Кому ждать выездную налоговую проверку в 2017 году

Содержание

Плановые проверки на 2017 год: налоговая

Кому ждать выездную налоговую проверку в 2017 году

У предпринимателя налоговая проверка зачастую вызывает опасения. Впрочем, любая другая тоже, но к налоговой у всех бизнесменов пристальное внимание, что понятно. Как обычно, они делятся на плановые и внеплановые

По какой причине может быть проведена плановая налоговая проверка?

Порядок проведения плановых проверок регламентирует приказ ФНС России № ММ-3-06/333 от 30 мая 2007 г., которым утверждена единая концепция системы планирования выездных налоговых проверок. Как в ней сказано, «для повышения грамотности налогоплательщиков, укрепления дисциплины, улучшения работы налоговых органов». Основные принципы Концепции таковы:

1. Система планирования проверок едина для налоговых органов.

2. Она должна быть ясна и доступна налогоплательщикам. Для самостоятельной оценки рисков попадания в план налоговых проверок, налогоплательщик может ознакомиться с общедоступными критериями, которые используются налоговыми органами для отбора компаний при проведении выездных налоговых проверок. Всего их 12.

3. Режим наибольшего благоприятствования для добросовестных плательщиков.

4. В случае обнаружения признаков вероятного совершения нарушения законодательства о налогах и сборах реагирование является своевременным.

5. Наказание недобросовестных налогоплательщиков, если найдены нарушения законодательства о налогах и сборах, является неотвратимым.

6. Выбор объектов, которые попали в план проверок налоговой инспекции (на 2017 год и не только) является обоснованным.

Как узнать о плановой налоговой проверке?

В каком случае налогоплательщик скорее всего попадет в план выездных проверок ИФНС на 2017 год? Это вероятно при условии соответствия компании критериям риска. Если у вас есть опасения, что ваша компания могла попасть в график налоговых проверок на 2017 год, ознакомьтесь с критериями, которые приведены в приложении № 2 к приказу ФНС России № ММ-3-06/333 от 30 мая 2007 г., внимательно.

Велика вероятность попасть в план проверок налоговой инспекции на 2017 год, если:

  • На протяжении нескольких налоговых периодов организация отражает в отчетности убытки;
  • Компания отражает в налоговой отчетности большие суммы налоговых вычетов;
  • Компания может попасть в график проверок налоговой, если величина средней зарплаты за месяц работников компании ниже среднего уровня (размер зарплаты сравнивается с зарплатами по данному экономическому виду в регионе);
  • Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);
  • Большой шанс попасть в план выездных налоговых проверок на 2017 год у налогоплательщиков, которые неоднократно были близки к показателям, дающим право применять спецрежим;
  • Компания заключает договоры с посредниками и перекупщиками, не имея для этого обоснованных причин;
  • Выездные налоговые проверки в 2017 году могут коснуться вашей компании в случае, если вы не предоставили в инспекцию требуемые документы, пояснения о каких-либо несоответствиях в деятельности вашей компании. Возможно у налоговой инспекции есть информация, что какие-либо документы в вашей компании были уничтожены;
  • Причиной, когда в вашей компании может быть проведена выездная проверка ИФНС в 2017 году может стать неоднократная «миграция» между налоговыми инспекциями – то есть регулярная смена местонахождения.

Налоговые проверки в 2017 году, список организаций

Некоторые налогоплательщики уверены, что информация о выездных налоговых проверках находится в свободном доступе и опубликована в интернете.

В какой-то степени, право так думать им дает привычный уже реестр проверок Генпрокуратуры по контрольным мероприятиям иных ведомств.

График проверок налоговой инспекции на 2017 год нельзя найти в едином реестре проверок, опубликованном на официальном сайте Генпрокуратуры РФ.

Налоговиков этот реестр не касается. Да и вбить в строку поисковика запрос «налоговые проверки в 2017 году, список организаций» и достоверно проверить, стоит ли вашей компании готовиться к проверке налоговой инспекции, невозможно. Списка проверок налоговой инспекции на 2017 год нет.

И внеплановые и плановые налоговые проверки на 2017 год проводятся без предварительного ознакомления с ними широкой общественности.

Узнать о графике налоговых проверок могут только определенные предприятия. До 31 декабря на официальном сайте ФНС был опубликован перечень налоговых плановых проверок на 2017 год. Но касается он не всех компаний, а только юридических лиц, осуществляющих госрегулируемые виды деятельности. 

Источник: https://spmag.ru/articles/planovye-proverki-na-2017-god-nalogovaya

Выездные налоговые проверки в 2018 году

Кому ждать выездную налоговую проверку в 2017 году

Юрист компании «Туров и партнеры» Денис Морозов объясняет, какие изменения претерпели налоговые проверки в этом году, на какие особенности должны обращать внимание предприниматели и как лучше всего подготовиться к выездной проверке.

19 августа 2017 года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс РФ, согласно которым введена ст. 54.1 НК РФ «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов».

В 2018 году налоговые органы в полной мере используют эту статью при проведении мероприятий налогового контроля.

Основной причиной доначислений является невозможность налогоплательщика доказать проявление должной осмотрительности при выборе контрагентов.

Налогоплательщикам запрещено уменьшать налогооблагаемую базу и принимать вычеты при наличии одного из следующих оснований:

  1. Искажены сведения о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.
  2. Основной целью совершения сделки являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
  3. Обязательство по сделке исполнено не лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком. Исключением является, передача обязательств по исполнению сделки иному лицу по закону или договору.

Обстоятельства, которые не могут сами по себе служить основанием для предъявления налоговых претензий (п. 3 ст. 54.1 НК РФ):

1) первичные учетные документы подписаны неустановленным или неуполномоченным лицом;

2) контрагент нарушил налоговое законодательство;

3) налогоплательщик мог получить тот же результат экономической деятельности при совершении иных сделок (операций).

Положения п. 2 ст. 54.1 Кодекса не предусматривают для налогоплательщиков негативных последствий за неправомерные действия контрагентов второго, третьего и последующих звеньев.

Налоговые претензии возможны только при доказывании налоговым органом факта нереальности исполнения сделки (операции) контрагентом и несоблюдении налогоплательщиком установленных п. 2 ст. 54.1 Кодекса условий (Письмо ФНС РФ от 16.08.2017 N СА-4-7/16152@).

Обязанность проверять контрагента в законе не установлена. Тем не менее, с учетом ст. 54.1 НК РФ и рекомендаций по применению положений ст. 54.1 НК РФ (Письмо ФНС РФ от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@) проявление должной осмотрительности важно для доказательства добросовестности налогоплательщика и контрагента.

В целях самостоятельной оценки рисков при выборе контрагентов налогоплательщики могут использовать общедоступные критерии оценки рисков, отраженные в Приказе ФНС РФ от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок».

На что обращает внимание налоговая

  1. Отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров.

  2. Отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность.
  3. Отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность.

  4. Отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей.

  5. Отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружная реклама, интернет-сайты и т.д.

    ) о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам.

  6. Отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ.

Какие документы и какую информацию затребует налоговая служба относительно действий налогоплательщика при осуществлении выбора контрагента

  1. документы, фиксирующие результаты поиска, мониторинга и отбора контрагента;
  2. источник информации о контрагенте (сайт, рекламные материалы, предложение к сотрудничеству, информация о ранее выполняемых работах контрагента);
  3. результаты мониторинга рынка соответствующих товаров (работ, услуг), изучения и оценки потенциальных контрагентов;
  4. документально оформленное обоснование выбора конкретного контрагента (закрепленный порядок контроля за отбором и оценкой рисков, порядок проведения тендера и др.);
  5. деловую переписку с контрагентом.

8 изменений в налоговом администрировании 2017 года

Годом ранее произошло много других изменений, о которых рассказывал на вебинаре «Выездные налоговые проверки в 2017 году» аудитор и налоговый адвокат Александр Матиташвили. 

1. Уплатить налоги и сборы за компанию праве третьи лица (поправки в п. 1 ст. 45 НК РФ)

Такое правило действует с 30 ноября 2016 года. Также с 1 января 2017 года третьи лица могут уплатить за компанию страховые взносы.  

В настоящее время в п. 1 ст. 45 НК РФ сказано, что уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом, но это лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы уплаченного налога за налогоплательщика.

2. С 1 января 2017 года процесс взыскания налогов с поручителей для налоговиков упростился (поправки в п. 3 ст. 74 НК РФ)

Теперь инспекторы вправе взыскать неуплаченный налог с поручителей во внесудебном порядке. В 2016 году такое взыскание налоговый орган мог произвести только с привлечением судов.  

3. С 1 октября 2017 года сумма пени за просрочку по налогу будет зависеть от периода просрочки (поправки в п. 4 ст. 75 НК РФ)

Организация, которая опоздала с уплатой налога более чем на 30 дней, должна будет заплатить пени исходя из расчета 1/150 ставки рефинансирования. За период просрочки до 30 дней включительно пени рассчитываются исходя из старой ставки — 1/300 ставки рефинансирования.

До 1 октября 2017 года при расчете пени количество дней просрочки роли не играет.

4. С 1 января 2017 года компания, не подав пояснения в инспекцию, рискует получить штраф по ст. 129.1 НК РФ

Размер штрафа составляет 5 000 руб. Если в течение календарного года допускается повторное нарушение, то штраф увеличивается до 20 000 руб.

Инспекторы вправе запросить у компании пояснение в трех случаях (п. 3 ст. 88 НК РФ): 1) если компания заявляет в декларации убыток; 2) если организация показывает в уточненной декларации налог к уменьшению; 3) если инспекторы находят в декларации ошибки и противоречия.

5. Налоговики получили полный доступ к информации о движении денежных средств не только проверяемого налогоплательщика, но и всех его контрагентов

Благодаря Федеральному закону от 03.07.

2016 № 240-ФЗ инспекторы имеют право запрашивать в банках справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) иностранных организаций, реорганизованных или ликвидированных организаций, которые являются контрагентами тех лиц, в отношении которых проводится налоговая проверка либо у которых истребуются документы.

6. Со 2 июня 2016 года организации получили возможность направить жалобу в вышестоящий налоговый орган, в управление ФНС по региону, через интернет

Согласно Федеральному закону от 01.05.2016 № 130-ФЗ организация вправе направить как простую жалобу, так и апелляционную жалобу. 

7. Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ дает право налогоплательщикам лично участвовать в рассмотрении апелляционной жалобы

Такое правило касается не всех решений по выездным налоговым проверкам и применяется в двух случаях: когда при рассмотрении апелляционной жалобы выявлены противоречия в сведениях, которые содержатся в материалах налоговиков, и если информация, представленная компанией, не соответствует тем данным, которые есть у налоговой инспекции.

8. Начали действовать более строгие правила для компаний, обязанных представлять налоговые декларации по телекоммуникационным каналам связи

Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ устанавливает срок, в течение которого налогоплательщики обязаны организовать электронный документооборот с инспекцией, — не более 10 дней со дня возникновения обязанности по сдаче налоговой отчетности в электронном виде.

За эти 10 дней налогоплательщику надо успеть: заключить договор с оператором электронного документооборота; получить квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи; если за онлайн-взаимодействие налогоплательщика с налоговой инспекцией отвечает уполномоченный представитель организации, представить в инспекцию документ, подтверждающий полномочия этого представителя. Если за 10 дней налогоплательщик не успевает выполнить все требования, налоговики могут заблокировать его расчетный счет.

Дополнительные мероприятия налогового контроля в рамках выездных налоговых проверок

Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ со 2 июня 2016 года разрешил налогоплательщикам подавать возражения по результатам дополнительного контроля.

Благодаря этому закону в Налоговом кодексе теперь четко прописано, что, если налогоплательщик пишет заявление о том, что хочет ознакомиться с материалами дополнительного контроля, то налоговая инспекция в двухдневный срок должна обеспечить ему такую возможность.   

В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения фактов совершения налоговых правонарушений либо руководитель налоговой инспекции, либо заместитель руководителя вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.

В решении о назначении дополнительных мероприятий указываются:

  • обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения дополнительных мероприятий;
  • конкретный срок;
  • форма проведения дополнительных мероприятий.

В качестве дополнительных мероприятий производится истребование документов, допрашиваются свидетели, заказывается проведение экспертизы.

Форма решения о проведении дополнительных мероприятий утверждена Приказом ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. Один экземпляр решения передается налогоплательщику, второй остается у налоговой.

В Письме Минфина РФ от 06.11.

2009 № 03-02-08/82 уточняется, что налоговые органы обязаны обеспечить в установленном порядке участие налогоплательщика в процессе рассмотрения материалов налогового контроля, включая материалы, полученные в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля. В настоящее время срок для ознакомления налогоплательщика с материалами — не позднее 10 дней с момента завершения дополнительных мероприятий.

Что касается результатов дополнительного контроля, то в Налоговом кодексе ничего не говорится о необходимости налоговиков оформлять какой-либо документ по результатам такого контроля.

Хотя суды считают, что инспекция должна оформить письменный документ (акт или справку), в котором бы излагалось, какие процедуры проводились в ходе дополнительного контроля, какие документы были составлены, как документы, добытые в ходе дополнительного контроля, влияют на выводы, которые будут в решении по итогам налоговой проверки (Пост. ФАС УО от 03.09.2008 № Ф09-6220/08-С3; Пост. ФАС СКО от 09.02.2010 № А53-12505/2009).

Если налогоплательщик не согласен с актом, он может представить письменные возражения.

Отсутствие письменных возражений не лишает налогоплательщика права давать устные пояснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки, а также представлять документы, опровергающие выводы налоговиков, изложенные в акте налоговой проверки. Инспекция может принять решение о проведении дополнительных мероприятий.

Когда налогоплательщика знакомят с документами, добытыми в ходе дополнительных мероприятий, налоговики составляют протокол ознакомления налогоплательщика с результатами дополнительного контроля (Письмо ФНС РФ от 07.08.2013 N СА-4-9/14460@).

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.11.

2011 № 15726/10 говорится, что, если в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля налоговая инспекция обнаруживает какие-то существенные подтверждения своих выводов о нарушениях налогового законодательства, то налогоплательщику обязательно нужно дать время на ознакомление с результатами дополнительного контроля и на подготовку возражений. Если же в ходе дополнительных мероприятий инспекция не нашла существенных аргументов, то тогда решение выносится без обсуждений и возражений.  

В рамках дополнительных мероприятий налогового контроля налоговая инспекция не вправе выявлять новые нарушения и записывать в решения новые основания для доначисления налогов (Пост. ФАС МО от 14.05.2010 № КА-А40/3565-10). Она может только перепроверять ранее выявленные нарушения и находить новые аргументы для уже найденных нарушений, описанных в акте.

Количество мероприятий, которые может провести инспекция в рамках дополнительного контроля, не ограничено, главное — уложиться в срок, который отведен для дополнительных мероприятий (Письмо Минфина от 15.07.2016 № 03-02-07/1/41426).

Источник: https://kontur.ru/articles/4752

В каких случаях стоит ждать налоговую проверку

Кому ждать выездную налоговую проверку в 2017 году

Налоговики не спят. Сегодня всё хорошо, но уже через месяц они могут заявиться в офис и испортить вам нервы. Неприятно осознавать это, но приходится смотреть правде в глаза.

Однако служащие ФНС не всесильны, они не могут нагрянуть вдруг и без всякого повода. Так когда ждать налоговую проверку? Есть ли план или определённые критерии, по которым можно судить о её приближении?

Нормативная база

Критерии действительно есть, и их двенадцать. Ещё в 2007 году ФНС опубликовала Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок. В этом акте перечислены те факторы, на которые налоговая инспекция обращает внимание в первую очередь. Список открытый, и ознакомиться с ним может любой предприниматель.

Решение о проведении проверки выносится по простому алгоритму:

  • налоговики «прогоняют» фирму по каждому из критериев и устанавливают, насколько компания им соответствует;
  • все обнаруженные таким образом нарушения суммируются;
  • если их количество превышает допустимый (по мнению инспекторов) предел, отделение ФНС назначает проверку.

Здесь мы разъясним, о чём именно говорится в положениях Концепции и что подразумевается.

Скромные суммы налоговых платежей

Это первый и наиболее очевидный критерий. Если вы платите налоговикам меньше, чем ваши конкуренты в той же отрасли (в среднем), то вами обязательно заинтересуются. Средний уровень налоговой нагрузки рассчитывается на основании двух показателей:

  • оборота по определённому виду коммерческой деятельности (в соответствии с данными Росстата);
  • суммы уплаченных налогов.

Если разница между средними и вашими показателями достаточно велика – проверка рано или поздно придёт. Значение «достаточной величины», увы, не регулируется законодательно и зависит только от мнения служащих ИФНС.

Нескончаемые убытки в отчётности

Если ваша фирма сдаёт «убыточные» декларации более двух лет подряд, её теоретически могут включить в план проверок. Однако практика показывает, что всё не так страшно.

Во-первых, «новорожденные» компании почти всегда показывают убыток в течение нескольких периодов, и налоговики это знают.

Во-вторых, инспекторы понимают, что серьёзных отчислений с такой компании всё равно не получить – да, декларацию можно сфабриковать, но едва ли разница между заявленным и фактическим балансом будет существенной. Тратить время на такую фирму служащим ФНС попросту неинтересно.

Однако это не означает, что налоговики не предпримут никаких мер. Вас вполне могут вызвать в отделение налоговой на заседание специальной комиссии. Там вам придётся убедительно обосновать столь плачевное положение дел и подтвердить свои доводы документально (по возможности). Расскажите о снижении цен на рынке, об увеличении закупочной стоимости – и вас наверняка поймут и простят.

Большие суммы налоговых вычетов

Нехорошо, когда по НДС вычеты за последний год превышают 89 % от общей суммы налога по налоговой базе. Вот этот критерий гораздо серьёзнее второго – налоговики относятся к заявляющим вычеты плательщикам с подозрением. Правда, одно это нарушение вряд ли станет поводом для проведения проверки, но на комиссию вас наверняка вызовут.

Расходы растут быстрее, чем доходы

Несоответствие темпа увеличения расходов темпу роста доходов привлекает внимание ФНС. Налоговики будут смотреть на налог на прибыль фирмы. Если прибыль увеличивается, а соответствующий налог уменьшается, вам придётся объясниться (как минимум). По данному критерию учитываются только расходы и доходы от реализации товаров или услуг.

Низкий уровень зарплаты сотрудников

Здесь учитывается размер среднемесячной зарплаты ваших работников и средний уровень выплат по данной отрасли в регионе. Предположим, вы – владелец парикмахерской, и ваши работники получают 25 тыс. рублей в месяц.

Налоговики смотрят, сколько платят своим сотрудникам владельцы других парикмахерских, салонов красоты и прочих подобных учреждений. Выясняется, что у конкурентов средняя отметка выплат достигает 30 тыс. рублей. Вас вызывают на заседание комиссии.

Членам комиссии можно привести, например, следующие доводы:

  • у ваших работников расширенный соцпакет, с лихвой покрывающий жалкие 5 тысяч разницы;
  • парикмахерская переживает не лучшие времена, поэтому з/п пришлось временно сократить.

Не забудьте позаботиться о документальном подтверждении. В идеале нужно постоянно мониторить средний уровень зарплат по вашему виду деятельности. Для этого можно использовать несколько источников статистических данных:

  • официальный региональный сайт Росстата;
  • сборники экономико-статистических материалов Росстата (эти сборники можно найти как в электронном, так и в печатном виде);
  • сайты территориальных отделений ИФНС.

Можно просто прийти в ближайшее отделение Росстата или ФНС и подать запрос на получение данных о средней заработной плате. Аналитика не бывает излишней – особенно когда ждёшь налоговую проверку.

Приближение к максимальным показателям специальных налоговых режимов

Если вы применяете специальный режим налогообложения (не принципиально, какой именно), не допускайте приближения показателей к предельному значению менее, чем на 5 %. Два таких нарушения за налоговый период – и в ФНС загорится «красная лампочка». Вдруг вы искусственно подгоняете результаты своей коммерческой деятельности, чтобы остаться на той же УСН и не переплачивать?

Незначительная разница между суммами расходов и доходов

Этот критерий применяется в основном к ИП. Когда по итогам календарного года сумма расходов превышает 83 % процента от суммы доходов, налоговые инспекторы начинают подозрительно щуриться. Налогообложению должны подлежать не менее 17 %, таково требование налогового законодательства.

Заключение договоров без последующей выгоды

Вы заключили несколько договоров с контрагентами (перекупщиками, посредниками и т.д.) без разумных и очевидных экономических причин. Условия этих договоров не предусматривают никакого (или практически никакого) профита для вас. По сути, заключение таких сделок не было обусловлено деловой целью. Какой вывод сделает ФНС?

Использование незаконных схем – это одно из самых тяжких налоговых правонарушений, поэтому за вас возьмутся всерьёз. Вероятность проведения выездной проверки угрожающе возрастёт.

Как правило, ситуация со «странными» договорами складывается из-за систематического использования агентов-посредников, которые ищут покупателей и оказывают другие подобные услуги.

Особенно плохо, если в качестве агентов вы привлекаете фирмы-однодневки. Не то чтобы посредники были вне закона, но вам придётся объяснить, почему вы не ищете покупателей сами.

Впрочем, найти подходящие отговорки – не проблема:

  • можно сказать, что для поиска клиентов нужны уникальные качества, знания и навыки, которых у вас нет;
  • если клиенты находятся слишком далеко от вас – упирайте на неудобство удалённого привлечения.

Кстати, налоговики обязательно будут искать взаимосвязь между участниками сделок. Если они отыщут взаимозависимость между компаниями, участвующими в цепочке финансовых операций, то шансы попасть под выездную проверку увеличатся ещё на порядок.

Чтобы обезопасить себя, следует при выстраивании цепочек движения товара и привлечения посредников «отпиарить» ясный и очевидный экономический смысл этих действий.

Не забудьте подготовить документы, которые убедительно подтвердят ваши аргументы и доводы.

Отсутствие пояснений в ответ на запрос из налоговой

В ходе камеральной проверки служащие ФНС могут обнаружить ряд нарушений:

  • ошибки в сданных налоговых декларациях;
  • противоречия или неточности в предоставленных сведениях;
  • и т. д.

В этих случаях налоговики обязаны потребовать объяснений, а вы должны предоставить все запрашиваемые пояснения в письменном виде. На это закон отводит вам 5 рабочих дней. Если вы вовремя не предоставите пояснения (или не внесёте требуемые изменения в документы), дело может дойти до выездной проверки.

Неоднократное изменение места нахождения фирмы

При изменении места нахождения налогоплательщик должен сняться с учёта в одном отделении ФНС и встать на учёт в другой. Неопытные предприниматели часто прибегают к такому способу, чтобы избежать выездной проверки. Способ плохой, поскольку нередко реализуется следующий сценарий:

  • налоговая инспекция узнаёт о коварном плане налогоплательщика, в течение 7 дней принимает решение о проведении проверки и вручает соответствующее уведомление руководителю фирмы;
  • проверка проводится, даже если фирма уже стоит на учёте в другом органе ФНС.

Предположим, вы окажетесь оперативнее налоговиков и успеете сменить юридический адрес до вынесения решения. Поможет ли это вам? Увы, нет. Инспекторы, напав на след злостного уклониста, обратятся с просьбой о проведении проверки в то отделение, где вы встали на учёт. Ваше поведение будет расцениваться как крайне подозрительное, поэтому ВНП избежать не удастся.

Уровень рентабельности фирмы существенно ниже уровня рентабельности всей отрасли

Уровень рентабельности вашей компании определяется по данным бухгалтерской отчётности, а аналогичный параметр всей отрасли (вида деятельности) – по статистическим сведениям. Если ваша рентабельность на 10 % ниже, это плохо. Критерий можно отнести к дополнительным – причин низкой рентабельности может быть много – но пренебрегать им не стоит. Собственно, налоговики и не пренебрегают.

Высокий уровень налоговых рисков

Многие способы ведения коммерческой деятельности с высоким налоговым риском направлены на неправомерное получение налоговой выгоды. Есть несколько факторов, из-за которых налоговый риск растёт:

  • при заключении сделок контрагенты не предоставляют контактные данные своих руководителей или уполномоченных лиц;
  • нет документального подтверждения полномочий руководителей или уполномоченных лиц контрагентов;
  • отсутствует информация о местонахождении контрагента, его производственных, складских помещений;
  • нет сведений о способах получения информации о контрагенте (ни сайта, ни рекламы, ни рекомендаций);
  • не установлен факт регистрации контрагента в ЕГРЮЛ.

На основании этих признаков налоговые инспекторы отнесут вашего контрагента к числу проблемных. В результате будут поставлены под сомнение все ваши сделки с ним. Кстати, есть и ещё более грозные симптомы, свидетельствующие о дополнительном повышении рисков:

  • проблемный контрагент является посредником;
  • в договорах содержатся необычные условия (например, отсутствие предоплаты при поставке крупных партий товара, отсутствие гарантий, расчёты через третьих лиц или с длительной отсрочкой платежа и т. д.);
  • растёт задолженность плательщика, но поставки в его адрес продолжаются, а меры по взысканию задолженности не применяются;
  • выдаются или получаются займы без обеспечения, покупаются или продаются неликвидные векселя;
  • срок погашения обязательств превышает 3 года;
  • большая часть расходов налогоплательщика относится к сделкам с проблемными контрагентами.

Снизить или ликвидировать риски можно следующими способами:

  • при расчете налоговой базы за период исключить из расходов операции по сомнительным сделкам;
  • подать уточнённые таким образом налоговые декларации и сопроводить их Пояснительной запиской;
  • сообщить налоговикам о предпринятых для снижения рисков мерах.

Выводы

Налоговая служба регулярно проверяет фирмы на соответствие каждому из 12 критериев. Информация в ФНС поступает от банков, гос. органов, контрагентов… Словом, скрыть что-то серьёзное довольно трудно.

Если ваша фирма попадает под один или два из перечисленных критериев, не стоит разворачивать лихорадочную деятельность и жечь все бумаги. В 90 % случаев всё обойдётся малоприятной, но вполне безобидной беседой с инспекторами ФНС. Исправьте нарушения (хотя бы формально) и не беспокойтесь.

А вот если вы провели анализ деятельности своей фирмы и поняли, что нарушений слишком много – приступайте к глобальному переустройству. Иногда налоговая может молчать месяцами и годами, а затем внезапно прислать вам «письмо счастья». Сюрпризы такого рода часто оборачиваются катастрофой.

Не забывайте про ещё один важный момент. Все упомянутые выше критерии служат лишь для определения того, будет ли включена компания в план выездных налоговых проверок.

Однако ведь есть ещё и внеплановые! Поводом для неожиданного визита налоговиков вполне могут стать жалобы недовольных клиентов или порочащие вас сведения из МВД. И когда нужно ждать налоговую проверку в таких случаях? Правильно, в любой день.

Не допускайте такого развития событий. Ведите дела аккуратно, без злоупотреблений, и всё будет хорошо.

Источник: https://dezhur.com/db/usefull/v-kakih-sluchayah-stoit-zhdat-nalogovuyu-proverku.html

Налоговые проверки в 2018 году – список организаций

Кому ждать выездную налоговую проверку в 2017 году

Налоговые проверки в 2018 году – список организаций, которые должны быть проверены, закрыт для публичного доступа. Это мероприятия, в которые могут быть вовлечены любые юрлица и ИП. В каких случаях их деятельность может обратить на себя особое внимание налоговиков? Ответ узнайте из нашего материала.

Какие виды проверок налоговой инспекции на 2018 год предусмотрены законом?

Есть ли у ФНС планы налоговых проверок на 2018 год?

График налоговых проверок на 2018 год

Кто может быть включен в плановую налоговую проверку?

Как оценить вероятность включения фирмы в план проверок ИФНС на 2018 год?

Следует ли доверять неофициальным данным по планам проверок ФНС?

Итоги

Какие виды проверок налоговой инспекции на 2018 год предусмотрены законом?

Ст. 87 Налогового кодекса РФ устанавливает 2 вида налоговых проверок: камеральные и выездные. Проверки первого типа осуществляются специалистами ФНС непосредственно на их рабочем месте.

Каких-либо разрешений на проведение не требуется. Камеральные проверки подлежат проведению в течение 3 месяцев (по общему правилу) с момента представления декларации налогоплательщиком (п.2 ст.

88 НК РФ).

Выездные проверки проводятся налоговиками, как правило, на территории налогоплательщика, но если фирма не может предоставить помещение, то все процедуры проходят в самой ИФНС.

Осуществление выездных мероприятий, в свою очередь, требует вынесения руководителем налоговой инспекции отдельного решения. Выездные проверки назначаются, исходя из комплексного анализа специалистами ИФНС различных показателей деятельности предприятия, оценки налоговых рисков, качества предоставления налоговой и бухгалтерской отчетности.

Дата проведения проверки совпадает с моментом подписания руководителем местного органа ФНС решения, о котором мы сказали выше (п. 8 ст. 89 НК РФ).

Законодательно ФНС не обязана предупреждать налогоплательщика о том, что специалисты ведомства придут с проверкой, но на практике территориальные структуры налоговой инспекции во многих городах предварительно сообщают организациям и ИП о вынесении решения о проверке по телефону либо по почте.

Случаются визиты инспекторов ведомства и без предупреждения. Однако подобные прецеденты достаточно редки. Дело в том, что сама ФНС рекомендует своим сотрудникам вручать налогоплательщику копию решения о проведении проверки.

В ведомстве при этом остается другая копия — с отметкой «С решением о проведении выездной налоговой проверки ознакомлен», которая заполняется соответствующим субъектом.

Если вручение данного документа невозможно, он направляется налогоплательщику по почте (письмо ФНС от 25.07.2013 № АС-4-2/13622).

Есть еще один нюанс — в соответствии с положениями п. 12 ст. 89 НК РФ налогоплательщик обязан обеспечить доступ инспекторов ФНС к документам, имеющим отношение к уплате налогов.

Фирме объективно может потребоваться время на подготовку соответствующих источников, а также на организацию доступа к таковым.

На многих современных предприятиях система получения соответствующего доступа организуется в достаточной мере строго, в частности, может потребоваться оформление особых электронных или биометрических пропусков на те или иные территории.

Таким образом, ФНС с целью обеспечения конструктивного взаимодействия с плательщиком в части получения доступа к документам может быть весьма полезно предупреждать его о визите инспекторов.

О сроках проведения выездных ревизий читайте в статье «Какой срок проведения выездной налоговой проверки?».

Есть ли у ФНС планы налоговых проверок на 2018 год?

Порядок проведения выездных налоговых проверок организаций ФНС в аспекте формирования планов достаточно поверхностно регламентирован на уровне положений НК РФ, и это дает повод некоторым налогоплательщикам засомневаться — быть может, ведомство и вовсе не осуществляет планирование соответствующих мероприятий?

Есть версия, что основным фактором проверок становится межведомственное взаимодействие ФНС, например, с МВД, прокуратурой, банками, трудовой инспекцией (Соглашение ФНС РФ и Роструда от 25.11.

2016 № ММВ-23-2/24@) а также задействование различных «неофициальных каналов».

Использование подобных методов может предопределить отсутствие потребности ФНС в планировании — все проверки носят случайный характер и не основаны на следовании этим ведомством каким-либо системным принципам.

Однако данная точка зрения ошибочна. Тот факт, что выездные проверки ФНС все же систематизируются и включаются в отдельный план, подтверждается содержанием ряда правовых актов.

Так, в п. 3 письма ФНС от 23.01.2009 № ШС-21-3/40 прямо сказано о том, что все выездные проверки проводятся в соответствии с утвержденными планами. В документе также отмечено, что механизм реализации соответствующих мероприятий, установленный в ФНС, не предусматривает внеплановых проверок.

График налоговых проверок на 2018 год

Вместе с тем ФНС не обязана формировать публичные планы налоговых проверок. Более того, внутренние регламенты ведомства предписывают сотрудникам рассматривать соответствующие планы как конфиденциальные документы, не подлежащие разглашению. Собственно, даже не все сотрудники ФНС имеют доступ к подобным сведениям (письмо ФНС РФ от 04.04.2008 № ШТ-6-2/255).

Источник: https://nalog-nalog.ru/nalogovaya_proverka/provedenie_nalogovyh_proverok/nalogovye_proverki_-_spisok_organizacij/

Налоговая проверка: камеральная, выездная, встречная

Кому ждать выездную налоговую проверку в 2017 году

Приближающийся конец финансового года для многих компаний ассоциируется с возрастающей активностью фискальных органов. С точки зрения налоговиков, наиболее результативный метод выявления нарушений налогового законодательства – налоговая проверка. Что включает в себя каждая из них, каковы их цели и правила проведения, подробно разберем в этой статье.

Виды налоговых проверок

Налоговая проверка представляет собой одну из форм контроля, осуществляемого инспекцией в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Налоговым кодексом РФ предусмотрено две разновидности проверок: камеральные и выездные.

Отдельной формой проверки считается встречная.

Хотя она и не отражена в Налоговом кодексе РФ в виде особого вида контроля, у налогоплательщика есть обязанность представить по запросу проверяющих документы, касающиеся сотрудничества с конкретным контрагентом. Для инспекции они могут стать источником информации о деятельности представившего их налогоплательщика и, следовательно, вызвать наложение штрафных санкций.

Если вы не хотите, чтобы налоговые проверки в 2018 году, как и в каждом последующем периоде, принесли вам малоприятные неожиданности, стоит уделять серьезное внимание внутреннему контролю компании, направленному на выявление рисков, связанных с соблюдением сроков представления отчетности и уплаты налогов.

Камеральные налоговые проверки осуществляются в отношении налогоплательщика многократно – каждая декларация, расчет и другие документы тщательно изучаются специалистами ИФНС.

Выездные проверки организуются выборочно, могут включать анализ сведений об одном или нескольких налогах и охватывать срок до трех лет, прошедших до начала процедуры осуществления контроля.

Чем отличаются друг от друга эти два вида налоговых проверок, понятно из таблицы.

Курс Школы генерального директор “Управление компанией в современных условиях” познакомит вас с последними налоговыми изменениями более подробно. 

Камеральная налоговая проверка (статья 88 Налогового кодекса РФ)

Выездная налоговая проверка (статья 89 Налогового кодекса РФ)

Место проведения – ИФНС, материал для изучения – налоговые декларации и другие поступившие документы

Место проведения – территория налогоплательщика. Если помещение для проведения выездной проверки не может быть предоставлено организацией, проверка осуществляется в инспекции

Для осуществления камеральной проверки нет необходимости получать разрешение руководителя налоговой инспекции, налогоплательщик не ставится в известность о начале ее осуществления

Выездная проверка невозможна без соответствующего решения руководителя (или его заместителя) налогового органа, которое предварительно доводится до сведения налогоплательщика

Сроки камеральной налоговой проверки – в течение трех месяцев со дня представления налоговой декларации, расчета или другого документа

Срок налоговой проверки выездного характера ограничен двумя месяцами, в случае необходимости он может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях – до шести.

Законодательно запрещено проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением некоторых особых случаев

При обнаружении в процессе проведения камеральной налоговой проверки ошибок, противоречий, расхождений или несоответствия сведений налогоплательщику инспекцией направляется требование о представлении в пятидневный срок пояснений или внесении изменений в налоговую декларацию

В заключительный день выездной проверки налогоплательщик получает от проверяющих справку об осуществленной проверке с указанием ее предмета и сроков проведения

Если требования налоговых органов выполнены неудовлетворительно, составляются акт камеральной налоговой проверки и решение о ее результатах

Выездные контрольные мероприятия завершаются составлением акта налоговой проверки в обязательном порядке, даже если никаких нарушений в ходе нее не выявлено

Чек-лист: выясните, грозит ли вам налоговая проверка

Проверьте свою компанию по чек-листу от редакции журнала «Генеральный директор» и узнайте, могут ли налоговики внезапно к вам нагрянуть.

Проверить по чек-листу 

На что налоговики чаще всего обращают внимание при налоговых проверках

  1. Недобросовестные контрагенты.
  2. Возмещение НДС.
  3. Взаимозависимость лиц.
  4. Перенос убытков на будущее.
  5. Налоговые льготы.

Налоговая проверка ИП

В первую очередь от предпринимателя требуется предъявить регистрационные документы, а также те, которые подтверждают легальность осуществления им своей деятельности.

В этот список входят:

  • свидетельство о регистрации в качестве ИП;
  • бухгалтерская отчетность;
  • отчетные документы по налогам (за период, который подвергается проверке);
  • кассовые документы;
  • лицензии (если деятельность подлежит обязательному лицензированию);
  • банковские документы.

Налоговая проверка ИП на УСН

Упрощенку выбирает подавляющее большинство индивидуальных предпринимателей. Эта система предполагает уплату единого налога один раз в год.

Цель налоговой проверки в данном случае – выяснить, применяется ли УСН в полном соответствии с законом.

Если проверяющие найдут доказательства неправомерности использования упрощенной системы, по результатам проверки будут начислены налоги, обязательные для общей системы налогообложения.

Удостоверившись в законности применения УСН, налоговики проанализируют правильность осуществления учета. Однако следует помнить, что индивидуальному предпринимателю не вменяется в обязанность ведение бухучета.

Налоговая проверка ИП на ЕНВД

Этот вид контроля применяется по отношению к тем предпринимателям, которые ранее были замечены в нарушении налогового законодательства. Сюда входят и не соответствующее требованиям заполнение декларации, и опоздания при ее подаче, и имеющиеся у налоговиков основания подозревать ИП в сокрытии доходов. Порядок налоговых проверок в данном случае аналогичен тому, что был рассмотрен ранее.

Налоговая проверка при закрытии ИП

Контрольные мероприятия могут проводиться в течение трех лет после того, как предприниматель завершит свою деятельность.

Следует отметить, что далеко не во всех случаях проверка носит выездной и обязательный характер. Однако право инспекции на осуществление налоговой проверки сохраняется, даже если ИП начал процедуры по ликвидации бизнеса.

Это не означает, что проверяющие явятся домой к предпринимателю, скорее, они прибегнут к следующим мерам:

  • проведут инвентаризацию;
  • попросят представить документацию, касающуюся деятельности ИП;
  • осмотрят помещения, занимаемые предпринимателем, если они есть.

Налоговая проверка ООО

Проверка ООО на УСН

Налоговые органы в этом случае преследуют те же цели, что и с ИП. В первую очередь они должны убедиться, что у вас есть право на применение упрощенной системы, а также в том, что организация отвечает требованиям к плательщикам налогов по УСН.

Следующим шагом проверяется, насколько правильно рассчитаны налоговые платежи, заполнена документация и как осуществляются хозяйственные операции.

Налоговая проверка при ликвидации ООО

Ликвидация ООО всегда сопровождается выездными контрольными мероприятиями. Предметом проверки будет являться информация по всем налоговым платежам за последние три года. При этом срок проведения предыдущей плановой проверки не имеет значения.

Выездные мероприятия могут продолжаться около двух месяцев, это зависит от состояния документации, поведения ликвидационной комиссии и структуры организации.

Филиалы компании также подлежат обязательной проверке.

Где посмотреть план налоговых проверок

Со Сводным планом проведения проверок можно ознакомиться на сайте ФНС России. План на следующий год публикуется до 31 декабря текущего налогового периода. Организации, которые относятся к данному типу, также могут узнать о плановой проверке на сайте налоговой инспекции, в которой они состоят на учете.

Кому и когда стоит бояться проведения выездной налоговой проверки

Принципы, по которым организации-налогоплательщики включаются в план выездных проверок, отражены в Концепции, утвержденной приказом ФНС №ММ-3-06/333@.

Налогоплательщику, который хочет свести к минимуму вероятность своего включения в план выездных проверок, стоит придерживаться принципов полноты исчисления и своевременности уплаты налоговых платежей.

Приложение к Концепции содержит 12 базовых критериев, по которым налогоплательщики без труда оценят, насколько их деятельность может заинтересовать фискальные органы и стать причиной выездной проверки.

  1. Налоговая нагрузка компании гораздо ниже, чем средний показатель по конкретной отрасли или виду экономической деятельности. Этот показатель рассчитывается как отношение суммы платежей к обороту организации.
  2. Более двух лет подряд представляемые в инспекцию декларации содержат данные об убыточной деятельности компании.
  3. Заработная плата персонала за месяц гораздо ниже, чем средний показатель по данному виду экономической деятельности в конкретном субъекте РФ. Эти данные размещены в свободном доступе на сайте Росстата.
  4. Показатели, которые дают налогоплательщикам право применять специальные налоговые режимы, постоянно находятся в непосредственной близости от предельного значения. К ним относятся следующие параметры: уровень доходов на УСН – 150 млн рублей в 2017 году; площадь торгового зала для ЕНВД – 150 кв. м; число работников на специальном режиме – 100 для УСН и 15 для ПСН.
  5. Указание в декларации суммы расходов, практически равной сумме годового дохода. Этот показатель характерен для индивидуальных предпринимателей, находящихся на ОСНО. Если расходы составляют 83 % и более от доходов, ИП с большой вероятностью будет включен в план проверок.
  6. Рост расходов значительно опережает рост доходов, полученных от реализации товаров, работ или услуг. Это относится к организациям на общей системе налогообложения.
  7. Превышение долей вычетов по НДС от суммы налога планки в 89 % за 12 месяцев.
  8. Налогоплательщик не представляет пояснения на полученное от налогового органа уведомление о несоответствии показателей деятельности, которое было установлено в ходе камеральной проверки.
  9. Большое количество договоров, заключенных с перекупщиками или посредниками, не преследующих достижение деловой цели, то есть не ведущих к получению организацией прибыли.
  10. Снятие компании с учета в одной налоговой инспекции и постановка на учет в другой, осуществлявшееся более двух раз и вызванное изменением юридического адреса.
  11. Отклонение более чем на 10 % уровня рентабельности, зафиксированного в бухгалтерских документах, от среднестатистического показателя, характерного для этого вида деятельности.
  12. Финансово-хозяйственная деятельность, сопровождающаяся высоким налоговым риском. В первую очередь подозрение фискальных органов вызывает взаимодействие налогоплательщика с недобросовестными партнерами. К ним относят контрагентов, для которых характерно заключение договоров без личного участия руководителей или уполномоченных лиц, отсутствие информации о государственной регистрации в ЕГРЮЛ, несоответствие данных о местонахождении партнера действительности и другие факторы.

Как отсрочить выездную налоговую проверку

Вариант №1. Предложить инспекторам свои сроки представления документов.

Компания обязана подготовить требующиеся для проведения проверки документы в течение 10 дней. В случае большого объема запрашиваемых данных справиться за такой срок удается не всегда. Статья 93 Налогового кодекса РФ позволяет налогоплательщику обратиться в ИФНС с заявлением об отсрочке.

Оно должно быть направлено на следующий день после того, как организацией получено требование о представлении документов.

За два следующих дня руководитель налогового органа или уполномоченное им лицо вынесет решение. Оно вполне может быть отрицательным, но если вы считаете, что отказ инспекции не обоснован, обращайтесь в суд.

Есть шанс, что решение будет принято в вашу пользу, если судья усмотрит в деле следующие факторы:

  • инспектором не указана причина отказа в отсрочке;
  • не доказано умышленное уклонение организации от указанных сроков представления документов;
  • фирма действительно не могла полностью подготовить требуемые бумаги в установленный срок.

Источник: https://www.gd.ru/articles/3556-nalogovaya-proverka

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.