Налоговые агенты по НДС при покупке иностранных Интернет-услуг
Ндс иностранных интернет-компаний: руководство для агентов в вопросах и ответах
НДС для иностранных компаний, оказывающих электронные услуги, введен с начала текущего года. Это повлекло изменения не только для самих заграничных налогоплательщиков, но и для их контрагентов в России. Какие обязанности они приобрели в связи с этим новшеством?
Знаменитый «налог на Google»
Именно так окрестили новый платеж на рынке. Его ввел закон № 224-ФЗ от 03.07.16, который соответствующим образом изменил Налоговый кодекс.
Суть заключается в том, чтобы обложить НДС организации из иностранных государств, которые оказывают электронные услуги и продают цифровой контент в России.
Таким образом правительство решило уравнять условия игры для отечественных и зарубежных компаний, ведь наши продавцы всегда платили НДС, а заграничные — нет.
Под «налог на Google» попали мировые гиганты: Microsoft, Apple, Booking, Uber, , ну и, понятное дело, сам Google. Эти и другие компании были обязаны зарегистрироваться в специальном разделе на сайте российской ФНС в качестве иностранных плательщиков НДС.Российские же юридические лица и ИП, которые работают с иностранными плательщиками НДС, стали их налоговыми агентами. То есть они получили обязанность удержать с иностранной организации НДС, уплатить его в российский бюджет, а также отчитаться за это перед ФНС. С этим возникло немало вопросов, на основную часть из которых постараемся ответить далее.
Какие иностранные организации должны встать на учет в качестве плательщика НДС?
Все те, кто оказывает облагаемые услуги физическим лицам на территории России. Если компания реализует свою продукцию только организациям и ИП, она не должна регистрироваться на сайте ФНС в качестве иностранного плательщика НДС. В этом случае она не уплачивает налог самостоятельно — эти обязанности возникают у ее российских контрагентов.
Если иностранная компания зарегистрировалась в качестве плательщика НДС, возникнет ли при работе с ней налоговое агентство?
Такая компания будет выполнять обязанности налогоплательщика сама лишь по операциям с физическими лицами. В соответствии с пунктом 9 статьи 174.
2 НК РФ, российские контрагенты таких организаций все равно обязаны выполнять роль налогового агента.
Таким образом, для отечественных компаний и ИП не имеет никакого значения, зарегистрировался ли иностранный контрагент-плательщик НДС в качестве такового или нет. По операциям с ним в любом случае придется выполнять роль налогового агента.
Какие электронные услуги иностранных компаний попадают под обложение НДС?
Таковых много, но наиболее востребованными у российских компаний и предпринимателей являются:
- Предоставление прав на пользование программами и базами данных, в том числе удаленно. Речь идет о приобретении прав без оформления лицензии. Обратите внимание! Покупка лицензионных прав НДС не облагается!
- Предоставление рекламных интернет-услуг, в том числе площадок. Примером является покупка площадки для рекламы у или Google.
- Услуги по размещению предложений к продаже. Имеется в виду, например, размещение отелей на сервисе booking.com, а также услуги такси в системе Uber.
- Регистрация доменных имен, предоставление хостинга.
Если российская компания (ИП) не является плательщиком НДС, должна ли она выполнять роль налогового агента?
Безусловно! Для исполнения роли налогового агента не имеет никакого значения, платит ли компания (ИП) собственный НДС. Поэтому удержать и уплатить налог с иностранного контрагента должны и те налогоплательщики, которые применяются спецрежимы.
С кого взимается налог?
Как известно, НДС — косвенный налог и в итоге он платится из кармана конечного покупателя. В случае с физическими лицами все просто — плательщики «налога на Google» просто увеличили цену на сумму НДС. Таким образом, теперь за одни и те же электронные товары и услуги россияне платят больше, чем, скажем, пользователи в Америке или Европе.
При работе с российскими компаниями и предпринимателями все сложнее. Теоретически налог должен удерживаться из сумм, полученных от иностранной компании. Однако на практике это не всегда возможно.
Поэтому, допустим, если в контракте с иностранным контрагентом не фигурирует сумма налога, то отечественному агенту придется уплатить ее за счет собственных средств. Так считают чиновники Минфина и арбитры (постановление Президиума ВАС от 03. 04. 12 номер 15483/11).
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 НК РФ, в этом случае НДС должен быть исчислен по расчетной ставке 18/118.
Каков порядок оформления счета-фактуры?
Напомним, что порядок ведение счетов-фактур утвержден постановлением Правительства № 1137 от 26.12.11.
Налоговые агенты оформляют счет-фактуру сами себе. В поле «Продавец» необходимо указать название иностранного контрагента (взять из договора, инвойса). Аналогичным образом заполняется поле «Адрес». Вместо ИНН/КПП ставится прочерк, а в графе 7 указывается расчетная ставка НДС 18/118. Остальные поля заполняются, как обычно.
Обратите внимание! Цена указывается в рублях! Сумма, полученная в валюте, должна быть пересчитана по курсу ЦБ на день оплаты.
Сформированный счет-фактура регистрируется в книге продаж.
Каков срок составления счета-фактуры?
Поскольку в Налоговом кодексе не содержится никаких специальных указаний, то срок составления счета-фактуры при работе с иностранными компаниями берется стандартный — 5 рабочих дней с даты реализации. Правда, иногда бывает не совсем понятно, как эту дату определить. Еще одна проблема связана с большим количеством операций.
Например, это актуально для тех, кто работает с Uber. Система удерживает свою комиссию, а остаток суммы переводит российскому контрагенту. При каждом удержании комиссии отечественный партнер должен оформлять счет-фактуру. Однако в день может быть совершено несколько поездок. А это резко увеличивает «бумажную» нагрузку.
Когда следует уплачивать агентский НДС?
В соответствии с пунктом 4 статьи 174 НК РФ, при покупке электронных услуг у иностранной компании НДС агентом должен быть перечислен одновременно с оплатой за эти услуги. Более того, если оформить платежку на перевод иностранному контрагенту и не приложить документ для уплаты НДС в бюджет, банк попросту не проведет платеж.
Тут хочется вновь вернуться к упомянутому выше Uber, как к примеру компании, которая самостоятельно удерживает комиссию. Хотя на самом деле так работает большинство иностранных контрагентов.
Проблема в следующем: перечислить в бюджет НДС нужно тогда, когда Uber удержит комиссию, однако российский контрагент не всегда может обладать такой информацией. Поэтому есть риск, что налоговые органы посчитают оплату несвоевременной.
И опять же, учитывая массовость операций, как отследить момент удержания комиссии, чтобы своевременно уплатить НДС в бюджет? Это непонятные моменты, ответы на которые Налоговый кодекс не дает.
Обратите внимание! Уплачивая НДС в бюджет за иностранного контрагента, следите за правильным указанием статуса плательщика! Нужно выбрать код 02 — налоговый агент!
Как отчитываться за агентский НДС?
Если компания или ИП сами платят НДС, то все, что касается работы с иностранными плательщиками, заполняется в разделе 2 собственной декларации.
Неплательщики, как было сказано выше, также подают декларацию по НДС. Однако для них сделано послабление — они могут отчитываться в бумажном виде, а не в электронном, как все прочие.
При этом они заполняют титульный лист, раздел 1 и раздел 2 декларации.
Особенности при заполнении декларации по агентскому НДС таковы:
- на титульном листе в графе «по месту нахождения» указывается 231 «по месту нахождения налогового агента»;
- в разделе 1 ставятся прочерки;
- в разделе 2 заполняются строки 020, 040-070, в остальных строках ставятся прочерки.
Обратите внимание! Если у вас несколько иностранных плательщиков НДС, то по каждому из них заполняется отдельный раздел 2. То же актуально, если по одному контрагенту ведется работа по разным видам услуг.
Заключение
Мы рассмотрели типичные вопросы, однако есть и такие, ответить на которые не представляется возможным.
О некоторых упоминалось выше — это взаимодействие с организациями, которые самостоятельно удерживают комиссию. Как узнать дату ее удержания, как составлять документы и уплачивать НДС в бюджет с каждого факта взимания комиссионных платежей? Особенно учитывая то, что они могут осуществляться по десятку в день.
Другой вопрос — что делать с бухгалтерской «первичкой»? Например, с актом оказанных услуг.
Не каждого иностранного контрагента удастся убедить в необходимости составить этот документ, ведь они работают по собственным правилам.
Это подтверждается практикой — обычно иностранцы предоставляют лишь инвойс, и все, больше никакой «первички»! Будет ли этого достаточно для налоговый службы? Официальная позиция ведомства по этому поводу неизвестна.Еще одна сложность — ситуации возникновения двойного налогообложения. Например, компания Uber заявляла том, что самостоятельно платит налоги за всех клиентов — физических лиц, юридических лиц и ИП.
В связи с этим ФНС разъяснила территориальным органам, что они не должны в таком случае требовать оплату НДС у агента (Письмо № СД-4-3/12602@ от 30.06.2021). В службе также задумались о том, что нужно подправить механизм взимания НДС с иностранных компаний.
Но опять же, как российскому партнеру узнать, заплатил ли иностранный контрагент сам НДС или нет?
Несмотря на эти вопросы, НДС для иностранных интернет-компаний введен и требует исполнения российскими агентами своих обязанностей. Надеемся, что все оставшиеся проблемы будут урегулированы в течение ближайшего времени.
Источник: http://KonturSverka.ru/stati/nds-inostrannyx-internet-kompanij-rukovodstvo-dlya-agentov-v-voprosax-i-otvetax
Налоговые обязательства по НДС при заключении сделок с иностранными организациями
Каждая страна стремится облагать налогами не только доходы своих резидентов, но и доходы нерезидентов, которые они получают от международных трансакций, затрагивающих экономику данной страны.
В системе международного налогообложения распространение получили два способа уплаты налога: уплата налога непосредственно налогоплательщиком и уплата налога налоговым агентом.
Второй способ уплаты налога применяется в случае положительного экономического эффекта от консолидации обязанностей по уплате налога и возложения их на одно лицо – налогового агента, в случае, когда уплата налога самостоятельно непосредственным налогоплательщиком затруднена или невозможна, а также в других случаях.
Система налогового регулирования иностранного капитала в стране должна быть построена таким образом, чтобы лицо, на которое возложена обязанность осуществлять уплату налога в бюджет, было подконтрольным налоговым органам страны, налагающей этот налог.
В случаях, когда невозможно возложить эту обязанность на подконтрольное лицо, обязанным лицом по уплате налога, по мнению автора, должна стать непосредственно иностранная организация.
Российское законодательство также предусматривает уплату налога как самим налогоплательщиком, так и источником выплаты дохода. В силу ст. 24 Налогового кодекса РФ (НК РФ) лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджетную систему Российской Федерации налогов, признаются налоговыми агентами.
Основной обязанностью налогового агента при возникновении объекта обложения является правильное и своевременное исчисление, удержание и перечисление соответствующих налогов. Обстоятельства, которые обязывают к выполнению обязанностей налогового агента, довольно многочисленны.
В данной статье рассмотрим порядок исполнения обязанностей налогового агента иностранной организации в целях налога на добавленную стоимость (НДС). Налоговыми агентами иностранных организаций чаще всего выступают российские организации и индивидуальные предприниматели (далее – российские организации).
Но в определенных НК РФ случаях, которые мы рассмотрим ниже, налоговыми агентами также могут выступать и иностранные организации, состоящие на налоговом учете в Российской Федерации. Такие иностранные организации в налоговых целях приобретают статус российской организации по НДС или налогу на прибыль организаций.
Они самостоятельно выполняют обязанности налогоплательщика и одновременно обязанности налогового агента по отношению к иностранным организациям, не имеющим статус российской организации.
Налогоплательщики
Для правоотношений с иностранным участием крайне важно определить момент, с которого эти отношения попадают под юрисдикцию России. Объектом налогообложения, в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, является реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ.
В силу специфики данного налога само по себе местонахождение участников сделки имеет лишь вторичное значение: налогоплательщиком НДС при определенных обстоятельствах может являться как российская, так и иностранная организация.
Все иностранные организации в целях НДС делятся на две группы:
1) иностранные организации, состоящие на налоговом учете;
2) иностранные организации, не состоящие на налоговом учете.
Иностранные организации, относящиеся к первой группе, исчисляют и уплачивают НДС в общем режиме, предусмотренном для российских организаций. Такие организации приобретают статус российской организации в целях НДС.
Иностранные организации, относящиеся ко второй группе, подпадают под особый порядок обложения НДС. Суммы НДС за указанных налогоплательщиков исчисляются, удерживаются и перечисляются в бюджет налоговыми агентами.
Место реализации товаров, работ, услуг
Ключевым для обложения НДС фактором является место реализации товаров или услуг. Следовательно, налоговые обязательства по НДС возникают у иностранных организаций, которые реализуют товары (работы, услуги) на территории РФ. Местом реализации товаров признается территория РФ при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств (ст.
147 НК РФ): – товар находится на территории РФ и не отгружается и не транспортируется; – товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории РФ.
Неоднозначен вопрос с определением места реализации работ (услуг), что представляет для налогоплательщиков особую трудность.
Виды выполняемых работ и оказываемых услуг очень разнообразны по сферам деятельности, месту реализации, особенностям налогообложения. Налоговым кодексом РФ введен ряд критериев для определения места реализации работ (услуг) в зависимости от сферы деятельности налогоплательщика в целях обложения НДС (ст. 148 НК РФ).
Правила определения места реализации для целей НДС варьируются в зависимости от характера самих услуг (табл. 1).Таблица 1
N п/п | Виды работ |
Источник: http://www.pnalog.ru/material/nds-cdelki-inostrannye-organizacii-nalogovyy-agent
Налог на Google: особенности налогообложения иностранных IT-компаний
Иностранные IT-компании, продающие на территории РФ электронный контент, обязаны платить НДС с 1 января 2021 года. Вступил в силу Федеральный закон от 03.07.
2021 № 244-ФЗ, по которому продажа электронного контента иностранными фирмами облагается НДС.
Под действие закона подпадают крупнейшие IT-компании: Google, Apple, Microsoft, интернет-площадки eBay, Aliexpress, магазин компьютерных игр Steam. В статье расскажем, как действуют новые правила.
Облагаются НДС услуги, оказанные иностранными компаниями через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через Интернет, если местом реализации этих услуг признается территория РФ.
Перечень таких услуг — закрытый (п 1 ст. 174.2 НК РФ). Уплачивать НДС должны компании, если они предоставляют следующие услуги:
- продают компьютерные программы, приложения, игры, базы данных и обновления к ним;
- проводят онлайн-аукционы;
- продают рекламные услуги в интернете и предоставляют рекламные площадки;
- предоставляют платформы для размещения предложений о продаже товаров и услуг; оказывают услуги хостинга;
- обеспечивают хранение данных;
- регистрируют домены;
- продают права на цифровые книги, музыку, аудиовизуальную продукцию, графические изображения;
- администрируют информационные системы и сайты в интернете;
- обеспечивают хранение и обработку информации, при условии, что предоставивший информацию имеет к ней доступ через интернет;
- осуществляют поиск и представляют заказчику информацию о потенциальных покупателях;
- обеспечивают доступ к поисковым системам в интернете;
- предоставляют статистику посещаемости сайтов.
Каким образом определяется место реализации услуг
Местом реализации услуг в электронной форме признается территория РФ, если выполняется хотя бы одно из условий:
- местом жительства покупателя является РФ;
- банк, в котором открыт счет, используемый покупателем для оплаты услуг, находится на территории РФ;
- IP-адрес покупателя, использованный при приобретении услуг, зарегистрирован в РФ;
- номер телефона покупателя имеет международный код (+7).
Что не облагается налогом на Google
Существует перечень услуг, которые освобождены от обложения НДС:
- товар или услуга заказываются через интернет, а поставка осуществляется без его использования;
- компьютерные программы, в том числе игры и базы данных продаются на материальных носителях (софт в коробках);
- услуги по предоставлению доступа к Интернету;
- консультационные услуги, оказанные по электронной почте.
Льготы по НДС сохраняются при передаче неисключительных прав на компьютерные программы (пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, п. 1 ст. 1235 ГК РФ). То, что льгота сохранилась, означает, что не только российские, но и иностранные организации вправе ее применять.
Если иностранная компания зарегистрируется в России для уплаты налогов, она будет пользоваться льготой и сможет не платить НДС. Это не действует на рекламные услуги, услуги интернет-платформ, услуги хостинга. Они облагаются НДС по правилам статьи 174.
2 Налогового кодекса.
Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».
Кто должен платить налог на Google
Порядок администрирования исчисления и уплаты налога иностранными организациями, оказывающими электронные услуги на территории РФ, зависит от категории покупателя таких услуг и участия или неучастия в расчетах с покупателем посредников.
1 вариант. Продажа электронных услуг организациям или ИП
Если иностранная компания оказывает электронные услуги юридическим лицам и ИП, состоящим на учете в российских налоговых органах, порядок налогообложения таких услуг не отличается от порядка налогообложения иных услуг, оказываемых иностранными компаниями на территории РФ. Обязанности по исчислению и уплате налога возлагаются на потребителей. Они обязаны удержать НДС из денег, которые выплачивают иностранному продавцу, и перечислить налог в бюджет.
Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации услуг на территории РФ, как сумма дохода от реализации электронных услуг с учетом налога.
Исчисленный по расчетной ставке налог подлежит перечислению в бюджет при каждой оплате иностранному лицу. Одновременно с платежным поручением в пользу иностранного контрагента налоговым агентом должно представляться платежное поручение на перечисление в бюджет удержанного из перечисляемой суммы налога.
В противном случае банкам запрещено производить перевод средств в пользу иностранца. Налоговая декларация представляется один раз в квартал.
Российская организация (ИП) становятся налоговыми агентами, если:
- Приобретают у иностранных поставщиков (посредников) электронные услуги, местом реализации которых признается территория РФ.
- Продают на территории РФ электронные услуги иностранной компании в качестве посредника и при этом участвуют в расчетах с покупателем. Т.е. получают выручку непосредственно от него и перечисляют ее нерезиденту или другому посреднику.
Порядок расчета НДС при покупке онлайн-услуг
Налоговая база — стоимость услуг с учетом НДС.
На дату перечисления иностранному контрагенту платы (предоплаты) за услуги, налоговый агент из этой суммы должен удержать НДС по ставке 18/118 и уплатить его в бюджет.
Если в договоре с иностранной компанией не предусмотрен НДС, подлежащий уплате в российский бюджет, налоговый агент сам увеличивает стоимость услуг на сумму НДС и уплачивает налог за счет собственных средств.
Налоговый агент составляет счет-фактуру в 1 экземпляре и вправе принять перечисленный НДС к вычету.
Все налоговые агенты — российские организации должны сдавать декларацию по НДС (по традиционной форме) не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталомВ декларации агент заполняет раздел 2, указав в нем, в частности:
- в строке 060 — сумму НДС, которую нужно перечислить в бюджет;
- в строке 070 — код операции (из разд. IV Приложения № 1 к Порядку заполнения декларации. Например, при покупке иностранных интернет-услуг нужно указать код 1011712, а при посреднической продаже услуг — код 1011707).
2 вариант. Продажа услуг через посредника
Если деятельность по оказанию электронных услуг организациям и индивидуальным предпринимателям осуществляется с участием в расчетах посредника, то налоговым агентом признается такой посредник. Налоговым агентом признается та организация (индивидуальный предприниматель), которая осуществляет расчет непосредственно с покупателем, т.е. «последний посредник».
Исчисление и уплата налога налоговым агентом-посредником производятся с учетом особенностей. Налоговая база определяется на последний день того налогового периода, в котором поступила оплата (частичная оплата) электронных услуг, а налог уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
3 вариант. Продажа электронных услуг физическим лицам
При оказании электронных услуг физическим лицам, не состоящим на учете в налоговых органах в качестве индивидуальных предпринимателей, порядок налогового администрирования зависит от того, осуществляется расчет с физическими лицами-покупателями непосредственно иностранной организацией или с участием посредника.
При оказании услуг с участием в расчетах посредника обязанности по исчислению и уплате налога возлагаются на такого посредника, признаваемого налоговым агентом, и налоговая база определяется в порядке, аналогичном порядку определения налоговой базы при оказании электронных услуг организациям и ИП с участием в расчетах посредников.
Если потребителем электронных услуг иностранной компании являются физические лица, не состоящие на учете в налоговых органах в качестве ИП, и при этом расчет с ними осуществляется непосредственно иностранной компанией-поставщиком таких услуг — обязанности по исчислению и уплате налога полностью ложатся на иностранного поставщика.
Иностранные организации признаются налоговыми агентами при оказании физическим лицам услуг в электронной форме, если являются:
- посредниками, осуществляющими предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с физическими лицами на основании договоров поручения, комиссии, агентских или иных аналогичных договоров с иностранными организациями, оказывающими такие услуги
- при условии участия в «цепочке» нескольких посредников, налоговым агентом признается «последний» в «цепочке» посредник, который осуществляет предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с физическими лицами независимо от наличия у нее договора с иностранной организацией, оказывающей услуги.
Если иностранная организация оказывает IT-услуги физическим лицам, то она обязана уплачивать НДС в срок до 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Сумма НДС определяется по расчетной ставке 15,25%.
Налоговая база при оказании электронных услуг определяется расчетным путем, как стоимость услуг (с учетом НДС) исходя из фактических цен их реализации.
Моментом определения налоговой базы является последний день налогового периода, в котором поступила оплата (частичная оплата) услуг.
Стоимость услуг в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ, установленному на последний день налогового периода, в котором поступила оплата (частичная оплата) указанных услуг.
Право на вычеты по НДС иностранные исполнители не имеют. Поэтому им не требуется составлять счета-фактуры, вести книги покупок, книги продаж, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактурИностранная IT-компания должна встать на налоговый учет и представлять в налоговый орган декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, через личный кабинет налогоплательщика (за I квартал 2021 года — до 25 апреля 2021 года), документы (информацию), сведения, предусмотренные нормами, через личный кабинет налогоплательщика или, в случае невозможности представить через личный кабинет, в электронной форме по каналам ТКС через оператора электронного документооборота.
Декларирование
Форма декларации по НДС, уплачиваемому иностранной организацией, оказывающей IT-услуги, утв. Приказом ФНС России от 30.11.2021 № ММВ-7-3/646@ и состоит из трех частей:
- разд. 1 — отражается сумма НДС, подлежащего уплате в бюджет;
- разд. 2 — показывается расчет этой суммы налога;
- разд. 3 — приводятся сведения (информация) об услугах, оказываемых иностранными организациями в электронной форме, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от него).
Декларация представляется иностранными организациями через личный кабинет.
Иностранные организации, поставщики интернет-контента счета-фактуры не составляют, книги покупок, книги продаж, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур налоговый учет не ведут.
Источник: https://school.kontur.ru/publications/1540
Ндс 2021. новое для иностранных компаний, оказывающих услуги e-commerce на территории рф
21 Августа, 2021 #ИзмененияЗаконодательства
Ольга Палкина
руководитель направления по развитию услуг финансового аутсорсинга
К услугам в электронной форме относятся:
- предоставление прав на использование программ;
- рекламные услуги и площадки;
- технические, организационные, информационные и торговые площадки
- поддержка сайтов;
- хранение и обработка информации;
- предоставление вычислительных мощностей;
- хостинг;
- доменные имена, доступ к поисковым системам, электронные книги, музыка, изображения;
- ведение статистики;
- при заказе онлайн, поставка товаров идет не через интернет;
- программы и базы данных на материальных носителях;
- консультации по электронной почте;
- доступ к интернету.
Полный список услуг в электронной форме указан в тексте закона в п. 1 ст. 174.2 НК РФ.
Что нужно сделать?
С 1 января 2021 года иностранные организации, оказывающие услуги в электронной форме, обязаны сделать следующее:
- встать на учет в ФНС в качестве налогоплательщика;
- получить ИНН;
- уплатить налог;
- ежеквартально сдавать отчетность.
Подать заявление о постановке на учет можно по почте заказным письмом, онлайн через официальный сайт ФНС, сервис доступен и на английском языке. Или обратиться за помощью в Интеркомп.
Если иностранная компания уже состоит на учете в ФНС, уплачивает НДС и сдает отчетность по услугам для физических лиц, то для таких компаний нет необходимости совершать повторную регистрацию.
Однако, с 1 января 2021 года таким компаниям необходимо уплачивать НДС и сдавать отчетность по услугам для юридических лиц, а также грамотно оформлять документы, дающие право российскому покупателю услуг получить вычет НДС из бюджета.
Не подлежат НДС
Реализация на территории РФ исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин, базы данных, прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау) по-прежнему освобождаются от налогообложения НДС [2, подп. 26 п. 2 ст. 149]. Указанное освобождение будет распространяться и на иностранные организации, подлежащие постановке на учет в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ.
Агентская схема
Если иностранная организация оказывает услуги на территории РФ через агента или агентов, которые участвуют в расчетах, то обязанность по исчислению и перечислению НДС в бюджет лежит на посредниках, которые с точки зрения налогового законодательства становятся налоговым агентом.
Если в расчетах участвуют несколько организаций-посредников, то налоговым агентом признается тот, через кого непосредственно происходят расчеты с покупателем. Если организация-посредник является при этом иностранной и не зарегистрирована в налоговых органах РФ, то на нее также распространяется обязанность по регистрации.
Таким образом, если иностранная организация оказывает часть электронных услуг через посредников-агентов, то рассчитывать, уплачивать и отчитываться по НДС за эту часть будут агенты.
Налоговая база определяется как стоимость услуг с учетом суммы налога, исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Моментом определения налоговой базы является последний день налогового периода, в котором поступила оплата (частичная оплата) услуг.
При определении налоговой базы в иностранной валюте, сумма в валюте пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ, установленному на последний день налогового периода, в котором поступила оплата (частичная оплата) указанных услуг.
Сумма налога определяется как соответствующая расчетной налоговой ставке в размере 16,67% доля налоговой базы.
Оплата налога. Для уплаты налога иностранной организации необязательно открывать расчетный счет в российском банке. Налог можно уплатить со счета, открытого в банке, расположенном за пределами территории РФ.
Что касается возврата (зачета) излишне уплаченного иностранным продавцом НДС, то он осуществляется в соответствии со ст. 78 НК РФ, но с оговоркой: возврат возможен только на расчетный счет иностранной организации, открытый в российском банке.
Налоговый период по НДС — квартал.
Уплата не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом
Документация
Счета-фактуры, книга покупок, книга продаж, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в части оказания ЭУ указанными иностранными организациями не составляются [2, п. 3.2 ст. 169].
Но после постановки на учет иностранной компании в ФНС РФ необходимо вносить в документы по продаже услуг обязательные реквизиты: идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки иностранной организации на учет и точное название компании.
Наличие обязательных реквизитов в документах даст право российским покупателям услуг принять к вычету НДС, оплаченный иностранной компанией, и не увеличивать себестоимость услуг на сумму налога.
Налоговая ставка НДС
Налоговая ставка НДС с электронных услуг определяется расчетным методом в размере 16,67 % с налоговой базы в 2021 году.
Источник: https://www.intercomp.ru/press-center/blog/nds-2021-novoe-dlya-inostrannykh-kompaniy-okazyvayushchikh-uslugi-e-commerce-na-territorii-rf/
Ндс электронных услуг, оказываемых через интернет (налог на гугл)
С 2021 года действует порядок обложения НДС электронных услуг, оказываемых через интернет (Федеральный закон от 03.07.16 г. № 244-ФЗ).
Закон вводит новое понятие — электронные услуги. Приведенный в нем список таких услуг пополнит перечень облагаемых НДС операций.
Закон устанавливает порядок налогообложения операций по реализации этих услуг физическим лицам на территории РФ иностранными компаниями, не имеющими филиалов или представительств на территории РФ.
В отличие от обычных операций реализации при безвозмездности НДС возникать не будет. Налоговая база по электронным услугам исчисляется исходя из цены фактической реализации.
Оказание электронных услуг
До сих пор в налоговом законодательстве не было понятия электронных услуг. Передача исключительных прав, в том числе на программы для ЭВМ, базы данных, не облагается НДС.
Как и передача прав на использование данных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора (подп. 26 п. 1 ст. 149 НК РФ).
Основываясь на этой норме, продавцы услуг, перечисленных в законопроекте, не начисляли при реализации НДС.
Поворотным моментом можно считать отказное определение (от 30.09.15 № 305-КГ15-12154) Верховного суда РФ по делу ООО «Мэйл. РуГеймз» (г. Москва). Арбитры поддержали решения трех нижестоящих инстанций. Компания — владелец интерактивных многопользовательских компьютерных онлайн-игр, размещенных на сайтах в интернете, проиграла дело.
Суть дела такова. Физические лица на основании лицензионного договора бесплатно получали допуск и право пользования играми. Но дополнительный функционал игры могли использовать уже только за плату.
Налоговики и суды решили, что это дополнительная услуга. Она не подпадает под освобождающую от НДС норму.
И поскольку покупатели услуг находятся на территории РФ, то компании доначислили НДС по ставке 18 процентов.
Это дело выявило основные проблемы. Во-первых, не было определения того, что считать электронными услугами, а что относится к освобождаемой НДС передаче интеллектуальных прав. В пояснительной записке к законопроекту предлагали даже в этой части исправить льготирующую норму.
Во-вторых, возникали вопросы о том, что считать местом реализации подобных услуг в некоторых спорных случаях.
В-третьих, по сути, не было механизма удержания налога с иностранных поставщиков, не имеющих обособленных подразделений на территории РФ, если покупатель услуг — физическое лицо.
Перечень электронных услуг
Закон определил перечень электронных услуг. Под электронными услугами понимается широкий круг действий и операций в сети «Интернет», перечень которых приведен в новой статье 174.2 НК РФ. Облагаться НДС будут:
— предоставление прав и доступа, включая удаленный, к компьютерным играм, базам данных, иным программам, обновления их и дополнительные функциональные возможности; — рекламные услуги; — размещение предложений о приобретении и реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав; — организация и предоставление места на торговых интернет-площадках; — создание веб-страниц, сайтов и иных способов присутствия в интернете, а также поддержание их работы; — администрирование информационных систем; — предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга; — хранение и обработка информации, к которой ее пользователь имеет доступ через интернет; — использование электронных книг, музыки, видео; — доступ к поисковым сетевым системам; — ведение статистики на сайтах. Это не полный список. Житель России может через интернет вести деятельность за ее пределами. Закон вносит поправки в статью, которая определяет место реализации услуг (подп. 1 п. 1 ст. 148 НК РФ). Если физическое лицо — покупатель услуг не является предпринимателем, то для целей новой статьи его место жительства не единственный критерий. Закон будет считать, что такое лицо осуществляет деятельность на территории РФ, если соблюдается хотя бы одно условие: — место жительства покупателя — РФ; — оплата проводится через банк или оператора электронных денежных средств, который находится в РФ; — сетевой адрес покупателя зарегистрирован в РФ; — международный код страны телефонного номера, используемого для приобретения или оплаты услуг, присвоен РФ.
Таким образом, под налогообложение подпадут и те услуги, которые будут приобретаться россиянами за рубежом, если оплата пройдет через российский банк.
Иностранные IT-компании
Иностранные IT-компании будут обходиться без налоговых агентов. Реализации законопроекта мешало бы и отсутствие механизма удержания налога. Это следует из определения институтов «налогоплательщик», «налоговый агент», «место реализации», «постановка на налоговый учет».
Иностранные компании признаются плательщиками НДС в случае реализации товаров, работ, услуг на территории РФ (п. 1 ст. 143, п. 2 ст. 11 НК РФ). Но при этом обязанность по уплате налогов за них исполняют налоговые агенты (п. 1 ст. 24 НК РФ).
В отношении НДС налоговым агентом выступает зарегистрированное в налоговых органах РФ в качестве плательщика НДС лицо. Но в статье 143 НК РФ из физических лиц к налогоплательщикам отнесены только индивидуальные предприниматели. А значит, простые физические лица не могут быть налоговыми агентами по НДС.
Поэтому возник вопрос о том, каким образом удерживать НДС со стоимости IT-услуг. Понятно, что нельзя обязать пользователей интернета подавать расчеты за всех виртуальных поставщиков. Законопроект предусматривает, что они будут отчитываться сами.В течение 30 дней после вступления в силу иностранные лица, подпадающие под новые нормы, должны подать заявление о постановке на учет в налоговом органе. Как постановка на учет, так и взаимодействие с иностранными компаниями будет осуществляться в электронной форме через сайт ФНС России. Соответствующие изменения внесены в часть первую Кодекса.
Такие иностранные компании не заставляют составлять счета-фактуры, вести книги покупок, книги продаж, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в части оказания IT-услуг. Но сами будут исчислять по ставке 15,25 процента налог и до 25-го числа, следующего за истекшим налоговым периодом, уплачивать его в бюджет РФ.
Они обязаны также предоставить декларации в те же сроки, что и российские налогоплательщики. Если иностранная компания не захочет действовать сама, то может работать через посредников и агентов. Они будут выступать тогда по общим правилам как налоговые агенты.
В целях налога на прибыль у иностранной компании постоянное представительство из-за продажи на территории РФ электронных услуг не возникает.
Источник: http://www.NalogPlan.ru/article/3957--nds-elektronnyh-uslug-okazyvaemyh-cherez-internet-nalog-na-gugl
Ндс по интернет-услугам — симплоер — право следующего поколения
С 1 января 2021 года вступают новые правила, в соответствии в которыми многие услуги, оказываемые иностранными компаниями через интернет, будут облагаться российским НДС. Подробнее об этих изменениях, а также о том, как это повлияет на отечественные компании, и пойдёт речь в статье.
В чем суть изменений?
В июле 2021 г. были внесены очередные поправки в Налоговый кодекс РФ1.
В этот раз внимание законодателя привлекли иностранные компании, которые оказывают услуги через Интернет, автоматизированно, с использованием информационных технологий2 (далее — интернет-услуги).
Цель изменений — обязать такие компании уплачивать российский налог на добавленную стоимость со стоимости интернет-услуг3. Для этого подпункт 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ дополнили новым правилом, предусматривающим, что место реализации интернет-услуг для целей НДС определяется по месту нахождения покупателей.
Кто будет признаваться налогоплательщиками и налоговыми агентами?
Иностранные компании, если они продают свои интернет-услуги российским покупателям и у них нет представительств в РФ (или эти услуги оказываются не через представительство), признаются плательщиками НДС. Налог надо будет уплачивать со стоимости интернет-услуг (п. 2 ст. 174.2 НК РФ).
Если покупателями услуг являются граждане, находящиеся в России, то именно иностранной компании-продавцу предлагается исполнять обязанности по уплате налога. Если же оплата идет через платежных посредников, налогоплательщиком признается иностранная компания, непосредственно участвующая в расчетах с покупателем.
Для такой новой категории плательщиков НДС, как иностранные компании, не присутствующие в России, предусмотрены обязанности встать на учет, уплачивать налог, представлять отчетность и т. д.
4 Кроме того, вводятся специальные правила в отношении налогового контроля за такими налогоплательщиками, например особые правила камеральной проверки, включая возможность запрашивать информацию у платежных посредников (п. 2, 8.
5 ст. 88, п. 2 ст. 93.1 НК РФ).
Если же интернет-услуги приобретают компании или индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в российских налоговых органах, то именно они, как налоговые агенты, должны будут удержать соответствующий НДС и перечислить его в бюджет (п. 9 ст. 174.2 НК РФ). При участии в процессе покупки интернет-услуг российских платежных посредников выполнять функции налоговых агентов будут они (п. 10 ст. 174.2 НК РФ).
Поскольку на практике, по крайней мере в первое время, нововведения будут актуальны для российских налоговых агентов, далее мы акцентируем внимание на этой категории.
Какие интернет-услуги будут облагаться НДС?
Законодатель решил прямо перечислить, на какие именно интернет-услуги будут распространяться новые правила.
Этот перечень интернет-услуг оставляет смешанные впечатления.
С одной стороны, есть просто и понятно определенные услуги, которые на практике не должны вызывать двоякого понимания бизнеса и налоговых органов. Например, хранение информации или предоставление доменных имен.
С другой – многие категории сформулированы запутанно, пересекаются между собой.
Практике только предстоит выяснить, что имел в виду законодатель, говоря, например, об оказании через Интернет услуг по предоставлению возможностей для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями и чем это отличается от услуг по размещению в Интернете предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг).
Вероятно, помогут разобраться в ситуации предусмотренные законодателем прямые исключения из интернет-услуг, облагаемых НДС (см. текст во врезке). Примечательно, что этот перечень открытый. Получается, на практике компании могут претендовать на то, чтобы не применять новые правила в отношении услуг, так или иначе связанных с использованием электронных технологий и Интернета.Но в таком случае надо будет обосновать, что конкретные электронные услуги не упомянуты среди тех, которые прямо отнесены НК РФ к налогооблагаемым. А сделать это будет непросто из-за расплывчатости формулировок интернет-услуг, облагаемых НДС.
Поэтому разумно в таком случае подготовиться заранее, обосновав свою позицию, например, заключением специалиста по информационным технологиям.
- заказ товаров (работ, услуг) через Интернет, если они поставляются без использования Сети;
- продажа (передача прав на использование) компьютерных программ (включая игры), баз данных на материальных носителях;
- оказание консультационных услуг по электронной почте;
- оказание услуг по предоставлению доступа в Интернет.
Не будут подпадать под новые правила:
Чего ожидать от нововведений?
Интересно, что, обсуждая НДС по интернет-услугам, акцент прежде всего делают на иностранных организациях, которые должны будут с 2021 г. уплачивать российский налог. Возможно, это объясняется тем, что существенная часть потенциальных поступлений ожидается именно в сегменте, связанном с интернет-услугами физическим лицам (см. текст во врезке).
Например, по информации онлайн-проекта vc.ru, только рынок онлайн-игр в 2015 г. составил около 51 млрд руб. URL: https://vc.ru.
Однако не стоит забывать, что новое регулирование может повлиять и на российские компании, покупающие интернет-услуги. Поэтому с практической точки зрения таким компаниям, как потенциальным налоговым агентам, разумно уже сейчас провести инвентаризацию своих расходов. Понять, какие именно интернет-услуги приобретаются и подпадают ли они под обложение российским НДС.
Разумеется, сделать это будет непросто из-за специфики юридической техники, в частности из-за неясности формулировок, определяющих тот или иной вид интернет-услуг.
Кроме того, возникает вопрос, как новые правила, предусматривающие обложение НДС операций по предоставлению прав на использование софта, будут на практике соотноситься со старыми, освобождающими от налогообложения предоставление прав на использование программ для ЭВМ на основании лицензионного договора (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ).
Пока неофициальные разъяснения представителей налоговых органов сводятся к тому, что, в случае если софт передается компании через Интернет (скачивается), это признается налогооблагаемой интернет-услугой. Если при этом передача происходит на основании лицензионного договора, то можно воспользоваться льготой, освобождающей такую операцию от обложения НДС5.
Но не стоит исключать, что подобный подход как на федеральном уровне, так и в конкретных налоговых инспекциях может измениться: проверяющие могут посчитать, что льгота по НДС не распространяется на случаи, когда право пользования софтом предоставляется не путем скачивания, а посредством доступа к сетевым ресурсам провайдера (широко распространенная сейчас модель SaaS6).
Более того, рассматриваемые изменения могут использоваться налоговыми органами для применения подхода, который условно можно обозначить как «здесь играем, здесь не играем». Суть его в том, что одна и та же операция может по-разному квалифицироваться в зависимости от фискальных интересов в конкретном случае.
Например, российская компания посчитала, что приобретаемые ею у иностранной компании интернет-услуги облагаются российским НДС.В связи с чем удержала налог и перечислила его в бюджет, соответствующие суммы приняла к вычету.
Однако налоговые органы могут решить, что такие услуги не облагаются в РФ и поэтому в налоговом вычете следует отказать, даже несмотря на то, что налог в бюджет поступил7.
В этом случае в качестве потенциального аргумента для защиты можно воспользоваться позицией Верховного Суда РФ по делу ООО «Авиакомпания Когалымавиа»8: если с операции НДС исчислен и уплачен в бюджет, в вычете не может быть отказано при условии, что действия налогоплательщика и контрагентов не являлись согласованными и направленными на неуплату этого налога.
Противоположная ситуация: если в отношении аналогичных услуг другая компания посчитала, что объекта НДС не возникло, проверяющие могут занять другую позицию, посчитав, что налоговый агент не исполнил своих обязанностей.
Представляется, что многих споров, связанных с решением вопроса, облагать определенные услуги российским НДС или нет, можно легко избежать.
Для этого достаточно разместить на официальном сайте ФНС России информацию о том, какие именно интернет-услуги и каких иностранных компаний подпадают под новое регулирование (скажем, по аналогии с перечнем государств, с которыми заключены международные налоговые соглашения).
При этом с учетом, с одной стороны, не самого большого разнообразия интернет-услуг, приобретаемых российским бизнесом у иностранных провайдеров, а с другой – явной технологической продвинутости и инновационности ФНС России в выполнении функций фискального контроля появление такой информации не кажется исключительно теоретическим.
Источник: https://www.simplawyer.com/amazing/publications/nalogoved-tax-on-internet-services/