Налоговый кодекс: корректировки Закона «О национальной платежной системе»

Содержание

Закон

Налоговый кодекс: корректировки Закона «О национальной платежной системе»

(по состоянию на 01.11.2015)

В цикле статей, посвященных электронным деньгам, я постараюсь ответить на вопрос о том, что такое электронные деньги, а также дать юридическую оценку по вопросам обращения с электронными деньгами.

Мы уже рассмотрели вопросы:

В этой статье я постараюсь дать краткий самых существенных положений Закона “О национальной платежной системе”. Особенности закона будут рассмотрены отдельно.

Краткий Закона № 161-ФЗ “О национальной платежной системе”

С 29 сентября 2011 года действует первая часть Федерального закона № 161-ФЗ “О национальной платежной системе” (далее – Закон № 161-ФЗ), который полностью вступит в силу в конце 2012 года.

Что же полезно знать о новом законе тем, кто активно использует электронные деньги как средства платежа?

Теперь “электронные деньги” получили законный статус, ведь до этого момента точно разобраться, что же хранится в Вашем “электронном кошельке”, было крайне сложно.

Пользователи “электронных денег” и банковских карт избавлены от необходимости каждый раз при пропаже их денег доказывать свою непричастность к краже их средств мошенниками.

Теперь, наоборот, банк или оператор “электронных денег” должен будет доказать, что в краже средств виноват именно их владелец, иначе ему придется полностью компенсировать ущерб клиента.

Если деньги списаны без вашего ведома и желания, то вы смело можете требовать у банка (оператора “электронных денег”) возмещения ущерба, а он обязан вернуть деньги. При этом вы должны обратиться в кредитную организацию (к оператору “электронных денег”) не позднее следующего дня после того, как получили уведомление о списании денег.

Обо всех платежах банк (оператор) обязан незамедлительно информировать клиента по электронной почте или с помощью СМС-сообщений (данный пункт вступит в силу только в конце 2012 года). Если это требование не выполнено, а деньги ушли со счета, то и спорить об их возврате нечего – вам обязаны вернуть пропавшие деньги без всяких споров.

Приятные изменения коснулись не только пользователей электронных кошельков, но и владельцев банковских карт и владельцев мобильных телефонов.

Владельцы мобильников, если у них на счету достаточно денег, также теперь могут потратить их (при выполнении определенных условий оператора связи) на покупку товаров и услуг.

Полезные для клиентов банков новации коснулись и комиссии за операции по пластиковой карточке – достаточно популярно было условие о том, что “комиссия __ % но не менее __ рублей”.

Это значит, что теперь при снятии или перечислении небольшой суммы через “чужой” банкомат, с вашего карточного счета не спишут комиссию, которая порой была больше самого платежа.

Теперь эти хитрости запрещены.

Предусмотрена возможность денежных операций в оффлайн-режиме, когда информация об остатке средств на счете хранится на устройстве пользователя, что делает возможным, например, использование специальных карт для оплаты за проезд на транспорте.

Предписано, что все банкоматы и платежные терминалы обязаны выдавать чек, содержащий полную информацию о проведенной операции, при этом сам чек должен быть читаем не менее 6 месяцев (обычно чеки печатались на термобумаге и довольно быстро выцветали).

Все основные понятия и термины получили точное определение, хотя и на достаточно специфическом языке.

Так, согласно пункту 18 статьи 3 Закона № 161-ФЗ электронные денежные средства – это денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета, для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа.

Т.е. денежные средства предварительно предоставляются лицу, их учитывающему (оператору электронных денежных средств), для исполнения обязательств передающего перед третьими лицами. Деньги передаются не в рост и не для сохранения, а исключительно к последующей оплате чего-либо.

Начисление процентов на остаток, выплата любого вознаграждения клиенту и его кредитование оператором запрещены. Денежное обязательство лица перед получателем может быть как договорным, так и не договорным, например штраф. Обязанному лицу (клиенту) банковский счет не открывается.

Законом № 161-ФЗ установлено, что переводы электронных денежных средств являются формой безналичных расчетов. Таким образом, в характер сделки, связывающей клиента, оператора и получателя платежа, внесена полная ясность.

Если деньги украли или списали с карты без уведомления, то банк обязан вернуть их

Статьей 9 (основная часть которой вступила в силу с 1 января 2014 года) Федерального закона № 161-ФЗ “О национальной платежной системе” положения, согласно которым в случае утраты банковской карты и (или) ее использования без согласия клиента клиент обязан направить соответствующее уведомление банку в предусмотренной договором форме незамедлительно после обнаружения факта утраты банковской карты и (или) ее использования без согласия клиента. Банк после получения уведомления клиента обязан возместить клиенту сумму операции, совершенной без согласия клиента. Кроме того, банк обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием банковской карты путем направления клиенту соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом. В случае если банк не исполняет обязанности по информированию клиента о совершенной операции, он должен возместить клиенту сумму операции, о которой клиент не был проинформирован и которая была совершена без его согласия.

Но для возврата денег клиент обязательно должен уведомить свой банк о том, что он потерял карту, либо средства снимались без его согласия. Все способы таких уведомлений в изменениях в законе “О национальной платежной системе”, вступающих в силу с Нового года не прописаны, а определяются исключительно договорами между клиентом и кредитной организацией.

Как разъяснил ЦБ банковская карта может быть блокирована по инициативе кредитной организации только при нарушении клиентом порядка использования банковской карты, определенного договором.

В связи с этим блокировка банковской карты не может осуществляться по причине отсутствия в кредитной организации информации для связи с клиентом, в том числе по уже заключенным ранее договорам с клиентами, не учитывающим требования статьи 9 Федерального закона “О национальной платежной системе”.

Но ЦБ советует клиентам для возмещения денег после списания их с карты без согласия, предоставить своему банку достоверную контактную информацию. Это может быть что угодно: номер мобильного телефона, адрес электронной почты. Если они менялись, то банку тоже стоит об этом рассказать.

Кроме того, указанными положениями устанавливаются следующие обязанности оператора по переводу денежных средств:

  • информировать клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа (далее – ЭСП) путем направления клиенту соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом;
  • обеспечить возможность направления ему клиентом уведомления об утрате ЭСП и (или) о его использовании без согласия клиента;
  • фиксировать направленные клиенту и полученные от клиента уведомления, а также хранить соответствующую информацию не менее 3 лет;
  • предоставлять клиенту документы и информацию, которые связаны с использованием клиентом его ЭСП, в порядке, установленном договором;
  • рассматривать заявления клиента, в том числе при возникновении споров, связанных с использованием клиентом его ЭСП, а также предоставить клиенту возможность получать информацию о результатах рассмотрения заявлений, в том числе в письменной форме по требованию клиента, в срок, установленный договором, но не более 30 дней со дня получения таких заявлений, а также не более 60 дней со дня получения заявлений в случае использования ЭСП для осуществления трансграничного перевода денежных средств.

Оператор по переводу денежных средств вправе отказать клиенту в заключении договора об использовании ЭСП.

Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ
“О национальной платежной системе”

Источник: http://www.advocatshmelev.narod.ru/elektronnye_dengi-zakon_o_natsionalnoy_platezhnoy_sisteme.html

161 ФЗ «О национальной платежной системе»: последняя редакция

Налоговый кодекс: корректировки Закона «О национальной платежной системе»

Национальная платежная система создана для поддержания национальной безопасности. Также она необходима для осуществления платежей, без использования иностранных сервисов. Она создана для обеспечения безотказного проведения расчетов по пластиковым картам. Весь процесс проведения денежных транзакций регулируется ФЗ № 161.

Описание закона

Работники Государственной Думы 14 июня 2011 года приняли ФЗ «О национальной платежной системе». 22 июня того же года, закон был одобрен Советом Федерации. И в законную силу вступил 27 июня.

161 ФЗ регламентирует бесперебойность проведения денежных транзакций через пластиковые карты. Предметом регулирования являются правовые и организационные основы национальной платежной системы (НПС). Законопроект также контролирует:

  • порядок предоставления услуг;
  • проводит реализацию перевода денежных средств с помощью национальной электронной платежной системы;
  • осуществляемые действия субъектов НПС;
  • выполнение законодательных требований по функционированию национальных платежных систем;
  • процедуру по осуществлению надзора.

Состоит законодательный акт из 6 глав и 39 статей: 

  • Глава 1 заключает в себе общие положения закона — основные понятия, предмет регулирования и т.д.;
  • Глава 2 указывает на порядок действий при оказании платежных услуг;
  • Глава 3 содержит требования, предъявляемые к действиям субъектов национальной платежной системы;
  • Глава 4 закона № 161 характеризует перечень требований, которые необходимо выполнять для исправной работы платежной системы;
  • Глава 4.1 указывает на нюансы работы национальной системы платежных карт (НСПК);
  • Глава 5 содержит требования проведения контролирования и надзора за НПС;
  • Глава 6 оформлена из заключительных положений законодательного акта № 161.

В ФЗ № 161 в 11 статье указаны субъекты НПС, которые осуществляют бесперебойность работы системы. В качестве субъектов выступают: 

  • Банк России;
  • Кредитные учреждения, которые вправе осуществлять электронные переводы денег;
  • Корпорация «Внешэкономбанк».

Краткое содержание и название закона целиком претерпели внесение изменений 1 мая 2017 года.

Скачать

По Федеральному Закону, всю национальную платежную систему составляют операторы по осуществлению денежных транзакций по всей территории России. Настоящий закон обязывает операторов услуг эксплуатировать национальную платежную систему только в пределах РФ. Это свидетельствует о том, что информация о платежах, проводимых в России, не должна передаваться за границу.

ФЗ «О национальной платежной системе» содержит множество аспектов по использованию и применению электронных переводов. Чтобы детально изучить все нюансы НПС, можно скачать весь закон в последней редакции по ссылке.

Ознакомьтесь  Правила перевозки детей в машине

Последние изменения, внесенные в 161 ФЗ

Все законы требуют пересмотра и внесения изменений, поправок и дополнений. Необходимы такие действия для уточнения некоторых нюансов в законодательстве.

В закон о платежной системе РФ нередко вносились изменения. Последняя редакция закона приходится на 1 мая 2017 года. Внесенное дополнение в закон вступило в силу 5 мая того же года.

Поправки были внесены на основании ФЗ №59. Изменения коснулись 3 главы.

Статья 19.1 закона 161

В ФЗ №161 ввели дополнение в виде ст. 19.1. Суть нововведения гласит об особенностях проведения трансграничных переводов денежных средств, когда иностранное государство ввело запреты.

Для правильного исполнения пунктов настоящей статьи ведется контроль. Критерии проведения контроля указаны в ст 19.1 п 5, осуществляется надзор в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.

Указанные стандарты должны быть признанными на территории России.

161 ФЗ ст 2

Данная статья регламентирует нормативно-правовое регулирование взаимоотношений в НПС:

  • закон об электронных платежах основывается на Конституции России и на международных контрактах;
  • Правительство РФ вправе принимать нормативно правовые акты для регулирования НПС;
  • Центральный банк РФ вправе принимать нормативные акты для регулирования отношений в национальной платежной системе.

При последней редакции внесенные изменения в 161 ФЗ «О национальной платежной системе» 2 статьи не коснулись.

9 ст 161 ФЗ 

Данная статья характеризует процедуру эксплуатации электронных платежных средств:

  • эксплуатация средств платежа начинается с подписания соответствующего договора;
  • оператор вправе выдать клиенту отказ в заключении контракта;
  • диспетчер обязан проинформировать клиента о пользовании электронной системой;
  • ч 4 ст 9 ФЗ 161 гласит — оператор должен сообщать клиенту обо всех проводимых операциях;
  • диспетчер предоставляет клиенту данные об использовании его средств без его согласия;
  • оператор фиксирует все клиентские уведомления;
  • согласно положениям контракта, операторы предоставляют всю запрашиваемую клиентом информацию об его электронном средстве платежа;
  • часть 8 ст 9 ФЗ 161 регламентирует рассмотрение возникающих споров на основании поданного заявления;
  • пользование услугами НПС может быть приостановлено по запросу клиента или по инициативе диспетчера;
  • если пластиковая карта утеряна, то она подлежит восстановлению на основании поданного заявления;
  • по закону, если диспетчер не сообщает клиенту информацию о проводимых денежных транзакциях, то он обязан возместить сумму перевода.

Настоящий закон создан для усовершенствования работы НПС.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://210fz.ru/161-fz-o-nacionalnoj-platezhnoj-sisteme/

Комментарий Закона № 161-ФЗ

Налоговый кодекс: корректировки Закона «О национальной платежной системе»

В цикле статей, посвященных электронным деньгам, я постараюсь ответить на вопрос о том, что такое электронные деньги, а также дать юридическую оценку по вопросам обращения с электронными деньгами.

Мы уже рассмотрели вопросы:

В этой статье я постараюсь дать особенностей Закона “О национальной платежной системе”. Особенности закона будут рассмотрены отдельно.

Клиенты электронных платежных систем (пользователи электронных денег) по Закону № 161-ФЗ “О национальной платежной системе”

С 29 сентября 2011 г. оператором электронных денежных средств является кредитная организация, в том числе небанковская кредитная организация, имеющая лицензию на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций (п. 1 ст. 12 Закона N 161-ФЗ).

Клиентом может быть как физическое лицо, так и юридическое. Клиент – физическое лицо может предоставлять денежные средства оператору электронных денежных средств как с использованием, так и  без использования своего банковского счета (п. 2 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).

Клиент – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель предоставляет денежные средства оператору электронных денежных средств только с использованием своего банковского счета (п. 3 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).

Юридическим лицам (индивидуальным предпринимателям) запрещается рассчитываться электронными деньгами между собой. Необходимо, чтобы одним из участников расчетов было физическое лицо, использующее электронные средства платежа (п. 9 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).

Особенности операций с электронными деньгами

Законом № 161 – ФЗ (с учетом изменений, внесенных Законом № 110-ФЗ) установлены следующие особенности операций с электронными деньгами:

  1. Максимальная сумма перевода не может превышать 200 000 рублей.

  2. При превышении установленного лимита перевод электронных денежных средств не осуществляется.

  3. Перевод электронных денег осуществляется с проведением идентификации клиента или без проведения идентификации.

    В случае проведения идентификации клиента – физического лица ему открывается счет, остаток электронных денежных средств на котором в любой момент не может превышать 600 000 рублей.

  4. Анонимность, привлекавшая пользователей кошельков, гарантируется при условии, что остаток электронных денежных средств в любой момент не превышает 15 000 рублей, общая сумма переводимых электронных денежных средств – 40 000 рублей в течение календарного месяца.

  5. Использование электронного средства платежа клиентом – юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем осуществляется с проведением его идентификации оператором электронных денег. Указанное электронное средство платежа является корпоративным.

    Использование корпоративного электронного средства платежа осуществляется при условии, что остаток электронных денежных средств не превышает 200 000 рублей на конец рабочего дня оператора электронных денежных средств.

    В случае превышения указанной суммы оператор обязан осуществить зачисление или перевод денежных средств в размере превышения указанного ограничения на банковский счет юридического лица или индивидуального предпринимателя без его распоряжения.

  6. Организации обязаны сообщать в налоговую инспекцию о возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные деньги (т.е. как и при открытии банковского счета).

  7. С 1 октября 2011 года организации и индивидуальные предприниматели должны информировать налоговый орган о возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств в течение 7 дней со дня возникновения (прекращения) данного права (пп. 1.1 п. 2 ст. 23 НК РФ).

    ФНС России (Информация от 13 июля 2011 года) сообщает, что за нарушение срока передачи в инспекцию указанных сведений налогоплательщика могут привлечь к ответственности по статье 126 Налогового кодекса (200 рублей за каждый непредставленный документ) или статье 129.1 НК (5 000 рублей).

Предоставлении клиентам – физическим лицам информации об особенностях оказания услуг по переводу электронных денежных средств

Источник: https://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/dengi/elektronnye_dengi-zakon_o_natsionalnoy_platezhnoy_sisteme-kommenteriy.html

Что гласит 161-й Федеральный закон о национальной платежной системе – Деньги и финансы простым языком

Налоговый кодекс: корректировки Закона «О национальной платежной системе»

161-й Федеральный Закон от 27.06.2011 года вступил в силу 29 сентября 2011 года. С октября того же года стали применяться и те поправки, которые, собственно, были внесены рассматриваемым законом в отдельные законодательные акты ввиду принятия данного документа. В частности, речь идет об изменениях, внесенных в 1-ю часть НК РФ.

Электронные денежные средства

В соответствии с положениями закона, каждая организация вправе производить расчеты с контрагентами, используя электронные денежные средства. Обменять на электронные деньги допускается исключительно те безналичные средства, которые находятся на банковском счете компании.

Денежные средства приобретают статус электронных в случае, если организация направляет их оператору электронных денежных средств, не открывая при этом банковский счет в целях расчета с контрагентом.

Электронными денежными средствами признаются таковые, что предварительно были предоставлены одним лицом другому лицу без открытия банковского счета в целях выполнения денежных обязательств (18-й пункт 3-й статьи Закона).

Денежные средства не могут рассматриваться в качестве электронных в ряде случаев.

Если они были предоставлены организациям, которые ведут:

  • клиринговую деятельность либо таковую на рынке ценных бумаг;
  • занимаются управлением фондами (инвестиционными, паевыми инвестиционными и негосударственными пенсионными).

Электронные деньги = реальные

Сегодня электронные деньги имеют официальный статус.

Согласно 12-у пункту 10-й статьи закона, на денежные средства компании может налагаться взыскание вне зависимости от того, где они числятся: на банковском счете или в электронном кошельке.

Кроме того, допускается возможность приостановления операций с электронным кошельком аналогично тому, как это применяется при операциях по расчетному счету компании.

Положения аналогичного содержания были включены в 1-ю часть НК РФ.

Налоги, пени и штрафы

Если организацией не будут своевременно перечислены налоги в бюджет, взыскание сначала коснется денежных средств, лежащих на счету в кредитной организации, далее – электронных денежных средств, а затем самого имущества организации (1-й пункт 46-й статьи НК РФ). При этом валюта, в которой хранятся деньги в электронном кошельке, значения не имеет.

Взыскание электронных средств будет осуществляться согласно решению налогового органа в том случае, если на расчетном счету организации денежных средств оказалось недостаточно. О порядке принудительного взыскания говорится в пункте 6.1, внесенном в 46-ю статью НК РФ.

Налоговое поручение, связанное с переводом электронных денежных средств на счет компании, направляется в тот банк, где у последней открыт электронный кошелек.

В поручении указывается:

  • подлежащая переводу сумма;
  • реквизиты счета и таковые корпоративного электронного средства платежа.

Для исполнения поручения банку отводится один операционный день. Электронные деньги могут быть зачислены на расчетный счет организации, а потом перечислены в бюджет. При недостаточном количестве денег в электронном кошельке они будут списаны по мере поступления.

Если взыскание недоимки не могут покрыть электронные деньги в рублях, оно может быть осуществлено за счет электронных средств в валюте. В таком случае средства подлежат переводу на валютный счет компании.

Кроме поручения относительно перечисления налога, налоговой инспекцией может быть направлено банку поручение, связанное с продажей иностранной валюты компании. Такая продажа производится банком не позже следующего дня.

При взыскании налога налоговыми органами могут быть приостановлены переводы электронных средств в порядке, установленном 76-й статьей НК РФ.

К главным отличиям электронных денежных средств от безналичных относят:

  • отсутствие необходимости открытия банковского счета, – в отличие от «безнала», существующего только при наличии счета (расчетного, текущего) у организации, электронные деньги пребывают в виртуальном пространстве и именуются электронным кошельком;
  • ограниченную величину остатка средств для электронного кошелька, – на конец рабочего дня рассматриваемый показатель не может превышать сумму в 100 тысяч рублей (аналогично в иностранной валюте). В случае превышения установленного лимита, электронные деньги должны быть переведены на банковский счет компании;
  • осуществление расчетов, которое в случае с электронными деньгами возможно только в отношении физических лиц (9-й пункт 7-й статьи закона);
  • отсутствие возможности уплаты налогов посредством электронных средств.

Оператор электронных денежных средств

Осуществление действий с электронным кошельком, т. е. создание, пополнение и пользование им, возможно при наличии соответствующего договора у организации с оператором электронных денежных средств.

В качестве последнего может выступать кредитная организация, обладающая правом осуществления переводом средств без предварительного открытия банковских счетов. На оператора возложены обязанности, связанные с установлением правил и порядка осуществления переводов электронных средств.

Создание электронного кошелька

Создание электронного кошелька для организации возможно в том банке, где у последней имеется расчетный счет, либо в иной кредитной организации. В последнем случае сведения о банковском счете должны быть переданы оператору в обязательном порядке.

Пополнять электронный кошелек организация вправе только с помощью своего банковского счета (3-й пункт 7-й статьи закона).

Учет операций, выполняемых через электронный кошелек, равно как и предоставление сведений по остатку клиентам, – прерогатива оператора. При этом оператору запрещено начислять проценты на остаток электронных средств и осуществлять выплаты-вознаграждения клиентам. Также он не вправе предоставлять им средства для приумножения остатка на счете (6-й пункт 7-й статьи закона).

О создании электронного кошелька компания должна обязательно уведомить налоговые органы (новый п.п. 1.1 2-го пункта 23-1 статьи НК РФ). В противном случае на компанию накладывается штраф.

Пополнение электронного кошелька

Содержимое созданного электронного кошелька организация может пополнять за счет поступлений от физических лиц. ИП и юрлица переводить электронные деньги компании не имеют права.

По договору с оператором допускается также введение автономного режима при использовании средств.

В таком случае уменьшение остатка и зачисление на электронный кошелек будут происходить не в одновременном порядке.

Тратим электронные деньги правильно

Для осуществления перевода электронных средств организация должна подготовить и направить Оператору с помощью корпоративного электронного средства платежа распоряжение (7-й пункт 7-й статьи Закона). В качестве такового могут использоваться информационно-коммуникационные технологии, электронные носители информации, платежные карты, другие технические устройства.

Право использования средств обязательно отражают в договоре при условии, что организация поставлена на учет в налоговом органе и имеет соответствующее свидетельство для идентификации (1-й пункт 86-й статьи НК РФ).

Распоряжение о переводе подлежит незамедлительному выполнению оператором.

Каждый перевод осуществляется посредством одновременного выполнения оператором цепочки действий:

  • принятие клиентского распоряжения;
  • уменьшение остатка средств плательщика;
  • увеличение остатка средств получателя на величину перевода.

Договором может предусматриваться обратная схема перевода электронных средств, когда распоряжение оператору направляется получателем. Остаток может быть переведен на банковский счет компании.

Туда же, как уже говорилось выше, могут быть направлены и электронные деньги, суммы которых превышают допустимый размер содержимого в электронном кошельке.

Банкам вменяется обязанность, связанная с предоставлением справок относительно остатков и произведенных переводов налоговым органам. После получения мотивированного запроса должно пройти не меньше трех дней.

Такая информация в основном запрашивается:

  • после принятия решения относительно взыскания долга;
  • при вынесении решения, связанного с приостановлением переводов.

Нарушение банком обязанностей относительно электронных денежных средств является нарушением ответственности, предусмотренной статьей 135.2 НК РФ.

Скачать текст 161-го Федерального закона о национальной платежной системе.

Источник: http://denjist.ru/card/fz-o-natsionalnoj-platezhnoj-sisteme.html

Изменения в законе о национальной платежной системе в России

Налоговый кодекс: корректировки Закона «О национальной платежной системе»

Порой стремление правительства повлиять на теневую экономику оканчивается полным провалом.

Однако истории известны и такие случаи, когда введение новых законодательных актов помогало вывести большую часть денег, необходимых для пополнения государственного бюджета, из тени.

Одним из таких случаев был день встпуления в силу закона о национальной платежной системе, действующей на территории РФ. Что это за закон? И чего он позволили добиться властям?

Общие данные о государственном законе

Закон о национальной платежной системе (в дальнейшем — НПС) вступил в силу 27.09.2012 г. Предметом нормативно-правового регулирования в данном законе выступили отношения, касающиеся  наведения порядка в сфере национальных платежей в России. К таким услугам по праву можно отнести:

  • Перевод денежных средств;
  • Операции с электронными деньгами;
  • Операции с оплатой мобильной и других средств связи;
  • Операции по оплате коммунальных услуг и т.п.

количество электронных платежных терминалов по данным ЦБ РФ

В законе также четко описываются общие понятия о национальных платежных системах, об операторе, имеющим дело с НПС, о банковских платежных агентах, об операционных и расчетных центрах, о платежных услугах и денежных переводах и т.д. А также данный законодательный акт в деталях описывает все права и обязанности как сервиса, осуществляющего обменные операции, так и клиента, обращающегося к представителям НПС.

Так, например, клиент имеет право получить от оператора полную информацию, касающуюся суммы вознаграждения оператора, установленными тарифами на осуществление денежных переводов с одного счета на другой, а также другой информацией, которая сопровождается переводом денежных сресдтв. Помимо этого, клиент имеет право оформить договор банковского обслуживания или договор сотрудничества с представителями компании НПС, на основании которого ему и будут предоставляться услуги по переводам и другим денежным операциям.

При этом, в роли оператора НМС могут выступать банки России, кредитные организации, имеющие лицензию Нацбанка РФ. Например, такой организацией может стать «Внешэкономбанк». Совмещать должность оператора НМС могут и некоммерческие организации и предприятия, не являющиеся кредитными (при условии, что их действия не будут противоречить действующему законодательству).

Одним словом, закон регламентирует способы организации и функционирования платежных систем, а также устанавливает порядок действий контролирующих органов, осуществляющих надзор и наблюдение за деятельностью НПС.

Причины, побудившие правительство создать закон о НПС

Разработка данного законодательного акта, по словам представителей государственных органов власти,  стала ожидаемой реакцией со стороны государства на стремительно развивающийся сегмент электронных денег в стране. По предварительным оценкам экспертов годовые обороты таких платежей за последние годы давно перевалили за отметку в 100 млрд. руб.

Таким образом, вполне оправдана изначальная цель данного ФЗ – пресечение незаконного оборота денежных средств и развития тем самым «теневой экономики», а также увеличение доходной части бюджета посредством появления нового источника налоговых поступления.

Закон приравнял электронные переводы и платежи с мобильных устройств к форме безналичного расчета, тем самым унифицировав деятельность всех платежных систем и установив единые правила совершения операций по денежным переводам и платежам для всех секторов рынка.

Ранее безнадзорные и нерегулируемые платежи, совершаемые через системы электронных денег, приравняли к денежному обороту обычных платежных систем.

На что влияет введение нового законопроекта?

Документ коснулся тех предприятий и организаций, чья деятельность имеет прямое отношение к безналичным расчетам посредством систем электронных денег.

При этом деятельность последних теперь осуществляется под четким надзором Центрального Банка (ЦБ), который также регулирует эмитентов, в качестве которых выступают чаще всего  кредитные организации (КО).

Ну и конечно, законопроект напрямую влияет на функционирования самих систем электронных денег, в частности среди них можно выделить самых основных игроков. Это — национальная платежная система «Яндекс Деньги» (90% всего годового оборота денег, выведенных в тень), «WebMoney», а также «QIWI Кошелек» и другие.

Кроме того, в рамках действующего законодательства, каждая система без исключения, начиная с 01.10.2012 г.  должна работать через эмитента, выступающего одновременно гарантом всех совершенных через него платежей. Таким образом, закон вводит новых игроков на рынок электронных денег в виде Центробанка и доверенных кредитных организаций.

Однако закон коснулся не только представителей НПС, но и кредитных организаций, осуществляющих денежные переводы на виртуальную и пластиковую карту.

Именно он внес определенную корректировку и в платежные системы, и в банковские организации, участвующие в данном финансовом обороте.

По предварительным данным, такие преобразования и  регулярное поддержание дальнейшего своего пребывания в НПС обходятся каждому участнику рынка примерно в 100 тыс. долл. в месяц.

Именно поэтому, появление на горизонте новых игроков в лице Центробанка и доверенных ему кредитных организаций кажется крайне отдаленной и не такой перспективой, как считали представители государственных органов власти. Дело в том, что, несмотря на всю свою прибыльность НПС не смогут стать наравне с банками.

И если кредитные организации в данном случае останутся в выигрыше (поскольку с увеличением их финансовых расходов увеличивается и их сфера их влияния), то многие платежные системы попросту не смогут выдержать столь жестких условий и, по прогнозам аналитиков, будут закрываться. При этом, данная финансовая проблема затрагивает не только мелкие платежные системы России, но такие известные, как «Яндекс Деньги» и «RBK Money». Согласно закону, новое пользовательское соглашение обязует всех юзеров идентифицировать свои аккаунты с помощью паспортных данных, что само собой подразумевает невозможность проведения операций, связанных с коммерческой деятельностью. В результате этого, занятые в интернет-бизнесе люди выводят свои средства на счета не попавших под действие закона электронных систем, главным образом, на «WebMoney».

Что изменилось в национальной платежной системе после выхода закона?

Интересен тот факт, что инициаторами законопроекта выступили именно представители «WebMoney». По словам аналитиков, таким образом, национальная платежная система пыталась избавиться от большого числа конкурентов, которое до вступления в силу закона «росли, словно грибы после дождя».

В свою очередь разработанный и согласованный на законодательном уровне проект несколько ограничил область действий многих электронных систем, не коснувшись при этом самого «WebMoney». Последние аргументировали это тем, что в своей работе используют чеки, а не сами электронные деньги, что является весьма сомнительным доводом.

Несмотря на все споры и разговоры касательно принятого закона, все стороны сходятся на мнении, что он «сырой» и требует основательной доработки и внесения поправок, соответствующих современным реалиям бизнеса. Подведя предварительные итоги, Национальный платежный совет (НПС), Банк России и депутаты Госдумы представили следующий список поправок, нуждающихся в срочной доработке:

  • Увеличение лимита находящихся на электронном счете денежных средств со 100 000 руб. и до 400 000 руб. (это не только значительно упростит процедуру пользования электронным кошельком, но и сделает ее более прозрачной);
  • Возмещение всей суммы денег по операциям, которые совершаются без согласия клиента-держателя электронного счета (ст.9).

Интересно, что именно последний пункт является главным объектом споров  и возмущений со стороны банковского сообщества, что, по их мнению, слишком ужесточает их ответственность при осуществлении денежных переводов.

Дело в том, что данный пункт разрешает клиентам НПС получать обязательную денежную компенсацию в случае выявления факта мошенничества в том случае, если клиент обратилась в банк в течение первых суток совершения мошеннической операции.

При этом, банки совершенно не согласны на такую ответственность, потому как данный пункт закона обязывает их к обязательной уплате денежного возмещения клиентам в результате обнаружения факта мошенничества с их счетами. А вот по какой причине факт мошенничества стал возможен – не оговаривается.

Представители банков опасаются того, что многие клиенты будут злоупотреблять этим правилом и станут намеренно обманывать банки, дабы получить денежную компенсацию.

Да и простая халатность, невнимательность клиента в отношении своего платежного инструмента увеличивает шанс мошеннических операций с его счетом.

Многие эксперты сходятся на мнении, что данные нововведения не будут способствовать повышению эффективности совершения денежных платежей, а, напротив, станут причиной роста электронного мошенничества не только со стороны злоумышленников, но и самих клиентов.

В этой связи предлагается внести изменения, касающиеся процедуры подтверждения транзакции снятия денег и ужесточить правила защиты банкоматов и платежных терминалов, работающих с НПС.

Так, в дальнейшем клиентам нужно будет использовать средства защиты, не только предусмотренные банкоматами (введение ПИН-кода), но и применять SMS-уведомления для работы с теми или иными платежами на своих виртуальных счетах.

Несмотря на тот резонанс, который вызвал новый законопроект среди участников рынка системы электронных денег, в целом можно говорить о его позитивном влиянии. Во-первых, он легитимизировал отношения, ранее находящиеся вне юрисдикции контролирующих органов.

Во-вторых, обеспечил всем участникам НПС и механизмам рынка правовую ясность. Однако, представители государственных органов согласны, что несмотря ан все плюсы, закон имеет и ряд минусов, которые в скором времени планируется нейтрализовать и доработать.

Источник: http://100bankov.com/blog/izmemnenija-v-zakone-o-nacionalnoj-plategnoj-sisteme-v-rossii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.