Налоговые льготы в декларации по НДС

Содержание

Налоговые льготы в декларации по НДС

Налоговые льготы в декларации по НДС
В рамках камеральных проверок инспекторы обязаны требовать у налогоплательщиков документы, подтверждающие льготы.

И тут ребром встает вопрос: является ли та или иная операция, не подпадающая под обложение, льготой? Ведь от решения данного вопроса зависит не только величина налога, но и право инспекторов штрафовать компании в случае непредставления запрошенных документов.

Как всем хорошо известно, нало­говым органам при проведении камеральной проверки запреще­но истребовать у налогоплатель­щика дополнительные сведения и документы (п. 7 ст. 88 НК РФ). Вместе с тем законодательством предусмотрено право инспекто­ров истребовать документы, являющиеся основанием для применения налоговых льгот, заявленных в поданных деклара­циях.

Форма налоговой декларации по НДС (утв. приказом Минфи­на России от 15 октября 2009 г. № 104н) содержит раздел 7, в ко­тором отражаются операции, не подлежащие налогообложе­нию (освобождаемые от налого­обложения); операции, не при­знаваемые объектом налогообло­жения; операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не призна­ется территория Российской Фе­дерации.

Вопрос о том, имеет ли инспекция право требовать у организации при камеральной налоговой про­верке документов, подтверждаю­щих правомерность отражения хозяйственных операций в раз­деле 7 декларации (в данном кон­кретном споре по коду 1010806 – реализация земельных участ­ков), решался Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 18 сентября 2012 г. № 4517/12. В результате «высшие» судьи решили пробле­му признания операций, отра­жение которых предусмотрено в данном разделе 7 декларации, налоговыми льготами. Рассмо­трим это разбирательство более подробно.

Как развивались события

По результатам проведенной камеральной проверки пред­ставленной обществом декла­рации по НДС инспекцией составлен акт.

С учетом возра­жений организации вынесено решение, в соответствии с кото­рым общество привлечено к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса в виде взы­скания 1200 рублей штрафа. Также компании было доначис­лено 31 374 рубля налога на добавленную стоимость.

Основанием для штрафа и доначислений послужило то, что ком­пания пренебрегла своей обязан­ностью представить по требова­нию налогового органа докумен­ты, подтверждающие налоговую льготу.

Основанием для вынесения инспекцией данного решения послужил вывод о том, что ком­пания пренебрегла своей обязан­ностью представить по требова­нию налогового органа докумен­ты, подтверждающие налоговую льготу на 174 300 рублей. Имен­но такая сумма и была заявлена организацией в разделе 7 декла­рации с кодом 1010806, присваи­ваемым операциям по реализа­ции земельных участков.

Для подтверждения права на освобождение от налогообло­жения инспекция предлагала обществу представить копии книг продаж и покупок, счета-фактуры, договоры купли-продажи, регистрационные до­кументы, акты приема-передачи, документы, подтверждающие ре­ализацию данных товаров, и до­кументы бухгалтерского учета. Фирма отказалась выполнять это требование, объяснив, что у нее отсутствовал объект налогообло­жения. Следовательно, сочла ор­ганизация, не было и обязанно­сти по подтверждению права не уплачивать НДС с произве­денных операций по реализации земельных участков.

УФНС поддержало решение своих подчиненных. В результа­те общество оспорило упомяну­тое решение инспекции в Арби­тражный суд Республики Татар­стан.

В свою защиту обоснование ссылалось на положения пун­ктов 6 и 7 статьи 88 Налогового кодекса, согласно которым на­логовый орган при проведении камеральной проверки вправе истребовать у использующих налоговые льготы документы, подтверждающие право на эти льготы, и не вправе истребовать дополнительные сведения и до­кументы, если иное не предусмо­трено данной статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено На­логовым кодексом. Поскольку, по мнению компании, освобожде­ние от обязанности уплачивать НДС при реализации земельного участка не носит характер льго­ты, подтверждение данного об­стоятельства не входит в ее обя­занности при сдаче декларации, в которой данная операция отра­жается как не признаваемая объ­ектом обложения.

Аутсорсинг бухгалтерии от 1667 рублей в месяц. Персональная команда для вашего бизнеса: бухгалтер, юрист, налоговик, кадровик и бизнес-ассистент.

Однако суды всех трех инстан­ций отказали обществу в удо­влетворении его требования в ча­сти взыскания с него 1200 рублей штрафа за непредставление истребуемых документов.

Занимая такую позицию, ар­битры исходили из следующего. Льготами признаются предостав­ляемые отдельным категориям налогоплательщиков и платель­щиков сборов преимущества, включая возможность не уплачи­вать налог или сбор либо пере­числять его в меньшем размере (ст. 56 НК РФ).

По мнению судов, главой 21 кодекса предусмотре­ны налоговые льготы как в виде освобождения некоторых опера­ций от налогообложения, так и исключения ряда операций из числа признаваемых объектом обложения НДС.

Исходя из этой правовой позиции, суды пришли к выводу о наличии у инспекции права на истребование у обще­ства при проведении камераль­ной проверки документов, под­тверждающих правомерность от­ражения в разделе 7 декларации хозяйственной операции по коду 1010806 – реализация земельных участков.

Однако, будучи уверенным в своей правоте, общество решило продолжить спор и обратилось в порядке надзора с заявлением в Высший Арбитражный Суд РФ.

Коллегия судей, оценив дан­ное дело, пришла к выводу, что анализ судебной практики арби­тражных судов показал отсут­ствие единообразия в разреше­нии аналогичных споров при толковании и применении суда­ми положений статей 56, 88, 146 и 149 Налогового кодекса. В свя­зи с этим дело было передано в Президиум Высшего Арби­тражного Суда РФ.

Налоговая льгота – понятие буквальное

Именно так парой слов можно охарактеризовать вывод, к кото­рому пришел Президиум ВАС при рассмотрении данного дела. Высокий суд отменял решения всех нижестоящих судов и при­нял новое, удовлетворяющее заявление общества. По мнению Президиума, судьи не учли сле­дующего.

Налоговым органам предо­ставлено право проводить в по­рядке, установленном Налоговым кодексом, налоговые проверки, а также требовать документы, подтверждающие правильность исчисления и уплаты налогов.

Камеральная проверка прово­дится по месту нахождения нало­гового органа на основе деклара­ций (расчетов) и документов о деятельности проверяемого, имеющихся у инспекции, в том числе представленных им самим.

Исходя из пункта 1 статьи 93 ко­декса, инспекция вправе истре­бовать необходимые для провер­ки документы. Однако при каме­ральной проверке инспекторы не вправе истребовать дополни­тельные сведения и документы.

Если, разумеется, представление таких документов вместе с де­кларацией не установлено ко­дексом.

Налоговым органам предо­ставлено право проводить в по­рядке, установленном Налоговым кодексом, налоговые проверки, а также требовать документы, подтверждающие правильность исчисления и уплаты налогов.

В пункте 2 статьи 146 кодекса указаны операции, которые не признаются объектом обложе­ния в целях НДС. Среди прочего в данной норме поименованы операции по реализации земель­ных участков (долей в них). Зна­чит, таковые не признаются объ­ектом обложения налогом на до­бавленную стоимость.

Отсутствие обязанности ис­числять и уплачивать в бюджет НДС при реализации земельных участков (долей в них) прямо предусмотрено нормами налого­вого законодательства и в силу статьи 56 кодекса не является льготой.

Дело в том, что такая реализация не учитывается при формировании налоговой базы по указанному налогу, в то время как налоговые льготы, согласно статье 56 Налогового кодекса, применяются только в отноше­нии отдельных категорий нало­гоплательщиков.

Таким образом, направление обществу при проведении каме­ральной проверки требования о представлении документов, ко­торые бы подтверждали право­мерность отражения в налоговой отчетности операций, не облага­емых НДС, противоречит нор­мам статьи 88 Налогового кодек­са. Следовательно, привлечение общества к налоговой ответ­ственности на основании пун­кта 1 статьи 126 кодекса по ука­занному основанию было непра­вомерным.

Примечательно, что Президи­ум прямо указал на то, что уже вступившие в законную силу су­дебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактиче­скими обстоятельствами, кото­рые были приняты на основании нормы права в истолковании, расходящемся с указанным тол­кованием «высших» судей, мо­гут быть пересмотрены. Это да­ет возможность исправить си­туацию и другим пострадавшим налогоплательщикам, не нашед­шим поддержку в судах.

Выводы на будущее

Хотя в данном, решенном в поль­зу налогоплательщика споре речь шла только об одном конкретном типе операций из числа всех воз­можных – операции, не призна­ваемой объектом налогообложе­ния, вывод Президиума ВАС РФ в полной мере можно распро­странить и на два других типа операций, отражаемых в разделе 7 декларации. Речь идет об опера­циях, местом реализации кото­рых не признается территория Российской Федерации, и опера­циях, не подлежащих налого­обложению (освобождаемых от налогообложения) согласно ста­тье 149 Налогового кодекса.

Ведь к ним в полной мере применим имеющий общий ха­рактер вывод постановления о том, что реализация, не при­знаваемая объектом обложения НДС, не учитывается при фор­мировании базы по налогу, в то время как налоговые льготы, со­гласно стат ье 56 кодекса, при ме­няются только в отношении от­дельных категорий налогопла­тельщиков.

Указание на возможность установления льготы именно в отношении отдельных катего­рий налогоплательщиков прямо предусмотрено пунктом 1 ста­тьи 56 Налогового кодекса.

Од­нако в разделе 7 декларации от­ражаются операции, являющие­ся необлагаемыми для всех без исключения налогоплательщи­ков, а не для каких-то определен­ных категорий. Даже схожесть возможности отказа от льготы на срок не менее налогового перио­да (предусмотренная п. 2 ст.

56 НК РФ) и порядка отказа от осво­бождения в части такового (по п. 3 ст. 149 НК РФ, предусмотрен­ного п. 5 ст. 149 НК РФ) не пре­вращает освобождение в льготу.

Таким образом, теперь можно утверждать, что в вопросе того, что является налоговой льготой, а что просто преимуществами при налогообложении, следует придерживаться буквального понимания.

В соответствующей статье Налогового кодекса, в ак­те регионального законодатель­ства или местного самоуправле­ния конкретная налоговая пре­ференция должна быть прямо названа налоговой льготой.

Со­ответственно все остальные преимущества: особенности исчисления налога, принятия рас­ходов, применение пониженной ставки – это иные самостоя­тельные элементы налогообло­жения.

Отметим, что до выхода ком­ментируемого постановления был ряд судебных решений, в ко­торых указывалось, что под на­логовыми льготами понимаются любые преимущества, которые предоставляются категории на­логоплательщиков.

То есть судьи толковали понятие «налоговая льгота» более широко – просто как любое преимущество при налогообложении. Например, в ряде решений даже нулевая ставка НДС по экспортным опе­рациям характеризовалась как налоговая льгота (постановления Президиума ВАС РФ от 13 сен­тября 2005 г.

№ 4261/05, от 9 ию­ля 2002 г. № 58/02, определение ВАС РФ от 5 августа 2010 г. № ВАС-10153/10 и др.).

Однако в такого рода решени­ях вопросы признания того или иного налогового преимущества налоговой льготой или нет не яв­лялись непосредственным пред­метом судебных разбирательств. Так что теперь их можно уже не принимать во внимание.

С.М. Рюмин — эксперт журнала “Практическая бухгалтерия”

Источник: https://delovoymir.biz/nalogovye-lgoty-v-deklaracii-po-nds.html

Льготы по НДС: их виды, органичения и порядок представления

Налоговые льготы в декларации по НДС

Налог на добавленную стоимость (гл. 21 НК РФ) – это федеральный налог, постановка на учёт по которому происходит автоматически. Налоговая льгота по НДС является преимуществом, предоставляемым отдельным категориям налогоплательщиков.

Налоговые льготы по НДС: список операций

Список операций, освобождаемых от уплаты НДС, является закрытым (ст. 149 НК РФ). Часто это освобождение принимают за льготы:

Согласно Пленуму ВАС РФ в п. 14 Постановления от 30.05.2014 N 33, налоговыми льготами по НДС являются (не подлежит налогообложению и уведомлению об этом налогового органа) реализация:

  • продуктов питания, произведённых столовыми общеобразовательных и медицинских организаций и реализуемых для них же, включая продукты питания, произведенные для них организациями общественного питания (п. 2 пп. 5 ст. 149 НК РФ);
  • в т.ч. передача для собственных нужд, предметов религиозного назначения, религиозной литературы согласно перечню Правительства РФ религиозными организациями, включая проведение культовых действий (п. 3 пп. 1 ст. 149 НК РФ);
  • товаров, работ и услуг, кроме посреднических, производимых и реализуемых:

– общественной организацией инвалидов, где инвалидов-членов не менее 80 %, и организацией с уставным капиталом полностью из их вкладов, при этом среднесписочная численность инвалидов не менее 50%, их доля в ФОТ – не менее 25%. А также организацией с социальными целями: помощь инвалидам, детям-инвалидам, их родителям) с единственными собственниками в их лице;

Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

– медицинских организаций, в части оказания  психиатрической, наркологической, противотуберкулезной помощи, а также лечебных исправительных учреждений (п. 3 пп. 2 ст. 149 НК РФ);

  • услуг коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро, палатами субъектов РФ или Федеральной палатой адвокатов своим членам при осуществлении профессиональной деятельности (п. 3 пп. 14 ст. 149 НК РФ).

Если лицо реализует товары, выполняет работы или оказывает услуги,  указанные в ст. 149 НК РФ, только в собственных интересах, то – такая «посредническая» деятельность освобождена от уплаты НДС.

Условия и ограничения

Правом на освобождение от уплаты (льгота) НДС могут воспользоваться организации, ИП, выручка от реализации товаров, работ или услуг которых за три предшествующих календарных месяца составляет менее 2 000 000 руб. По операциям с подакцизными товарами действует запрет на освобождение от уплаты налога.

Освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость применяется при условии наличия предусмотренной законом лицензии по осуществлению лицензируемой деятельности налогоплательщиком.

Обязательным условием применения налоговых льгот является ведение раздельного учёта, в том числе суммы «входного» НДС (ст. 170 п. 4 НК РФ). Его методика определяется самостоятельно и закрепляется в учётной политике организации.

При невыполнении данных предписаний, установленных нормативно-правовыми актами, имеет место быть неблагоприятным налоговым последствия, но только если это зафиксировано (прямо) в части 2 НК РФ.

Подтверждающие документы

Налоговая инспекция вправе истребовать у организации при камеральной проверке документы для подтверждения применения данных льгот.

ФНС рекомендует юридическим лицам подавать пояснения о применении льгот по НДС реестром документов в виде таблицы, в который включаются:

  • код операции (Приложение 1 порядка заполнения декларации по НДС);
  • сумма по необлагаемым операциям в рублях;
  • контрагент (наименование);
  • подтверждающий документ (тип, № и дата).

Вместе с ним предоставляются перечень и формы типовых договоров организации, используемых при льготных операциях.

Отказ от льгот по НДС

Перед применением льготы по НДС или отказа от неё, следует проанализировать экономический эффект по каждому решению. Отказ распространяется на все сделки освобождаемого вида деятельности.

Отказ от применения освобождения по НДС в части всех операций или только некоторых видов требует представления заявления в произвольной форме в ИФНС по месту регистрации не позднее 01 числа налогового периода, применяемого к отказу. В заявлении необходимо указать перечень операций, налоговый период начала действия отказа и его срок. Отказ действует не менее 1 года, но можно более.

Отказу не подлежит:

  • предоставление в аренду помещения на территории РФ иностранной организации или гражданину, имеющим аккредитацию в РФ (п. 1 ст. 149 НК РФ);
  • реализация, согласно пункту 2 ст. 149 НК РФ.

Рассмотрим пример:

Допустим, между ООО «Фенх» и физическим лицом оформлен договор купли-продажи жилого дома в октябре 2004 года. После государственной регистрации в 2004 году право собственности перешло физическому лицу, а расчёты производились частями в следующем году.

Решение:

Освобождение от НДС было введено в действие ФЗ № 109-ФЗ от 20.08.2004 с 01 января 2005 года. До 01 января 2005 года данные операции облагались в общем порядке. При реализации ООО «Фенх» должно было исчислить, предъявить физическому лицу и уплатить в бюджет НДС (п. 8 ст. 149 НК РФ).

В данном примере действует правило «по отгрузке», которая произошла до новоизменений по освобождению от уплаты НДС.

Источник: https://BuhSpravka46.ru/nalogi/nds/lgotyi-po-nds-ih-vidyi-organicheniya-i-poryadok-predstavleniya.html

Документальное подтверждение льгот по НДС

Налоговые льготы в декларации по НДС

С 2017 года в вопросе применения льгот по НДС произошли изменения. Теперь проверка налоговых деклараций ориентируется на возможные риски. Это означает, что результатом выборки операций, по которым будут запрашиваться подтверждающие документы, будет не все имеющиеся в реестре подтверждающие бумаги, а только некоторые из них, наиболее рискоориентированные.

Чтобы проверка законности требования льгот по НДС происходила по этой новой схеме, организации-плательщику необходимо предоставить специальный реестр, данные из которого будут считаться доказательной базой правомерности этого. В противном случае, выборка не будет ограниченной, проверка станет полной и затянется.

Что представляет собой реестр документов, подтверждающий применение льгот по НДС?

Льготы по налогу на добавленную стоимость предоставляются при совершении определенных операций. К таким относятся реализация определенной группы товаров (например, медикаментов), перевозка граждан, торговля металлоломом. Детальный перечень групп деятельности, по которым предусмотрено льготирование, отражен в ст. 149 НК РФ.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7(499)350-6630.
  • Санкт-Петербург: +7(812)309-3667.

Когда компания подает в налоговую инспекцию декларацию по НДС и отражает в ней наличие необлагаемых операций, инспекторы вправе потребовать подтверждения.

https://www.youtube.com/watch?v=yuB2yGxFxTU

Данное условие содержится в ст. 88 НК РФ. Доказательствами являются лицензии, договоры, счета.

Реестр документов, подтверждающий право получить льготу по НДС, представляет собой таблицу, в графах которой отражается следующая информация:

  • код льготы в соответствии с приказом УВМ УМВД РФ №ММВ-7-3-558 от 29.10.2014г. Данный код является тем же кодом, который указывается в седьмом разделе налоговой декларации по НДС;
  • вид операции;
  • сумма операции (необлагаемая общая сумма по всем льготным операциям организации);
  • вид документа, который подтверждает льготу по НДС. Чаще всего такими документами становятся договор или платежное поручение;
  • реквизиты подтверждающих документов: дата и номер, его сумма;
  • полное название контрагента, его реквизиты (ИНН и КПП).

Таким образом, организация обязана предоставить налоговому инспектору реестр документов, подтверждающих льготу по НДС. Также к реестру сотрудником организации должны быть приложены все формы типовых договоров, которые были использованы при осуществлении льготных операций с контрагентами.

После этого сотрудниками налоговой будет проведена выборка, по факту которой у плательщика налога запросят конкретные подтверждающие документы из реестра.

Основная часть требуемой документации будет касаться операций с наибольшей суммой, поскольку она не облагается налогом.

Налоговый инспектор вправе потребовать предоставить не более 40% от общего количества перечисленных в реестре документов. При этом, число запрашиваемых бумаг не должно превышать 500. Если по какой-либо операции в реестре имеется менее 30 документов, запрос на предоставление будет касаться их всех.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7(499)350-6630.
  • Санкт-Петербург: +7(812)309-3667.

Образец документа можно скачать по ссылке.

Образец заполнения документа

Алгоритм заполнения реестра подразумевает последовательное внесение данных в его графы. Так, необходимо:

  1. указать полное название фирмы, которая подает реестр для подтверждения правомерности получения налоговой льготы по НДС.
  2. в строку «за квартал» внести тот налоговый период, в который подается налоговая декларация по НДС с внесенными необлагаемыми суммами.
  3. в графе «код операции» указать кодирование в соответствии с классификатором.
  4. в графе «вид операции» отразить вид необлагаемой операции, т.е. обозначение направление деятельности, по которой требуется льгота.
  5. обозначить контрагента, с которым была осуществлена сделка. При этом, указываются наименование организации партнера, ИНН, КПП, сумма.
  6. в графу «документы, подтверждающие обоснованность» внести все данные договоров и счетов, которые являются основанием проведения операции.

Таким образом, реестр требуется для проведения налоговой проверки по новой системе.

Документы из него запрашиваются налоговым инспектором выборочно, в законодательно указанном количестве, т.е. проверка не затрагивает абсолютно все аспекты льготной деятельности.

Организация, со своей стороны, должна быть готова предоставить необходимые бумаги в налоговую в любой момент по требованию для подтверждения правомерности заявленных льгот по НДС.

Данные в реестре должны быть полными, подлинными и проверяемыми.

  • Москва: +7(499)350-6630.
  • Санкт-Петербург: +7(812)309-3667.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://zakonguru.com/nalogi-2/nds/osvobozhdenie/reestr-dokumentov.html

Налоговые льготы по НДС в 2019 году – таблица

Налоговые льготы в декларации по НДС

1   0   11563

Перечень операций, не подлежащих обложению налогом на добавленную стоимость, содержится в налоговом кодексе, в статье 149. Чаще всего освобождение от НДС считают льготой, хотя правильнее всего называть его дополнительной налоговой нагрузкой.

О налоге

НДС — это налог на добавленную стоимость. Что такое налог, знают все. С понятием добавленная стоимость дело обстоит сложнее, и с этим стоит разобраться.

Итак, добавленная стоимость — часть создающейся в организации стоимости продукта. Рассчитать ее можно, вычтя из общей произведенной компанией стоимости товаров и услуг (проще говоря, выручки от продаж) приобретенные компанией товары и услуги у посторонних организаций (например, материалы, расходы на отопление, освещение, страхование).

Предприятия, реализующие товары и услуги дороже себестоимости, обязаны оплачивать НДС из своей прибыли. Максимальный размер налога на добавочную стоимость в настоящее время составляет 18 процентов, применяется он на большинство продукции.

Но есть и исключения, например, детские товары, некоторые продовольственные товары и медицинское оборудование — всего 10 процентов.

На экспортируемые и некоторые редкие товары (лицензии, пошлины, почтовые марки) устанавливается нулевая ставка.

Для получения нулевой ставки при экспорте продавец должен каждый раз подавать в ФНС подтверждающие документы и заявление.

Объектами налогообложения являются следующие операции, осуществляемые в Российской Федерации:

  • реализация товара и услуг;
  • безвозмездная передача собственности или имущественных прав;
  • передача в личное пользование товаров и услуг;
  • строительные и монтажные работы для собственного использования;
  • перевоз товаров через границу.

НДС является косвенным налогом, представляющим собой надбавку к тарифу или цене. Собственник производящей товары или услуги компании реализует их с учетом надбавки и передает государству налоговую сумму, полученную от выручки.

Базой данного налога является стоимость товаров и услуг без акцизного сбора и налога на продажу. Берется цена по договору купли-продажи, даже если она меньше себестоимости.

В основном периодом налогообложения относительно добавочной стоимости является месяц. Но в некоторых случаях (для определенных видов предпринимательской деятельности с прибылью менее двух миллионов) это может быть и квартал.

Основанием для оплаты НДС является факт продажи товаров и услуг. Производиться она должна до 20-го числа следующего после сделки месяца.

Какие предоставляются

Налоговые льготы по НДС — это применение заниженной ставки или ее полная отмена.

Они предоставляются на некоторые виды операций, а также отдельным категориям организаций и индивидуальных предпринимателей, если они выполняют следующие условия:

  1. Наличие лицензии. Если она отсутствует или ее действие прекращено, льготы аннулируются.
  2. При совмещении нескольких видов деятельности учет операции, на которую действует льгота по НДС, следует производить отдельно.

Льготы по налогу на добавочную стоимость можно поделить на три группы:

На реализацию определенных товаров и услугНа определенные операцииДля определенных категорий компаний и ИП
  • изделия художественных промыслов;
  • марки;
  • драгоценные металлы и монеты из них;
  • ремонт по гарантии;
  • государственные научные исследования;
  • реставрация исторических памятников;
  • приготовление еды для медицинских и образовательных учреждений;
  • медицинские услуги;
  • продажа жилья;
  • транспортировка людей в городе и пригороде;
  • передача прав на часть общей собственности в многоквартирном доме.
  • предоставление займов;
  • сдача площадей в аренду иностранцам и зарубежным предприятиям;
  • передача жилья во временное пользование;
  • проведение государственных лотерей;
  • безвозмездная передача товаров и услуг;
  • научные исследования, оплачиваемые из государственного бюджета, направленные на изобретения;
  • продажа части предприятий, паев, акций.
  • беспошлинные продажи;
  • учебные курсы;
  • съемки национальных фильмов;
  • продажа сельхозпродукции;
  • реализация товаров и услуг людьми с ограниченными возможностями;
  • культурные мероприятия, продажа билетов на спортивные мероприятия;
  • услуги архивов;
  • банковские операции;
  • ритуальные услуги,
  • пенсионное страхование;
  • платежи за детские сады;
  • адвокатская деятельность;
  • уход за пожилыми и больными людьми в организациях социальной защиты;
  • продажа религиозных товаров;
  • казино.

За использование льгот по налогу на добавочную стоимость без оснований уполномоченные органы налагают штраф в размере 20-ти процентов от неуплаченной суммы, пеню на нее, и придется заплатить недоплаченные средства.

Специалисты организаций и индивидуальные предприниматели должны убедиться, что нет препятствий для получения льгот от оплаты налога на добавочную стоимость и они соответствуют следующим критериям:

  • прошло три месяца после постановки на учет в налоговые органы;
  • прибыль за три месяца (без НДС) была менее двух миллионов рублей;
  • не торгуют акцизными товарами или ведется раздельный учет.

В некоторых ситуациях даже при соблюдении вышеперечисленных условий освобождения не последует:

  • если компания или ИП занимается продажей товаров и услуг на экспорт, арендует государственное и муниципальное имущество;
  • ввозит товары из-за границы.

После подтверждения возможности использования льгот проводится предварительная подготовка. Восстанавливают принятый к вычету НДС по материальным и нематериальным активам, основным средствам.

«Недоамортизированные» основные средства необходимо восстанавливать по остаточной стоимости. Если налог был вычтен с покупательских авансовых взносов, его можно вычесть при их готовности расторгнуть сделку или изменить цену (для возврата авансового НДС).

При наступлении периода освобождения от налога оплаченный ранее НДС с авансов применить к вычету будет нельзя.

Чтобы не платить данный налог следует предоставить в налоговую службу заявление и пакет указанных ниже документов.

Это может сделать индивидуальный предприниматель, руководитель предприятия или доверенное лицо. Можно выслать заявление по почте заказным письмом с описью вложений и уведомлением.

Освобождение будет получено в случае своевременной подачи документов и наличия права на льготу. Подтверждения из налоговой ждать не следует.

Необходимо помнить, что преференция выдается на весь следующий год и отказаться до истечения 12-ти месяцев от нее будет невозможно.

Также можно вернуть излишне уплаченные средства по НДС, подав заявление на перерасчет.

Образец заявления можно скачать тут.

Затем возможно продление срока льготы или отказ от нее. Понадобится подтверждение, что выручка не превышала двух миллионов рублей.

Необходимые документы

От организаций и индивидуальных предпринимателей для освобождения от НДС налоговая инспекция требует:

  1. Письменное уведомление определенной формы.
  2. Выписки: из книги учета доходов и расходов (от ИП), из бухгалтерского баланса (от ООО), из книги учета продаж и покупок.
  3. Оригинал и копию журнала контроля за движением счетов-фактур.

Как отказаться

Иногда для компании оказывается выгоднее не пользоваться льготой или приостановить ее на некоторое время. При этом налог на добавочную стоимость оплачивается в общеустановленном порядке, но появляется право на вычет «входного» налога.

Также упрощается учет операций, ведь необходимость раздельного учета облагаемых и необлагаемых налогами операций отпадает.

От льгот по НДС можно отказаться в следующих случаях:

  1. Отказаться от льгот, указанных в статье 149 пункте 3 налогового кодекса.
  2. Не применять льготу в отношении всех контрагентов.
  3. На срок более года.

Для отказа или приостановления следует подать заявление в налоговую инспекцию по месту регистрации до первого числа периода, в котором налогоплательщик решил отказаться от льгот.

Если заявление будет написано позднее, весь квартал придется оплачивать налог.

В настоящее время при предоставлении услуг или производстве товаров осуществляется множество затрат. Введение налога на добавочную стоимость помогло избежать многократное налогообложение одной стоимости. Кроме того, он освобождает от национальных налогов экспортируемые товары.

по теме:

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: https://lgotypro.ru/nalogovye-lgoty-po-nds/

Налоговая льгота по НДС: конец ли спорам?

Налоговые льготы в декларации по НДС

Рабинович А.М., к.и.н., главный методолог группы компаний Энерджи консалтинг, HLB Russian Group

Дискуссии о том, что такое льгота, чаще всего велись в контексте вопроса о полномочиях налоговых органов истребовать у налогоплательщиков при проведении камеральной налоговой проверки документы, подтверждающие право на налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ). И эти споры условно можно было бы считать первым, самым длинным действием «пьесы» о льготах. В последние три года она продолжается. Этому и посвящена настоящая статья.

Действие второе – промежуточные итоги

Подводя итог указанным спорам применительно к НДС, Пленум ВАС напомнил, что при применении названной нормы судам необходимо принимать во внимание определение понятия «налоговая льгота», данное в п. 1 ст. 56 НК РФ, согласно которому льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками.

В связи с этим действие п. 6 ст. 88 НК РФ распространяется на те из перечисленных в ст. 149 НК РФ основания освобождения от налогообложения, которые по своему характеру отвечают понятию налоговой льготы. Так, например, пп. 5 п. 2 названной статьи устанавливается налоговая льгота в отношении столовых образовательных и медицинских организаций, пп. 1 п.

3 – в отношении религиозных организаций, пп. 2 п. 3 – в отношении общественных организаций инвалидов, пп. 14 п. 3 – в отношении коллегий адвокатов, адвокатских бюро и адвокатских палат.Вместе с тем со ссылкой на положения п. 6 ст. 88 НК РФ у налогоплательщиков не могут быть истребованы документы по операциям, не являющимся объектом налогообложения (п. 2 ст.

146 НК РФ) или освобождаемым от налогообложения на основании ст. 149 НК РФ, когда освобождение не имеет своей целью предоставление определенной категории лиц преимуществ по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции, а представляет собой специальные правила налогообложения соответствующих операций (п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.

2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость»).Иными словами, если ст. 149 НК РФ освобождается какая либо операция от обложения НДС одинаково для всех совершающих ее лиц, то подобное освобождение не является льготой по НДС. И это важный аспект.

Самым очевидным примером такой нельготы считается освобождение от обложения НДС процентов по займам в денежной форме и с ценными бумагами (пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ). Важным в названном постановлении было также косвенное указание на то, что сам по себе факт отражения в разд. 7 налоговой декларации по НДС каких то операций, не облагаемых НДС по иным основаниям, чем ст.

149 НК РФ, например не признаваемых объектом налогообложения в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ, не дает права налоговым органам требовать у налогоплательщиков документы, подтверждающие обоснованность необложения в установленном для подтверждения льгот порядке.Тут уместно напомнить, что в разд.

7 налоговой декларации должны показываться не все не облагаемые НДС доходы (что еще иногда требуют налоговые инспекторы), например суммы, поступившие в погашение долговых ценных бумаг – векселей и облигаций, а лишь доходы, полученные от тех операций, которые прямо названы в заглавии данного раздела.А в связи с подчеркиванием Пленумом ВАС необходимости руководствоваться ст.

56 НК РФ следует обратить внимание, что согласно ее п. 2 важным квалифицирующим признаком льготы является право налогоплательщика отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ. Если не принять во внимание «если», то может показаться, что вся норма п. 2 ст.

149 не признается льготой, поскольку от отраженного в ней освобождения от обложения НДС нельзя отказаться (п. 5 ст. 149 НК РФ). Тем не менее это не так, и приводимые Пленумом ВАС примеры льготы из п. 2 ст. 149 совершенно правомерны, поскольку в данном случае «иное» в виде невозможности отказа от льготы установлено, как и предписывает п. 2 ст. 56 НК РФ, самим кодексом.

Но запомнить указанный квалифицирующий признак льготы необходимо – он еще понадобится нам в дальнейшем.

И разумеется, вопрос о рамках полномочий налоговых органов запрашивать у налогоплательщика документы, подтверждающие льготы, не ограничивается только НДС – из налогов, которых он, безусловно, касается, можно назвать как минимум еще и налог на имущество.

Действие третье – завуалированное несогласие.

Источник: https://www.audar-press.ru/lgota-po-nds

Льготы по НДС: порядок предоставления, подтверждение, отказ

Налоговые льготы в декларации по НДС

Устанавливая величину любого налога, включая и НДС, государство оставляет за собой право быть его регулятором. Это необходимо для более оперативного управления экономическими процессами. Одним из видов подобного регулирования является предоставление преференций на отдельные виды товаров и работ, в которые входят и льготы по НДС, их виды и порядок представления мы сегодня и рассмотрим.

Особенности применения

Речь идет о возможности освободиться от обязательств по уплате НДС на некоторые виды операций или товаров, а так же при условии деятельности компании, попадающей под определенные требования НК.

При этом льготы не являются обязательством государства перед отдельными категориями налогоплательщиков, а лишь предоставляемой временной возможностью облегчить условия работы в некоторых секторах экономики.

О льготах по НДС расскажет данное видео:

Нормативное регулирование

Порядок и условия применения налоговых льгот по регламентируется НК РФ (а именно ст. 145, 149, 150, 164, которые входят в 21-ую главу. Кроме того есть еще несколько федеральных законов, и уточняющие условия применения льгот постановления правительства.

Разновидности льгот по НДС

По смысловому содержанию льготы можно рассматривать в виде трех групп, которые наполнены следующим содержанием:

  1. Налоговые послабления на конкретные, описанные в НК, виды работ или товаров. Это связано с деятельностью в области медицины, транспорта, искусства, спорта, почтовой связи, жилищного строительства, рекламы. А так же при проведении научно-исследовательских, ремонтно-реставрационных и гарантийных работ.
  2. Льготы, распространяющиеся на определенные, выделенные законом, категории компаний. Условием льготирования в этом случае должна быть работа в: области культуры, образования, кинематографа, санаторного оздоровления, реализации сельхозпродукции, ритуальных услуг, архивного дела, банковских и страховых операций. Здесь же рассматриваются в качестве условия услуги по внеклассной работе с детьми и помощи инвалидам и пожилым гражданам.
  3. Льготы, охватывающие некоторые коммерческо-хозяйственные операции. Научно-исследовательские работы, участие в целевых программах, сдача жилья в наем, некоторые финансовые услуги, благотворительная деятельность, торговля долями или паями в уставном капитале.

Далее рассмотрим перечень льгот по НДС с примерами.

Предоставление послаблений

Эти льготы доступны каждому плательщику НДС, но только в тех случаях, если выполняются условия предоставления данных преференций. А именно:

Про ставки и льготы по уплате НДС, которые устанавливаются в нашем государстве, читайте ниже.

Факторы освобождения от уплаты

В этом случае причинами для такого события бывают:

  • Отсутствие у компании достаточной выручки (предел – 2000000 миллиона рублей за три месяца последовательно).
  • Организации и компании, участвующие в реализации государственных инновационных проектов.
  • Импортеры продукции обозначенной в статье 150 НК РФ (льготы по уплате НДС при ввозе товаров).

Про использование льготы для инвалидов по НДС и другие случаи полного освобождения по уплате читайте ниже.

Освобожденные от полной уплаты операции

Перечень подобных операций рассматривается статьей 149 НК и включает:

  • Предоставление в аренду иностранным компаниям и гражданам помещений различного назначения.
  • Все что связано с медицинским обслуживанием и уходом за инвалидами и больными.
  • Занятие архивным делом.
  • Услуги, связанные с транспортом и почтой.
  • Сдача в наем недвижимости.
  • Услуги в социальной сфере и связанные с культурной деятельностью.
  • Операции с уставным капиталом.
  • Работы по государственным программам.
  • Благотворительность и безвозмездная помощь.

Про документ, подтверждающий льготу по уплате НДС, читайте ниже.

Льготы по НДС при распространении рекламной продукции рассмотрены в этом видео:

Подтверждение льгот

Применение льгот по НДС не является обязательным, а даже право на их получение необходимо подтверждать в каждом случае отдельно. Причем подтверждение должно быть документальное. Надо быть готовым и камеральным проверкам ФНС. Для подтверждения права на льготные налоговые преимущества бывает необходимо предоставить:

  • Выписки из баланса.
  • Подтверждение выполнения операций из книги продаж.
  • То же самое из книги учета расходов и доходов для ИП.
  • Лицензии на льготные виды деятельности (если они лицензированы).
  • Договора.
  • Счета-фактуры с подтверждением отсутствия НДС.

Допустимые случаи

Иногда компании бывает не выгодно принимать предлагаемые государством льготы. Это может быть, когда:

  • Фирма не хочет терять ставку НДС в 0% при работе на экспорт.
  • В том случае, если партнеры компании отказываются заключать сделки с неплательщиком НДС.
  • При затруднении вести раздельный учет по операциям с НДС и без него.
  • В том случае, если отказ от НДС грозит снижением прибыли.

Право на отказ от льготы по НДС может быть реализовано при проведении сделок, перечисленных в статье 149 НК РФ. Причем отказаться можно со ссылкой на конкретный пункт статьи сразу на все операции, перечисленные в данном пункте. Вычленять отдельные операции нельзя.

Способы

Для отказа пишется заявление в произвольном виде. В нем указывают:

  • Пункт статьи 149 с указанным в нем перечнем операций для отказа от льгот.
  • Период отказа (минимум год).

Для того чтобы у клиентов-покупателей не было проблем с налоговыми вычетами, желательно оповещать их об отказе от льгот по НДС.

Как проверить начисления НДС самостоятельно? Все просто, если следовать важным советам.

Про коды налоговых льгот по НДС и другие важные моменты расскажет видео ниже:

Источник: http://uriston.com/kommercheskoe-pravo/nalogooblozhenie/nds/lgoty.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.