Камеральные проверки

Содержание

Камеральная проверка — что это такое?

Камеральные проверки

Налоговые проверки являются одним из самых эффективных инструментов контроля над процессом уплаты налогов и исполнением со стороны налогоплательщика других обязанностей, возложенных на него законодательством.

Что такое камеральная проверка налоговой?

Налоговая проверка представляет собой комплекс специальных приемов, которые применяются налоговым органом с целью установить достоверность и законность учета объектов налогообложения, порядка уплаты налогов, сборов в отчетах, документах, бухгалтерских балансах и т.д.

В ходе такой проверки изучаются финансово-хозяйственные операции физических лиц или организаций, которые связаны с начислением или уплатой налогов. Их классифицируют исходя из характера и целей проверки: в зависимости от материала, на основе которого проводят проверку, ее объема, степени охвата данных, включения в план.

Также в зависимости от места проверки и ее глубины она может быть выездной или камеральной. Последний вид предусматривает, что контроль проводится по месту нахождения налогового органа, базируясь на документах, предоставленных налогоплательщиком или его агентом, которые являются основанием для исчисления и уплаты налога.

При необходимости может потребоваться предоставление дополнительных сведений.

Цели и задачи

Основная цель камеральной проверки налоговой – контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах со стороны налоговых агентов, налогоплательщиков, плательщиков сборов.

Но она не может состояться, если подана специальная декларация согласно ФЗN 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Камеральную проверку проводят для выявления и предотвращения налоговых правонарушений, взыскания сумм неуплаченных и частично уплаченных налогов для привлечения виновных лиц к ответственности за совершение налоговых преступлений или подготовки материалов для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Когда проводится?

Камеральная проверка может проводиться как в отношении организации, так и относительно физического лица. Это одна из форм текущего налогового контроля, которая позволяет оперативно выявлять и реагировать на нарушения.

Ее инициируют уполномоченные должностные лица налоговой службы без специального разрешения и выезда к налогоплательщику, но строго в рамках своих служебных обязанностей. Основанием для камеральной проверки становится подача налоговой декларации в ИФНС.

Если налогоплательщик представляет дополнительные документы, прилагаемые к декларации, то срок исчисляют с даты их предоставления.

Порядок проведения камеральной налоговой проверки

Порядок проведения камеральной налоговой проверки четко установлен законодательством. На первом этапе сотрудники налоговой службы вносят в автоматизированную информационную систему «Налог» налоговые декларации или расчеты, предоставленные налогоплательщиком в бумажном формате или электронном виде.

При необходимости формируются протоколы ошибок, проводится сверка контрольных соотношений по предоставленной отчетности. Также проверяется правильность реквизитов, установленных нормативными правовыми актами, своевременность подачи документов, наличие исправлений, заполнение отчетности на иностранном языке.

На следующем этапе могут быть два варианта развития событий:

  1. Оснований для углубленной камеральной проверки не обнаружено;
  2. Причины для углубленной проверки есть:
    • наличие ошибок, противоречий, несоответствий декларации или другому налоговому документу;
    • заявлены льготы, сумма НДС к возмещению;
    • подана отчетность по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, и т.д.

На третьем этапе могут быть проведены мероприятия налогового контроля, например, истребование дополнительных документов и сведений у налогоплательщика или третьих лиц, назначение экспертизы, допрос свидетелей, выемка бумаг, осмотр помещений и т.д.

(или требование не позднее 5 рабочих дней предоставить пояснения и (или) подать уточненную декларацию).

В процессе проведения камеральной проверки используются информационные ресурсы разных уровней: ЕГРН, ЕГРЮЛ, справочник кредитных организаций, ЕГРИП, ФСС, сведения из Банка России, мониторинг банков, ПФР и т.д.

Важно знать! На нашем сайте открылся каталог франшиз! Перейти в каталог…

Затем оформляются результаты. Если нарушений налогового законодательства не обнаружено, то акт камеральной налоговой проверки не составляют и решение по итогам ее проведения не выносится.

В противном случае его оформляют в срок до 10 рабочих дней после ее проведения. Не позднее 5 рабочих дней со дня составления этого документа налогоплательщику должны вручить акт камеральной проверки.

Если он не будет согласен с его положениями, то в течение 15 рабочих дней необходимо оформить свои возражения.

В любом случае на следующем этапе состоится рассмотрение материалов. Этот процесс не может превышать 25 дней со дня получения акта (при необходимости оформляют продление срока – до 1 месяца). Затем посылают извещение о рассмотрении материалов камеральной проверки.

В процессе проведения руководитель инспекции оглашает материалы, проверяет явку приглашенных лиц, удостоверяется в полномочиях, разъясняет присутствующим их права и обязанности, после — проводится расследование материалов. Если налогоплательщик или лицо, участие которого необходимо, не явится, примут решение об отложении этой процедуры.

Когда в материалах окажется недостаточно сведений для принятия решения, одобрят привлечение эксперта, специалиста, свидетеля или проведение дополнительных мероприятий налогового контроля.

Также на этом этапе в инспекции имеют право выдать решение об отложении рассмотрения материалов или продлении этого срока и со временем запустить процедуру повторного рассмотрения. Только тогда будет принято итоговое решение по камеральной проверке.

Если сведений будет достаточно, комиссия может все равно назначить повторное рассмотрение или сразу вынести итоговое решение – о привлечении к ответственности или отказе в привлечении. Не позднее 5 дней после оформления результатов налогоплательщику должны вручить решение по итогам камеральной проверки.

Он соглашается с его положениями, в противном случае – имеет право обжаловать решение. В итоге прошение будет удовлетворено или оно все же вступит в силу, и придется уплатить указанную сумму налогов, пеней, штрафов, выполнить другие требования (ст. 45–48 НК РФ).

При желании и это решение можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе в апелляционном порядке или в суде.

Срок проведения камеральной налоговой проверки

Срок проведения камеральной налоговой проверки не может превышать 3 месяцев с даты, следующей за днем предоставления налоговой документации (если в конкретной ситуации законодательством не предусмотрены другие сроки). При отсутствии ошибок срок может быть и меньше. Мониторить процесс можно на сайте ФНС в «Личном кабинете».

Совет: налоговым кодексом не предусмотрена возможность официального продления срока камеральной проверки, и по окончании этого периода она автоматически считается оконченной, хотя выделенного времени далеко не всегда хватает для проведения полного комплекса контрольных мероприятий, особенно если они касаются проверки НДС к возмещению. Но согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда окончание ее срока не является препятствием для установления фактов неуплаты налогов и принятия мер по принудительному взысканию.

Последствия проведения камеральной проверки

Если во время камеральной проверки не были выявлены нарушения, инспектор подписывает декларацию и ставит дату, что означает окончание проверки. Акт составляют только в случае обнаружения проблем (в течение 10 дней).

Не позже 5 дней после его создания документ передают налогоплательщику. Опровергнуть результаты можно до истечения месяца со дня вручения.

Возражения обязаны изучить за 10 дней и принять решение – согласиться с предоставленными аргументами или утвердить меры наказания: штраф, привлечение к ответственности, отказ от последней меры.

Как оспорить результаты камеральной проверки?

Если налогоплательщик не согласен с результатами камеральной проверки, он может обжаловать их в вышестоящем налоговом органе или суде.

Истцу необходимо хорошо обосновать свою позицию, а при наличии факта затягивания сроков проверки – доказать нарушение своих прав, причинение убытков, причинно-следственную связь между незаконным действием и убытками, требовать их возмещения (ст. 35 НК РФ).

Сначала обжаловать решение нужно в самой налоговой инспекции, которая проводила проверку, и только затем обращаться выше. Оформить возражения разрешено в форме протокола, акта разногласий по акту камеральной налоговой проверки (специальной формы нет).

Если положительного результата не будет, а истец уверен в своей правоте, тогда стоит действовать дальше. Решение получится обжаловать в суде только после подачи соответствующего обращения в вышестоящий налоговый орган в течение месяца.

Но пока будут идти судебные разбирательства, выполнить уже утвержденное решение инспекции все же придется, исключение – предоставление банковской гарантии (ст. 138 НК).

Камеральная и выездная проверка — в чем разница?

Камеральные проверки являются одной из самых эффективных форм налогового контроля. Благодаря им увеличиваются суммы доначислений в бюджет, и, в отличие от выездных налоговых проверок, они занимают меньше времени, не такие трудоемкие, могут охватить практически каждого налогоплательщика. Но последние выявляют большее количество налоговых нарушений.

Выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика, если в декларации выявлены ошибки, несоответствия или он подозревается в нарушении порядка исчисления и уплаты налогов. Ее формальным основанием считают решение руководителя налогового органа, а инспекторы на месте проверяют правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

В отличие от камеральной проверки выездная может длится до 2 месяцев, начиная с даты вынесения решения (если проверяют не всю компанию, а филиал или представительство – до 30 дней).

В отдельных случаях выездную проверку продлевают до 3-6 месяцев: если проверяют крупных налогоплательщиков, тех, кто не предоставил вовремя необходимые бумаги, если на территории произошел форс-мажор, например, пожар, при выявлении дополнительных фактов о нарушениях.

Также по ее окончании кроме акта составляют справку, где указывают предмет проверки и сроки проведения.

Несмотря на общую цель, между камеральной и выездной проверками есть много отличий: предмет проверок, основания для проведения, необходимость получения разрешения со стороны руководства, осмотра территории при проведении проверки, составления акта (в случае выездной проверки акт составляется, если нарушения не обнаружены), сроки.

Сохраните статью в 2 клика:

Камеральная проверка – одна из самых эффективных форм проведения налогового контроля. Она менее затратная материально и позволяет охватить намного большее количество налогоплательщиков, чем выездная. При необходимости итоги ее проведения можно обжаловать в налоговой инспекции, вышестоящем налоговом органе или суде.

Источник: http://megaidei.ru/raznoe/kameralnaya-proverka-chto-eto-takoe

Камеральные проверки. XXI век начинается

Камеральные проверки

ЦОД — это завершающий штрих в работе, которую налоговая служба проводит на протяжении последнего десятилетия. Данные, поступающие от всех налогоплательщиков, теперь будут размещаться в едином дата-центре. Это позволит оперативно обрабатывать информацию и выявлять несоответствия и нарушения.

Налоговая СПЕЦинспекция

Специально для обработки всей поступающей в налоговые органы информации по НДС Приказом Минфина России от 17.07.

2014 № 61н в структуре налоговой службы создана Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по камеральному контролю.

Среди задач новой инспекции — проведение сравнительного и перекрестного анализа сведений об операциях, указанных в налоговых декларациях по НДС. А в них благодаря новой форме содержится много полезной для проверки информации.

Также инспекция уполномочена выявлять противоречия и несоответствия сведений об операциях, содержащихся в налоговых декларациях по НДС, проводить анализ этих противоречий и несоответствий и определять тех налогоплательщиков, у которых такие несоответствия свидетельствуют о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, либо о завышении суммы НДС, заявленной к возмещению. Наконец, инспекции поручено выявлять налогоплательщиков, злоупотребляющих правом на вычет НДС.

Проще говоря, ФНС создала в своих рядах аналитическое подразделение, которое будет мониторить данные по НДС, поступающие от всех налогоплательщиков, и сравнивать эти данные между собой. Таким образом будет отслеживаться вся цепочка добавленной стоимости от контрагента к контрагенту, начиная с производителя и заканчивая конечным потребителем.

Соответственно, по «нормальным» операциям НДС, уплаченный одним лицом в бюджет и принятый к вычету другим лицом, должен «схлопываться». А вот все «несхлопнувшиеся» операции попадут в разряд «подозрительных», и по ним инспекторы будут искать неуплату налога, незаконное возмещение или злоупотребление вычетами.

И тем, у кого такие факты обнаружатся (неважно, по злому умыслу или в результате того, что соответствующая информация не представлена контрагентом, либо представлена с ошибками, либо она просто не распознана инспекторами), будут направлены требования о предоставлении дополнительных документов. А некоторые — особо отличившиеся — смогут увидеть у себя на пороге налогового инспектора с постановлением о проведении осмотра. 

Какие еще данные используют налоговики при камеральных проверках

Согласно письму ФНС России от 16.07.

2013 № АС-4-2/12705 при проведении «камералки» инспекторы имеют возможность проверить и сверить данные из декларации с информацией из более чем полусотни государственных электронных баз данных: ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП, банковские счета, недействительные паспорта, транспорт, сведения о лицензиях, реестр ККТ, сведения о лицах, отказавшихся в суде от участия в организации, реестр дисквалифицированных руководителей, данные о среднесписочной численности, данные о налоговых вычетах физлиц и об их дохода и т п. Кроме того, налоговики имеют доступ практически ко всем коммерческим картотекам и базам данных о предприятиях: СПАРК, FIRA.PRO, «Коммерсантъ КАРТОТЕКА», Руслана, Контур.Фокус и пр.

Во время камеральной проверки инспекторы обязательно сверят декларацию с ранее представленными вами декларациями и расчетами.

Кроме того, данные из декларации «подтягиваются» и сверяются с документами, которые были ранее получены ИФНС в ходе выездных и камеральных налоговых проверок, в ходе проверок ККТ, полноты учета выручки, валютного контроля и иных мероприятий налогового контроля, а также с базой всех заявлений и сообщений, полученных от налогоплательщика и третьих лиц.

Наконец, ФНС России активно участвует в межведомственном взаимодействии и использует при камеральных проверках материалы, полученные от правоохранительных и иных органов, от внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с ведомственными соглашениями с ФНС России, региональными ведомственными соглашениями и т.д.

На осмотр становись!

С 1 января 2015 года существенно расширился перечень случаев, когда налоговики могут истребовать у налогоплательщика документы дополнительно к представленной декларации по НДС. Конечно, в первую очередь это связано с тем, что с 2015 года налоговая служба ввела механизм, позволяющий отслеживать всю «цепочку» прохождения НДС от производителя до конечного покупателя.

Так, изменен текст ст. 88 НК РФ, регулирующей порядок проведения камеральной проверки. Согласно обновленной редакции п. 8.1 названной статьи инспекция вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям, сведения о которых указаны в декларации по НДС.

Понятно, что цель истребования документов в этом случае — выяснить, кто же представил в налоговые органы неверные сведения. При этом право потребовать дополнительные документы появляется у инспектора только при выявлении расхождений, которые свидетельствуют о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы налога к возмещению.

Попросить такие документы инспектор вправе не только если выявлены противоречия в сведениях об операциях, которые содержатся в декларации по НДС, но и если сведения, указанные в вашей декларации, не соответствуют данным, которые указали в своих декларациях или журналах учета счетов-фактур ваши контрагенты.

Еще одно новшество, действующее с начала этого года, — предоставление налоговым органам права в рамках камеральной проверки проводить осмотр территорий, помещений, документов и предметов налогоплательщика (п. 1 ст. 92 НК РФ в новой редакции).

Раньше такая возможность у инспекторов была только в рамках выездной проверки.

Теперь же законодатель вслед за руководством ФНС России явно намерен снизить количество выездных проверок, предоставив налоговикам возможность одновременно проверять расхождения в налоговой отчетности не только по документам, но и в реальности.

Итак, инспектор вправе прийти к вам с осмотром в рамках «камералки» в двух случаях.

  • Во-первых, если вы представили декларацию с заявленной суммой налога к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ). При этом никаких дополнительных условий законодатель не вводит, то есть достаточно самого факта представления такой декларации, чтобы инспектор получил право на осмотр.
  • Во-вторых, если в представленной декларации по НДС выявлены противоречия и несоответствия (как внутри декларации, так и с другими сведениями, в том числе представленными другими лицами), которые свидетельствуют о занижении налога к уплате или о завышении суммы налога к возмещению.

«Камеральный» осмотр, как и его «выездной» собрат, проводится с обязательным привлечением понятых и под протокол. Кроме того, во время осмотра при необходимости могут производиться фото- и киносъемка, видеозапись, сниматься копии с документов и т п. (письмо  ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705).

Что такое камеральная проверка

Камеральная проверка уже давно рассматривается налоговиками значительно шире, чем просто контроль правильного расчета суммы налога с дальнейшим занесением данных в базу, чтобы проконтролировать срок его уплаты. Вот список операций, которые совершаются при любой «камералке»:

  1. проверка сопоставимости показателей налоговой декларации (расчета) с показателями налоговой декларации (расчета) предыдущего отчетного (налогового) периода;
  2. взаимоувязка показателей проверяемой налоговой декларации (расчета) с показателями налоговых деклараций (расчетов) по другим видам налогов и бухгалтерской отчетностью;
  3. проверка достоверности показателей налоговой декларации (расчета) на основе анализа всей имеющейся в налоговом органе информации.

У крупнейших налогоплательщиков дополнительно проводится:

  1. анализ показателей выручки, рентабельности, налоговой нагрузки;
  2. сравнительный анализ показателей выручки, рентабельности, налоговой нагрузки анализируемого налогоплательщика со средними показателями по виду экономической деятельности и показателями по однородным налогоплательщикам, выявление высоких налоговых рисков;
  3. анализ причин снижения налоговой нагрузки;
  4. выявление «проблемных» контрагентов;
  5. мониторинг налоговой базы налогоплательщика в сравнении с предыдущими периодами;
  6. анализ сделок, повлиявших на снижение налоговой базы.

Светлана Стрельникова, эксперт СКБ Контур по налоговой отчетности и взаимодействию с налоговыми органами

https://www.youtube.com/watch?v=8HXR_RL_PNo

Большинство налогоплательщиков сдали декларации по НДС за I квартал с первого раза. Это, однако, не значит, что у ФНС не возникнет вопросов к данным: после приема отчетности начинается камеральная проверка.

Сначала проверяется выполнение контрольных соотношений. Обнаружив ошибку, ФНС высылает компании требование о представлении пояснений по контрольным соотношениям.

По нашим данным, за I квартал такие требования были отправлены более 50 тыс. организаций. Поскольку это требование о пояснениях, на него распространяются нормы п. 5.1 ст. 23 и ст.

88 НК РФ: отправить квитанцию нужно в течение 6 рабочих дней, на ответ отводится 5 рабочих дней.

Если компания признает указанные ошибки, она направляет уточненную декларацию. Если организация настаивает, что приведенные в декларации данные верны, она отправляет пояснения. Сделать это можно на бумаге или через неформализованный документооборот (в Контур.Экстерне это сервис «Письма»). В пояснениях нужно указать номер и дату требования, на которое они даются.

Следующий этап — сопоставление данных покупателей и продавцов. Если ФНС выявит разногласия, компания получит требование о представлении пояснений по расхождениям. По итогам отчетности за I квартал такие требования будут разосланы в пилотном режиме и только по части расхождений. Во II квартале их число увеличится.

Требование включает в себя pdf- и xml-файлы. В каждом из них содержится таблица с данными по счетам-фактурам, которые не прошли сверку. В последнем столбце указывается код ошибки. Например, «1» означает, что контрагент не найден, «4 (2, 3)» говорит о том, что есть нестыковки в столбцах 2 и 3.

В ответе налогоплательщика должно быть две таблицы. В первой приводятся сведения, которые он подтверждает. Во вторую идут данные, которые он исправляет. Правки даются в две строки: первая копируется из требования, а во второй заполняются те ячейки, в которых данные меняются.

Обратите внимание: корректировать можно только те данные, которые не влияют на сумму НДС. По остальным составляется уточненная декларация.

Ответ на требование по расхождениям можно направить как на бумаге, так и в электронном виде — через систему электронной отчетности. Например, в Экстерне для получения требования и ответа на него нужно зайти в раздел «Требования». Кстати, в Экстерне на требования можно подписаться, и вам будут приходить смс или e-mail уведомления.

Ответ на требование — процедура непростая, тем более что на нее отводится всего 5 дней. Лучше, конечно, не допускать расхождений. И пока компании не перешли на ЭДО с контрагентами, самый надежный способ исключить разногласия — сверяться с контрагентами до подачи декларации.

Такая возможность есть, например, в Сверке — модуле системы Контур.Экстерн.

Он не только находит ошибки и расхождения в данных, но и позволяет удостовериться в благонадежности контрагента, получить консультацию эксперта по подготовке декларации по НДС, а если требование все же придет — легко на него ответить, имея перед глазами все данные по сделке.

Алексей Крайнев, налоговый юрист

Бухгалтеры бывают разные. Кто-то работает в штате компании и имеет дело с одним огромным балансом, а кто-то ведет совместительству еще несколько компаний. А какой вы бухгалтер?

Ответить

Источник: https://kontur.ru/articles/2334

Что такое камеральная проверка налогов и как она проводится?

Камеральные проверки

Камеральная проверка — это одна из форм налогового контроля, при которой работниками ФНС анализируется отчётность и декларация налогоплательщика.

«Камералка» проводится в кабинетах налоговых служащих и скрыта от глаз проверяемого.

Что же говорит законодатель о принципах, правилах и порядке её осуществления?

Как гласит Налоговый кодекс, камеральная налоговая проверка — это проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах, которая проводится на основе налоговых документов (прежде всего декларации), которые налогоплательщик самостоятельно сдаёт в ИФНС, а также тех документов, которыми располагает сам налоговый орган.

В ходе камеральный проверки налоговики не посещают офис проверяемого физического или юридического лица, а изучают все налоговые бумаги у себя, в отделении ИФНС.

На основании полученных результатов сотрудники налоговой службы могут принять решение о взыскании налогов (например, если налоги были уплачены не полностью) или о привлечении виновных граждан к ответственности (как налоговой, так и административной).

Ещё одна задача камеральной проверки — отбор налогоплательщиков, в отношении которых будет проводиться выездная проверка.

Порядок и сроки проведения камеральной проверки

Сперва налогоплательщику нужно подать в ИФНС налоговую декларацию (или расчёт). Особого распоряжения руководства инспекции или разрешения налогоплательщика при этом не требуется.

Камеральная проверка начинается сразу же после того, как служащие ФНС получат декларацию.

Как правило, налогоплательщика не информируют о начале и ходе проверки — если эта процедура проходит без проблем, ему сообщают только о её завершении.

Другое дело, если налоговики выявляют какие-либо неточности и расхождения в данных (или несоответствие одних сведений другим).

В случае обнаружения таких ошибок служащие ФНС отправляют плательщику уведомление, в котором указывают на найденные нарушения.

Уведомление обычно сопровождается требованием прояснить те или иные спорные моменты или исправить налоговую декларацию (в соответствии со ст. 88 НК России).

Требуемые пояснения следует оформить в виде отдельного письменного акта.

Этот акт можно принести в налоговую лично, а можно отправить по почте или даже через интернет (используя онлайн-сервис ФНС).

В последнем случае обязательно придётся применять электронно-цифровую подпись.

Данный акт нужно будет представить оперативно: закон отводит на это только 5 дней с того момента, когда сотрудники налоговой потребуют пояснений по спорным моментам. Зачастую давать пояснения приходится непосредственно в инспекции (если проверяющий настаивает на том, чтобы налогоплательщик прибыл лично).

Иногда налоговики просят разъяснить какие-либо вопросы прямо по телефону, без оформления акта.

Если речь идёт о чём-то маловажном, например о незначительном исправлении в одном из отчётов, это вполне допустимо.

Однако в более сложных случаях всё-таки стоит составить официальный документ.

Если проверяющие потребуют внести изменения в саму декларацию, налогоплательщику следует выполнить это незамедлительно.

Затем нужно будет отправить в налоговую инспекцию уточнённый вариант декларации.

Вам наверняка будет интересно посмотреть ментальную карту “Как заполнить декларацию по форме 3-НДФЛ”, с подробной инструкцией

Или ТУТ вы узнаете порядок ликвидации ООО

Как происходит заключение договора аренды:

https://legalmap.ru/articles/gp/estate/dog-arend-kvartir/

Подача дополнительных документов

Служащие ФНС вправе запросить дополнительные документы во время камеральной проверки.

Это требование оправдано в следующих случаях:

  • заявлена сумма НДС к возмещению;
  • налогоплательщик претендует на льготы;
  • налоги связаны с использованием природных ресурсов (что отражено в отчётности);
  • декларацию по налогу на прибыль или налогу на доходы физлиц подаёт участник договора инвестиционного товарищества.

Например, если налогоплательщик требует возместить налог на добавлен­ную стоимость, инспекторы могут попросить его представить документы, которые подтверждают право на данный вычет.

Сроки проведения проверки

Проверка должна быть завершена в течение 3 месяцев со дня подачи в ИФНС налоговой декларации.

Как правило, большая часть отчётности по налогам сдается ежеквартально, поэтому трёхмесячного срока хватает.

Бывают и исключительные случаи, когда камеральные проверки затягиваются на полгода или даже на больший срок.

Но по закону нарушение срока недопустимо, поэтому суд в таких ситуациях отменяет решение налогового органа (если инспекторы не сумеют доказать, что у них была уважительная причина продления срока).

Возможные действия органа ФНС

Налоговые инспекторы должны осуществлять камеральную проверку очень тщательно, вникая в малейшие детали.

По этой причине закон предоставляет налоговикам право проводить различные мероприятия, которые могут помочь им в установлении истины.

Перечень таких мер содержится в Налоговом кодексе (ст. 90–97).

Истребование документов

Чаще всего проверяющие требуют представить акты и заключения, которые подтверждают право на налоговые льготы.

Часто просят показать и документы по операциям, указанным в налоговой декларации.

Это происходит в тех случаях, когда инспекторы выявляют нарушения при расчёте суммы налоговых выплат по таким операциям.

Нарушения при расчёте суммы — это либо занижение суммы налога, который нужно выплатить, либо завышение суммы налога, которую плательщик заявил к возмещению.

Истребование документов у контрагентов налогоплательщика

Например, могут запросить различные сведения у управляющего товарища по инвестиционному договору.

Если налогоплательщик проводил сомнительную сделку, инспекторы вправе обратиться за дополнительной документацией к другим участникам этой сделки (и вообще ко всем, кто обладает информацией об этой сделке).

Опрос или допрос свидетелей

Свидетелем может быть любой гражданин, который осведомлён об обстоятельствах, имеющих значение для проверяющих.

Назначение и проведение экспертизы

Она потребуется, если при разъяснении каких-либо вопросов проверяющим будет сложно обойтись без специальных знаний (научных, технических и т. д.).

Привлечение переводчика или эксперта

Переводчики нужны не только для перевода речи или документа с одного языка на другой — они могут понадобиться и при общении с глухонемым человеком.

Проведение осмотра документов и предметов, имеющих отношение к делу

Хотя камеральная проверка проводится в ИФНС, в отдельных случаях проверяющие могут лично прибыть в офис или другое помещение налогоплательщика, чтобы осмотреть бумаги или вещи.

Правда, для этого плательщик должен дать своё согласие, иначе проверка на месте будет незаконной.

Иногда налоговики не просто имеют право, а обязаны требовать от плательщика дополнительных разъяснений.

В каких случаях возникает такая обязанность:

  • данные, которые содержатся в поданных для проверки документах, противоречат друг другу;
  • данные, указанные налогоплательщиком, не совпадают с данными, которые получили налоговые инспекторы в ходе проверки.

Кроме того, с 2015 года плательщики должны обосновать размер убытка, полученного в соответствующем налоговом периоде. Налогоплательщику придётся объясниться и в другом случае: если сумма налога в уточнённой декларации меньше той суммы, которая была указана в первоначальной.

Нужно будет доказать, что изменение в меньшую сторону было оправданным.

Результаты проверки

Результаты проверки должны быть зафиксированы в акте камеральной проверки.

Служащие ФНС обязаны составить его в течение 10 рабочих дней с момента завершения этого мероприятия.

Что происходит потом:

  • максимум через 5 рабочих дней с даты составления акт вручается налогоплательщику;
  • если плательщик не согласен с заключениями налоговиков, он может в течение 1 месяца подать обоснованное возражение на этот акт;
  • в течение 10 рабочих дней после окончания срока обжалования руководитель налогового органа изучает материалы проверки и на их основании решает, привлекать ли налогоплательщика к ответственности.

О месте и времени рассмотрения материалов камеральной проверки представители налоговой службы обязательно должны сообщить плательщику.

Подводя итоги

Камеральная проверка — довольно простая процедура, но у неё есть несколько специфических особенностей.

Вот основные из них:

  • для начала проверки достаточно подать в ИФНС налоговую декларацию;
  • если какие-то сведения из декларации будут некорректными или не вполне понятными, налоговые инспекторы потребуют уточнений и пояснений;

представители ФНС имеют право требовать и получать дополнительные документы, допрашивать свидетелей, назначать экспертизы, привлекать переводчиков и экспертов, с согласия налогоплательщика осматривать различные документы и предметы;

  • камеральная проверка занимает 3 месяца;
  • если налогоплательщик не согласен с заключениями проверяющих, он может обжаловать акт проверки.

Необходимо помнить и учитывать все перечисленные нюансы — и тогда пройти проверку будет несложно.

Источник: https://legalmap.ru/articles/fp/ur/kameral-proverka/

Камеральная налоговая проверка – что это такое и задачи, составление акта и правила его оспаривания

Камеральные проверки

Федеральная налоговая служба (далее – ФНС) осуществляет контроль, проводя документальные выездные, встречные и камеральные проверки.

Самой распространенной является та, которая проводится без предупреждения плательщика, на основании поданной отчетности, исключительно в помещении ФНС.

Налогоплательщик не может знать, когда такое мероприятие началось, и проводилось ли вообще. Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации (НК РФ) это и есть камеральная проверка.

Право на проведение проверок контролирующими органами закреплено ст. 31 НК РФ. Ст. 87 НК РФ определяет, какие аудиторские мероприятия может проводить ФНС. Определение сверки, цели, правила, порядок проведения камеральной налоговой проверки – нормы ст. 88 НК РФ. Согласно этой статье аудиту подлежит вся отчетность налогоплательщика – юридического, физического лица или налогового агента.

Камеральная налоговая проверка – сверка данных отчетности на предмет наличия арифметических и методологических ошибок. Осуществляется инспектором, администрирующим налог, по которому она сдана.

Проводится без предупреждения плательщика, не требует обязательного решения руководителя ФНС, как при документальной ревизии.

Осуществляется исключительно в помещении контролирующего органа.

При камеральном аудите инспектор проверяет отчетный период, за который подана декларация. Если должностное лицо при проведении проверки выявляет недостоверность задекларированных данных, оно вправе потребовать дополнительные документы, подтверждающие или опровергающие заявленные ранее отчетные суммы. Документы должны быть предоставлены на протяжении пятидневного периода.

Действия контролирующих органов, проводимые в рамках действующего законодательства, имеют ряд целей. Для камерального контроля это:

  • контроль за соблюдением налогового законодательства;
  • аудит полноты взысканий по нарушениям, выявленным налогоплательщиком самостоятельно или по результатам выездного аудита;
  • контроль за полнотой начисления и уплаты налогов (сборов) по текущим платежам;
  • привлечение налогоплательщика, уклоняющегося от полноты декларирования сумм доходов, ответственности соответствующей формы (административной или уголовной);
  • определение рисков деятельности конкретного налогоплательщика как механизм отбора плательщика для проведения выездных проверок;
  • полнота и правомерность заявленной суммы налоговой льготы или вычета по НДС.

Задачи камеральной налоговой проверки

Проведение аудита отчетности плательщика преследует ряд задач, четкого списка которых не определено ни НК РФ, ни другим нормативным документом. Анализируя работу контролирующих ведомств, можно выделить следующие задачи:

  • выявление ошибок, недостоверной информации по декларациям;
  • подсчет полноты начисления налогов для перечисления в казну РФ, соблюдение платежной дисциплины;
  • анализ полноты пакета, своевременности сдачи отчетности;
  • сопоставление данных отчетности, баз данных ФНС и бухгалтерской документации плательщика;
  • анализ бухгалтерской документации на предмет соответствия заявленным по отчетности суммам доходов.

Отчетность, сданная контролирующему органу, должна быть прокамералена в течение 90 дней с дня подачи. Срок проведения камеральной проверки не может продлеваться на основании подачи дополнительных документов, пояснений или уточнений. Если плательщиком сдана декларация по НДС, например, 20 января, то сверка будет проведена не позже 20 апреля.

Обязанности уведомления налогоплательщика о начале инспектирования у налоговиков нет, нет необходимости принятия специального решения о таком начале.

Сама ревизия проходит в помещении органа ФНС, непосредственно с использованием баз данных и специализированных программ. После проведения аудита, по которому нарушений не выявлено, акт не составляется.

Окончание такого инспектирования сопровождается проставлением галочки в базе, плательщик может не знать, проверена ли отчетность.

После выявления нарушений по результатам сверки инспектор направляет проверяемому лицу письмо с просьбой пояснить детали и/или предоставить документы по запрашиваемым операциям, которые противоречат нормам действующего законодательства.

Ответ, при необходимости с пакетом документов, направляется почтой или предоставляется другим предусмотренным законом способом не позднее, чем через 5 дней с момента получения требования ФНС.

Аналогичный срок и для подачи уточненной декларации.

Правомерный запрос на предоставление дополнительных документов или письменного разъяснения не может быть отправлен позже трехмесячного срока после подачи декларации. Сотрудник ФНС может составить индивидуальный для каждого плательщика перечень необходимых документов, в который могут включаться справки, авансовые отчеты, ТТН, акты приема-передачи и т. д.

Дополнительные документы, предоставляемые контролирующему органу, должны быть заверены надлежащим образом. Требования относительно заверения документов по отдельности или пакетом отсутствуют.

Документы должны быть надлежащего качества, легко читаемыми, содержать необходимую информацию для проведения инспектирования.

Требований относительно обязательного составления описи документов законом не предусмотрено.

Период, за который подана декларация, может проверяться дважды. Первый раз – камерально, второй – при документальном аудите. Аудит отчетности за определенный период не является основанием для пропуска этого срока при плановой ревизии. И наоборот, проведение планового или внепланового документального аудита за период дает право не проверять декларацию камеральщикам.

Как оформляются результаты проверки

Требования к оформлению проверок определены ст. 100 НК РФ. Относятся только к тем случаям, по которым выявлены нарушения и акт будет содержать информацию о противоречиях законодательства с данными деклараций. Оформление результатов камеральной проверки производится тем же чиновником ФНС, которым проводилась сверка, так называемым в кругах предпринимателей – администратором.

Акт будет содержать сведения о несоответствиях отчетности, противоречиях с бухгалтерскими документами. Ошибки описываются по пунктам, каждое нарушение отдельно.

В выводах акта нарушения обобщаются по каждой отдельной статье НК РФ или ГК РФ, с обязательным указанием суммы и периода, где выявлены противоречия. Акт составляется не позднее 10 рабочих дней после окончания ревизии.

На протяжении 5 дней после составления акт налоговой проверки вручается должностному лицу организации (предпринимателю) лично или отправляется почтой с уведомлением о вручении.

Если плательщик не согласен с результатами аудита, на протяжении календарного месяца он может отправить или предоставить лично жалобу в тот орган ФНС, который вынес решение. После завершения срока на обжалование руководитель контролирующего органа на протяжении 10 рабочих дней принимает решение о привлечении плательщика к налоговой и/или административной ответственности.

Углубленная камеральная проверка

Некоторые виды камеральной сверки обязывают финансовый контролирующий орган углубленно изучить данные о деятельности плательщика. Во время проведения инспектор не только потребует дополнительные документы, но и проведет действия по опросу свидетелей, проведению экспертиз (например, документов), подтверждению или опровержению некоторых фактов в деятельности плательщика.

Углубленная камеральная проверка проводится всегда при подаче отчетов:

  • об использовании налоговых льгот;
  • об использовании природных ресурсов;
  • о возмещении НДС;
  • с расхождениями по НДС у контрагента в одной и той же операции;
  • об уточнении показателей декларации, поданной 2 и более года назад.

Как оспорить результат камеральной налоговой проверки

При несогласии с решением налогового органа плательщик вправе обжаловать его в вышестоящем органе или суде. Без рассмотрения органом высшего уровня составленного решения обращение в суд не имеет смысла. На рассмотрение жалобы выделяется 45 календарных дней с момента получения. Еще 3 дня – на принятие окончательного решения по результатам аудиторских мероприятий.

Вышестоящий орган может оставить решение без изменения, отменить или изменить, иногда даже в сторону увеличения доначислений. Если результат не удовлетворяет налогоплательщика – последнему стоит обратиться в суд. Рассмотрение споров с налоговым органом – юрисдикция арбитражного суда. Исковое заявление подается по правилам гражданско-процессуального законодательства.

Источник: https://sovets24.ru/1633-kameralnaya-nalogovaya-proverka.html

Камеральная налоговая проверка

Камеральные проверки

Камеральная проверка проводится по отношению к отчетности и документам, которые сам налогоплательщик подает в ИФНС, либо которые имеются у инспекции. Рассмотрим подробнее, что значит «камеральная проверка» и каков порядок ее проведения.

Отдел камеральных проверок в налоговой службе

В каждой налоговой инспекции существует отдел, занимающийся камеральными проверками. Таких отделов может быть несколько, тогда каждый имеет свое направление, например, камеральные проверки юрлиц, проверка деклараций по НДФЛ, проверка деклараций по налогу на прибыль и т.п.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами – налоговыми инспекторами, главная функция которых – контролировать соблюдение налогового законодательства на основании отчетности, представленной налогоплательщиками. «Камеральщики», в отличие от сотрудников отдела выездных проверок, не выезжают к налогоплательщику, а проверяют все документы на месте – в ИФНС.

Основные обязанности налогового инспектора отдела камеральных проверок следующие:

  • прием налоговых деклараций, расчетов, отчетов, бухгалтерских балансов и прочих документов, связанных с начислением и уплатой налогов и страховых взносов,
  • проведение камеральных проверок полученной отчетности и документов,
  • проведение встречных проверок, если необходимо – направление запросов в другие налоговые инспекции на проведение таких проверок,
  • рассмотрение вопросов возврата переплат по налогам, страхвзносам и иным платежам в бюджет,
  • сбор доказательственной базы по фактам нарушения налогового законодательства налогоплательщиками, подготовка материалов для применения санкций к нарушителям, в том числе для приостановления операций по банковским счетам в связи с непредставлением налоговой отчетности.

В целом же можно выделить такие главные задачи камеральной налоговой проверки, проводимой отделом, как:

  • проверка поступившей отчетности,
  • по итогам проверки – отбор налогоплательщиков для проведения углубленной «камералки»,
  • отбор налогоплательщиков, по которым возможно назначение выездной налоговой проверки.

Этапы камеральной налоговой проверки

Статья 88 НК РФ устанавливает порядок проведения камеральных проверок налогоплательщиков. «Камералка» проводится по любой отчетности, поступившей в ИФНС, и на это не требуется особого решения руководителя инспекции. Налогоплательщик о начале проверки не уведомляется.

Камеральная налоговая проверка проводится в несколько этапов:

  1. данные о представленной отчетности вносятся в автоматизированную систему ФНС;
  2. проводится сверка контрольных соотношений, показатели отчетного периода сверяются с такими же показателями предыдущих периодов, и сопоставляются с показателями, отраженными в других декларациях и отчетах;
  3. проверяется соблюдение сроков, установленных для представления той или иной отчетности;
  4. выявляются причины и основания для углубленной проверки;
  5. если нарушений не выявлено и оснований для углубленной проверки нет, то «камералка» заканчивается автоматически, без составления акта. Налогоплательщику об окончании проверки не сообщают.

При наличии противоречий или ошибок в отчетности, а также при заявлении льгот, НДС к возмещению, отчетности по налогам при использовании природных ресурсов и т.п., проводится углубленная проверка.

Что означает камеральная налоговая проверка на данном этапе? Это значит, что налогоплательщик будет поставлен в известность о допущенных им нарушениях, в связи с чем у него запрашиваются пояснения и, возможно, потребуется внесение изменений в декларацию и сдача «уточненки» (п. 3 ст. 88 НК РФ).

На выполнение этих требований налогоплательщику отводится не более 5 рабочих дней со дня получения требования из ИФНС. При подаче уточненной декларации, после ее принятия срок камеральной проверки начинается заново.

Углубленная камеральная проверка является основанием для проведения таких процедур налогового контроля как: встречные проверки, экспертиза, допрос свидетелей, истребование или выемка документов и др.

Инспектор, проводящий «камералку» обязан рассмотреть все пояснения и документы, представленные налогоплательщиком в свое оправдание. Недопустимо запрашивать документы и сведения, не относящиеся к проверяемой отчетности, или не предусмотренные налоговым законодательством. Если факт налогового нарушения все же установлен, составляется акт камеральной проверки (п. 5, п. 7 ст. 88 НК РФ).

На некоторых региональных сайтах ФНС можно более наглядно ознакомиться со схемой камеральной налоговой проверки (например, на сайте УФНС РФ по Республике Алтай).

Сроки камеральной проверки

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налоговой инспекции в течение 3 месяцев с того дня, когда налогоплательщик подал отчетность, если замечаний по отчетности у проверяющих нет.

При выявлении нарушений в представленной отчетности, ст. 88 НК РФ дополнительно к 3 месяцам, в которые камеральная проверка проводится, предусматривает следующие сроки:

  • 10 рабочих дней – на составление акта камеральной проверки;
  • 5 рабочих дней с даты составления акта дается на его вручение налогоплательщику;
  • 1 месяц – срок, в течение которого налогоплательщик может подать свои возражения на акт проверки;
  • еще 10 рабочих дней дается руководителю ИФНС, чтобы рассмотреть материалы «камералки» и возражения налогоплательщика. На их основании он выносит решение о привлечении, либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за налоговое правонарушение. В особенных случаях, если требуется проведение дополнительных мероприятий налогового контроля, срок может быть продлен еще на 1 месяц.

Источник: https://spmag.ru/articles/kameralnaya-nalogovaya-proverka

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.