Новые полномочия ФНС по контролю за уплатой НДС

Содержание

НДС: камеральная проверка по-новому

Новые полномочия ФНС по контролю за уплатой НДС

С каждым годом ФНС уменьшает количество выездных проверок. На смену им приходит тотальный камеральный контроль. О том, что подразумевает под собой сегодня понятие «камеральная проверка», и как она осуществляется, пойдет речь в этой статье.

Межведомственная инспекция по камеральному контролю

Единая база данных налогоплательщиков хранящаяся в ЦОД позволяет максимально быстро и точно обрабатывать информацию. Это особенно актуально в ходе проверки по НДС, когда сверяются данные контрагентов по каждой сделке. Автоматизированная система оперативно проводит сверку и выявляет несоответствия, при этом риск ошибок сводится к минимуму.

Вся поступающая от налогоплательщиков информация по НДС обрабатывается специальным подразделением ФНС — Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по камеральному контролю, которое было создано Приказом Минфина России от 17.07.2014 № 61н. Его основная функция — собирать и анализировать данные деклараций по НДС, отслеживая все этапы сделки от производителя до конечного потребителя.

Как новая служба проводит проверку

К задачам нового подразделения ФНС относятся:

  • обработка деклараций по НДС, проведение сравнительного и перекрестного анализа данных об операциях;
  • выявление несоответствия сведений об операциях в данных контрагентов, которые могут свидетельствовать о занижении суммы НДС либо о завышении суммы налога к возмещению;
  • выявление плательщиков НДС, злоупотребляющих правом на налоговый вычет.

Если сумма НДС, уплаченная одной стороной сделки, соответствует сумме, принятой к вычету другой стороной, вопросов не возникает. А вот сделки, в которых в результате анализа выявляется несоответствие указанных сумм, берутся «на карандаш». Такие операции подлежат пристальному изучению специалистами ФНС: они должны определить, имеет ли место факт налогового злоупотребления.

Вне зависимости от наличия или отсутствия у владельца «подозрительной» декларации по НДС злого умысла, при обнаружении ошибок ему будет направлено требование о предоставлении пояснений. В некоторых случаях результатом несоответствия данных может стать визит представителя ФНС и выездная проверка.

Источники информации при камеральной проверке

Понятно, что данные декларации являются основополагающим, но далеко не единственно возможным источником информации при «камералке» по НДС. В соответствии с рекомендациями ФНС по проведению камеральных налоговых проверок, содержащихся в письме от 16.07.2013 N АС-4-2/12705, инспектора могут использовать множество разных источников:

  • всевозможные государственные реестры данных (ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП, реестр ККТ, сведения о лицензиях, данные о доходах и налоговых вычетах физлиц, сведения о банковских счетах и другие), которых в общей сложности насчитывается порядка пятидесяти;
  • данные, полученные ранее от налогоплательщика и третьих лиц — заявления и сообщения, поданные ранее декларации, документы, полученные в ходе предыдущих налоговых и прочих проверок;
  • сведения из других ведомств, с которыми ФНС сотрудничает в рамках соглашений о предоставлении информации — внебюджетных фондов, органов охраны правопорядка и других.

Новое в законодательстве: расширение прав инспекторов

Изменения, внесенные в Налоговый кодекс в начале года, расширили перечень ситуаций, в которых специалисты ФНС могут затребовать у проверяемой компании к поданной декларации по НДС дополнительные документы. Согласно обновленному пункту 8.

1 статьи 88 НК РФ, ФНС может обязать налогоплательщика предоставить счета-фактуры, иные первичные и прочие документы, которые относятся к указанным в декларации операциям.

Однако сделать это можно лишь в случае, если выявленные в декларации несоответствия могут говорить о занижении суммы налога или о завышении НДС к возмещению.

При этом несоответствия могут обнаружиться как внутри собственной отчетности компании — например, не совпадают данные декларации и журнала учета счетов-фактур, так и при их сверке с соответствующими формами контрагента.

Таким образом, при возникновении подозрений о налоговом нарушении, инспектор вправе затребовать практически любые документы, которые помогут пролить свет на вопрос: кто из участников сделки подал в инспекцию неверные сведения.

Еще одно изменение, обусловленное новой редакцией пункта 1 статьи 92 НК РФ, коснулось осмотра территорий, помещений, документов и предметов налогоплательщика.

Раньше проводить его разрешалось лишь во время выездной проверки, теперь же инспекторы имеют право сделать это и в рамках камеральной.

Отслеживается явная тенденция к сокращению числа выездных проверок и перекладыванию их задач на проверки камеральные.

Случаев, при которых инспектор может посетить с осмотром территорию налогоплательщика, два:

  1. лицо представило декларацию с заявленной суммой налога к возмещению (другими словами, простой подачи декларации с суммой НДС к возмещению достаточно, чтобы ожидать возможного визита инспектора);
  2. выявлены ошибки и несоответствия в декларации (в том числе с данными других налогоплательщиков), которые могут свидетельствовать о занижении налога либо завышении НДС к возмещению.

Что представляет собой «камералка»

Уже давно понятие камеральной проверки вышло за рамки контроля расчета суммы налога и срока его уплаты. Сегодня практически любая «камералка» включает в себя следующие процедуры:

  • сопоставление данных декларации за последний и предыдущий отчетный периоды;
  • увязка сведений проверяемой формы с другими декларациями, расчетами и формами бухгалтерской отчетности;
  • анализ всех имеющихся у налоговой службы данных для определения достоверности показателей налоговой декларации.

Если налогоплательщик относится к разряду крупных, в рамках камеральной проверки дополнительно проводится:

  • анализ показателей выручки, рентабельности, налоговой нагрузки компании, а также их сравнение со средними значениями соответствующих показателей по сфере деятельности и других схожих по параметрам налогоплательщиков;
  • выявление причин снижения налоговой нагрузки;
  • сравнение налоговой базы компании в текущем и прошедших налоговых периодах;
  • анализ сделок, которые привели к снижению налоговой базы;
  • выявление «проблемных» партнеров компании.

Когда выявлена ошибка

Итак, налоговая отчетность по НДС принята органом ФНС. Однако это еще не повод расслабляться, ведь процесс камеральной проверки начинается по окончании приема отчетных форм.

В первую очередь в автоматическом режиме проверяются контрольные соотношения между различными разделами декларации. При выявлении ошибки ФНС направляет в компанию требование о представлении пояснений по контрольным соотношениям.

Подтвердить его получение необходимо в течение 6-ти рабочих дней (пункт 5.1 статьи 23, статья 88 НК РФ). В случае проверки по НДС получение требования и подтверждение этого факта осуществляется через систему электронной отчетности.

Теперь у компании есть 5 рабочих дней на то, чтобы подготовить и направить в налоговую службу ответ на полученное требование. Тут возможны два варианта:

  1. компания признает ошибки, исправляет их и подает уточненную декларацию;
  2. компания по-прежнему считает, что данные декларации верны, и представляет соответствующее пояснение (в электронном виде либо на бумаге).

Второй этап проверки — сопоставление сведений отчетных форм контрагентов. При выявлении несоответствий в данных участников сделки компания получает электронное требование о предоставлении пояснений по расхождениям. Требование формируется в двух форматах — pdf и xml.

Каждый из этих файлов содержит таблицу со счетами-фактурами, в которых обнаружены несоответствия. Ошибка каждого типа имеет собственный код: например, код 1 соответствует отсутствию контрагента, а код 4 — выявленному расхождению.

При этом запись вида 4 (2,3) обозначает, что в данных 2-го и 3-го столбцов формы имеются несостыковки.

Как и на предыдущем этапе, ответить на указанное требование необходимо в течение пяти дней. Ответ должен содержать две таблицы: первая включает данные, которые налогоплательщик подтверждает, а вторая — которые исправляет.

Вторая таблица, в свою очередь, состоит из двух столбцов, в первом из которых содержатся прежние сведения, а во втором — измененные. Тут есть важный момент: вносить правки допустимо лишь в те данные, изменение которых не повлияет на сумму НДС. В противном случае необходимо составить уточненную декларацию.

Ответ можно сформировать как в электронном виде, так и на бумаге.

Как минимизировать риск расхождений

Оптимальный путь уменьшить вероятность несоответствия данных — предварительно сверяться с каждым контрагентом. Сделать это можно посредством специальных сервисов, например, Контур.Экстерн, который содержит модуль НДС+ (Сверка).

Проверить соответствие своих форм с данными партнеров, выявить и исправить расхождения до подачи декларации — это основные, но далеко не все возможности модуля.

С его помощью можно оценить благонадежность потенциального партнера, получить экспертную консультацию по вопросам формирования отчетности по НДС, а в случае получения требования от ФНС — оперативно составить и отправить ответ.

Источник: http://KonturSverka.ru/stati/nds-kameralnaya-proverka-po-novomu

Как налоговая инспекция проверяет декларацию по НДС

Новые полномочия ФНС по контролю за уплатой НДС

 С 01.01.2015 оптимизировать НДС стало сложнее или невозможно вовсе. Суть изменений в том, что ФНС в рамках внутреннего камерального контроля будет проводить тотальную автоматическую сверку данных из книг покупок и продаж всех налогоплательщиков.

В чем суть изменений ндс 2015

До 2015 года большинство предприятий, желая уменьшить налоговую нагрузку сдавали в налоговую инспекцию оптимизированные декларации, уменьшая или увеличивая расходы с НДС. После 2015 года манипуляции стали прозрачными.

Оптимизаторов ждут претензии, требования пояснить имеющиеся расхождения, доначисления по НДС, штрафные санкции, блокировка счетов, передача материалов в правоохранительные органы и возбужденные уголовные дела.

Для того, чтобы процесс контроля оказался возможным, были внесены изменения в НК, по которым налогоплательщики обязаны представлять декларации по НДС в электронном виде и определенном формате. И заранее подготовлена программа АСК НДС2, позволяющая в масштабе страны сопоставлять данные. Конечно же, введены санкции.

Так с 2015 года декларации по НДС, представленные в налоговую только бумажном виде, будут считаться несданными вовсе. Штраф в этом случае составит 5% от суммы налога к уплате за каждый полный или неполный месяц просрочки, но не более 30% от указанной суммы и не менее 1000 рублей. Если компания опоздает со сдачей декларации больше, чем на 10 дней, налоговики смогут заблокировать ее расчетный счет в течение 3 лет.

Что такое АСК НДС

Автоматизированная система контроля НДС-2 (АСК НДС-2) разработана ФНС России и применяется для приема, учета и обработки данных налоговых деклараций по НДС от налогоплательщиков.

С 1 января 2015 года эта система анализирует заявленные в налоговых декларациях данные о счетах фактурах налогоплательщиков и выявляет противоречия между счетами фактурами налогоплательщиков.

Так, если, к примеру, выяснится, что покупатель принял к вычету НДС, а продавец его не начисляет, то этот факт может стать поводом для налоговой проверки.

Какой закон регулирует работу АСК НДС

В 2013 года был подготовлен инструмент контроля НДС. Приказ ФНС России от 01.10.2013 N ММВ-7-6/432@ «О вводе в промышленную эксплуатацию …. Автоматизированная система контроля за возмещением НДС» запустил в работу программу контроля деклараций НДС.

В 2014 вступил в силу электронный способ и формат передачи данных для работы системы. Федеральный закон от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям” (с изменениями и дополнениями) внес целый ряд изменений в основные законы, в том числе Налоговый Кодекс.

Статья 80 в пункте 3 абзац второй сообщается «Налоговые декларации представляются в налоговый орган … по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти…».

Остальные изменения понадобились для определения бизнес-процесса контроля и ответственности за нарушения. Например, п. 8.1. ст. 88 НК РФ сообщает: «При выявлении противоречий ……. декларации по налогу на добавленную стоимость …… налоговый орган также вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям».

Как налоговая проверяет декларации НДС?

1

Прием налоговой декларации НДС. Камеральная налоговая проверка декларации по НДС начинается с момента ввода данных отчетности в автоматизированную информационную систему налоговых органов;

2

Расчет контрольных соотношений. Далее идет сверка контрольных соотношений, то есть осуществляется арифметический контроль вводимых данных. Математические и логические формулы по основным налоговым декларациям доступны для налогоплательщиков на сайте ФНС России в разделе «Налоговая отчетность» рубрики «Контрольные соотношения по налоговым декларациям»;

3

Автотребование о представлении формализованных пояснений по КС. Если выявлены расхождения, система в автоматизированном порядке сразу направляет налогоплательщику сообщение с требованием предоставить пояснения по данному факту.

Отметим, что это происходит до того момента, как декларация дойдет до сотрудника налоговой инспекции, следовательно, в сообщении от системы не будет указано каких-либо контактов инспектора для того, чтобы получить устные разъяснения и помощь.

Ваши действия – отправить квитанцию о получении данного сообщения, самостоятельно разобраться в ошибках (в помощь сайт налоговой инспекции) и в письменной свободной форме дать требуемые пояснения;

4

Сопоставление операций контрагентов или этап «интеллектуального сравнения». Данный этап проходит тоже без участия налогового инспектора. Сравнивается информация в 8-12 разделах декларации. То есть на основании имеющихся у налоговой данных проверяется документное контрольное соотношение.

Проще говоря, проверяются счет-фактуры Вашей декларации с данными, содержащимися в декларации Ваших контрагентов. Если вдруг Вы ошиблись в номере или дате счет-фактуры, то система пробует найти данную счет-фактуру с неверным номером/датой у Вашего контрагента интеллектуальным методом.

Поэтому сдавать корректирующую декларацию по такой причине не надо.

5

Автотребование о представлении формализованных пояснений о расхождениях. Если счет-фактуру в декларации Вашего контрагента не нашли или нашли, но с другими данными, влияющими сумму вычетов и размер налога, то система опять же в автоматическом режиме направляет нам письмо с требованием предоставления пояснений. Наши действия те же, что и в этапе 3.

6

Ручная работа: Требование о представлении неформализованных пояснений, Ручной вод неформализованных пояснений. Мероприятие налогового контроля. Проводится непосредственно отделом камеральных проверок. Запрашиваются первичные документы, книга покупок, книга продаж, могут осматриваться помещения. Происходит углубленная проверка с проведением мероприятий налогового контроля:

  • сопоставляются показатели налоговой декларации (расчета) с показателями налоговой декларации (расчета) предыдущего отчетного (налогового) периода;
  • устанавливается взаимоувязка показателей проверяемой налоговой декларации (расчета) с показателями налоговых деклараций (расчетов) по другим видам налогов и бухгалтерской отчетностью;
  • подтверждается достоверность показателей налоговой декларации (расчета) на основе анализа всей имеющейся в налоговом органе информации.

В завершении инспектор направляет письмо налогоплательщику с требованием в течение 5 рабочих дней предоставить пояснения или внести изменения в отчетность.

7

Оформление результата. Если в ходе камеральной проверки выявлены были нарушения, то в течение 10 дней составляется акт камеральной проверки, который должен быть вручен налогоплательщику не позднее 5 рабочих дней с даты составления акта. После чего у налогоплательщика месяц на то, чтобы написать возражение на акт проверки.

Перспективы и возможности АСК НДС

АСК НДС явила собой революционный прорыв в контроле за налогоплательщиками. До 2015 года налоговая инспекция имела возможность эффективно мониторить банковские потоки, теперь система позволит контролировать товарные потоки.

Ясно, что у системы будут проблемы. Скорее всего, проблемы при внедрении будут и функциональные и технические и человеческие. Объем данных, который будет проходить через телекоммуникационные каналы связи будет колоссальным. Одна запись о счете-фактуре будет весить до 300 байт. Представьте себе отчет сети гипермаркетов. Сбоев не избежать.

Даже если будут использованы современные дата-центры и программное обеспечение справится с потоком. Специалистам необходимо продумать системы хранения, доступа, безопасности данных. Возможно, налоговая служба разработает дополнительные сервисы для решения возникающих функциональных проблем.

Внимание будет уделяться и персоналу для обучения взаимодействия с системой. Крупным компаниям для исполнения буквы закона придется перейти на внутрифирменный электронный документооборот.

Масса работы добавиться судьям, которые будут вынуждены выяснить технические аспекты работы системы, проверить ее на законность, внести изменения или соответствовать факту. На решение проблем уйдет время, дело не в этом.

Взгляд пессимиста. АСК НДС можно применять для давления на любой бизнес, закрывая неугодные компании практически моментально. Тем самым уровень коррупции может стать грандиозным. Регулярные утечки из системы при плохой ее защите могут быть использованы конкурентами. Необоснованные отказы в вычетах заблокируют судебную систему.

Взгляд оптимиста. При должном отношении к делу и качественной работе подобная система может действительно оздоровить работу предпринимательства. Со временем исчезнут фирмы-однодневки.

Станут реже или исчезнут совсем случаи налоговой коррупции. Компании будут вынуждены заниматься действительными конкурентными преимуществами, отвечать по своим обязательствам.

Рентабельность сделок, в свою очередь, цены на продукцию выйдут на рыночный европейский уровень.

Итоги

Наверное, я оптимистка. На мой взгляд, ФНС внедряет эффективную концепцию контроля за уплатой НДС. Благодаря информационным технологиям эпоха тотального налогового контроля уже не кажется чем-то фантастическим. Надеюсь, что однодневки в скором времени станут неактуальны.

Пора рынку забыть про обнальные схемы, выстраивать качественную договорную работу с контрагентами, использовать льготы налоговые. Привлекать налоговых консультантов, адвокатов и аудиторов для разработки оптимальных рабочих схема в рамках законодательства.

Пусть они проанализируют бизнес на современном этапе, как сложилась договорная работа, бухгалтерский и налоговый учет. Такая красочная картина будущего благополучия сложилась в моей голове.

Фирммейкер, сентябрь 2015Анна Лукша

При использовании материала ссылка обязательна

Источник: https://firmmaker.ru/stat/nalogovye/kak-nalogovaja-inspekcija-proverjaet-novuju-deklaraciju-2015-po-nds

Камеральная налоговая проверка по НДС: сроки и изменения в 2017-2018 годах

Новые полномочия ФНС по контролю за уплатой НДС

Камеральная проверка по НДС проводится по правилам, закрепленным законодателем в Налоговом кодексе РФ. Связанные с проведением камеральной проверки по НДС нюансы  будут рассмотрены в этой статье.

Камеральная налоговая проверка по НДС: определение и предмет

Срок камеральной проверки по НДС и подачи декларации по НДС

Форма декларации по НДС

Ответственность за нарушение формы подачи декларации

Получение электронных документов от налоговой нужно подтвердить

Когда налоговики могут истребовать документы

Камеральная проверка НДС: территорию — к осмотру!

Налоговый мониторинг и камеральная проверка НДС: точки соприкосновения

Итоги

Камеральная налоговая проверка по НДС: определение и предмет

Камеральная проверка налоговой декларации по НДС — это форма контроля. С ее помощью представители налоговой службы выявляют расхождения и ошибки в отчетности, представляемой плательщиком соответствующего налога (ст. 82, 87 НК РФ).

Проводится такая проверка на территории налогового органа, в общем случае посещение офиса проверяемой компании не предусмотрено (ст. 88 НК РФ). При необходимости документы и пояснения запрашиваются через телекоммуникационные каналы связи (ТКС). В тоже время с 01.01.2015 у налоговиков появилось право в ходе камеральной проверки проводить осмотр помещений налогоплательщика.

Камеральная налоговая проверка по НДС — это проверка информации, которую представил налогоплательщик в виде декларации. Последняя выступает предметом проверки.

Срок, отпущенный на проведение необходимых процедур, составляет 3 месяца (ст. 88 НК РФ). Отсчитываться срок камеральной проверки по НДС начинает с даты (дня), когда декларация была получена налоговой службой.

С 01.07.2017 для добросовестных налогоплательщиков срок камеральной проверки  декларации по НДС с суммой налога к возмещению может быть сокращен с 3 до 2 месяцев. Подробнее об этом расскажем в следующем разделе нашего материала.

Срок камеральной проверки по НДС и подачи декларации по НДС

Крайний срок подачи декларации по НДС  — 25 число месяца, наступившего за налоговым периодом, который истек (п. 5 ст. 174 НК РФ).

При этом срок камеральной проверки декларации по НДС составляет 3 месяца со дня представления налоговой декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Проверка может быть завершена досрочно. Подробнее об этом см. в материале «Досрочное завершение камералки по возмещению НДС — в рамках закона».

С июля 2017 года камеральная проверка декларации по НДС с суммой налога к возмещению может сокращаться до 2 месяцев (письмо ФНС «Об ускоренном возмещении НДС добросовестным налогоплательщикам» от 13.07.2017 № ММВ-20-15/112@).

Налоговикам предписано завершать камеральные проверки по истечении 2 месяцев со дня представления декларации по НДС при одновременном соблюдении следующих условий:

  • в декларации отсутствуют противоречия, и содержащиеся в ней сведения соответствуют сведениям об операциях, представленным другими налогоплательщиками (либо не устраненные расхождения не свидетельствуют о занижении суммы налога к уплате в бюджет);
  • отсутствуют признаки нарушений налогового законодательства, приводящие к занижению налога к уплате (либо завышению заявленного к возмещению налога), и информация, свидетельствующая о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

При этом налогоплательщик должен соответствовать одному из условий, перечисленных в п. 1 письма ФНС № ММВ-20-15/112@.

С особенностями камеральной проверки к возмещению вас познакомит публикация.

Форма декларации по НДС

Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ утверждены:

  • форма декларации;
  • порядок ее заполнения;
  • формат представления отчетности в налоговые органы.

Узнать детальнее о составе декларации, скачать ее бланк и образец вы можете из материалов рубрики «Образец заполнения и бланк налоговой декларации по НДС — 2017-2018».

Если фирма начисляет НДС, а затем предъявляет налог к вычету, ей придется указать соответствующие данные о счетах-фактурах, которые явились основанием для расчетов. Для этого в декларации предусмотрены разделы для отражения данных из книги покупок, книги продаж, журнала учета счетов-фактур.

Кто сейчас обязан заполнять журнал учета счетов-фактур, узнайте здесь.

В настоящее время  налоговые инспекторы получили возможность сравнивать данные, отраженные в книге продаж и книге покупок фирмы-продавца и фирмы-покупателя. Это позволяет выявлять в ходе камеральной проверки по НДС недобросовестных лиц, которые налоги в бюджет не платят, но претендуют на получение вычета по НДС.

Ответственность за нарушение формы подачи декларации

Большинство плательщиков НДС обязаны подавать декларацию в электронном виде. Если же вместо электронной декларации будет представлена бумажная, организацию ждет штраф.

В п. 5 ст. 174 НК РФ сказано, что декларация по НДС, представленная на бумажном носителе, не является представленной. В результате и последствия стали серьезнее: штраф вырос, возможно и привлечение к административной ответственности.

Подробнее об ответственности см. в нашем материале «Какова ответственность за опоздание с декларацией?».

Кроме этого, счет вашей организации могут заблокировать (п. 3 ст. 76 НК РФ).

Подробнее о приостановлении операций по счетам см. в нашем материале «Опоздали с декларацией? Готовьтесь к блокировке счета».

Получение электронных документов от налоговой нужно подтвердить

В п. 5.1 ст. 23 Налогового кодекса РФ сказано, что каждый налогоплательщик, пересылающий в налоговую службу электронную декларацию, обязан обеспечить получение от инспекции в электронной форме по ТКС документов, высылаемых налоговой в ходе контроля. Что же может затребовать ваша налоговая инспекция? Здесь подразумевается:

  • уведомление о вызове налогоплательщика (ст. 31 НК РФ);
  • требование о представлении пояснений (ст. 88 НК РФ)/документов в отношении поданной отчетности (ст. 93 и 93.1 НК РФ).

Список могут дополнять и другие документы, необходимые для проведения камеральной проверки.

См. «Не забывайте передавать в инспекцию квитанции о приеме электронных документов».

Когда уведомление или требование получено, налогоплательщик обязательно отправляет в налоговую службу квитанцию, подтверждающую прием. На это законодательством отводится не более 6 суток от даты, когда налоговики запросили документацию или пояснения по отчетности.

См. «Формализованный ответ на требование налоговой по НДС – нюансы».

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Неисполнение обязанности по передаче означенной квитанции будет иметь серьезные последствия (ст. 76 НК РФ). Так, налоговая служба наделена правом заморозить все операции по счетам фирмы-нарушителя — от банковских операций до переводов денег по электронным каналам.

Отмена такого решения возможна на основании ст. 76 НК РФ. Разблокировка замороженных счетов производится при условии, что налогоплательщик:

  • передал квитанцию, подтверждающую прием документов, которые были направлены налоговой инспекцией;
  • представил документы/пояснения, затребованные изначально налоговым органом.

Тогда отмена постановления о блокировке счета должна произойти не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из указанных дат.

Когда налоговики могут истребовать документы

Налоговые органы имеют право требовать в ходе камеральной проверки представления налогоплательщиком счетов-фактур, первичных и иных документов, относящихся к операциям, отраженным в поданной декларации (ст. 88 НК РФ). Ниже перечислены случаи, когда данное право подлежит реализации:

  1. Если данные, представленные двумя разными налогоплательщиками по одной и той же операции, не соответствуют друг другу.
  2. Если информация, указанная в декларации, не соответствует данным из журнала учета счетов-фактур.
  3. Если в поданной декларации выявлены противоречия.

ВАЖНО! Намерение истребовать документацию у налогоплательщика должно иметь под собой веские основания. То есть выявленные фискальной службой «неровности» в отчетности должны говорить о стремлении налогоплательщика занизить размер суммы налога к уплате и попытке завысить размер возмещения из бюджета.

О том, какие моменты могут влиять на возникновение вопросов при проверке, читайте в материале «Налоговики обобщают ошибки: проверьте свою декларацию по НДС».

Любые пояснения по НДС налоговики принимают только в электронном виде. Узнайте об этом здесь.

Камеральная проверка НДС: территорию — к осмотру!

У представителей налоговой службы в ходе камеральной проверки есть право проводить осмотр территорий организации, занимаемых ею помещений, а также иного имущества (ст. 92 НК РФ).

См. также наш материал «Осмотр: правила проведения и оформления результатов».

То есть камеральная проверка НДС — это работа, проводимая фискалами не только в пределах рабочего кабинета, но и на территории налогоплательщика.

Осмотр возможен не только у проверяемого лица, но и у его контрагентов. См. материал «При проверке контрагента осмотр могут провести у вас».

Когда допускается проведение осмотра? Осмотр возможен в следующих случаях (п. 1 ст. 92, п. 8 и 8.1 ст. 88 НК РФ):

  • представление декларации, в которой заявлена к возмещению сумма НДС;
  • выявление противоречий и несоответствий, которые дают основания считать, что хозяйствующий субъект пытается занизить размер налога к уплате или завысить сумму налога к возмещению.

Постановление контролирующего лица, проводящего проверку, — достаточное основание для осмотра территорий, помещений и иного имущества юридического лица. При этом оно должно обладать следующими признаками:

  • во-первых, иметь мотивацию;
  • во-вторых, быть утвержденным руководителем налогового органа либо же его заместителем.

В полной мере соответствующее этим требованиям постановление является основанием для доступа фискальной службы на территорию/в помещения проверяемой компании. Кроме того, представители налоговой службы обязаны иметь служебные удостоверения.

Налоговый мониторинг и камеральная проверка НДС: точки соприкосновения

Начиная с 2015 года некоторых налогоплательщиков может заинтересовать новая форма налогового контроля — налоговый мониторинг.

Кому доступен налоговый мониторинг, см. в материале «С 01.01.2015 крупных налогоплательщиков смогут “мониторить”».

Предметом налогового мониторинга выступает правильность расчета налогов, а также соблюдение сроков их уплаты в бюджет, в частности это касается и проверки НДС (ст. 105.26 НК РФ).

Налоговики не имеют права проводить камеральные (кстати, и выездные тоже) проверки в рамках временного периода, который подпал под мониторинг.

Правда, законодатель предусмотрел для этого правила несколько исключений. Например, если в периоде, подвергнутом мониторингу, представители налоговой инспекции выявят, что сумма налога, которая должна бы поступить в бюджет, не соответствует той, которую указало предприятие в своей декларации, проверка будет проведена обязательно.

Заметим, что налоговый мониторинг может быть проведен исключительно добровольно. Обязательным основанием для него выступает решение, принятое по факту рассмотрения заявления, поданного организацией, инициирующей его проведение. Более того, это не единственное, что потребуется. Заявление нужно дополнить определенными документами и сообщить об организации ряд данных.

В приказе ФНС от 21.04.2017 № ММВ-7-15/323@ утверждены новые формы документов, используемые при проведении налогового мониторинга. Узнайте о них по ссылке.

Итоги

Камеральная проверка декларации по НДС проводится в налоговой инспекции. При необходимости инспекторы могут запросить документы или прийти к налогоплательщику для осмотра помещений и территорий.

Срок камеральной проверки декларации по НДС в общем случае составляет 3 месяца. Этот срок может быть сокращен до 2 месяцев, если в декларации заявлен НДС к возмещению из бюджета и заявитель, по данным налоговиков, является добросовестным налогоплательщиком.

Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен

Подписаться

Источник: https://nalog-nalog.ru/nalogovaya_proverka/nalogovaya_proverka_nds/kameral_naya_nalogovaya_proverka_po_nds_sroki_i_izmeneniya/

Налоговый контроль НДС с 2015 года

Новые полномочия ФНС по контролю за уплатой НДС

Налоговые органы с целью полномасштабного контроля оборота счетов-фактур предполагают с 2015 года централизованно собирать информацию, относящуюся к исчислению налога на добавленную стоимость (НДС).

Весь объем данных будет собираться на глобальном ресурсе налоговой службы, где они и будут сверены. Решение о вычетах принимается уже по итогам такой сверки.

В силу изменившихся требований компании обязаны соответственно скорректировать сложившийся порядок.

Обновленный порядок контроля НДС

Вводимый согласно ст. 169 НК РФ контроль НДС с 2015 года предполагает включение в Декларацию сведений из книг покупок, продаж, а также данных, содержащихся в журналах выставленных налогоплательщиком и полученных им же счетов-фактур. В некоторых случаях предполагается предоставление сведений из счетов-фактур или из журнала учета.

Согласно ст. 174 кодекса подача декларации по НДС 2015 (скачать) именно в электронном виде предусматривалась уже в 2014 году. При этом предоставление бумажного варианта грозило практически символическим штрафом. Контроль НДС с 2015 года ужесточается, поэтому возрастают и штрафные санкции. Отныне бумажный носитель не будет засчитан.

В денежном же выражении по ст. 119 кодекса наказание может вылиться в 5% от суммы неуплаченного вовремя налога до самого момента подачи декларации. При этом размер штрафа не может быть меньше 1 тыс. руб., но и превышать 30% начисленной суммы. Еще одним видом санкций является приостановление операций по счетам налогоплательщика.

Изменения в отправке и приеме налоговых деклараций

В современном виде декларация – это xml-файл, который вместе с отдельными файлами-приложениями, содержащими данные из книг и журналов, также в xml-формате, должен отправляться в налоговый орган. В ближайшее время будет уточнен и утвержден вид этих приложений. Подготовка единого пакета для органа, ведущего налоговый контроль НДС, позволит исключить утрату компонентов документации во время передачи.

По принятию пакета от налогоплательщика осуществляющий контроль НДС орган проводит его первичную проверку. В результате декларация принимается или отклоняется.

  1. Если получено уведомление об отказе, то налогоплательщику важно проверить пакет и снова выслать декларацию в комплекте со всеми приложениями.
  2. Квитанция о приеме означает, что декларация успешно поступила на рассмотрение. И здесь начинается камеральный контроль по НДС, в рамках которого идет сверка данных по счетам-фактурам по всем контрагентам.

При выявлении проблемных документов налогоплательщик по третьему пункту ст. 88 НК РФ получает требование о необходимости предоставить пояснения. Такой документ обязательно сопровождается файлом с указанием тех счетов-фактур, что не прошли сверку.

Соответствие документов установленному формату

Если в декларацию всю необходимую информацию можно внести вручную, то данные из книг и соответствующих журналов, подлежат выгрузке из информационной системы.

Чтобы данные были достоверными, не содержали ошибок и быстро прошли налоговый контроль НДС, важно убедиться, что выгрузка проходит без проблем.

А по ее завершении, все требуемые сведения преобразуются в xml-формат, утвержденный для предоставления в налоговые органы.

При наличии у компаний сети филиалов документация в подразделениях часто ведется самостоятельно. Для подачи декларации в этом случае важно учитывать, что данные из нескольких файлов придется объединить.

Ошибки в отправленных данных в ИФНС

При ручном вводе информации в книги и журналы ошибки при обмене бумажными счетами-фактурами с контрагентами практически неизбежны, а значит, не обойтись без трудоемких, кропотливых корректировок и новых попыток сдать документацию.

Дабы упростить камеральный контроль по НДС и исключить досадные ошибки, можно говорить о резоне полного перехода на электронный документооборот по счетам-фактурам с существующими контрагентами.

При выставлении документа в электронном виде у партнеров оказывается один и тот же документ.

При автоматизации внесения сведений гарантируется и легкое прохождение сверки, и избавление от неприятного этапа по вводу всего объема данных.

При использовании традиционного бумажного документооборота необходимо лишь крайне внимательно проверять вводимые данные. Чтобы облегчить общий и валютный контроль НДС, налоговой службой предоставляется услуга по сверке ИНН и КПП с реестром.

Особенности передачи электронных данных в ИФНС

Объем предоставляемых организацией, работающей со счетами-фактурами, данных может быть весьма внушительным, из-за этого и размер электронных файлов может превышать несколько гигабайт. Размер одной записи в документе может составлять до 300 байт. Это позволяет предварительно подсчитать вес пакета, лишь умножив на количество вносимых записей.

Если канал связи, используемый для передачи декларации, имеет ограничения по объему или скорости, то знание таких цифр оказывается крайне важным. При возникающих сомнениях лучше заранее позаботиться о стабильной и быстрой связи, чтобы при передаче не произошло неожиданных и весьма неприятных сбоев.

Получение требований из ИФНС и их обработка

Начиная с 2015 года, чтобы наладить всеобъемлющий контроль НДС, изменяется порядок действий налогоплательщика в отношении документов, применяемых налоговыми органами для исполнения их полномочий. Если налогоплательщик обязан представлять декларацию по каналам электронной связи, то он должен и принимать в электронном виде документы и от налоговых органов.

В первую очередь, это два вида требований о предоставлении пояснений или документов. Таким же способом налогоплательщик получает уведомления о необходимости посетить налоговый орган.

Раньше получение требования означало, что компании нужно в течение суток направить квитанцию о приеме. Если же такого действия не следовало, требование отправлялось уже почтой. С целью наладить всеобщий и валютный контроль НДС налоговые органы предполагают отправку требований исключительно по электронной связи.

Требование пояснений по декларации содержит список недостоверных или вызывающих сомнения счетов-фактур.

  • Если в сформированной декларации и приложениях к ней присутствуют ошибки, влияющие на конечную сумму, то пересмотру и отправке подлежит вся декларация необходимо вместе с отредактированными приложениями.
  • Если необходимая информация верна, или исправления не могут повлиять на размер налога, в инспекцию отправляется документ «ответ на требование», формат которого будет утвержден в ближайшее время. Но до тех пор электронная отправка необязательна.

Штрафные санкции при пропуске требований из ИФНС

Если перечисленные требования пропущены налогоплательщиком, и квитанция о приеме этого документа за шесть дней так и не выслана, то введенный контроль НДС с 2015 года предусматривает штрафные меры к нарушителю. Осуществляющий контроль налоговый орган вправе на некоторое время приостановить операции по счетам.

Дабы не столкнуться с такой ситуацией, важно обеспечить для ответственного сотрудника получение уведомлений обо все входящих документах по СМС или посредством электронной почты. Данные, несущего ответственность за этот участок работы, можно передать органу, осуществляющему камеральный контроль по НДС. Это послужит страховкой, если требования по какой-то причине утеряны.

При отправке отчетности через уполномоченных, в роли которых выступают организации или ИП, все оказывается сложнее, поскольку приходится полагаться на добросовестность представителя. Чтобы не зависеть от посредника, резонно оформить прямой договор с оператором, который будет ответственен за своевременность доставки требований и оповещение о поступлении этих документов.

Подытожим

В соответствии с ФЗ № 382 от 29.11.2014г., который внес изменения в Налоговый кодекс, представление декларации по НДС 2015 продлено до 25 числа месяца, следующего за прошедшим отчетным периодом.

То есть налогоплательщики дополнительно получают еще пять дней на подготовку отчетности. Но при подаче первой по новым правилам декларации НДС – с отчетности за I квартал 2015 г.

– можно столкнуться с нештатными ситуациями, поэтому лучше не медлить, а иметь запас времени на внесение корректировок или исправление неточностей.

См. также:

Источник: http://www.reghelp.ru/nalogovy_kontrol_nds.shtml

Новые полномочия ФНС по контролю за уплатой НДС

Новые полномочия ФНС по контролю за уплатой НДС

Эксперты отмечают существенный рост налоговых поступлений. Только за четыре месяца этого года ФНС удалось собрать почти на триллион рублей больше, чем годом ранее.

Улучшение администрирования и расширение полномочий налоговиков – совершенно очевидный и ясный тренд, который, безусловно, и дальше будет развиваться.

Государство работой налоговиков довольно, собираемость денег растет, а налоговая служба ищет новые области, где она может показать собственные достижения и усилить свое влияние.

Один из самых «дорогих» и крупных налогов, которые поступают в бюджет, – это налог на добавленную стоимость. По итогам I квартала 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2016 года собираемость НДС увеличилась на 17 процентов. Почему?

Тотальный контроль за уплатой НДС

Государство установило тотальный контроль за уплатой НДС, и это привело к тому, что компании стали реже скрывать налог на добавленную стоимость. Почти все бизнес-процессы стали прозрачными, ревизорами теперь все отслеживается, так что «места для подвига» практически не осталось.

Развивая этот успех, ФНС предложила Минфину расширить полномочия фискального ведомства по контролю за НДС и внести новые поправки в Налоговый кодекс (от 22 декабря 2016 г. № ЕД-4-15/24737 ФНС России и от 26 января 2017 г. № ЕД-4-15/1281@). Ревизоры хотят получить право требовать подтверждающие документы по всем необлагаемым операциям, перечисленным в статье 149 НК РФ.

Вступление в силу этих изменений по администрированию НДС ожидается во второй половине 2017 года.

Рассмотрим подробнее, в чем суть этих грядущих изменений. Статья 149 НК РФ «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)» содержит перечень направлений хозяйственной деятельности, не требующих начисления и уплаты НДС.

Все виды деятельности в этой статье разбиты на три блока. Во-первых, это передача в пользование на возмездной основе площадей зарубежным компаниям и гражданам других стран, если они имеют аккредитацию для работы в РФ.

Во-вторых, это блок о продаже различных наименований социально значимой продукции, куда входят изготовление лекарств, оказание медицинских услуг населению, образовательная деятельность и инвестиционные проекты в указанных областях (п. 2 ст. 149 НК РФ).

Третий блок подразумевает вывод из-под НДС обособленной группы специфических операций.

В пункте 3 статьи 149 НК РФ приведен перечень из 17 видов операций, которые не подлежат обложению НДС: реализация церквями предметов религиозного назначения, производство и продажа продукции, созданной людьми с ограниченными возможностями, операции кредитных учреждений, страховые услуги, организация лотерей, займы, выданные наличными или ценными бумагами, продажа жилых помещений россиянам и др.

Законные требования по НДС

ФНС в своих письмах Минфину (от 22 декабря 2016 г. № ЕД-4-15/24737 ФНС России и от 26 января 2017 г. № ЕД-4-15/1281@) предлагает изменить Налоговый кодекс так, чтобы ревизоры могли законно требовать любые документы и пояснения по всем не облагаемым НДС операциям. Для этого государству нужно просто дополнить пункт 6 статьи 88 НК РФ.

Поправки также направлены на разграничение: что следует относить к льготам, а что – к необлагаемым операциям. В первом случае ревизоры будут вправе требовать документы и пояснения, во втором – нет. Но уже сейчас налоговики могут контролировать льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ). Льгота – это преимущество категории налогоплательщиков.

К этой категории можно отнести столовые школ, церкви, организации инвалидов и др. (п. 2 ст. 149 НК РФ). Все эти организации не платят НДС с реализации, однако любой инспектор вправе потребовать у них документы и пояснения.

При этом фискалы не вправе требовать дополнительную информацию у компаний, чьи операции не облагаются НДС (займы, спортивные лотереи, реализация жилья и др.). Именно этот пробел, по мнению налоговиков, нужно ликвидировать.

Камеральные проверки по НДС

ФНС в своем письме от 26 января 2017 года № ЕД-4-15/1281@ рекомендует инспекторам проводить камеральные проверки деклараций по НДС, в которых отражены операции, не подлежащие налогообложению НДС (п. 2 и 3 ст. 149 НК РФ), с применением нового риск-ориентированного подхода.

При таких проверках контролеры должны будут учитывать уровень налогового риска, присвоенный Системой управления рисками АСК «НДС-2», а также результат предыдущих камеральных проверок деклараций по НДС, выясняя, правомерно ли компанией были применены льготы.

У фирм будут требовать пояснения об операциях, по которым они применили преференции.

Обратите внимание: 17% на столько увеличилась собираемость НДС в I квартале 2017 года по сравнению с 2016 годом.

Коммерсанты будут вправе представить запрашиваемую информацию в виде реестра подтверждающих документов, а также список и формы типовых договоров, применяемых ими при осуществлении операций по соответствующим кодам. Если компания не представляет реестр или отправит его не по рекомендуемой форме, то налоговики запросят документы в полном объеме.

Наполняемость бюджета

Цель и задача этих действий – повысить наполняемость бюджета и получить больший контроль над бизнесом.

Полагаю, что конечная цель ревизоров – изучить вопрос, как действуют те организации, у которых есть льготы по НДС или чьи операции до сих пор не облагались налогом, а затем перевести эти виды бизнеса в какую-то форму, облагаемую налогом.

На данном этапе, если предложения фискалов будут приняты Минфином, а такая вероятность высока, компаниям предстоит проделывать больше работы по предоставлению контролерам документов и пояснений.

В этой ситуации в свободном от НДС бизнесе произойдет «чистка рядов» – из него уйдут те, кого в первую очередь привлекает возможность не платить НДС, а значит появится больше прозрачности в рядах тех, кто останется. Как эти новшества повлияют на бизнес-климат и как работа налоговой скажется на доходах ИП и бюджета, покажет время.

Источник: https://fingu.ru/blog/novye-polnomochiya-fns-po-kontrolyu-za-uplatoy-nds/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.