Новый порядок аттестации рабочих мест

Содержание

Как проводится аттестация рабочих мест

Новый порядок аттестации рабочих мест

Аттестация рабочих мест – это комплекс мероприятий, которые проводятся специализированной компанией с целью проконтролировать состояние рабочих мест на предприятии. Новый порядок контроля принят в 2011 г.

Изменения коснулись перечня компаний, подлежащих оценке: если ранее ей подвергались только предприятия, априори имеющие вредные условия, то сегодня аттестация рабочих мест положено проводить офисным компаниям, образовательным и детским учреждениям, которых раньше аттестация не касалась.

Зачем нужна аттестация?

Аттестация рабочих мест (АРМ) необходима, в первую очередь, потому что эта процедура установлена законодательно. Во-вторых, она нужна работодателю, как ответственному лицу, отвечающему за соблюдение норм содержания рабочих мест в надлежащем порядке и здоровье работников. Необходимость проведения АРМ основана на требованиях к руководству предприятий:

  • выполнять закон;
  • контролировать условия труда;
  • обосновать предоставление льгот персоналу, занятому на вредном производстве и назначения льготных пенсий работникам;
  • избежать необоснованных финансовых затрат на охрану труда;
  • исключить претензии со стороны контролирующих органов о несоответствующем состоянии рабочих мест.

Аттестационные мероприятия позволяют работодателю улучшить условия работы трудового коллектива и сэкономить денежные средства. Информация по результатам оценки отражается в картах АРМ. Сведения о состоянии РМ могут стать основанием для ФСС уменьшить размер взноса работодателя на социальное страхование.

Положительные результаты аттестации становятся основанием для предоставления скидок по взносам в ПФР. Их размер будет зависеть от того, какой класс присваивается рабочему месту.

Законодательная база

Порядок контроля состояния РМ изложен в законодательных актах РФ:

  • ФЗ No 426
  • Приказ Минтруда No 33н
  • КоАП

Проверка состояния условий труда в любой организации на наличие отклонений от норм закона значительно добавляет хлопот руководителю, но именно он должен быть заинтересован в комплексном проведении АРМ и ее положительном исходе, так как преимуществ от этого значительно больше, чем проблем.

Периодичность проведения АРМ

Состояние условий труда на рабочих местах должно контролироваться каждые 5 лет. С момента выхода приказа об окончании и итогах очередной аттестации начинается отсчет следующего периода.

Если на предприятии произошли изменения, то АРМ производится досрочно. Аттестацию необходимо организовать и провести в течение 60 дней после того, как руководитель ставит в известность трудовую инспекцию о таких моментах:

  • изменились технологические процессы;
  • установлено новое оборудование;
  • увеличились или сократились производственные площади.

Внеочередную оценку могут инициировать государственные органы, осуществляющие надзор за состоянием ОТ, если ими выявлены нарушения ее проведения, или не соблюдаются сроки.

Порядок проведения

Аттестация рабочих мест проводится в определенной последовательности.

Этапы АРМ:

  1. Определение рабочих мест для оценки. Образец перечня РМ, которые подлежат аттестации, Вы можете скачать здесь.
  2. Выбор аттестующей компании и заключение договора на проведение работ.
  3. Издание локального акта о проведении аттестации.
  4. Ознакомление персонала с приказом.
  5. Проведение АРМ.
  6. Оформление документации: протоколов проведенных исследований, карт АРМ.
  7. Составление перечня мероприятий по улучшению условий труда.

Дальнейшие действия руководство организации осуществляет согласно плану.

Все работники, подлежащие аттестации, должны ознакомиться с приказом руководителя о проведении АРМ и подписать его.

За месяц до начала аттестации руководство утверждает график контроля и доводит его до сведения трудового коллектива.

При оформлении трудового договора в него рекомендуется включать пункт об аттестации – это обязательное требование к его содержанию. Если работник отказывается принять участие в АРМ, то этот факт становится дополнительным аргументом не в его пользу: работодатель может отказать в приеме на работу.

Приказ об аттестации

Первичный документ, который издается на предприятии на период прохождения АРМ – приказ. Законодательством не предусмотрен стандартный формат данного локального акта, каждое предприятие оформляет его по своей форме, на собственном фирменном бланке. Основные пункты:

  1. Шапка: название компании, ФИО учредителя.
  2. Дата издания, населенный пункт.
  3. Название приказа.
  4. Преамбула: на основании каких законодательных норм производится аттестация.
  5. Основные позиции содержания: о создании комиссии, о распределении обязанностей внутри нее, о сроках и времени аттестационного периода.
  6. Перечень рабочих мест, подлежащих оценке.
  7. Категории работников, которые освобождаются от аттестации с указанием причин и ссылкой на законодательные акты.
  8. Подпись работодателя.

Бланк приказа о проведении аттестации рабочих мест можно скачать здесь. К приказу необходимо издать приложение с графиком проведения процедуры.

Работодатель обязан ознакомить персонал с критериями описанием системы оценивания соответствия работников занимаемым должностям по итогам прохождения АРМ. Этот пункт может быть включен в приказ или присоединен к нему как отдельное приложение.

Бланк приказа об итогах прохождения АРМ можете скачать здесь.

Кто проводит аттестацию?

Для проведения АРМ создается комиссия. В ее состав входят работники специального аттестующего органа, у которого имеется свидетельство об аккредитации на этот вид деятельности. Работодатель выбирает самостоятельно организацию, заключает с ней договор на оказание услуг, оплачивает их.

В функции работодателя входит организовать процесс в соответствии с установленным графиком, доставить комиссию в указанное время на предприятие. Все аттестационные действия и оформление документов комиссия производит самостоятельно. В состав комиссии включается представитель профсоюзного комитета предприятия для обеспечения прав работающих.

Требования к организации, которая аттестует рабочие места:

  1. Запись о том, что оценка РМ является основным видом ее деятельности.
  2. Наличие собственной официально аккредитованной лаборатории.
  3. Наличие сертификатов у персонала о допуске к проведению оценки условий труда.
  4. Наличие в штате санитарного врача.

Рабочие места, на которых по ходу исследования были обнаружены вредные факторы, исследуются дополнительно с применением комплексных лабораторных методов. После этого им присваивается категория по состоянию: оптимальная, допустимая, вредная или опасная.

Обязательна ли аттестация рабочих мест?

АРМ 1 раз в 5 лет на любом предприятии – обязательная процедура, установленная законодательно. Это не зависит от формы его собственности и порядка налогообложения, так как при любых обстоятельствах работодатель должен гарантированно обеспечить работникам надлежащие условия труда. Процедура аттестационных действий призвана оценить, насколько они соответствуют законодательным нормам.

Комиссия оценивает РМ по критериям: уровню шума, вибрации, микроклимату, тяжести и напряженности работы, наличию ионизирующих излучений, химическим и биологическим параметрам. Все показатели оказывают воздействие на здоровье персонала, если не соблюдается норма.

Карта аттестации рабочего места

В ходе процедуры контроля рабочего места комиссией заполняется карта аттестации рабочего места. Карта АРМ – это документ, в котором отображаются данные об условиях работы и результаты проверки:

  1. Указание на РМ, которые не соответствуют нормам. Если показатели значительно отклоняются от положенных норм, то комиссия выносит решение о запрете использовать РМ. На работодателя накладывается штраф.
  2. Составление плана действий по улучшению существующих условий труда, которые направлены на устранение выявленных нарушений.
  3. Обоснование на предоставление льгот для сотрудников предприятия. Если в карте АРМ комиссия отметит, что условия труда не отвечают нормам, то она дает рекомендацию руководству назначить дополнительные выплаты или компенсации персоналу.

Контроль их выполнения возлагается на Трудовую инспекцию. Если работодатель не отреагирует на замечание в карте, то работник может обратиться туда с жалобой или с исковым заявлением в суд.

При трудоустройстве необходимо ознакомить потенциального сотрудника с содержанием карты АРМ, чтобы иметь представление о состоянии своего будущего рабочего места.

Карта хранится в компании до следующей аттестации. У службы охраны труда есть возможность отслеживать по карте, изменились ли в сторону улучшения условия труда по истечении времени. Формат документа представляет собой официальный бланк на нескольких листах.

С образцом карты АРМ Вы можете ознакомиться здесь.

Стоимость и сроки проведения АРМ

Стоимость АРМ не статична, она различна для разных предприятий и зависит от конкретных условий:

  • площади исследуемой территории;
  • степени вредности факторов, оказывающих негативное влияние на работников;
  • оборудования и материалов, которые использовала комиссия;
  • количества исследованных РМ;
  • их территориального расположения.

Для определения более точной цифры работодателю необходимо направить предварительно заявку в аттестующий орган с указанием необходимых параметров рабочих мест, которые планируется обследовать. Организация рассматривает заявку в течение максимум 2 дней, рассчитывает стоимость работ.

После согласования финансовых вопросов между работодателем и исполнителем заключается договор о выполнении оценки. Сроки проведения АРМ зависят от объема работ, поэтому также обговариваются сторонами индивидуально.

Кто может не проходить аттестацию?

С 01.01.14 начал действовать ФЗ No426, в котором освещаются все вопросы аттестации или, как сейчас называется процедура, – оценки условий труда. Произошли изменения, которые коснулись некоторых вопросов аттестации:

  1. Определение исполнителей оценки. Если раньше АРМ можно было произвести собственными силами, то сегодня эта обязанность возлагается на специализированные организации.
  2. Правила оценки биологических факторов. Добавилось количество критериев оценки.
  3. Ответственность за нарушение сроков оценки. Ужесточилось наказание работодателей за невыполнение законодательства.

Долгое время не был решен окончательно вопрос об отмене комплексной оценки некоторых предприятий малого и среднего бизнеса.

Сторонники отмены аттестации для некоторых видов производства не нашли поддержки у законодателей, поэтому по поправкам в законе аттестацию должны проходить все.

Предприятия малого бизнеса, где в работе занято одно лицо, и с ним не составляется договор найма, не проходят АРМ. Например, это касается ИП, когда владелец бизнеса сам выполняет необходимые работы.

Ответственность за не проведение аттестации

Отказ от проведения аттестации – это нарушение законодательства. В соответствии с КоАП, работодатель считается виновным, и, как должностное лицо, ответственное за вверенное ему предприятие, подвергается административному наказанию:

Наименование нарушенияШтраф (руб.)
РуководительИПЮридическое лицо
Нарушение норм охраны трудаПредупреждение / 2-5 тыс.2-5тыс.5-8 тыс.
Нарушение в ходе аттестации или непроведение5-15 тыс.5-15 тыс.65-80 тыс.
Допуск к работе без обучения нормам охраны труда15-25 тыс.15-25 тыс.100-120 тыс.
Отсутствие предметов индивидуальной защиты25-30 тыс.25-30 тыс.100-120 тыс.
Повторные нарушения35-40тыс. / дисквалификацияна 1-3 года35-40 тыс. / остановка деятельности (до 90 суток)100-150 тыс. / остановка деятельности (до 90 суток)

Аттестация рабочих мест (видео)

В этом видео рассказано об изменениях в законодательстве касательно АРМ, а также о том, кто и когда должен проводить аттестацию, какие сроки и периодичность данного мероприятия и пр.

Проверку рабочих мест осуществляют прокуратура или трудовая инспекция. Кроме денежных штрафов, проверяющие могут выдать нарушителям предписание на устранение нарушений или освободить руководителя от занимаемой должности.

Источник: https://moyaidea.ru/attestaciya-rabochix-mest-2.html

Новый порядок аттестации рабочих мест (АРМ)

Новый порядок аттестации рабочих мест

Аттестация не так страшна, как ее малюют. Применяя известную фразу к одному из самых волнительных и сложных процессов, можно сказать, что многим работодателям не следует относиться с недовольством к установлению нового порядка по анализу безопасности условий труда на рабочих местах организаций.

Новый порядок аттестации рабочих мест по условия труда (АРМ, – ред.) был установлен в связи с выходом и утверждением Приказа Минздравсоцразвития РФ № 342н от 26 апреля 2011 г.

Многие люди встретили нововведение с настороженностью. АРМ по своей сути не является нововведением в стране. Процесс начался с советских времен, но если проследить этапы развития, не доводился до логического конца. Представлял больше очередную отчетность за прошедший период. С выходом нового приказа изменились требования в отношении работодателей.

Чем же новые правила отличаются от прежних? И смогут ли они навести ожидаемый десятилетиями должный порядок в сфере трудовых отношений?

Для начала уточним, что при сравнении прежнего и нового порядка, под первым подразумевается Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31 августа 2007 г. № 569.

Буквально после утверждения Приказа, бывший министр Минздравсоцразвития РФ Александр Сафонов, в своих интервью рассказал о целях и значении введения нового порядка. По его словам, многие не то, что не понимают суть аттестации рабочих мест, даже не знают о ее существовании. Отметил, что сам процесс сопоставим с аудитом. И далее:

 Цитата: ‘Аттестация рабочего места должна стать эффективным инструментом определения реального состояния каждого рабочего места, должна давать работодателю и работнику информацию о возможных рисках и мерах по их предупреждению’

 Отрадно, что утверждение проявляет себя на деле уже сегодня. АРМ проводится один раз в течение пяти лет ведения деятельности. «С 12.12.2012 г. произошли изменения, подробнее читайте здесь.» Ранее о результатах работники могли и не знать.

На одном из сайтов по поиску вакансий одновременно с выходом приказа была опубликована статистика, подтверждающая его слова, где 42% работодателей пренебрегают ее проведением.

Причем, как показывают результаты опроса на сайте Федеральной службы по труду и занятости населения РФ, большинство не знают о них и после введения нового порядка. Но это все временное явление, так как сроки завершения АРМ на предприятиях по старому порядку уже плавно подходят к концу.

В новых правилах решили искоренить недобросовестность работодателя, и с результатами аттестации каждый сотрудник в обязательном порядке должен быть ознакомлен лично.

«А, оказывается, мне полагаются еще и льготы!»

Наверняка подобной фразой встретят карты аттестации на свои рабочие места (Карта, – ред.) сотрудники, условия труда на которых не отвечают требованиям охраны труда. Самое интересное, что будут выявляться случаи, когда льготы и компенсации должны были назначаться и ранее, до проведения очередной аттестации.

Карта заполнялась при старом порядке, но работодатели не особо старались знакомить сотрудников с ней. Карта по новому порядку должна быть завизирована подписью сотрудника, занимающего данное рабочее место, и членами аттестационной комиссии.

Если условия труда будут признаны вредными или опасными, то каждый работник должен проходить в обязательном порядке ежегодные медицинские осмотры, где несомненным атрибутом является наличие при себе Карты. Такой порядок был введен в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2011 г.

№ 302н, где четко определен перечень вредных и опасных факторов. Врач будет видеть полную характеристику рабочего места по результатам АРМ и определит, к какому специалисту направить пациента.

Аттестационная комиссия: в новом составе.

Изменились требования и к аттестационной комиссии. По старому порядку в ее состав включались руководители структурных подразделений, юристы, специалисты служб охраны труда, представители профсоюзной и аттестующей организации. Участие аттестующей организации носило больше рекомендательный характер.

Работодатели могли привлекать ее по своему усмотрению. В новом же порядке их участие обязательно. Серьезней требования стали и к самому составу комиссии, в которую входят представители работодателя, профсоюза, специалист охраны труда, ну и, конечно же, аттестующей организации.

В их полномочия входит полная оценка условий на всех рабочих местах, имеющихся в организации, а также подготовка мероприятий по их улучшению. Эти же функции осуществлялись ранее.

Очень важно при подготовке к АРМ, чтобы комиссия привела перечень должностей в соответствие с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий и Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих с присвоением порядкового номера рабочим местам.

Аттестующая организация не является аффилированным лицом.

Именно независимость аттестующей организации подчеркнули авторы нового порядка АРМ. Важность получения объективных и достоверных результатов очевидна – на их основе принимается решение о выплате льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях.

Испытательная лаборатория по аттестации, созданная в рамках аттестующей организации, проводит замеры производственных факторов, необходимые для внесения в протоколы, на основе которых оформляются карты, и определяется класс условий труда. К испытательным лабораториям предъявляются, в свою очередь, также высокие требования.

Более подробно Вы можете узнать о них в материале «Лаборатория по аттестации рабочих мест».

Замена оборудования – вне плана.

И не только ввод в эксплуатацию  нового оборудования, но и изменение технологического процесса, организация нового рабочего места являются причиной того, что к Вам едет… Именно сейчас хочется продублировать известную фразу Н. В.

Гоголя – «к нам едет ревизор». В нашем случае осуществляется выездная аттестация в течение 60 рабочих мест с момента ввода в эксплуатацию. Оценка условий проводится в полном объеме, но итогом является лишь оформление карты аттестации.

Старый порядок предусматривал подобную, как называлось, повторную аттестацию, единственное отличие – не были указаны точные сроки ее проведения.

Бумажная рутина?

Когда речь идет о любой работе с документами, процесс сравнивают с «бумажной волокитой». Документарный оборот сегодня стал просто огромен, причем переводится параллельно на электронные носители. Аттестация – не исключение. При ней важна точность оформления в строго регламентированной форме. Последний этап проведения – оформление отчета.

К общему пакету документов прикладывается Приказ о создании аттестационной комиссии, график проведения работ, сведения об аттестующей организации, сводная таблица классов условий труда, протоколы замеров, сведения об аттестующей организации, карты аттестации АРМ, протокол завершения работ, заключение по итогам государственной экспертизы, предписания должностных лиц о выявленных нарушениях (подробный перечень приведен в п. 5 Приказа).

Новый порядок АРМ, как бы ни были против его оппоненты, все же стал гораздо урегулированным и строгим по отношению к процедуре его проведения. Принцип объективности и достоверности, заложенный в основу АРМ, должен сыграть решающую роль в судьбе миллионов трудящихся.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://1cert.ru/stati/novyy-poryadok-attestatsii-rabochikh-mest

Аттестация рабочих мест. Правила изменились

Новый порядок аттестации рабочих мест

Подробности Категория: Кадры : 07.06.2013 00:00

В. В. Егоров, консультант по вопросам начисления зарплаты и ее налогообложения

Журнал «Учет в производстве» № 8, август 2011 г.

1 сентября 2011 года вступает в силу новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Рассмотрим нововведения в статье…

Что изменилось

Новый Порядок аттестации рабочих мест (далее – Порядок) утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н. Как и прежний, он распространяется на все предприятия.

Причем Порядок не предусматривает проведение аттестации силами работодателя. Ее проводят лишь аттестующие компании. Выбирая такую компанию, следует помнить, что оказывать услуги по аттестации рабочих мест без аккредитации запрещено.

Информацию об аккредитации работодатель вправе потребовать у аттестующей компании.

Также изменился порядок формирования аттестационной комиссии Теперь в ее составе обязательно должны быть представители работников (профсоюзы). Если учесть, что результаты аттестации используются для обоснования (снятия/назначения) льгот и компенсаций за работу во вредных (опасных) условиях труда, то это может сгладить остроту конфликтов по данному поводу.

Итак, согласно пункту 10 Порядка, в состав комиссии включаются представители работодателя (это могут быть руководители структурных подразделений предприятия, юристы специалисты по кадрам, по труду и заработной плате, главные специалисты, медицинские работники), специалист по охране труда, представители профсоюза (или иного представительного органа работников) и аттестующей организации. Но в любом случае комиссию возглавляет представитель работодателя.

Периодичность проведения аттестации

Согласно пункту 8 Порядка, сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет (как и раньше).

Однако иногда требуется проведение внеплановой аттестации. Это необходимо (п.

47 Порядка): – в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест (аттестация должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию);

– по результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества проведения аттестации.

Кроме того, согласно пункту 48 Порядка, работодатель обязан провести внеплановую аттестацию в случаях:

– выполнения мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также мероприятий по улучшению условий труда; – замены оборудования; – изменения технологического процесса;

– изменения средств коллективной защиты.

Цели аттестации

Согласно статье 209 Трудового кодекса РФ, аттестация мест проводится, чтобы оценить условия труда на рабочих местах и выявить вредные или опасные производственные факторы. А также для того, чтобы привести условия труда на предприятии в соответствие с государственными нормативными требованиями.

Аналогичная норма закреплена и в пункте 2 Порядка.

Результаты проведенной аттестации предприятие может, например, использовать (п. 3 Порядка):

– для разработки и реализации мероприятий, которые позволяют привести условия труда в соответствие с государственными требованиями;

– чтобы установить работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными, опасными, иными условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, повышенную оплату труда;

– чтобы проинформировать работников об условиях труда, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов и полагающихся компенсациях

– для контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; – для оценки профессионального риска; – для обеспечения работников средствами индивидуальной или коллективной защиты. Отметим также, что пункт 6 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных постановлением Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н, дает возможность работодателю выдавать работникам средства индивидуальной защиты лишь на основании аттестации рабочих мест в зависимости от характера выполняемых ими работ;

– для расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Напомним, что если на предприятии была проведена аттестация рабочих мест и если за определенный период в нем не было травм, то в этом случае работодатель имеет право на льготы – снижение ставки взносов на травматизм (скидки к страховым тарифам до 40% от исходной ставки).

Расчет таких скидок проводится согласно методике, которая была утверждена постановлением ФСС России от 5 февраля 2002 г. № 11.

Результаты аттестации

В соответствии с пунктом 44 Порядка результаты аттестации оформляются аттестационной комиссией в виде отчета, к которому прилагаются, в частности, следующие документы: – приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации; – перечень рабочих мест, подлежащих аттестации; – карты аттестации рабочего места по условиям труда с протоколами измерений и оценок; – сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест;

– план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда. В нем указываются источники финансирования мероприятий, сроки их выполнения, исполнители. Кроме того, указываются устраняемые вредные или опасные производственные факторы по конкретным рабочим местам;

– протокол заседаний комиссии по результатам аттестации рабочих мест; – сведения об аттестующей организации с приложением копий документов на право проведения измерений и оценок данной организацией; – сводная ведомость результатов аттестации; – протоколы заседаний комиссии. Образцы документов, прилагаемых к отчету об аттестации (за исключением приказа о создании комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации), приведены в приложениях к Порядку. Аттестационная комиссия рассматривает отчет об аттестации в течение 10 календарных дней с даты, когда он поступил ей, подписывает протокол заседания аттестационной комиссии и передает его вместе с отчетом работодателю (его представителю). В свою очередь работодатель в течение 10 рабочих дней с даты поступления указанного протокола и отчета об аттестации подписывает приказ о завершении аттестации на предприятии, а также утверждает отчет об аттестации. Каждый работник (под роспись) должен быть ознакомлен с результатами аттестации его рабочего места.

После этого, как следует из пункта 45 Порядка, в течение 10 календарных дней работодатель направляет сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест, а также сведения об аттестующей организации в Государственную инспекцию труда в субъекте РФ.

Значение аттестации

Налоговики считают, что если у предприятия нет протоколов с замерами вредных производственных факторов в воздухе рабочей зоны, то наличие вредных производственных факторов и степень их воздействия на работников не подтверждены. А это, по мнению инспекторов, свидетельствует о том, что расходы на выдачу работникам бесплатного молока для целей налогообложения прибыли признать нельзя.

Кроме того, в этом случае стоимость выданного работникам молока не относится к компенсационным выплатам, то есть не подпадает под нормы пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ. А значит, выдача подлежит обложению налогом на доходы физических лиц. Однако арбитры указывают, что выдача молока работникам, занятым на производстве с вредными условиями труда, не зависит от аттестации рабочих мест.

Пример тому – постановления ФАС Уральского округа от 18 января 2011 г. № Ф09-11222/10-С3, ФАС Западно-Сибирского округа от 17 февраля 2010 г. № А75-6324/2009, ФАС Волго-Вятского округа от 3 октября 2008 г. № А31-8961/2006-15.

Обошлось без аттестации и в организации, в которой была установлена руководству доплата за неблагоприятные условия труда (работу за дисплеем ЭВМ) в размере 12 процентов от должностного оклада.

Суд обратил внимание на то, что из статьи 147 Трудового кодекса РФ исключено требование об аттестации рабочих мест и условий труда в целях установления доплат за вредные условия труда (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 3 сентября 2010 г. № А69-1291/2008). Впрочем, есть случаи, когда проведенная аттестация, наоборот, выручала.

Пример тому – постановление ФАС Уральского округа от 13 августа 2008 г. № Ф09-5707/08-С1. Так, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека попыталось оштрафовать ОАО за превышение допустимой нормы шума на рабочем месте (в автомобиле «ГАЗ 3110»).

Однако суд поверил не показаниям прибора при разовом замере шума, а результатам аттестации рабочих мест, по которым суммарно, в течение рабочего дня, уровень шума не превышает допустимые нормы. Также напомним, если на производственном предприятии проведена аттестация рабочих мест по условиям труда (причем не обязательна аттестация именно всех мест) и если за определенный период не было травм, работодатель имеет право на льготы – снижение ставки взносов на травматизм (скидки к страховым тарифам до 40% от исходной ставки).

А в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 8 декабря 2010 г. № 334-ФЗ соцстрах вправе принимать решения о направлении страхователем до 20 процентов сумм страховых взносов на травматизм, начисленных за предшествующий год, на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма.

Согласно пункту 2 Правил финансирования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития от 11 февраля 2011 г. № 101н, к таким предупредительным мерам относится и проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.

Налоговый учет расходов на аттестацию

Затраты на аттестацию рабочих мест признаются в целях налогообложения прибыли расходами на обеспечение нормальных условий труда.

Это закреплено в подпункте 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ (то есть как прочие расходы предприятия).

Расходы на аттестацию рабочих мест принимаются и при упрощенной системе налогообложения Об этом сказано в подпункте 26 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ.

Ответственность за уклонение от аттестации

За непроведение аттестации предусмотрена ответственность по статье 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Штраф для должностных лиц – от 1000 до 5000 руб., для юрлиц – от 30 000 до 50 000 руб., или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Однако хотя аттестации подлежат все имеющиеся рабочие места, нигде не сказано, что она должна проводиться одновременно.

12 августа 2011 г.

Источник: https://otchetonline.ru/art/kadry/9000-6531.html

Как провести аттестацию рабочих мест

Новый порядок аттестации рабочих мест

  • Законодательство
  • Сроки аттестации
  • Аттестация рабочих мест и штрафы
  • Кто проводит аттестацию?
  • Порядок проведения аттестации
  • Стоимость аттестации рабочих мест

Законодательство

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда.

Аттестация проводится на основании Приказа Министерства Здравоохранения и социального развития РФ от 26 апреля 2011 года №342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». Основываясь на части второй ст.

212 ТК РФ аттестацию рабочих мест обязаны проводить все работодатели без исключений. Основная цель и задача данной процедуры – улучшение условий труда, а также выявление вредных и опасных производственных факторов. Процесс проведения аттестации включает в себя:

  • гигиеническую оценку условий труда работников;
  • оценку травмобезопасности на предприятии;
  • оценка соответствия нормам безопасности труда используемых инструментов и оборудования на предприятии;
  • обеспеченность работников организации средствами индивидуальной защиты.

Сроки аттестации

Организация сама определяет, когда ей нужно проводить аттестацию. Однако по закону, проводить её нужно не реже одного раза в 5 лет! Важно знать, что если на вашем предприятии появляется новое рабочее место или изменено производственное оборудование рабочего места, то его необходимо аттестовать в течении 60 дней.

Многие работодатели путают аттестацию рабочих мест с аттестацией работников. Важно понять, что аттестуется именно рабочее место, а не работник! Например, в вашей организации может работать 5 человек, а рабочих мест может быть 2, 3 или даже 8. Некоторые работники могут выполнять разные задачи и занимать соответственно несколько рабочих мест, каждое из которых обязан аттестовать работодатель!

Аттестация рабочих мест и штрафы

За нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест могут применяться различные санкции: от выдачи предписаний на устранение нарушений до привлечения руководителей и должностных лиц к административной ответственности. Осуществить проверку аттестации рабочих мест может как прокуратура, так и инспекция по труду и занятости. Визит данных структур, как правило, не сулит ничего хорошего.

На сегодняшний день максимальный штраф за не проведение аттестации рабочих мест составляет 50 тысяч рублей. Или может проводится административное приостановление деятельности предприятия или организации на срок до 90 суток (ст. 5.27 КоАП РФ). Штраф для должностных лиц составляет от 1 до 5 тыс.

рублей. Однако в планах Министерства здравоохранения и социального развития стоит увеличение данной суммы в несколько раз. Увеличение штрафов позволит повысить степень ответственности работодателя за жизнь и здоровье работников и призовет многие организации провести аттестацию своих рабочих мест.

Порядок проведения аттестации

Порядок проведения аттестации рабочих мест включает в себя:

  1. Формирование приказа по организации, в рамках которого создается специальная аттестационная комиссия, в которую входят специалисты аттестующей фирмы и сотрудники аттестуемой организации.

2) Определяется список рабочих мест, подлежащих аттестации. Далее устанавливается перечень опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах и рассчитывается стоимость аттестации.

3) Процесс исполнения аттестации рабочих мест по условиям труда, в рамках которого проводится оценка степени травмоопасности каждого рабочего места и определяется:

  • безопасность применяемого оборудования, инструментария и материалов, участвующих в процессе труда;
  • обеспеченность работников СИЗ и их соответствие фактическому воздействию вредных или опасных факторов;
  • уровень информированности каждого работника о мероприятиях по обеспечению безопасности труда.

4) Оформление результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, с приложением соответствующего пакета документов:

  • протоколы произведенных измерений;
  • карты аттестации рабочих мест на предприятии;
  • план мероприятий, направленный на улучшение санитарно-бытовых условий труда работников;
  • ведомости, приложения и прочие документы.

5) После проведения аттестации работодатель отправляет её результаты в государственную инспекцию труда. Полученные документы по результатам аттестации используются в рамках:

  • сертификации производственных объектов, подтверждающей соответствие требованиям по организации охраны труда;
  • для расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного соцстрахования работников от несчастных случаев на производстве;
  • определения условий трудового договора и ознакомления работника с трудовым процессом;
  • разработки плана мероприятий, направленного на обеспечение безопасности труда;
  • определения порядка и размера компенсаций работникам;
  • выявления виновных в нарушении требований по охране труда и принятия соответствующих решений.

Стоимость аттестации рабочих мест

Стоимость услуг по аттестации зависит от количества рабочих мест на предприятии. Для средних и крупных предприятий, где имеется большое количество рабочих мест существуют системы скидок.

Средняя рыночная стоимость аттестации 1 рабочего места составляет от 1500  до 7000 рублей. Отдельно оплачиваются сложные исследования.

При этом стоимость аттестации рабочего места сварщика будет выше, чем стоимость аттестации рабочего места бухгалтера.

Для обычного офиса примерная стоимость аттестации одного рабочего места с персональным компьютером составляет около 2000 рублей.

Существуют организации, которые предлагают оказать данные услуги по ценам значительно ниже средне-рыночных цен. Но следует учесть, что дешевый вариант может привести к значительным потерям в будущем.

На сегодняшний день, рынок подобных услуг в нашей стране весьма разнообразен. Однако из огромной массы организаций, предлагающих услуги аттестации, следует выбирать только честные и зарекомендовавшие себя с положительной стороны фирмы.

Источник: https://abcbiznes.ru/stati-o-biznese/38-kak-provesti-attestaciyu-rabochih-mest.html

Новый порядок аттестации рабочих мест

Новый порядок аттестации рабочих мест

Приказом Минздравсоцразвития от 26.04.2011 № 342н утвержден новый Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – Порядок). В действие он вводится с 1 сентября 2011 года, однако, дабы избежать ошибок, бухгалтерам стоит заранее ознакомиться с внесенными изменениями.

Аттестацию рабочих мест обязаны проводить все работодатели независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, в том числе малые и непроизводственные предприятия, а также индивидуальные предприниматели. Делать это необходимо раз в 5 лет.

Срок проведения аттестации отсчитывается от даты завершения предыдущего тестирования. За дату начала очередной аттестации принимается день издания приказа работодателя об утверждении графика ее проведения и состава аттестационной комиссии. Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.

Новый порядок

Работодатель проводит тестирование при участии специализированной организации.

Бухгалтер не входит в состав аттестационной комиссии, но для него проведение тестирования рабочих мест по условиям труда (равно как и непроведение) и его результаты очень важны.

Результаты тестирования используются в разнообразных целях: для организации мер по охране труда, подготовки статистической отчетности по труду и т.п., – но внимание бухгалтера хочется обратить на то, что именно по итогам аттестации согласно новым правилам производятся:

  • установление работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда;
  • оценка профессионального риска;
  • обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, а также средствами коллективной защиты;
  • подготовка контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников;
  • расчет скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • санитарно-бытовое и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда;
  • обоснование планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Внеплановая аттестация

Порядок вслед за постановление Правительства РФ от 20.11.

2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» прямо называет аттестацию условием назначения «вредникам» ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и повышенной оплаты труда. Бухгалтеру следует трактовать это как основание для признания соответствующих расходов в налоговом учете.

В силу п.

5 Порядка аттестационная комиссия вправе принять мотивированное решение о непроведении измерений и оценок факторов рабочей среды и трудового процесса, если осуществление указанных мероприятий угрожает безопасности работников при выполнении ими основной работы или специалистов аттестующей организации, выполняющих измерения и оценки. Такое решение оформляется в письменном виде, подписывается членами аттестационной комиссии и прилагается к материалам аттестации. В этом случае условия труда на необследованных рабочих местах относятся к опасным, что также является основанием для расходов на предоставление гарантий и компенсаций работникам. Однако если аттестация просто не проводилась или ее данные устарели, доказать экономическую оправданность расходов на доплаты и отпуска работникам, выдачу им профилактического питания, медосмотры и т.п. будет невозможно.

В межаттестастационный период могут возникнуть обстоятельства, требующие дополнительных тестирований, без которых расходы снова будут под вопросом. Так, согласно п. 47, 48 Порядка внеплановая аттестация осуществляется:

  • в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  • по результатам государственной экспертизы условий труда, произведенной в целях оценки качества проведения аттестации;
  • в случае выполнения мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также мероприятий по улучшению условий труда;
  • в случае замены производственного оборудования;
  • при изменении технологического процесса;
  • при изменении средств коллективной защиты.

Порядок увязывает решение вопросов обеспечения работников специальной одеждой и другими средствами индивидуальной и коллективной защиты с результатами работы аттестационной комиссии.

Источник: http://bukhuchet.ru/2011/09/05/novj-poryadok-attestatsii-rabochih-mest/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.