Как приостановить исполнение требования об уплате недоимки

Содержание

Если не согласен с требованием налоговой

Как приостановить исполнение требования об уплате недоимки

На втором этапе налоговый орган применяет принудительные меры взыскания, предусмотренные ст. ст. 46 и 47 НК РФ (постановление Президиума ВАС РФ от 29.03.2005 № 13592/04). Основания для признания налогового требования недействительным Налоговый орган обязан направить налоговое требование, в противном случае взыскание налоговой недоимки станет невозможным.

Налоговое требование может быть признано недействительным в самостоятельном процессе.

я получила требование об уплате налога, с которым не согласна.

какая процедура и сроки для подачи жалобы?

30 Сентября 2014, 16:29 ульяна, г. Уфа

Досудебный порядок обжалования обязателен. Вы можете обратиться с соответствующим заявлением в суд, если ваша жалоба была рассмотрена в УФНС и решение по ней вас не удовлетворило, или если решение по вашей жалобе опоздало со сроками.

Срок для рассмотрения жалобы — 15 рабочих дней со дня ее получения из ИФНС (налоговая инспекция должна передать вашу жалобу в УФНС в течение 3 рабочих дней с момента ее получения от вас).

Жалоба должна быть рассмотрена, и в течение 3 рабочих дней с момента принятия решения вам должен прийти ответ.

По закону срок рассмотрения жалобы может быть увеличен еще на 15 рабочих дней.

Если вы жалобу получили, и решение по ней неудовлетворительное для вас, тогда можете обращаться в суд. Для этого у вас будет 3 месяца, коорые отсчитываются либо с момента получения неудовлетворительного решения УФНС, либо с даты, когда вы решение УФНС должны были получить, но не получили.

Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Обжалование требования об уплате налога

Иногда случаются и такие ситуации, когда в отчете налогоплательщик указывает по ошибке завышенный налог, но перечисляет в бюджет правильную сумму – в таком случае при получении требования необходимо скорректировать ранее поданную декларацию. Либо же перечисление в бюджет было совершено с ошибкой в платежных реквизитах, таким образом плательщик уверен, что свои обязательства перед бюджетом он выполнил, но в ИФНС за ним числиться недоимка.

Как поступить, если вы — не — согласны с — требованием ИФНС об — уплате НДФЛ

п. 28 ст. 217 НК РФ ; доход, возникающий при закрытии металлического счета в золоте, серебре, других драгметаллах в виде курсовой разницы, если цена продажи металла банку превысила цену покупки. Иногда банки не удерживают налог с такого дохода своего клиента.

Если декларация 3-НДФЛ представлена с опозданием, то это грозит штрафом в размере 5— 30% от суммы своевременно не уплаченного налога, но не менее 1000 руб.

Как поступить налогоплательщику в случае получения им требования об уплате налога (при условии своевременной уплаты им налогов) для урегулирования спора? Этот вопрос входит в топ-10, наиболее часто задаваемых налогоплательщиками.

Ответ на него ФНС приводит на своем сайте в разделе «Часто задаваемые вопросы».

Основанием для проведения сверки расчетов является письменное заявление, поступившее в ИФНС на бумажном носителе лично, по почте или в электронном виде по ТКС, либо уведомление с предложением о проведении сверки расчетов, направленное инспекцией ФНС России налогоплательщику.

— обнаружение налоговым органом факта неуведомления вас надлежащим образом (направление уведомлений по ошибочному адресу или утерю их на почте); — незначительность общей суммы начисленных налогов (менее 100 руб.

), вследствие чего налоговое уведомление не направляется до того года, по окончании которого налоговый орган теряет право его направить (три предшествующих года) (п. 4 ст.

52 НК РФ); — несвоевременное получение налоговым органом из регистрирующих органов (ГИБДД, Росреестра) информации, на основании которой исчисляется налог, о наличии у вас объектов налогообложения или уточняющую информацию о стоимости имущества.

Как приостановить исполнение требования об уплате недоимки

4 и 5 ст.

96 АПК РФ обеспечительные меры сохраняют свое действие соответственно до фактического исполнения судебного акта, которым закончено рассмотрение дела по существу, и до вступления в законную силу соответствующего судебного акта.

Таким образом, если налогоплательщик выиграет судебный спор, то в результате принятия обеспечительных мер по иску с него так и не будут взысканы оспариваемые суммы, чего он навряд ли бы избежал, если такие меры не были им своевременно приняты.

Источник: http://vash-yurist102.ru/esli-ne-soglasen-s-trebovaniem-nalogovoj-78892/

Как приостановить требование об уплате налогов

Как приостановить исполнение требования об уплате недоимки

2. Возлагается на налогоплательщика (плательщика сборов) конкретного налога (сбора) с момента возникновения установленных налоговым законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога (сбора).

Исполнение обязанности по уплате налога или сбора.

Налогоплательщик обязан самостоятельно (то есть лично, через своего поручителя или путем удержания налоговым агентом), в срок (вправе досрочно) исполнить обязанности по уплате налога.

Как задержать исполнение вступившего в — силу решения по — налоговой проверке

ФНС отредактировала контрольные соотношения показателей декларации по НДС.

Это связано со вступлением в силу приказа, внесшего поправки в бланк НДС-отчетности. В случае, когда «физик», не зарегистрированный в качестве ИП, приобретает товары с использованием заграничного интернет-сервиса (например, eBay), обязанности налогового агента по НДС на него не возлагаются.

Впервые сдать в ИФНС новый единый расчет по взносам нужно не позднее 2 мая. Однако уже сейчас стало известно, какую ошибку в заполнении отчетности страхователи допускают особенно часто.

Правительство РФ утвердило перечень непродовольственных товаров, при реализации которых на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на прочих торговых территориях организации и ИП обязаны применять контрольно-кассовую технику.

Как избежать незаконного взыскания

С января этого года налоговая инспекция вправе без постановления суда списать деньги с расчетного счета оштрафованной ею фирмы.

Однако решение контролеров, как, впрочем, и их действия, можно обжаловать. Тогда процедура взыскания будет приостановлена.

Мнением о том, как правильно оспорить результаты проверки, поделились эксперты журнала «Расчет». решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности (подп. 1 п. 2 ст. 101, п. 1 ст. 103.1 НК).

В нем контролеры указывают всю информацию о выявленных нарушениях и доначисленных налогах и пенях.

Именно на основании этого решения и будет действовать инспекция в дальнейшем; требование об уплате налогов и пеней (ст. 69 НК). Если фирма не исполнит положения этого документа в течение указанного в нем срока, проверяющие имеют право списать в бесспорном порядке суммы, прописанные в требовании (ст.

Рекомендуем прочесть:  Дотация на квартплату

46–47 НК)

Разблокировка счета: сроки

Налоговая инспекция в определенных случаях вправе заблокировать компании и ИП счета в банках.

В какие сроки осуществляется разблокировка счетов? Налоговые органы вправе приостанавливать операции по счетам компаний и ИП.

Такое право им дает пп.5 п.1 ст.31 НК РФ.

Решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств принимается налоговыми органами в течение 10 рабочих дней со дня истечения установленного срока для передачи электронной квитанции (Письмо ФНС РФ от 16.02.2016 г. №ЕД-4-2/[email protected])

Румынские НПО требуют приостановить финансирование РМ, в случае принятия закона о налоговой амнистии: «Принятый впопыхах, без настоящих дебатов, он допускает свободное отмывание денег»

Румыния должна приостановить финансирование Республики Молдова, если так называемый закон о «либерализации капитала и налоговом стимулировании» будет принят парламентом в окончательном чтении.

С таким требованием НПО Румынии обратились к президенту Клаусу Йоханнису, премьер-министру Дачиану Чолошу, председателю СДП Ливиу Драгне и председателю Союза спасения Румынии Никушору Дану.

Авторы петиции просят их принять соответствующие меры, в том числе приостановить финансирование по кредиту на поддержку бюджета (и другую финансовую помощь), если молдавский парламент примет закон о либерализации капитала. Этот закон,

В соответствии со ст.

69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику (по консолидированной группе ― ответственному участнику этой группы) при наличии у него недоимки.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

о сумме задолженности по налогу; размере пеней, начисленных на момент направления требования; сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах; сроке исполнения требования; мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Приостановление операций по счету представляет собой прекращение банком всех расходных операций по данному счету в пределах суммы, указанной в постановлении налогового органа о приостановлении операций по счету (абз.

46 НК РФ; в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации.

Приостановление операций по счетам в банке может быть применено только в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками сбора), а также в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, и адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, — налогоплательщиков или налоговых агентов.

Обязанность по уплате налогов и сборов возникает у налогоплательщика с момента его государственной регистрации, а также с момента возникновения установленных налоговым законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату налогов и сборов.

Обязанность по уплате налога (сбора) прекращается:

  1. с ликвидацией организации-налогоплательщика;
  2. с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство связывает прекращение обязанности по уплате налога (сбора).
  3. со смертью налогоплательщика;
  4. с уплатой налога (сбора);

Обязанность по уплате налога (сбора) должна быть исполнена в срок. Несвоевременная уплата налога (сбора) рассматривается как использование налогоплательщиком бюджетных средств и становится основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога (сбора).

Порядок направления требования об уплате налога, вынесения решения о взыскании налога, сбора, а также пеней за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) — организации или налогового агента — организации на счетах в банках и решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке

Источник: http://pravo-38.ru/kak-priostanovit-trebovanie-ob-uplate-nalogov-76633/

Обжалование требования об уплате налога

Как приостановить исполнение требования об уплате недоимки

Налоговые инспекции выставляют требования об уплате налогов, сборов, пеней и штрафов в двух случаях. В первом случае требование об уплате выставляется, на основании документа о выявлении недоимки. В данном документе фиксируются задолженности, выявленные вне рамок налоговой проверки.

Так как отправление данного документа налогоплательщику не обязательно, в большинстве случаев налогоплательщики узнаю о своей задолженности из полученного требования об уплате налогов, сборов, пеней и штрафов.

Несмотря на то, что уплату налогов вы осуществляете в строгом соответствии с налоговым кодексом, шанс получить такое требование остается. Например, если при заполнении платежного поручения был неверно указан КПП инспекции, КБК, ОКАТО, текущий период, и т.д.

, Ваш платеж не будет проведен в лицевой счет организации, а будет болтаться в невыясненных платежах долгое время, за которое будет начислен штраф и пеня. Получив такое требование, не следует сразу же начинать судебное обжалование налоговых сборов.

Вам следует записаться на сверку расчетов, после чего можно будет выяснить, насколько обоснованы выявленные суммы недоимки. Если в результате проведенной сверки, все же будет выявлена недоимка, но по другим налогам, у организации имеется переплата, необходимо будет написать заявление в налоговую инспекцию с просьбой провести зачет имеющейся недоимки и переплаты.

Во втором случае, требование об уплате налогов, сборов, пеней и штрафов выставляется по результатам проведенной камеральной или выездной налоговой проверки.

Основанием для выставления требования будет являться только вступившее в законную силу решение, принятое по результатам налоговой проверки.

В решении об отказе в привлечении к налоговой ответственности будет зафиксирована сумма недоимки и пени, в решение о привлечении к налоговой ответственности будет включен штраф.

Судебное обжалование налоговых сборов: когда нужно обращаться в суд?

Получив требование, выставленное на основании решения, принятого по результатам камеральной или выездной налоговой проверки, можно подать жалобу в вышестоящий налоговый орган и одновременно обратиться в суд, или же сразу обжаловать требование в судебном порядке.

Налоговым кодексом предусмотрен ряд конкретных требований к составлению документа, направленного на взыскание, и определена процедура его исполнения.

Поэтому нарушения, допущенные налоговой инспекцией, могут являться основанием для признания требования об уплате налогов, сборов, пеней и штрафов недействительным.

При судебном обжаловании требования об уплате налогов, направленных на взыскание недоимки, дополнительно следует подать жалобу в вышестоящий налоговый орган.

Если вам неправомерно начислили налог. Порядок обжалования для физических лиц

Основным плюсом являются сроки для принятия решения по жалобе, поданной в вышестоящий налоговый орган, так как они меньше чем сроки, установленные для принятия решения судом, а сама жалоба рассматривается без оплаты государственной пошлины.

Срок для подачи заявления в суд составляет три месяца с момента, когда стало известно о нарушении ваших прав и интересов. В большинстве случае это дата получения организацией требования.

В случае взыскания недоимки налоговой инспекцией, с заявлением в суд о возврате излишне взысканных сумм налога (сбора, штрафа, пени) можно обратиться в течение трех лет с момента получения информации о взыскании задолженности.

Так как подача жалобы или обращение в суд не приостанавливает действие требования, при обращении в суд с требованием о признании недействительным акта (незаконными действий) налоговой инспекции необходимо подать заявление о принятии обеспечительных мер.

Такое заявление можно подать на любой стадии процесса, но лучше сделать это одновременно с подачей искового заявления, включив его в текст, либо отдельно на бумажном носителе через канцелярию суда или по почте.

Если к моменту подачи заявления в суд суммы недоимки уже взысканы налоговой инспекцией, необходимо заявить материальные требования о возврате не только излишних сумм налогов, штрафов, пеней, но сумму процентов.

Заявление на обжалование требования об уплате налогов

В заявлении о принятии обеспечительных мер можно заявить ходатайство о запрете на совершение налоговой инспекцией действий, направленных на взыскание недоимки с расчетного счета организации.

О приостановке взыскания недоимки по инкассовым поручениям, отправленным в банк. О приостановке действия оспариваемого требования об уплате налога, пеней, штрафа.

В случае принятия судом обеспечительных мер, они будут действовать до вступления в законную силу судебного акта.

Дела по заявлениям об оспаривании законности взыскания налогов, штрафов, пеней разрешаются по общим правилам искового производства.

Решение о признании оспариваемого акта недействительным будет вынесено только, если судом будет установлено, что действия налоговой инспекции не соответствуют закону, в противном случае вам откажут в удовлетворении ваших требований. Решение о признании оспариваемого акта недействительным подлежит немедленному исполнению.

Что касается решения суда, удовлетворяющего заявленные материальные требования, то оно подлежит исполнению после вступления в законную силу. Если на решение арбитражного суда не подана апелляционная жалоба, то оно вступает в силу через месяц со дня его принятия.

Получив на руки решение суда, удовлетворяющее ваши требования, расслабляться рано, так как налоговая инспекция будет оспаривать решения арбитражного суда первой инстанции в апелляционной инстанции, а затем продолжит обжалование в кассационной инстанции.

Именно поэтому следует отметить, что получив требование об уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, выставленное по результатам камеральной или выездной налоговой проверки для подготовки к судебному разбирательству и участию в нем, лучше привлечь квалифицированных юристов, чем заниматься этим самостоятельно.

Стоимость услуги — 11500 руб.

Заказать

Уточненное требование об уплате налогов, сборов и штрафов

Основания для направления уточненного налогового требования указаны в ст. 71 НК РФ. Однако участники налоговых отношений и арбитражные суды не всегда однозначно понимают положения закона.

Требование об уплате налога, сбора, штрафа — это ненормативный правовой акт налогового органа, который принимается при наличии задолженности налогоплательщика по налогам, сборам или штрафам и представляет собой извещение, направленное в адрес налогоплательщика, содержащее указание о необходимости уплатить недоимку по налогам или штраф в установленный срок.

Требование об уплате налога (штрафа) — акт властного характера, посредством которого налоговые органы понуждают налогоплательщика исполнить свои налоговые обязательства (обязательства по уплате штрафа) перед бюджетом.

В Постановлении от 29.03.2005 N 13592/04 Президиум ВАС РФ отметил, что «выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера, и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога и сбора».

В п. 1 ст. 69 НК РФ дается легальное определение требования об уплате налога: «Требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога».

Налоговые органы обязаны выставлять требование об уплате налоговой санкции (штрафа) по правилам, установленным гл. 10 «Требование об уплате налога» НК РФ.

Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (п. 5 ст. 69 Кодекса). Требование об уплате налога (штрафа) можно классифицировать следующим образом:

  • первоначальное, повторное и уточненное;
  • законное и незаконное;
  • требование об уплате налога (сбора) и требование об уплате штрафа;
  • требование, направленное в адрес налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.

Кроме того, требование может выставляться в установленный законом срок или быть «просроченным».

Требование можно также классифицировать по сроку исполнения: требование со сроком исполнения, указанным в законе, и требование, срок исполнения которого установлен налоговым органом.

По общему правилу срок исполнения требования 10 дней, но налоговый орган может увеличить данный срок (п. 4 ст. 69 НК РФ).

В законодательстве о налогах и сборах данной классификации не предусмотрено. НК РФ не содержит таких понятий, как первоначальное и повторное требование об уплате налога (штрафа). В законе также не указано, что требование об уплате налога, сбора, штрафа может быть признано недействительным.

Возможность признания требования недействительным установлена п. 48 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Источник: https://3zprint-msk.ru/obzhalovanie-trebovanija-ob-uplate-naloga/

Как отсрочить исполнение решения инспекции по итогам проверки

Как приостановить исполнение требования об уплате недоимки

Вагнер С.А.,
советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса, финансовый директор компании «БухгалтерияПлюс», член Палаты налоговых консультантов России

Исполнение требования налоговой инспекции об уплате доначисленных налогов, пеней и штрафов по итогам проверки можно отсрочить.

Суммы предъявленной недоимки могут быть весьма значительны, и их единовременная уплата или арест счета способны парализовать деятельность всей организации. Поэтому сразу же встает вопрос: как отложить исполнение решения инспекции до выяснения законности его принятия? Российским законодательством предоставлено два варианта такой отсрочки. Но есть и еще один – практический.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

На принятое решение может быть подана жалоба и по истечении одного месяца – в течение одного года с момента принятия решения (абз. 4 п. 2
ст. 139 НК РФ), однако такая жалоба не приостанавливает его исполнения.

Обжалование решения инспекции в вышестоящем органе

В соответствии с п. 9 ст. 101 НК РФ решение инспекции, принятое по результатам проверки, вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения налогоплательщику. Именно в этот период может быть подана в вышестоящий налоговый орган апелляционная жалоба. В случае ее подачи решение не вступает в силу и его исполнение приостанавливается до принятия решения по такой жалобе.

Вышестоящая инспекция имеет право либо утвердить это решение без внесения в него каких-либо изменений, либо полностью или частично отменить его или изменить, либо принять новое решение (п. 2 ст. 140 НК РФ).

Рассмотрение жалобы занимает один месяц, однако срок может быть в отдельных случаях увеличен еще на один месяц, что случается крайне редко. Принятое вышестоящим налоговым органом решение вступает в силу в момент его принятия.

Если оно не в пользу налогоплательщика, то до обращения взыскания доначисленных сумм налогов на имущество у него совсем немного времени для подачи искового заявления в суд.

ПЕРВОИСТОЧНИК

Если организация не согласна с решением инспекции, принятым по окончании налоговой проверки, она вправе подать апелляционную жалобу
в вышестоящий налоговый орган.

Пункт 9 ст. 101 и ст. 101.2 НК РФ.

При подаче жалобы на уже вступившее в силу решение инспекции налогоплательщику необходимо одновременно направить заявление о приостановлении его исполнения (п. 5 ст. 138 НК РФ).

Подача такого заявления не гарантирует, что обжалуемое решение приостановят.

Но если у вышестоящей инспекции есть достаточные основания полагать, что решение не соответствует закону, она вправе приостановить его исполнение.

Таким образом, прежде всего налогоплательщику необходимо уложиться в месячный срок на подачу апелляционной жалобы, то есть с момента принятия решения инспекцией до момента вступления его в силу и начала его исполнения у организации в первом варианте есть два месяца.

Обжалование решения в суде

Если вышестоящим налоговым органом будет отказано полностью или частично в удовлетворении жалобы налогоплательщика, он имеет право обжаловать принятое решение в судебном порядке. При этом одновременно с исковым заявлением о признании решения инспекции недействительным необходимо сразу же заявить в суд ходатайство о принятии временных обеспечительных мер в виде:

  • приостановления действия оспариваемого решения инспекции (ч. 3 ст. 199 АПК РФ);
  • запрещения инспекции совершать действия по принудительному взысканию оспариваемых сумм (п. 2 ч. 1 ст. 91 АПК РФ).

Суд рассматривает ходатайство не позднее следующего дня после дня поступления его в суд. Стороны налогового спора об этом не извещаются (ч. 1.1 ст. 93 АПК РФ).

ВАЖНО В РАБОТЕ

До рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящим налоговым органом решение, вынесенное по итогам проверки, не вступит в силу. Причем вышестоящая инспекция имеет право либо утвердить это решение без внесения в него каких-либо изменений, либо полностью или частично отменить его или изменить, либо принять новое решение.

В отдельных случаях суды требуют предоставить встречное обеспечение.

Только при условии его предоставления Президиум ВАС РФ рекомендовал судам удовлетворять ходатайства, когда налогоплательщик оспаривает существенные суммы доначисленных налогов, пеней и штрафов, но не располагает имуществом и иными активами, достаточными для погашения всей спорной суммы, если решение будет вынесено не в его пользу (п. 6 информационного письма от 13.08.2004 № 83).

Но арбитражный суд вправе и по ходатайству инспекции или по собственной инициативе предложить компании внести встречное обеспечение по исковому заявлению (ч. 1 ст. 94 АПК РФ). При этом выносится определение, в котором указывается размер встречного обеспечения и срок его предоставления, который не может превышать 15 дней со дня вынесения определения.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

После того как организация подала апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган, ей необходимо постоянно отслеживать информацию о ходе
и результатах ее рассмотрения.

По общему правилу вышестоящая инспекция должна принять решение по апелляционной жалобе в течение одного месяца со дня ее получения.

Этот срок может быть продлен, но только для получения у нижестоящих налоговых органов документов и сведений, необходимых для рассмотрения жалобы, и максимум на 15 рабочих дней.

Встречное обеспечение по исковому заявлению может быть реализовано двумя способами:

  • путем перечисления денежных средств на депозитный счет суда на время рассмотрения спора. Размер встречного обеспечения устанавливает суд, но он не может составлять меньше 50% от суммы, в отношении которой заявлено о приостановлении взыскания;
  • путем предоставления банковской гарантии, поручительства или иного финансового обеспечения на ту же сумму.

В исковом заявлении в суд можно также просить о признании недействительным требования об уплате доначислений, если к тому моменту инспекция его уже выставила.

За рассмотрение арбитражным судом ходатайства о принятии обеспечительных мер необходимо уплатить госпошлину в размере 2000 руб. (пп. 9 п. 1 ст. 333.21 НК РФ). Документ об уплате госпошлины следует приложить к ходатайству (ч. 6 ст. 92 АПК РФ).

Разъясняя порядок принятия судами обеспечительных мер, в том числе по налоговым спорам, ВАС РФ неоднократно обращал внимание на то, что в ходатайстве налогоплательщик должен привести доказательства того, что непринятие этих мер (п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 83):

  • затруднит или сделает невозможным исполнение судебного акта (если этим актом будет удовлетворено исковое заявление организации и решение налоговиков будет признано недейст-вительным);
  • причинит налогоплательщику значительный ущерб.

В зависимости от вида деятельности компания может указать, что это приведет, в частности, к следующим негативным последствиям:

  • организация не сможет своевременно и в полном объеме выплачивать сотрудникам зарплату и социальные пособия, сославшись, в том числе, на ст. 142 ТК РФ, согласно которой в случае задержки зарплаты более чем на 15 дней работники вправе приостановить исполнение трудовых обязанностей до полного погашения задолженности;
  • организация вынуждена будет сокращать численность персонала и увольнять работников;
  • организация не сможет своевременно уплачивать налоги и страховые взносы, что приведет к начислению пеней (определение ФАС Поволжского округа от 05.03.2011 № А55-18273/2010);

Источник: http://buhpressa.ru/svezhij-nomer/nomera-zhurnala/118-maj-2014/1689-kak-otsrochit-ispolnenie-resheniya-inspektsii-po-itogam-proverki

Требование об уплате недоимки: как его оспорить с учетом нового разъяснения Пленума ВАС РФ

Как приостановить исполнение требования об уплате недоимки

Форма требования об уплате налога утверждена приказом ФНС России от 03.10.12 № ММВ-7-8/662@ (далее — приказ № ММВ-7-8/662@).

Казалось бы, чего проще — заполни все необходимые данные в этом документе и отошли его налогоплательщику.

Однако обширная судебная практика свидетельствует о том, что инспекторы постоянно допускают ошибки при составлении требования. И эти ошибки позволяют налогоплательщикам такие требования не выполнять.

Недавно Пленум ВАС РФ высказал свое мнение по данной ситуации.

В постановлении № 57 судьи указали, что требование об уплате налога, оформленное с нарушением установленных правил, признается действительным, если недостающие сведения имеются в тех документах, на основании которых оно вынесено, а само требование содержит ссылку на эти документы (п. 52 постановления).

При этом Пленум ВАС РФ уточнил, что основанием для направления требования об уплате налога могут быть три документа: решение, принятое по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, представленная налогоплательщиком налоговая декларация или налоговое уведомление.

Таким образом, Пленум ВАС РФ существенно ограничил возможности обжалования требования об уплате налога по процедурным моментам.

Теперь, собираясь обжаловать данный документ, нужно не только установить, что при его составлении инспекторы не выполнили положения Налогового кодекса и приказа ФНС России № ММВ-7-8/662@, но и удостовериться, что в требовании нет ссылки на документ, восполняющий такие пробелы. А если такая ссылка есть, то придется изучить еще и этот «первоисточник» на предмет того, восполняет ли он допущенные пробелы.

Какие требования не удастся оспорить

Что же на практике означает новый подход к оформлению требования об уплате налога? Он делает невозможным обжалование данного документа в тех ситуациях, в которых ранее налогоплательщики с легкостью добивались его отмены.

Например, по причине некорректного — то есть не в точном соответствии с Налоговым кодексом — указания в требовании налога, по которому имеется недоимка.

Раньше суды признавали такие документы незаконными, отмечая, что решение, на основании которого выставлено требование об уплате налога, не может восполнить недостатки оспариваемого требования (см., например, постановление ФАС Московского округа от 11.10.07 № КА-А40/10293-07).

Также теперь будет сложно добиться отмены требования, в котором не приведены нормы Налогового кодекса, устанавливающие обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Дело в том, что ссылки на соответствующие нормы наверняка будут содержаться в решении по результатам налоговой проверки или в налоговом уведомлении. Так что шансы оспорить требование об уплате налога по данному основанию остаются разве что в отношении требований, выставленных на основе налоговой декларации.

В этом случае налогоплательщик может сослаться на информационное письмо Президиума ВАС РФ от 11.08.04 № 79 (далее — информационное письмо № 79).

В пункте 13 этого информационного письма сказано, что требование об уплате налога, пеней должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. А в декларации эти сведения отсутствуют.

Если в требовании указаны недостоверные сведения

Тем не менее, новый подход Пленума ВАС РФ не делает невозможным обжалование такого документа как требование об уплате налога. Однако теперь надежнее использовать не только процедурные нарушения налоговиков, но и обжаловать требование по существу. Поясним, что имеется в виду.

Итак, компания получила требование об уплате налога (пеней). Прежде всего, нужно удостовериться в том, что этот документ имеет под собой реальную основу, т.е.

у налогоплательщика действительно имеется недоимка по налогу или по пеням.

Кстати, о том, что требование, в котором содержится недостоверная информация о недоимке, является недействительным, говорится в уже упомянутом информационном письме Президиума ВАС РФ (п. 13 информационного письма № 79).

Несмотря на то, что это письмо посвящено вопросам обязательного пенсионного страхования, арбитражные суды руководствуются данным подходом и при рассмотрении налоговых споров.

Так, ФАС Московского округа признал незаконным требование, в котором содержалась не соответствующая действительности информация о сумме недоимки.

Дело в том, что на момент получения этого документа, решение по результатам налоговой проверки в части налога (пеней, штрафа), на сумму которого выставлялось требование, было отменено (см. постановление ФАС Московского округа от 23.01.13 № А40-12057/12-90-57).

Также часто бывает, что в требовании об уплате налога появляются суммы, которые в решении по результатам налоговой проверки не указаны. В таком случае требование признается судом недействительным (см.

, например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.12.12 № А27-13595/2011). А бывает и так, что указанная в требовании задолженность уже погашена путем проведения зачета (см.

постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.12.12 № А19-7442/2012).

Во всех этих ситуациях требование об уплате налога, наверняка, будет признано недействительным и теперь, после появления разъяснений Пленума ВАС РФ. Ведь речь в них идет не о технических нарушениях, а о самой сути требования — недоимке.

Обжалование требования об уплате налога по существу, а не по процедурным моментам, позволит налогоплательщику «защитить» себя от нового подхода Пленума ВАС РФ, и усложнит жизнь налоговикам.

Поскольку именно им придется доказывать не только законность направленного налогоплательщику документа, но и сам факт наличия недоимки. А сделать это, как показывает практика, не так уж просто.

В Налоговом кодексе нет каких-либо пояснений о том, какой документ подтверждает, что у налогоплательщика имеется недоимка. Пленум ВАС РФ в одном из своих постановлений указал, что недоимку можно подтвердить актом сверки по лицевому счету (п.

 22 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.06 № 25). А вот сама карточка лицевого счета, по мнению судей, таким доказательством не является (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 18.03.03 № 8156/02, постановление ФАС Московского округа от 15.01.

13 № А40-57014/12-20-316).

* Разъяснения Пленума ВАС РФ, касающиеся других положений части первой Налогового кодекса, были рассмотрены в материалах:

«Налоговая недоимка, нереальная ко взысканию: разъяснения Высшего арбитражного суда»;

Источник: https://www.BuhOnline.ru/pub/comments/2013/10/7916

Требование об уплате налога

Образец требования об уплате налога утвержден приказом ФНС России от 13 февраля 2017 года № ММВ-7-8/179@. В приложении №2 к этому документу приведен бланк, которым обязаны пользоваться все инспекции при выставлении требований о погашении недоимок по налогам, сборам, штрафам и пеням.

В документе обязательно должны содержаться данные о сумме задолженности, размеру пеней на дату составления требования. Отдельно прописывается и сам срок исполнения требования об уплате налога или иных сумм.

Статья 69 Налогового кодекса обязует контролеров также указывать в требовании основания для взимания налога и ссылки на соответствующие статьи Налогового кодекса, которые устанавливают обязанность перечислить ту или иную сумму в бюджет.

Срок исполнения требования об уплате налога – 8 дней с даты его получения. Впрочем, в самом документе может быть установлен иной срок, который в случае его указания является приоритетным.

Законодательно установлены и сроки, в течение которого контролеры могут выставлять требование налогоплательщику. Они в данном случае будут зависеть от ситуаций, по которой возникла недоимка (ст. 70 НК РФ).

Все выше перечисленные моменты оформления требования об уплате налогов должны неукоснительно соблюдаться инспекторами при составлении документа. Любая погрешность в этом процессе сама по себе может быть основанием для обжалования требования.

Право на обжалование требования

Надо сказать, что требования об уплате налогов по сути своей в основном бывают справедливы, то есть контролеры не предъявляют к уплате несуществующих долгов.

Довольно часто при получении требования проблема кроется в несвоевременном перечислении каких-то налогов и сборов, просрочках подачи отчетов или других нарушениях, привозящих к штрафам.

Иногда случаются и такие ситуации, когда в отчете налогоплательщик указывает по ошибке завышенный налог, но перечисляет в бюджет правильную сумму – в таком случае при получении требования необходимо скорректировать ранее поданную декларацию.

Либо же перечисление в бюджет было совершено с ошибкой в платежных реквизитах, таким образом плательщик уверен, что свои обязательства перед бюджетом он выполнил, но в ИФНС за ним числиться недоимка. В этом случае логичным решением будет пройти дополнительно сверку с бюджетом с целью проверки перечня совершенных платежей.

Однако, если видимых причин для доначисления налогов или санкций нет, и налогоплательщик не согласен с выдвинутыми требованиями, то ему предоставляется возможность отстоять свою точку зрения о корректности перечисленных сумм налогов или отсутствии задолженностей.

Порядок обжалования требования об уплате налога

Возможность обжалования актов налоговых органов закреплено в статье 137 Налогового кодекса.

В принципе, оспорить можно любой ненормативный акт, действие или бездействие должностных лиц, нарушающие права налогоплательщика. Требование об уплате налога, считающееся ненормативным актом, также можно обжаловать.

Сделать это можно путем обращения в две инстанции: с жалобой в вышестоящий налоговый орган и с апелляционной жалобой в суд.

Компания или ИП, получившие несправедливую, по их мнению, претензию, могут выбрать наиболее подходящий для них вариант, либо подать одновременно оба варианта возражения на требование об уплате налога. Образец, установленный законом, для такого случая не предусмотрен.

Налогоплательщик просто излагает в жалобе свое несогласие с содержанием требования, ссылаясь при этом на действующие положения законодательства, а также при необходимости на имеющиеся у него документы, подтверждающие корректность его расчетов с бюджетом – например, он может представить копии платежек на перечисление сумм налога, которые якобы не были уплачены.

При составлении апелляционной жалобы изложить ситуацию стоит несколько более подробно и, что называется, с самого начала. При рассмотрении дела судьям должно быть ясно, в виду чего было выставлено требование налогового органа, с чем именно не согласен налогоплательщик, какие у него имеются доказательства несправедливости претензий со стороны налоговиков.

Выбор способа обжалования требования остается на усмотрения самого бизнесмена. Но тут нужно понимать, что у каждого из вариантов есть свои плюсы и минусы.

При обжаловании требования в выше стоящий налоговый орган нужно понимать, что на период рассмотрения жалобы действие первоначального требования не будет приостановлено.

Если при этом контролеры хотят взыскать с налогоплательщика значительную сумму долга, то это может серьезным образом отразиться на его бизнесе: сумму или заблокируют на расчетном счете или же просто спишут, направив инкассовое требование в банк.

В суд же можно обратиться с ходатайством о приостановлении исполнения обжалуемого требования. В этом случае до окончания рассмотрения дела ИФНС не сможет принудительно взыскать сумму оспариваемой задолженности.

С другой стороны, при обращении в суд нужно понимать, что подобный способ обжалования требования об уплате налога предполагает дополнительные траты, как минимум, в виде первоначальной оплаты госпошлины, а кроме того может затянуться на более длительный период времени. 

Источник: https://spmag.ru/articles/obzhalovanie-trebovaniya-ob-uplate-naloga

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.