Новый закон о третейском суде

Фз «о третейских судах в российской федерации»

Новый закон о третейском суде

Федеральный закон под номером 102 регулирует деятельность третейских судов согласно законодательству РФ. Регламентируются вопросы учреждения и организации данных судебных инстанций, а также их функционирования. Любой спор, возникающий во взаимоотношениях граждан, может решаться согласно положениям данного документа, если иной порядок не предусмотрен законодательством.

Описание Закона «О третейских судах в РФ»

Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации» под номером 102 принят Государственной Думой 21 июня 2002. Документ вступил в силу в день официального опубликования 24 июля того же года.

На протяжении его функционирования в положения были внесены некоторые поправки, призванные устранить неточные формулировки и актуализировать документ. Последние изменения в Закон о третейском суде были внесены в декабре 2015.

Документ подразделяется на главы, каждая из которых регламентирует определенные аспекты:

  • общие положения, нацеленные на создание правовой базы для регулирования последующих вопросов;
  • понятие третейского соглашения, его формы и содержание;
  • состав третейского суда;
  • расходы, направленные на разрешение конфликтных ситуаций через судебное рассмотрение дела;
  • процедура третейского разбирательства;
  • порядок принятия решения.

Для углубленного изучения документа определенные главы следует рассматривать подробнее. Общие положения закона регулируют основные аспекты, связанные с действием данного правового акта:

  • сфера применения;
  • основные понятия и определения;
  • порядок учреждения третейских судов, их деятельность;
  • оформление документов;
  • порядок передачи споров на судебное рассмотрение и применяемые нормы при разбирательстве.

Состав третейского суда регламентируется следующими правовыми нормами:

  • предписания и требования к назначаемому судье;
  • количество судей и формирование судейского состава;
  • основания и порядок отвода судей;
  • прекращение их полномочий и замена.

Рассмотрение дела и судебное разбирательство осуществляется в соответствии со следующими положениями закона 102 ФЗ:

  • определение компетенции третейского суда;
  • принципы и правила разбирательства, место проведения слушания;
  • определение принципа конфиденциальности;
  • подача искового заявления и отзыв на него;
  • процедура оформления встречного иска и его требований;
  • порядок предоставления доказательств и участие сторон в рассмотрении дела;
  • последствия неявки или непредставления требуемых документов;
  • назначение и проведение судебной экспертизы;
  • составление протокола заседания.

А что вы знаете о законе о мировых судьях? Кто это и какими полномочиями обладают по ссылке: 

По результатам рассмотрения дела выносится решение. Судебное постановление регламентируется следующими правовыми нормами:

  • принцип обязательности к исполнению;
  • порядок принятия решения, его форма и содержание;
  • дополнительное постановление и разъяснение;
  • порядок исправления технических ошибок и неточностей;
  • прекращение разбирательства и направление документов на хранение.

Ознакомьтесь  99 ФЗ «О лицензировании»

Главы 7 и 8 Федерального закона о третейских судах утратили свою силу. В заключительные положения документа включена статья о его вступлении в силу, а также предписание об упразденнии следующих правовых актов:

  • приложение под номером 3 к ГПК РСФСР;
  • Постановление Верховного Совета РФ 3115-1, утверждавшее Временное положение о третейских судах;
  • п 7 ст 1 ФЗ 144, регулировавшего отдельные изменения в судебном законодательстве РФ.

Скачать

Скачать Федеральный закон под номером 102 «О третейских судах в Российской Федерации» можно по ссылке. Документ представлен в последней редакции с изменениями, актуальными на 2017 год. Редакция будет полезна для изучения деятельности судебных инстанций как рядовыми гражданами, так и юристами.

Изменения в 102 Фз «о третейских судах в российской федерации»

Последние изменения в Закон под номером 102 ФЗ были внесены 29 декабря 2015 года. Согласно поправкам главы 7 и 8 об оспаривании и исполнении решения суда были упразднены.

Изменения были внесены в рамках принятия нового Федерального закона 382 об арбитраже. Порядок оспаривания, а также процедура исполнения постановлений суда регулируется положениями нового документа. Кроме данных аспектов новый закон рассматривает и иные нормы, не включенные в ФЗ 102 и затрагивающие исключительно арбитражное рассмотрение споров.

Новый закон об арбитраже имеет схожую структуру с ФЗ 102 о третейских судах. При углубленном изучении положений нового документа прослеживается правопреемственность отдельных положений и общих принципов законодательства. Хотя ФЗ 102 продолжает действовать, его правовые нормы уже не принимаются во внимание, чаще обращаются к новому документу об арбитраже.

ФЗ 382 начал действовать с 1 сентября 2016 года. Скачать Закон об арбитраже в последней редакции можно здесь. Изучение документа актуально при необходимости выявить процедуру оспаривания и исполнения постановлений. Таковая рассматривается в главах 7 и 8 ФЗ 382.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://210fz.ru/fz-o-tretejskix-sudax/

Реформа третейских судов

Новый закон о третейском суде

Третейские суды являются важным институтом, позволяющим разрешать споры, возникающие у субъектов предпринимательской деятельности при ведении бизнеса. Однако существующее в настоящее время нормативно-правовое регулирование создания и деятельности таких судов обнаруживает ряд несовершенств.

В течение долгого времени существования третейского разбирательства выявлялись проблемы регулирования, по достижении критической массы ставшие толчком к реформированию этого судебного института. Новый порядок образования и функционирования третейских судов начнет действовать с 1 сентября 2016 года.

Причины реформирования

Основной предпосылкой к принятию нового федерального закона, регулирующего третейское разбирательство, является фактическое отсутствие независимости данного судебного органа, поскольку третейские суды в настоящее время могут создаваться при любых юридических лицах.

Так, распространенным явлением стало так называемое, создание «карманных» судов при организациях. Такой судебный орган, естественно, не может быть объективен и независим при принятии решения и рассматривает спор в пользу той стороны, при которой создан и осуществляет свою деятельность.

Этой уловкой часто пользовались банки, прописывая третейскую оговорку в заведомо невыгодных для заемщика кредитных договорах, оспорить которые в дальнейшем не представлялось возможным.

Таким образом, третейский суд стал инструментом решения споров в пользу банков и иных крупных субъектов бизнеса.

Новая терминология

Принятый закон о третейских судах прежде всего вводит новые понятия. Третейское разбирательство приравнивается к арбитражу. Данный термин может показаться непривычным для рассматриваемой сферы, поскольку в юридической практике «арбитраж» чаще всего ассоциируется с системой Арбитражных судов Российской Федерации.

Однако, не стоит считать, что новый закон уравнивает данные судебные органы. Соответственно, третейский судья получил наименование арбитра. Наибольшая понятийная путаница может возникнуть в связи с тем, что с 1 сентября то, что ранее привычно именовалось «третейским судом», будет носить название «постоянно действующего арбитражного учреждения».

Третейским же судом будет называться конкретный состав суда, рассматривающий определенное дело.

Однако использование термина «арбитраж» и производных от него в данном федеральном законе следует международным тенденциям, поскольку практически во всех странах понятие «арбитраж» используется именно в отношении негосударственных судов, какими и являются привычные нам третейские суды.

Ключевая новелла закона: порядок создания

Наиболее значительные изменения затрагивают процедуру создания постоянно действующих арбитражных учреждений. Такие учреждения будут формироваться только при некоммерческих организациях. В настоящее время третейские суды создаются при торговых палатах, организаторах торгов, общественных объединениях предпринимателей и потребителей и иных юридических лицах.

Одно арбитражное учреждение можно будет создать только при одной некоммерческой организации. Название арбитражного учреждения должно будет содержать информацию о том, при какой некоммерческой организации оно создано и функционирует.Значительно меняется сам порядок образования арбитражных учреждений.

Ранее этот порядок имел скорее уведомительный характер, в связи с чем в настоящее время действует бессчетное количество третейских судов.С сентября текущего года для начала осуществления деятельности постоянно действующим арбитражным учреждением некоммерческая организация, при которой оно создается, должна получить право на осуществление этих функций в Правительстве РФ.

В целях проверки соответствия арбитражного учреждения установленным законом требований при Правительстве РФ создается Совет по совершенствованию третейского разбирательства.Новый федеральный закон урегулировал требования, предъявляемые к некоммерческой организации, создающей арбитражное учреждение. Действующий в настоящее время закон аналогичных положений не содержит.

Так, уполномоченный орган, выдающий право на создание арбитражного учреждения, будет проверять достоверность представленных сведений о некоммерческой организации и ее учредителях.Кроме того, будет проверяться репутация некоммерческой организации, сфера и масштаб ее деятельности.

Согласно закону уполномоченный орган будут интересовать данные показатели в ракурсе возможности обеспечения высокого уровня деятельности арбитражными учреждениями, а также развития арбитража в Российской Федерации.

Однако этот критерий является довольно неопределенным, в связи с чем достаточно сложно будет заведомо предположить, достаточно ли высокий уровень реноме у некоммерческой организации, решившей создать арбитражное учреждение, и действительно ли ее целью является развитие арбитража в стране.

Также будут подлежать проверке правила, принимаемые арбитражным учреждением, и рекомендованный список арбитров, который должна вести и публиковать некоммерческая организация. Один арбитр (третейский судья) не может числиться одновременно в списках более чем трех арбитражных учреждений.Следует отметить, что новый закон разрешает быть арбитрами (третейскими судьями) только лицам, достигшим 25 лет. Кроме того, при коллегиальном рассмотрении дела хотя бы один из арбитров должен иметь высшее юридическое образование (в настоящее время юридическое образование обязан иметь только председатель).

На территории Российской Федерации также смогут создаваться иностранные арбитражные учреждения, но при условии широко признанной международной репутации.

Прекращение деятельности арбитражного учреждения

В действующем до 1 сентября законе о третейских судах отсутствуют положения, регулирующие основания и порядок прекращения деятельности третейских судов.

Новый закон восполнил эти пробелы и закрепил возможность как добровольного прекращения деятельности, так и прекращение по решению компетентного арбитражного суда при выявлении значительных нарушений.

В случае обнаружения нарушений в деятельности арбитражного учреждения уполномоченный орган должен будет вынести сначала предупреждение некоммерческой организации, при которой функционирует арбитражное учреждение.

При выявлении неоднократных либо грубых нарушений закона данное учреждение выносит предписание некоммерческой организации, согласно которому она должна принять самостоятельное решение о прекращении деятельности постоянно действующего арбитражного учреждения. В случае невыполнения этого требования орган исполнительной власти обращается в арбитражный суд, который рассматривает обращение государственного органа и решает, прекратить деятельность арбитражного учреждения или нет.

В случае добровольного прекращения деятельности постоянно действующего арбитражного учреждения решения, принятые им ранее, не подлежат отмене.

Судьба решений, принятых арбитражным учреждением, которое было принудительно ликвидировано, однозначно не урегулирована принятым законом.

Возможно, вопрос об их действительности будет решаться индивидуально, в зависимости от наличия либо отсутствия нарушений законодательства при рассмотрении этих дел и вынесении арбитражного решения.

Заключение арбитражного (третейского) соглашения

Новый закон конкретизирует процедуру заключения арбитражного (третейского) соглашения. Арбитражное соглашение, как и прежде, должно быть заключено в письменной форме путем арбитражной оговорки, содержащейся в договоре либо в виде самостоятельного документа – арбитражного соглашения.

Как и ранее, закон приравнивает к соглашению, заключенному в письменной форме, и обмен документами по различным каналам связи. Главным условием является наличие возможности определить сторону, от которой исходит документ, содержащий условие об арбитражном соглашении.

Новшеством рассматриваемой реформы является признание соблюденной письменной формы путем обмена процессуальными документами (например, исковое заявление или отзыв на него), в случае если в этих документах одна сторона сообщает о заключении арбитражного соглашения либо о наличии арбитражной оговорки, а вторая сторона не оспаривает это заявление.

Также арбитражное соглашение может быть включено в правила организованных торгов или правила клиринга. В таком случае арбитражное соглашение считается заключенным, если данные правила прошли регистрацию в соответствии с законом.Еще одной новеллой является возможность включения арбитражной оговорки в учредительные документы юридического лица (устав).

Такая арбитражная оговорка будет применяться к корпоративным спорам между участниками юридического лица и спорам самого юридического лица с другими лицами при условии наличия согласия этих других лиц на арбитраж (третейское разбирательство).

При возникновении корпоративного спора между участниками юридического лица и между участниками юридического лица и самого юридического лица без привлечения третьих лиц подтверждение согласия спорящих сторон на арбитражную оговорку не требуется.

Включение арбитражной оговорки в устав публичного акционерного общества или в устав акционерного общества с количеством акционеров, владеющих 1000 голосующих акций и более, запрещено.Решение о заключении арбитражного соглашения посредством включения его в устав юридического лица должно быть принято единогласно всеми участниками юридического лица на общем собрании.

Местом арбитража, рассматривающего корпоративные споры, может быть исключительно Российская Федерация.Если арбитражным соглашением отдельно не оговорено иное, все сделки, сопутствующие основному договору, который содержит арбитражную оговорку, также подпадают под действие арбитражной оговорки. Арбитражная оговорка, содержащаяся в договоре, распространяется и на споры, связанные с действительностью, заключением, изменением и прекращением такого договора.

Проводимая третейская реформа свидетельствует о стремлении увеличения контроля государства над третейскими судами.

Значительно измененная процедура создания арбитражных учреждений, с одной стороны, избавит субъекты бизнеса от «карманных» судов, что сделает рассмотрение споров более независимым и объективным, но, с другой стороны, в большой степени затормозит распространение независимого арбитража в Российской Федерации.

Несмотря на длительную работу над принятым законом, назвать его идеальным нельзя хотя бы по причине введения новой терминологии, которая непременно вызовет непонимание у лиц, желающих воспользоваться третейским рассмотрением спора.

адвокат Андрей Комиссаров

У вас недостаточно прав для комментирования. Пройдите регистрацию

Источник: https://law-lider.ru/index.php/blog/206-reforma-tretejskikh-sudov

Новое в законодательстве о третейском судопроизводстве в России

Новый закон о третейском суде

1 сентября 2016 года вступит в силу Федеральный закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации».

Новый закон заменит собой ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации», внося значительные преобразования в деятельность третейских судов.

Многие критикуют реформу, говоря о чрезмерном ограничении института саморегулирования гражданского общества в рамках закона. В этой связи Юридический Центр «Куб» подготовил обзор наиболее фундаментальных преобразований, установленных данным законом.

Новый субъект

Появились понятия арбитр и арбитраж, которые синонимичны понятиям третейского судьи и третейского разбирательства.

Однако помимо понятийных изменений можно говорить о глобальной перестройке организации отечественного третейского судопроизводства.

В принятом, но не вступившем в силу законе порядок создания третейского суда, действующего на постоянной основе, претерпел изменения. Появился новый субъект отношений третейского судопроизводства – постоянно действующее арбитражное учреждение.

Постоянно действующее арбитражное учреждение (далее – арбитражное учреждение) – это структурное подразделение некоммерческой организации, которое выполняет функции по администрированию арбитража. Т.е. арбитражное учреждение организационно обеспечивает арбитраж, способствует выбору, назначению или отводу арбитров, ведет делопроизводство, собирает и распределяет арбитражные сборы.

В связи с появлением данного института усилились различия между третейскими судами и третейскими судами, созданными для разрешения конкретного спора (ad hoc).

Третейские суды, кроме судов ad hoc, будут подвергаться администрированию со стороны арбитражного учреждения, в то время как суды ad hoc достаточно свободны в своей деятельности, указанные функции осуществляют сами.

В дальнейшем речь пойдет о третейских судах, действующих под контролем арбитражного учреждения.

Процедура создания

Арбитражные учреждения могут быть созданы только при некоммерческих организациях (далее-НКО).

Они не могут создаваться при государственных и муниципальных органах власти, не могут создаваться также при государственных и муниципальных учреждениях, при государственных корпорациях и компаниях, религиозных организациях и политических партиях, а также при адвокатских образованиях и палатах, органах нотариата. Арбитражное учреждение действует только при одной некоммерческой организации.

Сейчас для создания институционального третейского суда достаточно направить копии документов о создании в компетентный суд РФ.

В соответствии с принятым законом можно говорить об усилении правового регулирования, поскольку НКО может получить право осуществления функций арбитражного учреждения только на основании предоставленного Правительством РФ акта.

Для получения акта Правительства НКО необходима рекомендация Совета по совершенствованию третейского разбирательства (Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия освобождены от прохождения данной процедуры).

Требования

Чтобы получить рекомендацию Совета, НКО обязана отвечать следующим требованиям:

    1. правила арбитражного учреждения и рекомендованный список арбитров должны соответствовать ФЗ. (Следует отметить, что в отношении корпоративных споров действуют специальные правила арбитража);
    2. представленная информация о НКО, и ее учредителях (участниках) должна быть достоверной;
    3. репутация НКО, характер и масштаб деятельности, состав учредителей (участников) должны обеспечивать деятельность арбитражного учреждения на высоком уровне и оказывать финансовую поддержку.

Именно последнее требование является спорным и вызывает наибольшее количество вопросов, поскольку критерии, сформулированные данным пунктом, носят абстрактный и субъективный характер.

Деятельность по оценке репутации организации или масштаба ее деятельности отдана на широкое усмотрение Совета по совершенствованию третейского разбирательства.

Понятно, чем вызвано желание законодателя внести указанную норму в закон – стремление уменьшить количество малокомпетентных судов и снизить уровень коррупции, но не приведет ли это к уменьшению роли третейских судов в разрешении гражданско-правовых споров?

Требования к арбитрам

Установлены более жесткие требования к арбитрам. Во-первых, количество арбитров в рекомендованном арбитражным учреждением списке должно быть не менее тридцати.

Во-вторых, в каждом из рекомендованных списках арбитров хотя бы одной трети лиц необходимо иметь ученую степень.

Более 50% арбитров должны обладать десятилетним опытом в разрешении гражданско-правовых споров (в качестве судей в государственных судах либо в качестве третейских судей или арбитров).

Законом установлен минимальный возраст для арбитра – 25 лет.

Арбитражное соглашение

В соответствии с ФЗ арбитражное соглашение – это соглашение сторон о передаче в арбитраж всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с конкретным правоотношением (не обязательно договорным).

ФЗ установлена новая форма для соглашений: арбитражное соглашение по корпоративным спорам может быть заключено путем его включения в устав. Однако данное положение закона не распространяется на публичные акционерные общества и акционерные общества, число акционеров которого составляет одну тысячу.

Ответственность

Поднят вопрос об ответственности арбитражного учреждения – сторонам возмещаются убытки в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения функций по администрированию арбитража и других обязанностей (при наличии вины). При этом арбитражное учреждение не несет ответственности за действия арбитра.

Арбитр полностью освобожден от гражданско-правовой ответственности, связанной с разрешением споров.

Прекращение деятельности

Арбитражное учреждение прекращает свою деятельность либо по решению некоммерческой организации, либо по решению арбитражного суда.

Переходные положения

Действующие на данный момент третейские суды в течение года после утверждения Правительством порядка образования арбитражного учреждения (порядка выдачи акта) должны преобразовать свою деятельность в соответствии с новым законом, иначе они не смогут осуществлять функции по администрированию арбитража.

Если арбитраж начался до вступления в силу нового закона, то в отношении него применяются правила прежнего ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации».

Принятый закон еще не раз претерпит изменения, но в соответствии с редакцией на момент вступления в силу закона третейское судопроизводство подвержено жесткому государственному регулированию. Надеемся, что данный обзор был для Вас полезен.

Источник: https://u-cube.ru/novoe-v-zakonodatelstve-o-tretejskom-sudoproizvodstve

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.