Обязательное досудебное обжалование решений налоговых органов

Содержание

Судебное и досудебное урегулирование налоговых споров

Обязательное досудебное обжалование решений налоговых органов
Помощь квалифицированных юристов при обжаловании решений налогового органа, действий/бездействия должностных лиц ИФНС, досудебное урегулирование спора.

Досудебное урегулирование споровот 5 000 рубЗаписаться

Налоговые споры возникают между плательщиками и федеральной налоговой службой.

По законодательству, разрешение конфликта возможно в нескольких вариантах:

  • Досудебное (мирное) урегулирование – претензии в вышестоящий орган.
  • Арбитражные разбирательства в суде – длительный, но эффективный процесс, в котором важно знать свои права и обязанности.

В данном материале мы расскажем о преимуществах каждого из вариантов.

Обратите внимание! Урегулирование споров в досудебном порядке стало обязательной процедурой согласно Федеральному закону «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» от 02.07.2013 г. № 153-ФЗ ( далее – Закон №153-ФЗ).

Прежде чем обратиться в суд с заявлением, нужно пройти все этапы мирного урегулирования конфликта, обратившись по иерархии (от регионального органа налоговой службы до федерального). Причиной обжалования могут быть:

  • Акт камеральной (выездной) проверки предприятия.
  • Отказ в выплате излишек налога (налоговый вычет).
  • Недоимка и требования по ее уплате.
  • Постановление о взыскании налогов.

Обратиться сразу в суд без досудебного урегулирования спора разрешается только в случае, если федеральный налоговый орган не принял решение по жалобе в установленный законом срок (п. 2 ст. 138 НК РФ).

При конфликтах с органами власти рекомендуем иметь юридическую защиту со стороны адвоката или квалифицированного юриста.

Не обязательно заказывать полное сопровождение процедуры, иногда достаточно лишь консультации специалиста, который объяснит ваши права и оценит перспективы дела.

Этапы разрешения налоговых споров

При досудебном урегулировании споров важно соблюдать установленную очередность. При нарушении порядка действий все придется начинать с самого начала, что повлечет нарушение сроков и временные потери, а решение налоговой в это время обретет законную силу. Консультация и поддержка юристов нашей компании позволит решить проблемы по закону и в максимально сжатые сроки.

Этапы урегулирования налоговых споров:

  1. Составление жалобы.
  2. Подача жалобы в налоговую службу по месту регистрации плательщика на вынесенное решение налоговой.
  3. Получить результат проверки вышестоящего органа.
  4. Апелляция в суд отправляется при невозможности разрешения спора в досудебном порядке.

Профессиональные юристы рекомендуют решить спор до начала судебных тяжб, которые предусматривают оплату госпошлины и длительные процедуры проверок. Избежать сложностей можно при юридической грамотности и знании закономерности собственных действий, в чем помогут квалифицированные юристы нашей компании.

Досудебное обжалование решений налоговых органов

Любые решения налоговых проверок ненормативного характера (на основании ст. 101, ст. 101.4 НК РФ), действия/бездействие должностных лиц можно обжаловать в суде после неудачного досудебного урегулирования спора. Исключение – обжалование актов, принятых федеральной службой по итогам рассмотрения жалоб, включая апелляционные.

Обратите внимание! Несоблюдение установленного законом порядка досудебного урегулирования спора не дает налогоплательщику права возражать при рассмотрении дела в суде или вышестоящих органах без веских причин.

В спорных вопросах лучше заручиться поддержкой профессиональных юристов нашей компании, которые помогут собрать требуемые документы, правильно оформить возражение и проконсультируют по всем вопросам.

Подача возражения

Акт проведенной налоговой проверки может быть обжалован физическим и юридическим лицом. Независимо от ранга и возраста налогоплательщика вести его дела может уполномоченное лицо по доверенности, заверенной нотариусом в соответствии с ГК РФ.

Порядок подачи жалобы в общем и апелляционном варианте схож, что прописано в ст. 139 и ст. 139.1 НК РФ.

Письменный вариант возражений подается в проверяющую налоговую инспекцию по месту регистрации физлица или предприятия. Досудебные споры предусматривают обжалование в срок не позднее установленного по действующему законодательству:

  • акт фискальной службы ненормативного характера – 1 месяц с момента получения документа (п. 6 ст. 100, п. 5 ст. 101.4 НК РФ);
  • для вспомогательных мероприятий – 10 дней после срока, указанного в налоговом документе (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).

В законную силу результат по жалобе вступает с момента его принятия фискальным органом (п. 6 ст. 140 НК РФ). Время на рассмотрение возражения составляет 1 месяц с момента обращения. По итогу принимается одно из возможных постановлений:

  • отказ в удовлетворении возражения;
  • отмена предыдущего результата проверки;
  • отмена части акта налоговой проверки;
  • полная отмена решения и принятие нового.

Новое решение вступает в силу сразу после принятия (п. 2 ст. 101.2 НК РФ). Если возражение не было удовлетворено, то первоначальный вариант вступает в силу сразу после окончания срока обжалования.

В п. 9 ст. 101 НК РФ прописано, что решения обретают законную силу через 30 дней с момента вручения документа. Если получатель пытается всячески скрывается, то документ считается врученным на 6-й день с даты его отправки заказным письмом.

Обжаловать документ можно в отведенный срок до того момента, пока оно не вступило в законную силу. Дальнейшие споры могут дать положительный результат только при наличии весомых доказательств правоты налогоплательщика и обоснованных причин позднего обращения. В данном случае правильно будет воспользоваться помощью юристов нашей компании.

Апелляционная жалоба подается через налоговую в вышестоящий орган, который обязан рассмотреть и ответить заявителю о положительном/отрицательном решении. То, что не оспаривается и не отменяется, вступает в законную силу и подлежит исполнению.

Если физлицо или юрлицо не согласно с вышестоящим решением, то жалоба на результат апелляционного возражения направляется в федеральную налоговую службу (п. 2 ст. 139 НК РФ) не позднее 3-х месяцев.

По причине отсутствия высшего организационного звена в налоговой обжаловать результат повторной проверки федеральными структурами, а также действие/бездействие должностных лиц можно только в судебном порядке. В данном случае лучше обратиться за поддержкой к опытным юристам.

Если вы пропустили сроки обжалования, и налоговое заключение обрело силу, вы можете подать возражение в течение 1 года. Согласно п. 5 ст. 138 НК РФ оспаривание решения не отменяет его силы и не приостанавливает его действие.

Если причина пропуска сроков обжалования весомая, то налогоплательщик имеет право ходатайствовать о возобновлении сроков досудебного разбирательства. Документ направляется в вышестоящий фискальный орган, который принимает решение (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Как составить жалобу в вышестоящий орган

Возражения можно подавать в нотариальный орган лично или по почте (ценным письмом с вложением). Факт передачи/приема документа фиксируется подписью представителя налоговой на втором экземпляре для налогоплательщика или уведомлении о передаче письма адресату.

В апелляционной и общей жалобе указывают:

  • Данные налогоплательщика, выдвигающего возражения.
  • Акт налоговой проверки, обжалуемый в данном случае.
  • Данные налоговой, проводившей проверку.
  • Основания для возражений.
  • Требования налогоплательщика (в них вы можете указать на несоответствие действий работника налоговой законам, кодексам, установленному регламенту, требовать отменить результаты проверки или их часть, провести новую проверку и т.д.).

Обратите внимание! В законодательстве не предусмотрены выплаты государственной пошлины в случаях досудебного урегулирования налоговых споров.

Если заявление/жалобы подает законный представитель, то прилагается документ, подтверждающий его полномочия (п. 4 ст. 139.2 НК РФ).

Преимущества досудебного урегулирования налоговых споров

В судебной практике отмечено, что мирное урегулирование споров дает больший результат, чем судебное разбирательство, которое нередко затягивается на недели и месяцы. Среди положительных сторон досудебного решения спора выделим следующие:

  • Упрощенный порядок обращения налогоплательщиком непосредственно в свою инспекцию, которая передает жалобу по иерархии.
  • Рассмотрение происходит в сжатые сроки – 1 месяц с момента обращения, тогда как в суде предусмотрен период рассмотрения иска от 3 до 6 месяцев с момента подачи заявления (ч. 1 ст. 152 АПК РФ)
  • Безвозмездность спорного решения. Другими словами – гражданин (или юрлицо) не обязан оплачивать госпошлину, которая составляет от 200 до 2000 рублей (для физлиц и юрлиц соответственно). Данный пункт отмечен в п. 3 ст. 333.21 НК РФ.
  • Апелляционная жалоба приостанавливает решение до момента принятия нового.
  • Досудебное урегулирование подразумевает конфиденциальность, что защищает репутацию налогоплательщика.
  • Любое подразделение налогового аудита вправе отменять/изменять решения нижестоящих органов независимо от наличия жалобы по причине несоответствия решения действующему законодательству (ст. 9 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» от 21.03.91 № 943-1 , п. 3 ст. 31 НК РФ).
  • Налогоплательщик при признании нарушений налогового законодательства имеет право на смягчение штрафных санкций.

Разрешить спор между налоговой и налогоплательщиком можно самостоятельно или воспользовавшись помощью опытных юристов нашей компании.

Задать любой вопрос по спорам с налоговой вы можете в чате, по телефону или через онлайн-форму на сайте. Первая консультация  бесплатна. Юрист расскажет, куда подавать жалобу, как ее лучше составить, оценит законность требований, действий и решений налоговой, соберет доказательства вашей правоты, при необходимости юрист может по доверенности представить ваши интересы в суде.

Источник: https://pravo21vek.ru/services/ur/nalogovye-spory/dosudebnoe-uregulirovanie-sporov/

Порядок обжалования решения налогового органа в суде

Обязательное досудебное обжалование решений налоговых органов

Обжалование решения налогового органа в суде возможно в том случае, если процедура досудебного урегулирования споров не принесла желаемых результатов — налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа. Рассмотрим в нашей статье, в какие сроки происходит обжалование решений налоговых органов, основные этапы данной процедуры и документальное оформление.

Подаем заявление с обжалованием решения налоговой службы в суд первой инстанции

Каковы сроки обжалования решения налогового органа в арбитражном суде

Как должно выглядеть заявление в суд о признании решения налогового органа по проведенной проверке недействительным

Технические тонкости оформления заявления

Какие документы следует приложить к заявлению в арбитражный суд

Итоги

Подаем заявление с обжалованием решения налоговой службы в суд первой инстанции

Чтобы признать решение налоговиков недействительным, в первую очередь нужно обратиться в арбитражный суд по месту нахождения налогового органа с заявлением (п. 4 ст. 138 НК РФ, подп. 2 п. 1 ст. 29, ст. 34, 35 АПК РФ).

Заявления налогоплательщиков — физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, рассматриваются в судах общей юрисдикции (п. 4 ст. 138 НК РФ, ст. 24 ГПК РФ, п. 2 ч. 2 ст. 1, ст. 19, ч. 1 ст. 22, чч. 1, 5 ст. 218, ч. 3 ст. 24 КАС РФ).

Рассмотрение заявлений происходит в соответствии с нормами искового производства и особенностями, установленными гл. 24 АПК РФ.

Судья единолично рассматривает дело не более 3 месяцев, включая срок на подготовку к судебному разбирательству и принятие решения. Данный срок может быть продлен, если дело окажется достаточно сложным или в процессе будет задействовано большое количество участников (п. 1 ст. 200 АПК РФ).

Если решение арбитражного суда не устроит налогоплательщика, то он может обжаловать его в судах вышестоящих инстанций.

Повторно обратиться в арбитражный суд по одному и тому же решению налогового органа уже не удастся, даже если позднее будут приведены новые доводы в обоснование позиции заявителя.

При повторном обращении по тому же делу арбитражный суд должен прекратить производство по делу со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.

В возобновлении того же самого дела налогоплательщику будет отказано (ч. 3 ст. 151 АПК РФ).

Пример

В арбитражный суд поступило заявление налогоплательщика о признании решения по итогам налоговой проверки незаконным в связи с нарушениями налоговой инспекции, допущенными в ходе проверки. Других доводов заявлено не было. Суд не удовлетворил требование заявителя.

Позднее налогоплательщик повторно обратился в арбитраж с заявлением о признании того же решения недействительным, в котором указал, что доначисления по налогу на прибыль были произведены неправомерно. Хотя в заявлении были приведены новые доводы, суд обязан прекратить производство по данному делу.

См. также «Порядок действий налогоплательщика, если он не согласен с решением о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности по итогам проверки».

Каковы сроки обжалования решения налогового органа в арбитражном суде

Налогоплательщик может обратиться в суд, если его не устраивает результат рассмотрения вышестоящим налоговым органом его жалобы (апелляционной жалобы). Решение по жалобе налоговики должны принять в течение 1 мес. со дня ее получения (п. 6 ст. 140 НК РФ).

Учтите, что срок рассмотрения жалобы может быть продлен, но не более чем на 1 месяц, о чем налогоплательщик должен быть извещен в течение 3 дней с момента принятия решения такого решения вышестоящим налоговым органом.

В течение 3 месяцев после получения решения вышестоящего налогового органа по проведенной проверке налогоплательщик может обратиться в суд с тем, чтобы обжаловать данное решение (ч. 4 ст. 198 АПК РФ, п. 1 ст. 219 КАС РФ, п. 3 ст. 138 НК РФ).

Если вышестоящий налоговый орган не успеет вынести решение по жалобе налогоплательщика в сроки, установленные п. 6 ст. 140 НК РФ, налогоплательщику можно обратиться в суд, не дожидаясь вынесения данного решения (абз. 2 п. 2, п. 3 ст. 138 НК РФ).

3-месячный срок исчисляется в соответствии с нормами, установленными ст. 113, 114 АПК РФ или ст. 107, 108 ГПК РФ, ст. 92,93 КАС РФ. Зачастую суды восстанавливают срок подачи заявления, но только в том случае, если посчитают, что он был пропущен по уважительной причине.

Как должно выглядеть заявление в суд о признании решения налогового органа по проведенной проверке недействительным

В процессе оформления заявления в суд о признании решения налоговой службы недействительным:

  • Определите форму его подачи. Заявление можно подать как на бумажном носителе, так и воспользовавшись средствами электронной связи (абз. 2 ч. 1 ст. 41, ч. 1 ст. 125, ч. 1 ст. 199 АПК РФ, пп. 1, 8, 9 ст. 125, п. 1 ст. 220 КАС РФ).
  • Проконтролируйте исполнение формальных требований заявления (они указаны в ч. 1 ст. 199 АПК РФ, п. 2 ст. 125 КАС РФ).
  • Уделите внимание основной части заявления. Она должна содержать аргументы налогоплательщика о том, по каким причинам он считает доводы налоговой службы не соответствующими действительности или нормам законодательства. Налогоплательщику нужно привести достаточно весомые аргументы, в том числе и ссылки на документы и конкретные обстоятельства, чтобы убедить суд в своей правоте.
  • Проанализируйте и включите в заявление все нарушения, допущенные налоговиками в процессе досудебного урегулирования спора.

Так, если налогоплательщик не участвовал в рассмотрении материалов налоговой проверки или ему не дали возможности объяснить какие-либо обстоятельства, то об этом нужно упомянуть в заявлении. Суд обязательно должен принять такие факты во внимание и не оставить их без рассмотрения.

Бывает, что у налогоплательщика есть сведения, доказывающие, что в ходе налоговой проверки, а также при составлении решения о привлечении к ответственности и акта проверки налоговиками были допущены серьезные нарушения. Тогда в заявлении необходимо привести имеющиеся сведения. Кроме того, можно указать и на нарушения сроков проверки, если таковые имелись.

Таким образом, все собранные факты, указывающие на нарушения налоговиков, помогут склонить судью на сторону налогоплательщика.

Технические тонкости оформления заявления

Заявление необходимо формулировать грамотно и четко. После каждого аргумента лучше всего приводить ссылки:

  • на действующие в спорный момент законодательные акты, нормы Налогового кодекса;
  • ссылки на судебные акты, изданные Высшим арбитражным судом РФ, Верховным судом РФ или арбитражными судами вашего судебного округа;
  • разъяснения Минфина и ФНС России, если они соответствуют спорному вопросу.

Обязательно следует обратить внимание на такие обстоятельства, которые могут повлиять на решение суда, если налогоплательщика все же привлекут к ответственности:

  • обстоятельства, исключающие привлечение к ответственности (ст. 109 НК РФ);
  • смягчающие обстоятельства (ст. 112, 114 НК РФ);
  • обстоятельства, исключающие вину налогоплательщика в совершении правонарушения (ст. 111 НК РФ), и т. д.

Таким образом, составить заявление в суд достаточно непросто, поэтому есть смысл обратиться к грамотным юристам для выполнения этой задачи.

Какие документы следует приложить к заявлению в арбитражный суд

К заявлению обычно прилагаются документы, перечисленные в ст. 126 АПК РФ. Приведем наиболее важные из них:

1. Копия оспариваемого решения налогового органа (ч. 2 ст. 199 АПК РФ).

2. Копия решения вышестоящего налогового органа по жалобе налогоплательщика.

Данный документ является доказательством того, что досудебный порядок обжалования соблюдался, поскольку выходить в суд с заявлением можно только после обжалования решения налоговиков в вышестоящем налоговом органе (п. 7 ч. 1 ст. 126, ч. 2 ст. 199 АПК РФ).

Если же вышестоящий налоговый орган не вынес решения своевременно, то к заявлению можно приложить копию жалобы с отметкой вышестоящего налогового органа о ее принятии либо копию описи вложения в почтовое отправление и уведомления о его вручении, если жалоба направлялась по почте.

3. Ходатайство о приостановлении действия оспариваемого решения налогового органа (ч. 3 ст. 199 АПК РФ, информационное письмо президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 83).

Если заявление в суд подается в электронном виде, то все прилагаемые документы также представляются электронно (абз. 2 ч. 1 ст. 41, ч. 2 ст. 126 АПК РФ).

Кроме того, все прилагаемые к заявлению документы вместе с самим заявлением должны быть направлены в налоговую службу и всем лицам, которые участвуют в деле. Направлять документы следует заказной почтой с уведомлением о вручении. Квитанции, свидетельствующие о почтовых отправлениях, прилагаются к исковому заявлению, подаваемому в арбитражный суд (п. 1 ч. 1 ст. 126 АПК РФ).

Основные правила разрешения налоговых споров узнайте из этой публикации.

Итоги

Заявление в суд можно подать на бумаге или в электронной форме. Изложите в нем аргументы, подтверждающие вашу позицию. Поясните, почему вы считаете доводы налоговиков не соответствующими действительности и/или нормам законодательства.

К заявлению приложите подтверждающие документы и иные бумаги из перечня, указанного в ст. 126 АПК (копии оспариваемого решения налогового органа, копии решения вышестоящего налогового органа по жалобе налогоплательщика и др.).

О том, по какой форме подать возражения на акт проверки, читайте в материале «Возражения на акт проверки — новая форма от ФНС».

Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен

Подписаться

Источник: https://nalog-nalog.ru/nalogovaya_proverka/rezultaty_nalogovyh_proverok/poryadok_obzhalovaniya_resheniya_nalogovogo_organa_v_sude/

Обжалование решений налоговых органов по результатам проверки

Обязательное досудебное обжалование решений налоговых органов

Последние несколько лет достаточно активно применяется обязательная процедура досудебного обжалования решений налоговых органов по камеральным и выездным налоговым проверкам. В данной статье более подробно рассмотрен вопрос обжалования решения налогового органа по результатам налоговой проверки, а также основание, порядок и сроки подачи возражений на акт налоговой проверки.

Подача в налоговый орган возражений по акту налоговой проверки: основание, порядок, сроки

В соответствии с пунктом 5 статьи 100 Налогового кодекса РФ акт налоговой проверки вручается проверяемому налогоплательщику в течение пяти дней с момента его составления.

По общему принципу при отправке акта налоговой проверки налоговым органом по почте, датой его вручения будет являться шестой день со дня его отправки.

К акту налоговой проверки обязательно должны быть приложены документы, подтверждающие факт нарушения налогового законодательства РФ, выявленные инспекторами в ходе налоговой проверки (п.3.1 ст.100 Налогового кодекса РФ).

Более подробную информацию о сроках и порядке составления налоговыми органами акта выездной налоговой проверки можно узнать из наших статей: «Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки и его вступление в законную силу», «Оформление результатов налоговой проверки».

Итак, получив на руки акт налоговой проверки, налогоплательщик может не согласиться с результатами выездной налоговой проверки, как в целом, так и в отдельной его части.

С целью защиты прав налогоплательщика налоговое законодательство РФ закрепило за налогоплательщиком право подачи письменных возражений на акт налоговой проверки в течение тридцати дней с момента его получения (см. п.6 ст.100 Налогового кодекса РФ, Письмо ФНС России от 07августа 2015 года № ЕД-4-2/13890).

К письменным возражениям на акт налогоплательщик вправе прикладывать заверенные копии документов, подтверждающих обоснованность его возражений.

Десятидневный срок, что установлен пунктом 1 статьи 101 Налогового кодекса РФ для вынесения решения по результатам проведенной проверки, исчисляется после истечения одного месяца, установленного пунктом 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ.

Возражения подаются в произвольной форме в письменном виде в течение 15 рабочих дней со дня получения акта налоговой проверки (п. 6 ст. 100 Налогового кодекса  РФ). Акт налоговой проверки не является ненормативным актом налогового органа, на основании которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налогов и не может являться самостоятельным основанием для обращения в суд с требованием о включении в реестр задолженности по уплате налогов, пеней, штрафов (см. Определение АС Республики Алтай от 19 февраля 2016 года № А02-1081/2015).

Какой-либо установленный формы возражений на акт налоговой проверки законодатель не устанавливает, как и требований к их содержанию.

Поэтому налогоплательщику при составлении письменных возражений достаточно соблюсти общепринятый порядок их составления: привести общую часть (в которой указываются реквизиты налогоплательщика – ИНН, КПП, юридический адрес и т.п.

, дата и место составления возражений, период, вид налога, который проверялся налоговой проверкой), а затем описать содержательную часть возражений (указываются конкретные пункты акта налоговой проверки, с которыми не согласен налогоплательщик, ссылки на статьи Налогового кодекса РФ, в том числе Письма Минфина России, которые можно посмотреть на официальном сайте налоговой службы, приводятся примеры из арбитражной практики по данному вопросу).

Возражения на акт налоговой проверки рассматриваются руководителем налогового органа, проводившего налоговую проверку или его заместителем. В соответствии с пунктом 7 статьи 101 Налогового кодекса РФ по результатам рассмотрения представленных возражений руководитель либо заместитель руководителя налогового органа выносит решение:

  • о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение  по поданным налогоплательщиком письменным возражением должны быть приняты в течение десяти дней со дня истечения срока на представление таких возражений. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (см. п.1 ст.101 Налогового кодекса РФ).

Судебное обжалованиеналоговых решений, принятых по результатам налоговой проверки: основания, порядок, сроки

С 2009 года законодателем был введен обязательный досудебный порядок обжалования решения налогового органа о привлечении либо об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Несоблюдение досудебного порядка обжалования может затруднить или даже сделать невозможным обжалование решения налогового органа.

Именно поэтому налогоплательщик должен знать установленную законом процедуру обжалования решения налогового органа.

Также Налоговый кодекс РФ устанавливает обязательную досудебную процедуру урегулирования споров, возникших между налоговым органом и налогоплательщиком в связи с привлечением налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения (см. п.1 ст.104 Налогового кодекса РФ).

В силу вышеуказанной нормы именно до момента обращения в суд, налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.

И только в случае отказа налогоплательщика в добровольном порядке уплатить сумму налоговой санкции или пропуска срока ее уплаты, налоговый орган направляет в арбитражный суд иск о взыскании с налогоплательщика неуплаченной суммы налоговой санкции, предусмотренной за совершение налогового правонарушения.

С точки зрения  судов, под соблюдением налоговым органом досудебной процедуры урегулирования спора с налогоплательщиком признается  вручение налогоплательщику решения о привлечении его к налоговой ответственности или вручение требования налогоплательщику о добровольной уплате недоимки по налогам, пеней и штрафных санкций.

Налогоплательщик, в свою очередь, вправе  обратиться в арбитражный суд с заявлением о приостановлении исполнения решения (см. п. 3 ст. 138 Налогового кодекса РФ). Такое исковое заявление налогоплательщик вправе предъявить в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, то есть когда он узнал о  вступлении решения налогового органа в законную силу (см. ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ). Приостановление исполнения решения производится в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Несоблюдение досудебного порядка обжалования акта налоговой проверки является основанием для оставления искового заявления налогоплательщика без рассмотрения (см.

Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 15 февраля 2016 года по делу            № А73-17478/2015, Определение Арбитражного суда Самарской области от 17 июня 2015 года по делу № А55-11027/2015).

Поэтому, прежде чем обратиться в суд, налогоплательщик должен пройти процедуру досудебного обжалования решения налогового органа, то есть сначала решение налогового органа обжалуется в вышестоящий налоговый орган, только после этого налогоплательщик может обращаться в суд (см. п.1, 5 ст. 101.

2 Налогового кодекса РФ). Минуя обжалование решения налогового органа в вышестоящем налоговом органе, в судебной инстанции исковое заявление налогоплательщика будет оставлено без рассмотрения (см. пп. 2 п. 1 ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Налогоплательщик имеет право обжаловать решение налогового органа как полностью, так и в отдельной его части. Равно как налогоплательщик вправе обжаловать в вышестоящий налоговый орган как вступившее, так и не вступившее в законную силу решение нижестоящего налогового органа. Жалоба на не вступившее в законную силу решение налогового органа является апелляционным.

Апелляционная жалоба на решение налогового органа не вступившее в законную силу подается налогоплательщиком в письменной форме согласно пункта 3 статьи 139 Налогового кодекса РФ, в налоговый орган, вынесший обжалуемое решение. Конкретных требований к форме и содержанию жалобы Налоговый кодекс РФ не содержит, а это означает, что такая жалоба может быть составлена в произвольной форме.

задача заявителя четко обосновать заявляемые в жалобе требования. Жалоба подписывается налогоплательщиком либо его представителем, в случае с последним, такие полномочия нужно будет подтвердить документально (см. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 24 декабря 2009 года № Ф 03-7521/2009). К жалобе налогоплательщик может приложить документы, подтверждающие его требования (см. абз. 1 п.

2 ст. 139 Налогового кодекса РФ).

В течение трех дней со дня поступления жалобы налогоплательщика налоговый орган направляет ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган (см. п. 3 ст. 139 Налогового кодекса РФ).

Однако, вышестоящий налоговый орган может и не отменить решение нижестоящего налогового органа, в таком случае решение нижестоящего налогового органа вступит в законную силу с даты его утверждения вышестоящим налоговым органом.

Но не стоит отчаиваться, потому что такое решение налогоплательщик сможет обжаловать его в административном или судебном порядке, руководствуясь положениями статей 138-141 Налогового кодекса РФ (см. Письмо Минфина России от 20 ноября 2009 года № 03-02-07/1-516).

Административный порядок обжалования решения налогового органа, принятого по результатам проверки, подразумевает подачу жалобы в вышестоящий налоговый орган.

В случае если налогоплательщиком апелляционная жалоба на решение налогового органа не подавалась, он может обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган даже после вступления решения в законную силу, об этом говорится в пункте 3 статьи 101.2 Налогового кодекса РФ.

Подать такую жалобу налогоплательщик вправе в течение двенадцати месяцев с момента вынесения итогового решения по результатам налоговой проверки (см. абз. 4 п. 2 ст. 139 Налогового кодекса РФ).

Что касается судебного обжалования актов налоговых органов, а также действий (бездействия) их должностных лиц, оно осуществляется путем подачи соответствующего заявления в арбитражный суд, руководствуясь нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ (см. п.2 ст.138 Налогового кодекса РФ). При этом напрямую в арбитражный суд налогоплательщик вправе обжаловать:

  • решение налогового органа об отказе в зачете или возврате налога;
  • требование налогового органа об уплате налога, пеней, штрафов;
  • действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов.

Пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрено право налогоплательщика обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия должностных лиц незаконными, если считают, что оспариваемые им акты одновременно:

  • не соответствуют закону или иному принятому в соответствии с этим законом нормативному правовому акту;
  • нарушают права и законные интересы налогоплательщика в сфере предпринимательской деятельности, либо неправомерно возлагают на налогоплательщика какие-либо обязанности, а также создают препятствия для осуществления налогоплательщиком предпринимательской деятельности.

В завершение рассматриваемой темы добавим, что правовые последствия отмены решения налогового органа о привлечении либо об отказе в привлечении к налоговой ответственности арбитражным судом и вышестоящим налоговым органом различны.

Так при отмене решения налогового органа о привлечении либо об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности вышестоящим налоговым органом прекращаются действия принятого решения на будущее, а в случае отмены решения налогового органа арбитражным судом влечет признание такого решения  недействующим с момента его принятия, то есть такое решение считается незаконно вынесенным налоговым органом изначально.

Источник: http://apgmag.com/obzhalovaniye-resheniy-nalogovogo-organa-po-rezultatam-nalogovoy-proverki/

Досудебное обжалование ненормативных актов ИФНС

Обязательное досудебное обжалование решений налоговых органов

Источник: журнал «Главбух»

Действия или бездействие должностных лиц налоговой инспекции могут быть оспорены в суде. Но судьи не примут исковое заявление, если не соблюден досудебный порядок. Жалоба в вышестоящую инспекцию может быть подана в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (письмо Минфина России от 17 января 2014 г. № 03-02-08/1243).

Когда обязательно досудебное обжалование

Законодательством установлена обязательное досудебное обжалование ненормативных актов налоговой инспекции, а также действий или бездействия ее должностных лиц (п. 2 ст. 138 Налогового кодекса РФ). В досудебном порядке нужно обжаловать:

  • любой ненормативный акт, который вынесли налоговики в отношении предприятия при взыскании недоимки, пеней или штрафов (решение, требование, постановление и др.);
  • любые действия или бездействие должностных лиц в связи с выполнением ими своих обязанностей.

Эта норма не распространяется:

  • на ненормативные акты, принятые вышестоящей налоговой инспекцией по итогам рассмотрения жалоб, в том числе апелляционных;
  • на ненормативные акты ФНС России и действия (бездействие) ее должностных лиц.

Они могут быть сразу обжалованы в суде.

Законодательство не дает определения, что является ненормативным правовым актом. В соответствии с общепринятым понятием под ним подразумевается односторонний правовой акт индивидуального характера, изданный соответствующим органом власти, в частности налоговой инспекцией.

Он должен содержать властные предписания, обязательные для исполнения конкретным лицом (предприятием). Он принимается в целях урегулирования конкретного отношения, и его действие исчерпывается его исполнением.

В отличие от нормативного акта ненормативный не содержит правовых норм и не требует неоднократного исполнения.

Какие решения ИФНС можно обжаловать

Если предприятие не согласно с выводами инспектора, изложенными в акте выездной или камеральной проверки, и желает их оспорить, оно должно соблюсти порядок досудебного урегулирования и сначала направить возражения в налоговую инспекцию. Для этого в течение одного месяца со дня получения акта в ИФНС нужно представить письменные возражения (п. 6 ст. 100 Налогового кодекса РФ).

Если такая жалоба будет подана, то впоследствии предприятие имеет право обжаловать решение, которое будет принято на основании этого акта, в вышестоящем органе, а после этого в суде ( п. 1–2 ст. 138 Налогового кодекса РФ). Конечно, если будет с ним не согласно.

Обжаловать можно не только решения по итогам налоговых проверок. В суд не примут исковые заявления, если компания пропустила обжалование ненормативных актов другого вида:

  • решения налоговиков о взыскании задолженности в бюджет за счет денежных средств (п. 2, 9–11 ст. 46 Налогового кодекса РФ);
  • поручения банку на списание недоимки (пеней, штрафов) со счетов и перечисление ее в бюджет (п. 2, 4 ст. 46 Налогового кодекса РФ);
  • постановления о взыскании недоимки (пеней, штрафов) за счет имущества предприятия (п. 1, 8 ст. 47 Налогового кодекса РФ);
  • решения о приостановлении операций по счетам в банке (п. 2, 2.1, 3 ст. 76 Налогового кодекса РФ);
  • постановления о наложении ареста на имущество организации ( п. 6 ст. 77 Налогового кодекса РФ);
  • содержания справки о состоянии расчетов по налогам, пеням, штрафам (подп. 10, 10.1 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса РФ);
  • неправильно составленного акта сверки расчетов с бюджетом.

Когда можно обжаловать действия должностных лиц

Таким же образом, соблюдая досудебный порядок урегулирования спора, предприятия теперь должны обжаловать и действия или бездействие должностных лиц налоговой инспекции. Согласно положениям Налогового кодекса РФ (ст. 33), налоговики обязаны действовать в строгом соответствии с законодательством.

Действием должностных лиц налоговых органов является их властное волеизъявление, которое не облечено в форму ненормативного акта. И если оно повлекло нарушение прав и свобод или создало препятствия к их исполнению, то предприятие должно подать жалобу, если собирается это действие оспаривать в суде.

Бездействием считается неисполнение чиновником обязанности, возложенной на него должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами и т. д. (п. 1 постановления Пленума Верховного суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2). В частности, предварительно нужно обжаловать:

  • несвоевременное направление (ненаправление) в адрес предприятия информации о состоянии его расчетов с бюджетом и наличии задолженности по налогам (подп. 10, 10.1 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса РФ);
  • незаконное применение обеспечительных мер, например, если налоговики приостановили операции по банковским счетам предприятия или наложили арест на его имущество до вынесения решения о взыскании задолженности по налогам;
  • принятие обеспечительных мер (приостановление операций по счетам в банке, арест имущества налогоплательщика) после того, как суд запретил исполнение решения о взыскании недоимки, пеней, штрафов;
  • несвоевременную отмену приостановления операций по банковским счетам, ареста имущества организации.

Решение по жалобе на действия или бездействие должностных лиц принимается налоговой инспекцией в течение 15 рабочих дней со дня ее получения (п. 6 ст. 140 Налогового кодекса РФ).

Срок рассмотрения может быть продлен, но не более чем на 15 дней. В случае если решение по жалобе налоговики в установленные сроки не приняли, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в суде.

Также там могут быть обжалованы и решения вышестоящей инспекции.

Каким образом составить жалобу в вышестоящую ИФНС

В Налоговом кодексе РФ содержатся определения понятий «жалоба» и «апелляционная жалоба» ( п. 1 ст. 138 Налогового кодекса РФ).

Жалобой признается обращение предприятия в налоговую инспекцию, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов ненормативного характера, принятых чиновниками, действий или бездействия должностных лиц. Она подается, если, по мнению предприятия, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц нарушают его права (п. 1 ст. 138 Налогового кодекса РФ).

Апелляционная жалоба отличается тем, что ее предметом является обжалование не вступившего в силу решения налоговиков о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного в соответствии со статьей 101 Налогового кодекса РФ. Форма и содержание жалобы, в том числе апелляционной, установлены в статье 139.2 Налогового кодекса РФ. В частности, жалоба должна быть подана в письменной форме и подписана либо заявителем, либо его представителем В жалобе указываются:

  • наименование и адрес организации, ее подающей;
  • обжалуемые акт налоговой инспекции, действия или бездействие ее должностных лиц;
  • наименование инспекции, чей акт или действия должностных лиц которой оспариваются;
  • основания, по которым предприятие, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
  • требования лица, подающего жалобу.

При обжаловании конкретных действий (бездействия) должностных лиц в жалобе желательно указать правовые нормы, которые были нарушены.

Если впоследствии придется обращаться за защитой своих прав в суд, то, согласно пункту 4 части 1 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в подаваемом заявлении должны быть перечислены законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствует оспариваемый акт, решение или действие (бездействие). Кроме того, в нем надо разъяснить, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца ( п. 4 ч. 2 ст.131 Гражданского процессуального кодекса РФ).

В жалобе также могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения. В случае подачи жалобы уполномоченным представителем лица к ней прилагаются документы, подтверждающие его полномочия.

К жалобе могут быть приложены и другие подтверждающие документы.

Как жалоба в вышестоящую ИФНС подается и рассматривается

Вначале жалоба направляется в вышестоящую инспекцию, а затем – по результатам рассмотрения – в арбитражный суд. Повторимся, что данное правило не применимо в отношении действий или бездействия должностных лиц ФНС России, которые сразу обжалуются в судебном порядке ( п. 2 ст. 138 Налогового кодекса РФ).

Жалоба подается через ту инспекцию, ненормативные акты или действия (бездействие) должностных лиц которой обжалуются (п. 1, 2 ст.139 Налогового кодекса РФ). Налоговая в свою очередь в течение трех дней направляет поданные документы в вышестоящую инспекцию.

Подать жалобу можно в течение одного года со дня, когда предприятие узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. В случае пропуска этого срока по уважительной причине он может быть восстановлен вышестоящей инспекцией.

В вышестоящей инспекции жалоба рассматривается без участия заявителя.

Налоговики вправе отказать в рассмотрении жалобы, если (п. 1 ст. 139.3 Налогового кодекса РФ):

  • нет подписи или не приложена доверенность на представителя, ее подписавшего;
  • пропущен срок подачи, а в жалобе нет ходатайства о его восстановлении (или в нем отказано);
  • до принятия решения она отозвана полностью или частично;
  • ранее уже рассматривалась жалоба по тем же основаниям.

Решение об отказе принимается в течение пяти рабочих дней. О чем предприятию сообщается письменно в течение трех рабочих дней со дня его принятия (п. 2 ст. 139.3 Налогового кодекса РФ).

При судебном обжаловании ненормативных актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц заявление в суд может быть подано в течение трех месяцев с момента, когда предприятие получило (или должно было получить) решение вышестоящего налогового органа, вынесенное по его жалобе.

М. Сотникова,
налоговый консультант

Источник: https://otchetonline.ru/art/buh/47019-dosudebnoe-obzhalovanie-nenormativnyh-aktov-ifns.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.