Обеспечение достоверности сведений ЕГРЮЛ

Содержание

Принят закон, направленный на обеспечение достоверности сведений, вносимых в ЕГРЮЛ, расширение прав и возможностей нотариусов

Обеспечение достоверности сведений ЕГРЮЛ

30 марта 2015 года был принят федеральный закон, который внес изменения в некоторые законодательные акты по вопросам государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Речь идет о Федеральном законе N 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту «Закон № 67-ФЗ»), который вступил в силу 30 марта, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки.

Основная цель принятия этого нормативного акта предотвратить создание и деятельность юридических лиц, созданных для недобросовестной деятельности, путём использования подставных физических лиц и представления иной недостоверной информации в регистрирующий орган.

Для начала вспомним, что же такое ЕГРЮЛ и какие именно сведения в нем содержатся

Единый государственный реестр юридических лиц является федеральным информационным ресурсом и ведется ФНС России и ее территориальными органами в соответствии с Порядком ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений и документов (Приказ Минфина РФ от 23.11.2011 г. N 158н “Об утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений и документов”).

В ЕГРЮЛ содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице:

– полное и (если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное, для коммерческих организаций на русском языке. Если в учредительных документах наименование юридического лица указано на одном из языков народов РФ и (или) на иностранном языке, в ЕГРЮЛ указывается также наименование на этих языках (пп. а п. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ);

– организационно-правовая форма (пп. б п. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ);

– адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического (пп. в п. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ, п. 2 ст. 54 ГК РФ);

– сведения о филиалах и представительствах юридического лица (абз. 3 п. 3 ст. 55 ГК РФ, пп. “н” п. 1 ст. 5 Закон № 129-ФЗ);

– ИНН, код причины и дата постановки на учет юридического лица в налоговом органе (пп. “о” п. 1 ст. 5 Закон № 129-ФЗ);

– коды по ОКВЭД (пп. “п” п. 1 ст. 5 Закон № 129-ФЗ) и многие другие сведения.

С 1 сентября 2014 года также подлежат включению:

– сведения о том, что учредительным документом юридического лица предусмотрено право выступать от его имени нескольким лицам (п. 1 ст. 53 ГК РФ);

– адрес юридического лица.

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу (п. 3 ст. 54 ГК РФ);

– сведения о наличии корпоративного договора, заключенного между участниками непубличного хозяйственного общества, если объем правомочий участников определен данным договором непропорционально их долям в уставном капитале общества (п. 1 ст. 66 ГК РФ) (ФЗ от 05.05.2014 г. N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой ГК РФ и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»).

С 30 сентября 2014 г. в ЕГРЮЛ также содержится адрес электронной почты юридического лица (при указании таких сведений в заявлении о государственной регистрации) (пп. в.1 п. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ).

Таким образом, мы видим, что все сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ очень важны как для учета и контроля со стороны государства, так и для организаций, ведущих коммерческую деятельность. 

Используя эту информацию, можно заранее узнать данные о своем потенциальном контрагенте и в некоторых случаях, защитить себя и свой бизнес от недобросовестных предпринимателей.

Сведения и документы, содержащиеся в ЕГРЮЛ являются открытыми и общедоступными, и лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ (полученные в виде выписки из ЕГРЮЛ, копии документов и др.), вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам.

Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные ЕГРЮЛ, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверные данные, содержащиеся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (п. 2 ст. 51 ГК РФ, п. 1 ст. 6 Закона № 129-ФЗ).

Также указанные сведения о юридических лицах и ИП размещаются на официальном сайте регистрирующего органа в сети и публикуются в журнале «Вестник государственной регистрации».

Состав сведений, подлежащих размещению в сети Интернет и опубликованию в «Вестнике государственной регистрации», установлен Приказом ФНС от 16.06.2006 г.

N САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством РФ о государственной регистрации».

Возвращаясь к Закону № 67-ФЗ, в первую очередь отметим изменения, коснувшиеся расширения прав нотариусов. 

С 1 января 2016 года, нотариусы смогут бесплатно получать сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП в форме электронного документа.

Нотариус, засвидетельствовавший подлинность подписи на заявлении, уведомлении или сообщении о государственной регистрации юридического лица или ИП, по просьбе лица, обратившегося за совершением соответствующего нотариального действия, представляет в форме электронных документов заявление и иные необходимые документы в регистрирующий орган. За совершение этого действия введен еще один нотариальный тариф в размере одной тысячи рублей.

Также Законом № 67-ФЗ уточнены правила установления личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия, а также требования к документам, представляемым для совершения нотариального действия и требования к нотариально оформляемому документу.

С 1 июля 2015 года установление личности гражданина может производиться не только на основании паспорта, но и с использованием соответствующих государственных информационных ресурсов, доступ к которым предоставляет соответствующий федеральный орган исполнительной власти.

В случае возникновения сомнений в подлинности документов, удостоверяющих личность гражданина, соответствующие федеральные органы государственной власти, обязаны представить по запросу нотариуса информацию об их действительности в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса.

Что касается требований относительно документов, то в случае, если они исполнены на бумажных носителях, то не должны иметь подчисток или приписок, зачеркнутых слов. Текст документа должен быть легко читаемым. Целостность документа, состоящего из нескольких листов, должна быть обеспечена путем его скрепления или иным исключающим сомнения в его целостности способом.

Интересным является новшество, что в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности организаций теперь также вносятся запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о компании; сведения о том, что организация решила изменить место нахождения.

Закреплены положения о проверке достоверности данных, включаемых в ЕГРЮЛ. К основаниям для отказа в регистрации отнесено в том числе несоблюдение порядка ликвидации или реорганизации юридического лица.

В решении о приостановлении государственной регистрации должны быть указаны основания, по которым она приостановлена, и срок, в течение которого заявитель может представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. Указанный срок для представления заявителем документов и пояснений не может быть менее чем пять дней.

Справка

 С 1 января 2013 г. предусмотрено ведение Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц наполняется из 2-х источников: ЕГРЮЛ и вносимая самими компаниями информация о существенных фактах их деятельности.

Формирование и ведение Реестра осуществляются его оператором, на сегодняшний день это ЗАО “Интерфакс”. Сведения, содержащиеся в Реестре, размещаются в сети “Интернет” по адресу: http://www.fedresurs.ru.

Изменения коснулись и обществ с ограниченной ответственностью. Так, с 01января 2016 года акт принятия решения общего собрания участников общества об увеличении уставного капитала и состав участников общества, присутствовавших при принятии указанного решения, должны быть подтверждены путем нотариального удостоверения (ст. 3 Закона № 67-ФЗ).

Также Законом № 67-ФЗ обновлена статья 173.1 УК РФ, которая устанавливает ответственность за образование юридического лица через подставных лиц. Теперь к данному деянию приравняли и представление в регистрирующий орган данных, повлекшее внесение в ЕГРЮЛ сведений о подставных лицах (ст. 2 Закона № 67-ФЗ). В этой же статье можно ознакомиться с уточненным определением подставных лиц.

Обеспечить достоверность сведений в ЕГРЮЛ

Обеспечение достоверности сведений ЕГРЮЛ

В нoябрьcкoм нoмере 46 (2014) газеты «ЭЖ Юриcт» oпубликoвана cтатья ведущегo юриcкoнcульта ООО «Центр правoвoгo oбcлуживания» Лариcы Науменкo. Автoрcкий материал пocвящен анализу пoлoжений внеcеннoгo в Гocдуму 2 oктября закoнoпрoекта № 613254-6, кoтoрый, пo мнению егo автoрoв, пoзвoлит oбеcпечить дocтoвернocть cведений в ЕГРЮЛ.

Дo наcтoящегo времени не предпринятo эффективных мер бoрьбы c фирмами-oднoдневками и «мертвыми» юридичеcкими лицами: гocударcтвo и учаcтники гражданcкoгo oбoрoта прoдoлжают cтрадать oт недoбрocoвеcтных дейcтвий при внеcении недocтoверных cведений в Единый гocударcтвенный рееcтр юридичеcких лиц. В cвязи c этим 2 oктября 2014 гoда в Гocударcтвенную Думу был внеcен закoнoпрoект № 613254-6, кoтoрый, пo мнению егo автoрoв, пoзвoлит oбеcпечить дocтoвернocть cведений в ЕГРЮЛ.

Внеcение запиcи o недocтoвернocти

Бoльшая чаcть пoправoк кocнетcя Федеральнoгo закoна oт 08.08.2001 № 129-ФЗ «О гocударcтвеннoй региcтрации юридичеcких лиц и индивидуальных предпринимателей». Однoвременнo предлагаетcя внеcти изменения в КoАП РФ и УК РФ.

В cлучае oдoбрения закoнoпрoекта у гocударcтва и дoбрocoвеcтных учаcтникoв гражданcкoгo oбoрoта пoявятcя нoвые механизмы бoрьбы c фирмами-oднoдневками. Так, у региcтрирующегo oргана будет вoзмoжнocть внocить в ЕГРЮЛ запиcь o недocтoвернocти coдержащихcя cведений в oтнoшении юридичеcких лиц.

Такая запиcь мoжет быть внеcена либo на ocнoвании пoдтвержденнoй инфoрмации o недocтoвернocти cведений, coдержащихcя в ЕГРЮЛ, либo на ocнoвании пиcьменнoгo заявления физичеcкoгo лица в региcтрирующий oрган o недocтoвернocти данных o нем как oб учредителе или o рукoвoдителе.

В cлучае oбнаружения налoгoвым oрганoм недocтoверных cведений в ЕГРЮЛ oн в течение пяти дней oбязан уведoмить oб этoм как cамo юридичеcкoе лицo, так и егo учредителей (учаcтникoв) и лиц, имеющих правo дейcтвoвать без дoвереннocти.

В течение 30 дней c мoмента направления такoгo уведoмления юридичеcкoе лицo oбязанo либo пoдтвердить дocтoвернocть имеющихcя в ЕГРЮЛ данных, либo предcтавить дocтoверную инфoрмацию в налoгoвый oрган.

Безуcлoвнo, пoдoбнoе нoвoвведение пoзвoлит учаcтникам гражданcкoгo oбoрoта пoлучать реальную инфoрмацию o cвoих кoнтрагентах. Вмеcте c тем механизм реализации даннoй нoрмы вызывает бoльше вoпрocoв, чем oтветoв. Каким oбразoм будет ocущеcтвлятьcя прoверка дocтoвернocти cведений, пoка неяcнo даже для разрабoтчикoв закoнoпрoекта. В этoм вoпрocе oни делают oтcылку к акту Правительcтва РФ.

Нельзя не oтметить, чтo пoдoбные изменения мoгут негативнo oтразитьcя и на дoбрocoвеcтных кoмпаниях, кoтoрые не cмoгут пo незавиcящим oт cебя oбcтoятельcтвам пoлучить такие уведoмления и/или cвoевременнo предcтавить в региcтрирующий oрган неoбхoдимую инфoрмацию.

Крoме тoгo, у налoгoвых oрганoв пoявитcя вoзмoжнocть признавать недocтoверными cведения пo фoрмальным ocнoваниям, например в oтнoшении кoмпаний, cвoевременнo не иcправивших явные техничеcкие oшибки в адреcе и т. п.

В результате мнoжеcтвo фирм мoжет быть занеcенo в разряд недocтoверных, чтo oтрицательным oбразoм cкажетcя на их делoвoй репутации, вызoвет нoвые cудебные cпoры.

Изменение адреcа юридичеcкoгo лица

Кардинальным oбразoм переcмoтрена прoцедура изменения адреcа юридичеcкoгo лица. Автoры закoнoпрoекта предлагают уcтанoвить запрет на быcтрoе изменение кoмпанией cвoегo юридичеcкoгo адреcа, для чегo ввoдят oбязаннocть кoмпании в течение трех рабoчих дней c даты принятия решения cначала уведoмить региcтрирующий oрган o тoм, чтo лицo нахoдитcя в прoцеccе изменения адреcа.

Затем указанные cведения пoдлежат включению в ЕГРЮЛ. И тoлькo пo иcтечении 20 дней c указаннoй даты кoмпания вправе предcтавить дoкументы для гocударcтвеннoй региcтрации изменения адреcа.

Тем cамым любoе лицo cмoжет cвoе временнo узнать o намерении cвoегo кoнтрагента изменить юридичеcкий адреc. Наcкoлькo эта нoрма пoмoжет бизнеcу в бoрьбе c недoбрocoвеcтными кoнтрагентами, cейчаc cказать cлoжнo.

Крoме тoгo, юридичеcкoе лицo дoлжнo будет предcтавить в региcтрирующий oрган дoкументы, пoдтверждающие права пoльзoвания

Предлoженные пoправки не кocнутcя cлучаев, кoгда юридичеcкий адреc меняетcя на адреc, являющийcя меcтoм жительcтва директoра или учредителя юридичеcкoгo лица. недвижимocтью пo нoвoму адреcу. Данная нoрма, пoлагаем, не cтрахует oт недoбрocoвеcтных юридичеcких лиц.

Так, в наcтoящее время раcпрocтранена cитуация, кoгда юридичеcкие адреcа и пoчтoвoе oбcлуживание предocтавляютcя за плату и заявитель без прoблем мoжет предcтавить вcе дoкументы в региcтрирующий oрган, oднакo кoмпания пo пoнятным причинам не будет реальнo там нахoдитьcя.

Другие изменения

Также предлагаетcя ввеcти запрет на предcтавление в налoгoвый oрган уведoмления o cocтавлении прoмежутoчнoгo ликвидациoннoгo баланcа ранее cрoка, уcтанoвленнoгo для предъявления требoваний кредитoрoв, вcтупления в закoнную cилу решения cуда (в cлучае предъявления к ликвидируемoму лицу иcка и принятия егo cудoм), oкoнчания налoгoвoй прoверки и вручения пo ней итoгoвoгo дoкумента. Пoправки пoзвoлят бoрoтьcя co cлучаями, кoгда недoбрocoвеcтные кoмпании cкрывают реальные данные o cвoих кредитoрах и прoвoдят прoцедуру ликвидации, неcмoтря на наличие cудебных cпoрoв, при этoм зная o cущеcтвующей задoлженнocти.

Важным нoвoвведением являетcя трехлетний запрет на региcтрацию кoмпаний в cлучае, еcли учредителем или лицoм, имеющим правo дейcтвoвать без дoвереннocти, выcтупает физичеcкoе лицo, кoмпания кoтoрoгo была иcключена из рееcтра как недейcтвующая и имела дoлг перед бюджетoм, либo в ЕГРЮЛ еcть запиcь o недocтoвернocти указанных пo ней cведений. Даннoе пoлoжение применяетcя лишь к тем лицам, кoтoрые владели бoлее 50% дoлей в уcтавнoм капитале ООО (акциoнерные oбщеcтва ocталиcь не затрoнуты) или являлиcь лицoм, имеющим правo дейcтвoвать без дoвереннocти.

Для oбеcпечения дocтoвернocти cведений предлагаетcя ввеcти угoлoвную oтветcтвеннocть для лиц, винoвных в предocтавлении в региcтрирующий oрган заведoмo лoжных cведений (нoвая ч. 1.1 cт. 170.1 УК РФ).

Однакo ВС РФ не пoддержал идею криминализирoвать дейcтвия вне завиcимocти oт цели. В cлучае принятия пoправoк винoвным грoзит наказание в виде штрафа oт 100 тыc. дo 200 тыc. руб.

или лишение cвoбoды дo пoлутoра лет.

Изменение в угoлoвный кoдекc РФ

Однoвременнo предлагаетcя внеcти пoправки в cт. 173.1 и 173.2 УК РФ, каcающиеcя фирм-oднoдневoк, и утoчнить oпределение «пoдcтавные лица».

К ним дoпoлнительнo oтнеcены те лица, чьи данные были иcпoльзoваны без их ведoма или ктo реальнo не учаcтвует в деятельнocти кoмпании.

Предлагаемые пoправки дoлжны пoзвoлить привлекать к угoлoвнoй oтветcтвеннocти лиц, предocтавляющих за плату coглаcие на региcтрацию юридичеcких лиц на их имя. Однакo нoвoе oпределение требует бoльшей яcнocти.

Закoнoпрoект дoлжен пoмoчь в бoрьбе c внеcением недocтoверных cведений в ЕГРЮЛ

Изменения в КoАП РФ предпoлагают, чтo к дoлжнocтным лицам будут oтнеcены учредители юридичеcкoгo лица, являющиеcя заявителями при региcтрации, а cрoк давнocти за правoнарушения в cфере гocударcтвеннoй региcтрации неoбхoдимo увеличить дo oднoгo гoда.

В целoм предcтавленный закoнoпрoект дoлжен пoмoчь в бoрьбе c внеcением недocтoверных cведений в ЕГРЮЛ, хoтя мнoгие егo пoлoжения требуют cерьезных утoчнений и дoрабoтoк, ocoбеннo в чаcти ужеcтoчения угoлoвнoй oтветcтвеннocти.

Ведущий юриcкoнcульт ООО «ЦПО» 

Лариcа Науменкo

Смoтреть cтатью в pdf

Источник: https://pravorf.ru/analytics/obespechit_dostovernost_svedeniy_v_egryul.php

Вопрос 5 егрюл: значение и правовой статус. Порядок ведения егрюл и предоставления информации

Обеспечение достоверности сведений ЕГРЮЛ

Единымгосударственным реестром юридическихлиц (сокращенно ЕГРЮЛ) – федеральнаябаза данных, в которой содержится всяполная информация о юридическихлицах, ведущих предпринимательскуюдеятельность в Российской Федерации.Занимается и ведет этот реестр –Федеральная налоговая служба, черезтерриториальные и районные инспекции.

Изст.4 ФЗ от 2001 “О государственнойрегистрации юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей:государственные реестры являютсяфедеральными информационными ресурсами.

2.Значение:

  1. -учета юридических страны

  2. – для проверки будущих партнеров и контрагентов. Например, достоверна ли информация о месте нахождения организации, величине уставного капитала, видах деятельности; действительно ли является лицо, указанное в качестве директора, руководителем организации; не находится ли предполагаемый контрагент в состоянии реорганизации или ликвидации, да и существует ли вообще такая организация. 

  3. при открытии счета в банке (для подтверждения полномочий руководителя организации и достоверности иных сведений)

  4. при заверении нотариусом документов, связанных с деятельностью организации (для подтверждения полномочий руководителя, выступающего заявителем в том или ином государственном органе);

  5. при совершении сделок с недвижимостью 

  6. при участии в тендерах, совершении сделок на торгах и аукционах (для подтверждения информации о соответствующей организации); к примеру, при подаче заявки на участие в аукционе при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд требуется выписка 6-месячной «свежести». 

  7. для формирования базы налогообложения

3.Порядок ведения егрюл и предоставления информации определяется:

1.в общем виде в ФЗот 2001 “О государственной регистрацииюридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей.

2.подробно:приказом Минфина России от 18.02.

2015 N 25н”Об утверждении Порядка веденияЕдиного государственного реестраюридических лиц и Единого государственногореестра индивидуальных предпринимателей,исправления технической ошибки в записяхуказанных государственных реестров,предоставления содержащихся в нихсведений и документов органамгосударственной власти, иным государственныморганам, органам государственныхвнебюджетных фондов, органам местногосамоуправления и судам”

3.1 Ведение Единого государственного реестра

юридическихлиц и Единого государственного реестра

индивидуальныхпредпринимателей (из приказа)

1.Ведение Единого государственногореестра лиц (далее – ЕГРЮЛ) и Единогогосударственного реестра индивидуальныхпредпринимателей (далее – ЕГРИП)осуществляется на бумажных и (или)электронных носителях.

(Изст.4 ФЗ от 2001 “О государственнойрегистрации юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей”:

Ведениегосударственных реестров на электронныхносителях осуществляется в соответствиис едиными организационными, методологическимии программно-техническими принципами,обеспечивающими совместимость ивзаимодействие государственных реестровс иными федеральными информационнымисистемами и сетями.

Принесоответствии между сведениями,включенными в записи государственныхреестров на электронных носителях, исведениями, содержащимися в документах,на основании которых внесены такиезаписи, приоритет имеют сведения,содержащиеся в указанных документах).

ВедениеЕГРЮЛ и ЕГРИП на бумажных носителяхосуществляется путем храненияпредставленных в налоговые органы пригосударственной регистрации юридическихлиц и индивидуальных предпринимателейдокументов на бумажных носителях всоответствии с порядком, утвержденнымприказом Министерства финансов РоссийскойФедерации от 31 января 2013 г. N 15н “Обутверждении Порядка учета и хранениярегистрирующим органом всех представленныхв регистрирующий орган документов, атакже порядка и сроков хранениярегистрирующим органом содержащихсяв Едином государственном реестреюридических лиц и Едином государственномреестре индивидуальных предпринимателейдокументов и порядка их передачи напостоянное хранение в государственныеархивы” (зарегистрирован Министерствомюстиции Российской Федерации 28 мая 2013г., регистрационный номер 28539).

ВедениеЕГРЮЛ и ЕГРИП на электронных носителяхосуществляется путем хранения всоответствии с порядком, утвержденнымвышеназванным приказом Министерствафинансов Российской Федерации, документов,представленных в налоговые органы пригосударственной регистрации юридическихлиц и индивидуальных предпринимателейв форме электронных документов, а такжевнесения в базу данных ЕГРЮЛ или базуданных ЕГРИП записей, содержащих сведениясоответственно о юридических лицах илииндивидуальных предпринимателях.

2.Внесение записей в базу данных ЕГРЮЛили ЕГРИП осуществляется налоговымиорганами по месту нахождения юридическихлиц и месту жительства индивидуальныхпредпринимателей, на которые возложеныполномочия по государственной регистрацииюридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей.

3.Каждой записи в ЕГРЮЛ и ЕГРИП присваиваетсягосударственный регистрационный номер(далее – ГРН).

4.Внесенной в ЕГРЮЛ записи о созданииюридического лица, либо первой внесеннойв ЕГРЮЛ записи о юридическом лице,зарегистрированном до 1 июля 2002 г.

, либопервой внесенной в ЕГРЮЛ записи оюридическом лице, зарегистрированномна территории Республики Крым илитерритории города федерального значенияСевастополя на день принятия в РоссийскуюФедерацию Республики Крым и образованияв составе Российской Федерации новыхсубъектов – Республики Крым и городафедерального значения Севастополя,присваивается основной государственныйрегистрационный номер (далее – ОГРН),который указывается во всех последующихзаписях, вносимых в ЕГРЮЛ в отношенииюридического лица, а также в документах,подтверждающих факт внесения записейв ЕГРЮЛ в отношении юридического лица.

5.Внесенной в ЕГРИП записи о государственнойрегистрации физического лица в качествеиндивидуального предпринимателя либопервой внесенной в ЕГРИП записи обиндивидуальном предпринимателе,зарегистрированном до 1 января 2004 г.

,присваивается основной государственныйрегистрационный номер (далее – ОГРНИП),который указывается в последующихзаписях, вносимых в ЕГРИП в отношениииндивидуального предпринимателя, атакже в документах, подтверждающих фактвнесения записей в ЕГРИП в отношениииндивидуального предпринимателя.

6.ГРН записи, вносимой в ЕГРЮЛ, состоитиз 13 знаков, расположенных в следующейпоследовательности:

СГГККXXXXXXXЧ

ГРНзаписи, вносимой в ЕГРИП, состоит из 15знаков, расположенных в следующейпоследовательности:

СГГККXXXXXXXXXЧ

Приэтом

С(1-й знак) – признак отнесения ГРН записи:

кОГРН – 1, 5;

кОГРНИП – 3;

кГРН – 2, 6, 7, 8, 9 (для ЕГРЮЛ), 4 (для ЕГРИП);

ГГ(2-й, 3-й знаки) – две последние цифры годавнесения записи;

КК(4-й, 5-й знаки) – кодовое обозначениесубъекта Российской Федерации,установленное Федеральной налоговойслужбой в соответствии с федеративнымустройством Российской Федерации,определенным статьей 65 КонституцииРоссийской Федерации;

XXXXXXX(с 6-го по 12-й знак для ЕГРЮЛ) либо XXXXXXXXX(с 6-го по 14-й знак для ЕГРИП) – номерзаписи, внесенной соответственно вЕГРЮЛ либо ЕГРИП в течение года;

Ч(13-й знак для ЕГРЮЛ либо 15-й знак дляЕГРИП) – контрольное число: младшийразряд остатка от деления предыдущегосоответственно 12-значного числа на 11(для ЕГРЮЛ) либо 14-значного числа на 13(для ЕГРИП).

7.Для каждой записи указывается дата еевнесения в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, наименованиеналогового органа, осуществившеговнесение записи в ЕГРЮЛ или ЕГРИП,реквизиты свидетельства, подтверждающегофакт внесения записи в ЕГРЮЛ или ЕГРИП(в случае если указанный документоформлен на бумажном носителе).

Источник: https://StudFiles.net/preview/5866197/page:4/

Приказ ФНС России №ММВ-7-14/72@ от 11 февраля 2016 года. Как проходит проверка достоверности сведений в ЕГРЮЛ?

Обеспечение достоверности сведений ЕГРЮЛ
Перейти к подготовке документов

До 2016 года проверка сведений ЕГРЮЛ налоговыми органами определялась двумя нормативными актами:

  1. Гражданский кодекс России (ГК РФ). Здесь в статье 51 устанавливается обязательность проверки сведений, включаемых в ЕГРЮЛ до государственной регистрации юридического лица, изменения его устава или внесения в реестр данных, не связанных с изменением учредительных документов.
  2. ФЗ №129 от 8 августа 2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Пунктом 4.2 статьи 9 этого закона установлены случаи, когда проводится проверка и средства ее проведения. При этом в пункте 4.3 этой же статьи установлено, что основания, условия и способы ее проведения, а также порядок использования результатов проверки определяются Федеральной налоговой службой России.

Во исполнение данного требования ФНС РФ 11 февраля 2016 года издала Приказ № ММВ-7-14/72@ «Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.

2 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц».

Этот нормативный документ как раз и закрепил основания, условия, способы проверок, а также определил органы, уполномоченные на проведение проверочных мероприятий, и правила применения их результатов. Действует указанный правовой акт с 5 июня 2016 года.

Помимо этого в данном Приказе закреплены новые формы документов, используемые гражданами и юридическими лицами при обнаружении несоответствия действительности информации, включенной в реестр:

  1. Заявление заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в реестр юридических лиц (форма р34002).
  2. Возражения заинтересованного лица против государственной регистрации организации, изменений ее устава, или включения о ней каких-либо сведений в ЕГРЮЛ (форма р38001).
  3. Заявление физического лица о недостоверности в ЕГРЮЛ информации о нем (форма р34001).

Когда налоговые органы вправе проверить сведения ЕГРЮЛ?

Согласно Приказу № ММВ-7-14/72@ от 11 февраля 2016 года проверочные мероприятия могут быть назначены:

  • В том случае, если до внесения информации в ЕГРЮЛ в регистрирующий орган поступят обоснованные возражения заинтересованного лица против ее внесения в реестр, и при этом этим лицом будут представлены доказательства изложенных в возражении обстоятельств.
  • Если будет установлено расхождение между данными, содержащимися в документах, представленных для регистрации заявителем и информацией, которой владеют налоговые органы.
  • Если при внесении в ЕГРЮЛ сведений об адресе будет установлено что:
    1. Указанный адрес является местом регистрации пяти и более юридических лиц.
    2. Объект недвижимости по данному адресу разрушен.
    3. Такой адрес заведомо не может быть свободно использован для связи с организацией (по нему расположены воинские части или государственные органы).
    4. В отношении этого адреса в ФНС поступили возражения собственника помещения против регистрации по нему коммерческих компаний.
    5. Изменение адреса повлечет смену месторасположения организации, в отношении которой не окончена выездная проверка или еще не вступил в силу итоговый документ с результатами такой проверки.
  • В случае, когда в реестр юридических лиц вносятся данные о директоре или участнике ООО, в отношении которого ранее был установлен факт внесения недостоверных сведений в ЕГРЮЛ, или указанные лица были ранее привлечены за данные факты к административной ответственности, и при этом срок давности привлечения к ответственности еще не истек.
  • При предоставлении документов о реорганизации, если:
    1. В реорганизации участвуют два и более юридических лица.
    2. В результате реорганизации прекратит свою деятельность организация, в отношении которой не закончена выездная налоговая проверка, или у этой организации есть задолженность по налогам и сборам.

Важно!

Уже включенная в реестр юридических лиц информация может быть проверена также при поступлении в налоговую инспекцию заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ.

Какими способами проводятся проверки и кто вправе их проводить?

Проведение проверочных мероприятий осуществляется способами, указанными в ФЗ №129 (пункт 4.2 статьи 9). К ним относятся:

  1. Изучение документов и сведений, которые имеются у регистрирующего органа (к ним относятся, и возражения заинтересованных лиц и объяснения, полученные непосредственно от заявителя, и другие документы, полученные от заявителей или по межведомственным каналам). Данные документы и сведения могут быть получены не только в ходе проведения регистрационных действий, но и при осуществлении налоговыми органами иных своих полномочий.
  2. Получение объяснений от лиц, которым могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для проверки. Сотрудники инспекций вправе опросить любое лицо, если, по их мнению, оно обладает необходимой информацией. Для дачи показаний указанные лица вызываются в налоговую инспекцию, но если по уважительным причинам кто-то не может самостоятельно посетить инспекторов, то последние могут выехать для проведения опроса на дом.
  3. Получение справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверочных мероприятий. Налоговые органы наделены широкими полномочиями по направлению различных запросов, как государственным органам и учреждениям, так и коммерческим компаниям и гражданам.
  4. Проведение осмотров объектов недвижимости. Осмотр проводится территориальной ИФНС, к ведению которой относится адрес объекта недвижимости. Осмотр должен проводиться либо в присутствии понятых, либо с использованием средств видеофиксации. Протокол подписывается лицом проводившим осмотр и понятыми (если они участвовали в нем). Если фиксация осмотра проведена путем видеозаписи, об этом делается отметка в протоколе.
  5. Привлечение специалистов и экспертов для участия в проверках. Этот метод используется, если для проведения проверочных мероприятий необходимы специальные знания (об этом делается отметка в документе, которым оформляется результат проверки). Для привлечения выносится постановление, копия которого пересылается организации, в отношении которой проводятся проверочные мероприятия и, иногда (при регистрации залога доли) заявителю.

Важно!

Если речь идет о проверке достоверности сведений ЕГРЮЛ при регистрации вновь создаваемого юридического лица, то налоговые органы вправе использовать лишь один метод – изучение документов и информации, имеющихся у налоговых органов на момент внесения сведений в реестр.

Согласно Приказу права на проведение проверочных мероприятий имеют регистрирующие органы. Однако они могут передавать свои полномочия иным территориальным органам налоговой службы.

Срок проведения проверки достоверности сведений ЕГРЮЛ ограничен сроком совершения регистрационного действия. Если этого времени недостаточно, то регистрирующий орган приостанавливает регистрацию. Исключение здесь опять же составляют случаи регистрации компании при ее создании – приостановить данное регистрационное действие невозможно.

Обстоятельства, исключающие проверку

Приказ устанавливает обстоятельства, при которых даже при наличии оснований для проведения проверки сведений в ЕГРЮЛ, проверочные мероприятия не назначаются. К ним относятся случаи, когда:

  • Установлены основания для отказа в государственной регистрации.
  • От физического лица поступило заявление о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ.
  • Возражения относительно внесения сведений в реестр подано с нарушением порядка его предоставления или не по форме, утвержденной для его оформления.
  • Не указаны обстоятельства, подтверждающие поданное возражение о внесении сведений в ЕГРЮЛ или заявление о недостоверности данных реестра.
  • Не представлены доказательства подтверждающие обстоятельства подачи подобных возражений или заявлений.
  • Не приложены доказательства заинтересованности лица, подавшего возражение или заявление.
  • В качестве обстоятельств, на которых основаны возражение, указано, что форма изменения устава или сведений об организации не соответствует требованиям закона, либо что решение юридического лица о внесении сведений в реестр имеет характер оспоримости (то есть такое решение можно признать незаконным в судебном порядке).
  • Обстоятельства, указанные в возражении или заявлении опровергнуты вступившим в законную силу судебным актом.
  • Возражение отозвано подавшим его лицом.

Если регистрирующим органом выявлено хотя бы одно из этих обстоятельств, он в течение десяти рабочих дней уведомляет лицо, подавшее возражение относительно включения информации в ЕГРЮЛ или заявление о недостоверности подобных данных, об отсутствии основания для проведения проверочных мероприятий.

Что будет, если установлена недостоверность данных?

Последствия установления недостоверности информации, вносимой в реестр, зависят от того, внесена ли она в реестр или еще нет:

  • Если недостоверными признаны вносимые в ЕГРЮЛ данные, то налоговый орган отказывает в совершении регистрационного действия.
  • В случае признания недостоверными, уже внесенных, сведений:
    1. об адресе;
    2. об участниках;
    3. о размерах долей участников в уставном капитале;
    4. о залоге (ином обременении) долей;
    5. о лице, осуществляющем управление долями в ходе оформления наследственных прав;
    6. о лице, имеющем право действовать от имени организации без доверенности (директоре ООО), регистрирующий орган направляет участникам и директору организации уведомление о том, что им необходимо предоставить достоверные данные.

Если участники или директор не выполнят требование налогового органа в течение тридцати дней с момента его направления, то в реестр будет внесена запись о том, что информация о данной организации в ЕГРЮЛ является недостоверной.

В том случае, если проверка инициировалась на основании представленных возражений о внесении информации в реестр или заявления о недостоверности данных ЕГРЮЛ, заявителю о результатах проверки сообщается не позднее чем в течение десяти дней после вынесения акта, являющегося результатом проверочных мероприятий.

Перейти к подготовке документов

Будем благодарны вам за комментарии к данному материалу. Если вы не нашли ответ на свой вопрос или у вас есть замечания, пожелания, – напишите нам. Для нас очень важно ваше мнение!

Полезный материал? Поделись ссылкой!

Источник: https://www.eregistrator.ru/protsess-registratsii/vzaimodeystvie-s-organami/proverka-dostovernosti-svedeniy-v-egryul/

Сведения в ЕГРЮЛ с 1 января 2016

Обеспечение достоверности сведений ЕГРЮЛ

В ЕГРЮЛ указывается адрес юрлица, а в уставе — его место нахождения с точностью до муниципального образования (п. 2, 3 ст. 54 ГК РФ). При этом внутри одного города могут существовать различные муниципальные образования, например районы (ч. 1 ст. 2 ФЗ от 06.10.03 № 131-ФЗ, п. 2 ст. 54 ГК РФ).

С 2016 года смена места нахождения организации будет проходить в несколько этапов. Сначала организация должна обратиться в налоговую инспекцию по «старому» адресу и представить решение о смене места нахождения (в течение трех дней после его принятия) и заявление о внесении в ЕГРЮЛ соответствующих изменений.

После внесения этих сведений в ЕГРЮЛ и появления записи в реестре налоговики пересылают регистрационное дело в инспекцию по новому месту нахождения юрлица.

И только через 20 дней после появления этой записи можно обратиться в инспекцию по новому адресу и представить заявление на госрегистрацию изменений в учредительных документах и ЕГРЮЛ (п. 5 письма ФНС России от 27.03.

15 № СА-4-14/5039@), а также документы, подтверждающие право пользования объектом недвижимости (свидетельство о праве собственности, договор аренды или др.).

В заявлении должен быть указан адрес, относящийся к новому месту нахождения, то есть нельзя будет переехать, например, из Москвы в Екатеринбург и оставить московский почтовый адрес. При этом налоговики будут вправе приостановить регистрацию изменений для проверки их на достоверность.

Если вовремя не опровергнуть результаты проверки, в ЕГРЮЛ появится запись о недостоверности сведений. Руководителей могут признать подставными, а контрагенты могут отказаться от сотрудничества.

Проверка на достоверность

С 2016 года любые сведения, включаемые или уже включенные в ЕГРЮЛ, могут быть проверены ИФНС. Во-первых, если у инспекторов возникли обоснованные сомнения в их достоверности. Во-вторых, по заявлению заинтересованных физлиц о недостоверности предстоящих изменений или уже содержащихся в ЕГРЮЛ сведений, например, информации о давно вышедших участниках организации.

Приостановление регистрации изменений

При реорганизации, ликвидации или изменении учредительных документов налоговики смогут приостановить госрегистрацию не более чем на месяц, чтобы проверить «подозрительную» информацию.

Если «подозрения» подтвердятся, то в госрегистрации этих сведений откажут. Для регистрации новых организаций процедура приостановления применяться не будет. Их сначала зарегистрируют, внесут в реестр и только потом смогут проверить (п.

 1 письма ФНС России от 27.03.15 № СА-4-14/5039@).

«Черная метка» при сомнении в достоверности

Если по результатам проверки будут выявлены недостоверные сведения, уже содержащиеся в ЕГРЮЛ, компании будет направлено уведомление.

В ответ на него в течение 30 дней нужно будет сообщить достоверные данные либо представить документы, опровергающие неблагоприятные результаты проверки. Иначе в ЕГРЮЛ будет внесена запись о недостоверности содержащихся в нем сведений.

Теперь для этого не требуется ни заявлений организации, ни вынесения судебных решений (см. 67-ФЗ и п. 2 письма ФНС России от 27.03.15 № СА-4-14/5039@).

Запись о недостоверности может быть внесена в сведения об адресе, месте нахождения, руководителе и (или) учредителе юрлица и другие данные, перечисленные в пп. «в», «д», «л» п. 1 ст. 5 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

Руководителей или учредителей организаций с «черной меткой» могут признать подставными лицами и впоследствии отказать им в регистрации нового юрлица. А от сотрудничества с компанией, у которой есть такая «метка», могут отказаться добросовестные контрагенты.

Поэтому важно оперативно реагировать на уведомления налоговиков.

Проверка достоверности данных пока детально не регламентирована. Но уже сейчас можно предположить, что при проверке указанного в ЕГРЮЛ адреса налоговики смогут получить объяснения от владельца помещения, запросить справку о количестве арендаторов и даже осмотреть объект недвижимости.

Кроме того, усилена административная ответственность за представление заведомо ложных сведений для внесения в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, также за повторное непредставление или представление недостоверных сведений. Подробнее читайте тут.

Отказ в регистрации

С 2016 года у налоговиков появятся дополнительные основания для отказа в госрегистрации. Такая неприятность ожидает юрлицо, учредитель или директор которого неблагоприятно зарекомендовал себя на поприще управления. Соответствующими подпунктами Закон № 67-ФЗ дополняет п. 1 ст. 23 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

В частности, в течение трех лет не сможет выступать руководителем или участником (учредителем) юрилица тот, кто связан с компаниями:

  • исключенными из ЕГРЮЛ как недействующие юрлица с задолженностью перед бюджетом (также при ее списании по причине наличия у организации признаков недействующей);
  • по которым в ЕГРЮЛ содержится запись о недостоверности;
  • по которым не исполнено решение суда о принудительной ликвидации.

Кроме того, основанием для отказа в госрегистрации станет несоблюдение установленного законодательством РФ порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юрлица, а также других обязательных требований 129-ФЗ (см. п. 3 письма ФНС России от 27.03.2015 № СА-4-14/5039@).

Также Законом 67-ФЗ уточнена процедура ликвидации юридического лица. Подробнее читайте тут.

К подставным теперь относятся лица, персональные данные которых были использованы для регистрации юрлица без их ведома, а также те, кто оформлен как орган управления юрлица в отсутствие цели реального управления.

Особое внимание к «подставным» лицам

Законом № 67-ФЗ внесены изменения в ст. 173.1 и 173.2 УК РФ, в которых теперь установлено понятие подставного лица. К ним относятся:

  • Лица, являющиеся учредителями или органами управления организации, данные о которых были внесены в ЕГРЮЛ путем введения в их заблуждение либо без их ведома. Например, при потере документов и регистрации юрлица по утерянному паспорту.
  • Лица, являющиеся органами управления организации, у которых отсутствует цель управления юрлицом, например, фиктивные директора и т д.

Преступлением считается не только образование (создание, реорганизация) юрлица через подставных лиц, но и любое последующее внесение в ЕГРЮЛ сведений о них.

Кроме того, представление и приобретение документов для регистрации юрлица через подставное лицо будет считаться преступлением в любом случае.

Напомним, ранее это было преступлением только в том случае, если лицо осознавало, какие противозаконные финансовые операции, сделки с денежными средствами или иным имуществом будут впоследствии совершены с использованием такого юрлица.

Со «Светофором» проверять контрагентов легко. Сервис автоматически проверит данные из 16 официальных источников и сформирует отчет. Вам останется только изучить найденные по компании факты

Узнать больше

Нотариусам — больше полномочий

Закон № 67-ФЗ вносит изменения в «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» от 11.02.1993 № 4462-1. Так, с 01.07.2015 при внесении изменений в ЕГРЮЛ нотариус обязан использовать государственные информационные ресурсы для получения достоверной информации о личности заявителя. Однако большая часть изменений вступает в силу с 01.01.2016:

  • Все сделки, связанные с изменением уставного капитала, должны будут обязательно заверяться нотариусом. В том числе сделки о переходе, продаже либо залоге доли или ее части в ООО третьему лицу, решения общего собрания участников ООО об увеличении уставного капитала и состав участников, присутствовавших на собрании. Поэтому необходимо приглашать нотариусов на такие собрания. Заявителем по этим сделкам будет являться именно нотариус, только он сможет отправлять запрос в регистрирующий орган о внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ.
  • Нотариусы получат право по просьбе налогоплательщика представлять документы на госрегистрацию предприятий в регистрирующий орган в электронном виде с обязательным заверением своей электронной подписью. Через нотариуса также можно будет получить документы, подтверждающие внесение записи в соответствующий государственный реестр или отказ в госрегистрации.
  • Налоговые органы смогут запрашивать у нотариусов сведения по госрегистрации юрлиц и ИП. Планируется, что такая мера сведет к минимуму фальсификацию нотариальных действий в сфере госрегистрации.

Также следует отметить, что добавлена возможность видеофиксации совершения нотариального действия.

Ольга Ульянова,
эксперт по вопросам бухгалтерского, налогового и управленческого учета, финансовый директор и совладелец консалтинговой компании «ЭКВИТИ ОМ» («сервис-паровоз»).

Имеет два высших образования — экономическое и юридическое.

Стаж работы в холдинговых структурах, крупных международных компаниях на руководящих позициях (главный бухгалтер, финансовый директор, заместитель генерального директора по бухгалтерскому учету и аудиту, аудитор).

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.