Камеральные и выездные налоговые проверки

Содержание

Виды налоговых проверок: камеральная и выездная

Камеральные и выездные налоговые проверки

Налоговые проверки проводятся с целью контроля, а также проверки налогоплательщика на соблюдение законодательства по выплате и расчётам налогов и сборов.

Основная задача проверок: обработать документы, а также бумаги связанные с получением прибыли и доходов.

Камеральная проверка

Проверка проводится на основании представленных документов, деклараций, по которым проводилось начисление налога. Камеральная проверка проходит в налоговом органе, без выезда на место.

Инспектор проводит проверку без дополнительных указаний и решения руководства.

Налоговые декларации будут подвержены камеральной проверке, вне зависимости от периодичности их предоставления.

Выездная проверка

Выездная проверка проводится на территории проверяемого предприятия. Налоговый инспектор оповещается о проведении выездной проверки решением руководителя налогового органа.

Проверка назначается на основании проведения камеральной проверки: при установлении недочётов, ошибок в исчислении налога, недоверии к предоставленной информации.

Если помещение для проверки не может быть представлено или налогоплательщик отсутствует, то проверка проводиться на территории налогового органа.

Проверка осуществляется только с указания руководителя налогового органа. Основной задачей является проверка начислений и их своевременные выплаты.

Основные аспекты расчета и перечисления налога на имущество организаций в бюджет установлены нормами налогового кодекса и регионального законодательства.

Прочитать о внебюджетных фондах можно здесь.

Основные сроки проведения проверки

Инспектор проводит камеральную проверку в течение трёх месяцев со дня получения декларации.

Выездная проверка должна быть проведена в течение двух месяцев. В отдельных случаях срок может быть продлён до четырёх и даже до шести месяцев.

Основания для продления срока:

  • Крупные предприятия.
  • Полученная информация от правоохранительных органов (нарушение налогообложения).
  • Форс-мажорные обстоятельства (во время проверки стихийные бедствия, пожар и т.д.).
  • Если предприятие имеет более четырёх филиалов (4 месяца), 10 и более подразделений (6 месяцев).
  • Иные обстоятельства (объём документов, количество подразделений, сложность технологического процесса).

Руководитель налогового органа вправе приостановить проверку, по причинам:

  • Необходимы дополнительные сведения, документы.
  • Ожидание информации от иностранных предприятий.
  • Необходимость проведения экспертиз.
  • Перевод на русский язык документации.

При запросе информации от иностранных организаций, срок может быть продлён ещё на три месяца.

По общим срокам выездная проверка не должна превышать двух месяцев. Отсчет срока проверки начинается с момента подписания решения до дня выдачи справки.

Порядок проведения налоговой проверки

При камеральной проверке, получив декларацию и документы, налоговый орган проводит первичную проверку, по итогам которой могут потребоваться дополнительные документы.

При несоответствии данных налоговый орган может запросить дополнительные сведения. Срок их сдачи и предоставления пять дней.

Налоговый орган вправе вызывать письменным уведомлением налогоплательщика, а также лиц, которые могли бы дать разъяснения об уплате налога. В случае отказа либо не предоставлении бумаг в течение 5 суток налоговый орган может изъять документы.

Налоговым органом может быть сделан расчет налога по аналогии других предприятий. Если будут выявлены ошибки в исчислении налогов, будет выдвинуто требование по выплате недостающей суммы.

Проверяемый период не может быть более трех лет предшествующих году вынесения постановления о проверке.

При использовании налоговых льгот могут потребоваться бумаги, подтверждающие права получения льгот.

При подаче декларации по НДС, если заявлено право на возмещение, могут потребоваться документы, подтверждающие данное право.

Выездная проверка проводится по специальным правилам. В целях получения сведений может быть проведена инвентаризация, для выявления имущества не заявленного в декларации, но подлежащего налогообложению.

Приказ о проведении ревизии дает начальник налоговой инспекции. Проверкой может быть затронут любой период времени работы.

При проверке инспектор может потребовать предоставить подлинники документов, а также их копии. Для этого составляется запрос, в нём указывается: наименование и вид документа. Срок предоставления 10 дней.

Если бумаги не могут быть представлены в установленный срок, то налогоплательщик письменно уведомляет, в течение следующего дня после получения запроса, проверяющий орган о невозможности (указываются причины) предоставления документов в установленный срок.

После получения уведомления, в течение двух дней налоговый руководитель выносит решение, об отказе либо продлении срока предоставления бумаг.

В последний день проверки налоговый инспектор должен вручить налогоплательщику справку о проведении проверки, если тот отказался принимать документ, справку отправляют заказным письмом.

Узнайте подробности как заполнить декларацию 3-НДФЛ — для декларации доходов и получения налоговых вычетов.

Все способы начисления амортизации здесь.

О капитальных вложениях можно прочитать по адресу: http://helpacc.ru/buhgalteria/aktivy/kapitalnye-vlozheniya.html.

Оформление результатов налоговой проверки

При выявлении ошибок или неточностей при камеральной проверке будет сформировано требование по предоставлению дополнительных документов в течение пяти дней.

В случае выявления нарушений в течение 10 дней, после завершения проверки, налоговым органом составляется акт.

По окончании проведения выездной проверки выдаётся справка, после получения которой в течение двух месяцев должен быть составлен акт.

Акт должен быть вручен в течение 5 дней с момента составления налогоплательщику под расписку. В случае отказа от получения акта, его пересылают по почте. Датой получения заказного письма будет считаться 6-ой день с момента отправки письма.

Возражения принимаются в течение 15 дней после вручения акта. В течение десяти дней начальник налогового органа должен рассмотреть дело и вынести решение. Решение можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе либо в суде.

Источник: http://HelpAcc.ru/nalogi/nproch/nalogovye-proverki.html

Камеральные и выездные налоговые проверки: сравнение

Камеральные и выездные налоговые проверки

О камеральных проверках так же советуем почитать другую статью «Ст. 88. Камеральная налоговая проверка«

До публикации настоящей статьи мы решили обратиться с вопросом к нашему эксперту — налоговому адвокату Тылику Павлу о том, как сегодня работают правила о проведении камеральных проверках.

Вот что он нам рассказал:

«Если очень кратко, то сегодня камеральная проверка стала быть похожей по способу проведения и результативности на выездную налоговую проверку.

Но у этой проверки есть огромное преимущество перед ВНП — срок проведения камеральной проверки является организационным и сама по себе просрочка срока проведения камералки не влечет ее недействительности.

Так суды, отмечая выход камеральной проверки за пределы установленных сроков , отмечают, что сроки установленные законом являются организационными и никак не нарушают прав проверяемого налогоплательщика».

Основное отличие камеральной проверки от выездной состоит в том, что контролирующий орган на объекте на присутствует, все мероприятия осуществляются «в офисе», на основании заполненных налоговых деклараций либо других нормативных документов налогоплательщика. Уже по одному названию понятно, что выездная проверка проводится непосредственно на предприятиях или коммерческих структурах.

Виды налоговых проверок: камеральная и выездная

Проведение камеральной проверки регламентирует 88-ая статья Налогового кодекса РФ. Заглянем в документ. В законодательстве четко указано, что каждый налогоплательщик обязан формировать отчетность перед ФНС.

Конечно, это зависит от видов бизнеса и применяемого налогового режима, но, так или иначе, есть норма: все сведения нужно своевременно представить на суд налоговым инспекторам.

Поступившие в отдел ФНС документы как раз и направляются в подразделение, которое занимается камеральными проверками.

При этом время налогового инспектора на изучение отчетности ограничено: у него есть всего три месяца. Камеральную проверку могут продлить, если у организации есть явные нарушения.

Если для камеральной проверки не требуется какого-то особого основания, она проводится «по умолчанию», то решение о выездной проверке принимает руководитель налогового органа или его заместитель. Предметом проверки в этом случае будут своевременность уплаты налогов.

Порядок проведения камеральных и выездных налоговых проверок

Итак, налоговая декларация успешно подготовлена и уже поступила в ИФНС. С этого момента и начинается «камералка». Эта проверка – форма текущего контроля.

Камеральная проверка в большинстве случаев проводится непосредственно в налоговом органе.

Основная задача инспектора – определить корректность применения льгот по налогам и сборам, а также правильно ли соблюдается налоговое законодательство.

На начальном этапе проверяется заполнение налоговой декларации или другой формы расчета, налоговики сравнивают показатели с несколькими данными:

  • Предыдущими декларациями;
  • Данными бухгалтерской отчетности;
  • Расчетами по другим налогам;
  • Документами, которыми обладает налоговая инспекция

Уведомление о начале камеральной проверки налогоплательщик не получает, а все необходимые документы он обязан предоставить в ИФНС по месту учета (то есть по месту нахождения юрлица, либо месту нахождения недвижимости, принадлежащей налогоплательщику).

Важная составляющая камеральной проверки – изучение так называемых контрольных соотношений показателей налоговой отчетности. Эти маркеры помогают понять насколько вообще корректно (и достоверно) заполнена декларация. Если в ходе проверки инспектор обнаружил ошибки, то он налогоплательщика обязательно потребуют пояснения или вообще заставят внести коррективы в декаларацию.

На это у него есть всего пять дней.

Пояснения к налоговой декларации субъект проверки может представить самостоятельно, либо направить по e-mail, но в этом случае непременно нужна будет электронная подпись.

Мы уже говорили о том, что на проведение камеральной проверки у налогового органа есть всего три месяца. В пределах этого срока инспекторы имеют полное право затребовать дополнительные документы, если речь идет о расхождении в декларации.

Если никаких нарушений не нашли, то камеральная проверка завершается «на автомате», никакого акта не составляется.

Нужно насторожиться, когда налоговый инспектор потребовал какие-либо документы уже после окончания проверки: его действия явно незаконны.

Важно помнить, что у ФНС есть и другие инстументы при проведении камеральной проверки. Инспекторы могут назначить экспертизу, допросить свидетелей или узких специалистов, с согласия налогоплательщика – осмотреть помещение.

В любом случае, если налоговиков в декларации что-либо не устроило, плательщик получит на руки специальный акт о проведении камеральной проверки, как правило, в течение десяти рабочих дней с момента ее завершения. У предпринимателя есть месяц, чтобы подготовить возражение на действия сотрудников ИФНС.

Камеральную проверку, несмотря на кажущуюся «простоту», недооценивать не стоит, поскольку по ее результатам налоговый орган может решиться на проведение выездной проверки, пожалуй, – наиболее эффективной формы налогового контроля.

В этом случае инспекторы более тщательно изучают финансовые документы и отчетность налогоплательщика, поскольку проводится она на территории предприятия. У многих предпринимателей визит сотрудника ИФНС может вызвать несказанное удивление. Тем не менее, все вполне законно: предупреждать заранее о проверке налоговики вовсе не обязаны.

А вот предъявить свои служебные удостоверения должны, и если в решении начальника инспекции указаны фамилии одних сотрудников, а проверять почему-то пришли другие, то это будет грубейшим нарушением должностных инструкций. В законности такой проверки можно сомневаться. Что обычно интересует налоговиков? Понять это помогут основные отличия выездной проверки от камеральной.

Сравнение выездных и камеральных налоговых проверок: 10 основных отличий

Главное отличие мы уже назвали: выездная проверка проводится непосредственно на территории предприятия, камеральная – в самом налоговом органе.

https://www.youtube.com/watch?v=MSObqRrKc00

Обе эти проверки отличаются друг от друга еще и тем, что испектор приступает к камеральной проверке с момента сдачи документа в ИФНС, выездная проверка начинается после того, как принято соответствующее решение руководства налоговой.

Отличие касается и сроков проведения проверки: когда речь идет о выездной проверке, то на все про все у инспектора есть 60 дней, но при необходимости ее могут продлить, в исключительных случаях – до полугода.

Выездную проверку могут остановить, если должностному лицу понадобились дополнительные документы и материалы, причем если информацию нужно получить от государственных органов другой страны, то пауза в проведении проверки может продлиться 8 месяцев.

По общему правилу, максимальная продолжительность выездной проверки составляет 15 месяцев.

Еще одно отличие – решение о проведении проверки. Зачастую визит инспекторов может быть связан с ликвидацией предприятия, либо после того, как камеральная проверка вскрыла серьезные нарушения. Во время выездной проверки ФНС получает возможность более полно ознакомиться с деятельностью компании, изучить ее реальные условия работы, чего никак нельзя добиться при проверке камеральной.

Ведь не секрет, что в уставных документах коммерческой организации может быть заявлена одна сфера деятельности, а заниматься компания может совсем другим.

В этом случае выездная проверка связана с борьбой с теневым бизнесом.

По закону налоговые инспекторы во время выездной проверки имеют право осмотреть любые помещения, которые налогоплательщик использует для ведения бизнеса: торговые и производственные площади, склады и базы.

Это необходимо для проверки соответствия данных, указанных в документах, фактическим данным.

Основная цель любой проверки как камеральной, так и выездной – оценить правильность начисления налогов и сборов. Но разница касается предмета проверок: камеральная проверка выясняет насколько корректно исчисляется налог по одному периоду. При выездной проверке может проверяться правильность исчисления налогов за трехлетний период.

Надо помнить, что более одного раза проводить проверку за тот же период нельзя, повторная проверка допускается в одном случае: когда изучается вариант уменьшения налога к уплате.

Не менее важный момент: для проведения камеральной проверки налоговикам не нужно особого указания руководства, поскольку эта проверка проводится «по умолчанию».

Результат проведения налоговой проверки оформляется особым актом, но только по итогам камеральной проверки он не составляется вообще, если предприятие «чисто», то есть инспекторы не нашли никаких нарушений законодательства о налогах и сборах.

Во время выездной проверки, даже если у налоговиков не было никаких вопросов, обязательно составляется акт.

Кстати, о полномочиях сотрудников ФНС. Во время камеральной проверки они могут потребовать от налогопательщика только пояснительную записку, либо документы о праве на налоговые льготы.

Выездная проверка как раз и отличается тем, что налоговики получают доступ в помещения юрлица, где знакомятся с документацией напрямую, могут поинтересоваться инвентарной описью имущества, а если есть постановление руководителя инспекции – произвести выемку документов.

Особенности проверок обособленных подразделений юридических лиц

Компании, располагающие обширной сетью филиалов, должны быть готовы к тому, что выездная проверка может затянуться.

Под «обособленным подразделением» обычно понимают отдельную территориальную структуру организации.

Проверка этого подразделения проводится либо в рамках общей проверки, либо как отдельная «сфера интересов» налоговиков, причем объектом такой проверки может быть только филиал или представительство.

Проводить больше двух проверок по одному налогу сотрудникам ФНС нельзя. Надо помнить, что обособленные подразделения не могут быть самостоятельными налогоплательщиками, поэтому за нарушение законодательства будет отвечать только головная организация.

Встречные проверки налоговых органов

Встречная проверка – еще один инструмент в арсенале налогового инспектора. Проводится она в том случае, если после камеральной проверки возникла необходимость проверить не только деятельность налогоплательщика, но и, например, его контрагентов. ФНС имее также полной право изучить конкретную сделку, если есть малейшее подозрения на нарушение закона.

Причем информацию и необходимые документы обяжут предоставить любого, кто этими сведениями обладает. Так, если изучается сделка о поставке товара, то документы могут потребовать у перевозчика.

Если организация откажется предоставить в инспекцию такие требования, то ее просто оштрафуют.

Интерес для ФНС во время встречной проверки может представлять:

  • Фактическое существование контрагента;
  • Осуществление операций, которые отражены в документах налогоплательщика;
  • Операции между основной организацией и контрагентом.

Если встречная проверка покажет, что в данных налогоплательщика и контрагента есть существенные расхождения, то далее будет приниматься решение: повлияло ли это на корректность формирования налоговой базы.

Наглядно: отличия камеральной проверки от выездной

Мы рассмотрели основные особенности действующих в России проверок: выездных и камеральных. Их отличия поможет запомнить эта таблица.

КритерийВыездная налоговая проверкаКамеральная налоговая проверка
Место проведения проверкиПроверка проводится на территории налогоплательщика, как по юридическому, так и по фактическому адресуФНС проводит проверку по месту нахождения налогового органа
Сроки проведения проверкиСрок проведения выездной проверки налоговым органом не может превышать двух месяцевПроводится в течение двух месяцев со дня представления в ИФНС налоговой декларации
Предмет проверкиКорректность исчисления и своевременность уплаты налоговОшибки в  декларации или несоответствие сведений в форме отчетности
Основание проверкиРешение о проверке принимает руководитель налогового органаПроводится «по умолчанию», поскольку в инспекцию поступили документы от налогоплательщика
Результат проверкиСправка о проведении проверки, акт налоговой проверкиАкт проверки составляется только в том случае, если  вскрыты нарушения

Соблюдать налоговое законодательство – обязанность не только юридического лица, но и каждого гражданина Российской Федерации. Если помнить это простое правило – никакие проверки будут не страшны.

Источник: https://nalog-blog.ru/kameralnaya/kameralnye-i-vyezdnye-nalogovye-proverki-sravnenie/

Отличие выездной от камеральной налоговой проверки

Камеральные и выездные налоговые проверки

Выездная и камеральная налоговая проверки являются одной из форм налогового контроля. Каждая из налоговых проверок имеет свои особенности и правила проведения.

Несмотря на общую цель выездной и камеральной налоговых проверок – правильность исчисления и уплаты налогов (и, соответственно, возможность взыскания штрафов за их неисполнение), имеются существенные различия между ними.

НАЛОГОВЫЕ СПОРЫ ПО НДС

Предмет проверок

Предмет для проведения

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Что проверяется

Правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (с учетом ограничения периода до 3 календарных лет до года, в котором проводится налоговая проверка).

А в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация (п.4 ст.89 НК РФ).

Декларации (расчеты) и документы, представленные налогоплательщиком в налоговые органы (п.1 ст.88 НК РФ).

КОГДА К ВАМ МОЖЕТ ПРИЙТИ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА?

Основание для проведения проверок

Камеральная проверка проводится на основании представленных налогоплательщиком деклараций (налоговых расчетов), а выездная налоговая – на основании документов, запрашиваемых налоговыми органами (регистры бухгалтерского и налогового учета, первичные учетные документы и пр.).

Основание для проведения

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Причина проведения проверки

План выездных налоговых проверок. Критерии и порядок отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок установлены Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок, установленной приказом ФНС РФ от 30.05.2007 г. №ММ-3-06/333.

Подача налоговой декларации (расчета) и иных документов.

Разрешения со стороны руководства инспекции

Проверка осуществляется только с указания руководителя (его заместителя) налогового органа (п.1 ст.89 НК РФ).

Проверка проводится без дополнительных разрешений и решения руководства налоговой инспекции (п.2 ст.88 НК РФ).

УТОЧНЕННАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ КАК ПОВОД ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПОВТОРНОЙ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ

Осмотр территории при проведении проверок

Выездная проверка, как правило, проводится с выездом налогового инспектора на территорию проверяемого налогоплательщика. И лишь в случае отсутствия у налогоплательщика возможности предоставить помещение для проведения проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа (п.1 ст.89 НК РФ).

Камеральная проверка в большинстве случаев проводится в налоговом органе

Однако с 1 января 2015 г. налоговым органам в рамках камеральной проверки законодательно разрешено проводить осмотры территории и помещений налогоплательщика в определенных случаях. Такими случаями являются:

  • представление налоговой декларации с предъявленной суммой НДС к возмещению;
  • выявление противоречий и несоответствий в представленной декларации по НДС, указанные в п.8.1 ст.88 НК РФ, которые свидетельствуют о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы НДС к возмещению.

Соответствующие изменения были внесены Федеральным законом от 28.06.2013 г. №134-ФЗ в п.1 ст.91 НК РФ и п.1, п.1 ст.92 НК РФ. И в настоящее время мы наблюдаем увеличение потока запросов от ИФНС в рамках камеральной проверки.

РАЗБЛОКИРОВКА СЧЕТА НАЛОГОВОЙ

Сроки проведения проверок

Выездная налоговая проверка отличается от камеральной проверки и по срокам проведения.

Сроки проверки

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Основной срок проверки

В общем случае проверка проводится в течение двух месяцев.

Проверка проводится в течение трех месяцев со дня получения налоговой декларации (расчета).

Дополнительный срок проверки

Срок может быть продлен до четырех или шести месяцев. Основаниями для продления срока являются следующие факторы (приложение №4 к приказу ФНС РФ от 08.05.2015 г. №ММВ-7-2/189@):

-полученная информация от правоохранительных органов (нарушение налогообложения);

-наличие более четырех филиалов (+4 месяца), 10 и более подразделений (+6 месяцев);

-большой объем документов, количество подразделений, сложность технологического процесса.

Не предусмотрен

Право приостановки проверки

Руководитель налогового органа вправе приостановить проверку по определенным причинам, указанным в п.9 ст.89 НК РФ (например, необходимость истребования документов у контрагентов, проведения экспертиз).

Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев.

Не предусмотрено

Порядок проведения проверок

Основаниями для истребования документов и пояснений с целью проведения камеральных налоговых проверок добавлены «убыточные» декларации (по всем налогам), а также уточненные налоговые декларации с уменьшенной суммой к уплате в бюджет (п.3 ст.88 НК РФ).

Налогоплательщик, подавая уточненную налоговую декларацию (налоговый расчет) на «минус», автоматически получает требование предоставить пояснения, обосновывающие размер и причину убытка.

При использовании налоговых льгот, налоговый орган вправе запросить документы, подтверждающие право на льготу.

Важно!

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, налогоплательщику выставляется требование представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (п.3 ст.88 НК РФ). Так, в отношении каждого налога, ФНС разработаны контрольные соотношения, позволяющие проверить взаимоувязку основных показателей (строк) декларации (налогового расчета).

БУХГАЛТЕРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Для выездной проверки установлены специальные правила. При проведении проверки могут быть запрошены подлинники документов. Срок представления документов – в течение 10 дней (20 дней – при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков) со дня получения соответствующего требования (п.3 ст.93 НК РФ).

УСЛУГИ АУДИТОРСКИЕ

Составление актов по результатам налоговых проверок

Результатом проведения налоговой проверки является составление налоговыми органами соответствующего акта. Однако и в этом случае есть существенные различия, как по срокам, так и по основаниям их составления.

Порядок и сроки составления акта о налоговой проверке

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Когда составляется акт

Акт составляется в том случае, если налоговая инспекция при выездной проверке не выявила никаких нарушений.

Акт не составляется по результатам камеральной проверки, в результате которой не было найдено нарушений законодательства о налогах и сборах.

Сроки составления акта

Акт составляется в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов, а по результатам выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков – в течение трех месяцев (п.8 ст.89 НК РФ).

Акт составляется в случае выявления нарушений налогового законодательства в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (или его уполномоченным представителем). 

Источник: https://rosco.su/press/otlichie_vyezdnoy_ot_kameralnoy_nalogovoy_proverki/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.