Налоговые проверки: проверять стали жестче

Содержание

Тематическая налоговая проверка

Налоговые проверки: проверять стали жестче

Инспекция часто рассылает уведомления о явке, где говорится, что директор компании обязан явиться в инспекцию. В 8 из 10 случаев инспектор заявит директору на встрече, что один или несколько контрагентов компании — недобросовестные. А раз контрагенты компании недобросовестные, значит, компания использует их для неуплаты налогов. Значит, должна доплатить налоги.

Недобросовестный контрагент — компания, у которой массовый директор и учредитель, массовый адрес, нет штатной численности и материальных ресурсов, которая сдает нулевую отчетность или отчетность с высокой долей налоговых вычетов, движение денежных средств носит транзитный характер, далее деньги уходят на ИП или компании на УСН и т.д. Короче говоря, недобросовестная компания — это то же, что и компания-однодневка.

При этом, претензия у инспекции возникает и тогда, когда недобросовестный контрагент является не прямым поставщиком налогоплательщика, а контрагентом 2 или 3-го звена, то есть прямых отношений с проблемной компанией может и не быть. В этом случае, по данным инспекции, налогоплательщик является выгодоприобретателем, и по сложившейся практике он (то есть вы, уважаемый бизнесмен) будете отвечать за недобросовестную компанию в цепочке поставщиков.

Пример, как это бывает

В Москве есть ООО «Ромашка». Добросовестная компания — налоги и страховые взносы исправно платит, никакой массовости, имеет штат сотрудников и материальные ресурсы для выполнения договорных обязательств.

Год назад «Ромашка» работала с компанией «Василёк» — была крупная сделка. А вот «Василёк» имеет признаки недобросовестности (курсивом выше). Казалось бы, надо задавать вопросы руководству «Василька». Почему же ФНС обращает внимание на «Ромашку»?

Потому, что «Василёк» уже прекратил деятельность или ФНС решила, что с бенефициаров «Василька» нечего взять.

Мы писали об этом подробно в статье о том, как ФНС отбирает компании, в отношении которых можно провести налоговую проверку.

Спойлер — если инспекция понимает, что с бенефициаров компании есть что взыскать, то выездная проверка будет. Если взыскать нечего, то инспекция займётся более «перспективной» с точки зрения взыскания компанией.

Возвращаемся к нашему примеру.

Итак, из-за якобы — якобы! — недобросовестности «Василька» у ФНС появились вопросы к директору «Ромашки». На самом деле цепочка контрагентов может быть длиннее, и включать контрагентов и третьего и четвёртого звена.

«Ромашка» — «Василёк» — «Лютик» —  «Подорожник» и т.д. Если подозрительным оказался «Подорожник», и при этом с «Подорожника», «Лютика» и «Василька» нечего взять (отсутствует недвижимость, основные средства, длительные госконтракты и т.д.

) то ФНС вызовет директора «Ромашки» и предложит ему уплатить.

Здесь действует принцип: возьмем с того, с кого есть что взять.

Но ведь налогоплательщик не отвечает за действия своих контрагентов!

Да, не отвечает.

Более того, ФНС сама подтверждает это. В Письме ФНС России от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547@ «О выявлении обстоятельств необоснованной налоговой выгоды» указано, что невозможно возлагать негативные последствия на налогоплательщика за недобросовестность контрагентов второго и последующих звеньев в цепочке перечисления денежных средств.

Иными словами, налогоплательщик не может отвечать за действия контрагентов второго и последующих звеньев.

И даже несмотря на то, что это подтверждает сама ФНС, инспекторы требуют от директоров фирм-налогоплательщиков отказываться от вычетов по НДС по договорам со спорными контрагентами. По логике проверяющих и как это видит система АСК НДС-2, налогоплательщик является выгодоприобретателем «схемы» и именно ему будут предъявлены налоговые претензии.

И конечно, возражения директора о том, что у него нет договоров с спорным контрагентом, что он не должен и не мог проявить в отношении проблемной компании меры должной осмотрительности, что пусть отвечает посредник, заключивший договор со спорным контрагентом, не действуют.

От директора требуют отказаться от вычетов по НДС, то есть доплатить налог. Какими методами это делается?

Вот тут-то мы и подходим к тематическим налоговым проверкам.

Что такое тематическая налоговая проверка? В Налоговом кодексе такого термина нет. Но он есть в Письме ФНС России от 25.07.

2013 N АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок» (п. 1.3.3.).

В этом письме ФНС рекомендует налоговым органам в ряде случаев ориентироваться на проведение выездных налоговых проверок по отдельным налогам (тематических выездных налоговых проверок).

То есть тематическая налоговая проверка — это разновидность выездной налоговой проверки. Она часто проводится только по одному налогу и охватывает период времени менее 3-х лет (например, 1,5 года).

Это своего рода сокращённая выездная налоговая проверка. Только вот её последствия такие же тяжёлые для компании, как и проведение «полноценной» выездной проверки.

Инспекции грозят директорам фирм-налогоплательщиков проведением тематических налоговых проверок ставя ультиматум: или отказывайтесь от вычетов по НДС по спорным контрагентам или мы назначаем в отношении вас тематическую выездную проверку.

Что значит для бизнеса проведение тематической выездной проверки на практике?

Во-первых — и это самое главное — в 90 % случаев после выездной налоговой проверки (а тематическая проверка — это разновидность выездной) компания разоряется из-за непомерно высоких доначислений.

Во-вторых, согласовать полноценную выездную налоговую проверку не так просто. И охватить выездной налоговой проверкой все компании невозможно. А вот light-вариант — тематическая проверка проводится быстрее и с меньшими трудозатратами со стороны инспекторов.

В-третьих, тематическую налоговую проверку возможно провести даже тогда, когда истекли сроки на камеральную проверку, а факты нарушений стали известны немного позднее.

В-четвертых, количество выездных налоговых проверок уменьшается, а доначисления по камеральным проверкам растут. Это и достигается как раз работой системы АСК НДС-2 и боязнью некоторых налогоплательщиков попасть под тематическую выездную налоговую проверку.

Большинство налогоплательщиков, чтобы не допустить тематическую проверку добровольно доплачивают суммы налогов, о которых просит налоговый орган.

При чём тут управление ФНС?

Тематическая налоговая проверка может быть инициирована вашей инспекцией, где вы стоите на учете. Но есть и другой вариант инициирования проверки.

Если контрагенты находятся в разных регионах, и инспекция какого-либо региона заподозрила, что эти контрагенты создали схему, то одна из инспекций сначала передаёт эту информацию в Управление ФНС своего региона, а та пересылает эту информацию в УФНС того региона, где расположен налогоплательщик, с которого можно взыскать налоги. Далее УФНС направляет информацию в районную инспекцию для проведения «разъяснительной» работы с налогоплательщиком.

Разумеется, раз сигнал о недобросовестности пришёл «сверху» то районные инспекции будут лезть из кожи вон, чтобы подтвердить, что компании действительно недобросовестны. «Ведь начальство не может ошибаться».

А значит, надо расшибиться в лепёшку, но доказать недобросовестность и доначислить налоги. Иначе руководство инспекции распишется в своей некомпетентности и беззубости.

Что сами сотрудники ФНС говорят об этой ситуации?

Как поясняют инспекторы на местах,

«ни у кого даже и в мыслях нет дать ответ в УФНС России, что у проверяемого налогоплательщика все законно. Проще либо принудить налогоплательщика к уплате, либо организовать в отношении него тематическую налоговую проверку, доначислить налоги и отчитаться в ФНС о положительных результатах».

Какие выводы следуют из этого?

Вызов руководства компании в инспекцию в 8 из 10 случаев означает, что у инспектора есть информация, что компания связана с недобросовестными контрагентами. А значит, инспектор «предложит» доплатить налоги, либо есть риск попасть под тематическую выездную налоговую проверку. Надо быть готовым к этому, идя в инспекцию.

Директор должен быть готовым обосновать работу с любым своим контрагентом. Обосновать деловую цель в использовании посредников и доказать их легальность работы, проявив должную осмотрительность. Иначе претензии налоговой не «отбить».

Подпишитесь на рассылку на этой странице. Никакого спама. 1-2 важных письма в неделю.

Источник: https://nalog-advocat.ru/tematicheskie-nalogovye-proverki/

Налоговики раскрыли секреты некоторых типов налоговых проверок

Налоговые проверки: проверять стали жестче

О камеральных и выездных налоговых проверках знают все — правила их проведения прописаны в Налоговом кодексе. О том же, что существуют и иные проверки, некоторые субъекты могут даже и не догадываться.

Между тем налоговые органы проверяют подотчетные лица по разным направлениям. Предлагаем вашему вниманию краткое изложение семинара о налоговых проверках.

Автор — Селянина Жанна Сергеевна, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса.

Проверки по кассовой технике

Проверки применения компаниями и предпринимателями ККТ осуществляются отделом оперативного контроля. Основанием как минимум в 70% случаев служат жалобы покупателей. Они подаются и через личный кабинет ФНС, и в письменном виде.

Налоговый орган обязан проверить факты, указанные в каждом заявлении граждан, и дать ответ заявителю. Также основанием кассовых проверок могут послужить данные самой инспекции о возможных нарушениях субъектом правил применения ККТ, полученные, например, в ходе камеральной проверки.

Кроме того, подобные проверки нередко проводятся выборочно. Специалист ФНС заходит в случайную торговую точку и делает контрольную закупку.

Планов и регламента по кассовым проверкам не существует. Это значит, что если в магазине выявлены нарушения, например, неприменение ККТ, проверять его могут хоть каждый день.

Новый формат

После внедрения онлайн-касс принцип проверки не изменился. Только теперь проверяющие дополнительно контролируют, поступили ли данные из чека на сервер ФНС. Кроме того, теперь большая проверочная работа проводится внутри стен самих налоговых органов. Поступающие чеки проверяются на предмет наличия всех необходимых реквизитов.

Также выявляются организации, ранее применяющие ККТ, которые перестали это делать после обязательного введения онлайн-касс. Это привлекает внимание специалистов налоговой службы — они выясняют, почему так произошло. Чаще всего в таких случаях налогоплательщики меняют виды деятельности и налоговые режимы с тем, чтобы либо избежать, либо отсрочить внедрение ККТ.

Но часть субъектов попросту нарушает законодательство и не применяет кассовую технику.

Проверять применение ККТ могут не только сотрудники местной ИФНС. Нередко практикуются так называемые перекрестные проверки, причем наибольший объем правонарушений выявляют именно они. Суть в том, что на выборочную проверку кассовой техники выходят специалисты соседних инспекцией.

К проверяемому субъекту приходит новый человек, с которым раньше никогда не велось дел. Это обеспечивает эффект внезапности. Ведь инспекторов из местных ИФНС, которые многие годы работают на проверках, узнаю буквально в лицо. И тут же передают информацию о проводимой проверке соседним организациям. В итоге эффективность мероприятия серьезно снижается.

Перекрестные проверки устраняют этот фактор, поэтому очень популярны в налоговых инспекциях.

Нарушения и их последствия

Проверки ККТ чаще всего выявляют:

  • факты неприменения субъектами аппаратов;
  • отказ продавца направлять покупателю электронный чек;
  • применение старой техники.

Если проверка носит целенаправленный характер, то есть инспектор знает, какое предприятие идет проверять, тогда сразу выносится постановление о привлечении к ответственности. Если проверка проводится выборочно, составляется акт о наличии либо отсутствии правонарушений.

У лица, которое непосредственно его допустило, требуется объяснение. Однако оно может их и не предоставить — никаких санкций за это не грозит.

Далее в инспекцию приглашается руководитель организации или ИП, которому также будет предложено пояснить причины допущенных правонарушений.

В итоге инспекция примет решение о наложении штрафов. Если правонарушение допущено впервые, сумму санкций могут снизить. Также на это может повлиять и объяснение, которое даст руководитель.

Но полностью избежать штрафа не удастся. Это возможно только в одном случае — если самостоятельно сообщить в ИФНС в письменном виде о том, что вами допущены нарушения. Сделать это нужно до того, как о них узнают в инспекции.

В таком случае штраф наложен не будет.

Такие проверки в последнее время стали очень горячей темой. Проводятся они специалистами отделов оперативного контроля и регистрационного учета. Раньше инспекция закрывала глаза на нахождение организаций не по адресу регистрации, равно как и на регистрацию по массовому адресу. Но в 2017 году ФНС стала активно с этим бороться. Выяснилось, что нарушают почти все.

Денежных штрафов за несоответствие фактического адреса регистрационному не существует. Зато субъект может быть исключен из государственного реестра. Это очень серьезная мера, за которой следует ликвидация компании.

Но прежде налоговая служба постарается установить связь с организацией всеми возможными способами.

Если она не отвечает на телефон и электронные письма, не взаимодействует с налоговой через программы подачи отчетности по ТКС, ей будут направляться бумажные письма на юридический адрес.

Если ответа не последует, инспекция направит по указанному адресу своего представителя с целью выяснить, находится ли там организация. Если же нет, то может быть принято решение о ее исключении из реестра.

Далее компания должна быть ликвидирована. Но этот процесс весьма спорный и неоднозначный. Например, арбитры считают, что отсутствие организации по адресу регистрации еще не повод ее ликвидировать. В то же время если компания не предоставляет актуальные данные о своем адресе, не платит налоги, не подает отчетности и не выходит на связь с ИФНС — это совсем другая ситуация.

Как избежать исключения из ЕГРЮЛ?

Если даже организация не находится по адресу регистрации, это не означает, что ее удалят из реестра или заставят переезжать. В этом смысле главным является дать адекватное пояснение сложившейся ситуации.

Скорее всего, ИФНС устроит, если адрес регистрации будет использоваться хотя бы в качестве почтового. В пояснение, например, можно указать, что помещение по адресу регистрации арендуется для получения корреспонденции.

А сотрудник компании в определенный день приезжает по этому адресу и забирает поступившие письма.

Обратите внимание! С точки зрения налоговых органов, организация должна арендовать по адресу регистрации хотя бы небольшое помещение или его часть. Отсутствие расходных операций по расчетному счету на оплату этой аренды натолкнет специалистов ИФНС на подозрение.

На каком основании субъект, который не оплачивает аренду помещения, пользуется им пусть даже для получения корреспонденции? Это повлечет вопросы к собственнику помещения.

Логика такова: если одно лицо предоставляет свою площадь другому и официально не получает за это платы, то он просто занижает выручку.

Вопросы налогоплательщиков

На эту тему на семинаре был рассмотрено несколько интересных вопросов.

Что делать, если организация купила помещение, которое ранее являлось адресом массовой регистрации? Заключенные в прошлом договоры аренды уже не действуют, однако бывшие арендаторы не спешат менять свои адреса в реестре.

В такой ситуации следует написать заявление в ИФНС, в котором изложить эти факты и снять с себя ответственность. Собственник должен пояснить, что с компаниями, указывающими принадлежащий ему объект в качестве адреса своей регистрации, он никаких договоров не заключал.

Должен ли собственник помещения предоставлять по требованию ИФНС сведения об арендаторах?

Такой обязанности у него нет. Но зачастую к этому склоняют на уровне местной администрации. Налоговый орган обращается туда с просьбой предоставить подобные данные. Администрация же, в свою очередь, запрашивает такие сведения у арендодателей.

Могут ли налоговые органы определить фактическое местонахождение организации по IP-адресу (при подаче отчетности по ТКС)?

Это весьма затруднительно, поскольку одному ip-адресу может соответствовать несколько десятков компаний. Ведь бухгалтерию может вести сторонняя организация, отчеты могут подаваться с использованием различных сервисов и т. д.

Выводы

Итак, иногда у ИФНС не остается выбора, кроме как применять крайние меры в виде исключения из реестра. Однако добросовестным налогоплательщикам бояться нечего.

Если компания реально ведет деятельность и взаимодействует с налоговой инспекцией, то за одно лишь несоответствие фактического адреса и адреса регистрации из реестра ее не исключат.

Эта мера применяется в основном к фирмам-однодневкам, которые до сих пор существуют, хотя их количество существенно сократилась после внедрения автоматизированной системы проверки декларации по НДС.

Проверка соответствия деятельности данным в реестре

Кроме того, инспекции проводят проверки соответствия основного вида деятельности субъекта тому, что указано в реесте. Технология проведения такой проверки в рамках семинара раскрыты не была. Что же касается последствий, то они могут быть самыми разными. Штраф за такое нарушение отсутствует, но инспекция потребует привести информацию в реестре в соответствии с реальной деятельностью.

По выявленным нарушениям могут быть приняты разные решения. Например, если субъект на УСН, то применение этого спецрежима в отношении несоответствующей реестру деятельности могут признать неправомерным.

В уведомлении о применении УСН указываются определенные коды ОКВЭД, и налоговый орган расценивает это как применение «упрощенки» именно в отношении этих видов деятельности. «Непрофильные» же операции попадут под ОСНО.

Соответственно, налоговый орган доначислит налог на прибыль и НДС, а также выставит штрафы.

Комиссии по легализации

Такие комиссии в чистом виде проверками не являются, однако это важное мероприятие, которое проходит между камеральной и выездной проверкой. Но на такую комиссию могут вызвать не только в связи с предстоящей ВНП. Комиссии по легализации также могут быть проведены по иным основаниям, в том числе:

  • при большой доле вычета по НДС (более 70%);
  • при низкой заработной плате, выплачиваемой своим сотрудникам (ниже прожиточного минимума или среднего по региону уровня);
  • при наличии убытка.

Если на комиссию вызвали перед выездной проверкой, то прямо об этом не сообщат. Но это можно установить по косвенным признакам.

В этом случае специалистов ИФНС будет интересовать информация, которая в большей степени относится к организации или ИП в целом, а не к какому-то конкретному отчету или налоговому периоду.

Комиссия будет задавать вопросы относительно структуры предприятия, его деятельности и текущих процессов.

Налогоплательщики негативно относятся к комиссиям, хотя, по мнению специалистов ФНС, напрасно. С их точки зрения, это еще одна возможность пояснить контролирующим органам накопившиеся в организации или у ИП проблемы и попробовать найти выход из сложившейся ситуации.

Основная идея проведение комиссии по легализации заключается в том, чтобы сократить количество выездных проверок. Нарушения выявляются в ходе камеральной проверки либо предпроверочного анализа. На комиссии же до руководства организации или предпринимателя доводится суть выявленных нарушений и рекомендуются меры по их устранению. Если субъект их исправит, то выездной проверки не последует.

Источник: http://KonturSverka.ru/stati/nalogoviki-raskryli-sekrety-nekotoryx-tipov-nalogovyx-proverok

Причины назначения выездных налоговых проверок

Налоговые проверки: проверять стали жестче

Выездная налоговая проверка является особой формой контроля за соблюдением налогоплательщиком налогового законодательства в части правильного исчисления и уплаты налогов.

Её особенность заключается в том, что во время проведения проверки происходит изучение, анализ, сопоставление и оценка документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведение ряда специальных мероприятий контроля, например, осмотра (ст.

92 НК РФ) и выемки документов и предметов (ст. 94 НК РФ).

Результативность выездной проверки, как правило выше, чем у камеральной, поскольку выездная проверка позволяет выявить такие нарушения, как уклонение от уплаты налогов, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной.

На сегодняшний день существует «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок» (утв. Приказом ФНС от 30 мая 2007 г.

N ММ-3-06/333@) (далее по тексту «Концепция»), на основании которой, налоговые органы в целях повышения эффективности выездных налоговых проверок, формируют годовой (с разбивкой по кварталам) план проведения выездных налоговых проверок.

План может быть скорректирован в зависимости от вновь открывшихся обстоятельств в отношении налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов), например в случае необходимости проведения проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией организации. 

ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ

Ознакомление налогоплательщиков с планом проведения выездных налоговых проверок налоговым законодательством не предусмотрено

Полномочия налоговых органов, порядок проведения выездных налоговых проверок регулируются ст.ст. 89, 89.1, 89.2 НК РФ, а также внутренними регламентами налоговых органов.

Также ФНС России разработала рекомендации, которые направлены для использования в работе территориальных налоговых органов, это Письмо ФНС от 25 июля 2013 г.

N АС-4-2/13622@ “О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок”.

КОГДА К ВАМ МОЖЕТ ПРИЙТИ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА?

Налоговое законодательство не содержит норм, предписывающих налоговым органам заблаговременно информировать налогоплательщика о назначении и проведении у него предстоящей выездной налоговой проверки.

Как правило, о ее назначении налогоплательщики узнают при получении решения о проведении выездной налоговой проверки (Письмо ФНС от 18 ноября 2010 г.

N АС-37-2/15853 “О возможности переноса выездной налоговой проверки”).

СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ: РАЗЪЯСНЕНИЯ ПФР, ФСС И ВЗГЛЯД ИЗ ЗАЛА СУДА

Как же происходит отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок?

До 01 января 2007 года процесс отбора налогоплательщиков для проведения налоговых проверок, определялся внутренними регламентами, используемыми только для служебного пользования.

Сейчас основы планирования выездных налоговых проверок закреплены в Концепции, эта информация является общедоступной, при желании с ее текстом может ознакомиться любой налогоплательщик.

Концепция разработана с целью построения единой, открытой и понятной для налогоплательщиков и налоговых органов системы планирования выездных налоговых проверок, поскольку налоговое законодательство РФ не предусматривает проведение выездных налоговых проверок на регулярной основе.

Назначению налоговой проверки предшествует большая работа, проводимая налоговым органом по сбору и обобщения информации о налогоплательщике. Истоками информации могут быть как внутренние, так и внешние источники.

К внутренним источникам можно отнести информацию, находящуюся в ведении налоговых органов.

Например, государственные реестры по регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГРЮЛ, ЕГРИП), по учету организаций и физических лиц (ЕГРН), данные налоговой и бухгалтерской отчетности, сведения о доходах физических лиц, сведения, полученные в ходе проведенных камеральных и выездных налоговых проверок и другие информационные ресурсы  налоговых органов.

ОТЛИЧИЕ ВЫЕЗДНОЙ ОТ КАМЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

Внешними источниками являются информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с международными договорами РФ, законодательством РФ или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления.

Ну и конечно не стоит забывать о том, что специалисты ФНС анализируют любую иную общедоступную информацию, в отношении всех налогоплательщиков, независимо от их форм собственности и сумм налоговых обязательств, в том числе материалы сети интернет и средств массовой информации (рекламные объявления, содержащие сведения о реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг юридическими и физическими лицами, публикации и так далее), информацию, поступающую от юридических и физических лиц (письма, жалобы, заявления).

Проводимый с целью отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок анализ финансово-экономических показателей их деятельности содержит несколько уровней, в том числе:

  • анализ сумм исчисленных налоговых платежей и их динамики (позволяет выявить налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начислений налоговых платежей);
  • анализ сумм уплаченных налоговых платежей и их динамики (проводится по каждому виду налога (сбора) с целью контроля за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей);
  • анализ показателей налоговой и (или) бухгалтерской отчетности налогоплательщиков (позволяет определить значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени, а также выявить противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, и (или) несоответствие информации, которой располагает налоговый орган);
  • анализ факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.

Обращаем Ваше внимание, что хотя анализ показателей деятельности налогоплательщика производится по разработанным налоговыми органами критериям, любое заинтересованное лицо может самостоятельно оценить риск назначения выездной налоговой проверки, сравнив показатели своей финансово-хозяйственной деятельности с общедоступными критериями отбора налогоплательщиков для проведения выездной проверки. Эти критерии указаны в разделе 4 Концепции.

БУХГАЛТЕРСКИЕ УСЛУГИ В МОСКВЕ, СТОИМОСТЬ

К ним относятся:

  • Налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности). Оценить риск включения в план выездных налоговых проверок налогоплательщик может самостоятельно, сравнив фактическую налоговую нагрузку с ее среднеотраслевым уровнем. Если по результатам сравнения уровень фактической налоговой нагрузки окажется ниже среднеотраслевого, организация может быть включена в план выездных проверок.

Определяется налоговая нагрузка как отношение суммы уплаченных налогов к полученной выручке (п. 1 Приложения N 2 к Концепции).

  • Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов. При оценке налогоплательщиком рисков назначения проверки по этому коритерию следует исходить из того, что в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика возможно возникновение убытков. Внимание налоговых органов привлекают организации, осуществляющие свою деятельность с убытком в течение 2-х и более календарных лет подряд. При этом рассматриваются показатели как бухгалтерской, так и налоговой отчетности.
  • Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период. По данному критерию оценивается деятельность налогоплательщиков, на которых возложена обязанность по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость.

Согласно п. 3 приложения N 2 к Приказу сумма вычетов по НДС считается существенной, если их доля от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев (п. 3 приложения N 2 к Концепции)

  • Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг). Этот критерий актуален для организаций – налогоплательщиков налога на прибыль, основан на анализе данных, отраженных в налоговой декларации по налогу на прибыль и в отчете о финансовых результатах (приложение к бухгалтерской отчетности форма N 2) (п. 4 Приложения N 2 к Концепции).

По данному критерию оценивается изменение темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов от реализации за несколько отчетных (налоговых) периодов (как минимум, за 2-3 года).

  • Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации. При его оценке фактический уровень среднемесячной зарплаты сравнивается со среднеотраслевым уровнем в субъекте РФ. Если полученный показатель оказывается ниже среднеотраслевого, возникает риск включения в план выездных налоговых проверок.
  • Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы. При оценке этого критерия принимается во внимание приближение (менее 5%) к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, влияющих на исчисление налога для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы налогообложения (2 и более раза в течение года).
  • Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год. По данному критерию оцениваются налогоплательщики-индивидуальные предприниматели, уплачивающие НДФЛ.

Для них риск включения в план выездных проверок возникает в случае, если доля профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных ст. 221 НК РФ, заявленных в налоговых декларациях, в общей сумме доходов превышает 83% (п. 7 Приложения N 2 к Концепции).

  • Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками (“цепочки контрагентов”) без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели). Наличие “цепочки контрагентов” принимается во внимание при наличии обстоятельств, свидетельствующих о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, указанных в постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 (далее – Постановление N 53) (п. 8 Приложения N 2 к Концепции).

Под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета (п. 1 Постановления N 53).

НАЛОГОВЫЙ ЮРИСТ, КОНСУЛЬТАЦИЯ

  • Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и так далее. НК РФ установлено право налогового органа требовать от налогоплательщика представления документов и пояснений, необходимых для исчисления и уплаты налогов (пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ). В случае отсутствия пояснений налогоплательщика без объективных причин существует риск назначения выездной налоговой проверки.
  • Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения (“миграция” между налоговыми органами).”Миграция” налогоплательщика может быть оправданной, если по новому месту регистрации у налогоплательщика имеется больше возможностей для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

По мнению налоговых органов, очень часто такие действия связаны с возможными попытками уклонения от налогообложения. 

Поэтому повышенное внимание уделяется налогоплательщикам – “мигрантам” с заявленными видами деятельности, не характерными для региона регистрации, а также фирмам, руководители которых не проживают на территории этого региона.

  • Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики. Отбор налогоплательщиков по этому критерию производится в части налога на прибыль. То есть этот критерий следует учитывать организациями – налогоплательщиками налога на прибыль. При этом принимается во внимание отклонение (в сторону уменьшения) рентабельности по данным бухгалтерского учета налогоплательщика от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики на 10% и более.

Среднеотраслевые показатели рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и активов организаций по видам экономической деятельности начиная с 2006 года приведены в Приложении N 4 к Концепции.

  • Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. Информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском размещается на официальном сайте ФНС России  в разделе “Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков”. Например, получение необоснованной налоговой выгоды с использованием фирм-“однодневок”; получение необоснованной налоговой выгоды при реализации недвижимого имущества; получение необоснованной налоговой выгоды при производстве алкогольной и спиртосодержащей продукции и другие.

Известно, что в своей работе ФНС использует и иные критерии, однако они, к сожалению, официально нигде не публикуются и предназначены только для служебного использования.

https://www.youtube.com/watch?v=pR_-qsvKibg

ВОЗРАЖЕНИЯ НА АКТ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ: ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ

На основании анализа полученной информации, налоговый орган выявляет вероятные зоны совершения налоговых правонарушений и определяет необходимые мероприятия налогового контроля.

Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств, или результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности которых свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях (раздел 3 Концепции).

После отбора лиц для проведения выездной налоговой проверки определяется также целесообразность проведения выездных налоговых проверок их контрагентов, взаимозависимых и или аффилированных лиц. 

Источник: https://rosco.su/press/prichiny_naznacheniya_vyezdnykh_nalogovykh_proverok/

Налоговые проверки – по новым правилам

Налоговые проверки: проверять стали жестче

← все новости

25.09.2017

Следственный комитет и ФНС выпустили летом революционный документ — письмо № ЕД-4-2/13650@ от 13 июля 2017 года, которое описывает новый тренд в борьбе с налоговыми «уклонистами».

Цель письма — снабдить налоговиков инструментом в виде методических рекомендаций, которые должны помочь ревизорам установить умысел налогоплательщика, ведущий к неуплате налогов, и сформировать эффективную доказательственную базу.

Кира Гин, управляющий партнер юридической фирмы «Гин и партнеры», внимательно изучила документ.

Появление письма, безусловно, ужесточит ответственность бизнеса, в том числе и уголовную, за «махинации» с налогами. Государство усилило контроль следователями из СК.

Это обеспечит более качественный сбор доказательств, сформирует единую доказательственную базу по налоговым правонарушениям, уголовным преступлениям и расширит применение уголовного наказания для предпринимателей, которые пытаются скрыться от уплаты денег в казну.

Если оценить методы, которые изложены в этом письме в совокупности с «Законом о налоговых злоупотреблениях» (закон № 163-ФЗ вступил в силу 19 августа 2017 года) и поправками в НК РФ, увеличивающими размер пени по налогам (закон № 401-ФЗ начнет действовать в этой части с 1 октября 2017 года), то можно смело утверждать — налоговые проверки перестанут быть прежними.

Государству очень нужны деньги, поэтому проверки станут жестче. Допросы в налоговой будут похожи на допросы следователя по уголовным делам. Материалы налоговой проверки будут собираться так, чтобы потом их можно было использовать в уголовном деле.

Сейчас, как известно, многие налогоплательщики с готовностью выплачивают недоимку, выявленную по итогам ревизии только после того, как возбуждается уголовное дело и личностями руководителей и учредителей начинают заниматься следователи.

Уголовное преследование — очень эффективный рычаг давления. В этом случае уплата недоимки, пеней и штрафов происходит в полном объеме и дело обычно прекращается.

Чтобы предприниматели платили быстрее и охотнее — нужно больше возбужденных дел.

Что считается умышленной неуплатной налога?

В совместном письме ФНС и Следственного комитета 9 из 15 пунктов посвящено рекомендациям, как в финансово-хозяйственной деятельности компаний разглядеть умысел, направленный на неуплату или уменьшение налогов.

На мой взгляд, именно с момента выхода этого письма понятие «умысел», которое всегда было характерно для уголовного права, будет активно применяться и к результатам налоговых проверок.

Умышленная неуплата — это когда бизнесмен построил «схему», чтобы уклоняться от налогов.

В пункте № 1 данного письма есть пояснение, что имеется в виду: «Примером умышленности совершения налогового правонарушения, влекущей применение налоговой ответственности в виде штрафа 40 процентов от неуплаченных сумм (п. 3 ст.

 122 НК РФ), является совокупность действий налогоплательщика, направленных на построение искаженных, искусственных договорных отношений, имитация реальной экономической деятельности подставных лиц (фирмы-„однодневки“).

Эти обстоятельства не позволяют усомниться в отсутствии элементов случайности происходящего.

Так, схема уклонения от налогообложения, заключающаяся в искусственном „дроблении“ бизнеса с целью сохранения или получения статуса плательщика налога по специальному налоговому режиму, может быть характеризована как элементарная имитация работы нескольких лиц, в то время как в реальности все они действуют как одно лицо.

Таким образом, первыми признаками умышленности являются имитационные.

Поскольку при использовании подставного лица налогоплательщик несет некоторые расходы, его целью одновременно является стремление эти „непроизводительные“ расходы сократить, в результате полноценной имитации не происходит, а налоговые и следственные органы должны эти признаки выявить и документально закрепить. Использование подставных лиц (фирмы-„однодневки“) происходит, как правило, умышленно, и задача налоговых и следственных органов это выявить и доказать».

Обратите внимание

По каждой схеме приведены примеры судебной практики, из которых становится ясно, что и незаконная оптимизация, и те ходы, которые раньше закон считал налоговым планированием, — отныне являются криминалом с умыслом.

Учитывая, что сейчас 99 процентов проверок связано с «однодневками» и иными схемами (например, дроблением компаний), то я могу прогнозировать, что отныне штраф по схемным решениям будет не 20 процентов, а 40 от доначисленных сумм (сейчас такой штраф применяется крайне редко).

Кстати, если говорить о дроблении, то тут уместен риторический вопрос: кто без дробления — пусть первый бросит в меня камень.

Сегодня даже мелкие предприниматели дробят свой бизнес на ООО и ИП, чтобы получать на ИП деньги под 6 процентов и выводить их напрямую без уплаты налога на дивиденды, которые они должны были бы уплатить, если бы получали деньги на ООО и выводили их через дивиденды.

Соответственно, ИП отныне — это тоже имитация? Если государство потребует, то налоговая докажет, что ИП — это имитация с целью уклониться от уплаты НДФЛ.

Чтобы обосновать ваш умысел, в акте налоговой проверки инспектор должен обязательно указать цели и мотивы, которые вы имели при совершении противоправных действий. Доказать умысел нужно документами, которые прямо или косвенно укажут на то, что лицо осознавало противоправный характер своих действий и допускало их совершение сознательно.

На мой взгляд, интересна рекомендация по обвинительному уклону в Актах налоговых проверок (пункт № 6 рассматриваемого письма): «Изложение доказательств в акте налоговой проверки должно создавать устойчивое представление о том, что деяние налогоплательщика совершено не в результате тех или иных ошибок при ведении бухгалтерского или налогового учета, а в результате целенаправленных, осознанных действий налогоплательщика и его представителей».

А теперь усильте, пожалуйста, свое внимание, потому что я процитирую о перспективах: «При этом налоговым органам целесообразно ориентироваться на стиль изложения, принятый при составлении обвинительных заключений в рамках уголовного процесса».

Схемы уклонения

Пункт № 13 данного письма полностью посвящен подробному описанию налоговых схем, которые использует российский бизнес. Сегодня уже все знают, что работа с фирмами-«однодневками» — это криминальная деятельность. Но государство пошло дальше — в этом письме считается налоговым преступлением большинство известных схем налоговой экономии и налогового планирования.

Если хотите узнать, попала ли ваша схема в поле зрения госорганов — посмотрите список схем. Кроме того, здесь же вы можете узнать, как будут проверять вас и вашу схему.

Классической схемой уклонения от уплаты налогов, по мнению налоговиков, считается применение фиктивных сделок либо с целью увеличения стоимости приобретенного товара (услуг) — завышения расходной части, либо с целью занижения доходной части, а именно продажа товара по заниженной стоимости (экономически необоснованные сделки). Фиктивные сделки могут быть заключены недобросовестными налогоплательщиками как с фирмой-«однодневкой», так и с аффилированной организацией.

Кроме того, налоговики выделяют еще три схемы:

  • дробление бизнеса с целью необоснованного применения специальных налоговых режимов;
  • необоснованное применение налоговых льгот, льготных налоговых ставок;
  • подмена гражданско-правовых отношений с целью извлечения налоговой выгоды.

По каждой схеме приведены примеры судебной практики, из которых становится ясно, что и незаконная оптимизация, и те ходы, которые раньше закон считал налоговым планированием — отныне являются криминалом с умыслом.

Пункт № 14 рекомендует ревизорам организовывать проведение выездных проверок с участием сотрудников внутренних дел, а также дополнительно консультироваться с сотрудниками следственных органов по вопросам эффективного сбора доказательств.

Налоговый контроль: кого и как будут проверять в первую очередь в 2018 году

Налоговые проверки: проверять стали жестче

9 из 10 случаев уклонения от налогов будут выявлены, виновные понесут наказание

Война за НДС

На вооружении Федеральной налоговой службы появилось новое, грозное и беспощадное, оружие для борьбы с юридическими лицами и предпринимателями, уклоняющимися от уплаты налогов.

Всероссийские дата–центры обработки данных позволяют налоговикам полностью автоматизировать контроль за движением финансовых потоков, анализировать и находить взаимосвязанные компании и ИП.

Как только программа обнаруживает «разрыв» в денежной цепочке – ждите проверки.

Высокая эффективность комплексов подтверждена на практике. Очередную зачистку рынка от полутеневых компаний, «прокладок» и «однодневок» УФНС начала с предприятий, занимающихся экспортом зерна: в этом сегменте экономики традиционно фиксировалось большее число налоговых преступлений.

Доначисления НДС, штрафы и пени по итогам «боевой операции» составили столь внушительную сумму, что в 2018 году алгоритм машинного интеллектуального поиска внедряется повсеместно, одновременно работая над расширением их возможностей, а в структуре самой налоговой службы уже появилось новое подразделение из шести тысяч аналитиков.

Под прицелом автомата

По данным газеты «Коммерсантъ», в первую очередь «под прицелом автомата» окажутся рыбоперерабатывающие предприятия и клининговые компании. Именно в этих сегментах, по мнению налоговиков, грязные схемы используются чаще всего.

И всё очень серьёзно: если вплоть до ноября 2017 года для возбуждения уголовных дел по факту неуплаты налогов сверх установленного законом размера Следственный комитет России был обязан провести доследственную проверку, запросить встречные документы, проанализировать данные и лишь потом вынести свой вердикт, то теперь ваша компания – под прицелом автомата.

Если программный комплекс нашёл нарушения (а он найдёт!), только на этом основании налоговый инспектор может практически самостоятельно запустить механизм по возбуждению уголовного дела.

Договориться с ним «по-свойски» тоже не получится: в этом году большая часть проверок будет носить экстерриториальный характер, проверяющими могут оказаться инспекторы не просто из другого района, а и из другого города.

Зачистка по секторам

Если еще несколько лет назад налоговикам удавалось выявить лишь одно из десяти налоговых преступлений, лишь один из десяти «уклонистов» был наказан, использование современных технологий вкупе с ужесточением законодательства даёт налоговикам шанс прийти к обратной пропорции: 9 из 10 случаев уклонения от налогов будут выявлены, виновные понесут наказание.

Надеяться, что налоговая инспекция, как и раньше, в первую очередь будет шерстить только крупные компании, а до малого бизнеса руки не дойдут больше нельзя.

Меняется сама стратегия ФНС по вопросам организации налоговых проверок, налоговая служба постепенно переходит на риск ориентированный подход и отраслевой принцип обеления экономики.

По словам начальника Контрольного управления ФНС Максима Чаликова, отраслевой подход к проведению налоговых проверок уже доказал свою высокую эффективность в фармацевтической, ювелирной, алкогольной и других сферах экономики.

Окончательно отработать все нюансы планируется на клининговой отрасли. Причем в «оперативной разработке» окажутся не только сами клининговые компании, но и их контрагенты.

То есть фактически все компании, которые пользуются услугами профессионалов в сфере уборки и эксплуатации зданий сооружений.

Уже сейчас в списке ФНС – около 8 000 предприятий отрасли, все они в этом году попадают под жёсткий налоговый контроль.

Стратегия примирения

При неотвратимости наказания плавильная стратегия может быть только одна: срочно выходить из тени. Но и при всём желании процесс этот может оказаться достаточно болезненным.

Чтобы помочь рынку преодолеть трудности переходного периода крупнейшие клининговые компании создали Национальную ассоциацию Фасилити Операторов – НАФО, разработали отраслевую Хартию и объявили об открытости для новых членов.

Одна из основных задач вновь созданной организации – проведение разъяснительной и методической работы среди заказчиков и профучастников с целью минимизировать возможные риски, связанные с ужесточением контроля над отраслью со стороны ФНС.

Деятельность НАФО по жесткому контролю за налоговой добросовестностью своих членов полезна не только для государству и фасилити, но и любой компании, у которой есть контракты на уборку и техническую эксплуатацию зданий и помещений.

Это и рекомендации по проведению ревизии текущих контрактов и гарантии отсева недобросовестных компаний на новых тендерах.

И такой возможностью пренебрегать не стоит: если вы пользуетесь услугами недобросовестного клинера, налоговая может начать проверку, отказать вашей компании в вычете НДС, никуда не оформленные внештатные уборщики могут быть «приписаны» к вашей компании, а это и уже не только штрафы но и уголовная ответственность.

Источник: https://www.gazeta-unp.ru/articles/52079-nalogovyy-kontrol-kogo-i-kak-budut-proveryat-v-pervuyu-ochered-v-2018-godu-rek

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.