Об одновременном проведении выездной и камеральной проверок

Содержание

Сроки проведения камеральной и выездной налоговых проверок

Об одновременном проведении выездной и камеральной проверок

Срок проведения камеральной налоговой проверки, аналогично сроку проведения выездных проверочных мероприятий, установлен НК РФ. Рассмотрим, каковы предельные сроки проведения проверочных действий, в каких случаях они могут быть продлены и приостановлены.

Сколько длится выездная налоговая проверка?

Предельный срок рассматриваемых проверочных действий – 2 месяца (п. 6 ст. 89 НК РФ). Однако это лишь общее правило, из которого имеются исключения. В частности, филиалы и представительства фирмы могут проверяться не дольше месяца.

Проверка начинается с момента вынесения руководителем ФНС (его замом) решения. Например, если решение вынесено 7 февраля, то проверка, по общему правилу, не может продолжаться после 7 апреля.

Оканчиваются проверочные мероприятия составлением справки. Она заполняется в последний день срока оценки правильности исчисления и уплаты фирмой налогов (п. 15 ст. 89 НК РФ).

Двухмесячный срок может продляться и приостанавливаться. Разберем эти вопросы подробнее.

Возможно ли продление срока выездной проверки? Выездная налоговая проверка не может продолжаться более 6 месяцев, либо одного года?

Правило о двухмесячном сроке может быть изменено, поскольку п. 6 ст. 89 НК РФ предоставляет ФНС возможность увеличить его путем продления. Первое продление увеличивает срок на 2 месяца, а второе – еще на два.

Повторное продление возможно только в исключительных случаях, которые ФНС необходимо обосновать. Таким образом, максимальный срок выездных мероприятий путем продления может быть увеличен до полугода.

Сроки не могут продлятся произвольно, этому должно быть дано обоснование со стороны ФНС. Основания для продления срока, и процедура отражены в Приложении № 4 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Проверка продлевается, если:

  1. Налогоплательщик относится к категории крупнейших.
  2. Если в ФНС поступили сведения о нарушении требований законодательства проверяемым юр. лицом, а их проверка требует дополнительных временных затрат.
  3. Возникли чрезвычайные обстоятельства на территории проверяемого, в частности, пожар, потоп.
  4. В составе проверяемой фирмы имеются обособленные подразделения.
  5. Запрашиваемые документы не предоставляются проверяемой организацией.

Данный перечень оснований не является исчерпывающим. В частности, продление срока может быть мотивировано значительным объемом документации, которую необходимо изучить, большим количеством видов налогов, уплачиваемых фирмой, существенным разнообразием видов деятельности, которыми занимается проверяемое юридическое лицо.

Часто задается вопрос, какой предельный срок проверочных мероприятий? Такой срок составляет 1 год (полгода — максимальный срок с учетом продления, плюс полгода — с учетом максимально возможного приостановления).

Как продляется срок проведения выездной налоговой проверки?

Решение может быть принято руководителем или замом руководителя ФНС, вышестоящего проверяющей инспекции. В некоторых случаях, решение принимается исключительно руководителем ФНС России (его замом). В п. 3 Оснований, приведенных в Приложении № 4 к Приказу № ММВ-7-2/189@ содержатся основания для продления проверочных мероприятий высшими должностными лицами ФНС.

Они выносят соответствующее решение, если:

  1. Требуется продлить проверку, которая проводится региональной ФНС.
  2. Проводится межрегиональная проверка.
  3. Проверка осуществляется ФНС России.

Форма решения утверждена на законодательном уровне, однако она необязательна к применению, соответственно, данный документы может быть составлен по произвольному шаблону, а неиспользование утвержденной формы не является нарушением законодательства.

Приостановление срока выездной проверки

Как уже упоминалось, сотрудники ФНС вправе приостановить проверочные мероприятия (п. 9 ст. 89 НК РФ). Течение срока останавливается на период от одного дня до полугода, но не более, поскольку более длительное приостановление срока законом не предусмотрено.

При приостановлении проверочных мероприятий, должностные лица ФНС обязаны покинуть территорию проверяемого, прекратить истребование документов, вернуть истребованные ранее документы до окончания срока приостановления. Требование о возвращении документов не касается бумаг, изъятых во время выемки.

В период приостановления проверочных действий ФНС имеет право истребовать сведения у контрагентов проверяемого юридического лица (ст. 93.1 НК РФ), вызывать сотрудников организации для дачи пояснений, допрашивать свидетелей на территории ФНС (прямого запрета на это нет).

Проверка приостанавливается лишь при наличии оснований для этого, к которым в п. 9 ст. 89 НК РФ отнесены:

  1. Необходимость проведения экспертизы.
  2. Направление запроса в иностранные гос. органы.
  3. Перевод иностранных документов юридического лица.
  4. Истребование сведений и документов у контрагентов.

Напоминаем, что срок приостановления проверочных действий не может длиться более полугода. При этом, приостановление может производиться неоднократно.

Каков срок проведения камеральной налоговой проверки?

В п. 2 ст. 88 НК РФ закреплено, что камеральные проверочные мероприятия не могут продолжаться более 3 месяцев. Данный срок начинает течение после получение ФНС декларации налогоплательщика. При этом, если налоговый орган не сразу приступил к проверке документов, срок не приостанавливается.

Камеральные проверочные действия, в отличие от выездных, не могут ни приостанавливаться, ни продлеваться.

Например, декларация поступила в налоговый орган 1 июня 2017 года. Это значит, что максимальный срок камеральной проверки – до 1 сентября 2017 года.

Нарушение 3-месячного срока не влечет безусловного признания действий ФНС незаконными, поскольку такое нарушение не признается существенным.

Таким образом, НК РФ предусматривает различные сроки для проведения проверок, которые в некоторых случаях могут продлеваться, либо приостанавливаться.

Источник: https://zakoved.ru/nalogooblozhenie/sroki-provedeniya-kameralnoj-i-vyezdnoj-nalogovykh-proverok.html

Сравнение выездных и камеральных налоговых проверок: 10 основных отличий

Об одновременном проведении выездной и камеральной проверок

Основание для проверки
Что проверяют
Место проведения
Срок проверки
Периодичность проверки
Кто проверяет
Мероприятия налогового контроля
Оформление итогов
Последствия проверки
Средняя сумма доначислений*

Государственный контроль за уплатой налогов и соблюдением налогового законодательства осуществляется при помощи налоговых проверок. Из года в год проверки налоговой ужесточаются, контроль автоматизируется, однако основные виды налоговых проверок – камеральная и выездная – остаются практически неизменными.

Мы провели сравнительный анализ выездной и камеральной налоговой проверки по 10 самым существенным критериям.

Сравнение выездной и камеральной налоговой проверки показало, что, несмотря на их общую цель – изучение правильности исчисления и уплаты налогов, – между ними имеются существенные различия.

Все выявленные нами отличия камеральной и выездной налоговой проверки приведены в наглядных таблицах.

Отличие № 1. Основание для проверки

Первое отличие камеральной проверки от выездной состоит в том, что все компании без исключения регулярно проходят «камералки», так как сдают декларации по итогам налогового периода. То есть какого-то особого основания для начала «камералки» не требуется.

Выездная проверка, напротив, проводится, как правило, когда организация теми или иными своими действиями вызвала интерес инспекторов и попала в план выездных проверок.

Выездная налоговая проверкаКамеральная налоговая проверка
Выездная налоговая проверка начинается по решению руководителя ИФНС, если компания попала в план проверок (подробнее о критериях отбора претендентов на выездную проверку читайте в публикации «Выездная проверка: как определить, не находитесь ли вы под прицелом налоговиков»).Выездная налоговая проверка затрагивает три года, предшествующих началу этой проверки (в исключительных случаях проверка может затрагивать и текущий год, например, при выездной проверке по НДФЛ).Камеральная налоговая проверка проводится по факту сдачи налоговой декларации. Решение/разрешение со стороны руководства налоговой инспекции для проведения «камералки» не требуется.Камеральная проверка проводится исключительно за тот налоговый период, который охватывает сданная декларация.

Отличие № 2. Что проверяют

Камеральные и выездные проверки ИФНС проводит для проверки своевременности сдачи, правильности расчета и уплаты налогов.

При этом «камералки» – это текущий контроль, необходимый для внесения необходимых корректировок.

Выездная проверка предполагает уже глубокое изучение деятельности компании для выявления серьезных недочетов, схем ухода от налогов и даже признаков налогового преступления.

Выездная налоговая проверкаКамеральная налоговая проверка
Проверяется правильность уплаты налогов (одного или сразу нескольких) за предыдущие три года.Проверяется своевременность сдачи, правильность расчета и уплаты конкретного налога за налоговый период (месяц, квартал, полугодие).

Важно!

Выездные проверки бывают тематическими, т.е. направленными на проверку одного налога, и комплексными, когда проверяются все налоги.

Но в связи с тем, что каждый налоговый орган участвует в своем негласном рейтинге по выполнению определенного KPI (по доначислениям), и в этом показателе доначисления по тематическим проверкам не учитываются, то ИФНС, как правило, выходит «на дело» с комплексной выездной проверкой.

По сути, может быть так, что 31 декабря 2017 года выносится решение о проведении проверки ООО «Ромашка» за 2014–2016 годы. А 1 января 2018 года выносится решение о выездной проверке этой же компании, но уже за 2017 год. Итого инспекция абсолютно правомерно проверяет четыре года подряд.

Отличие № 3. Место проведения

Выездная налоговая проверкаКамеральная налоговая проверка
Выездные проверки проводит налоговая на территории налогоплательщика (если налогоплательщик не может предоставить помещение, то выездная проверка проводится на территории ИФНС, реже – на территории иной организации, подробнее об этом читайте в публикации «Выездная проверка вне офиса: есть ли смысл принимать налоговиков за пределами компании?»).Камеральная проверка проводится в помещении ИФНС.

Важно!

В рамках камеральной проверки могут проводиться мероприятия налогового контроля, которые позволяют прийти в организацию, например, осмотр.

Более того, в рамках осмотра налоговикам предоставлено право проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика.

То есть, по сути, даже в рамках камеральной налоговой проверки в компанию может явиться инспектор, осмотреть склад и пересчитать все, что есть на этом складе.

Отличие № 4. Срок проверки

Камеральные и выездные налоговые проверки имеют установленные законом сроки проведения.

Выездная налоговая проверкаКамеральная налоговая проверка
Срок выездной проверки составляет 2 месяца с даты вынесения решения о ее проведении. Это общее правило. Данный срок может быть продлен до 4-6 месяцев.Камеральная проверка налоговой декларации длится 3 месяца с даты ее представления.Данный срок является пресекательным, то есть не может быть продлен.С 3 сентября 2018 года срок проведения «камералки» по возмещению НДС добросовестным компаниям составляет 2 месяца.

Важно!

Перечень оснований для продления проверки приведен в Приказе ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. Например, при наличии обособленных подразделений, отнесение компании к категории крупнейших, непредставление в срок запрошенных в ходе выездной проверки документов и т.д.

К сожалению, данный перечень является открытым, поскольку одним из его пунктов являются «иные основания».

Среди «иных» оснований могут быть: наличие большого количества контрагентов, взаимоотношения компании с которыми также надо проверить, необходимость перевода документов с иностранных языков на русский, необходимость истребования документов в государственных органах, в банках и др.

Соответственно, на этот срок проверка может быть приостановлена. Приостановок и возобновлений в рамках одной выездной проверки может быть несколько, однако общий срок приостановки выездной проверки не может превышать 6 месяцев.

Как правило, ИФНС приостанавливает проверку на новогодние, майские праздники, так как на территории организации находиться нельзя, а двухмесячный срок проверки идет. Чтобы не терять время, налоговики приостанавливают проверку на эти дни.

Также к приостановлению налоговики прибегают при встречных проверках, когда запрашивают документы у контрагентов проверяемой компании.

Для того чтобы «тормознуть» выездную проверку, выносится решение о приостановлении проверки, а потом – о ее возобновлении.

Приостановка выездной проверки возможна исключительно по инициативе инспекции. Во время приостановления есть полное право не пускать инспекторов на территорию компании для проведения мероприятий налогового контроля.

Отличие № 5. Периодичность проверки

Выездная налоговая проверкаКамеральная налоговая проверка
Не более 2-х выездных проверок в течение одного календарного года.Исключение составляют повторные проверки.Проверяется каждая поданная декларация, в том числе уточненная.

Важно!

Повторная выездная проверка проводится по инициативе Управления ФНС и направлена на контроль действий налоговой инспекции, которая проводила «первичную» проверку. Повторные проверки чаще всего назначают тогда, когда у руководства УФНС есть подозрения о наличии коррупционных взаимоотношений между инспектором, который проводил проверку, и организацией.

Отличие № 6. Кто проверяет

Камеральные и выездные проверки проводит ИФНС, но есть нюансы.

Выездная налоговая проверкаКамеральная налоговая проверка
Инициатором выездной налоговой проверки всегда является ИФНС. Но в состав проверяющей группы может быть включен абсолютно любой инспектор ФНС России.Также могут привлекаться органы полиции и Следственного комитета РФ. Камеральные проверки проводит ИФНС (сотрудники профильного камерального отдела: по прибыли, по НДС и т.д.).

Важно!

В случае, если из правоохранительных органов пришла информация о том, что, возможно, в действиях организации есть состав налогового преступления, то полиция и следственные органы обязательно будут привлечены к участию в выездной проверке такой организации. При этом официальным инициатором проверки будет ИФНС.

«Силовиков» приглашают поучаствовать в выездной проверке, когда у самой инспекции в ходе предпроверочного анализа появились подозрения, что компания использует схемы ухода от налогов, а сумма неуплаченных налогов тянет на преступление по одной из «налоговых» статей Уголовного кодекса РФ.

https://www.youtube.com/watch?v=MSObqRrKc00

Также сотрудники полиции могут привлекаться для конкретных мероприятий в рамках выездной проверки – допросов, осмотров, проведения выемки и др., вплоть до вручения акта выездной проверки в целях обеспечения безопасности сотрудников ИФНС.

Отличие № 7. Мероприятия налогового контроля

Выездная налоговая проверкаКамеральная налоговая проверка
В рамках выездной проверки могут проводиться так называемые дополнительные мероприятия налогового контроля:

  • Запрос документов;
  • Осмотр;
  • Выемка;
  • Экспертиза документов;
  • Допрос;
  • Проверка через контрагентов (встречные проверки) и всех других лиц (организаций), которые располагают информацией о проверяемой компании (банки, регистрационная палата, БТИ и т.д.).
В рамках камеральной проверки ИФНС проверяет исключительно представленные компанией налоговые декларации.Запрашивать дополнительные документы в рамках «камералки» налоговики могут только в строго оговоренных Налоговым кодексом случаях (обнаружение расхождений/ошибок; подача уточненной декларации с уменьшенной суммой налога к уплате; при возмещении НДС; при наличии льгот – для их подтверждения).

Важно!

Даже в рамках камеральной налоговой проверки налоговики могут проводить осмотры, например, при «камералке» по прибыли.

Представим ситуацию: компания приобрела мега-дорогое оборудование. Полгода начисляла на него амортизацию, а потом вдруг разом списала его в расходы, ссылаясь на то, что оборудование сломалось и лежит «мертвым грузом» на складе. В таком случае инспекция обязательно захочет наведаться с осмотром на склад, а результаты своего визита оформит протоколом осмотра.

Отличие № 8. Оформление итогов

Выездная налоговая проверкаКамеральная налоговая проверка
По итогам выездной проверки составляется справка, затем акт проверки, на основе которого готовится решение по выездной проверке.Решение вручается лично руководителю компании под роспись или ее уполномоченному представителю.О проведенной камеральной проверке можно узнать только по факту получения акта. Но его ИФНС присылает, только если в декларациях есть ошибки/нарушения. То есть в случае успешного прохождения камеральной проверки налогоплательщик не получает никаких «бумажек».

Важно!

Если речь идет о камеральной проверке деклараций по НДС, где налог заявлен к возмещению, то в случае успешного прохождения проверки ИФНС пришлет компании «бумагу» – решение о возмещении.

Отличие № 9. Последствия проверки

Выездная налоговая проверкаКамеральная налоговая проверка
По итогам выездной налоговой проверки компании могут доначислить налоги, а также обязать заплатить пени и штрафы.Кроме того:

  • существует риск возбуждения уголовного дела правоохранительными органами;
  • налоговики могут инициировать банкротство проверяемой компании;
  • директора и учредителей компании могут привлечь к субсидиарной ответственности.
По итогам камеральной налоговой проверки компании могут прислать требование подать уточненную декларацию, доплатить налоги, пени, а также заплатить штраф (в том случае, если декларация была сдана с опозданием).

Отличие № 10. Средняя сумма доначислений*

Выездная налоговая проверкаКамеральная налоговая проверка
Средняя «цена» одной выездной налоговой проверки компании составляет 22 млн руб. Это данные в среднем по России.В Москве одна результативная выездная проверка приносит в среднем 54,17 млн руб.Средняя цена «камералки» по РФ – 17,9 тыс. руб. (в Москве – 66,6 тыс. руб.).

*Данные по итогам первого полугодия 2018 года – см. Отчет по форме № 2-НК по состоянию на 01.07.2018 на сайте ФНС России nalog.ru.

***

Итак, мы рассмотрели камеральные и выездные налоговые проверки. Разобрались, чем отличается камеральная проверка от выездной.

По нашему мнению, существует еще одно важное отличие камеральной проверки от выездной: возможность избежать проверки.

  • Не существует законной возможности избежать камеральной налоговой проверки, так как, если вовремя не сдать декларацию, инспекция пришлет требование, после чего будет штраф, блокировка счета и другие неприятные последствия. Так что декларации на «камералки» компаниям безопаснее сдавать в срок.
  • Единственный надежный способ избежать выездной налоговой проверки – стать невидимкой для ИФНС. Работать в рамках закона, не выбиваться из нормативов по налоговой нагрузке и рентабельности, не иметь дел с откровенными «однодневками». Тщательно подготавливать документы по сделкам, которые потенциально могут заинтересовать ИФНС. И многое-многое другое.

Всеми хитростями и практическими навыками создания «режима невидимки» обладают специалисты нашей компании.

Мы заботимся о том, чтобы наши клиенты спокойно занимались бизнесом, а не жили в постоянном страхе перед выездной налоговой проверкой и многомилионными доначислениями.

Источник: https://1c-wiseadvice.ru/company/blog/kameralnye-i-vyezdnye-nalogovye-proverki-10-samykh-vazhnykh-otlichiy/

Актуальные вопросы, связанные с проведением выездных налоговых проверок, Комментарий, разъяснение, статья от 01 июля 2013 года

Об одновременном проведении выездной и камеральной проверок

Бюджетный учет, N 7, 2013 год

Ю.М.Лермонтов,советник государственной гражданскойслужбы РФ 3 класса

Актуальные вопросы, связанные с проведением выездных налоговыхпроверок

Встатье рассмотрен порядок проведения выездной налоговой проверки сучетом последних разъяснений Минфина России и налоговых органов, атакже судебной практики.

Внастоящее время камеральная проверка стала основным видомналогового контроля, так как всевозрастающее числоналогоплательщиков не позволяет обеспечить стопроцентный охват всехналогоплательщиков выездными налоговыми проверками. Другое дело -выездной налоговый контроль. Он проводится точечно, в отношениинебольшого числа налогоплательщиков.

У организаций уже выработалосьощущение, что если в отношении юридического лица принято решение опроведении выездной налоговой проверки, значит проверяющим есть чтоискать.

Отличия выездной проверки от камеральной

Из системного толкованияположений статей88, 89Налогового кодекса следует, что выездная налоговая проверкапредусматривает более широкие полномочия налогового органа поконтролю, выраженные в порядке проведения, условиях, а также объемеподлежащих проверке документов, чем камеральная.

Выездная налоговаяпроверка ориентирована на выявление тех нарушений налоговогозаконодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамкахкамеральной налоговой проверки: для их выявления требуетсяуглубленное изучение документов бухгалтерского и налогового учета,а также проведение ряда специальных мероприятий контроля, напримеросмотра (ст.

92 НКРФ) и выемки документов и предметов (ст.94 НКРФ). Как правило, именно в рамках выездных налоговых провероквыявляются и нарушения, обусловленные злоупотребленияминалогоплательщика в налоговой сфере, стремлением уклониться отналогообложения. Такая позиция отражена в постановлении ФАСЗападно-Сибирского округа от 29 ноября 2012 года NА46-17546/2012.

Например, налоговый органможет в ходе выездной проверки выявить обстоятельства,препятствующие налоговому вычету, которые не могли быть выявленыпри камеральной проверке.

Сам по себе факт возмещения НДС по итогамкамеральной проверки не исключает возможности доначисления налогапо итогам выездной проверки и признания вычетов неправомерными,поскольку Налоговый кодекс незапрещает такое доначисление налога и не ставит возможностьдоначисления налога по выездной проверке в зависимость отрезультатов камеральной проверки за тот же период.

Кроме того, налоговыйорган вправе после камеральной проверки провести выездную налоговуюпроверку по тому же налогу и после ее проведения вынести решение оего доначислении, несмотря на то, что организацией в вышестоящийналоговый орган был обжалован акт камеральной проверки одоначислении этого налога.

Одновременное проведение выездной и камеральной проверок

Как указал ФАСВосточно-Сибирского округа в постановлении от 19 июля 2012 года NА19-19310/2011, проведение камеральной налоговой проверки вовремя выездной налоговой проверки не противоречит нормам Налогового кодекса, так какзаконодательство не запрещает налоговой инспекции одновременногопроведения камеральной и выездной налоговых проверок по одним и темже налогам за один и тот же период. Статья89 Налогового кодекса ограничивает лишь проведение двух и болеевыездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тотже период.

Кроме того, посколькувыездная и камеральная проверки представляют собой самостоятельныеи независимые формы налогового контроля, невыявление налоговыморганом в рамках проведения камеральных налоговых проверокнеправомерных действий налогоплательщика не исключает возможностиустановления и доказывания данных фактов в рамках проведениявыездной налоговой проверки, являющейся иной формой налоговогоконтроля.

Всоответствии с разъяснениями Конституционного Суда России,содержащимися в определении от 8апреля 2010 года N 441-О-О, нормы Налогового кодекса не запрещают припроведении выездной проверки выявлять нарушения, которые не былиобнаружены при проведении камеральной проверки. На это обратилвнимание ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 5 марта2012 года N А26-5577/2011.

При этом ФАССеверо-Западного округа в постановлении от 29 ноября 2012 года по делуN А46-17546/2012 указал, что недопустимо создание налоговыморганом таких условий, при которых избранный им вид налоговойпроверки (камеральная или выездная), без каких-либо фактическихотличий в них по существу, мог позволить налоговому органу пособственному и формально не ограниченному усмотрению производитьпересмотр ранее принятого им по камеральной налоговой проверкерешения, изменяя лишь применяемые нормы права, на основании которыхдополнительно начисляется не только налог, но и пени за весь периоддействия недоимки. Определение (изменение) судебно-арбитражнойпрактики не отнесено законодательством о налогах и сборах ни кповоду, ни к основанию для осуществления выездной налоговойпроверки налогоплательщика. Ошибки налогового органа подлежатустранению в порядке, предусмотренном главой20 Налогового кодекса.

Местопроведения выездной проверки

Пункт 1статьи 89 Налогового кодекса предусматривает, что выезднаяналоговая проверка проводится на территории (в помещении)налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителяруководителя) налогового органа. В случае если у налогоплательщикаотсутствует возможность предоставить помещение для проведениявыездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка можетпроводиться по месту нахождения налогового органа.

Источник: http://docs.cntd.ru/document/499041071

Выездная налоговая проверка

Об одновременном проведении выездной и камеральной проверок

Выездная налоговая проверка  может случиться с каждым налогоплательщиком. В статье расскажем все про выездную налоговую проверку.

Выездная налоговая проверка отличается от камеральной прежде всего тем, что она проводится не в инспекции, а в офисе компании или бизнесмена.

Исключением является случай, когда у вас физически нет места, тогда ревизия проходит в ИФНС (п. 1 ст. 89 НК РФ).

Выездная проверка требует более глубокого изучения документов учета, чем «камералка», и охватывает больший период времени — не один, а три года (абз. 3 п. 10 ст. 89 НК РФ).

«Упрощенцы» могут попасть под выездную налоговую проверку, если в их отчетности на протяжении нескольких лет отражаются убытки или рост расходов значительно опережает рост доходов. А также при сокращении собственного производства. Или если они мигрируют между ИФНС (раздел 4 Концепций планирования выездных проверок).

Как узнать, что началась выездная налоговая проверка? Обязаны ли инспекторы уведомить о ее проведении?

Выездная налоговая проверка начинается со дня, когда руководитель (заместитель руководителя) инспекции вынесет решение о ее проведении (п. 2 и 8 ст. 89 НК РФ).

А фактически — с момента, когда налоговики придут в компанию или к коммерсанту и предъявят свои служебные удостоверения, а также решение о назначении проверки (п. 1 ст. 91 НК РФ).

Однако иногда инспекторы уведомляют о проверке заранее (например, звонят по телефону или отправляют уведомление почтой). Хотя делать это они не обязаны.

Полный перечень возможных оснований для продления проверки приведен в пункте 4 приложения № 2 к приказу ФНС России от 25.12.2006 № САЭ3-06/892@.

Сколько по времени длится выездная налоговая проверка?

Выездная налоговая проверка не может превышать двух месяцев, но в отдельных случаях ее срок может быть продлен до четырех месяцев, а иногда — до шести (п. 6 ст. 89 НК РФ). Например, если на территории, где проводится проверка, возникли форс-мажорные обстоятельства (наводнение, пожар и пр.). Или если не были представлены документы, необходимые для проверки.

Что дозволено контролерам в ходе выездной налоговой проверки? Какие документы они могут затребовать?

Конкретного перечня бумаг, которые могут быть истребованы, нет (абз. 2 п. 12 ст. 89 и п. 1 ст. 93 НК РФ). Поэтому налоговики могут затребовать любые документы (в том числе первичные): регистры бухгалтерского и налогового учета, договоры, акты, платежки и пр.

Кроме того, в рамках выездной проверки могут быть проведены специальные мероприятия налогового контроля: осмотр, экспертиза, инвентаризация, допрос свидетелей, выемка документов и предметов.

Как оформляются результаты выездной налоговой проверки в 2017 году?

Заканчивается выездная налоговая проверка составлением справки, которую вручают проверяемому (п. 8 и 15 ст. 89 НК РФ). Затем в течение двух месяцев со дня оформления справки налоговики готовят акт проверки.

И направляют его юрлицу или предпринимателю лично или по почте. Причем даже в том случае, если никакие нарушения не выявлены (п. 1 и подп. 12 п. 3 ст. 100 НК РФ).

Если вы с актом не согласны, на него можно, также как при «камералке», подготовить письменные возражения в течение одного месяца (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Таблица. Какие документы могут запросить налоговики, проверяющие декларацию

Вид бумаг Когда могут потребовать Как оформить
Документы, подтверждающие льготыПо общему правилу инспекторы запрашивают эти бумаги, если есть льготы по налогу, но документы, их подтверждающие, не представлены вместе с декларацией. Однако у «упрощенцев» специальных льгот по единому налогу при УСН нет. Поэтому и подтверждать нечего. На практике же в качестве льготы некоторые ИФНС рассматривают возможность «упрощенцев»-доходников уменьшать единый налог при УСН на страховые взносы. И требуют платежки, подтверждающие уплату этих взносов. Поэтому если пришел такой запрос, направьте инспекторам соответствующие платежные поручения (п. 6 ст. 88 НК РФ)Можно сделать сопроводительное письмо (опись), где перечислить все направляемые бумаги
Документы, которые нужно приложить к декларации в соответствии с НК РФВ некоторых случаях НК РФ обязывает плательщиков прикладывать к декларации определенные документы. Например, если декларацию подписал представитель «упрощенца», то нужно приложить к расчету копию доверенности, подтверждающую полномочия лица. Соответственно, если копии не будет, налоговики запросят ее (п. 6 ст. 88 и абз. 3 п. 5 ст. 80 НК РФ)
Письменные поясненияПопросить пояснения инспекторы могут в трех случаях:1) если найдены ошибки в декларации или противоречия между сведениями, которые имеются у инспекторов;2) в декларации по УСН заявлен убыток;3) представлена «уточненка» с суммой единого налога при УСН к уменьшению (п. 3 ст. 88 НК РФ)Составлять пояснения нужно в письменном виде.Форма — свободная

Выездные и камеральные налоговые проверки в учреждениях госсектора

Об одновременном проведении выездной и камеральной проверок

Одна из главных обязанностей налоговых органов — контролировать соблюдение законов о налогах и сборах. Для этого проводят налоговые проверки, во время которых налоговые органы обрабатывают данные учета и отчетности, осматривают помещения и территории налогоплательщика, используемые для получения дохода.

В этой статье мы разберем два вида налоговых проверок: камеральные и выездные. Эти знания помогут налогоплательщику чувствовать себя спокойно под надзором сотрудников налоговой.

Выездные и камеральные налоговые проверки: в чем отличия?

Налоговые проверки делятся на два вида: камеральные и выездные. Их связывает общая цель — проверить, насколько качественно налогоплательщик выполняет свои обязательства.

Несмотря на это, камеральные и выездные проверки имеют весомые отличия.

Камеральная налоговая проверка

Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа без выезда на территорию налогоплательщика. Ее проводят в течение трех месяцев после того, как налогоплательщик представил налоговый расчет.

https://www.youtube.com/watch?v=8HXR_RL_PNo

Проверка проводится на основе налоговых деклараций, которые представил налогоплательщик, и других документов о его деятельности (статья 88 НК РФ).

Камеральная налоговая проверка позволяет:

  • проконтролировать соблюдение сроков сдачи отчетности;
  • проследить, правильно ли исчислена налоговая база и соответствуют ли законодательству льготные условия и ставки налога;
  • отследить данные бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций;
  • проверить правильность заявленных налоговых вычетов.

Если камеральная проверка выявила ошибки в налоговой декларации или другие противоречия и несоответствия, налоговый орган вправе потребовать от учреждения дать необходимые пояснения или исправить ошибки в декларации в течение пяти дней (пункт 3 статьи 88 НК РФ).

Следует отметить, что налоговый орган не информирует налогоплательщика о начале камеральной проверки. Более того, налогоплательщики могут и вовсе не узнать, что их проверили: если нарушений и ошибок нет, налоговый орган не отчитывается о результатах проверки.

Тем не менее, камеральная проверка не так безобидна, как кажется на первый взгляд. С ее помощью налоговый орган может делать определенные выводы о налогоплательщике, которые могут стать основанием для более серьезной проверки – выездной.

Выездная налоговая проверка

Выездную налоговую проверку проводят на территории налогоплательщика, а решение о ее проведении принимает руководитель налогового органа. Порядок проверки отражен в статье 89 НК РФ.

В отличие от камеральной проверки, налогоплательщик получает решение о проведении выездной проверки в форме, утвержденной приложением №3 к приказу ФНС от 8 мая 2015 года № ММВ-3-2/189@.

Обычно выездная налоговая проверка продолжается не более двух месяцев. Иногда срок продлевается до четырех месяцев, реже – до шести. Проверяющий может требовать у проверяемого лица документы, необходимые для проверки (статья 93 НК РФ).

В последний день выездной проверки налогоплательщик получает справку, после чего налоговый орган оформляет результаты в акт выездной проверки в течение двух месяцев. К акту прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений, выявленных в ходе проверки (статья 100 НК РФ).

Если налогоплательщик не согласен с результатами проверки, он имеет право подать письменное возражение (пункт 6 статьи 100 НК РФ). Претензии рекомендуется подкрепить документами, чтобы подтвердить обоснованность.

Как подготовиться к налоговой проверке?

Чтобы оценить шансы стать объектом выездной проверки, следует изучить критерии оценки рисков, изложенные в приложении №2 к приказу ФНС от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@.

Как правило, под прицелом у налоговых органов те учреждения, которые пытаются свести суммы налоговых отчислений к минимуму или даже уйти от их уплаты.

Эти манипуляции чаще всего вычисляются в процессе камеральной проверки.

Впрочем, выездную проверку могут назначить и для добросовестных налогоплательщиков. Как к ней подготовиться?

Если вам предстоит выездная налоговая проверка, необходим полный порядок в документации, чтобы у проверяющих сразу был доступ к необходимым документам. Задуматься об этом стоит заранее, дабы избежать неприятностей и суматохи во время проверки.

Особое внимание нужно уделить соответствию документов организации с документами контрагентов. Контрагенты должны быть также готовы к визиту сотрудников налоговой и иметь все документы, которые подтверждают хозяйственную деятельность.

Учтите, что к налоговой проверке должен быть готов каждый сотрудник учреждения. Для этого перед проверкой необходимо проводить общий инструктаж.

Итак, чтобы свести риски к минимуму, налогоплательщикам необходимо добросовестно подходить к выполнению обязательств и знать свои права для качественной защиты организации.

Статья подготовлена

экспертами Компании “Учёт в БГУ”

Если у вас возникли вопросы по данной теме, обсудите их с нашим экспертом по бесплатному номеру 8-800-250-8837. Ознакомиться со списком наших услуг можно на сайте УчётвБГУ.рф. Также вы можете подписаться на обновления нашего блога, чтобы первыми узнавать о новых полезных публикациях

Источник: http://grnt.ru/blog/vyiezdnyie-i-kameralnyie-nalogovyie-proverki/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.