Как отразится на бизнесе судебная реформа?

Содержание

Как судебная реформа изменит работу судов (инфографика)

Как отразится на бизнесе судебная реформа?

Вы сейчас просматриваете новость ” Как судебная реформа изменит работу судов ( инфографика )”. Другие Новости политики смотрите в блоке “Последние новости”.

Как судебная реформа изменит работу судов ( инфографика ) – news.guru.ua

С марта должна начаться судебная реформа . Судебные прецеденты собрать в отдельный сборник и компьютеризировать. Ну и, конечно, ввести систему общественного контроля за работой судов , чтобы не было “договорняков”.

Как судебная реформа изменит работу судов ( инфографика ). – rss.novostimira.com

Реформа в МВД: наберут новичков и внедрят психологическую проверку ( инфографика ). Вскоре изменится система тестирования милиционеров как при приеме на работу . Судебная реформа : Верховный суд – против термина “ликвидация”.

Центр суддівських студій : : Дайджест – www.judges.org.ua

Как судебная реформа изменит работу судов ( инфографика ). Хотят искоренить “кумовство” в судебной системе и ввести конкурсы. “Сегодня” выяснила, с чего начнется реформа одной из самых коррумпированных ветвей власти (см. инфографику ).

Как судебная реформа изменит работу судов ( инфографика ) – www.anews.com

Сегодня.ua. 2 лет,2 месяцев. Хотят искоренить “кумовство” в судебной системе и ввести конкурсы.

Как судебная реформа изменит работу судов – gorod-online.net

Новости СтранаКак судебная реформа изменит работу судов . “Сегодня” выяснила, с чего начнется реформа одной из самых коррумпированных ветвей власти (см. инфографику ).

Судебная реформа в Украине – основные моменты | SebWeo – sebweo.com

Второй элемент реформы – формирование трехуровневой судебной системы, которая включает местные суды , апелляционные суды и Верховный суд . Этапы реформирования судопроизводства Украины на инфографике

Как судебная реформа изменит работу судов – Днепровский – gorod.dpua.net

С марта должна начаться судебная реформа . Судебные прецеденты собрать в отдельный сборник и компьютеризировать. Ну и, конечно, ввести систему общественного контроля за работой судов , чтобы не было “договорняков”.

Реформа судебной власти — Российская газета – rg.ru

Судебный департамент при Верховном суде РФ готовит обращение в правительство с просьбой выделить средства на реформу судов присяжных. Дополнительно требуется почти 4 млрд рублей. Власть, Работа власти, Судебная система.

В 2018 году Россию ждет судебная реформа | Статьи | Известия – iz.ru

Инфографика . Такие меры позволят унифицировать работу судов общей юрисдикции по аналогии с арбитражными судами — их вышестоящие инстанции также находятся в других регионах.

Как судебная реформа отразится на бизнесе? – www.raschet.ru

События. Полный рубрикатор. Инфографика . Мнения. После реформы нельзя не отметить ухудшение работы арбитражных судов . Важно ли при этом единообразие судебной практики, если конечная цель обращения человека в суд – защита нарушенных прав – не может быть

Что изменит судебная реформа | InfoResist – InfoResist.org

Мнение. 03.06.2016 в 12:19 by InfoResist. Что изменит судебная реформа . Все эти специализированные суды будут распущены. И никто не сможет восстановиться на работе в суде , которого больше нет.

Судебная реформа : ТОП-10 главных изменений . RSS-агрегатор – rss.novostimira.com

Как судебная реформа изменит работу судов ( инфографика ). Хотят искоренить “кумовство” в судебной системе и ввести конкурсы .

Георгий Бовт объясняет, почему реформу судебной системы – www.gazeta.ru

Судебная реформа во имя справедливости — это то, что касается почти всего населения страны. В год наши суды принимают примерно 30 млн решений, которые затрагивают почти каждую семью. Редакция. Обратная связь. Инфографика .

О судебной реформе подробно | Украина.ру – ukraina.ru

Инфографика . О судебной реформе подробно. фото © РИА Новости. Андрей Старостин. Но точно можно констатировать, что с сегодняшнего дня спрашивать за работу судебной системы власть должна уже только с себя.

Как судебная реформа изменит работу судов – Лента новостей – dneprnews.com.ua

С марта должна начаться судебная реформа . Вчера нардепы приняли за основу два пакета законов – президентский и парламентский. До конца января рабочая группа должна предложить компромиссный вариант.

Что конкретно поменяла судебная реформа ? ИНФОГРАФИКА – sud.ua

«Общество хочет новых судов ». Судебная реформа невозможна без обновления судейского корпуса. Как это сделать, смотрите в инфографике . «Как меняется порядок назначения судей ?»

Что меняет судебная реформа : мнение экспертов. RSS-агрегатор – rss.novostimira.com

Судебная реформа : Верховный суд – против термина “ликвидация”. Как судебная реформа изменит работу судов ( инфографика ). Хотят искоренить “кумовство” в судебной системе и ввести конкурсы .

Галочкин: России нужна судебная реформа – РИА Новости – ria.ru

И правозащитники, и парламентарии сходятся в одном – необходимость судебной реформы назрела. Целевая программа развития судебной системы, которая есть сейчас, мало повлияет на доверие к судам , она направлена, скорее, на улучшение ритма рутинной работы .

Источник: http://odnako.su/news/politics/-247882-kak-sudebnaya-reforma-izmenit-rabotu-sudov-infografika/

Судебная реформа 1864 года, ее плюсы и минусы

Как отразится на бизнесе судебная реформа?

Период правления императора Александра II для Российской империи стал знаменательным событием. Проведенные им реформы радикально преобразовали российское общество.

Самой успешной из них принято было считать именно Судебную реформу, которая оказалась даже более успешной, чем знаменитая Крестьянская (отмена крепостного права).

Преобразований в судебной жизни государства желали многие жители Российской империи, многие – но никак не работники судебной отрасли.

Дореформенный вариант и его недостатки

В 1775 году в Российской империи был создан такой законопроект, как «Учреждение о губерниях». В его ведомство входило повсеместное формирование судебной системы, которая в свою очередь подразделялась на 3 уровня:

  1. Уездный.
  2. Губернский.
  3. Общегосударственный.

Данная судебная система, сформированная правительством императрицы Екатерины II, была ориентирована на:

  • Широкую выборность.
  • Коллегиальность.
  • Сочетание различных сословных учреждений.

Уездный уровень разбирал мелкие судебные дела, он был ориентирован на проблемы крестьянства, мещан и купцов II-й и III-й гильдии. Губернский уровень позволял рассматривать дела купцов I-й гильдии и дворянства. В него входили Гражданская и Уголовная палаты.

Общегосударственный уровень разбирал гражданские и уголовные дела всех сословий, этим занимался Правительствующий Сенат, члены которого избирались пожизненно.

К недостаткам такого вида судебной системы следует отнести ее многоступенчатость и затяжную продолжительность ведения судебных процессов, которые могли идти годами. Судебное дело проходило через несколько инстанций, могло то прекращаться, то возобновляться вновь.

Да и сами судебные дела судьи подчас вели только лишь по наличию у них необходимой документации, очень часто они даже не видели в лицо самого осужденного, вынося ему вердикт заочно. Дореформенный вариант судебной системы требовал кардинальных изменений.

Подготовка реформы к ее проведению

За улучшение судебной системы выступил князь Д. Н. Блудов, который не найдя одобрения в лице Николая I обрел ее с приходом к власти Александра II. Блудов написал около 14-ти законопроектов, которые стали основанием для проведения реформы 1864 года.

После обработки предложений Блудова прежнее судоустройство в общих чертах оставалось прежним в отношении судейской должности, она была выборной (уездный и губернский уровни), вводился лишь имущественный и профессиональный ценз.

Д. Н. Блудов

Предложения Д. Н. Блудова:

  1. Упразднение суда магистратов и ратуш.
  2. Отсутствие суда присяжных.
  3. Земский суд должен был быть заменен на представителей мирового суда.
  4. Внесение частных поправок в российское законодательство.
  5. Замена судебной процедуры и принципов судопроизводства.

К моменту подачи своих предложений князь Блудов был стар, он сомневался, что сможет дожить до момента их внедрения в судебную систему Российской империи, к тому же в обществе его идеи вызвали бурное негодование.

Однако же, Д. Н. Блудов смог реализовать один из своих проектов, в 1860 году был создан самостоятельный институт судебных следователей. Они отныне были отделены от полиции и подчинялись исключительно уголовному суду.

Деятельность С. И. Зарудного

Одним из самых рьяных новаторов в стремлении изменить судебную систему Российской империи был юрист статс-секретарь Государственного Совета С.И. Зарудный. Он в 1862 году разработал основные начала нового судопроизводства и судоустройства.

С.И. Зарудный

Судебную реформу Александра II активно поддерживал его брат великий князь Константин Николаевич.

Судебная реформа 1864 года

Реформа начала свое существование с момента подписания императором Указа Правительственному Сенату, в котором были утверждены 4 законодательных акта:

  1. Учреждение судебных установлений.
  2. Устав уголовного судопроизводства.
  3. Устав гражданского судопроизводства.
  4. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Реформа дала начало образованию:

  1. Адвокатуры.
  2. Суда присяжных заседателей (именно их последнее слово влияло на судебный вердикт).
  3. Институт следователей.

Российская империя была официально разделена на судебные округа. Появились 2 вида судов:

Плюсы

  • Появилась новая судебная система, в корне изменившая судопроизводство и судоустройство.
  • Судебная власть оформилась в отдельную ветвь законодательства, суд стал независимой политической структурой.
  • Суды проводились в присутствии обвиняемого.

Минусы

  • Не была принята чиновниками-консерваторами, считавшим, что Российская империя не должна была становиться ну путь демократизации.
  • Суд присяжных вел судебные дела, основываясь только на конституционный порядок, остальные — решались в судебной палате, в которую входили представители высших сословий.
  • Реформа повлекла за собой появление судебной бюрократии, взяточничества, что создавало сомнительную репутацию в обществе судебной реформе, проведенной императором Александром II.

Источник: https://plusiminusi.ru/sudebnaya-reforma-1864-goda-ee-plyusy-i-minusy/

Эксперты сомневаются в эффективности судебной реформы за 4,4 млрд рублей

Как отразится на бизнесе судебная реформа?
Фото Руслан Кривобок / РИА Новости

Во главу угла судебных нововведений поставлено максимальное обеспечение независимости и самостоятельности тех, кто пересматривает принятые решения.

В Верховном суде уверены: если жалоба будет рассматриваться не в регионе, где был принят обжалуемый вердикт, то решение суда второй инстанции станет итогом максимально независимого рассмотрения.

Журналисты РБК опросили экспертов, чтобы выяснить, насколько оправданы ожидания от судебной реформы.

Ниже коррупция, больше независимости

Глава комитета Госдумы по законодательству единоросс Павел Крашенинников считает, что нововведение послужит снижению уровня коррупции в судах. «Это очень системный, важный закон. Он носит антикоррупционный характер, поскольку региональное начальство даже думать не будет о том, чтобы давить (на судей)», — сказал депутат журналистам РБК.

С коллегой по нижней палате парламента согласны член комитета по законодательству, представитель Госдумы в Верховном суде Николай Брыкин и первый зампредседателя комитета по законодательству Юрий Синельщиков (КПРФ), который отметил, что эти суды не будут закреплены за субъектом, чтобы не могли на них влиять губернаторы и мэры.

Ближе к ВС, дальше от народа

В свою очередь федеральный судья в отставке Сергей Пашин видит результатом судебной реформы концентрацию власти в Верховном суде. «Это средство ослабить региональные элиты.

Власть председателей областных, краевых и приравненных к ним судов серьезно уменьшится и сосредоточится в Верховном суде», — заявил эксперт РБК.

Он также опасается, что изменения позволят «раздать начальнические места некоторым особо заслужившим людям» и тем самым «перекроить карту» влияний.

При этом эксперт полагает, что близость новых судов к Верховному в этом случае лишь усложнит доступ гражданам к правосудию. «Суды станут ближе к Верховному суду, но дальше от населения.

Для людей это крайне неудобно, они иногда с трудом и в районный суд добираются.

А здесь, чтобы присутствовать на рассмотрении апелляционной жалобы, придется ехать даже не в губернский город, а еще дальше», — говорит судья в отставке.

Пашин уверен, что независимость и самостоятельность судов в результате реформы никак не увеличатся, поскольку нужна независимость от судебного начальства, которое в очередной раз просто поменяется.

В свою очередь, ведущий научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге Кирилл Титаев склоняется к мнению о том, что все же независимости у судов прибавится, но проблемы российского судопроизводства решены не будут.

«Что касается дел об административных правонарушениях и уголовных дел, то здесь существует базовое предубеждение в пользу государства — так называемый обвинительный уклон. И в этом смысле реформа может оказаться не столь эффективной, насколько на нее рассчитывают.

Даже сейчас, когда дела пересматриваются, казалось бы, совершенно независимой инстанцией по отношению к нижестоящему суду, судьи уверенно принимают сторону обвинения. Даже если доказательства, представленные обвинением, не до конца убедительны», — указывает эксперт.

Суть реформы

Верховный суд предлагает законодателям создать девять кассационных судов, которые будут рассматривать жалобы на решения, вступившие в законную силу. Находиться такие суды будут в центрах вновь создаваемых кассационных округов — в Калуге, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске, Казани, Перми, Кемерово и Владивостоке.

В свою очередь подача и рассмотрение апелляций, то есть решений, не вступивших в законную силу, станет возможна лишь в пяти апелляционных округах. Желающие оспорить судебный вердикт смогут это сделать в Воронеже, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Томске. Воронежский и Краснодарский апелляционные суды будут иметь филиалы в Иваново и Сочи соответственно.

Обойдется создание новых судов, как полагает Верховный суд, в 4,4 млрд рублей, при этом около 3 млрд рублей придется на дополнительные бюджетные ассигнования.

В то же время количество судей в регионах уменьшится приблизительно на тысячу из более чем 22 тысяч людей в мантиях. Судьям будет предложено перейти в новые инстанции или уйти в отставку, получив выходное пособие.

Порядка 1,7 тысячи госслужащих в судах, возможно, будут сокращены.

Павел Крашенинников полагает, что в первом чтении законопроект от Верховного суда будет принят на весенней сессии Госдумы, но сама реформа, видимо, растянется на продолжительное время.

Поскольку, помимо принятия закона о кассационных и апелляционных судах, потребуется изменение процессуального законодательства.

Поэтому воплощения реформы в жизнь вряд ли стоит ожидать в 2019 году, считает депутат.

Источник: https://pasmi.ru/archive/202320/

Дать вольную Фемиде: рецепты реформирования судебной системы от Алексея Кудрина и Бориса Титова

Как отразится на бизнесе судебная реформа?

Обнародованы предложения двух ведущих аналитических центров страны по реформированию судебной системы

Два ведущих think-tank («мозговых треста») нашей страны в конкуренции друг с другом разрабатывают программы стратегического развития России на период 2018—2024 гг.

Пока на публику выносятся лишь эскизы этих важных документов, но даже в таком виде они дают немалую пищу для размышления.

Важный блок обоих концептуальных программ — предложения по реформе судебной системы, и газета «Реальное время» предлагает ознакомиться с предварительными вариантами этих предложений.

В начале марта Столыпинский клуб во главе с председателем Партии роста Борисом Титовым представил стратегию роста российской экономики «Стратегия роста». Данная стратегия должна стать альтернативой представленной в середине января концепции Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина.

ЦСР сейчас работает над программой стратегического развития России на период 2018—2024 гг. Действительно полезно, когда есть альтернативный взгляд, ибо «в споре рождается истина». Документы обоих докладов пока еще выглядят как «декларации о намерениях» и обретут свой законченный вид ближе к 2018 году, к году президентских выборов.

Центр стратегических разработок (ЦСР) обнародует детальную Стратегию развития России до 2024 года 1 мая 2017 года.

Но даже на уровне предварительных подходов весьма полезно ознакомиться с обеими программами. Интернет-издание «Реальное время» представляет цикл по сравнительному описанию этих программ, в котором будут освещаться важные разделы стратегий.

Необходимость судебной реформы назрела

Сегодня мы поведем речь о судебной реформе, которую авторы программ считают важнейшим блоком в своих стратегиях.

Качество наших судов — это не только вопрос социальной справедливости или морали. Это еще и важный фактор экономического развития. Уверенность сторон в способности российского суда адекватно разрешить хозяйственный (и не только) спор способствует повышению активности отечественных предпринимателей, стимулирует иностранных инвесторов вкладывать средства в российскую экономику.

Судебную реформу авторы программ считают важнейшим блоком в своих стратегиях. Фото Максима Платонова

К сожалению, на сегодняшний день судебная система не всегда обеспечивает равенство сторон перед законом, что приводит к охлаждению инвестиционного климата в стране. Как показывает статистика, в 69% случаев арбитражные суды удовлетворяют требования истца/заявителя.

В других странах истец реже добивается успехов в связи с тем, что «именно на нем лежит бремя доказывания». По мнению экспертов, перекосы в сторону истца — это «признак направления в суд дел, в которых нет реального спора», это серьезный недостаток судебной системы.

На сегодняшний день привлечение к уголовной ответственности, и тем более направление дела в суд, в большинстве случаев фактически означает осуждение человека. Надежда на то, что судья оправдает подсудимого, невелика: в 2010 г. в России было оправдано 0,8% подсудимых.

Стереотип обвинительного уклона в деятельности судов, нередко закрывающих глаза на недобросовестную подготовку дел, на фальсификацию доказательств обвинения органами дознания и следствия, превращает суды, по сути, в одну из правоохранительных структур.

Отсюда и более широкие, системные проблемы всей сферы юстиции: от переполненности следственных изоляторов и тюрем до большого числа следственных и судебных ошибок.

Из доклада Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации «О проблемах правосудия и уголовной юстиции в Российской Федерации в связи с обеспечением прав и свобод граждан»: «Сегодня каждый конкретный состав суда может контролироваться одной из сторон процесса либо иными заинтересованными лицами.

Среди причин этого — широчайшие полномочия, предоставленные председателю суда.

Одна только практика распределения председателем дел между судьями, когда он имеет неограниченную возможность для того, чтобы конкретное дело попало к конкретному судье, является лазейкой для непосредственного влияния на суд не только политических или хозяйственных, но и криминальных структур.

Управляемость судей обеспечивается как властными полномочиями председателя суда, так и всей совокупностью отношений, существующих внутри судебной системы. Судьям — членам квалификационных коллегий необходимо иметь хорошие отношения с председателями региональных судов, в подчинении которых они фактически находятся.

Потому и результат рассмотрения дисциплинарных дел обычно соответствует воле руководителя. Председатель районного суда фактически подотчетен региональному председателю. При этом он имеет полномочие инициировать возбуждение дисциплинарных дел против «рядовых» судей.

По существу, суд функционирует как обычная бюрократическая структура, что влечет за собой все недостатки, присущие ведомственности. Отрицательный итог такой ситуации состоит в том, что неформальные механизмы принятия решений нередко доминируют над формальными, отраженными в законе».

Как видите, недостатков у существующей судебной системы очень много, и с ней действительно необходимо что-то делать.

Предложения для будущих реформаторов

Итак, что предлагают конкурирующие группы экспертов?

Предложения Столыпинского клуба

1. Повысить независимость судей.

  • Ограничить полномочия председателей судов. Запретить председателям судов и иным органам судейского сообщества вмешиваться в рассмотрение конкретных дел.
  • Ввести выборность председателей судов и их ротацию каждые два года.
  • Создать независимую от субъектов Российской Федерации апелляционную инстанцию на уровне федеральных округов и инстанции «малых» надзорных президиумов в Верховном суде.
  • Увеличить представительство и роль общественности в квалификационных коллегиях судей с целью предотвращения корпоративной круговой поруки.

2. Изменить структуру кадрового состава судейского корпуса.

  • Ввести единый федеральный статус судьи: «Судья первой (кассационной, высшей) инстанции Российской Федерации», с правом осуществления функций судьи в любом суде соответствующей инстанции на территории РФ. Добиться назначения на должности судей наиболее квалифицированных, опытных и авторитетных юристов.
  • До 2019 года привлечь в судебный корпус не менее 1 000 адвокатов. К 2025 году установить квоту на формирование судебного корпуса: не менее 50% назначаемых судей должны иметь опыт работы адвокатами и/или в прокуратуре.

3. Повысить ответственность судей за заведомо неправосудные решения.

  • Активизировать работу квалификационных комиссий.
  • Создать специальное оперативное подразделение ФСБ по расследованию обвинений против судей.
  • Ввести обязательный формальный учет всех контактов судей, с безусловной дисквалификацией в случае предоставления неверной информации.

4. Расширить полномочия Верховного суда Российской Федерации по отмене вступивших в законную силу решений судов, грубо нарушающих нормы материального права и единство правоприменительной практики в Российской Федерации.

5. Снизить нагрузку на судей.

  • Существенно повысить минимальные суммы, после которых органы власти смогут обращаться в мировой суд за взысканием недоимки физических лиц.
  • Повысить размер государственной пошлины, например, для компаний, оказывающих коммунальные услуги, при обращении в мировой суд.
  • Увеличить число мировых судей, число арбитражных судей в городах-миллионниках (в Московском арбитражном суде каждому судье в среднем приходит семь новых дел в день).

6. Создать независимый третейский суд национального уровня.

Предложения ЦСР под руководством Алексея Кудрина:

1. Улучшение качества судейских кадров.

  • Упрощение системы «перемещения судей по вертикали». При первом назначении судьи рассматривать его кандидатуру будет кадровая комиссия при президенте, а его перемещение на другие позиции предлагается утверждать председателю Верховного суда и по заключению квалификационной коллегии судей. Заменить сотрудников правоохранительных органов в президентской кадровой комиссии на представителей администрации Кремля и общественности.
  • Подготовкой судей должен заниматься специальный центр.
  • Назначенный однажды судья получит право работать в судах того же уровня без прохождения заново полного цикла проверок.

2. Повысить независимость судей.

  • Ограничить полномочия председателей районных судов. Лишить их права вносить представления о привлечении судей к дисциплинарной ответственности и распределять премии и автоматизировать распределение дел между судьями.
  • Ввести выборность председателей районных судов и их ротацию каждые три года.

3. Снизить нагрузку на судей.

Как видите, пока лучше и «богаче» механизмы реформирования судебной системы проработаны у Столыпинского клуба. Но еще не вечер, к 1 мая Кудрин и Ко представят более развернутый вариант своего взгляда на реформирование судебной реформы.

Не так быстро

На наш взгляд, предложения — что Столыпинского клуба, что ЦСР Кудрина — наполнены оптимизмом в отношении действенности реформирования судебной системы, которая крайне консервативна. Судебную реформу невозможно провести быстро — в России сегодня более 30 000 судей, и невозможно их в одночасье заменить или изменить их работу. Даже решение кадрового вопроса — это как минимум на 10 лет.

Но, на самом деле, судебная реформа изначально возможна лишь при полном обновлении судебной вертикали, которая при нынешнем устройстве может легко заблокировать все, что написали специалисты Кудрина или Титова. Чтобы «давить» на судебную вертикаль, принуждая ее к реформам, необходимо наличие сильного гражданского общества и механизмов контроля со стороны самого гражданского общества.

комментарии 10

Источник: https://realnoevremya.ru/articles/60123-recepty-reformirovaniya-sudebnoy-sistemy-ot-kudrina-i-titova

В россии готовится судебная реформа. как она скажется на юристах, судьях и простых людях

Как отразится на бизнесе судебная реформа?
https://www.znak.com/2017-09-06/v_rossii_gotovitsya_sudebnaya_reforma_kak_ona_skazhetsya_na_yuristah_sudyah_i_prostyh_lyudyah

2017.09.06

В России готовится масштабная судебная реформа. В частности, полностью изменится система кассации: в регионах появятся пять отдельных апелляционных и девять кассационных судов.

Новая система будет выстроена так, что свердловским юристам придется обжаловать решения не в Екатеринбурге, а в Перми и в Санкт-Петербурге. Znak.

com постарался разобраться в подробностях реформы и выяснил, как она скажется на юристах, судьях и простых жителях области. 

Проект реформы

План реформ кассационных и апелляционных судов назревал давно — как рассказали Znak.com в пресс-службе Свердловского областного суда, еще в 2000 году Госдума приняла в первом чтении соответствующий законопроект, но в дальнейшем концепция не нашла поддержки.

Вопрос снова стал активно обсуждаться весной этого года, после того как президент Владимир Путин на Петербургском экономическом форуме заговорил о судебной реформе.

Вскоре председатель Верховного Суда РФ Вячеслав Лебедев предложил проект реформы, который предполагает создание системы судов общей юрисдикции по аналогии с системой арбитражных судов. 

Согласно проекту реформы, в России будет создано пять апелляционных судов и девять кассационных. Такое количество было определено «на основе анализа данных судебной статистики и сведений о судебной нагрузке по соответствующим категориям дел за несколько предыдущих лет». 

Сейчас апелляции районных судов рассматривают областные суды, а кассации — президиум областных судов. Решения областных судов проверяются Верховным судом, а полноценной кассации для них нет. Новая система, по замыслу ее авторов, должна исправить этот недочет, а также разгрузить Верховный суд. 

Кассационные суды полностью заменят президиумы судов всех уровней и будут рассматривать жалобы на вступившие в силу акты районных судов, областных судов, принятые в первой инстанции, и на решения апелляционных судов.

Апелляционные суды будут рассматривать частные жалобы на вступившие в силу постановления областных судов и на определения Верховного суда. Верховный суд перестанет рассматривать не вступившие в силу решения нижестоящих судов.

Как пояснили в пресс-службе Свердловского областного суда, в их компетенции останутся полномочия по рассмотрению жалоб на не вступившие в силу судебные акты, принятые судами первой инстанции. 

Новая структура судовZnak.com

13 июля Верховный Суд одобрил предложенный законопроект. Предполагается, что он будет внесен в Госдуму в осеннюю сессию. 

Для юристов

Ни один из вновь создаваемых судов, согласно проекту, не будет расположен в Екатеринбурге.

Предполагается, что апелляционный суд для Свердловской области будет находиться в Санкт-Петербурге, а кассационный — в Перми.

В законопроекте говорится, что так «будет исключена ситуация, при которой проверка вынесенного судебного акта осуществляется в том же суде, которым дело рассматривалось в качестве суда первой инстанции». 

По мнению юристов, такое разнесение судов по разным регионам положительно скажется на судебном процессе, потому что во многих случаях поможет бороться с коррупцией. 

«С коррупцией адвокаты сталкиваются часто. [Юрист] ведет дело, вдруг ему говорят: „Спасибо за все, [у нас] появился человек, который решит все вопросы. Вы морочите нам голову, куда-то ездите, он все быстро решит“.

Сами понимаете цену этих обещаний. Части мошенников в [новой] системе будет работать все труднее и труднее», — рассказал Znak.

com председатель президиума Свердловской областной экономической коллегии адвокатов Владимир Винницкий. 

По мнению адвоката Алексея Бушмакова, создание отдельных кассационных и апелляционных судов «должно будет гарантировать некую объективность рассмотрения дел».

«Если сейчас апелляция и кассация [находятся] под началом председателя облсуда, то потом она будет выведена за рамки. Дела будут рассматривать судьи, которые никого [из участников дела и предыдущих судий] не знают.

Сейчас все всё знают, друг у друга консультируются. У районных судов есть кураторы», — рассказал юрист. 

Для судов

Реформа предполагает определенное сокращение полномочий областных судов и, как следствие, сотрудников.

Проект создания апелляционных судов предусматривает увольнение 362 гражданских служащих областных судов во всех регионах и выведение из штата судов 100 судей.

При этом в новых апелляционных инстанциях будет создано 5 рабочих мест для председателей судов, 15 — для их заместителей, 161 — для судей. 

Аналогичная ситуация и с кассационными судами. Ради их создания будет сокращено 1362 государственных гражданских служащих судов областного звена и выведено из штата 723 судьи.

В 9 кассационных судах появятся 9 председателей, 36 их заместителей и 678 судей. Таким образом, большая часть уволенных сотрудников региональных судов будет трудоустроена в новые апелляционные и кассационные суды.

Следовательно, судей и их семьи ждет переезд, на что уже заложены деньги в законопроекте. 

«Конечно, [реформа] попортит нервы многим судьям, поскольку многие должны будут решить, останутся они здесь или будут менять место работы. Возможно, для многих будет [организован] переезд. Процедура будет небыстрой. Переезд учреждений — это хлопотно и затратно. Конечно, потребует достаточно много времени», — считает Владимир Винницкий. 

В Свердловском областном суде пока не знают, сколько сотрудников будет сокращено именно у них — это станет известно после принятия закона. 

Для граждан

Для простых жителей судебная реформа грозит, в первую очередь, увеличением расходов на услуги адвокатов.

Как поясняют юристы, их услуги естественно увеличатся на стоимость проезда до суда, где происходит рассмотрение апелляции или кассации.

При этом, по мнению юристов, реформа может повлиять на распространение электронного правосудия, когда адвокаты, свидетели и остальные участники процесса могут присутствовать на заседании по видеосвязи.

«Сейчас многие процессы не проходят из-за неявки [участников], но для видеоконференции участники должны быть зарегистрированы, проходить верификацию, чтобы не случилось видеоподмены. Если ситуация [с видеосвязью] будет обкатана, то это во многом изменит подход к правосудию, ускорит и удешевит процесс.

Не надо будет строить дворцов правосудия, не нужна будет система приставов, которые караулят у дверей и сверяют документы. Все это можно будет упростить.

Чем дальше от людей, тем больше сократится и коррупционная составляющая, потому что не будет контакта», — рассуждает Винницкий и добавляет, что это пока мечты. 

По словам юриста Алексея Бушмакова, сейчас система видеоконференцсвязи в судах действует не очень хорошо. «Я сколько ни просил обеспечить видеосвязь, мне все время отказывали», — отметил он. 

Владимир Винницкий считает, что судебная реформа исключит из правосудия непрофессиональных юристов. «Обычные люди и раньше без особого энтузиазма и пользы могли посещать суды, если не были вооружены хорошо обученными адвокатами. Поэтому после реформы, если людям потребуется обратиться в суд, это будут хорошие адвокаты», — говорит эксперт. 

Сроки рассмотрения дел, по мнению юристов, увеличиться не должны, так как в судах действует электронный оборот документов. По крайней мере, в планах увеличения сроков нет, добавляет Бушмаков. 

Для бюджета

Согласно проекту реформы, создание новых судов обойдется судебному департаменту в дополнительные 4,3 млрд рублей: 3,5 млрд на кассационные и 828,9 млн рублей на апелляционные. Большая часть этих средств — единовременные затраты, на выплаты уволенным, создание судов, закупку мебели и техники. 

Из федерального бюджета на апелляционные суды потребуется 555 млн рублей, на кассационные суды — 2,4 млрд рублей. 

Источник: https://www.znak.com/2017-09-06/v_rossii_gotovitsya_sudebnaya_reforma_kak_ona_skazhetsya_na_yuristah_sudyah_i_prostyh_lyudyah

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.