Налоговые проверки с участием силовых структур: как не поддаться на провокацию

Содержание

Зачем в налоговой проверке принимает участие оперуполномоченный оэб

Налоговые проверки с участием силовых структур: как не поддаться на провокацию

Как уже отмечалось, не стоит отказываться от подписи и заверения печатью копий изымаемых документов, от получения копии акта об изъятии и копий изъятых документов, от подписания акта изъятия; об отказе все равно будет сделана отметка в акте изъятия или отдельном акте, удостоверяемом подписями проверяющих из числа должностных лиц, допущенных к осуществлению оперативно-розыскной деятельности, и понятыми. 9. Если вы попали в ситуацию, при которой обнаружены документы, предметы, «ненадлежащего» характера, отказавшись от подписи копий, зафиксируйте в акте, что эти документы, предметы, появились в период, когда кто-то из проверяющих оставался один в помещении, где они обнаружены. 10. При проведении обследования производственных, складских, торговых и иных помещений, организации, а также транспортных средств, при изъятии документов привлекаются понятые в количестве не менее 2-х человек.

Важно

При изъятии указанных документов с них изготавливаются копии, которые передаются организации, у которого они изымаются. Об изъятии документов (копий) составляется акт. Изъятые документы перечисляются, описываются в акте изъятия либо в прилагаемых описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков.

Все изымаемые документы (копии) предъявляются понятым и представителю организации, о чем делается запись в акте. Данная норма позволяет сделать этот процесс крайне обременительным для изымающих, любые нарушения этого порядка могут фиксироваться в акте.
Акт подписывается проверяющими из числа должностных лиц, допущенных к осуществлению оперативно-розыскной деятельности, понятыми и представителем организации. Копия акта об изъятии вручается представителю, у которого производится изъятие, под расписку.

Кого и почему проверяет оэбипк

Внимание

В ходе обследования проверяющие могут производить фотосъемку, аудио- и видеозапись, использовать информационные системы и технические средства. Результаты их использования прилагаются к акту.

Акт обследования подписывается лицами, проводившими обследование, понятыми и представителем организации, а также другими присутствующими при обследовании лицами, при этом с вашей стороны возможно использование других присутствующих для подготовки доказательственной базы против неправомерных действий проверяющих.

Оперуполномоченный обэп: должностные обязанности и полномочия

РФ «Об оперативно-розыскной деятельности», и на п.10 ч.1 ст.13 закона РФ «О полиции». Для запроса документов, информации, пояснений указанной мотивировки не достаточно.
Так, согласно п.10 ч.1 ст.

13 закона РФ «О полиции» сотрудники полиции имеют право: — проводить оперативно-разыскные мероприятия; — производить при осуществлении оперативно-разыскной деятельности изъятие документов, предметов, материалов и сообщений и иные предусмотренные федеральным законом действия; — объявлять розыск и принимать меры по розыску лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении, лиц, пропавших без вести, иных лиц, розыск которых возложен на полицию настоящим Федеральным законом, а также объявлять розыск и принимать меры по розыску похищенных или угнанных транспортных средств, похищенного имущества, имущества, подлежащего конфискации.

Кого, как и почему проверяет уэб?

Требование подписывается проверяющими и вручается представителю организации под расписку с указанием даты вручения.

Помните, что нет необходимости сразу предоставлять запрашиваемые документы, вам должно быть предоставлено время для их подготовки, согласуйте это время с должностным лицом ОБЭП, запрашивающим их.

При отказе представителя организации от получения требования о предоставлении информации проверяющие составляют об этом соответствующий акт, удостоверяемый подписями проверяющих и понятых. 8.

Изъятие материалов (предметов, документов) производится с участием понятых и, как правило, в присутствии представителя организации. Изъятию подлежат копии документов, которые подписываются представителем организации и заверяется ее печатью. В случаях оснований полагать, что подлинники будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, может производиться изъятие подлинных документов.

Налоговые проверки с участием силовых структур: как не поддаться на провокацию

Статья, которую можно найти на информационных ресурсах соответствующей тематики, может содержать перечень обязанностей или основ поведения при встрече с сотрудниками ОБЭПа. Функциональные обязанности, права, ответственности сотрудников структуры – такая информация не разглашается.

О работе обэповцев чуть ли не слагают легенды, их деятельность обрастает слухами. Сами же сотрудники, по вполне понятным причинам, о своей работе не распространяются, дабы не привлечь к деятельности отдела излишнего интереса.

Оперуполномоченный ОБЭП, выполняя свои обязанности, не отчитывается о правомерности своих действий, при этом следуя законам, которые ее регламентируют. Вполне понятно, что деятельность структуры, а также методы, которыми она пользуется, обрастают слухами.


В действительности каждый опер, будучи патриотом своей страны, четко исполняет свои обязанности.

Налоговая проверка с участием полиции

Порядок оперативного сопровождения уголовных дел, которые возбуждаются по фактам нарушения действующего законодательства о налогах и сборах, регламентирован Уголовно-процессуальным кодексом РФ.

Назовем статьи УК РФ, связанные с налоговыми преступлениями, выявление и пресечение которых является сферой компетенции сотрудников подразделений экономической безопасности: – Статья198 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица»; – Статья 199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации»; – Статья199.1 «Неисполнение обязанностей налогового агента»; – Статья199.2 «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов». Уголовно наказуемым является уклонение от уплаты налогов, совершаемое в особо крупном размере (более двух миллионов рублей).

Проверка обэп в 2017

Источник: http://advokat-na-donu.ru/zachem-v-nalogovoj-proverke-prinimaet-uchastie-operupolnomochennyj-oeb/

Верховный суд разъяснил, как выявить провокации спецслужб

Налоговые проверки с участием силовых структур: как не поддаться на провокацию

Верховный суд России потребовал от людей в мантиях не поддаваться на полицейские провокации: если тайные агенты буквально толкают человека на преступления, судить его за это нельзя.

Такие рекомендации содержатся в опубликованном высшей судебной инстанции обзоре судебной практики по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств.

Еще одна новость с полей невидимого фронта: по мнению Верховного суда России, даже если спецслужбам надо “всего лишь” “пробить” человека по номеру или узнать, где “бродил” сотовый телефон, они должны получить судебное решение.

Иначе обвинения будут бездоказательны.

Родина слышит, Родина знает

Некоторые эксперты утверждают, мол, сегодня спецслужбы могут подключиться к чему угодно – телефону, компьютеру, да хоть телевизору. Так что говорить по сотовому дескать то же самое, что кричать на улице. Потенциальных слушателей на трубке может оказаться гораздо больше, чем можно себе представить.

Верховный суд РФ запретил в приговоре копировать обвинение

Так или нет, кто же из нас, простых смертных, знает. Технические возможности спецслужб – тайна за семью печатями. И не только у нас, везде рыцари секретного образа предпочитают хранить молчание по поводу своих возможностей.

Как бы то ни было, не стоит недооценивать и бюрократию секретных служб. Любая информация у них заносится в дело, а дело должно быть соответствующим образом оформлено.

И если где-то положено подшивать решение суда с разрешением, значит, такое решение будет подшито.

К тому же любая информация, если по-хорошему, рано или поздно должна быть как-то реализована. А если прослушка получена в обход суда, как доказательство ее не примут. Еще нюанс: технические возможности специального ведомства  не означают, что любой лейтенант там, щелкнув пальцем, может включить большие уши.

Следователям же процедура обязательна тем более. В каком бы они ни были звании. И здесь возникает принципиальный вопрос: может ли правоохранитель прийти в сотовую компанию, показать корочку, и забрать, скажем, данные по соединениям абонента? Или просто узнать фамилию человека по номеру сотового телефона….

Высшая судебная инстанция, изучив правовую ситуацию, сделала однозначный вывод: даже в таких казалось бы  “мелочах” решение суда обязательно. Ведь “получение данных сведений связано с вторжением в личную жизнь и влечет ограничение конституционных прав граждан на тайну телефонных переговоров”.

Для справки, в прошлом году суды выдали 326 тысяч 195 разрешений на ограничении в рамках оперативно-розыскной деятельности конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи. Еще 140 тысяч 47 разрешений на контроль телефонных разговоров было выдано в рамках следственных действий. Здесь записи прямиком ложились в уголовное дело.

Провокаторам отбой

Весьма болезненный вопрос – провокации спецслужб. Верховный суд страны постарался найти грань между обычной оперативно-розыскной деятельностью, когда преступника пытаются вывести на чистую воду, и провокаций. Это – когда под статью подводят фактически постороннего человека.

Верховный суд объяснил, что считать помощью экстремизму

В обзоре судебной практики приведен пример подобной провокации. Некий гражданин, как потом он объяснял на суде, хотел купить компьютер ребенку. Но продавец – электроника покупалась с рук – решительно заявил, что отдаст компьютер только за наркотики. А денег ему не надо.

Покупатель – делать нечего – купил у цыган героин и отнес продавцу. Но вместо компьютера человек получил срок. Продавец, как выяснилось, работал на спецслужбе. А купля-продажа была чистейшей воды провокацией.

Как выяснилось, никогда раньше покупатель не был замечен в сбыте наркотиков.  “В приговоре не содержатся доказательства того, что Ф. совершил бы преступление без вмешательства сотрудников милиции, – говорится в обзоре Верховного суда. – Из этого следует, что действия Ф.

по существу были спровоцированы сотрудниками милиции, фактически совершавшими подстрекательство к совершению Ф. сбыта наркотика.

Подобное вмешательство и использование в уголовном процессе доказательств, полученных в результате провокации со стороны милиции, нарушают принцип справедливости судебного разбирательства. Действия Ф.

, совершенные в результате провокации со стороны милиции, не могут расцениваться как уголовно наказуемое деяние, что соответствует разъяснению, содержащемуся во втором абзаце пункта 14 постановления Пленума от 15.06.2006 № 14″.

Верховный суд запретил лишать прав водителей, не заметивших аварию

Поэтому Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации отменила приговор и последующие судебные решения по делу в части сбыта наркотического средства, а дело прекратила за отсутствием состава преступления. Однако этот же приговор в части осуждения Ф. за незаконное приобретение и хранение наркотиков остался в силе.

Как поясняет Верховный суд, значительное количество поступающих в суды уголовных дел в отношении лиц, обвиняемых в сбыте наркотических средств, возбуждается в результате оперативно-розыскных мероприятий (преимущественно проверочных закупок).

В каждом случае, когда в качестве доказательств по уголовному делу используются результаты оперативно-розыскной деятельности, суды обязаны оценивать возможность использования результатов данных мероприятий в качестве доказательств по уголовному делу. Иными словами, смотреть, законно ли действовали оперативники. Не перешли ли они где-то грань?

Верховный суд объяснил, как защищать свою честь и достоинство

“Проведение проверочной закупки, как правило, обусловлено необходимостью выявления лица, занимающегося незаконной реализацией наркотических средств, а также документирования его противоправной деятельности, – говорится в обзоре.

– Для проведения указанного ОРМ требуются данные, свидетельствующие о незаконной деятельности лица, в отношении которого планируется провести закупку, а также следует закрепить эти данные, придать им такую процессуальную форму, которая позволит в будущем признать их доказательствами по делу”.

Провокация – одно из самых опасных нарушений, совершаемых оперативниками. По мнению высшей судебной инстанции, под ней судам следует понимать подстрекательство, склонение, побуждение в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий, направленных на передачу наркотических средств сотрудникам правоохранительных органов (или лицам, привлекаемым для проведения ОРМ).

Верховный суд разрешил требовать моральный ущерб за незаконный штраф

Для справки

По данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, судами общей юрисдикции в 2011 году за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих средств, по ст. 228-234 УК РФ осуждено 134 474 лица.

Из них для 103580 лиц обвинение в этом преступлении являлось наиболее тяжким из вмененных составов обвинения. Еще 30 894 лица осуждены за совершение этих преступлений в совокупности с другим более тяжким преступлением.

Количество осужденных за такие преступления в сравнении с 2010 годом практически осталось на прежнем уровне (снижение числа осужденных на 0,9 %).

Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации

Источник: https://rg.ru/2012/07/03/provokaciya-site.html

Как подготовиться к выездной налоговой проверке с участием полиции

Налоговые проверки с участием силовых структур: как не поддаться на провокацию

Ни для кого не секрет, что в России внимание полиции к бизнесу, как и любых иных правоохранителей, оценивается негативно.

Это происходит потому, что власть часто не стесняется использовать силовиков в целях оказания давления на предпринимателей. Кроме того, сам по себе визит полиции на предприятие – это всегда опасная и непредсказуемая акция.

Задача руководителя и его финансового директора – знать процедуры и полномочия налоговых органов и полиции, и быть готовым к любым «визитам».

Используйте пошаговые руководства:

Мы знаем множество примеров, когда местная полиция приходит и совершает не объяснимые законом или логикой поступки, причиняя бизнесу значительный ущерб. Бороться с этим довольно сложно, как и разработать единый шаблон действий, ведь каждая ситуация – особенная. Хотя в средствах массовой информации можно найти множество инструкций по этому поводу.

Обычно практикующие адвокаты рекомендуют в такой ситуации сохранять спокойствие, по возможности соблюдая любые формальности. Задача руководителя предприятия и его финансового директора – знать процедуры и полномочия налоговых органов и полиции, и быть готовым к любым «визитам», используя сильную систему защиты информации и внутреннего контроля.

Но даже самая качественная подготовка не может исключить случаев откровенного «беспредела».

Понятие «полиция» употребляется в настоящей статье условно, поскольку это общепринятое название органов внутренних дел.

В действительности, структура органов внутренних дел состоит из разных подразделений, включая собственно полицию.

Непосредственно вопросами экономических преступлений занимается структура Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России (ГУЭБиПК МВД России), в том числе в сфере налогообложения.

Возбуждение уголовного дела по налоговому преступлению

Налоговые преступления – это противоправные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом РФ (УК РФ). К ним относятся:

  • уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов
  • уклонение (или) физического лица –  плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов (статья 198 УК РФ);
  • уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией – плательщиком страховых взносов (статья 199 УК РФ);
  • неисполнение обязанностей налогового агента (статья 199.1 УК РФ);
  • сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов (статья 199.2 УК РФ).

Уголовный процесс начинается тогда, когда появляются соответствующие повод и основание для возбуждения уголовного дела. В обычном разговоре мы используем эти понятия, как синонимы слова «причина», но в уголовном процессе они отличаются. У каждой из таких причин – свое предназначение.

Поводом для возбуждения уголовного дела являются, например, заявление или сообщение о преступлении, а вот основанием – достаточные данные, указывающие на признаки преступления (статья 140 УК РФ).

Иначе говоря, повода для возбуждения уголовного дела не может быть достаточно, нужны еще веские основания.

Некоторое время тому назад поводом для возбуждения уголовного дела о налоговом преступлении в России могли быть только материалы, предоставленные правоохранителям налоговым органом и только в строго определенных случаях. Это было вполне справедливо.

Однако следственные органы были недовольны показателями раскрываемости налоговых преступлений и вышли с законодательной инициативой о внесении изменений в УПК РФ.

И вот уже с 2014 года перечень поводов для возбуждения уголовного дела по налоговому преступлению стал общим – таким же, как и для любого иного преступления. Теперь поводом являются:

  • заявление о преступлении;
  • сообщение о совершенном или готовящемся преступлении (полученное из различных источников, включая СМИ);
  • постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании и явка с повинной.

 Особый интерес в этом смысле, конечно, вызывает «сообщение» или, в традиционном российском понимании, – донос.

Таким образом, сегодня найти и сформировать повод для возбуждения уголовного дела может не только полиция, следственный или налоговый орган, но и конкурент, контрагент, недовольный работник, сомневающийся учредитель, т.е.

любой, кто так или иначе получил доступ к соответствующей информации.

Эти лица могут предоставить следствию уже готовый материал для уголовного дела или его часть, а способов незаконного присвоения информации сегодня более чем достаточно – от простейших до высокотехнологичных. Поэтому система комплаенса (англ.

compliance) на предприятии должна быть надежной, как его сотрудники и контрагенты. По крайней мере, нужно к этому стремиться. Полезно также понимать объем полномочий проверяющих органов, и хотя бы попытаться пресечь незаконные действия, используя накопленные знания. 

Сегодня найти и сформировать повод для возбуждения уголовного дела может не только полиция, следственный или налоговый орган, но и конкурент, контрагент, недовольный работник, сомневающийся учредитель.

Разделение полномочий или Who is Who?

Знать компетенцию должностных лиц, которые пришли с проверкой, в первую очередь, необходимо для того, чтобы понимать последствия совершаемых действий. Сегодня налоговые вопросы все чаще переходят в плоскость уголовного права и это довольно опасно для предпринимателей.

Думаю, все хорошо помнят законодательные изменения 2017 года, направленные на ужесточение борьбы с налоговыми преступлениями посредством усиления ответственности физических лиц по налоговым долгам предприятий.

Особый интерес сегодня вызывает судебная практика, а также обновляемые процедуры выявления налоговых преступлений и привлечения к уголовной ответственности.

Например, в минувшем году профессиональным сообществом активно обсуждались Методические рекомендации об исследовании и доказывании фактов неуплаты налога с участием следственных органов (Письмо ФНС России от 13.07.2017 №ЕД-4-2/13650@).

Напомним, что указанные методические рекомендации носят межведомственный характер и предназначены только для территориальных налоговых и следственных органов Следственного комитета РФ. Иначе говоря, налогоплательщик формально ими руководствоваться не может.

Ведь методические рекомендации не являются нормативно-правовым актом, это всего лишь «рекомендации». Поэтому данный документ не станет правовым основанием в судебном процессе. Другое дело, что любая внутренняя методичка, упорядочивающая систему совместных проверок, появляется и приобретает публичный статус не зря.

С одной стороны, такой документ важен для проверяющих. Им почти не нужно думать, для них все написано на бумаге – оценена значимость умысла, разъяснены некоторые понятия.

Проверяющий в ходе проверки даже может устно сослаться на них, пожимая плечами, мол «а что вы хотите, вот тут у меня написано…» и ткнет налогоплательщика носом в строчку своей методички. С другой стороны, предпринимателям тоже полезно знакомиться с такими документами, заранее оценивая правильность своих действий. Поэтому не стоит игнорировать внутренние инструкции проверяющих органов, в них можно найти много интересного.

В процесс выявления налоговых преступлений вовлечены налоговые органы, органы внутренних дел и следственные органы.

Полномочия налоговых органов и правоохранителей следует разделять. Цели и задачи этих государственных структур не совпадают, они находятся в плоскости совершенно разных отраслей права – налогового и уголовного. Межведомственное взаимодействие строится на определенных правилах.

Однако эти правила никак не влияют на выводы ведомств, сделанные каждым в рамках своей компетенции. Поэтому, например, отказ в привлечении к налоговой ответственности не является основанием для отказа в возбуждении уголовного дела за совершение налогового преступления по одному и тому же факту.

Таким образом, кого следует опасаться больше, каждый предприниматель решает сам.

Налоговую проверку сопровождают только сотрудники полиции, которые одновременно самостоятельно могут проводить оперативно-розыскные мероприятия.

Компетенция налоговиков

Компетенция налоговых органов в рамках проведения выездной налоговой проверки определяется статьями 31 и 89 НК РФ, в частности, налоговый орган:

  1. Организует и проводит выездную налоговую проверку.
  2. По необходимости привлекает к проверке сотрудников полиции.
  3. Требует от налогоплательщика предоставления документов и производит их выемку.

Компетенция правоохранительных органов

Источник: https://fd.ru/articles/159044-kak-politsiya-i-nalogoviki-delyat-polnomochiya

Налоговые проверки с участием МВД. Новый порядок возбуждения дел о налоговых преступлениях

Налоговые проверки с участием силовых структур: как не поддаться на провокацию

Москва, Конгресс-отель «Альфа» Измайлово + Online-трансляция в регионы

26 ноября 2014 года

Программа мероприятия

  • Новое о взаимодействии налоговых и правоохранительных органов при проверках и принятии решений по их результатам

■ Порядок взаимодействия МВД, Следственного комитета России и ФНС при проведении выездных налоговых проверок

■ Поправки в УПК РФ, касающиеся расширения полномочий СКР в части возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям по материалам оперативно-розыскной деятельности (ОРД) органов внутренних дел и в согласовании с налоговыми органами. Обновления НК РФ в части налогового контроля, гармонизация НК РФ и УПК РФ

■ Новый порядок, новые процедуры и новые сроки взаимодействия правоохранительных и налоговых органов: к чему должен быть готов налогоплательщик. Документооборот между ведомствами

■ Основные этапы работы МВД и СКР по «проблемному» налогоплательщику (возбуждение уголовного дела, доследственная проверка, рассмотрение дела в суде): советы налогоплательщику по выработке эффективной стратегии и тактики защиты своих интересов на каждом этапе

■ Виды ответственности организации и ее должностных лиц, возможные по результатам налоговых проверок, осуществляемых правоохранительными органами во взаимодействии с ФНС. Новое об административной ответственности за налоговые правонарушения, уголовной ответственности за налоговые преступления

■ Какие признаки свидетельствуют о наличии оснований для привлечения учредителей, руководителей или других сотрудников организации к уголовной ответственности

■ «Деятельное раскаяние» налогоплательщика (своевременное погашение задолженностей, штрафов и пеней): какие возможности имеются у должностных лиц организации, чтобы избежать с согласия следователя уголовного преследования, как и когда ими можно воспользоваться

■ Позиция консалтингового сообщества в отношении наделения СКР новыми полномочиями. Рекомендации по минимизации рисков преследования должностных лиц организации по УК РФ

  • Мероприятия налогового контроля в части выездных налоговых проверок: основания и порядок проведения проверок, полномочия проверяющих, оформление результатов проверки

■ Основания проведения выездных налоговых проверок с участием правоохранительных органов. Участие МВД в налоговых проверках: действующий порядок, планируемые изменения

■ Самостоятельные проверки, инициируемые органами внутренних дел: порядок и условия проведения, права налогоплательщика, возможности и пределы обжалования действий проверяющих

■ Выявление налоговых правонарушений и преступлений: источники информации, методы, примеры из практики. Какие сделки подвергаются проверке в первую очередь

■ Критерии назначения выездной проверки налоговыми и правоохранительными органами. Какие действия / бездействия налогоплательщика могут послужить основанием для назначения выездной проверки.

■ Какая информация и документы представляют интерес для правоохранительных органов при возбуждении уголовного дела в отношении налогоплательщика, при проведении ОРД и следственных мероприятий

■ Проблемы доказательственной силы информации, хранящейся в электронной форме («черная» электронная тетрадь, бухгалтерская компьютерная программа и пр.)

  • Какие претензии, предъявляемые налогоплательщикам по результатам налоговых проверок, ОРД и следственных мероприятий, чреваты рисками уголовного и административного преследования (на примерах)

■ Отсутствие деловой цели сделки. Получение необоснованной налоговой выгоды. Документальная неподтвержденность и экономическая необоснованность расходов

■ Прямые и по «цепочкам» контакты с недобросовестными контрагентами. Использование сомнительных схем с участием посредников по договорам комиссии, агентирования, поручения и пр.

■ Отсутствие экономической обоснованности дробления бизнеса. Незаконная «обналичка». Противозаконные схемы внесения вкладов в уставный капитал. Использование «цепочек» для транзита денежных средств

■ Неоднократное перечисление денежных средств через проблемные банки. Схемы с участием некоммерческих организаций (НКО) и пр.

  • Новые способы уклонения от уплаты налогов, выявляемые правоохранительными органами
  • Как обезопаситься от рисков уголовного и административного преследования: советы налогового адвоката
  • Ответы на вопросы, практические рекомендации

Лекторы

Юрий Александрович Воробьев — руководитель практики «Разрешение споров и медиация», адвокат юридической компании «Пепеляев Групп»

Павел Геннадьевич Сычев — к.ю.н., заместитель начальника управления Следственного департамента МВД РФ, полковник юстиции

Регистрационный взнос составляет 18 600 руб. обеспечивает обед в ресторане отеля, кофе-паузы, раздаточные материалы

При оплате до 16 ноября СПЕЦИАЛЬНАЯ ЦЕНА 13 000 руб.

Контакты:

+7 (495) 933-02-17, +7 (495) 974-24-53

#

Подробная программа семинара и условия участия

Источник: https://Professionali.ru/Soobschestva/buhgalterskoe-soobschestvo-irsot/nalogovye-proverki-s-uchastiem-mvd-novyj/

​Как общаться с полицией во время налоговой проверки — Право на vc.ru

Налоговые проверки с участием силовых структур: как не поддаться на провокацию

Внезапное появление полиции на пороге офиса — серьезное испытание для любого предпринимателя. При этом неважно, насколько трепетно выполняются им предписания закона в хозяйственной деятельности.

Сотрудники полиции совершенно справедливо полагают: если хорошо поискать, всегда можно найти то, за чем пришел.

А предпринимателю важно помнить: при любых проверках предпринимательской деятельности служащим всех без исключения контролирующих органов разрешено исключительно то, что прямо предписано законом. В этом — ключ к защите своих прав.

Знание — сила

Правильное поведение в процессе налоговой проверки — как раз тот случай, когда лучше учиться на чужих ошибках. Нам регулярно присылают вопросы, связанные с этой темой. Приведем несколько, а затем расскажу о самых базовых правилам поведения при проведении налоговых проверок.

Приведем несколько реальных вопросов предпринимателей из практики. 

  • «Знаю, что плановые налоговые проверки проводятся раз в 3 года и об их проведении заранее предупреждают. А о внеплановых налоговых проверках не знаю ничего. На них установлена какая-то периодичность? От них можно как-то защититься?», — спрашивает индивидуальный предприниматель из Санкт-Петербурга.
  • «Добрый вечер. 30 декабря 2014 года принято решение о проведении выездной налоговой проверки. Налоговая проверка производится за 2011, 2012 годы. Выставлено требование о предоставлении документов (договоров, актов выполненных работ) за 2010 год. Можем ли мы их не предоставлять, так как за 2009, 2010 годы уже была проведена выездная налоговая проверка (закончена в 2012 году), и в 2011, 2012 году расходов по данным договорам проведено не было, только оплата кредиторской задолженности. Организация работает на общем режиме налогообложения. Доходы и расходы по отгрузке», — обращается с вопросом Наталья из города Мурманска.
  • «Является ли существенным нарушением условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки подписание экземпляра акта, врученного налогоплательщику, помимо лиц, проводивших проверку, специалистом юридического отдела инспекции, не поименованным в числе проверяющих?» — спрашивает Игорь из Перми.

Приведенные выше примеры — одни из наиболее распространенных вопросов относительно налоговых проверок. Теперь переходим к тому, как действовать предпринимателю.

1. Чтобы визит не застал врасплох 

Общение с сотрудниками полиции по поводу налогов возможно в случае, когда налоговая инспекция привлекает их для участия в проверке. Выездные налоговые проверки бывают плановые и внеплановые. Узнать о ежегодных планах налоговых проверок можно благодаря их публикации на сайте областной прокуратуры вашего региона. 

Поводом к проведению внеплановой проверки могут послужить результаты проверок других предпринимателей, связанные с обнаружением фактов возможного нарушения налогового законодательства; наличие информации об уклонении предпринимателя от налогообложения зарплаты и других выплат, а также ряд оснований, связанных с существенными нарушениями налогового законодательства. 

Как правило, без пристального внимания проверяющих не обойтись в случае подозрений на необоснованное возмещение предпринимателем НДС, акцизов, или на неправомерное предъявление их к возмещению. (Существует целый ряд оснований. Важно помнить, что все они связаны с существенными нарушениями налогового законодательства). 

Имеет смысл заранее готовиться ко встрече с полицией, если предприятие допускало уклонение от уплаты налогов или сборов с физических лиц или с организации; не исполняло обязанности налогового агента; если имел место факт сокрытия денежных средств либо имущества, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам (это преступления, предусмотренные статьями 198-199.2 УК РФ). Признаки преднамеренного или фиктивного банкротства (ст. 195-196 УК РФ) также являются весомым основанием для встречи с полицией. 

Какими бы ни были основания для проведения внеплановой проверки, налоговая обязана вручить предпринимателю под расписку копию приказа o назначении проверки. Только после этого проведение налоговой проверки можно расценивать как законное.

2. Как принять нежданных гостей

Для начала — не суетиться и не впадать в ступор. Хорошо, если попасть на предприятие посторонние лица могут только через пост охраны.

Конечно, при условии, что охранник проинструктирован, как себя вести в таких ситуациях и знает, что такое журнал проверок.

 Пока проверяющие будут отмечать в журнале время и цель визита, вы сможете морально подготовиться к проверке и пригласить своего юриста, помощь которого в такой ситуации переоценить будет сложно. 

Если никаких охранников нет, журнал проверок на предприятии все равно должен быть. Причем, прошитый, с пронумерованными страницами. Отсутствие такого журнала на предприятии или у ИП — нарушение закона. В журнале будут записываться представители проверяющих органов и фиксировать время и цель своего визита. 

Иметь такой журнал — в ваших же интересах: он покажет, как часто и с какими целями проходили проверки. Чтобы результаты проверок причиняли вам как можно меньше расстройств, не держите в офисе то, что не предназначено для посторонних глаз.

Сейф — не выход, поскольку налоговики привлекают сотрудников полиции, как раз на тот случай, если сейфы, иные хранилища, содержимое жестких дисков будут представлять интерес для налоговых органов, или потребуется производство осмотра помещения, выемка документов. 

Заранее нужно определиться, кто из сотрудников будет непосредственно общаться с проверяющими, отвечать на их вопросы. Других сотрудников нужно предупредить, чтобы они под благовидными предлогами отказывались вступать с проверяющими в беседу на темы деятельности предприятия.

3. Что проверить у проверяющих

Независимо от компетенции контролирующих органов, состава проверяющих, никто не имеет право зайти на предприятие и потребовать предоставить документы, произвести обыск или выемку просто потому, что пробегал мимо, а дверь оказалась незапертой. 

Единственным основанием для проверки налоговой инспекции является решение руководителя контролирующего органа или его заместителя о проведении выездной налоговой проверки. Налоговая, как это предусмотрено законом, посчитав, что потребуется содействие сотрудников полиции, обязана заранее направить запрос в орган внутренних дел.

Поэтому сотрудники полиции должны быть обязательно включены в состав проверяющих, указанных в решении.

Перед тем, как проверяющие приступят к своим обязанностям, убедитесь, что имеется соответствующее решение для проверки именно вашей организации, обратите внимание на указание в решении предмета проверки, проверяемого периода, сверьте список проверяющих с удостоверениями личности явившихся сотрудников. 

Проверьте, имеется ли на документе подпись руководителя органа, принявшего решение о проведении проверки, или его заместителя. Только указанные лица вправе подписывать такое решение.

Не стесняйтесь убедиться, что такая проверка действительно назначена, позвонив по месту службы проверяющих.

Попросите у инспектора копию решения о проведении налоговой проверки, а также сделайте ксерокопии удостоверений проверяющих. 

Если решение о проведении проверки не соответствует установленным требованиям: в нем отсутствует подпись руководителя, или его заместителя; из решения не следует, что объект проверки – именно ваше предприятие, не указан предмет проверки или в решении указаны другие лица в составе проверяющих, вы вправе не пускать на свою территорию комиссию. Нет надлежащим образом оформленного решения – нет и законного основания для проведения проверки. 

Во время проверки действуйте, учитывая перспективу обращения в суд. А для суда нет ничего важнее доказательств. Поэтому с первых минут проверки начинайте сбор доказательств возможных нарушений.

Фиксируйте для себя все действия проверяющих, уточняйте у них, для чего требуется то или иное действие, интересуйтесь, какой нормой права это требование предусмотрено.  Вы вправе записывать происходящее на диктофон, предупредив инспекторов о записи.

Для запоминания хода проверки можно использовать и видеонаблюдение. В крайнем случае, можете записывать отдельные моменты на бумаге. 

Продолжительность проверки — до двух месяцев. Подробности могут иметь решающее значение при обжаловании результатов проверки или действий проверяющих. Поэтому не стоит полагаться на память. 

Поскольку выездная налоговая проверка связана с изучением документов налогоплательщика, не забывайте о требовании ст.

93 НК РФ, обязывающей налогового инспектора передавать требование о предоставлении документов руководителю, или уполномоченному представителю организации, лично под расписку.

Соответственно, устные распоряжения по этому поводу вы вправе не выполнять, и ничего вам за это не будет.

Чтобы избежать по результатам проверки необоснованных упреков в не предоставлении документации, передавайте копии документов инспектору, как положено, по описи. 

Помните: проверяющим запрещено проводить проверку по вопросам, не указанным в решении, требовать по ним выдачу документов или получение объяснений.

4. Что выбрать — игру в поддавки или конфликт

Не угадали. Оба стиля поведения при налоговой, как и любой другой проверке, одинаково неприемлемы. Проверяющие пришли не по личному желанию, а в силу выполнения служебных обязанностей (по крайней мере, так предполагается). Как должностные лица, они отлично понимают, что обязаны действовать исключительно в рамках закона.

К встрече с вами готовились задолго, и пришли, рассчитывая на единственный результат – найти в ходе проверки доказательства правонарушения, а то и преступления. Реализация такой цели – показатель качества работы и налоговой инспекции, и полиции. Так что пришли они к вам не на чай.

Поэтому затевать конфликт, открыто препятствуя проверке, в такой ситуации не очень остроумно. 

Однако по указанной же причине, бояться «испортить отношения», пробовать «подладиться» под проверяющих, безропотно выполняя все их требования и подписывая все, что поднесут под руку, тоже не лучшая идея. Сама по себе попытка демонстрировать сверхлояльность в глазах, проверяющих уже подозрительна.

Рассчитывать на то, что инспекторы, проникнувшись симпатией к такому славному предпринимателю, поблагодарят за сотрудничество и удалятся, оставив хвалебные отзывы о его законопослушности, не стоит.

Нельзя «испортить отношения», которых, в общем-то, и нет, разумными требованиями к инспектору, например, о разъяснении целей проверки, или о предъявлении документов. 

Поэтому нет ничего лучше золотой середины — выполнять то, что требуется от налогоплательщика законом, придерживаться нейтрального вежливого стиля поведения. И обдумывать каждое свое действие и каждое слово. Не забывая, разумеется, фиксировать ход проверки, а также все допущенные нарушения.

5. Уважая гостей, не забывайте о себе

Проверяющие имеют полномочия произвести осмотр помещения и даже осуществить выемку документов организации, компьютеров и информационных носителей. В случае открытого сопротивления полиция может применить и физическую силу.

Важно не забывать, что рамки возможных действий полицейских прямо ограничены законом. В частности, полиция во время налоговой проверки не вправе запрещать сотрудникам организации покидать офис. Нет у нее и права запрещать звонить по телефону, забирать у работников телефоны и другие личные вещи или производить досмотр работников. 

Если проверяющие допускают неправомерные действия, следует принимать меры для защиты своих интересов, позвонив дежурному по УВД, в службу собственной безопасности УВД, или просто в дежурную часть полиции. Звонки в полицию записываются, и эта запись может служить доказательством нарушения прав в ходе проверки.

При допросе сотрудником полиции помните о возможной перспективе перейти из разряда свидетелей в разряд подозреваемых. Поэтому не пренебрегайте правом на отказ от дачи показаний против себя самого, сославшись на Конституцию Российской Федерации. Во всяком случае, пока не обсудите сложившуюся ситуацию с адвокатом. 

Если вы отказываетесь выдать добровольно документы или предметы, относящиеся к предмету налоговой проверки, это — основание для производства выемки. Не забывайте, что выемка возможна только по мотивированному постановлению должностного лица и в присутствии понятых.  При выемке проверяющие не вправе изымать то, что не входит в предмет проверки, указанный в решении.

Изъятию подлежат только те документы или предметы, которые относятся к предмету проверки и могут дать дополнительную информацию о правонарушении. Выемка оформляется протоколом и описью имущества. В описи должны указываться наименование, количество и индивидуализирующие признаки изъятых предметов.

Перед подписанием протокола ознакомьтесь с ним не спеша, отразите в протоколе нарушения, допущенные проверяющими. Подпишите каждую страницу протокола. Если с протоколом не согласны, напишите об этом. Можете указать, что мотивированное возражение предоставите позднее.

Копия протокола подлежит вручению руководителю предприятия. 

Нарушение порядка производства выемки может послужить основанием, чтобы признать полученные доказательства (то есть полученные с нарушением) недопустимыми. 

Выездная налоговая проверка заканчивается составлением справки с отражением в ней предмета проверки и ее сроков. Выявленные нарушения отражаются в акте проверки, там же указываются рекомендации по их устранению. Не уклоняйтесь от подписания акта, это не имеет смысла.

Проверяющие в случае вашего отказа подписать акт, укажут в нем, что вы от подписи отказались. Значит, вы будете лишены возможности доказать, что на подпись предоставлялся вам именно этот акт.

Кроме того, ваши возражения, отраженные в акте, в дальнейшем могут оцениваться судом как доказательства.

Один из распространенных способов давления на предпринимателя — изъятие всей документации и информационных носителей. Перспектива парализовать деятельность предприятия обоснованно расценивается как способ сделать предпринимателя более покладистым. Если, конечно, он не знает, что это — противозаконно, и не настаивает на соблюдении своих прав. 

При изъятии документации предприятия, проверяющие обязаны сделать с них копии и вручить под подпись руководителю. Если изготовление копий на месте проверки невозможно, копии должны быть изготовлены в течение пяти рабочих дней и переданы руководителю предприятия. 

Если изымаются информационные носители, вы вправе скопировать информацию, находящуюся на них. Проверка не является обвинением в правонарушении или основанием приостанавливать текущую деятельность предприятия.

Чтобы написать колонку для ЦП, ознакомьтесь с требованиями к публикуемым материалам.

Источник: https://vc.ru/legal/7391-black-mask

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.