Контрольная закупка не повод для штрафа

Содержание

Контрольная закупка: как проходит и можно ли оспорить результаты

Контрольная закупка не повод для штрафа

Контрольная закупка — это вид внеплановой проверки, которую государственные службы проводят без предупреждения. Бизнесмен узнает о ней только когда всё уже произошло. С контрольной закупкой к бизнесмену может прийти налоговая, Роспотребнадзор, Росалкогольрегулирование, Росздравнадзор — каждая служба проверяет свою сферу.

Правила контрольной закупки

В декабре 2018 года появились правила контрольной закупки. Раньше чётких правил не было, поэтому результаты контрольной закупки было сложно оспорить. Теперь бизнесменам будет проще защититься и избежать штрафов.

Кого касается

Проверить могут любую компанию или предпринимателя, который что-то продаёт, оказывает услуги или выполняет работы. Ревизор может прийти в магазин как обычный покупатель, заказать пиццу по телефону или через интернет. И неважно, какой у вас бизнес: сеть супермаркетов, одиночная булочная или интернет-магазин натуральной косметики.

Как проходит контрольная закупка

1. Покупка товара. Инспектор приходит как обычный покупатель. Проверяющий может быть с двумя свидетелями или снимать процесс на видео. Он сам выбирает товар или услугу или просит продавца помочь. Вычислить инспектора практически невозможно.

2. Объявление о контрольной закупке. Как только проверяющий расплатился наличкой или картой, он предъявляет удостоверение и объявляет, что сделал контрольную закупку. Затем инспектор показывает кассиру приказ и отдаёт копию под подпись. Если инспектор что-то купил через интернет или по телефону, он может сказать об этом не сразу, а только на следующий день.

3. Составление акта. Сразу после покупки инспектор составляет акт — на это у него есть максимум три часа.

Если он сделал покупку через интернет, по телефону или отдал товар на экспертизу — не позднее следующего дня. Если инспектор обнаружил нарушения, он должен указать их в акте.

Продавец может отказаться подписывать акт — тогда инспектор указывает это в документе. Копию акта проверяющий отдаёт продавцу.

4. Возврат товара и денег. Если проверяющий купил товар и не нашёл нарушений, он его возвращает, а продавец отдаёт ему деньги. Их нужно вернуть так же, как получил — наличкой или на карту. Если товар забрали на экспертизу, возвращать деньги не нужно.

Если ревизор заплатил за услугу или работу и объявил о контрольной закупке до того, как получил результат, деньги нужно вернуть. Например, инспектор пришёл в парикмахерскую, расплатился заранее и объявил о контрольной закупке. Стричь его не надо, только вернуть деньги.

Если инспектор расплатился после того, как ему оказали услугу — помыли машину или накормили в кафе — возвращать деньги не нужно.

Что делать при контрольной закупке

Скачать требования к приказу и акту контрольной закупки

Проверьте соблюдение приказа. Изучите удостоверение инспектора и приказ о проведении контрольной закупки. Копию приказа ревизор должен отдать продавцу — если он не сделает этого, напомните.

Нарушение любого пункта приказа — повод признать результаты контрольной закупки недействительными и отменить штраф. Если в документе написано, что проверку делает Иванов, а пришёл Петров, это повод подать возражение.

Если в приказе указано, что инспектор должен купить один товар, а он приобрёл другой — второй повод. Если в приказе сказано, что контрольную закупку должны провести 10 февраля, а инспектор пришёл 11 февраля — третий повод.

Инспектор обязан действовать так, как сказано в приказе.

Что должно быть в приказе (п. 8 Правил):

Как выглядит акт проверки

Проверьте правильность составления акта. Нарушение правил оформления акта — повод оспорить результаты контрольной закупки. У каждого госоргана свои типовые акты, но есть общие требования.

Что должно быть в акте (п. 15 Правил):

Берегитесь мошенников. Проверяйте документы и обращайте внимание на поведение проверяющих. Если возникают сомнения, звоните в госорган, сотрудниками которого они представились.

Причины для контрольной закупки

Госорганы не могут прийти с контрольной закупкой потому, что им так захотелось — только если для этого есть причины (ст. 10 ФЗ №294-ФЗ).

Нарушение прав потребителя. Например, на ценнике указана одна стоимость товара, а кассир пробивает другую. Или покупатель попросил продавца заменить футболку, которая не подошла по размеру, а тот отказался. Если покупатель пойдет в Роспотребнадзор, его жалобы будет достаточно для проведения контрольной закупки.

Угроза, вред здоровью или жизни. Например, человек попал в больницу с отравлением после того, как съел пирожное в кафе.

Маркировка в 2019 году: что делать

Нарушение правил маркировки товаров. Например, на бутылке вина нет акцизной марки. Кроме алкоголя, маркировка уже действует на шубы, молочку, мясо и рыбу. В 2019 году обязательную маркировку введут для табака, обуви, шин, духов, одежды и фотоаппаратов.

У предпринимателя уже находили нарушения. Госорганы захотят проверить, исправился ли он. Например, соответствует ли теперь цена товара на ценнике той, что пробивает кассир.

Инспектор может провести контрольную закупку, только если по-другому проверить предпринимателя нельзя. Если представитель госоргана не сможет доказать, что другого способа проверить бизнесмена не было, результаты контрольной закупки признают недействительными. Это правило пригодится бизнесмену, если он решит судиться (п. 3 Правил).

Чем грозит контрольная закупка

Если инспектор нашёл нарушения, к бизнесмену могут прийти с внеплановой выездной проверкой. Если нарушений много, после контрольной закупки против бизнесмена могут возбудить административное дело. Размер штрафа зависит от того, за что бизнесмена будут судить (п. 21 Правил).

Как оспорить результаты

Если бизнесмен не согласен с результатами контрольной закупки, их можно оспорить. Для этого нужно отправить возражения в тот орган, который проводил проверку:

  1. Когда инспектор оформит акт, подпишите его с пометкой «с возражениями» или «с замечаниями». Совсем не подписывать акт нет смысла — в документе есть строка «пометка об отказе ознакомления с актом проверки». Если бизнесмен откажется подписывать акт, инспектор сделает отметку, что тот отказался прочесть документ.
  2. Подготовьте возражения в двух экземплярах: один для госоргана, второй для себя. Подробно опишите, с чем вы не согласны. Приложите копии документов, которые подтверждают вашу правоту.
  3. Отправьте возражения в госорган, который проводил закупку. Сделайте это в течение 15 дней после контрольной закупки (ст. 16 ФЗ №294 ФЗ). Документы можно отнести лично, отправить почтой или электронным письмом. Если выбрали последний вариант — подпишите документы электронной подписью.
  4. Дождитесь ответа госоргана. Срок зависит от того, кто проводил контрольную закупку. Например, если приходили из Роспотребнадзора, то ответить на возражение должны в течение 30 дней после того, как получили его (п. 87 приказа Роспотребнадзора).

Если госорган не согласится с возражениями, можно обратиться в вышестоящий орган или в суд. Например, если закупку проводил представитель регионального Роспотребнадзора, можно отправить возражения в федеральный Роспотребнадзор. Если решили идти в суд, проконсультируйтесь с юристом.

Любой покупатель может внезапно оказаться инспектором госоргана, который проводит контрольную закупку. Поводом для проверки может стать жалоба покупателя.

Нарушение любого пункта приказа о контрольной закупке или правил составления акта — повод оспорить результаты закупки. Проверьте удостоверение инспектора, выполнение приказа и правильность составления акта.

Скачать требования к приказу и акту

Итогом контрольной закупки может стать внеплановая проверка или штраф. Если не согласны, напишите возражения и отправьте их в госорган, который проводил закупку. Если он не согласится с возражениями, идите в вышестоящий орган или суд.

30 января 2019

Источник: https://blog.evotor.ru/kontrolnaya-zakupka-kak-proxodit-i-mozhno-li-osporit/

Что бизнес должен знать о контрольных закупках?

Контрольная закупка не повод для штрафа

С контрольной закупкой может столкнуться любой индивидуальный предприниматель или любое юридическое лицо. Так как контрольная закупка проводится без предупреждения, подготовиться к ней практически невозможно, но если знать, как она проходит, чего ждать от проверяющих и как оспорить результаты проверки, шансы защитить свои права у предпринимателя возрастают в разы.

26 декабря 2018 года правительство утвердило порядок проведения контрольных закупок контролирующими органами в Постановлении от 21.11.18 № 1398.

Что такое контрольная закупка

Контрольная закупка, как плановые и внеплановые проверки, регулируется ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ и является одной из форм государственного контроля.

Постановление Правительства от 21.11.18 № 1398 о правилах проведения контрольных закупок вступило в силу с 1 декабря 2018 года.

Проверить могут любое предприятие, которое продает какие-либо товары или услуги, вне зависимости от вида деятельности и доходов. Поводом для контрольной закупки может стать жалоба покупателя.

Контрольная закупка, в отличие от других проверок, всегда проводится без предупреждения.

Контрольные закупки не нужно путать с проверочными. Проверочные закупки помогают полиции выявить места продажи товаров, которые нельзя продавать или продажа которых ограничена, — например, нелегального алкоголя.

На какие документы обратить внимание

Контрольная закупка должна проводиться на основе приказа руководителя надзорного органа.

В этом приказе должно быть указано, в частности, название органа государственного контроля, имя проверяющего, имя предпринимателя и адрес его работы, место и основания проведения контрольной закупки, сведения о согласовании контрольной закупки с прокуратурой, если она была согласована, и о проведении фото и видеосъемки.

Если контрольная закупка проводится лично, после ее завершения проверяющий должен рассказать представителю компании о проведении закупки, предъявить служебное удостоверение, приказ о проведении закупки и копию приказа о проведении закупки.

После этого товары и услуги возвращаются индивидуальному предпринимателю или представителю юридического лица, если их можно вернуть, а деньги возвращаются тому, кто проводил проверку, или переводятся на счет, с которого поступили.

Акт о проведении контрольной закупки составляется в течение трех часов после ее проведения, а если она проводилась дистанционно — на следующий день.

Акт подписывается проверяющим, индивидуальным предпринимателем или представителем юридического лица и свидетелями, если они есть.

В акте должны быть обозначены в том числе сведения о приобретенных товарах и услугах и о выявленных нарушениях, если они есть.

При проведении контрольной закупки проверяющий может запросить документы о товаре или услуге, которые предприниматель обязан представить потребителю по закону о защите прав потребителей, также он может снимать фото и видео.

Если при проведении контрольной закупки не было обнаружено никаких нарушений, то внеплановая проверка по тому же основанию проводиться не может. Контрольная закупка с личным присутствием проверяющего должна проводиться в присутствии двух свидетелей или с использованием видеозаписи.

Кто может проводить контрольные закупки

Контрольные закупки могут проводиться разными надзорными органами, например, Федеральной налоговой службой, Роспотребнадзором, Рособрнадзором, Сельхознадзором и антимонопольной службой. Скажем, Роспотребнадзор может проводить контрольные закупки для защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического контроля.

Какие нарушения можно выявить при контрольной закупке

Контрольная закупка проводится в том случае, если по-другому выявить нарушения невозможно. Примеры нарушений, которые можно выявить при контрольной закупке: вес товара не соответствует заявленному, покупателю не выдается чек или сдача, лекарственные препараты и алкоголь продают тем, кому их нельзя продавать, например, без рецепта, образовательные услуги предоставляют без лицензии.

Если представители надзорного органа обнаружили нарушение, они могут назначить внеплановую проверку или возбудить дело об административном правонарушении.

Чтобы потенциально оспорить результаты контрольной закупки, нужно проверить, имеют ли проверяющие право проводить закупки, могут ли они доказать, что по-другому выявить нарушения было невозможно, согласована ли закупка с прокуратурой и являются ли свидетели незаинтересованными лицами.

На что обращают внимания проверяющие

Контрольная закупка проводится по тем же основаниям, что и внеплановая проверка, — чаще всего на основании заявления от потребителя, права которого были нарушены, при нарушении требований маркировки товаров или при причинении угрозы или вреда гражданам, животным, растениям, окружающей среде и объектам культурного наследия. Также закупка может проводиться, чтобы проверить, устранила ли компания нарушения, которые были выявлены ранее (Федеральный закон от 18.04.2018 № 81-ФЗ).

То, на что обращают внимания проверяющие, зависит от того, какие именно нарушения они должны выявить. Например, если ценники наклеены неправильно или если табачные изделия продают несовершеннолетним, проверять будут именно эти факты.

При этом нарушения должны быть такими, что их невозможно выявить с помощью других форм контроля. Например, товары в интернет-магазине стоят дороже, чем указано на сайте, или в магазине клиенту навязывают дополнительные услуги, например, страховку.  

Проверять те нарушения, на которые потребитель не жаловался, представители надзорного органа не имеют права.

Возможные штрафы

Размер штрафов зависит от выявленных нарушений. При первом нарушении за год штраф можно заменить предупреждением, за исключением тех случаев, когда причинен имущественный ущерб или есть угроза причинения вреда жизни и здоровью людей или государственной безопасности. Надзорный орган не может проводить контрольную закупку по анонимному заявлению.

Например, отсутствие медицинской книжки у сотрудника будет стоить юридическому лицу до 20 000 руб. и до 1 000 руб. для ИП или повлечет за собой приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Продажа продуктов с истекшим сроком годности будет стоить юридическому лицу до 300 000 руб. и до 30 000 руб. для ИП, а введение потребителя в заблуждение по поводу потребительских свойств товара или услуги — до 500 000 руб.

для юридического лица и до 15 000 руб. для ИП.

Штраф нужно оплатить в течение двух месяцев с момента выдачи постановления или в течение двух месяцев с того дня, как суд вынес распоряжение.

После контрольной закупки надзорный орган может назначить внеплановую проверку предприятия, если нужно собрать дополнительную информацию.

Когда проверка не нужна или признается недействительной

Контрольная закупка должны проводиться после того, как потребитель пожаловался на какое-либо нарушение и продавец или предприниматель, который оказывает услуги, не удовлетворил его требование или проигнорировал его жалобу. Тогда потребитель может обратиться в надзорный орган. Если своевременно удовлетворить претензию клиента, в контрольной закупке не будет необходимости.

По итогам проверки проверяющий должен отдать индивидуальному предпринимателю или представителю юридического лица акт, составленный по результатам проверки.

Представителю компании или ИП следует также дать расписку о том, что он ознакомлен с актом, или о том, что он отказался с ним знакомиться.

Если акт не отдали предпринимателю, это является грубым нарушением процедуры контрольной закупки, на основании чего ее результаты можно признать недействительными (ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ).

Также, чтобы результаты закупки были признаны действительными, дата проведения контрольной закупки в интернет-магазине должна совпадать с датой выдачи кассового или товарного чека покупателю. (ст. 493 ГК РФ)

На контрольную закупку не распространяется запрет проверок индивидуальных предпринимателей и юридических лиц до 2020 года и непроведение проверок предпринимателей, которые зарегистрировали компанию менее трех лет назад.

Результаты проверки можно оспорить в течение 10 дней, написав жалобу в суд в свободной форме.

Чаще всего основаниями для аннулирования результатов проверки служит неправильное оформление документов проверяющими или случаи, когда проверяющий спровоцировал сотрудника компании на нарушение.

Уточнить правила оформления документов и процедуры проверки при контрольных закупках можно в Постановлении Правительства от 21.11.18 № 1398.  

19 февраля в 09:30 (по Мск) состоится вебинар «Что изменится в розничной торговле табаком с 1 марта 2019, как подготовиться?». Успейте зарегистрироваться.  

Источник: https://kontur.ru/articles/5367

Новая проверка: покупатель с подвохом — Журнал «Катрен Стиль»

Контрольная закупка не повод для штрафа

Самвел Григорян о законопроекте, позволяющем Росздравнадзору проводить контрольные закупки — к чему быть готовым фармацевту и как оспорить проверку

Государственная дума одобрила в первом чтении Законопроект № 337563–7, который наделяет Росздравнадзор дополнительными правами и добавляет еще один повод для беспокойства работникам аптек. Ведомство будет проводить контрольные закупки.

Контрольная закупка — это всегда важно и зачастую неприятно, потому что неожиданно. Быть к ней готовым нужно всегда. А одна из главных сторон такой готовности — знание.

Поэтому разберемся в сути законопроекта, который уже прошел первое чтение, а заодно вспомним различные полезные подробности, связанные с этой темой.

Зачем это нужно?

Наверное, каждое ведомство стремится к расширению своих полномочий в области контроля и надзора. Судя по появлению Законопроекта № 337563–7, Росздравнадзор в этом смысле — не исключение.

Полное название законопроекта выглядит достаточно громоздко: «О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации“ и статью 9 Федерального закона „Об обращении лекарственных средств“ (в части предоставления Росздравнадзору права на проведение мероприятий по контролю в виде контрольной закупки)».

Формальное обоснование этой инициативы в отношении фармотрасли можно найти в пояснительной записке к законопроекту. Авторы документа предлагают наделить работников Росздравнадзора правом на проведение контрольной закупки в следующих случаях:

  • при проведении проверок соблюдения правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения и/или соблюдения запрета продажи фальсифицированных, недоброкачественных, контрафактных лекарственных средств;
  • при проведении госконтроля за обращением медицинских изделий в части запрета на реализацию фальсифицированных, недоброкачественных, контрафактных лекарственных средств и медизделий.

Основания для контрольной закупки

Так что на вопрос «зачем и кому это нужно», мы уже ответили — теперь приведем общие сведения по теме. Контрольные закупки регулируются статьей 16.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294‑ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В пункте 1 этой статьи есть определение «контрольной закупки» — это мероприятие по контролю, во время которого орган госконтроля (надзора) создает «ситуацию для совершения сделки». Ее цель — проверка соблюдения обязательных требований при продаже товаров (либо оказании услуг потребителям, или выполнении работ).

Необходимо также иметь в виду, что контрольная закупка проводится не стихийно, а по основаниям, предусмотренным для проведения внеплановых выездных проверок. Основания эти перечислены в части 2 статьи 10 Закона № 294‑ФЗ.

Ознакомившись с ней, вы узнаете, что внеплановая выездная проверка (и контрольная закупка) может быть следствием, например, недовольства кого‑либо из посетителей аптеки, посчитавшего, что его права нарушены и написавшего заявление в Роспотребнадзор.

При этом есть одно условие: до написания заявления потребитель должен обратиться к самой аптечной организации или ИП с просьбой устранить нарушение его прав. Только после этого, если его просьбу не рассмотрели или не удовлетворили, он имеет право направить заявление или жалобу в госорган.

Помимо жалобы потребителя, основаниями для проведения контрольной закупки могут быть:

  • причинение вреда жизни, здоровью граждан или угроза причинения такого вреда;
  • приказ или распоряжение руководителя органа госконтроля, изданный в соответствии с поручениями Президента и Правительства РФ на основании требования прокурора. В этом случае речь идет о проведении внеплановой проверки по поступившим в прокуратуру материалам и обращениям;
  • если при проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юрлицом (или ИП) были найдены какие‑либо поводы для проверки, исходя из индикаторов риска. Напомним, что местное отделение Росздравнадзора присваивает каждой аптеке ту или иную категорию риска. Частота проверок зависит от этой категории. Узнать критерии распределения аптек по категориям риска можно в тексте этого закона.

Необходимо также добавить, что недостаточно голословного утверждения должностного лица органа госконтроля по любому из этих пунктов.

Для того чтобы внеплановая проверка или контрольная закупка была обоснованна, он обязан оформить мотивированное представление.

Исключение составляет ситуация, когда аптечная организация или ИП вовремя не выполнила уже выданное ранее предписание об устранении нарушений. В таком случае контрольную закупку могут провести без оформления представления.

Два свидетеля

Согласно пункту 4 статьи 16.1 Закона № 294‑ФЗ, контрольная закупка, проводимая по перечисленным выше основаниям, должна быть согласована с органами прокуратуры. Без такого согласования ее проведение незаконно.

Контрольная закупка — дело, как уже говорилось, внезапное; она проводится без предварительного уведомления проверяемых. Иначе говоря, проверяющий делает вид, что он обычный посетитель, покупает что‑то, а потом наступает всё самое интересное. Или не наступает, если, к великому огорчению проверяющего, ему не удалось «подловить» первостольника, а значит, и аптечную организацию.

Если проверяющий нашел какие‑либо нарушения, он должен сообщить об этом представителю аптеки сразу же после контрольной закупки. При этом он должен предъявить служебное удостоверение и приказ руководителя о проведении контрольной закупки.

Кстати, контрольная закупка — дело хоть и внезапное, но не тайное. Ее нужно проводить в присутствии двух свидетелей либо на видеокамеру. Если это условие не было соблюдено, сам факт проверки можно опротестовать. При необходимости проверяющие могут применять фото- и киносъемку.

Изменения в Закон № 323‑ФЗ

Перейдем теперь к формальной стороне вопроса, а именно к тому, какие изменения предполагается внести посредством Законопроекта № 337563–7.

Для этого вспомним о статьях «Полномочия органов, осуществляющих государственный контроль в сфере охраны здоровья» (статья 86) и «Государственный контроль за обращением медицинских изделий» (статья 95) Федерального закона от 21.11.2011 № 323‑ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

Сейчас статья 86 состоит из двух частей: в первой перечислены полномочия осуществляющих госконтроль органов, во второй — их права. Если законопроект примут, в ней появится третья часть следующего содержания:

«При осуществлении государственного контроля в сфере охраны здоровья в случаях проведения проверок, предусмотренных пунктом 8 части 2 статьи 88 и пунктом 5 части 4 статьи 95 настоящего Федерального закона [№ 323‑ФЗ] и законодательством Российской Федерации об обращении лекарственных средств, органом государственного контроля проводятся контрольные закупки в порядке, установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294‑ФЗ „О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля“».

Уточним, что это за случаи — «предусмотренные пунктом 8 части 2 статьи 88 и пунктом 5 части 4 статьи 95 Закона № 323‑ФЗ». В первом из них речь идет о праве органа госконтроля применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и/или ликвидацию последствий законодательства в сфере охраны здоровья и обращения лекарственных средств.

Что касается пункта 5 части 4 статьи 95 — то, если вы прямо сейчас станете искать его посредством баз нормативно-правовых актов, будете озадачены, поскольку такого пункта пока не существует. Его еще только планируется утвердить — тем же самым Законопроектом № 337563–7, который мы обсуждаем.

Если он вступит в силу, то норма пункта 5 части 4 статьи 95 Закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» будет означать, что государственный контроль за обращением медицинских изделий осуществляется посредством:

  • проведения проверок соблюдения юридическими лицами и ИП правил в этой сфере;
  • выдачи разрешений на ввоз на территорию РФ медицинских изделий в целях их государственной регистрации;
  • проведения мониторинга безопасности медицинских изделий;
  • проведения контрольной закупки при проверке соблюдения запрета реализации фальсифицированных, недоброкачественных и контрафактных медицинских изделий.

Как вы уже, вероятно, поняли, выделенного курсивом положения, в отличие от трех предыдущих, в законодательстве пока еще не существует. Именно его предполагается ввести в действие Законопроектом № 337563–7.

Почему Росздравнадзор

Кто‑то, возможно, спросит о том, почему процитированное выше положение законопроекта имеет отношение к Росздравнадзору, ведь в нем не упоминается название этой федеральной службы. Приведем еще раз для наглядности его фрагмент: «при осуществлении государственного контроля в сфере охраны здоровья органом государственного контроля проводятся контрольные закупки…».

Ответ следует из «Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 323. Первым же пунктом этого постановления Росздравнадзор уполномочен осуществлять контроль и надзор в сфере здравоохранения (охраны здоровья). Поэтому выделенный курсивом фрагмент, конечно же, имеет отношение к этой федеральной службе.

Изменения в Закон № 61‑ФЗ

В заключение отметим, что Законопроект № 337563–7 предполагает внесение изменений и в другой базовый нормативный правовой акт лекарственной отрасли — Федеральный закон от 12.04.

2010 № 61‑ФЗ «Об обращении лекарственный средств». В части 6 статьи 9 этого Закона перечислены права должных лиц.

Со вступлением Законопроекта в силу в нем появится пункт 31, который определяет, что они будут иметь право:

  • проводить контрольную закупку при проверке соблюдения правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения и (или) соблюдения запрета продажи фальсифицированных, недоброкачественных и контрафактных лекарственных средств для медицинского применения в порядке, установленном упомянутым выше Федеральным законом № 294‑ФЗ.

Поскольку статья 9 Закона № 61‑ФЗ имеет название «Государственный контроль (надзор) в сфере обращения лекарственных средств», а его, согласно «Положению о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения», осуществляет, в частности, Росздравнадзор, понятно, что и эта выдержка из законопроекта имеет отношение к этой федеральной службе и ее должностным лицам.

Источник: https://www.katrenstyle.ru/articles/journal/pharmacy/novaya_proverka_pokupatel_spodvohom

Насколько законна контрольная закупка от налоговиков

Контрольная закупка не повод для штрафа

Источник: журнал «Главбух»

Налоговые органы при проведении контрольных закупок ссылаются на положения подпункта 2 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которыми они могут проводить камеральные или выездные проверки. При этом им разрешено осматривать помещения налогоплательщика истребовать у него документы и проводить их выемку, а также осуществлять экспертизу.

И несмотря на то, что контрольная закупка в рамках мероприятий налогового контроля в Налоговом кодексе РФ прямо не предусмотрена, ее проведение фискалы обосновывают возможностью осуществления доступа должностных лиц на территорию или в помещение фирмы для проведения проверки ( ст. 91 Налогового кодекса РФ ). Законность контрольной закупки с позиции налоговиков обоснована.

Федеральным законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов…» (далее – Закон № 54-ФЗ ) предусмотрены следующие действия налоговых органов в рамках проверки использования ККТ:

— контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований данного закона;

— контроль за полнотой учета выручки;

— проверка документов, связанных с применением контрольно-кассовой техники.

Правда, такой вид налогового контроля, как контрольная закупка, в Законе № 54-ФЗ также не предусмотрен.

С 5 февраля 2012 года действует Административный регламент по проверкам применения контрольно-кассовой техники, утвержденный приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н (далее – Регламент ). В пункте 23 Регламента подробно описаны методы, которые налоговики должны использовать при проверках. Дословно там сказано следующее: «…

проверка выдачи кассовых чеков специалистами инспекций включает в себя приобретение товара (работ, услуг), оплату этих товаров (работ, услуг) наличными денежными средствами и (или) с использованием платежных карт, установление факта оформления (неоформления) документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Указанные действия (процедуры проверки) проводятся специалистами инспекций в следующих формах:

— форма контроля, основанная на визуальном наблюдении, с применением (без применения) способов видео-, аудиофиксации фактов приобретения и оплаты товаров покупателями (клиентами);

— аналитические процедуры, направленные на выявления фактов выдачи или невыдачи кассовых чеков, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)».

По сути, перечисленные мероприятия равнозначны контрольной закупке, пусть и называются по-другому.

Арбитражная практика

В силу части 3 статьи 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Контроль за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложен на налоговые органы статьей 7 Закона № 54-ФЗ, статьей 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», пунктом 5.

1.6 Положения о Федеральной налоговой службе утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506. Эти документы предоставляют налоговым органам право проводить проверки использования ККТ, но не определяют методов и порядка их проведения.

Между тем проверочная (контрольная) закупка в силу Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом.

Налоговики к ним не относятся. На основании данных выводов суды приходят к выводам о неправомерности проведения контрольной закупки налоговыми органами – постановления ФАС Северо-Западного округа от 17 марта 2010 г.

№ А56-58604/2009, от 5 марта 2009 г. № А56-22949/2008.

Хотя некоторые суды ставят во главу угла обязанность налогоплательщика применять контрольно-кассовую технику. И если она не применяется, считают, что за это организация (предприниматель) должна отвечать.

В то же время у Верховного суда РФ в отношении мероприятий налогового контроля в форме контрольной закупки сложилась иная позиция.

Оперируя теми же нормами, которые мы рассмотрели, Верховный суд РФ пришел к такому выводу.

Тот факт, что налоговым инспекторам нельзя проводить контрольную закупку, не может быть основанием для отмены постановления об административном нарушении.

Такая точка зрения выражалась Верховным судом РФ неоднократно, в частности, в постановлениях от 11 мая 2012 г. № 45-АД12-4, от 29 июля 2009 г. № 41-АД09-3, от 24 июля 2009 г. № 46-АД09-1.

В целом даже налоговые органы соглашаются с тем, что в настоящее время в части проведения контрольных закупок законодательство содержит значительный пробел. В связи с чем, законность контрольной закупки инспкторами может стать спорной

В письме ФНС России от 17 октября 2012 г. № АС-4-2/17581 говорится о наличии пробелов, недостатков и противоречий в законодательстве, которые часто трактуются судами в пользу налогоплательщиков.

За неприменение ККТ могут оштрафовать

При наличных денежных расчетах (или расчетах с использованием платежных карт) при продаже товаров (работ услуг) все организации и индивидуальные предприниматели должны применять контрольно-кассовую технику. Таково требование пункта 1 статьи 2 Закона № 54-ФЗ.

Отказ в выдаче по требованию покупателя чека или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), влечет предупреждение или же наказывается административным штрафом согласно положениям статьи 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Отметим, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а также при отсутствии имущественного ущерба. Данная мера ответственности выражается в письменной форме.

Штрафы же взыскиваются в следующих размерах: с продавца-кассира – в размере от 1500 до 2000 руб.; с руководителя организации или предпринимателя – от 3000 до 4000 руб.; с организации – от 30 000 до 40 000 руб.

Причем обратите внимание: применение административной ответственности к организации не исключает возможности применения штрафа к должностному лицу.

Источник: https://otchetonline.ru/art/buh/47891-naskol-ko-zakonna-kontrol-naya-zakupka-ot-nalogovikov.html

Проверочная закупка- признаки провокации

Контрольная закупка не повод для штрафа

Проверочная закупка является оперативно розыскным действием, которое широко применяется оперативными сотрудниками полиции. Проверочная закупка как результат ОРМ  может использоваться в качестве доказательства виновности подсудимого в суде. 

Однако, проверочная закупка, может использоваться как доказательства при условии, что при ее проведении были соблюдены ряд требований закона.

В связи  большим количеством злоупотреблений со стороны оперативных сотрудников полиции при проведении проверочных закупок ВС РФ в своем Обзоре судебной практики  от 27.06.

2012 года указал на ряд признаков свидетельствующих о провокации при проведении проверочной закупки.

В соответствии со ст. 5 Закона об ОРД оперативным сотрудникам правоохранительных органов при проведении ОРМ, категорически запрещено подстрекать, склонять и побуждать граждан в прямой или косвенной форме к совершению преступлений. Данная статья содержит прямой запрет органам (должностным лицам), осуществляющим ОРД, выполнять действия, не совместимые с этой деятельностью.

Необходимыми требованиями законности проверочной закупки  являются соблюдение органом, осуществляющим ОРД, требований ст. ст. 7, 8 Закона об ОРД.

Для того, чтобы проведение такого  ОРМ необходимо, чтобы до проведения проверочной закупки у правоохранительных органов  имелись данные, указывающие на то, что подозреваемый совершает преступные действия.

Результаты ОРМ могут быть положены в основу приговора, если они получены в соответствии с требованиями закона и указывают на  наличие у подозреваемого умысла на совершение преступления, который сформировался независимо от деятельности правоохранительных органов, а также о проведении лицом необходимых подготовительных действий для совершения преступления.

Одним словом, при проведении проверочной закупки  правоохранительные органы не должны создавать условия, при которых подозреваемый лишается возможности выбора поведения.

Необходимо также установить, что инициатива о совершении незаконной сделки исходила исключительно от  сбытчика, а не от  закупщика или оперативных работников полиции. Побуждение у лица умысла и решимости на совершение противоправного деяния является провокацией.

Признаки провокационности повторной закупки

Если первичная проверочная закупка  была проведена  на законных основаниях, а  последующие с признаками провокации, материалы этих ОРМ  должны признаваться недопустимыми доказательствами.

В вышеуказанном обзоре судебной практики ВС разъяснил , что проведение повторной проверочной закупки в отношении одного и того же лица, должно быть  мотивировано новыми основаниями и целями, которые должны быть отражены в отдельном постановлении о проведении ОРМ.

Повторное проведение ОРМ будет законным если оно проводится для пресечения преступных связей, установления других участников преступления, установления каналов сбыта наркотиков и для других целей отличных от целей первоначальной закупки.

Последующие проверочные закупки являются провокационными при наличии следующих обстоятельств

1.            Непресечение преступления по результатам первого ОРМ, так как в соответствии со ст.2 Закона об ОРД  перед оперативными работниками стоят задачи по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению лиц  причастных к их совершению.

Отсюда, если при проведении первой закупки был установлен факт сбыта наркотиков, оперативные сотрудники обязаны  немедленно задержать виновного с целью пресечь его дальнейшую преступную деятельность,

Если сотрудники правоохранительных органов не сделали этого, а провели в отношении того же лица еще ряд закупок с тем же закупщиком то последующие проверочные закупки не будут соответствовать требованиям ст.5 Закона об ОРД и должны расцениваться как провокация.

Ссылку оперативных сотрудников  при проведении повторной проверочной закупки на отсутствие достаточных данных для  возбуждения уголовного дела при проведении первичной проверочной закупки можно  опровергнуть материалами уголовного дела.

В постановлении о проведении повторной и последующей закупок в отношении одного и того же лица должны быть указаны не только основание их проведения, а так же установленные при проведении первой и предшествующих проверочных закупок с оперативных ведений которые свидетельствуют о невозможности выполнить требования ст.2 Закона об ОРД.

Отсутствие таких сведений в  постановлениях о проведении  последующих проверочных закупок ОРМ  является основанием для признания их незаконными.

Кроме этого, как указывалось выше, в названном постановлении о проведении ОРМ должны быть указаны цели проведения этого мероприятия.

При проведении проверочной закупки недопустимо создавать такие условия, при которых подозреваемый лишается возможности выбора поведения.

Использование в качестве закупщика лица, находящегося в доверительных отношениях с подозреваемым

В своем Определении от 04.12.

2012 года №50-Д12-101 ВС отменяя приговор суда указал, что  привлекая  в качестве проверочного закупщика лицо, с которым у подозреваемого сложились доверительные отношения в ходе употребления ими наркотических средств, сотрудники полиции подтолкнули подозреваемого к совершению преступления. Эти нарушения  явились основанием для  переквалификации действий осужденного с подготовления к сбыту наркотиков на хранение наркотиков в крупном размере.

Источник: http://pershickow.ru/proverochnaya-zakupka-priznaki-provokacii.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.