Как выявить хозяйственно-финансовые нарушения

Содержание

Ответственность за финансовые нарушения

Как выявить хозяйственно-финансовые нарушения

Если проверяющие выявят финансовые нарушения, то учреждение привлекут к ответственности. В определенных случаях наказание предусмотрено и для должностных лиц.

Контролирующие органы

Статьей 266 Бюджетного кодекса РФ определено, что финансовый контроль деятельности учреждений осуществляют:

  • Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
  • Федеральное казначейство;
  • финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и (или) уполномоченные ими органы;
  • главные распорядители;
  • распорядители бюджетных средств.

При этом формы и порядок финансового контроля устанавливаются Бюджетным кодексом РФ, иными актами бюджетного законодательства и нормативными правовыми актами РФ и ее субъектов, а также муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы финансового контроля, созданные федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местной администрацией, ведут предварительный, текущий и последующий контроль исполнения соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ.

За нарушения накажут

Рассмотрим, какая ответственность предусмотрена при выявлении контролирующими органами финансовых нарушений в результате проведенных ревизий и проверок.

1.

Нарушение порядка работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций, которое выражается в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании или неполном оприходовании в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а также при накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, наказывается по статье 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Размер административного штрафа составляет:

  • для должностных лиц – от 4000 до 5000 руб.;
  • для юридических лиц – от 40 000 до 50 000 руб.

2. Если при проверке будут найдены грубые нарушения правил ведения бухгалтерского учета или представления бухгалтерской отчетности, то должностное лицо учреждения будет оштрафовано на сумму в размере от 2000 до 3000 руб. Такой порядок указан в статье 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Под грубым нарушением правил ведения бухучета и представления бухгалтерской отчетности понимается искажение сумм начисленных налогов и сборов, а также любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов

3.

В результате ревизии или проверки может быть выявлено использование бюджетных средств получателем на цели, не соответствующие условиям их получения, которые определены утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств. Если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, то статьей 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрен штраф:

  • для должностных лиц – от 4000 до 5000 руб.;
  • для юридических лиц – от 40 000 до 50 000 руб.

Такая же ответственность предусмотрена, если выявлено использование средств государственных внебюджетных фондов получателем на цели, не соответствующие бюджетам указанных фондов, и условиям, определенным законодательством, которое регулирует их деятельность.

4. При нарушении срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе, должностное лицо заплатит штраф в размере от 4000 до 5000 руб., а вот с юридического лица взыщут сумму от 40 000 до 100 000 руб. Это установлено статьей 15.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

А за неперечисление получателем в установленный срок платы за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе, штраф составит для должностного лица от 4000 до 5000 руб., учреждение оштрафуют на сумму от 40 000 до 50 000 руб. (ст. 15.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Определение ответственных лиц

Учреждения нередко оспаривают в суде выводы проверяющих, при этом необходимо знать следующее. Для решения возникающих в судебной практике вопросов и в целях обеспечения единообразных подходов к разрешению споров арбитражным судам были даны определенные разъяснения.

Разъяснения приведены в постановлении Пленума Верховного cуда РФ от 24 октября 2006 г. № 18

Так, уточнено, что решая вопрос о привлечении должностного лица учреждения к административной ответственности по статье 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, арбитражные суды должны руководствоваться положениями пункта 1 статьи 6 и пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 129-ФЗ).

В соответствии с ними руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) – за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

При квалификации действий лица по статье 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях принимается во внимание пункт 4 статьи 7 Закона № 129-ФЗ.

Согласно данному пункту, в случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по ведению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

Если бухгалтерский учет в учреждении ведется на основании гражданско-правового договора третьими лицами, которые в свою очередь не представляли сведения, необходимые для налогового контроля (представляли их с нарушением установленного законодательством срока или грубо нарушали правила ведения бухучета и представления отчетности), то это не освобождает руководителя от административной ответственности.

Данный вывод был сделан на основании норм статей 6 и 18 Закона № 129-ФЗ, в которых указано, что именно руководитель несет ответственность за организацию бухгалтерского учета.

Дисциплинарные взыскания

При выявлении нарушений действующего законодательства к виновным в их совершении лицам могут быть применены различные меры дисциплинарной ответственности.

К ответственности привлекаются руководитель, а также должностные лица, ответственные за участок, на котором были допущены нарушения.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей к руководителю и должностным лицам проверяемого учреждения могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания (ст. 192 Трудового кодекса РФ):

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по соответствующим основаниям.

Если же виновное лицо является государственным гражданским служащим, то к нему могут быть применены:

  • замечание;
  • выговор;
  • предупреждение о неполном должностном соответствии;
  • освобождение от замещаемой должности гражданской службы;
  • увольнение с гражданской службы по соответствующим основаниям.

Список дисциплинарных взысканий для гражданских служащих приведен в статье 57 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Срок привлечения к дисциплинарной ответственности по результатам проверки или ревизии финансово-хозяйственной деятельности не может превышать двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка (ст. 193 Трудового кодекса РФ, ч. 5 ст. 58 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ). В указанный срок не включается время производства по уголовному делу.

Важно запомнить

За выявленные в результате проведенных ревизий финансовые нарушения ответственность налагается на основании Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Источник: https://www.budgetnik.ru/art/3238-otvetstvennost-za-finansovye-narusheniya

75. Финансовое правонарушения: понятие и виды

Как выявить хозяйственно-финансовые нарушения

Финансовоеправонарушение —общественно вредное, противоправное,виновное деяние, в форме действия илибездействия, дееспособного субъектафинансового права, влекущее ответственность,установленную финансовым законодательством.

Выделяютчетыревида правонарушенийв финансовой деятельности бюджетные,налоговые, кредитно-денежные и валютные.

Бюджетноеправонарушение— это общественно опасное противоправносовершенное деяние, запрещенное бюджетнымзаконодательством РФ под угрозойприменения к правонарушителю мерпринуждения.

Налоговымправонарушениемпризнается виновно совершенноепротивоправное (в нарушение законодательствао налогах и сборах) деяние (действие илибездействие) налогоплательщика,налогового агента и иных лиц, за котороезаконодательством установленаответственность.

Ответственностьза совершение налоговых правонарушенийнесут организации и физические лица.Физическое лицо может быть привлеченок налоговой ответственности сшестнадцатилетнего возраста.

Виновнымв совершении налогового правонарушенияпризнается лицо, совершившее противоправноедеяние умышленно или по неосторожности.

Налоговоеправонарушение признается совершеннымумышленно, если лицо, его совершившее,осознавало противоправный характерсвоих действий (бездействия), желалолибо сознательно допускало наступлениевредных последствий таких действий(бездействия).

Налоговоеправонарушение признается совершеннымпо неосторожности, если лицо, егосовершившее, не осознавало противоправногохарактера своих действий (бездействия)либо вредного характера последствий,возникших вследствие этих действий(бездействия), хотя должно было и моглоэто осознавать.

Налоговыеорганы могут обратиться в суд с искомо взыскании налоговой санкции не позднеешести месяцев со дня обнаруженияналогового правонарушения и составлениясоответствующего акта (срок давностивзыскания санкции).

Вслучае отказа в возбуждении илипрекращения уголовного дела, но приналичии налогового правонарушения срокподачи искового заявления исчисляетсясо дня получения налоговым органомпостановления об отказе в возбужденииили о прекращении уголовного дела.

Точногоопределения валютного правонарушениянет, но проанализировав определениядругих правонарушений в различныхотраслях права можно определить, чтовалютноеправонарушение–это противоправное, общественно опасное,виновное действие (бездействие),совершенное резидентом либо нерезидентом,за которое валютным законодательствомРФ предусмотрена уголовная илиадминистративная ответственность подугрозой наказания.

77.Правовое регулирование страховой деятельности

Всеобщественные отношения в сфере страхованияможно разделить на две группы, различающиесякак по составу участников, так и по видувозникающих между ними отношений, атакже по способам их правовогорегулирования:

1)общественные отношения, возникающиемежду страховщиками и страхователями(выгодоприобретателями), в том числе сиспользованием страховых посредников,по поводу создания и использованиястраховых фондов, регулируемых методомравенства участников;

2)общественные отношения по поводунадлежащего функционирования страховогофонда и обеспечения его целевогоназначения между органом государственногострахового надзора, а также инымигосударственными органами и страховщикамив ходе государственного контроля застраховой деятельностью, регулируемыепутем властных предписаний государственныхорганов*1.

Соответственнотакому разграничению общественныхотношений в области страхованияформируется и законодательство в этойсфере, а именно:

а)государственное регулирование страховойдеятельности (требования к субъектам,положения о лицензировании, формированиистраховых резервов, надзор) – сформулированов Федеральном законе “О страховании”от 27.11.92 г. N 4015-1 (с последующими изменениямии дополнениями) и в ряде других источниковправа в области государственногорегулирования страховой деятельности;

б)частно-правовое регулирование(регулирование договора страхования,отношений между страховщиком истрахователем (выгодоприобретателем)и т.п. – сформулировано в Гражданскомкодексе РФ, а также в некоторых иныхисточниках гражданского права (например,Кодекс торгового мореплавания).

Вцелом комплекс различных нормативно-правовыхактов, регулирующих страховую деятельность,включает в себя следующие составляющие:

-законы;

-указы Президента РФ;

-постановления Правительства РФ;

-подзаконные акты и ведомственныенормативные документы федеральныхорганов исполнительной власти, в томчисле указания и рекомендации Федеральногооргана регулирования и надзора застраховой деятельностью;

-локальные акты (внутрифирменные приказы,распоряжения и т.п.), действующие впределах деятельности конкретногостраховщика.

Источник: https://StudFiles.net/preview/6223932/page:53/

Как выявить причины ухудшения финансового состояния компании

Как выявить хозяйственно-финансовые нарушения

Чтобы разобраться, из-за чего ухудшилось финансовое положение компании, необходимо последовательно выполнить следующие действия:

Что считать периодами существенного ухудшения финансового состояния компании

Период существенного ухудшения финансового состояния компании – отрезок времени, на котором наблюдается отрицательная динамика нескольких коэффициентов платежеспособности одновременно. О том, как выявить эти периоды по данным бухгалтерской отчетности за последние два-три года, см. Как провести экспресс-оценку вероятности банкротства.

Как определить структурные изменения в финансовой отчетности в периоды существенного ухудшения

Разобраться с реальными причинами ухудшения финансового состояния поможет структурный анализ баланса компании и среднемесячной выручки (подробнее о том, как определить величину среднемесячной выручки, см. Как провести экспресс-оценку вероятности банкротства).

Понадобится изучить, как менялись статьи баланса (из тех, что влияют на показатели платежеспособности) и среднемесячная выручка компании в периоды ухудшения в сравнении с предыдущими для них периодами. Удобнее это делать с помощью сводных таблиц финансовой отчетности (см. таблицу 1. Аналитический баланс предприятия «А» и таблицу 2.

Изменение уровня среднемесячной выручки предприятия «А») за весь анализируемый период.

В ходе анализа важно обратить особое внимание на статьи баланса, сокращение или рост которых напрямую отражается на платежеспособности (см. Пример составления сводных аналитических таблиц). В частности, статьи активов: нематериальные активы (стр. 1110 баланса), основные средства (стр.

1150), доходные вложения в материальные ценности (стр. 1160), долгосрочные (стр. 1170) и краткосрочные финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов, стр. 1240), прочие внеоборотные активы (стр. 1190) и прочие оборотные активы (стр. 1260), дебиторская задолженность (стр.

1230), денежные средства и их эквиваленты (стр. 1250). Среди пассивов: собственные акции, выкупленные у акционеров (стр. 1320), нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) (стр. 1370), долгосрочные (стр. 1410) и краткосрочные (стр. 1510) заемные средства, прочие долгосрочные обязательства (стр.

1450), кредиторская задолженность (стр. 1520), прочие краткосрочные обязательства (стр. 1550).

При этом не стоит упускать из виду изменение балансовых показателей, способных косвенно повлиять на платежеспособность. Например, увеличение запасов может привести к значительным структурным изменениям в активах (снижению доли денежных средств, дебиторской задолженности и прочих статей), а резкое сокращение – наоборот.

Елена Сережкина , генеральный директор ООО «АРСЭ Консалтинг»

Специалисты предприятия «А» для анализа финансовой отчетности за последние два с половиной года подготовили сводный аналитический баланс по периодам (кварталам) существенного ухудшения (см. таблицу 1. Аналитический баланс предприятия «А»). Также была составлена таблица изменений среднемесячной выручки (см. таблицу 2.

Изменение уровня среднемесячной выручки предприятия «А») за эти же периоды. В этих таблицах отражены изменения показателей относительно предыдущих кварталов, в абсолютном и относительном выражении. Так, в первом периоде существенного ухудшения (на 01.07.

2015) по сравнению с предшествующим кварталом были отмечены следующие существенные изменения (как в процентах, так и в рублях):

Одновременно среднемесячная выручка уменьшилась на 39 процентов (1097,2 тыс. руб.). По той же схеме были проанализированы все остальные периоды финансового ухудшения.

Предстоит разобраться c каждой из существенно выросших или сократившихся статей баланса – как именно и по какой причине произошел такой скачок (см.  Пример составления сводных аналитических таблиц). На этом этапе пока достаточно экспертных суждений.

Выводы сопровождаются данными по динамике среднемесячной выручки и оформляются в виде таблицы, по одной на каждый период ухудшения (см. таблицу 3. Информация о ключевых изменениях в финансовой отчетности). Эта таблица позволит предположить, какие именно решения руководства компании или бездействие последнего привели к негативным изменениям в отчетности.

А предположения, в свою очередь, позволят определиться со списком документов, необходимым для дальнейшего разбирательства.

Перечень документов, отражающих действия (бездействие) руководства, негативно сказавшиеся на платежеспособности компании, и подлежащих экспертной оценке, легко составить на основании ранее предположенных причин изменения финансовой отчетности (см. таблицу 3. Информация о ключевых изменениях в финансовой отчетности и их возможных причинах).

Как правило, к таким документам относятся:

  • аудиторские заключения;
  • расчетно-кассовые документы;
  • устав со всеми изменениями, действующими в рассматриваемый период;
  • учредительный договор;
  • протоколы органов управления;
  • заключения и отчеты ревизионной комиссии;
  • приказы генерального директора;
  • договоры купли-продажи имущества предприятия (по крупным сделкам);
  • свидетельства о праве собственности на имущество, технические паспорта на транспортные средства;
  • договоры по текущей деятельности (по крупным сделкам);
  • документы, подтверждающие займы, кредиты и прочее;
  • перечень дебиторской и кредиторской задолженности (за исключением тех, где долг менее 5% от общей суммы задолженности);
  • справки о задолженности перед бюджетом;
  • отчеты по оценке бизнеса, имущества предприятия;
  • сведения об аффилированных лицах предприятия;
  • материалы судебных процессов и налоговых проверок;
  • иные учетные документы, нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность предприятия.

Елена Сережкина , генеральный директор ООО «АРСЭ Консалтинг»

Чтобы выявить истинные причины изменения основных показателей в финансовой отчетности компании «А» (см. Пример предварительного поиска причин негативных изменений в финансовой отчетности), проверяющие запросили определенный пакет документов по каждому из периодов финансового ухудшения.

Так, для II квартала 2015 года были выбраны аудиторское заключение, расчетно-кассовые документы, устав со всеми изменениями, действующими в рассматриваемый период, протоколы органов управления, приказы генерального директора, договоры купли-продажи имущества предприятия по крупным сделкам, свидетельства о праве собственности на имущество, технические паспорта на дорогостоящие транспортные средства, договоры по текущей деятельности (по крупным сделкам), документы, подтверждающие займы и кредиты, перечень дебиторской и кредиторской задолженности в разрезе контрагентов, договоры аренды недвижимого имущества, справки о задолженности перед бюджетом, а также сведения об аффилированных лицах предприятия.

В зависимости от ситуации для анализа могут быть привлечены документы не только за период ухудшения, но и за предыдущий. К примеру, если нужно оценить правомерность сделки, в частности покупки основного средства, приобретенного в кредит на торгах, из-за чего процедура затянулась на несколько месяцев.

Как оценить действия руководства в периоды существенного ухудшения платежеспособности

Анализ документов, характеризующих периоды ухудшения финансового состояния компании, и оценка действий (бездействия) ее руководства, приходящихся на это время, – заключительный и самый ответственный из этапов выявления причин падения платежеспособности. Его результаты оформляются в виде заключения (аналитической записки) произвольной формы. В этом заключении необходимо указать документы, служащие:

Итоговую часть заключения лучше оформить в виде таблицы, обобщающей характеристики всех периодов ухудшения (см. Пример выявления причин ухудшения финансового состояния компании).

Причем структурировать ее удобнее по времени руководства компанией тем или иным лицом.

Такая таблица представит в краткой форме всю информацию о причинах падения платежеспособности компании и соответствующих им действиях (бездействия) генеральных директоров.

Елена Сережкина , генеральный директор ООО «АРСЭ Консалтинг»

Специалисты компании «А» изучили всю документацию, которая была собрана в соответствии с утвержденным перечнем по каждому периоду ухудшения (см. Пример формирования перечня документов для анализа причин ухудшения платежеспособности компании).

По итогам анализа подготовлена аналитическая записка, в которой отражены все изменения финансовой отчетности (см.

Пример предварительного поиска причин негативных изменений в финансовой отчетности) с указанием документов, подтверждающих эти изменения, а также отражающих факт нарушений ведения финансово-хозяйственной деятельности.

К аналитической записке приложена итоговая таблица, в которой перечислены периоды ухудшения показателей платежеспособности, их причины и ответственные лица (см. таблицу 4. Анализ действий руководства предприятия «А» в периоды существенного ухудшения платежеспособности).

Такое заключение позволяет определить реальные причины снижения уровня платежеспособности компании, объективно оценить качество управления компанией, разобраться, какие именно действия спровоцировали ухудшение финансового состояния компании – напрямую или косвенно, умышленно или в результате халатного отношения. Эта информация поможет выявить виновных лиц и оценить возможность выхода из критической ситуации (например, путем опротестования сделок, реализации непрофильных активов, взыскания убытков с виновных лиц и т. д.).

Источник: https://fd.ru/recommend/2768-kak-vyyavit-prichiny-uhudsheniya-finansovogo-sostoyaniya-kompanii

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.