Новый порядок внутреннего контроля и внутреннего аудита у организатора торговли

Разница между внутренним аудитом и внутренним контролем

Новый порядок внутреннего контроля и внутреннего аудита у организатора торговли

В государственных организациях, а также в некоторых частных фирмах в силу требований закона должны проводиться такие мероприятия, как внутренний аудит и внутренний контроль. Что они представляют собой?

статьи

Рассмотрим для начала специфику внутреннего контроля в госструктурах. Затем изучим его особенности в частных фирмах.

Можно отметить, что процедура, о которой идет речь, в государственных организациях официально именуется «внутренним финансовым контролем». То есть предметом проверок становятся хозяйственные операции учреждения, связанные в основном с расходованием бюджетных средств.

Внутренний контроль в государственных организациях обязателен. Необходимость его проведения законодательно закреплена в положениях Бюджетного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 160.2-1 БК РФ, внутренний контроль в государственных организациях — это процедура, которую должен осуществлять главный распорядитель бюджетных средств. То есть центральный аппарат того или иного ведомства, работающий на федеральном уровне, в Москве. Внутренний контроль в трактовке российского законодателя — это проверка деятельности бюджетного учреждения на предмет:

  • соблюдения используемых учреждением стандартов и норм исполнения бюджета;
  • следования правилам формирования финансовой отчетности, ведения учета;
  • эффективного расходования бюджетных средств.

Кроме того, внутренний контроль в государственных организациях предполагает разработку главным распорядителем мер, направленных на повышение качества управления финансами в подведомственных государственных организациях.

Каковы особенности внутреннего контроля в частных фирмах? Прежде всего, стоит сказать о том, что в общем случае данные организации проводят подобную процедуру добровольно. Есть только отдельные категории частных фирм, которые обязательно должны осуществлять внутренний контроль — равно как и аудит.

В числе негосударственных компаний, которым следует по закону проводить рассматриваемые мероприятия, — корпорации, организующие торги на фондовых биржах. Данные фирмы обязаны проводить внутренний и внешний контроль в соответствии с положениями ФЗ № 325 от 21.11.2011 года.

Под внутренним контролем в трейдинговых фирмах законодатель понимает проверки, которые направлены на оценку соответствия деятельности биржи или торговой системы требованиям законодательства, а также положениям учредительных документов. Для проведения соответствующей процедуры финансовая компания должна назначить контролера либо учредить специализированное структурное подразделение.

Безусловно, понимание внутреннего контроля в тех частных фирмах, в которых его проведение необязательно, может отличаться от трактовки, которой следует придерживаться трейдинговым компаниям.

Что такое внутренний аудит?

Внутренний аудит, как и контроль, является обязательной процедурой для государственных учреждений. Его сущность также отражена в положениях ст. 160.2-1 БК РФ. В данном источнике права указано, что внутренний аудит представляет собой:

  • проверки, которые направлены на оценку надежности осуществления внутреннего контроля;
  • выработку рекомендаций, необходимых для повышения эффективности соответствующего контроля;
  • проверки, направленные на оценку достоверности отчетности и качества ведения учета;
  • выработку предложений, направленных на повышение эффективности освоения государственных средств.

В частных фирмах, как мы отметили выше, внутренний аудит в общем случае необязателен. Но те же трейдинговые компании (в соответствии с ФЗ № 325) должны его проводить.

Правда, в данном федеральном законе не раскрывается сущность внутреннего аудита.

Указано только, что для его проведения финансовая компания, по аналогии с организацией контроля, должна назначить внутреннего аудитора либо учредить отдельное специализированное структурное подразделение.

Но если исходить из правовой аналогии с положениями БК РФ, то допустимо предположить, что внутренний аудит в частных компаниях, как и в государственных, может представлять собой проверки, направленные на оценку надежности внутреннего контроля, достоверности отчетности и качества учета, а также выработку рекомендаций и предложений в области финансовой политики трейдинговой компании.

Сравнение

Очевидно, что внутренний контроль и внутренний аудит как в государственных организациях, так и в частных компаниях — это процедуры, которые дополняют друг друга. Но есть принципиальное отличие внутреннего аудита от внутреннего контроля.

Первая процедура направлена на обнаружение ошибок в хозяйственных операциях, в составлении отчетных и иных документов. В свою очередь, внутренний аудит — это, прежде всего, оценка серьезности обнаруженных ошибок и выработка рекомендаций по их устранению.

Кроме того, внутренний аудит позволяет также проанализировать эффективность контроля.

Определив то, в чем разница между внутренним аудитом и внутренним контролем, отобразим основные ее критерии в небольшой таблице.

Таблица

Внутренний контрольВнутренний аудит
Что между ними общего?
Проводятся одним и тем же субъектом — главным распорядителем бюджетных средств в государственных организациях, внутренним аудитором, контролером или специализированным отделом — в частных компаниях
В чем разница между ними?
Направлен на выявление ошибок в хозяйственной деятельности, в ведении отчетных документов и учетаНаправлен на оценку серьезности выявленных ошибок на уровне внутреннего контроля, на выработку мер по их устранению, на анализ качества контроля

Источник: https://TheDifference.ru/chem-otlichayutsya-vnutrennij-audit-i-vnutrennij-kontrol/

Проведение внутреннего аудита: порядок, методика, программа, пример, план, этапы, приказ

Новый порядок внутреннего контроля и внутреннего аудита у организатора торговли

Потребность во внутренних проверках уже стала обыденностью для средних и крупных организаций.

Малые компании не всегда проводят аудит из-за меньшего объема рабочих процессов, но и некоторым из них такой контроль смог бы принести немало пользы.

Про совершенствование процесса проведения внутреннего аудита, планирование и его подготовку читайте в этой статье. У нас вы найдете также информацию о проведении внутреннего аудита на предприятии на примере.

Программа и график проведения внутреннего аудита

Планирование проверки — это один из очень важных этапов подготовки.

В это время необходимо оценить общий объем работ, определиться с графиком и сроками проведения аудита, составить программу контроля, выбрать подходящую методику и предварительно выявить наиболее неблагополучные подразделения. Также на этапе планирования желательно постараться учесть потенциальные внешние факторы воздействия.

Программа проведения внутреннего аудита составляется совместно с планом. Чаще всего программа имеет персональную форму, учитывающую наиболее важные аспекты, подвергаемые контролю в конкретной компании. Этот документ описывает все нюансы деятельности аудитора и включает в себя такие пункты:

  1. цель проведения внутреннего аудита.
  2. Область применения.
  3. Определения и сокращения.
  4. Данные о дополнительных документах.
  5. Перечень ответственных за применение.
  6. Описание процесса проведения аудита.
  7. График и периодичность контрольных проверок.
  8. Подготовка детального плана аудита.
  9. Подготовка необходимых документов.
  10. Последовательность сбора информации.
  11. Нюансы подготовки итоговой отчетности.

У нас доступен для скачивания график-план проведения внутреннего аудита (пример).

Программа проведения внутреннего аудита (пример)

Программа проведения внутреннего аудита — 1Программа проведения внутреннего аудита — 2Программа проведения внутреннего аудита — 3Программа проведения внутреннего аудита — 4Программа проведения внутреннего аудита — 5Программа проведения внутреннего аудита — 6Программа проведения внутреннего аудита — 7Программа проведения внутреннего аудита — 8

Методики

Для получения достоверных результатов проверки во время аудиторского контроля необходимо придерживаться определенной методики проведения внутреннего аудита на предприятии. Необходимо заранее определить методы, планируемые для использования аудиторами и создать из них единую систему проведения, отталкиваясь от программы и плана проверки.

Допустимы такие методы:

  • Контрольное сличение остатков
  • Составление обратных калькуляций
  • Общенаучные и научно-практические
  • Хронологический и сравнительный анализ
  • Восстановление учетных записей по документам
  • Методы документальной и фактической проверки
  • Формальная, арифметическая и нормативная проверка
  • Проверка документации определенного хозяйственного процесса
  • Изучение конкретного документа или ряда взаимосвязанных данных.

Методов на практике значительно больше, сюда входят опрос и наблюдение, доказательство и оценивание, а также ряд других приемов, причем за их выбор ответственны аудиторы.

Проведение внутреннего внутреннего кадрового аудита в организации рассмотрено в этом видео:

Система

Набор методов в системе проверки может значительно отличаться в зависимости от объекта контроля и глубины аудирования. По этой причине не существует единой качественной системы проведения внутреннего аудирования — каждая компания имеет свою структуру, что вынуждает изменять используемый порядок контроля.

При этом любая система проведения аудирования должна подчиняться следующим принципам:

  • Этапности и регулярности
  • Открытости и независимости
  • Единообразия и системности
  • Предупредительности и документированности.

Без учета этих принципов внутренняя проверка не может быть эффективной. Также важную роль в положительной результативности аудита играет его организация.

Организация проведения

Процедура проведения аудиторского контроля должна быть четко организована для исключения ошибок в работе самых проверяющих. Качественная организация деятельности аудиторов позволяет сделать контроль простым, быстрым и эффективным.

Подготовка

Проведение ВА всегда начинается с подготовки. Первым пунктом ежегодного контроля является соответствующее распоряжение руководства. Далее идет привлечение сторонней компании или формирование аудиторского штата из числа сотрудников. При наличии в организации уже созданной службы внутреннего аудита в приказе отражаются данные на проведение подготовки проверки и конкретные сроки.

Далее важным пунктом является планирование предстоящего аудита. На основании конкретной программы и плана выбираются адекватные методы, производится подготовка необходимой документации и окончательно определяются сроки ВА.

Приказ и соглашение

Приказ о проведении ВА выпускается непосредственным руководителей компании. Часто выпускаются 2 приказа — один на составление плана и программы аудитов, другой на начало их проведения. Поэтому непосредственным документом для начала действия является тот, который содержит в себе такие данные:

  1. Даты начала и сроки проведения проверок.
  2. Указание ответственных аудиторов и специалистов.
  3. Описание предоставляемых условий для проведения ВА.
  4. Меры, принятые для контроля за проведением аудиторской проверки.

Приказ на проведение внутреннего аудита в организации вы можете скачать здесь.

Приказ о проведении внутреннего аудита (образец)

Приказ о проведении внутреннего аудита — 1Приказ о проведении внутреннего аудита — 2

Правила и порядок проведения внутреннего аудита описаны ниже.

Проведение внутреннего аудита СМК с целью соответствия ИСО 9001 показано в данном видеоролике:

Правила

Существуют определенные международные и российские стандарты проведения внутреннего аудита. При этом законодательно не запрещено разрабатывать свои внутрифирменные правила ВА. Основная часть федеральных стандартов касается деятельности сторонних аудиторов, регламентируя их работу для обеспечения качества предоставляемых услуг.

В то же время внутренние стандарты аудита, создаваемые конкретной компанией, не могут противоречить федеральным и международным правилам. Вне зависимости от уровня правил они все делятся несколько блоков. Из них 3 являются обязательными:

  1. Блок №1 отражает нюансы организационно-экономической деятельности аудиторов.
  2. Блок №2 указывает ответственность аудиторов, способы получения контрольных доказательств и порядок формирования выводов.
  3. Блок №3 содержит правила по выбору методик, оформлению документации, рабочие инструкции.

Важно понимать, что для получения достоверных данных по итогам аудита необходимо иметь структуру проверки с четкими правилами. Только систематизированная деятельность по определенным стандартам способна демонстрировать ясный результат.

Далее рассмотрим алгоритм и этапы проведения внутреннего аудита.

Пошаговые этапы

На первый взгляд проведение внутренней аудиторской проверки довольно простое. Эта процедура включает в себя всего 3 этапа:

  1. Предварительная подготовка.
  2. Сбор аудиторских доказательств.
  3. Оформление результатов проверки.

Часто эти этапы называются так: подготовительный, рабочий и завершающий. Упразднение или пренебрежительное отношение к любому из этапов лишает внутреннее аудирование какого-либо смысла.

  • На этапе подготовки надо произвести планирование и собрать необходимые данные, документы и различные сведения об объекте контроля.
  • Рабочий этап подразумевает непосредственное применение выбранных методов контроля, проведение тестов, поиск доказательств и документирование проведенных мероприятий.
  • На заключительном этапе подводятся итоги проверки, выполняется анализ проведенного аудита и завершается подготовка документации.

Результаты осуществления

  • Все результаты ВА в обязательном порядке должны иметь документальную форму для последующего изучения. Чаще всего под документами подразумевается сводный отчет или его более мелкие формы. В нем указываются не только сведения об обнаруженных недочетах, но и предполагаемые пути их устранения. Также в результатах проведения внутреннего аудита обязательно отражаются потенциальные способы повышения эффективности рабочих процессов.
  • Помимо составления отчетов и прочей документации аудиторской проверки необходима и еще одна процедура. Важно заранее уточнить критерии эффективности работы проверяющих и по завершению внутреннего аудита производить анализ качества проведенного контроля.
  • Часто такими критериями служат соблюдения заявленных рамок сроков проверки, наличие полных и внятных замечаний по всем изученным пунктам, указание потенциальных проблем в будущем. Также необходимо анализировать деятельность аудиторов на соответствие регламенту проверок и правильном использовании разнообразных методов контроля. Еще одним критерием является доступность, полнота и своевременность предоставление документации о проведенной проверке.

При проведении внутреннего аудита большая роль отводится и его подготовке (и не забывайте о чек-листе!).

Без правильно проведенной подготовительной части невозможна качественная работа проверяющих. Единой системы аудита не существует, каждая компания самостоятельно комбинирует методы контроля, поэтому стоит особое внимание уделять и подготовке, и самой проверке, и анализу эффективности работы службы ВА.

Проведение внутреннего аудита системы менеджмента описано в этом видео:

Источник: http://uriston.com/kommercheskoe-pravo/buhgalteriya/vnutrennij-audit/provedeniye.html

О требованиях к порядку осуществления организатором торговли внутреннего контроля и внутреннего аудита, указание банка россии от 07 мая 2018 года №4792-у

Новый порядок внутреннего контроля и внутреннего аудита у организатора торговли

На основании части 4 статьи 14, пункта 13 части 1 статьи 25 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 325-ФЗ “Об организованных торгах” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст.6726; 2012, N 53, ст.7607; 2013, N 30, ст.4084; N 51, ст.

6699; 2015, N 27, ст.4001; N 29, ст.4357; 2016, N 1, ст.47, ст.48; N 27, ст.4225; 2017, N 30, ст.4456) (далее – Федеральный закон “Об организованных торгах”) настоящее Указание устанавливает требования к порядку осуществления организатором торговли внутреннего контроля и внутреннего аудита.

Глава 1. Общие положения

1.1.

В рамках осуществления внутреннего контроля и внутреннего аудита организатор торговли с соблюдением требований настоящего Указания должен сформировать организационную структуру, которая соответствует объему и характеру осуществляемых операций, уровню и сочетанию присущих деятельности организатора торговли рисков, в том числе определить совокупность органов управления, структурных подразделений и должностных лиц, включая контролера (службу внутреннего контроля) и внутреннего аудитора (службу внутреннего аудита), обеспечивающих контроль за соответствием деятельности, осуществляемой организатором торговли на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы, требованиям федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных актов, правилам организованных торгов, а также учредительным и внутренним документам организатора торговли, эффективностью и результативностью финансово-хозяйственной деятельности, эффективностью управления активами и пассивами, включая обеспечение сохранности активов, эффективностью управления рисками организатора торговли, а также совокупность направлений и способов осуществления контроля.

1.2.

Осуществление организатором торговли внутреннего контроля и внутреннего аудита должно быть направлено на:

обеспечение достоверности, полноты, объективности и своевременности составления и представления организатором торговли бухгалтерской (финансовой), статистической и иной отчетности;

обеспечение эффективности финансово-хозяйственной деятельности;

обеспечение информационной безопасности организатора торговли, в том числе защищенности интересов (целей) организатора торговли в информационной сфере;

соблюдение организатором торговли законодательства Российской Федерации, учредительных и внутренних документов организатора торговли;

исключение вовлечения организатора торговли и работников организатора торговли в осуществление противоправной и недобросовестной деятельности, в том числе в легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и в финансирование терроризма;

исключение неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком;

исключение конфликта интересов, в том числе выявление и контроль конфликта интересов, а также предотвращение последствий конфликта интересов.

1.3. Организатор торговли в рамках осуществления внутреннего контроля и внутреннего аудита обеспечивает предусмотренные пунктом 1.

1 настоящего Указания органы управления, структурные подразделения и должностных лиц:
ресурсами (материальными, техническими, кадровыми), необходимыми для достижения поставленных перед ними задач;
доступом к информации, необходимой для осуществления ими своих функций.

1.4.

Организатор торговли должен обеспечить независимость контролера (работников службы внутреннего контроля) и внутреннего аудитора (работников службы внутреннего аудита) от иных работников организатора торговли, деятельность которых непосредственно связана с возникновением рисков организатора торговли, в том числе посредством установления системы оплаты труда и структуры вознаграждения.

1.5.

В случае если организатор торговли входит в банковскую группу (банковский холдинг) и (или) находится под контролем либо значительным влиянием некредитной финансовой организации, передача отдельных функций, осуществляемых в рамках внутреннего контроля и (или) внутреннего аудита, допускается только организации, являющейся кредитной и (или) некредитной финансовой организацией, входящей в указанную группу (холдинг) или осуществляющей контроль либо оказывающей значительное влияние в отношении организатора торговли, при условии обеспечения отсутствия конфликта интересов.

1.6. В случае передачи отдельных функций, осуществляемых в рамках внутреннего контроля и (или) внутреннего аудита, третьим лицам в соответствии с пунктом 1.5 настоящего Указания организатор торговли должен обеспечить осуществление внутреннего контроля и внутреннего аудита в соответствии с требованиями настоящего Указания.

1.7. Организатор торговли должен осуществлять внутренний контроль и внутренний аудит на постоянной основе.

Совмещение функций контролера (службы внутреннего контроля) и внутреннего аудитора (службы внутреннего аудита) не допускается.

1.8. Организатор торговли должен хранить документы, подтверждающие соответствие организатора торговли требованиям настоящего Указания, не менее пяти лет с даты создания указанных документов.

Глава 2. Требования к порядку осуществления организатором торговли внутреннего контроля

2.1.

В рамках осуществления внутреннего контроля организатор торговли должен:

осуществлять выявление, анализ, оценку, мониторинг риска возникновения у организатора торговли расходов (убытков) и (или) иных неблагоприятных последствий в результате несоответствия деятельности, осуществляемой им на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы, требованиям федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных актов, правилам организованных торгов, учредительным и внутренним документам организатора торговли, а также в результате применения мер со стороны Банка России (далее – регуляторный риск деятельности по организации торгов), а также управление таким риском;

назначить контролера или сформировать службу внутреннего контроля;

разработать документ, определяющий порядок организации и осуществления внутреннего контроля (далее – положение о внутреннем контроле), порядок и периодичность пересмотра (не реже одного раза в год) положения о внутреннем контроле на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об организованных торгах, в том числе требованиям пункта 2.8 настоящего Указания.

2.2. Контролер (руководитель службы внутреннего контроля) назначается на должность и освобождается от должности единоличным исполнительным органом организатора торговли и подотчетен единоличному исполнительному органу организатора торговли в соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона “Об организованных торгах”.

2.3.

Организатор торговли в случае временного отсутствия контролера (руководителя службы внутреннего контроля) должен назначить лицо, исполняющее обязанности контролера (руководителя службы внутреннего контроля), а также создать условия, исключающие возникновение у такого лица конфликта интересов в течение всего периода осуществления им функций контролера (руководителя службы внутреннего контроля).

В случае отсутствия контролера (руководителя службы внутреннего контроля) более двух месяцев подряд, за исключением отсутствия в течение указанного времени по причине временной нетрудоспособности, организатор торговли должен назначить нового контролера (руководителя службы внутреннего контроля), действующего на постоянной основе.

2.4. Контролер (служба внутреннего контроля) в рамках организации внутреннего контроля организатором торговли осуществляет следующие функции:

2.4.1.

Организация процессов, направленных на выявление, анализ, оценку, мониторинг и управление регуляторным риском деятельности по организации торгов, в том числе разработка и контроль выполнения мероприятий, направленных на предупреждение и предотвращение последствий реализации регуляторного риска деятельности по организации торгов.

В рамках управления регуляторным риском деятельности по организации торгов контролер (служба внутреннего контроля) должен (должна) осуществлять мониторинг деятельности структурных подразделений (работников структурных подразделений) организатора торговли в целях управления указанным риском и определения источников возникновения регуляторного риска, в том числе на предмет соблюдения сроков представления отчетности в Банк России, порядка и сроков раскрытия информации, требований к размеру, порядку и срокам расчета собственных средств организатора торговли, а также контролировать исполнение предписаний (требований) Банка России.

2.4.2. Ведение учета событий, связанных с регуляторным риском деятельности по организации торгов.

2.4.3. Определение вероятности возникновения событий, связанных с регуляторным риском организатора торговли, и количественная оценка возможных последствий возникновения событий, связанных с регуляторным риском организатора торговли.

2.4.4.

Информирование единоличного исполнительного органа организатора торговли о вероятных и (или) наступивших событиях регуляторного риска деятельности по организации торгов, приведших (способных привести) к последствиям, признанным организатором торговли существенными, в том числе к возникновению у организатора торговли и (или) его клиентов (контрагентов) расходов (убытков), признанных организатором торговли существенными (далее – существенные события регуляторного риска деятельности по организации торгов), в течение рабочего дня с момента обнаружения вероятности наступления и (или) наступления указанных событий.

2.4.5. Анализ соблюдения организатором торговли прав клиентов в рамках осуществления деятельности по организации торгов.

2.4.6. Участие в рассмотрении обращений (в том числе жалоб), запросов и заявлений, связанных с деятельностью по организации торгов, в части выявления регуляторного риска деятельности по организации торгов, а также анализ статистики указанных обращений, запросов и заявлений (при наличии).

2.4.7. Участие в мероприятиях, направленных на предотвращение конфликта интересов в деятельности организатора торговли.

2.4.8. Участие в разработке внутренних документов организатора торговли, направленных на соблюдение работниками организатора торговли норм профессиональной этики и поддержание деловой репутации, противодействие коммерческому подкупу и коррупции, а также мошенничеству в сфере деятельности по организации торгов.

2.4.9. Анализ проектов внутренних документов, связанных с осуществлением деятельности по организации, торгов, положения о внутреннем контроле в целях выявления регуляторного риска деятельности по организации торгов.

2.4.10.

Разработка и представление на рассмотрение единоличному исполнительному органу организатора торговли следующих документов:

плана деятельности контролера (службы внутреннего контроля), а также изменений в план деятельности контролера (службы внутреннего контроля);

отчета о выявленных существенных событиях регуляторного риска деятельности по организации торгов, содержащего рекомендации о мерах, необходимых для недопущения и (или) предотвращения таких событий, – не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления указанных событий;

отчета о деятельности контролера (службы внутреннего контроля), содержащего рекомендации по управлению регуляторным риском деятельности по организации торгов, информацию о принятых мерах, направленных на снижение или отказ от регуляторного риска деятельности по организации торгов, и о результатах мониторинга деятельности структурных подразделений (работников структурных подразделений) организатора торговли, осуществляемого в рамках управления регуляторным риском деятельности по организации торгов.

2.4.11. Участие в рамках своей компетенции во взаимодействии организатора торговли с Банком России.

Источник: http://docs.cntd.ru/document/542627685

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.