Как упростить «сложноподчиненные» отношения

Содержание

Глава 37. Синтаксис. Сложноподчинённые предложения

Как упростить «сложноподчиненные» отношения

Сложноподчинённые предложения – это сложные предложения, части которых неравноправны: одна зависит от другой. Они соединены подчинительной синтаксической связью, выраженной подчинительными союзными средствами: подчинительными союзами и союзными словами.

Общеупотребительным является обозначение сложноподчинённых предложений – СПП.

Независимая часть СПП – главная. Она называется главным предложением.

Зависимая часть СПП – подчинённая. Она называется придаточным предложением.

В СПП может быть несколько придаточных предложений.

Поскольку смысловые отношения в СПП выражаются с помощью подчинительных союзов и союзных слов, то и классификация СПП во многом схожа с классификацией подчинительных союзов.

Союзные средства в СПП располагаются в придаточной части.
Придаточная часть может относиться к одному слову в главной части или ко всей главной части в целом. Примеры:

Мы общались, как будто были знакомы сто лет.

(придаточное относится ко всему главному)

При встрече мы общались холоднее, чем можно было ожидать.

(придаточное относится к слову холоднее)

§2. Классификация СПП по значению

Классификация СПП отражает значение, выражаемое союзными средствами.

Основное деление – это деление на четыре типа:
1). СПП с придаточным изъяснительным (с союзами: что, как, чтобы, ли):

Ольга сказала, что вернётся из Пскова в понедельник.

2). СПП с придаточными определительными (с союзными словами: какой, который, чей, что; где, куда, откуда, как):

Вот дом, в котором я хотела бы жить.

3). СПП с придаточными присоединительными: (с союзными словами что (в любом падеже), отчего, почему, зачем):

По утрам он принимал душ, после чего жена кормила его завтраком.

4). СПП с придаточными обстоятельственными:

Мы взошли на холм, откуда открывался прекрасный вид на окрестности.

Обстоятельственное значение может быть разным: обстоятельство образа действия, времени, места и проч. Поэтому обстоятельственные СПП делят на виды по значению.

Обстоятельственные СПП делятся на предложения с придаточными:

1) места (союзные слова: где, куда, откуда):

Мы спустились к реке, где купались дети.

2) временными (союзы: когда, пока, лишь, только):

Когда ты позвонил, я спала.

3) условными (союзы: если, коли (устар.):

Если он пригласит меня в кино, я пойду.

4) причинными (союзы: потому что, так как, ибо (устар.):

Анна не пришла на дополнительное занятие, потому что она ничего не знала о нём.

5) целевыми (союзы: чтобы, дабы (устар.):

Позвони Анне, чтобы она тоже знала эту новость.

6) следствия (союз так что):

Помочь посидеть с детьми согласилась бабушка, так что они не остались одни.

7) уступительными (союз хотя):

Димка не очень любит математику, хотя у него хорошие математические способности.

8) сравнительными (союзы: как, будто, словно, чем):

Встреча прошла очень натянуто и холодно, будто никто из нас не был знаком раньше.

9) меры и степени (союзы: что, чтобы и союзные слова: сколько, насколько):

Всего за неделю она сделала так много, сколько другие не сделали бы и за месяц.

10) образа действия (союзы: что, чтобы, будто, как будто, точно, словно и союзное слово как):

Учись так, чтобы тебя не ругали за отметки

§3. Средства синтаксической связи в СПП

Подчинительная синтаксическая связь в СПП может быть выражена по-разному:

1. Как уже было сказано выше, типичным средством подчинительной синтаксической связи в СПП являются союзы.

Кроме указанных выше, в СПП широко представлены производные союзы, которые образованы по-разному:

а) из двух простых союзов: как будто, как только, лишь только и др. подобных.

б) из простых союзов и указательных слов с предлогами: после того как; несмотря на то что; благодаря тому что и др. подобных.

в) из простых союзов и слов время, причина, цель, условие и др. с указательными словами и предлогами (в то время как; в то время пока; с той целью чтобы; в силу того что и др. подобных)

2. Союзные слова.
Какие слова могут служить средством главной и придаточной частей СПП?

Прежде всего, это относительные местоимения кто, что, какой, каков, который, чей, сколько, стоящие в разных формах, а также наречия где, куда, откуда, когда, зачем, как и др.

Как отличить союзы от союзных слов?

Союзы не являются членами предложения. Они служат только для выражения характера синтаксической связи и значения предложения в целом. К союзам нельзя поставить вопрос.

Союзные слова, напротив, не только служат средством связи, но и являются членами предложения. К ним можно ставить вопросы. Например:

Я хорошо помню мелодию, которую часто напевала моя мать.

(мелодию (какую?) которую – союзное слово)

В русском языке наблюдается омонимия союзов и союзных слов: что, как, когда.

Я думаю, что она приедет завтра.

(что – союз)

Я знаю, что она тебе ответила.

(что – союзное слово, выраженное относительным местоимением)

Кроме того, подчинительные союзы в отличие от союзных слов не выделяются логическим ударением.

Подчинительные союзы не могут быть заменены на слово из главной части, а союзные слова могут:

Я помню разговор, который ты завела со мной перед своим отъездом.

(который =разговор)

Союзы иногда можно опустить, а союзные слова нет:

Я знала, что мы расстались навсегда.

(синонимично: Я знала: мы расстались навсегда)

(опустить союзное слово что невозможно)

§4. Место придаточного предложения относительно главного

Придаточная часть может занимать различное положение по отношению к главной части:

1) она может предшествовать главной части:

Когда мать пришла, сын уже был дома.

2) она может следовать за главной частью:

Сын уже был дома, когда мать пришла.

3) она может располагаться внутри главной части:

Сын, когда мать пришла, уже был дома.

Схемы СПП:

[ … ]1, (чтобы…)2 – сложноподчинённое предложение, например:

Я всё сделаю1,/чтобы она была счастлива2.

(чтобы…)1, […]2- сложноподчинённое предложение, например:

Чтобы она была счастлива1,/ Митя сделает всё2.

[… , (чтобы…)2 …]1 – сложноподчинённое предложение, например:
 

Митя1,/ чтобы она была счастлива2,/ сделает всё1.

Пунктуация сложноподчинённого предложения.

Проба сил 

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы. 

Итоговый тест

    • СПП с придаточным определительным
    • СПП с придаточным изъяснительным
    • СПП с придаточным присоединительным
    • СПП с придаточным обстоятельственным
    • СПП с придаточным изъяснительным
    • СПП с придаточным определительным
    • СПП с придаточным присоединительным
    • СПП с придаточным определительным
    • СПП с придаточным обстоятельственным
    • ССП с придаточным определительным
    • ССП с придаточным изъяснительным
    • СПП с придаточным обстоятельственным (времени)

Правильные ответы:

  1. да
  2. да
  3. нет
  4. нет
  5. СПП с придаточным изъяснительным
  6. СПП с придаточным определительным
  7. СПП с придаточным присоединительным
  8. СПП с придаточным обстоятельственным (времени)
  9. нет
  10. союзное слово

Смотрите также

Источник: http://russkiy-na-5.ru/articles/452

Сложноподчиненные предложения. Примеры

Как упростить «сложноподчиненные» отношения

Сложноподчинённое пред­ло­же­ние скла­ды­ва­ет­ся из глав­ной части и зави­си­мой от неё. Приведем при­ме­ры слож­но­под­чи­нён­ных пред­ло­же­ний с раз­ны­ми вида­ми при­да­точ­ных частей.

Что такое сложноподчиненное предложение?

Cложноподчинённое пред­ло­же­ние состо­ит из двух и более про­стых пред­ло­же­ний, одно из кото­рых явля­ет­ся глав­ным, а дру­гое — зави­си­мым. Зависимость одно­го пред­ло­же­ния от дру­го­го выра­жа­ет­ся под­чи­ни­тель­ны­ми сою­за­ми и союз­ны­ми сло­ва­ми.

Часть, в кото­рой нахо­дит­ся под­чи­ни­тель­ный союз или союз­ное сло­во, явля­ет­ся при­да­точ­ным пред­ло­же­ни­ем, соот­вет­ствен­но, часть, в кото­рой их нет, назы­ва­ет­ся глав­ным пред­ло­же­ни­ем, или глав­ной частью.

Синтаксически зави­си­мая часть слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния назы­ва­ет­ся при­да­точ­ным пред­ло­же­ни­ем.

Связь меж­ду глав­ным и при­да­точ­ным пред­ло­же­ни­ем более тес­ная, чем в слож­но­со­чи­нен­ном пред­ло­же­нии, где его части сохра­ня­ют отно­си­тель­ную само­сто­я­тель­ность. Например, рас­смот­рим пред­ло­же­ние:

Было ясно, что дед с отцом не успе­ют закон­чить к вече­ру кры­шу дома.

Сообщение, кото­рое несет в себе глав­ная часть (было ясно) непол­но без пояс­не­ния его вто­рой частью, поэто­му связь меж­ду глав­ным и зави­си­мым пред­ло­же­ни­я­ми более тес­ная, чем в слож­но­со­чи­нен­ном пред­ло­же­нии.

Подчинительные сою­зы и союз­ные сло­ва выра­жа­ют раз­лич­ные смыс­ло­вые отно­ше­ния меж­ду глав­ной и при­да­точ­ной частя­ми. В зави­си­мо­сти от это­го раз­ли­ча­ют сле­ду­ю­щие виды слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ний:

  • с при­да­точ­ны­ми опре­де­ли­тель­ны­ми;
  • с при­да­точ­ные изъ­яс­ни­тель­ны­ми;
  • с при­да­точ­ны­ми обсто­я­тель­ствен­ны­ми.

Сложноподчиненные пред­ло­же­ния так­же мож­но раз­де­лить на две боль­шие груп­пы в зави­си­мо­сти от того, отно­сит­ся ли при­да­точ­ная часть к одно­му сло­ву в глав­ной части или пояс­ня­ет её всю. В глав­ной части одно сло­во пояс­ня­ют сле­ду­ю­щие при­да­точ­ные части:

  • опре­де­ли­тель­ные
  • изъ­яс­ни­тель­ные
  • обра­за дей­ствия
  • меры и сте­пе­ни
  • места.

Поясняют все глав­ное пред­ло­же­ние при­да­точ­ные части:

  • вре­ме­ни
  • цели
  • при­чи­ны
  • уступ­ки
  • след­ствия
  • услов­ные
  • срав­ни­тель­ные.

Примеры сложноподчиненных предложений с разными видами придаточных частей

Придаточная изъ­яс­ни­тель­ная часть отно­сит­ся в глав­ном пред­ло­же­нии к сло­вам со зна­че­ни­ем речи (гово­рить, рас­ска­зать, спро­сить, отве­чать), мыс­ли (думать, решать), чув­ства (радо­вать­ся, оби­жать­ся, сер­дить­ся). Она «изъ­яс­ня­ет» (истол­ко­вы­ва­ет, рас­кры­ва­ет их смысл) и отве­ча­ет на падеж­ные вопро­сы что? о чём? чем? чему?

Предложения с придаточными изъяснительными

Я стал дожи­дать­ся, ско­ро ли сол­ныш­ко вста­ет (И. Никитин).

Смотри, как роща зеле­не­ет, паля­щим солн­цем обли­та (Ф. И. Тютчев)

Я уве­рил себя, что эта осень пер­вая и послед­няя в моей жиз­ни (К. Паустовский).

Этот тип слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ний подроб­но с при­ме­ра­ми рас­смат­ри­ва­ет­ся в ста­тье «Примеры слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ний с при­да­точ­ным изъ­яс­ни­тель­ным».

Предложения с придаточными определительными

Придаточное опре­де­ли­тель­ное пред­ло­же­ние пояс­ня­ет сло­во с пред­мет­ным зна­че­ни­ем в соста­ве глав­но­го пред­ло­же­ния и отве­ча­ет на вопро­сы какой? каков? чей?

Милы мне не жар­кие стра­ны, где кры­ла­тые паль­мы вид­ны, а вот эти седые туман и мох­на­тые лапы сос­ны (Кежун).

Дайте дело такое, что­бы серд­це горе­ло и не зна­ло покоя (Лев Ошанин).

Предложения с придаточными образа действия

Этот тип при­да­точ­ных отно­сит­ся к ука­за­тель­но­му сло­ву «так» в глав­ной части и обо­зна­ча­ет, каким обра­зом совер­ша­ет­ся дей­ствие.

Следует про­жить свою жизнь так, что­бы потом не  было за что крас­неть.

Она гово­ри­ла так, как буд­то дер­жа­ла что-то  за щекой.

 Предложения с придаточными меры и степени

Придаточные меры и сте­пе­ни отно­сят­ся к ука­за­тель­ным сло­вам «так», «такой», «столь­ко», «настоль­ко», «до того», обо­зна­ча­ют сте­пень про­яв­ле­ния при­зна­ка, каче­ства, дей­ствия и отве­ча­ют на вопро­сы в какой сте­пе­ни? сколь­ко? насколь­ко?

Биатлонистка Дарья Домрачева про­шла дистан­цию быст­рее, чем пред­по­ла­га­ли жур­на­ли­сты.

Время шло мед­лен­нее, чем капа­ла в боч­ку дож­де­вая вода с кры­ши.

Дождь про­шел так быст­ро, что зем­ля в саду под ябло­ня­ми не успе­ла как сле­ду­ет намок­нуть.

Предложения с придаточными места

Придаточные места отно­сят­ся к наре­чи­ям «там», «туда», «отту­да», «вез­де», «всю­ду», «ото­всю­ду» или обсто­я­тель­ствам места и отве­ча­ют на вопро­сы где? куда? отку­да?

Там, где люди борют­ся с пур­гой, вста­нет над тай­гой наш город юный (М. Исаковский).

Куда ведёт путь пря­мой, туда не ездят на кри­вой.

Где нет зна­ний, там нет и сме­ло­сти.

Куда дере­во под­руб­ле­но, туда оно и валит­ся.

Предложения с придаточными времени

Придаточные вре­ме­ни пояс­ня­ют все глав­ное пред­ло­же­ние и отве­ча­ет на вопро­сы когда? как дол­го? с каких пор?

Когда зашло солн­це, мы вер­ну­лись на бивак.

Как толь­ко насту­пил рас­свет, тури­сты дви­ну­лись в путь.

Пока я дышать умею,  я буду идти впе­ред (Лев Ошанин).

Предложения с придаточными цели

Придаточное пред­ло­же­ние цели назы­ва­ет цель, а глав­ное — пред­по­сыл­ку, кото­рая обес­пе­чи­ва­ет дости­же­ние ука­зан­ной цели. От глав­но­го пред­ло­же­ния зада­дим к нему вопро­сы с какой целью? зачем? для чего?

Ребята оста­лись в шко­ле после уро­ков, что­бы поиг­рать в волей­бол.

Наконец, сму­ща­ясь и крас­нея, она повер­ну­лась ко мне, что­бы спро­сить об этом.

Мне нужен мир, чтоб всей зем­ле моей вовек не знать воен­но­го пожа­ра (А. Безыменский).

Предложения с придаточными причины

Придаточная часть при­чи­ны ука­зы­ва­ет при­чи­ну того, о чем гово­рит­ся в глав­ном пред­ло­же­нии, и отве­ча­ет на вопро­сы поче­му? отче­го? по какой при­чине?

Никогда не отка­зы­вай­тесь от мало­го в рабо­те, ибо из мало­го стро­ит­ся вели­кое.

Может, Блок искал эту тиши­ну и бли­зость моря, пото­му что она воз­вра­ща­ет смя­тен­но­му чело­ве­че­ско­му серд­цу спо­кой­ствие (К. Паустовский).

Он вла­дел оди­на­ко­во пло­хо все­ми евро­пей­ски­ми язы­ка­ми и в раз­го­во­ре посто­ян­но пере­ме­ши­вал их, ковер­кал сло­ва, может быть, несколь­ко умыш­лен­но, посколь­ку в каж­дом акро­ба­те все­гда сидит немно­го кло­у­на (Александр Куприн).

Предложения с придаточными уступительными

Действие в глав­ном пред­ло­же­нии раз­во­ра­чи­ва­ет­ся вопре­ки тому, о чем гово­рит­ся в при­да­точ­ной усту­пи­тель­ной части. Придаточная уступ­ки отве­ча­ет на вопро­сы несмот­ря на что? вопре­ки чему?

Человек дол­жен тру­дить­ся в поте лица, кто бы он ни был (А. Чехов).

Хотя утро было пре­крас­ное, но выеха­ли в поле не так рано (С. Аксаков).

Пускай шумит вол­на морей, утёс гра­нит­ный не пова­лит (М.  Лермонтов).

Как ни про­зрач­на стек­лян­ная кры­ша, но она не ясное небо (В. Гаршин).

Предложения с придаточными условными

В при­да­точ­ной услов­ной части содер­жит­ся усло­вие, в рам­ках кото­ро­го раз­ви­ва­ет­ся собы­тие, обо­зна­чен­ное в глав­ной части.

Ты дол­жен  посвя­тить оте­че­ству свой век, коль хочешь навсе­гда быть чест­ный чело­век (Фонвизин).

Если по-русски скро­ен, и один в поле воин (Пословица).

Когда я зря мину­ту поте­рял, мне жаль себя (С. Островой).

Предложения с придаточными следствия

Придаточные след­ствия ука­зы­ва­ют на итог, резуль­тат, выте­ка­ю­щий из того, о чем идет речь в глав­ной части. От глав­ной части к при­да­точ­ной зада­ет­ся вопрос что яви­лось след­стви­ем?

Село Уклеево лежа­ло в овра­ге, так что с шос­се и со стан­ции вид­ны были толь­ко коло­коль­ня и тру­бы сит­це­на­бив­ной фаб­ри­ки… (А. Чехов).

Не было ни одной туч­ки, вслед­ствие чего небес­ный свод казал­ся голу­бой хру­сталь­ной чашей (А. Чехов).

Тихий звук сна­ру­жи не дохо­дил в ком­на­ту, так что в этой тишине посту­ки­ва­ние маят­ни­ка каза­лось силь­ным зву­ком (Л. Толстой).

Предложения с придаточными сравнения

В слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ни­ях с при­да­точ­ны­ми срав­не­ния два собы­тия срав­ни­ва­ют­ся, упо­доб­ля­ют­ся друг дру­гу.

На низине, за опуш­кой кри­ча­ли чиби­сы, точ­но пла­ка­ли малень­кие дети (С. Сергеев-Ценский).

Закружилась листва золо­тая в розо­ва­той воде на пру­ду, слов­но бабо­чек лёг­кая стая с зами­ра­ньем летит на звез­ду (С. Есенин).

Жизнь тече­нье своё изме­ни­ла, как река изме­ня­ет рус­ло (Н. Некрасов).

Источник: https://RusskiiYazyk.ru/sintaksis/primery-slozhnopodchinennech-predlozheniy.html

Как упростить «сложноподчиненные» отношения

Как упростить «сложноподчиненные» отношения

Материал предоставленжурналом “Московскийбухгалтер” /

Ситуации, с которымисталкивается главный бухгалтер, зачастуюбывает трудно разрешить.Правда, иногда,чтобы найти выход, нужно всего лишь сделатьнестандартныйшаг или обратиться к новойинформации. Такой, например, которуюбухгалтерысмогли почерпнуть на прошедшемнедавно семинаре.

С ЛарисойМельниковой, главным бухгалтером крупноготоргового предприятия,я познакомилась насеминаре-тренинге «Речь и голос вбизнес-коммуникациях»,организованномкомпанией «Демосфен». Согласитесь, темасеминара звучит нескольконеобычно.

Казалось бы, профессия бухгалтера непредполагает активных коммуникацийсколлегами и подчиненными. Многие и вовсесчитают, что бухгалтер – этоскучныйсчетовод, главная задача которого –вовремя отчитываться передконтролерами.

Тогда что же привело счетногоработника на тренинг, полезный в первуюочередь«специалистам разговорного жанра»– руководителям предприятий иподразделений,работникам служб маркетингаи тому подобным?

Для чегобухгалтеру личностный рост?

Жизненный и профессиональный опытмоей собеседницы значителен: хорошееобразование,порядка десяти лет работыбухгалтером, осознание себя какспециалиста, пониманиетого, куда двигаться,как себя вести. Вот что необходимо сегодняруководителюфинансового подразделения.

Вто же время, как и любой начальник, главныйбухгалтерЛариса Мельникова «живет» вколлективе. А это уже некий рабочий социум,которыйдиктует, каким быть тому или иномуего участнику, и зачастую не позволяетчеловекуестественно проявлять себя.Отсюда, по мнению социологов, возникаетмножествопроблем в рабочих коллективах.

Ибухгалтерии современных предприятий –отнюдьне исключение. Сталкиваясь спроблемами в деловых коммуникациях, многиеглавбухисо временем понимают, чтонеобходимо пополнять не только собственнуюсугубосчетоводческую копилку знаний, но иразвивать свои личностные качества,простоучиться адекватно проявлять своюиндивидуальность.

Причем, как правило,недостаточносесть и рассказать человеку,каким образом к этому можно прийти.

Бизнес-тренер Елена Крянева убеждена,что необходимо провести участникатренингачерез систему упражнений, вкоторых он нарабатывает новые для негоощущения.

Тогда в человеческом сознаниинеизбежно включается то, что называютмеханизмомсаморегуляции: человек самначинает меняться в благоприятную для негосторонуи в большинстве случаев получаетболее значительные результаты посравнениюс теми, к которым он стремилсявначале.

Успешный главбух,очаровательная женщина Лариса Мельниковаповедала мне, какдважды оказалась в одной итой же непростой ситуации. И что интересно,Ларисепришлось побывать как по ту, так и подругую сторону «баррикад» – сначалакакподчиненной, а потом в качестверуководителя бухгалтерии. Вот что онарассказала.

Круг спасения для«утопающих» бухгалтеров

Послеинститута Лариса самостоятельно нашлаработу в бухгалтерии областногофилиалакрупной московской торговой компании.После собеседования сфинансовымдиректором она была принята вштат замом главного бухгалтера.

Правда, еенемногонасторожили явные трения междунепосредственным руководителем – главнымбухгалтером– и финансовым директором. Этинелады она почувствовала с первого дняработына новом месте.

Причем руководительфинслужбы явно искал в новом замесвоегосоюзника, что не замедлило сказатьсяна отношении главного бухгалтера кнашейгероине. Перспектива карьерного ростав крупной компании была заманчивой.

ИЛарисарешила, что не стоит отказываться отпокровительства финдиректора, ноипереводить эти отношения в ранг«неуставных» она не собиралась. Вместоэтогоона начала изо всех сил «вгрызаться» втонкости своей новой работы.

Онастараласьдосконально выполнять не толькосвои обязанности, но и любые порученияглавбуха,и всегда была готова кпереработкам. Тем не менее сложившаясянапряженностьсводила на нет большинство ееусилий. Главный бухгалтер не ценила еестарательность,считала, что Ларису взяли,чтобы «подсидеть» ее. Такое подозрение былонебезосновательным.Финансовый директордействительно считал, что новенькая замвполне могла бысправиться с руководствомсчетным подразделением компании.

Как бытам ни было, но Лариса буквальновыматывалась к концу каждого рабочегодня ифизически, и морально. Будучи по натуречеловеком энергичным и настойчивым,онастала какой-то тревожной, словно быпомеркла, потерялась.

Появиласьнеуверенность:что сказать в той или инойситуации, как себя вести. Вскоре ухудшилисьотношенияЛарисы с коллегами. Ее как будтоигнорировали и бухгалтеры, и работникидругихподразделений компании.

Проработавтак некоторое время, Лариса в конце концовсперспективной работы ушла.

Какое-товремя она задавалась вопросом: «А можно либыло добиться позитивногорезультата в тойситуации?» Тогда ответа она не нашла.

Многопозже Лариса,уже заняв должность главбуха,начала целенаправленно постигать способыэффективноговзаимодействия с подчиненнымии руководителем.

Набравшись жизненногоопыта,она поняла, что успех кроется вовсе нев наборе приемов и методов, а вличностисамого руководителя.

Точно натаком же принципе построена концепциясеминара-тренинга «Речь и голосвбизнес-коммуникациях», одна из ведущихкоторого Елена Крянева не даетготовыхрешений для тех или иных сложныхситуаций в деловом общении, нопредлагаетучастникам самим прийти кответам на свои многочисленные вопросы.

Ключ, который есть у каждого

Будучи профессиональнымтеатральным режиссером и педагогом, г-жаКрянева предлагаетруководителям испециалистам фирм освоить отдельныеприемы, которые используютпри обученииактеров. Причем речь идет вовсе не осценическом мастерстве, ао техниках,которые помогают прийти к естественнойвыразительности и убедительности,в томчисле в ситуациях делового общения.

Одним из основных инструментов актеров,как и многих деловых людей, являетсяголос.Давно подмечено: как только человек«уточняет» внутренний образсебя,представление о том, кто он есть, томгновенно меняется и его голос. Инаоборот,меняя свой голос, управляя им,человек управляет собой.

Он добиваетсяконтролянад ситуацией и соответственноможет прийти к лучшим результатам и вжизни,и в работе. На этом принципе основаныметодики, по которым Елена Кряневаработаетс участниками своего тренинга.

Замечательно то, что в процессе выполнениязаданийведущая корректирует действиякаждого участника так, чтобы обратитьвниманиена такие особенности его реакций,поведения, которых раньше человексовершенноне замечал.

А сложнаяситуация Ларисы, видимо, по иронии судьбывернулась к ней вновь.Только теперь ужеподчиненная ей сотрудница оказалась в роли«приближенной»директора компании.Главному же счетному работнику фирмы этосулило известныепроблемы.

Обычно от«человека свиты» практически невозможнодобиться выполнениякаких-либо поручений. Влучшем случае он формально выполняет своиобязанностипо инструкции.

В подобнойситуации глав-буху очень легко свалить всена «злые»обстоятельства и погрузиться вобвинения: подчиненные не те, окружение нетои т. д. Многие знакомые нашей героини, тожеглавбухи, видели только один выходизсоздавшейся ситуации – уволитьподчиненную либо уйти самой.

Однако и тоидругое решение Лариса посчитала однозначнопроигрышным. Сейчас она намеренаприйти ктакому решению, которое не повлечет засобой никаких увольнений, носниметнапряженность в ее подразделении.

Слово главбуха должно быть простовеским

Лариса считает, что в работеглавбуха вообще часто возникают ситуации,длярешения которых важно не только то, чтоговорит руководитель, но и как он этоделает.Вот наглядный пример. Молодая главбух неумеет давать поручения, чтоназывается,строить подчиненных. Она не может простопоставить сотрудника передфактом, аначинает обсуждать с ним задание.

Частозадача, поставленная такимобразом,остается нерешенной. В принципе компромисскак тактика вполне хорош.Плохо, когдаединственное, что умеет руководительбухгалтерии, – это договориться.

Однакодругая крайность – главбух, способныйтолько «прессовать» подчиненныхемубухгалтеров, жестким нажимом добиваясьвыполнения работы – это тоженеэффективныйстиль руководства.

Настоящий профессионализмруководителя появляется тогда, когда впортфеле(или в сумочке!) у главбуха большеодного «инструмента» взаимодействия сподчиненными.Если у нее там лишь одинмолоточек, то все, что она сможет, – этозабиватьгвозди. А если в ее арсенале, кпримеру, «одинокий» гаечный ключ, – топридетсявсе время завинчивать гайки.

Поэтому первому лицу бухгалтерии рано илипозднопридется развивать свое мастерстворуководителя и умение правильновзаимодействоватьс подчиненными. Такомуглавбуху не придется особо заморачиватьсяпо поводу«психологически несовместимого»,блатного и прочего «нестандартного»персонала.

Ведь он сможет добиться нужногоему результата как от директорского«фаворита»,так и от любого другого«трудного» подчиненного.

Редакцияблагодарит за помощь в подготовкематериала Лабораториюкоммуникативногоимиджа «Демосфен» –организатора семинаров и тренингов побизнес-коммуникациям.

Кстати

Бизнес-тренер Елена Кряневарекомендует выполнять простую медитацию,помогающуюраскрыть природное дыхание.

Прежде всего уясните себе, что, изучаядыхание, вы изучаете свое подсознание.Акогда вы дышите механически, вы обрываетесвязь со своим интуитивным каналом.Начнитеучиться просто наблюдать за своим дыханием,слушать его. При этом неследует мыслитьактивными глаголами (я вдыхаю, я выдыхаю и т.д.). Вместо этогоосознайте, как дыханиепросто живет внутри вас:

  • Представьте, что есть некийжитель, воздушный эльф, которыйвходит вваше тело, поднимает вашу грудную клетку иопускает ее.
  • Ясно почувствуйте, что этоименно дыхание движет – поднимаетиопускает – ваше тело, а не наоборот. Ипопробуйте определить, в какомместе вашеготела начинается это движение. Положите тудаладонь.
  • Расслабьте мышцы живота ипозвольте дыханию войти.
  • Расслабьтемышцы живота и позвольте дыханию выйти.

Между вдохом и последующимвыдохом наступает короткая пауза, и…дыханиеосвобождается. А вместе с нимосвобождаются, расслабляются и ваше тело, ивашесознание.

Выдох, и… снова наступаетпауза – маленькая смерть, когда человек какбыне живет. И в этой паузе возникает легкийимпульс, побуждение к новой жизни:«Хочудышать, чтобы жить». Этот импульс рождаетсяв глубинах сознания и черезпозвоночникпроходит в нижнюю часть туловища. Онстимулирует, одухотворяетвсе ваше тело.Отметьте, какой это крошечный,низкочастотный импульс.

И когда вы очем-то сильно волнуетесь, переживаете,когда кажется, что атмосферавокруг васнакалена до предела, сосредоточьтесь наминуту и ощутите свой первичныйприродныйимпульс «хочу дышать, чтобы жить», –рекомендует Елена Крянева. Ивыпочувствуете, как волнение уходит.

Светлана БАЙКАЛОВА

Юридические статьи »

Источник: https://www.lawmix.ru/articles/41956

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.