magazine/ru/2014/02/article_0002.html

Интеллектуальная собственность: авторское право

Интеллектуальная собственность: простор для правового воображения

Защита авторских прав сегодня является одной из наиболее актуальных тем в гражданско-правовом обороте. О том, что такое интеллектуальная собственность, что относится к объектам интеллектуальной собственности, и как защитить свои авторские права мы подробно расскажем в нижеприведенной статье.

В гражданском законодательстве РФ существует такое понятие, как интеллектуальная собственность, под которым предполагается совокупность личных неимущественных прав на результаты интеллектуальной (творческой) деятельности, принадлежащих автору, а также его наследникам или другим гражданам и юридическим лицам по закону или на основании договора. Интеллектуальная собственность имеет важное значение в постоянно расширяющемся списке сегментов в областях IT–технологий, науки, техники, литературы и искусства. Огромный поток информации, который каждый день воспринимается интеллектом человека, в обобщенном и переработанном состоянии дает в результате самые неожиданные идеи и предложения, способные значительно улучшить экономические и производственные показатели. В свою очередь, обладание уникальными потребительскими качествами, основанными на патентовании объектов промышленности и патентных исследованиях, может служить основанием для реализации конечного продукта на рынке по более высокой цене.

Интеллектуальная собственность в России – основа конкурентной способности не только выпускаемой продукции, но и конкурентных преимуществ национальной экономики в целом.

В отличие от права собственности и иных вещных прав, права на интеллектуальную собственность территориально ограничены и носят срочный характер.

Сроки действия исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности устанавливаются Гражданским кодексом РФ и иными законодательными актами, которыми регулируются отдельные виды определенных объектов. По истечении установленного срока исключительные права могут быть использованы без согласия на то правообладателя и уплаты вознаграждения.

Однако, стоит отметить, что личные неимущественные права создателей объекта интеллектуальной собственности должны соблюдаться в полном объеме, так как они являются неотчуждаемыми и действуют бессрочно.

Правовая система интеллектуальной собственности

Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, а также приравненные к ним средства индивидуализации, классифицируются определенной системой, основанной на законодательных актах и международных договорных обязательствах. Данная система базируется на нескольких основных принципах:

1. Принцип дуализма — нематериальные объекты интеллектуальной собственности, воплощенные в конечном продукте. Принцип дуализма включает два следствия для материальных объектов (товаров):

  • когда правообладатель нематериального объекта является его собственником, но при этом он не является собственником продукта, воплощенного в данном объекте;

К примеру, заключение договора с автором книги на ее издание является своего рода сделкой, в результате которой автор передает издательству свое исключительное право, а последний, в свою очередь, становится собственником произведения.

  • когда собственник продукта не является собственником интеллектуальной собственности, воплощенной в данном нематериальном объекте;

К примеру, книга, приобретенная в торговой сети, становится собственником покупателя, но при этом он не будет являться собственником объекта интеллектуальной собственности.

Важно заметить, что гражданским законодательством разрешено использование продукта интеллектуальной собственности, но при этом, запрещено использование объектов интеллектуальной собственности, воплощенных в продукте.

К примеру, приобретение антивирусной программы дает право установки ее на свой компьютер, но вместе с тем, не допускает копирование и продажу другим лицам.

2. Принцип исчерпания права на распространение объектов интеллектуальной собственности. Исключительное право, дающее право на использование объекта интеллектуальной собственности, базируется на:

  • право на воспроизведение – исключительное право на копирование и изменение конечного продукта, воплощающего объекты интеллектуальной собственности;
  • право на распространение — это исключительное право на введение в гражданский оборот товара, в котором воплощены объекты интеллектуальной собственности.

К примеру, если автор книги передал по договору свои права издательству, то его право на распространение этой книги было исчерпано.

3. Принцип ограничения права интеллектуальной собственности – находящееся в свободном доступе использование объекта интеллектуальной собственности, не требующее согласия правообладателя и не являющееся нарушением закона.

К примеру, цифровые копии книг, предлагаемые в Интернете, или обратимый технологический анализ.

Важно! Использование третьими лицами трудов интеллектуальной деятельности, которые являются объектом исключительных прав, возможно только с согласия правообладателя.

В гражданском праве выделяют несколько групп объектов интеллектуальной собственности:

  • авторские и смежные права (научные, литературные и художественные произведения, компьютерные программы, базы данных и т.д.);
  • объекты промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, секреты производства);
  • средства индивидуализации (работы, услуги, товарные знаки, фирменные наименования/бренды, знаки обслуживания);
  • нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности (селекционные достижения, топологии интегральных микросхем).

В этой статье мы более подробно остановимся на группе интеллектуальной собственности – авторское право.

Понятие, объекты и субъекты авторского права

Авторское право является основой гражданско-правовых отношений по использованию произведений науки, литературы и искусства, возникающих вследствие создания произведения автором.

Авторское право регулируется Гражданским кодексом РФ и в объективном смысле предполагает совокупность норм гражданского права, на основании которых признается авторство и возникают гражданско-правовые отношения по охране произведений науки, литературы и искусства, наделению авторов этих произведений имущественными и неимущественными правами, защите прав авторов и иных правообладателей, а также определению режима использования авторских продуктов. В соответствии с п. 1 ст. 1259 ГК РФ любое творческое произведение может быть защищено авторским правом, независимо от его достоинства и назначения. Однако, стоит отметить, что правовая защита данному произведению может быть предоставлена только в случае выражения его в какой-либо объективной форме.

Показателем творческого характера является оригинальность и новизна произведения, и как свидетельствует арбитражная практика, исключительные права автора не распространяются на произведения, в содержание которых включены неоригинальные элементы.

Согласно п. 3 ст. 1259 Гражданского кодекса РФ в обширный перечень объективных форм произведения также входят:

  • устная (публичное произнесение, исполнение и др.);
  • письменная (машинопись, рукопись, нотная запись и др.);
  • аудио- и видеозапись (цифровая, механическая, магнитная и др.);
  • объемно-пространственная (макеты, сооружения, скульптуры, модели и др.)

Объективная форма произведения может быть выражена посредством материальных носителей (бумага, диск, USB-носитель и другое). Также стоит отметить, что практически на все материальные носители распространяется вещное право — право собственности. В п. 1 ст. 1259 Гражданского кодекса РФ представлен полный перечень объектов авторского права, где, кроме основных групп, отмечены:

  • производные произведения — самостоятельные авторские работы, которые органически связаны с другими произведениями и являются их внешней формой (обзоры, аннотации, резюме и другие переработки);
  • составные произведения – авторские работы, представляющие собой результат интеллектуального труда касаемо подбора и публикации материала (базы данных, сборник и т.д.).

Гражданским законодательством также определены объекты, которые не наделяются авторским правом, это:

  1. различные официальные документы, в т.ч. законы, судебные решения, административные документы и их официальные переводы;
  2. государственные знаки и символы, в частности, гербы, флаги, денежные знаки, ордена и др.;
  3. сведения о произошедших фактах и событиях, которые носят информационный характер;
  4. произведения, которые являются результатом народного творчества.

Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 1259 ГК РФ авторское право не распространяется на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах.

 При этом, объектом их правовой охраны являются формы произведения, а автор не приобретает исключительных прав на использование темы, то есть другие лица вправе создать собственное произведение, используя тот же сюжет. Защита авторского права зависит также и от места обнародования творческих произведений и гражданства их автора. Так, в соответствии со ст.

1256 ГК РФ авторское право распространяется на все обнародованные или необнародованные произведения, которые находятся в любой из объективных форм на территории РФ, при этом не учитывается гражданство авторов или их правопреемников.

В случаях нахождения обнародованного или необнародованного произведения за пределами РФ – авторское право распространяется только на авторов и их правопреемников — граждан России. Авторское право граждан других государств регулируется международными договорами.

К субъектам авторского права относятся авторы/соавторы произведений науки, литературы и искусства или их правопреемники (в т.ч. наследники или лица, которые получили исключительные права на основе авторского договора), а также иные лица, приобретшие авторские права по закону или договору. На основании п. 4 ст.

1259 ГК РФ авторское право, возникшее у создателя произведения, не требует регистрации. Однако, при этом, любой владелец авторских прав может осуществить регистрацию своего произведения в нотариальном органе и Российском авторском обществе. Каждый обладатель авторских прав может использовать знак охраны авторского права (копирайт), который размещается на каждом экземпляре произведения и включает в себя три элемента:

  • латинская буква «С» в окружности © Copyright;
  • имя (наименование) обладателя исключительных авторских прав;
  • год первого опубликования данного произведения.

Отметим, что знак «копирайт» не имеет правовых последствий, однако, он информирует других пользователей о наличии обладателя исключительных прав на данное произведение.

В случаях, если произведение является результатом совместного творческого труда при участии более 2-х лиц, оно принадлежит всем соавторам, независимо от его целостности (ст. 1258 ГК РФ).

Вместе с тем, каждый из соавторов имеет право использовать по своему усмотрению созданную им часть произведения с самостоятельным значением, при этом право на использование этого произведения целиком принадлежит совместно всем соавторам, правоотношения между которыми определяются соответствующим соглашением.

В случаях, когда произведение, созданное соавторами, является неразрывным целым, ни один из соавторов не имеет права запретить использование этого произведения.

Авторы сборников (составители) на основании п. 2 ст. 1260 ГК РФ приобретают авторское право на результат их творческого труда, в частности, подбор и публикацию составного произведения.

Составитель может использовать свое авторское право при условии соблюдения им прав всех авторов, произведения которых включены в сборник составителя, при этом авторы вправе использовать свои произведения по своему усмотрению.

Авторское право составителя не может воспрепятствовать другим лицам создавать собственные составные произведения с использованием тех же материалов.

Издатели энциклопедий и словарей, газет, журналов, периодических и продолжающихся сборников научных трудов в соответствии с п. 7 ст. 1260 ГК РФ приобретают исключительные права на использование таких изданий. Кроме того, издатель имеет право указывать свое наименование, независимо от использования издания.

Переводчики и авторы иных производных произведений на основании п. 1 ст. 1260 ГК РФ приобретают авторское право на переводы, переделку и иные виды обработок материалов, и при этом, их авторское право не может препятствовать другим лицам осуществлять переработку тех же материалов.

Авторское право на аудио- и видео- произведения в соответствии с п. 2 ст. 1263 ГК РФ принадлежит:

  • автору сценария;
  • режиссеру-постановщику;
  • автору музыкального произведения, композитору.

Заключение договора на создание индивидуального произведения предполагает передачу от автора продюсеру исключительных прав публичное распространение этого произведения в любых его формах, если иное не предусмотрено договором (ст. 1240 ГК РФ). При этом изготовитель произведения (продюсер) вправе указывать свое имя при использовании данного произведения.

Произведение, которое было создано в ходе исполнения служебных обязанностей, охраняется авторским правом, принадлежащим на основании п. 1 ст. 1295 ГК РФ автору служебного произведения. При этом, работодатель приобретает исключительные права на использование данного служебного произведения с правом указания наименования своей организации.

Защита авторских прав

В соответствии со статьей 11 Гражданского кодекса РФ защиту гражданских прав осуществляют суды общей юрисдикции, арбитражный и третейский суды. Дела по защите авторских прав чаще всего рассматриваются в судах общей юрисдикции.

Владелец исключительных авторских прав вправе подать в суд иск, которым он требует от нарушителя незамедлительного прекращения правонарушающих действий и возмещения причиненных убытков.

Также истец вправе потребовать взыскать с нарушителя доходы, полученные им в результате незаконного использования авторских прав, выплаты компенсаций в размерах, установленных законом, и уничтожения всех экземпляров произведения, которые были изданы незаконным путем.

Источник: https://pravovedus.ru/practical-law/civil/intellektualnaya-sobstvennost-avtorskoe-pravo/

Защита интеллектуальной собственности

Интеллектуальная собственность: простор для правового воображения

В современной России защита прав интеллектуальной собственности развита довольно слабо, поэтому она требует грамотного подхода. Предлагаем разобраться в этой интересной теме.

Используйте пошаговые руководства:

До того, как говорить о тонкостях правовой практики в области интеллектуальной собственности и ее защиты, имеет смысл рассказать о профильных терминах, которыми оперируют юристы, суды и которые используются в законодательстве.

Вначале выясним, что относится к интеллектуальной собственности, что создается творческим трудом, а что — трудом механическим, познакомимся с дополнительными определениями и терминами.

Это необходимо сделать, чтобы не путать и не смешивать термины, когда одним и тем же словом называют разные сущности.

Итак, что же такое интеллектуальная собственность (далее — ИС). Один из самых неоднозначных терминов и ясного представления о подходах к его определению нет даже у международного сообщества. Так, например две конвенции — Парижская и учредившая ВОИС, используют разные подходы для определения ИС.

В России общепринято определение, что ИС — это ценности, произведенные в ходе творческого труда.

Интеллектуальная собственность в ГК РФ приводится в статье 1225 Гражданского кодекса РФ «Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации». В списке — 16 позиций. Но и там есть сложности.

Например, первыми в перечне идут «произведения науки, литературы и искусства». Что можно к ним отнести, не указано и это создает дополнительные трудности при работе с ИС.

В статье 1228 «Автор результата интеллектуальной деятельности» ГК РФ указывается, что ИС создается творческим трудом, а если творчества нет — объект не относится к ИС (читайте также про Due Diligence интеллектуальной собственности предприятия).

Мнение эксперта

Кирилл Никитин, юрист юридической фирмы Vegas Lex

При анализе вопроса, является ли полученный результат интеллектуальной собственностью, следует учитывать статьи ГК РФ № 1228, 1257 и 1259. Они определяют, что объект должен обладать новизной, уникальностью и (или) оригинальностью, в противном случае он не признается ИС.

Однако специалисты Высшей школы экономики говорят, что новизна, уникальность, оригинальность не являются обязательными. Отсутствие этих свойств не говорит, что работа создана механически, а не творческим трудом.

Также, при появлении ИС возникают авторские права. Это личные неимущественные права и исключительное право. К личным неимущественным правам относят право признаваться автором произведения и право на имя. Они неотчуждаемы. Исключительное право наделяет автора способностью обращаться с объектом любым доступным законным образом.

Скачайте полезные документы:

Положение о конфиденциальности информации
Положение о работе с конфиденциальной информацией

Правовые казусы, связанные с защитой интеллектуальной собственности в России

Неопределенности в ключевых терминах становятся причиной того, что судебное решение зависит в большей степени не от положений закона, а от аргументированности позиций истцов и ответчиков.

Суды по-разному трактовали результаты труда, то относя их к ИС, то нет.

Либо возникали ситуации, когда суд признавал объект результатом интеллектуальной деятельности и подлежащим охране, опираясь исключительно на внешнее оформление и уникальность объекта (см. также способы защиты информации в компании).

Справедливости ради стоит отметить, что практика судебных решений постепенно меняется, подходы при определении «достаточного уровня творчества в работе» становятся более унифицированными. Также набирает вес позиция, что любые объекты интеллектуальной работы создаются творческим трудом, в случае, пока не доказано обратное — такая своеобразназная «презумпция творчества».

Фотографии, как объект интеллектуальной собственности

Понятно, что существующие нормы права не дают исчерпывающего и однозначного пояснения всех нюансов, связанных с интеллектуальной деятельностью. Наиболее ярко неопределенность законов в области ИС можно проиллюстрировать примером про то, являются ли фотографии ИС.

Мнение экспертов

Татьяна Никитина, заместитель директора гражданско-правового департамента юридической фирмы «Клифф»

Чтобы получить статус интеллектуальной собственности, фотография должна быть сделана человеком, а не камерой слежения или бездушным роботом. Только человек может создать произведение, иное нашей цивилизации и традиционному праву пока не известно».

Кирилл Никитин, юрист юридической фирмы Vegas Lex

На практике отсутствие творческой составляющей характерно, как ни странно, для фотографических произведений. Зачастую фотографы, обращаясь за защитой своих прав, не могут с должной степенью обосновать уникальность своих фотографий, их новизну и существенное отличие от аналогов, что приводит к отказу в признании подобных фотографий интеллектуальной собственностью.

Александр Дондоков, юрист компании «Линия права»

Нередко с интеллектуальной собственностью ассоциируется право гражданина на изображение.

Однако в действительности данное право не относится к интеллектуальным правам, в том числе потому, что никак не связано с его творческой деятельностью.

Оно — самостоятельное личное благо лица, хотя все же некоторые положения части четвертой ГК РФ могут применяться к правовому режиму охраны изображения по аналогии. Например, норма статьи № 1268 ГК РФ об обнародовании произведения.

В позициях юристов нет противоречий — таково существующее законодательство. Они транслируют позиции российских судов, не отличающиеся единообразием в своих постановлениях по защите объектов интеллектуальной собственности. Все отличие в том, насколько широко юристы охватывают судебную практику и на какие судебные решения ориентируются.

Что ошибочно относят к интеллектуальной собственности

Традиционно к ИС относят все, что создано разумом человека. Однако далеко не каждый итог умственного труда становится защищаемым объектом. Так, ГК РФ в статье № 1231.1 указывает, что правовой охране не подлежат:

  • символы государства (флаг, герб, а также объекты с этой символикой) не являются объектами интеллектуальной собственности;
  • названия международных, межправительственных организаций, сокращенные или полные, их флаги, гербы и иные символы;
  • печати, официальные контрольные, гарантийные, пробирные клейма, награды и иные знаки отличия.

Кроме того, авторское право не распространяется на следующие объекты (а, значит, не охраняется правом): идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах.

Распространено заблуждение, что «идею» можно запатентовать. Увы, идею нельзя защитить в суде или запатентовать. Ее можно реализовать — придать ей форму, описать ее в произведении, в документации к изобретению, воплотить в дизайне или кинофильме. Реализация может быть любая и обусловлена сферой деятельности предприятия. Итог реализации идеи возможно защитить законом.

Также дополнительные границы устанавливает статья № 1259 ГК РФ, указывающая, что объектами авторского права не являются:

  1. Официальные документы органов власти всех уровней, в том числе законодательного, административного и судебного характера.
  2. Официальные документы международных организаций и их официальные переводы.
  3. Народное творчество, если не установлено авторство произведений.
  4. Информационные сообщения о событиях и фактах — новости, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и т.д.

Мнение эксперта

Татьяна Никитина, заместитель директора гражданско-правового департамента юридической фирмы «Клифф»

Кто-то полагает, что открытие и научная теория – это обязательно интеллектуальная собственность. Но закон так не считает — об этом указано в пункте № 5 статьи № 1259 и в пункте № 5 статьи № 1350 ГК РФ.

Существует много рассуждений по этому поводу, первое из которых: закон природы не может быть результатом творческого труда человека, он существует сам по себе. Поэтому, например, Альберт Эйнштейн был автором научной статьи о специальной теории относительности, как фундаментальной работы в области теоретической физики.

Но он не был автором закона природы о пространственно-временных свойствах физических процессов. Казалось бы, Эйнштейн благодаря своему великому открытию должен был стать богатейшим человеком. Но нет, он не мог использовать это открытие в качестве актива, продать его или предоставить лицензию.

Да и Нобелевскую премию ему очень долго не хотели присуждать — недоброжелатели называли его открытие всего лишь «философией». Премию ученый получил много позже и совсем за другое достижение.

Нарушение прав или нет

Прежде чем бить тревогу и обращаться в суд по поводу выявленных нарушений, представителям организации стоит принять во внимание, что не всегда «нарушения» считаются таковыми по закону.

Например, считается, что нарушаются права при использовании ИС без соответствующего разрешения автора или правообладателя. Однако закон предусматривает, когда такое разрешение не нужно.

Статья ГК РФ № 1274 определяет условия, когда произведение можно применять в различных целях без разрешения правообладателя. Обычно это применяется в научных, учебных, культурных, просветительских целях.

Главное — указать автора и сохранить сведения об источнике цитирования.

Мнение эксперта

Кирилл Никитин, юрист юридической компании Vegas Lex

На практике большинство споров возникает вокруг возможности цитирования того или иного произведения, а именно в определении допустимых объемов такого цитирования.

Также определенные объекты интеллектуальной собственности имеют срок охраны.

Когда установленный срок заканчивается, он переходит в общественное достояние и любой желающий может использовать такой объект любым законным способом, не спрашивая разрешения правообладателя.

Это регламентируется статьями № 1363 и № 1364 ГК РФ. Например, в РФ срок охраны изобретения составляет 20 лет, полезной модели – десять лет, а промышленного образца – всего пять лет.

Иногда возникает и другая ситуация, когда широкая публика не считает действие нарушением, хотя закон говорит обратное.

Например, считается, что перевод содержания иностранного интернет-сайта с английского на русский  и публикация перевода на своем интернет-сайте не нарушает ничьи права.

Однако перевод – это производное произведение, поэтому переводчик должен спросить разрешения правообладателя оригинала. То же относится и к составлению разного рода энциклопедий, сборников.

Если необходимо использовать в своем сборнике чужую работу, нужно спросить разрешения автора.

Мнение эксперта

Татьяна Никитина, заместитель директора гражданско-правового департамента юридической фирмы «Клифф»

Существует мнение, что продавать любой товар или услугу посредством своего интернет-магазина можно без особых последствий. Однако следует понимать, что товар производится под определенным товарным знаком. Будет ли правообладатель счастлив обнаружить свой товарный знак на вашем интернет-сайте, не известно.

Поэтому лучше заранее найти правообладателя и договориться с ним прежде, чем он предъявит иск в суд.

Если же предприниматель этого не сделал и спор все-таки возник, скорее всего, придется заключать мировое соглашение и заплатить правообладателю круглую сумму, либо ходить по всем судебным инстанциям, увеличивая свои затраты на юристов.

Защита интеллектуальной собственности в России — кто и как

Компания для защиты ИС может опираться на собственных юристов, либо привлекать соответствующих специалистов. Защита интеллектуальной собственности это довольно сложная работа и для выполнения имеет смысл приглашать юристов или юридические компании с соответствующей специализацией.

Специфика их работы позволяет иметь гораздо более высокую компетенцию в сфере защиты ИС, чем у собственных специалистов. Привлеченные юристы помогут бизнесу выполнить множество типовых задач — разработать лицензионный договор или договор отчуждения исключительных прав на ИС, составить внутренние руководящие документы, откорректировать договор франчайзинга, выполнить иные манипуляции.

Для защиты сложных, наукоемких объектов может потребоваться помощь патентного поверенного, не обязательно юриста. Это может быть инженер, физик, фармацевт или биолог.

Патентный поверенный поможет выявить, например, важное изобретение из архивов предприятия и получить на него патент.

В РФ патентный поверенный также в обязательном порядке представляет в патентном ведомстве интересы иностранных лиц, это определяет статья № 1247 ГК РФ.

При выборе юриста или патентного поверенного следует руководствоваться общедоступными сведениями, которые позволяют выяснить специализацию специалиста и изучить его репутацию на рынке.

Несмотря на кажущиеся строгие ограничения в области признания ИС, существующие пробелы и противоречия в законодательстве позволяют получить желаемый правовой статус на разработанный объект ИС.

В этом случае имеет смысл обратиться к специалистам, которые смогут провести анализ интеллектуальной работы и составят план по выявлению, оценке и защите объектов.

Следует помнить, что правовая защита интеллектуальной собственности, созданной человеком объекта зависит от её формы и качества описания, а закон рассматривает по-разному каждую категорию ИС. Это дает достаточно места для «маневра» при выстраивании защиты необходимой ИС организации.

Основные способы защиты интеллектуальной собственности:

  1. Регистрация прав на ИС.
  2. Контроль рынка на предмет противозаконного использования ИС.
  3. Обращение в федеральный антимонопольный орган или Палату по патентным спорам.
  4. Обращение в суд с целью защиты ИС.

Источник: https://fd.ru/articles/158634-zashchita-intellektualnoy-sobstvennosti-qqq-17-m5

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.