О порядке формирования резерва по сомнительным долгам

Порядок формирования резервов по сомнительным долгам

О порядке формирования резерва по сомнительным долгам

Формирование резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском (БУ) и налоговом (НУ) учете происходит по разным правилам. Рассмотрим, в чем состоят отличия между ними.

Что такое сомнительный долг по ПБУ и по НК РФ

Цели образования бухгалтерского и налогового резервов

Общие правила формирования резервов в БУ и НУ

Порядок образования бухгалтерского резерва

Как формируется налоговый резерв

О чем в части резервов нужно сказать в учетной политике

Мероприятия, направленные на уменьшение различий

Итоги

Что такое сомнительный долг по ПБУ и по НК РФ

Сомнительный долг, по которому юрлица формируют резервы, оба законодательства (бухгалтерское и налоговое) характеризуют почти одинаково, относя к нему ту задолженность контрагента, существующую перед юрлицом, которая оказывается:

  • не оплаченной в указанный в договоре срок или имеет высокую степень вероятность неоплаты в течение этого срока и не обеспеченной гарантиями (п. 70 Положения о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н, далее — положение о бухучете и бухотчетности);
  • не оплаченной в срок, установленный договором, и не обеспеченной гарантиями в виде залога, поручительства или банковской гарантии (п. 1 ст. 266 НК РФ).

Таким образом, бухгалтерское законодательство, в отличие от налогового, дает возможность относить к числу сомнительных не только те долги, срок оплаты которых уже истек, но и ту задолженность, оплата которой по тем или иным причинам вызывает обоснованные сомнения. То есть понятие сомнительного долга в бухучете трактуется более широко.

Цели образования бухгалтерского и налогового резервов

Сформированный резерв в обоих учетах предназначен для того, чтобы списать за счет него сомнительную задолженность, ставшую безнадежной.

Образование резерва и в БУ, и в НУ напрямую отражается на финрезультате, и происходит это существенно раньше, чем туда попадает безнадежная задолженность. В связи с этим формирование резервов по сомнительным долгам позволяет досрочно учесть в расходах (в т. ч.

в принимаемых для целей обложения налогом на прибыль) потери от списания задолженности, которая впоследствии может оказаться безнадежной.

Напомним, что безнадежной задолженность признается в следующих ситуациях (п. 2 ст. 266 НК РФ):

  • по завершении срока исковой давности (3 года);
  • при наличии выданного ФССП постановления о невозможности взыскания;
  • в случае ликвидации контрагента;
  • под влиянием обстоятельств, не зависящих от воли сторон (в т. ч. создавшихся вследствие выдачи акта органа государственной власти), приводящих к невозможности выполнения обязательств по оплате долга.

О том, какие действия нужно совершить для признания процедуры списания соответствующей законодательству, читайте в статье «Порядок списания дебиторской задолженности».

Кроме того, резерв, созданный в бухучете, позволяет соблюсти одно из главных требований, предъявляемых к этому учету: требование достоверности учетных данных и, соответственно, отчетности, составленной по этим данным (п. 1 ст.

13 закона РФ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Достоверность учетных и отчетных данных, в свою очередь, оказывается важной при проведении экономического анализа и принятии основанных на нем решений экономического характера.

Общие правила формирования резервов в БУ и НУ

Несмотря на наличие ряда существенных различий между резервами, образуемыми в БУ и в НУ, одно из которых заложено уже в самом определении сомнительного долга, процедура формирования резервов по сомнительным долгам имеет и несколько общих правил (пп. 70, 77 положения о бухучете и бухотчетности, ст. 266 НК РФ). Оба резерва:

  1. Создаются по результатам инвентаризации задолженности.
  2. Предполагают самостоятельное установление периодичности проведения инвентаризации долгов. И хотя налоговое законодательство указывает периодичность, соответствующую отчетному или налоговому периоду, а для бухучета она допускается любой, сроки могут совпадать, т. к. отчетный период в НУ может быть кратен месяцу, и в реальности с большей частотой инвентаризацию ни в одном из учетов обычно не проводят.
  3. Формируются с разделением долгов по аналитике.
  4. Могут подвергаться в дальнейшем одним и тем же операциям с ними:
  • изменению величины резерва;
  • восстановлению (списанию) сумм резерва, оказавшихся неиспользованными;
  • списанию за счет резерва долга, признанного безнадежным.
  1. При создании, изменении, списании учитывают за счет корреспонденции соответствующих сумм с данными, относимыми на финрезультат:
  • на прочие расходы-доходы — в БУ;
  • на внереализационные расходы-доходы — в НУ.
  1. Созданные по задолженности, выражаемой в иностранной валюте, пересчитываются одновременно с основным долгом по курсу этой валюты на даты проведения операций с задолженностью и на отчетные даты.
  2. Допускают повторное их формирование по одной и той же задолженности.

Порядок образования бухгалтерского резерва

Порядок формирования резерва по сомнительным долгам в бухучете отличают особенности следующего рода (п. 70 положения о бухучете и бухотчетности). Этот резерв:

  1. Создается в обязательном порядке при наличии долга, в получении которого есть сомнение.
  2. Должен формироваться всеми (без каких-либо исключений) юрлицами, выявившими у себя наличие задолженности контрагента, вызывающей сомнение в ее получении.
  3. Формируется независимо от того, будет ли создаваться такой же резерв в НУ.
  4. Может образовываться применительно к задолженности контрагентов любого вида.
  5. Можно создать не только по уже просроченным долгам, но и в отношении тех задолженностей, срок оплаты которых еще не нарушен, но сомнение в получении платежа достаточно велико.
  6. Допускает самостоятельное установление принципов, по которым:
  • долг признается сомнительным;
  • контрагент оценивается как неплатежеспособный;
  • непоступление оплаты от контрагента расценивается как высоковероятное;
  • происходит установление величины образуемого резерва.
  1. Должен быть списан (восстановлен) на конец года, наступающего вслед за годом образования резерва, в части неизрасходованных его сумм.

Таким образом, резерв, формируемый в бухучете, подлежит созданию в обязательном порядке, но требует самостоятельной разработки ключевых моментов, которые определяют как момент признания долга сомнительным, так и величину резерва по нему.

Как формируется налоговый резерв

В НУ формирование резервов по сомнительным долгам подчиняется правилам, установленным ст. 266 НК РФ. Согласно им этот резерв:

  1. Не подлежит обязательному образованию.
  2. Может создаваться только юрлицами, ведущими учет методом начисления.
  3. Формируется только по долгам покупателей.
  4. Может создаваться только в отношении уже просроченной задолженности.
  5. Образуется только при задержке оплаты на определенное количество дней.
  6. Имеет определенный размер, зависящий от длительности задержки оплаты и равный:
  • полной сумме долга при просрочке более 90 дней;
  • половине суммы долга при просрочке от 45 до 90 дней.
  1. В общей сумме не может превышать 10% от суммы доходов от реализации за отчетный период, в котором происходит его создание.
  2. При неиспользовании (неполном использовании) в отчетном году может быть перенесен на следующий год, при этом переносимая величина учитывается в сумме вновь образуемого резерва по тому же долгу.

Таким образом, резерв, образуемый в НУ, не требует обязательного создания, но в случае принятия решения о его формировании во всех иных аспектах должен подчиняться правилам, установленным НК РФ.

О некоторых моментах, вызывающих вопросы при образовании резерва, читайте в материале «Ст. 266 НК РФ (2015): вопросы и ответы».

О чем в части резервов нужно сказать в учетной политике

Наличие вопросов, которые по каждому из резервов юрлицо должно решить самостоятельно, приводит к обязательности отражения этих решений в учетной политике.

Для бухучета необязательно указание решения об образовании (необразовании) резерва, т. к. его придется создать, если возникли условия, к этому обязывающие. Но необходимо внести в учетную политику решение об установлении периодичности проведения инвентаризации долгов, а также разработать и отразить в тексте политики следующие критерии:

  • оценки долга как сомнительного;
  • признания контрагента неплатежеспособным;
  • определения вероятности погашения долга;
  • установления размера образуемого резерва.

Для налоговой учетной политики, напротив, обязательным к отражению в ней моментом станет решение о создании (несоздании) резерва.

И если такое решение будет положительным, то достаточно включить в текст приказа указание на периодичность проведения инвентаризации долгов.

Описывать в этом документе все остальные принципы формирования резерва не нужно: процесс будет проходить в строгом соответствии с правилами, изложенными в ст. 266 НК РФ.

Подробнее о требованиях, предъявляемых к учетной политике, читайте в статье «Составляем положение об учетной политике в организации».

Мероприятия, направленные на уменьшение различий

Правила формирования резервов по сомнительным долгам в БУ и в НУ различаются в достаточной степени, чтобы между моментами признания долга сомнительным и размерами созданных по нему резервов не было полного тождества.

Попытка сблизить эти правила, установив для бухучета те же принципы, которые действуют в НУ, может привести к нарушению положений, требующих образования резерва в бухучете. Например, таким положением является обязательность создания резерва по задолженности любого вида, а не только по долгам покупателей.

Поэтому совпадение по датам создания и размерам резервов в БУ и в НУ возможно, но оно будет скорее исключением из правил.

Если же резерв в НУ не создается, то разница между БУ и НУ по нему будет иметь место уже в силу самого этого обстоятельства. Таким образом, наличие расхождений между двумя учетами по резерву сомнительных долгов представляет собой обычное явление.

Разницы эти подчиняются правилам ПБУ 18/02 (приказ Минфина России от 19.11.2002 № 114н) и расцениваются как временные. Учет сумм налога, начисляемого на эти разницы, ведется на счетах 09 и 77.

Итоги

Порядки создания и работы с резервами сомнительных долгов в БУ и в НУ по ряду вопросов существенно различаются. Это приводит не только к различию в моментах признания долга, но и к разнице в суммах резерва, созданного по нему. Разницы учитываются как временные и подчиняются правилам ПБУ 18/02.

Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен

Подписаться

Источник: https://nalog-nalog.ru/buhgalterskij_uchet/vedenie_buhgalterskogo_ucheta/poryadok_formirovaniya_rezervov_po_somnitelnym_dolgam/

Порядок формирования резерва по сомнительным долгам

О порядке формирования резерва по сомнительным долгам

Введение…………………………………………………………………….3

  1. Порядок формирования резерва по сомнительным долгам…..…..4
  2. Различия в бухгалтерском и налоговом учетах резервов по сомнительным долгам…………………………………………….…….7

Задача 6……………………………………………………………………13

Задача 54………………………………………………………………………

Заключение………………………………………………………………

Список использованной литературы…………………………………….

Введение

При формировании учетной политики вполне понятно стремление бухгалтеров максимально сблизить требования “бухгалтерской” и “налоговой” учетной политики, минимизировав разницы бухгалтерского и налогового учета.

Однако, если четко следовать требованиям законодательства, сделать это не так просто, как может показаться на первый взгляд.

Рассмотрим основные принципы создания и использования одного из видов резервов – резерва по сомнительным долгам.

  1. Порядок формирования резерва по сомнительным долгам

Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Как следует из формулировки п.1 ст.266 НК РФ сомнительная задолженность является таковой при соблюдении двух условий:

1. Задолженность не погашена в срок, предусмотренный договором.

2. Задолженность не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последний день отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом:

1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 дней – в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;

2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно) – в сумму резерва включается 50 процентов от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;

3) по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней – не увеличивает сумму создаваемого резерва.

При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со ст. 249 Кодекса. Общий срок исковой давности – три года.

В целях налогового учета прибыли резерв по сомнительным долгам может быть создан по любой задолженности. Исключение составляют проценты по долговым обязательствам, то есть организации (кроме банков) не вправе формировать резервы по долгам, образовавшимся в связи с невыплатой процентов (п.3 ст.266 НК РФ).

Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов (п.4 ст.266 НК РФ).

По расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы, услуги организации могут создавать резервы сомнительных долгов с отнесением сумм резервов на финансовые результаты. Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.

Резерв по сомнительным долгам формируется в том случае, если его создание предусмотрено учетной политикой организации. Резерв образуется на основе инвентаризации дебиторской задолженности. Величина резерва определяется по каждому сомнительному долгу. Для учета таких резервов Планом счетов предусмотрен счет 63 “Резервы по сомнительным долгам”.

Формирование резерва в учете отражается записью: Д-т 91, К-т 63. При составлении бухгалтерского баланса дебиторская задолженность, по которой были созданы резервы, показывается с учетом сумм созданного резерва, т.е.

остаток по счету 63 в пассиве баланса не показывается, а дебиторская задолженность, отражаемая в активе баланса, уменьшается на величину созданного резерва.

Списание дебиторской задолженности осуществляется на основании данных инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя. Списание дебиторской задолженности за счет резервов по сомнительным долгам отражается следующим образом: Д-т 63, К-т 62, 60, 76.

Списание дебиторской задолженности не считается ее аннулированием, она должна учитываться за балансом в течение пяти лет с момента списания. Это необходимо для контроля за возможностью ее списания с должника.

Поэтому списание дебиторской задолженности за счет резерва по сомнительным долгам одновременно отражается записью на забалансовом счете Д-т 007. Аналитический учет на забалансовом счете ведется по каждому должнику и сумме его долга.

Поступление сумм задолженности, ранее списанной за счет резерва, в бухгалтерском учете отражается записью: Д-т 50, К-т 91. Одновременно списывается задолженность с забалансового счета К-т 007.

Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв не будет использован, то неиспользованные суммы резерва присоединяются к финансовым результатам в годовой отчетности (Д-т 63, К-т 91). В то же время на основании данных инвентаризации создаются опять резервы по сомнительным долгам (Д-т 91, К-т 63).

 

  • В целях налогового учета сомнительным долгом может быть признана любая просроченная задолженность (кроме долгов, образовавшихся в связи с невыплатой процентов) с учетом возникновения, а с точки зрения бухгалтерского учета – только просроченная дебиторская задолженность за ранее отгруженные товары (работы, услуги).
  • Для целей бухгалтерского учета не погашенная в договорной срок дебиторская задолженность является достаточным основанием для формирования резерва. В налоговом учете аналогичный резерв создается только по прошествии определенного количества дней после нарушения дебитором установленного для исполнения своего обязательства срока.
  • В соответствии с правилами бухгалтерского учета организация может создать резерв по сомнительным долгам сразу после окончания проведения инвентаризации. НК РФ позволяет это сделать только на основании данных инвентаризации, проведенной на конец текущего отчетного (налогового) периода.
  • В бухгалтерском учете резерв создается на полную сумму сомнительного долга. В налоговом учете величина резерва зависит от времени существования сомнительной задолженности и величины выручки отчетного (налогового) периода.

При создании резерва по сомнительным долгам дебиторская задолженность учитывается в размерах, предъявленных продавцом покупателю, в том числе и с учетом НДС.

Целесообразно отразить решение о создании резерва в учетной политике для целей налогообложения, а также оформить это решение в приказе руководителя.

Признать долг нереальным для взыскания и списать его за счет сформированного резерва можно на основании документов, свидетельствующих о безнадежности долга.

Если причиной безнадежности служит акт государственного органа, необходим этот акт, если ликвидация организации-должника – необходима выписка из ЕГРЮЛ.

Ее можно получить в налоговой инспекции в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 438. Кроме того, необходим приказ руководителя организации о списании долга.

Бухгалтерский учет

Сумма резерва по сомнительным долгам, исчисленная на последний день отчетного (налогового) периода по результатам инвентаризации дебиторской задолженности, отражается на счете 63 “Резерв по сомнительным долгам” согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.

В бухгалтерском учете данная операция оформляется следующей проводкой:

Д91-2 К63 – сформирован резерв по сомнительным долгам.

1. Списание суммы резерва по сомнительным долгам на дату погашения покупателем задолженности, ранее признанной организацией сомнительной, отражается следующими проводками:

Д51 К62 – получены денежные средства;

Д63 К91-1 – отражено списание суммы резерва по сомнительным долгам.

2. При признании долга безнадежным (по истечение срока исковой давности или по решению суда) списание суммы невостребованных долгов, ранее признанных организацией сомнительными, оформляется следующими проводками:

Д63 К62 – частично (полностью) списаны суммы дебиторской задолженности за счет резерва по сомнительным долгам;

Д91-2 К62 – списаны суммы дебиторской задолженности при недостатке суммы созданного резерва.

В соответствии с п.70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва по сомнительным долгам, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.

В бухгалтерском учете присоединение неиспользованных сумм резервов по сомнительным долгам к прибыли отчетного периода, следующего за периодом их создания, отражается следующей проводкой:

Д63 К91-1 – списаны неиспользованные суммы.

Налоговый учет

В соответствии с НК Ст. 266 (Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам):

1. Сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

2. Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

3. Налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последний день отчетного (налогового) периода.

Настоящее положение не применяется в отношении расходов по формированию резервов по долгам, образовавшимся в связи с невыплатой процентов, за исключением банков.

Банки вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности.

4. Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последний день отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом:

1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 дней – в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;

2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно) – в сумму резерва включается 50 процентов от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;

3) по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней – не увеличивает сумму создаваемого резерва.

При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса (для банков – от суммы доходов, определяемых в соответствии с настоящей главой, за исключением доходов в виде восстановленных резервов).

Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном настоящей статьей.

5. Сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная налогоплательщиком в текущем отчетном (налоговом) периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть перенесена им на следующий отчетный (налоговый) период.

При этом сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода.

В случае если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика по итогам отчетного периода.

В случае если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.

В случае если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, списание долгов, признаваемых безнадежными в соответствии с настоящей статьей, осуществляется за счет суммы созданного резерва. В случае если сумма созданного резерва меньше суммы безнадежных долгов, подлежащих списанию, разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов.

Организация может создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.

Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.

Резерв сомнительных долгов создается на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организации.

Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.

Задача 6

Источник: http://znakka4estva.ru/dokumenty/buhgalterskiy-uchet-i-audit/poryadok-formirovaniya-rezerva-po-somnitelnym-dolgam/

Образец приказа о создание резерва по сомнительным долгам

О порядке формирования резерва по сомнительным долгам

  • если РСД с начала нового периода не образовывается, то неизрасходованная сумма резерва входит в состав внереализационных доходов;
  • если основывается новый резерв, то остаток предшествующего резерва по итогам периода корректируется
  • К сведению! Остаток РСД можно переносить на следующий отчетный период и в том случае, когда в продолжение налогового периода резерв только накапливался, но не расходовался.Что касается непосредственно способов формирования, то возможно:При этом используются такие способы создания РСД, как:

    Интервальный

    При применении интервального способа создания РСД сумма необходимых отчислений в резерв высчитывается ежемесячно или ежеквартально.Расчет осуществляется в процентах от суммы долга исходя из длительности просрочки платежей. Соответственно, необходимо выявить все имеющиеся долги.Далее определяется дата, на которую они должны быть погашены и так определяется длительность просрочки. По итогам поверки устанавливается, на какую сумму нужно создать резерв.

    Экспертный

    В случае использования экспертного способа потребуется умение профессионально оценивать финансовое состояние должника. Резерв учреждается по всякому сомнительному долгу.Причем включение суммы непогашенного долга в РСД зависит от представления организации (бухгалтера) относительно вероятности погашения.В резерв включается та доля долга, которая возможно возвращена не будет. На заметку! Если применяется интервальный способ или экспертный:

    Статистический

    Статистический способ предполагает, что сумма отчислений в РСД находится в соответствии со сведениями за несколько лет как доля невозвратных долгов в обобщенной сумме дебиторской задолженности конкретного вида.К примеру, доля неоплаченных товаров в совокупной сумме покупательской задолженности.На конечную дату каждого месяца или квартала величина резерва по одному виду задолженности находится по формуле:Если получившаяся величина РСД превышает ранее созданный резервный фонд, то разница относится к прочим расходам (доначисление РСД).Когда вновь рассчитанный резерв менее предыдущего, то разница причисляется к прочим доходам (восстановление РСД).При статистическом варианте создания РСД:

    Как отражается в учете

    Если в соответствии с учетной политикой дебиторская задолженность относится к сомнительной, то организация должна создать резерв.Для этого требуется основание, которым выступает приказ по сомнительным долгам. Образец такого приказа выглядит следующим образом:

    В бухгалтерском

    Учреждаемый в бухучете резерв отличается тем, что должен непременно создаваться в отношении сомнительной задолженности.При этом абсолютно не имеет значения, формировался ли аналогичный резерв для налогового учета. Создание резерва обязательно для всех организаций, без каких-либо исключений.Кроме того отсутствуют ограничительные критерии и создаваться РСД может по долгам любого вида.Нюанс в том, что РСД можно формировать и по тем долгам, какие еще не признаны сомнительными, однако существует вероятность их непогашения.: резерв по сомнительным долгамЭкспертные критерии, по которым осуществляется анализ финансового состояния должника, организация учреждает самостоятельно.Не ограничения и по объему создаваемого резерва. Величина зависит исключительно от размера невозвратной или потенциально невозвратной задолженности.Если ситуация с долгами меняется, то можно изменять объем РСД, руководствуясь текущей ситуацией.Все неизрасходованные суммы РСД можно по завершении года списать. При возникновении новой сомнительной задолженности создается новый резерв.Для учета РСД в бухгалтерском учете используется счет 63. Формирование РСД в бухучете отображается проводкой следующего вида:Дт 91-2 «Прочие расходы» Кт 63Отчисления в РСД списываются в дебет на прочие расходы и причисляются к финансовым результатам.Основанием для этой проводки служит бухгалтерская справка-расчет (экспертное заключение, профессиональное суждение). Сумма формируемого резерва в бухучете не ограничена в отличие от налогового учета.

    В налоговом

    Величина резерва по сомнительной задолженности для налоговых расходов ограничена. Сумма допустимого РСД составляет не более 10 % от выручки отчетного периода, за который формируется резерв.Но при этом образование РСД не считается для налогового учета обязательным. Решение об учреждении резерва принимается налогоплательщиком самостоятельно.Но по части прочих расходов данный резерв больше регламентирован, чем бухгалтерский. Отличают его следующие нюансы:jurist-protect.ru

    Размер резерва по сомнительным долгам

    Экономический кризис и недобросовестные контрагенты могут привести к возникновению у организаций долгов, которые вряд ли будут погашены. Чтобы эта задолженность не висела на счетах расчетов тяжелым грузом и не завышала показатели в балансе, компании создают резервы по сомнительным долгам.Сомнительные долги — дебиторская задолженность, которая не погашена в установленные соглашением сроки или с высокой степенью вероятности не будет погашена, а также не обеспечена соответствующими гарантиями.На размер резерва по сомнительным долгам уменьшается сумма дебиторской задолженности в бухгалтерском балансе. По каким правилам создаются резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете, как их использовать и восстановить читайте в данной статье.

    статьи:

    1. Обязателен ли резерв по сомнительным долгам2. Учетная политика по сомнительным долгам3. Приказ по сомнительным долгам образец4. Создание резерва сомнительных долгов в бухгалтерском учете5. Восстановление резерва по сомнительным долгам6. Использование резерва по сомнительным долгам7. Пример резерва по сомнительным долгам с проводками8. Инвентаризация резерва по сомнительным долгам9. Резервы по сомнительным долгам в 1с 8.310. Резерв по сомнительным долгам в балансе11. УСН резерв по сомнительным долгамИтак, идем по порядку. Если у вас нет времени читать длинную статью, посмотрите короткое видео ниже, из которого вы узнаете все самое важное по теме статьи.(если видео видно нечетко, внизу видео есть шестеренка, нажмите ее и выберите Качество 720р)Более подробно, чем в видео, разберем тему дальше в статье.

    1. Обязателен ли резерв по сомнительным долгам

    Правила формирования резерва по сомнительным долгам различны для целей бухгалтерского и налогового учета.В бухгалтерском учете применяются следующие нормы:

  • Создание резерва по сомнительным долгам – обязанность организации согласно п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н
  • Резерв формируется по любой дебиторской задолженности, отнесенной к сомнительной. При этом сомнительной можно признать и ту задолженность, по которой срок погашения еще не наступил.
  • Относительно налогового учета законодательство предусматривает:

  • право налогоплательщика, использующих метод начисления, создать резерв по сомнительным долгам (п. 3 ст. 266 НК РФ). Поскольку размер резерва по сомнительным долгам относится к внереализационным расходам, организации стремятся использовать данное право и снизить тем самым налогооблагаемую прибыль.
  • создание резерва по сомнительным долгам только по задолженности покупателей и заказчиков за выполненные работы, услуги или за реализованные товары (абз. 1 п. 1 ст. 266 НК РФ).
  • 2. Учетная политика по сомнительным долгам

    Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н предусматривает формирование резерва по каждому сомнительному долгу исходя из оценки финансового состояния должника и вероятности погашения долга. Конкретную методику и периодичность формирования резерва организация должна разработать самостоятельно и утвердить в учетной политике для целей бухгалтерского учета.Можно выбрать из следующих вариантов:

  • создание резерва по каждому сомнительному долгу на основании профессионального суждения, в котором определяется размер задолженности, которая не будет погашена. При этом в учетной политике устанавливаются параметры, по которым оценивается платежеспособность, финансовое положение контрагента, качество обслуживания долга и т.п. Размер резерва по сомнительным долгам также рассчитывается индивидуально.
  • создание резерва по каждому долгу в зависимости от периода просрочки погашения долга. Размер резерва по сомнительным долгам в данном случае может устанавливаться в процентах от суммы задолженности или соответствовать порядку формирования резерва в налоговом учете:
    • 100% от суммы задолженности при просрочке более 90 дней;
    • 50% от суммы задолженности в случае просрочки от 45 до 90 дней.
  • Формируя учетную политику по сомнительным долгам, необходимо учитывать специфику учета и деятельности конкретной организации, а также влияние резерва на показатели бухгалтерской отчетности.

    Обратите внимание, что в налоговом учете резерв не создается:

    Источник: http://sokolieds.ru/blog/obrazec-prikaza-o-sozdanie-rezerva-po/

    Размер резерва по сомнительным долгам

    О порядке формирования резерва по сомнительным долгам

    Экономический кризис и недобросовестные контрагенты могут привести к возникновению у организаций долгов, которые вряд ли будут погашены. Чтобы эта задолженность не висела на счетах расчетов тяжелым грузом и не завышала показатели в балансе, компании создают резервы по сомнительным долгам.

    Сомнительные долги — дебиторская задолженность, которая не погашена в установленные соглашением сроки или с высокой степенью вероятности не будет погашена, а также не обеспечена соответствующими гарантиями.

    На размер резерва по сомнительным долгам уменьшается сумма дебиторской задолженности в бухгалтерском балансе. По каким правилам создаются резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете, как их использовать и восстановить читайте в данной статье.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.