Как власти собираются увеличить производительность труда?

Содержание

«Как

Как власти собираются увеличить производительность труда?

В 2012 президент Путин дал поручение правительству повысить производительность труда в стране в 1,5 раза к 2019 году. В следующем году истекает срок исполнения этого поручения, а последние данные Росстата на сей счет показывают, что целевой показатель производительности труда сегодня так же далек от текущего, как и пять лет назад.

В апреле этого года премьер Медведев поручил министерствам утвердить паспорт приоритетной программы по повышению производительности труда, а на днях пресса выяснила, что Минэкономразвития подготовило проект, предусматривающий повышение производительности труда до 2020 года, на реализацию его необходимо 29 млрд руб.

Что представляет собой эта программа и как она может способствовать экономическому росту в стране?

На прошлой неделе на заседании президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам глава Минэкономразвития Максим Орешкин представил новую программу «Повышение производительности труда и поддержка занятости».
Если коротко, то суть этой программы в следующем.

В нескольких регионах страны (сначала в пяти, а после ежегодно их число будет увеличиваться на 10) по какому-то неизвестному принципу будут отобраны коммерческие компании средней величины с объемом годовой выручки до 30 млрд руб.

Еще есть оговорка, что эти компании должны обладать большим потенциалом роста производительности труда.

Далее за бюджетные деньги будут наниматься консультанты из так называемой большой четверки аудиторов (все иностранцы: KPMG, Ernst & Young, Deloitte, PricewaterhouseCoopers), которые и расскажут предпринимателям, как нужно эффективно строить бизнес и повышать производительность труда.

Для воплощения своих идей в жизнь Минэкономразвития требуется 29 млрд руб. бюджетных денег.

Большая их часть, по утверждению авторов программы, пойдет на переобучение и устройство на новую работу уволенных сотрудников (сокращение неэффективных рабочих мест – неотъемлемая часть всех подобных программ).

Для того, чтобы процесс сокращения шел легче, предполагается «поработать» над Трудовым кодексом, хотя конкретики по этому вопросу в программе пока никакой нет, впрочем, как и по любому другому вопросу, кроме общей суммы бюджетных расходов на ее реализацию.

Как утверждают чиновники, компании, участвующие в программе, получат приоритет в очереди за деньгами Фонда развития промышленности, ВЭБа, и Российского экспортного центра.

Компании, которые будут в рамках этой программы устраивать на работу уволенных из других мест сотрудников, получат отсрочку по выплатам налогов. Размеры и сроки этих налоговых кредитов не указываются.

Больше ничего конкретного в отношении этой программы в открытых источниках не говорится. Есть в ней, конечно, еще всякие планы по созданию «центров компетенций», но это уже стандартный набор декораций, который присутствует в любой программе от Минэкономразвития, и самостоятельного интереса эти изыски не представляют.

Что считают

Тот параметр, который рассматривает Минэкономразвития в качестве целевого (производительность труда как отношение ВВП к числу работников) – показатель достаточно условный, если не сказать бессмысленный.

Качества экономики он не отражает, к уровню благосостояния населения он тоже практически никакого отношения не имеет. Насколько производительность труда является условным показателем, легко понять, сравнив, скажем, парикмахерскую из провинциального городка с престижным столичным салоном.

Трудозатраты одного работника одинаковы и там и там, а обороты этих предприятий несопоставимы. Производительность труда, соответственно, тоже.

А что такое производительность труда ученого? Монетизация его открытий? В фундаментальной науке такой подход вообще лишен смысла.

И такая искусственность данного показателя очевидна не только в сфере услуг, финансовой сфере или в науке.

В реальном секторе тоже все отнюдь не так просто. Скажем, строительство дома в мегаполисе требует совершенно такого же числа рабочих, что и постройка такого же дома в провинции. Но конечная стоимость метра в этих двух вариантах в итоге будет отличаться существенно, а с ним и производительность труда.

Такие примеры можно приводить бесконечно. Без привязки к какой-либо конкретике показатель производительности труда смысла не имеет.

Кто и зачем объяснил президенту, что необходимо срочно бороться за повышение этого показателя, не понятно.

В нашей экономике, которая наполовину зависит от валютной выручки за углеводороды, производительность труда «гуляет» одновременно с ценой на нефть. А еще она «гуляет» в зависимости от того, как ЦБ решит обвалить курс национальной валюты.

Есть такой древний анекдот:

– Иваныч, как там приборы?

– 45.

– Что 45?

– А что приборы?

Что собрался улучшить в нашей экономике президент, давая чиновникам поручение увеличить в полтора раза производительность труда, можно только гадать. Но зато какая движуха!

Зачем считают

О том, что производительность труда в той форме, в какой ее обсуждают в правительстве, смысла не имеет, для экономистов никакое не открытие, они все это отлично понимают и поэтому, когда говорят об этом показателе, то подразумевают обычно степень технической вооруженности предприятий прежде всего реального сектора экономики, уровень применяемых производственных и управленческих технологий, инновационнность и наукоемкость и так далее.

Беда в том, что в программе Минэкономразвития этого как раз не рассматривается совсем.

В лучшем случае, как сообщил чиновник журналистам, консультанты из привлеченных аудиторских компаний объяснят производственникам, как увеличить эффективность производства, переставив станки местами, или же объяснят предпринимателям, что участвуя в системе госзакупок одного и того же товара, неразумно каждый создавать новые шаблоны, а проще сделать одно рамочное соглашение и работать всегда с ним. Удивительные по своей глубине и профессионализму рекомендации получат наши предприниматели. Более того, для участия в программе будут выбираться компании с большим потенциалом по части повышения производительности труда.

Проще говоря, компания, достигшая годового оборота в 30 млрд руб., ну никак без посторонней подсказки не сообразит, как еще производительность труда у себя повысить.

Есть и еще один немаловажный момент, на который обращает внимание экономист Делягин в связи с инициативами Минэкономразвития. По сообщению эксперта, «в условиях диких экономических и социальных проблем безработица у нас на диво низкая.

Это достигается за счет того, что людей удерживают на рабочих местах любой ценой в прямом смысле этого слова». Минэкономразвития планирует высвобождать неэффективные рабочие места, а уволенных людей на кого-то переучивать.

Что это за новые профессии, откуда возьмутся те рабочие места, на которые можно устроить уволенных, не сообщается.

Налоговый кредит, обещанный Минэкономразвития предприятиям, которые примут к себе уволенных работников, выльется в то, что на работу будут приниматься мертвые души на МРОТ. И только в случае, если налоговый кредит того стоит и не обременен дополнительными условиями, а иначе эта мера вообще бессмысленна.

В программе Минэкономразвития речи не идет о создании высокотехнологичных рабочих мест, как, впрочем, и любых других рабочих мест. Более того, в правительстве неоднократно озвучивают мысль о том, что у нас трудная демографическая ситуация, поэтому необходимо повышать пенсионный возраст.

То есть, планируют заставить работать людей, которые в силу возраста обладают меньшей трудоспособностью, но при этом в целях борьбы за производительность труда будут сокращать «неэффективные» рабочие места.

Кроме того, на переобучение уволенных работников и их дальнейшее трудоустройство МЭР планирует тратить десятки миллиардов рублей бюджетных денег и в то же время никоим образом не собирается ограничивать трудовую миграцию. Подобные противоречия чиновников, похоже, нисколько не беспокоят.

Кстати, в связи с программой Минэкономразвития Делягин обращает внимание еще на один факт – если речь идет о повышении производительности труда на производствах, значит, подразумевается увеличение выпуска продукции, а иначе не понятно, ради чего затевать всю эту недешевую процедуру. Но тогда возникает вопрос – а куда девать эту продукцию, где тот спрос, который обеспечит ее сбыт? Иными словами, прежде чем бороться за показатель производительности труда, нужно понимать где и для чего это необходимо.

От себя добавим, что борьба за повышение производительности труда в частных компаниях в условиях рынка да еще и за госсчет, выглядит довольно странно.

По поводу программы Минэкономразвития пресса приводит мнение директора центра трудовых исследований Высшей школы экономики Владимира Гимпельсона – надо иметь здоровую экономику, надо экспортировать, чтобы предприятия были встроены в глобальные цепочки и конкурировали не только дома, но и за рубежом.

Что характерно, в этих рассуждениях нет ни слова о том, что экономика должна работать в первую очередь для удовлетворения потребностей граждан своей страны, а всякая встроенность в глобальные цепочки нужна постольку, поскольку способствует решению первой задачи.

Кстати, наша страна и так отлично встроена в глобальные цепочки как сырьевой придаток и дальнейшее повышение производительности труда в этом плане может быть достигнуто только сокращением населения.

По сути, никаких иных вариантов Минэкономразвития в своей программе не предлагает.

Как выразился Председатель Комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов, «красиво только на первый взгляд представленная программа для тех, кто не погружен глубоко в реалии экономической ситуации, в проблемы рынка труда».

По мнению известного экономиста Вазгена Авагяна, «Минэкономики не хочет заниматься реальным делом. Оно снова, как и во времена Грефа или Улюкаева, пытается заниматься алхимией и астрологией, выделять теплород и искать «философский камень»».

Ну а цели, которые преследует Минэкономразвития, проталкивая свою программу, экономист объясняет очень коротко: «Что придумало Минэкономики? Да очень просто: придумало, как “отмыть” 29 млрд рублей».

Источник: http://kapital-rus.ru/articles/article/kak_otmyt_milliardy_skolko_pravitelstvo_hochet_potratit_na_povyshenie_proiz/

Как власти собираются увеличить производительность труда?

Как власти собираются увеличить производительность труда?

← все новости

06.10.2017

Минэкономразвития представило план по увеличению производительности труда. Генеральный директор аудиторской компании «Уверенность» Максим Гладких-Родионов изучил предложение ведомства и по просьбе «Расчета» написал об этом авторскую колонку.

Повышение производительности труда — задача, стоящая перед нашим государством даже не годами, а десятилетиями. Попытки не раз предпринимались и в СССР, и в постсоветской России. Однако приходится констатировать, что успеха на этом поприще добиться так и не удалось.

Можно предположить, что и новую программу, к сожалению, постигнет та же печальная участь. Итак, в чем же состоит новый план?

Первый блок

Первый блок — собственно повышение производительности. А второй — поддержка тех, кого уволят в результате реализации первой части программы.

Производительность труда предполагается повысить следующим образом: в каждом регионе, участвующем в программе (на первом этапе таких регионов пять), отберут некие компании, которым за счет бюджета наймут консультантов (преимущественно из числа компаний «большой четверки»). И эти консультанты предложат компаниям набор мер по увеличению производительности труда.

Естественно, долгосрочные меры потребуют денег. Поэтому те самые избранные компании получат приоритетный доступ к деньгам ВЭБ, Фонда развития промышленности, Российского экспортного центра и даже к возможности использования инвестиционного налогового кредита.

Для того чтобы компании, не попавшие в число избранных, тоже почувствовали себя причастными, на базе ВЭБ будет создан центр компетенций, обратившись в который, любой бизнесмен сможет увидеть, насколько производительность труда в его организации нуждается в увеличении, и автоматически получит список экспертов, к которым надо обращаться, чтобы соответствовать лучшим показателям. Правда, оплачивать труд экспертов придется, судя по всему, уже из собственного кармана. Дополнительно к этому предполагается в очередной раз снизить административные барьеры, стимулировать создание высокотехнологичных рабочих мест и т. д.

Второй блок

Государственное доверие Однако главное, о чем, на мой взгляд, следует задуматься — а зачем компаниям хотеть увеличивать производительность труда? Вернее, какие компании по-настоящему озабочены этим? Думаю, те, что существуют в развитой конкурентной среде.

Иного стимула, кроме конкуренции, уверен, просто не существует. Конкурентная среда характеризуется большим числом компаний, производящих тот или иной продукт. Неэффективные предприятия уходят с рынка, эффективные — развиваются. На место ушедших приходят новые.

Конкуренция заставляет искать другие методы работы, применять новые технологии, оптимизировать процессы. Для этого нужны инвестиции, причем долгосрочные.

А такие инвестиции возможны только тогда, когда любой ИП уверен в том, что правила предсказуемы, что его собственность находится под защитой закона, когда он видит, что государство понимает важность его работы и всячески способствует развитию бизнеса.

Государственное доверие

Однако главное, о чем, на мой взгляд, следует задуматься — а зачем компаниям хотеть увеличивать производительность труда? Вернее, какие компании по-настоящему озабочены этим? Думаю, те, что существуют в развитой конкурентной среде. Иного стимула, кроме конкуренции, уверен, просто не существует.

Конкурентная среда характеризуется большим числом компаний, производящих тот или иной продукт. Неэффективные предприятия уходят с рынка, эффективные — развиваются. На место ушедших приходят новые.

Конкуренция заставляет искать другие методы работы, применять новые технологии, оптимизировать процессы. Для этого нужны инвестиции, причем долгосрочные.

А такие инвестиции возможны только тогда, когда любой ИП уверен в том, что правила предсказуемы, что его собственность находится под защитой закона, когда он видит, что государство понимает важность его работы и всячески способствует развитию бизнеса.

Обратите внимание

Составители плана подумали и о том, что в результате роста производительности труда начнут высвобождаться трудовые ресурсы. Их предлагается трудоустраивать. Причем, если кто-то возьмет на работу сотрудника, уволенного из компании, участвующей в программе, то государство поощрит нового работодателя, например, отсрочкой уплаты налогов.

В общем, главный вопрос — вопрос доверия предпринимателя государству. Если же бизнес существует, как в осаде, и каждый день приносит предпринимателю новые неприятные сюрпризы, то желание строить долгосрочные планы вряд ли возникнет.

Напротив, неблагоприятная среда скорее заставит готовиться к быстрому выводу максимально возможного объема средств и прекращению деятельности.

Одна только практика блокирования денег клиентов банками в рамках исполнения требований пресловутого закона № 115-ФЗ наносит доверию бизнеса к государству значительный ущерб.

Ведь наряду с неблагонадежными компаниями под каток попадают и реально работающие предприятия, в одночасье лишающиеся возможности продолжать свою деятельность.

Информация об этом распространяется быстро, даже если масштаб проблемы невелик, и страх оказаться в таком же положении отнюдь не способствует размышлениям о вложении значительных средств в повышение производительности труда, даже если эти средства каким-то образом предприятие может получить. И здесь никак не поможет пусть даже очень успешный пример работы избранных компаний. А еще вероятнее, что рекомендации консультантов так и останутся просто рекомендациями, нереализуемыми на практике даже в этих избранных организациях.

Источник: www.buhgalteria.ru/article/n159876

Больше информации вы найдете в Системе Кадры

Источник: https://kgermak.ru/news.php?id=456

«Меняем людей на машины»: правительство повысит производительность труда

Как власти собираются увеличить производительность труда?

В кабмине взялись за производительность труда в стране. На прошлой неделе Совет по стратегическому развитию при президенте, возглавляемый премьером, одобрил проект «Повышение производительности труда», подготовленный Минэкономразвития и представленный лично Максимом Орешкиным.

Основная масса мер, предложенных в проекте, должны повысить качество результатов труда посредством модернизации промышленных мощностей, закупки оборудования и переоснащения цехов, что, по замыслу разработчиков стратегии, поможет владельцам предприятий провести оптимизацию и сократить ненужных работников. 

Закупка и модернизация оборудования для промышленных линий – меры, направленные на развитие производственного сектора. Что делать с высвобожденными в результате «технической революции» работниками, в документе не предусмотрено.

Очевидно, что по итогу подобного рода модернизации множество людей, особенно в промышленных моно-городах, лишаться заработка.

Они, по мнению экспертов рынка, способны испортить профильным ведомствам все показатели по рекордно высокому уровню занятости.

«Дешевые» деньги

Из материалов собрания Совета, которые появились в сети благодаря СМИ, удалось выяснить, что предложенный чиновниками из Минэка проект предполагает 7 главных векторов поддержки отечественной промышленности, стимулируемых правительством.

Из них 6 в той или иной форме предполагают переоснащение промышленных линий и модернизацию оборудования.

Повысить технологическую составляющую отечественных предприятий планируют за счет «дешевых денег»: дешевого кредитования через специальный фонд всего под 1% годовых и дешевого лизинга.

Это два главных варианта, за счет которых предприятия смогут приобретать новые промышленные линии. Помимо этого, компании, принимающие участие в правительственной программе, смогут получить расширение перечня поводов для выделения инвестиционного налогового кредита и снижения его стоимости.

Отметим, что сегодня правом на такое льготное инвестиционное кредитование обладают лишь предприятия оборонного и социального секторов, конструкторские бюро и научные организации, компании инновационного сектора, девелоперы с самым высоким классом энергоэффективности, а также аграрные компании, расположенные в зонах ускоренного социального и экономического развития.

Логика разработанного Минэкономразвития проекта рассчитана не только на модернизацию промышленных мощностей, но и на высвобождение рабочей силы, которая потребуется в других секторах и предприятиях в контексте наступающего кадрового голода.

Запуск проекта намечен уже на конец текущего года – если все пойдет по плану, то к следующему году предложенные Минэком меры принесут 0,15 п.п. роста внутреннего валового продукта. А к 2021 году ожидаемый эффект должен достичь 1 п.п. ВВП.

Традиционно проводить «обкатку» проекта планируется не повсеместно, а лишь в отдельных регионах страны. В этом году эксперимент будет внедрен в Тюмени, Самаре, Перми, Татарстане, Башкортостане и Туле.

Если опыт внедрения проекта окажется удачным, уже к 2018 году к нему присоединят еще десять субъектов. Среди них одни из самых развитых промышленных зон, в том числе Ленинградская и Свердловская области.

Еще 5 субъектов федерации присоединятся после масштабной апробации 2018 года. Конкретное число и масштабы охвата проекта пока не называются. На совещании совета всплывали цифры в полторы сотни предприятий к концу будущего года и 850 – на протяжении следующих 7 лет.

При этом расходы государственного бюджета сравнительно невелики – на программу планируется потратить менее 30 млрд рублей до 2020 года.

Что делать с рабочей силой?

Тех, кого в результате модернизации компаниям придется уволить, на произвол судьбы оставлять не планируют – для них будет разработана отдельная программа стимулирования занятости.

Отдельной строкой предлагается выделить самозанятых, которые получат дополнительные налоговые льготы от правительства, отсрочки по обязательным платежам на период выхода на окупаемость их бизнес-проектов, а также масштабной расширение само понятия самозанятых, в частности, расширение перечня сфер деятельности, подпадающих в категорию. Самим процессом трудоустройства государство планирует заняться уже в 2018 году. Расходы государственного бюджета на создание дополнительных рабочих мест, улучшение трудовой инфраструктуры и реализацию программ стимулирования занятости должны составить около 4 млрд рублей в 2018 году и около 10 млрд – к 2020 году.

Основную нагрузку по работе с сокращенными сотрудниками должны взять на себя региональные правительства.

Дабы нивелировать возможные последствия таких массовых сокращений, региональным властям предлагается заняться работой в области повышения качества работы центров занятости, профилактической работой с руководством предприятий регионов, повышения качества управления и т.д.

На самом заседании Совета глава Минэка Максим Орешкин подчеркнул, что несмотря на цели приоритетной программы высвободить лишнюю рабочую силу, люди вовсе не должны остаться без работы и уж тем более потерять в доходах и зарплате.

По его мнению, очень важно, чтоб люди, которые попали под сокращение, смогли найти новое место работы, повысили свой трудовой уровень и в конечном итоге внесли свою лепту в повышение производительности труда в стране.

С тем фактом, что модернизация производственных мощностей компаний приведет к сокращению занятой на них рабочей силы, согласен и премьер-министр Дмитрий Медведев.

И по его мнению, представители местных органов исполнительной власти должны быть готовы к любому развитию событий: они должны активизировать работу служб занятости, обеспечить работу в области повышения квалификации и смены профиля трудящихся, помощи гражданам в оперативном поиске работы, соответствующей их профилю, образованию и квалификациям.

Стоит также отметить, что наряду с рассмотренным проектом, Совет одобрил правительственный проект экспорта продуктов промышленности.

По нему, в частности, предлагается субсидировать иностранных покупателей отечественной промышленности льготными кредитами на нее.

Так, мол, отечественные предприятия смогут привлечь внимание иностранных потребителей, ориентируясь не только на внутренний, но и на внешний рынок.

Не все так просто

В целом в правительстве весьма оптимистично отнеслись к предложенному проекту. Чего, правда, традиционно нельзя сказать про экспертов рынка, сетующих на недоработку программы.

Эксперты из ВШЭ, например, уверяют, что проблема низкой производительности труда в РФ состоит не только в применении советских технологий, но и во множестве других факторов.

Безусловно, модернизация промышленности даст весьма ощутимый эффект, но проблемы сокращенных работников, безусловно, выйдут на первый план практически сразу. В итоге это даже может быть воспринято населением в ключе «за наши деньги правительство спонсирует наше сокращение».

И ладно бы все было продумано, но пока и близко неясно, куда будут трудоустраивать сокращенных работников, кто этим будет заниматься и на чьи плечи возложат их переквалификацию. Очевидно, это будут регионы, но конкретные органы пока неизвестны.

Сетуют и на экономическую ситуацию: едва лишь формально справившись со стагнацией, отечественная экономика совершенно отмечает продолжающееся падение доходов, на фоне чего отсутствует спрос. Откуда в таких условиях будут создаваться новые рабочие места – неизвестно.

Вполне ожидаемо, что сокращенным работникам придется искать работу самостоятельно, а для них пока самыми оптимальными могут быть лишь два пути: или в самозанятость, или в неформальный сектор.

Но это не самое печальное – куда хуже, если после сокращения в отраслях с низкой производительностью, люди будут устраиваться на работу в сферы, где она еще ниже. Это, как известно, торговый сектор, сельхоз рынок и т.д.

Безусловно, часть из сокращенных граждан отправиться в центры занятости, но условия, которые они предлагают сегодня, совершенно никого не впечатлят.

Вместо того чтоб обеспечить этих людей пособием на несколько месяцев и возможностью получить новую профессию, соответствующую их навыкам и квалификации, их будут как и раньше отправлять на общественные работы.

Если таких сокращенных будет много, часть из них вполне осознанно пойдет регистрироваться в центры занятости, и как итог – это повысит рекордно низкий уровень безработицы, подпортив чиновникам официальную статистику, которой они так гордятся сегодня.

Отдельной статьей экспертной критики проходят мизерные расходы, заложенные Минэка в проект промышленной модернизации.

30 млрд, которые совокупно планируют потратить, возможно, хватит лишь на само переоснащение – даже для выплат мизерного пособия по безработице нужно гораздо больше.

Впрочем, рубить инициативы правительства на корню не стоит – возможно, как раз модернизация промышленности и станет главным вектором экономического роста государства.

Разместить резюме Добавить вакансию

Источник: https://careerist.ru/news/menyaem-lyudej-na-mashiny-pravitelstvo-povysit-proizvoditelnost-truda.html

Новости экономики и финансов СПб, России и мира

Как власти собираются увеличить производительность труда?

Низкая производительность труда в России — притча во языцех. Много лет по этому показателю россияне плетутся в хвосте мировых держав. Так, по данным Организации экономического сотрудничества и развития, производительность российского работника в 2014 г. составила $25,9 в час, в Германии — $62,3, в США — $67,4.

Предпринимаемые попытки догнать и перегнать лидеров пока проваливаются. Это признает даже российский президент, который в 2015 г. заявил, что по итогам прошлого года производительность выросла всего на 0,5%, в то время как ему пару лет назад виделся рост не менее чем на 5–6% в год (в 2012 г.

производительность труда в России выросла на 3,1%).

Многообразие средств

Несмотря на неудачи, кризис и инвестиционный спад, каждая конкретная компания все равно продолжает бороться за повышение показателя у себя на производстве. В конце концов речь идет об их финансовом благосостоянии. Как выясняется, каждая компания делает это по–своему.

В Tablogix (международный логистический оператор) производительность труда каждого сотрудника измеряют с помощью автоматизированной системы учета, которую сами и разработали.

“Система учета индивидуальной производительности труда импортирует данные из системы управления складом (WMS, Warehouse Management System) о количестве выполненных каждым сотрудником заданий за указанное время.

Основываясь на этих данных, вычисляется значение производительности сотрудника ежечасно, ежедневно, еженедельно и ежемесячно”, — объясняет начальник склада Tablogix Екатерина Трофимова. Полученные данные ложатся в основу расчетов справедливого стимулирования для линейного персонала складов.

Для оценки эффективности труда производственного персонала фабрики “Петро” компании JTI ее руководство использует технологию Production assesment system.

По словам директора службы управления персоналом компании Дарьи Андреевой, если раньше денежная компенсация была привязана к итогу работы всей смены, из–за чего личные достижения сотрудника растворялись в общекомандных и процент премии был для всех одинаков, то новая технология позволяет оценивать личный вклад работника. Сотрудники видят влияние своих действий на размер премии. “За год средний размер премии увеличился на 4,5%, размер премии лучших сотрудников — на 8,3%. Увеличилась и средняя эффективность работы на фабрике: за последний год она выросла на 9%. Личная эффективность персонала увеличилась на 4%”, — рассказывает Дарья Андреева.

Эксперты говорят, что подобные инструменты — довольно эффективный способ повысить производительность, так как улучшают дисциплину работников, но есть и минусы — денежные и временные затраты на приобретение или разработку автоматизированный системы, на ее внедрение, а кроме того, сами работники поначалу плохо воспринимают тотальный контроль за своей работой. Так что многие компании обходятся другими средствами. К примеру, в “ТехноНИКОЛЬ” в подразделении “Минеральная изоляция” считают главным китом производительности мотивацию.

По словам HR–директора Екатерины Сорокиной, речь идет о “мотивации через коммуникации” и “мотивации через возможности”. Под первой подразумеваются официальные коммуникации (понимание каждым своего вклада в общее дело) и неформальные (корпоративы, тимбилдинг и пр.).

Под второй — возможность сотрудника вносить свои предложения и коррективы по улучшению производительности собственного подразделения. Екатерина Сорокина уверяет, что это работает, но цифры не уточняет. На комбинате “СВЕЗА Усть–Ижора” тоже делают ставку на коммуникации.

Здесь, как рассказывает ее руководитель Святослав Сарсон, ежемесячно каждый сотрудник персонально встречается с боссом и узнает свою оценку за эффективность.

А в Cognitive Tecnologies (ИТ) генеральный директор Андрей Черногоров ввел специальный перерыв, во время которого работники рисуют (на холсте, бумаге или планшете) свои текущие задачи и рабочие переживания под присмотром методиста–педагога из Фонда русского абстрактного искусства.

“В результате подобных упражнений общая производительность труда в компании за 10 месяцев 2015 года увеличилась на 34% по сравнению с аналогичным периодом 2014–го”, — уверяет топ–менеджер.

“Для улучшения производительности труда как офисных сотрудников, так и работников производства, мы также используем систему KPI – ключевых показателей результата деятельности.

Целью системы KPI  является повышение мотивации и эффективности сотрудников, а значит, и эффективности бизнеса в целом.

В условиях экономической нестабильности для нас особенно важна наилучшая продуктивность каждого работника”, — отмечает менеджер по персоналу компании Rockwool Russia Антонина Прозорова

“В любом бизнесе эффективность производительности труда во много зависит от системы мотивации сотрудников.  Работников всегда необходимо поощрять за хорошие результаты и наказывать за “промахи”.

В нашем деле эффективность труда так же во многом связана с использованием программы 3D  проектирования, которая позволяет  накапливать базу знаний и суммировать все наработки в виде библиотеки 3D элементов. Использование уже готовых образцов значительно ускоряет процесс проектирования.

  Однако создание  такой библиотеки занимает долгое время”, — рассказывает Евгений Богданов, генеральный директор финского проектного  бюро RUMPU.

Не цель, а средство

Впрочем, высокая производительность — не цель, а средство. “Если изучить список Forbes крупнейших российских компаний, видно, что первые места в нем не совпадают с первыми местами в рейтинге TP–index (результат деления выручки компании на число работников), — рассказывает партнер консалтинг–центра “Шаг” Любовь Горбунова.

— То есть умение много зарабатывать еще не гарантирует первые позиции в списке самых высоких по производительности труда компаний. Так, группа “АТЭК”, которая обгоняет все компании по эффективности труда, занимает 65–е место по абсолютному доходу в рейтинге Forbes, а “Лукойл” по производительности труда сотрудников занимает только 13–е место”.

Производительность труда — ключевой, но не единственный фактор роста выручки компании, напоминает эксперт.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Обсуждаем новости здесь. Присоединяйтесь!

Источник: https://www.dp.ru/a/2015/11/15/Rabota_ljubit_schet

Как повышают производительность труда в других странах

Как власти собираются увеличить производительность труда?

В 2015 году мы в очередной раз сталкиваемся с экономическим кризисом – сокращается количество рабочих мест, снижается уровень заработной платы, ухудшаются условия труда.

Но почему финансовый кризис влияет не только на доходы предприятий, но и, не в меньшей степени, на уровень жизни населения? Динамика роста заработных плат в России в течение последних двадцати лет была значительно выше роста производительности труда.

В прошлом году расходы на персонал российских предприятий почти сравнялись с затратами американских и европейских компаний, при том, что производительность труда в России ниже в несколько раз.

Бизнес сегодня полностью сконцентрирован на финансово-экономических вопросах, что не всегда приводит к оптимальным решениям.

Многие предприятия рассматривают задачу повышения производительности труда только как инвестиционный проект и не хотят нести дополнительные расходы на модернизацию и автоматизацию производства. Многие слишком заняты решением текущих проблем и не находят времени для развития.

Сформировалась привычка в случае кризиса пользоваться простыми решениями – получать государственную поддержку, снижать объёмы производства и сокращать персонал. Сегодня назрела настоятельная необходимость в восстановлении баланса социальных и экономических аспектов производительности.

Нужно сфокусироваться на «мягких» способах повышения эффективности операций с помощью более рациональной организации труда, обучения персонала, внедрения современных систем менеджмента (бережливое производство, шесть сигм и пр.), формирования культуры эффективности.

История показывает, что практических во всех странах мира задача повышения производительности труда решалась при активном участии государства, с помощью целевых программ и коллективов специально обученных экспертов. В этой статье рассматривается опыт реализации государственных программ повышения производительности труда в разных странах мира и на международном уровне.

Национальный центр повышения производительности труда Германии

Германский центр производительности труда RKW является, вероятно, первой в мире организаций такого рода. Центр RKW был создан в Берлине в 1921 году, по инициативе Министерства экономики и Ассоциации немецких инженеров.

Задачи RKW состояли в сборе и распространении методик повышения производительности труда в различных секторах экономики, а также в изучении передового опыта других стран (в первую очередь – США).

Министерство экономики Германии до сегодняшнего дня поддерживает работу RKW как организационными, так и финансовыми ресурсами.

Цели Германского центра повышения производительности труда:

  • Инновационное развитие и повышение производительности труда;
  • Политическая, экономическая и организационная поддержка малого и среднего бизнеса;
  • Развитие диалога с социальными партнёрами по вопросам рационализации и повышения производительности труда;

Основные направления деятельности

Центр RKW – некоммерческая организация, занимающаяся исследованиями и разработками методов повышения конкурентоспособности малого и среднего бизнеса Германии как на национальном, так и на международном уровне.

Основное внимание уделяется строительству, сфере услуг и обрабатывающему сектору, так как эти отрасли имеют важнейшее значение для немецкой экономики. Практические рекомендации центра распространяются бесплатно.

Центр RKW проводит обучение и консультации для предприятий малого и среднего бизнеса о том, как привлекать и удерживать высоко квалифицированные кадры, повышать производительность и создавать привлекательные условия труда.

Также центр RKW занимается инновационным менеджментом для малого и среднего бизнеса, поддержкой развития новых бизнес-идей и развитием «стартапов».

Схема работы Германского центра повышения производительности труда

Структура RKW сегодня включает Федеральный центр производительности труда, которому подчинены консультационные советы по:

  • Управлению персоналом;
  • Инновационному развитию;
  • Развитию малого и среднего бизнеса;
  • Развитию строительной отрасли;
  • Развитию стартапов;

Консультационные советы координируют деятельность рабочих групп по отдельным вопросам и направлениям деятельности. Федеральный центр повышения производительности труда, консультационные советы и рабочие группы взаимодействуют с центрами производительности труда в регионах Германии:

Схема Центра производительности труда Германии

Региональные центры повышения производительности труда Германии работают под руководством Федерального центра, однако являются частными коммерческими организациями (ООО). Региональные центры производительности оказывают следующие услуги:

  • Управленческий консалтинг и консалтинг по повышению операционной эффективности для малого и среднего бизнеса;
  • Обучение менеджменту и методам повышения производительности труда;
  • Выпуск журнала по повышению производительности труда, регулярные информационные и методические материалы;
  • Организация совместных проектов различных компаний, научных институтов и исследовательских центров;
  • Обеспечение прямого диалога малого и среднего бизнеса с органами власти и научными центрами;

Национальный центр повышения производительности труда Сингапура

Национальный совет по производительности труда (National Productivity Council – NPC) был основан в апреле 2010 года. Возглавляет Совет заместитель Премьер-министра Сингапура. Участники Совета – руководители органов власти, различных ассоциаций и объединений, а также частного бизнеса.

Программы государственной поддержки малого и среднего бизнеса

IVC – целевое финансирование малого и среднего бизнеса государством. Средства направляются на приобретение оборудования, технологий, профессиональных сервисов или консалтинговых услуг по повышению производительности труда. Объем финансирования – до 5 тыс. долл. в год.

iSPRINT – компенсации государством до 70% затрат малого и среднего бизнеса на ИТ-программы и компьютерное оборудование. Размер компенсации может составлять более 20 тыс. долл. в год.

PIC – налоговые вычеты (до 1,6 млн. долл. в год) или возврат затраченных средств (до 60% и до 60 тыс. дол. в год) за расходы на НИОКР, лицензирование интеллектуальной собственности, покупку оборудования и ремонты.

ETSS – компенсация до 90% расходов на обучение персонала и компенсация до 80% заработной платы персонала за период обучения при закупке курсов в определённых специализированных учебных организациях.

MLP – программа микрокредитования малого и среднего бизнеса (до 100 тыс. долл. под 5,5% годовых на 4 года).

Международные ассоциации

Сегодня национальные центры повышения производительности труда почти в каждой стране мира. Национальные центры объединяют две крупнейшие международные ассоциации – европейская и азиатская.

Европейская ассоциация повышения производительности труда

Европейская ассоциация повышения производительности труда была основа в 1966 году, в качестве преемника ранее существовавшего Европейского агентства продуктивности.

Целью ассоциации является содействие обмену опытом и информацией, а также организация совместных проектов среди своих участников.

Членами ассоциации являются национальные центры производительности труда или институты производительности труда.

Направления деятельности

  • Развитие социального партнёрства. Подготовка проектов коллективных договоров от федерального и регионального уровней до уровней отдельных предприятий и трудовых коллективов.
  • Содействие занятости населения путём повышения производительности труда предприятий малого и среднего бизнеса: низкая производительность труда приводит к низкой занятости населения, так как из-за конкуренции исчезают рабочие места.
  • Улучшение физических условий труда на рабочих местах. Поддержка новых форм занятости – работы неполной продолжительности рабочего времени, удалённой работы, мобильной работы.
  • Обеспечение охраны труда и здоровья работников.
  • Содействие экономическому развитию стран Европейского союза. Помощь предприятиям в снижении негативных последствий структурных изменений Европейской экономики.
  • Предотвращение недобросовестной конкуренции. Обеспечение равных конкурентных условий для компаний из различных стран и регионов Европы, а также между отдельными предприятиями.
  • Развитие профессиональных навыков и квалификации работников в целях повышения производительности их труда.
  • Защита окружающей среды («Зеленая» производительность).

Азиатская ассоциация повышения производительности труда

Азиатская ассоциация повышения производительности труда была основа в 1961 году как правительственная некоммерческая организация. Миссия организации – содействовать устойчивому социально-экономическому развитию Азии и стран Тихоокеанского региона. Задачи ассоциации:

  • Проведение исследований передовых методов производительности труда под задачи участников ассоциации.
  • Создание альянсов участников ассоциации и межрегиональных сообществ.
  • Исследование политик развития и экономики участвующих стран и помощь в разработке стратегических изменений в части повышения производительности труда.
  • Повышение компетенций национальных центров производительности по популяризации производительного труда, обучению и консалтингу общественного сектора и частных организации.
  • Обмен опытом и информацией по вопросам повышения производительности труда между участниками.

Направления деятельности

  • Реализация различных проектов развития национальных центров продуктивности и оказываемых ими услуг, поддержки инициатив НЦП.
  • Проведение обучения в сети Интернет в различных форматах: вебинары, видеоконференции, дистанционные курсы.
  • Исследование производительности труда в различных странах, регионах и отдельных компаниях.
  • Реализация программы «Зелёная производительность», направленной на сохранение окружающей среды при модернизации производства и внедрении инновационных технологий.
  • Анализ и распространение лучших практик национальных центров производительности труда.

Российская история центров повышения производительности труда

Первый российский (ещё советский) центр повышения производительности действовал с 1927 по 1937 годы в виде акционерного общества – треста «Установка» при Центральном институте труда. Цель «Установки» была выступать посредником между Институтом и предприятиями при подготовке рабочей силы и внедрении передовых методов организации труда.

Инструкторы «Установки» работали во многих регионах СССР, создавая тысячи бюро, секций и лабораторий научной организации труда, – первичных ячеек массового рационализаторского движения. Работа центра была прекращена в конце роковых 30-х годов, вместе с расформированием Института и расстрелом его руководителя А.К.

Гастева за антисоветскую деятельность.

В 1990-х годах при Минтруда РФ действовал Всероссийский центр охраны и производительности труда, однако, в 1996 г. он был переименован во «Всероссийский центр охраны труда» с соответственным изменением направлений деятельности. Региональные подразделения центра существуют по сегодняшний день, занимаясь обучением охране труда и различным рабочим специальностям.

Сегодня существует ряд общественных инициатив по созданию национальных центров производительности труда в России. Компания «Формула труда» поддерживает эти инициативы и по мере возможностей участвует в их продвижении.

Источник: http://www.formula-truda.ru/blog/povyshenie-proizvoditelnosti-truda.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.