Порядок отражения в бухгалтерском учете средств целевого бюджетного финансирования

Содержание

Ведение раздельного учета средств в НКО

Порядок отражения в бухгалтерском учете средств целевого бюджетного финансирования

Имущество, полученное НКО в рамках целевого финансирования, а также целевые поступления на их содержание и ведение ими уставной деятельности, налогом на прибыль не облагаются. При этом НКО, получившие целевые средства, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (целевых поступлений).

При отсутствии раздельного учета у организации, получившей целевое финансирование, указанные средства рассматриваются как подлежащие обложению налогом на прибыль с даты их получения.

Это означает, что необходимость ведения раздельного учета некоммерческими организациями закреплена законодательно и обусловлена строго определенной целью — средства целевого финансирования не должны рассматриваться как подлежащие налогообложению.

Здесь речь идет о налоговом учете и, соответственно, ведении самостоятельных регистров налогового учета. Тем не менее их можно и не вести.

Если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями гл.

25 НК РФ, то налогоплательщик вправе дополнять применяемые им регистры бухгалтерского учета специальными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета (ст. 313 НК РФ).

Поскольку дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета определенными реквизитами менее трудоемко, чем вести самостоятельные регистры налогового учета, то НКО, осуществляющим наряду с уставной некоммерческой предпринимательскую деятельность, проще вести раздельный учет доходов (расходов), полученных в рамках целевого финансирования (целевых поступлений), и доходов (расходов) по коммерческой деятельности непосредственно в бухгалтерском учете.

Что следует понимать под ведением раздельного учета — ни в налоговых, ни в бухгалтерских нормативных документах не сказано. На практике под организацией раздельного учета подразумевается любой метод, который позволяет достоверно:

  • отразить на счетах бухгалтерского учета данные, характеризующие доходы и расходы по разным видам деятельности;
  • определить показатели, необходимые для полноты исчисления какого-либо налога.

Избранный метод раздельного учета следует обязательно закрепить в своей учетной политике, причем как для бухгалтерского, так и для налогового учета.

Раздельный учет доходов

Бухгалтерский учет доходов и расходов ведется НКО в соответствии с требованиями Положений по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 и «Расходы организации» ПБУ 10/99.

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов сумма выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг (если они есть) отражается НКО по счету 90 «Продажи», а средства целевого финансирования учитываются на счете 86 «Целевое финансирование».

Таким образом, раздельный учет доходов у НКО, занимающихся предпринимательской деятельностью, возникает автоматически — в связи с отражением выручки и средств целевого финансирования на разных синтетических счетах, а вот с раздельным учетом целевых поступлений дело обстоит несколько сложнее.

НКО обычно имеет несколько источников целевого финансирования — это могут быть как субсидии, полученные из бюджета, так и пожертвования от физических и юридических лиц.

Для разделения полученных целевых средств, следует, как и в случае с доходами от предпринимательской деятельности, воспользоваться возможностями синтетических счетов, а именно различными субсчетами. Как уже было сказано выше, целевые доходы НКО отражаются на счете 86 «Целевое финансирование».

Аналитический учет по этому счету ведется в соответствии с назначением целевых средств и в разрезе источников поступления.

Рассмотрим пример:

Некоммерческая организация в течении 1 квартала получила средства целевого финансирования из нескольких источников: субсидия на содержание помещения, пожертвования от частных лиц на уставную деятельность, пожертвования от частных и юридических лиц на проведение акции, средства от благотворительного фонда на реализацию программы. В данном случае, аналитический учет в разрезе 86 счета будет выглядеть следующим образом:

86.1 – субсидия на содержание помещения

86.2 – пожертвования от частных лиц на уставную деятельность

86.3 – пожертвования от частных и юридических лиц на проведение акции

86.4 –  средства от благотворительного фонда на реализацию программы

Таким образом, мы получаем возможность разделить источники финансирования и вести установленный законодательством учет целевых поступлений.

Раздельный учет расходов

Напомним, что целевые средства некоммерческие организации должны расходовать строго по назначению. То есть только на те цели, которые указаны организацией (физическим лицом) — источником целевых средств. В соответствии с пунктом 4 статьи 582 Гражданского Кодекса РФ, иное использование пожертвования возможно только с согласия жертвователя.

Использование пожертвования не в соответствии с назначением, указанным жертвователем, дает ему право требовать отмены пожертвования. При изменении целевого назначения средств без согласия лица, являющегося источником целевых поступлений, у некоммерческой организации могут возникнуть налоговые последствия.

Средства целевого финансирования и целевые поступления, использованные не по целевому назначению (исключая бюджетные средства), признаются внереализационным доходом и включаются в налоговую базу при исчислении налогооблагаемой прибыли (п. 14 ст. 250 НК РФ).

Это происходит в момент фактического использования целевых средств не по целевому назначению либо в момент нарушения условий, на которых они предоставлялись. Так сказано в подпункте 9 пункта 4 статьи 271 НК РФ.

Таким образом, НКО должны не только вести раздельный учет расходов по предпринимательской и уставной деятельности, но также организовать раздельный учет расходования целевых средств, поступивших на содержание и ведение уставной деятельности НКО. Это можно осуществить с помощью сметы.

Смета — это финансовый план поступления и расходования денежных средств на покрытие расходов по уставной деятельности организации. Для выполнения целевых программ по уставной деятельности некоммерческой организации следует иметь смету, рассчитанную на определенный период времени — месяц, квартал, год, ряд лет.

Требования к составлению финансового плана (сметы доходов и расходов) законодательно не определены. НКО может самостоятельно определять статьи доходов и расходов сметы, планировать их размер в соответствии с имеющимися источниками средств и направлениями своей деятельности.

Если некоммерческая организация выполняет несколько целевых программ, необходимо составлять отдельные сметы по каждой из них. Ведь по окончании отчетного периода либо после выполнения каждой целевой программы нужно составлять отчет об исполнении сметы.

Те или иные расходы НКО при согласовании сметы должны быть ограничены только целями и задачами, определенными учредительными документами организации.

Жертвователи, грантодатели и учредители вправе определить цели, на которые ими предоставлены средства (в пределах целей и задач, определенных уставными документами некоммерческой организации).

Если некоммерческая организация выполняет одновременно несколько целевых программ, то при распределении административно-хозяйственных расходов она вправе самостоятельно выбрать метод их учета и распределения. Выбранный метод нужно обязательно отразить в учетной политике организации.

К административно – хозяйственным (или распределяемым) расходам относят обычно расходы на связь, Интернет, обслуживание помещения и пр. Т.е те расходы, которые необходимы для функционирования организации не только во время реализации проекта.

Если целевые программы рассчитаны на несколько лет, целевые средства расходуются в течение всего срока реализации этих программ.

Обычно некоммерческие организации распределяют такие расходы следующим образом:

  • путем списания всех административно-хозяйственных расходов на выполнение тех программ, в которых сметой предусмотрены такие расходы и определены их конкретные размеры;
  • путем списания расходов пропорционально удельному весу средств, поступивших на каждую из программ.
  • применяя оба метода.

Первый метод распределения расходов производится на основании сумм, указанных в утвержденной жертвователем смете и подходит скорее для тех НКО, у которых есть только один или два источника целевого финансирования.

Что касается второго метода, то здесь существует определенная методика распределения расходов, основанная опять же на сметах организации.

Для того, что бы правильно распределить общехозяйственные расходы, организации необходимо определить долю каждого источника финансирования в общем бюджет.

Эта доля рассчитывается путем деления общей суммы финансирования по отдельному проекту на сумму всех целевых поступлений организации.

В случае если сумма целевых поступлений организации изменяется (например, добавляется новый источник финансирования), доля отдельных проектов может быть пересчитана на соответствующий период. В законодательстве не предусмотрены формы, отражающие данный расчет, но организация вправе самостоятельно ввести новый внутренний документ, отражающий распределение общехозяйственных расходов.

Третий метод распределения расходов наиболее оптимальный, т.к. позволяет совместить оба способа распределения расходов.

Что касается аналитического учета расходования целевых средств, то стандартные рекомендации бухгалтерского учета здесь не очень подходят – определяемые для разнесения расходов счета 20 «Основные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы»  не слишком приспособлены для отражения средств целевого финансирования. По этому, НКО вправе относить целевые расходы сразу на 86 счет по соответствующим субсчетам.

При раздельном отражении в бухгалтерском учете доходов и расходов по целевой и предпринимательской деятельности очень важно правильно оформлять первичные документы. Необходимо ставить пометки на первичных документах, которые помогут быстро и правильно отнести указанный вид расхода к тому или иному источнику финансирования.

Как это выглядит на практике

Готовя проект или получая пожертвования, мы всегда составляем смету и планируем свои расходы (более подробно о финансовом плане организации можно прочитать в одноименной статье).

Очень часто, расходы по разным проектам перекликаются (например, расходы на содержание помещения, которые можно разделить на несколько проектов, канцелярские товары, расходы на связь и т.д.

) Начиная реализовывать полученные финансы, желательно заранее продумать, каким образом будут документально подтверждены наши расходы.

Проще всего, заказывая, например, канцелярские товары, попросить у поставщика выставить несколько счетов на нужные суммы и оплатить разным платежными поручениями (это касается и сумм выплачиваемой заработной платы). Можно (и нужно) воспользоваться указанным выше способом добавления дополнительных реквизитов не только к регистрам налогового учета, но и первичным документам.

Это наиболее удобный вариант, который не позволит произойти путанице и способствует достаточно беспроблемному учету целевых средств.

Например, можно указать номер договора целевого финансирования в графе «наименование платежа» в платежном поручении, указать название проекта авансовом отчете и т.п.

Но так получается далеко не всегда. Например, счета на оплату расходов по содержанию помещения разделить вряд ли удастся.  В таких случаях следует воспользоваться вторым способом распределения расходов, а именно, распределение в соответствии с долей проекта в общем бюджете организации.

Например:

Расходы на содержание помещения в организации составляют 15000 р. в месяц.

Средства целевого финансирования из нескольких источников:

(А)субсидия на содержание помещения – 100000 р. на 12 месяцев,

(Б)пожертвования от частных лиц на уставную деятельность – 10000 р.

(В)средства от благотворительного фонда на реализацию программы 700000 р. на 12 месяцев

Общая сумма целевых средств: 100000+10000+7000000 = 810000 р. На 12 месяцев.

Определим долю каждого проекта:

(А):  100000/810000 = 12%

(Б): 10000/810000 = 1%

(В): 700000/810000 = 87%

Соответственно, распределение суммы расходов на содержание помещения по нескольким проектам будет выглядеть следующим образом:

На проект (А): 15000*12% = 1800 р. в месяц

(Б): 15000*1% = 150 р.

(В): 15000*87% = 13050 р.

Точно так же можно распределять и другие «общие» для всех проектов расходы.

Что касается отражения этих расчетов в первичных документах, то, конечно, можно оплатить данные расходы разными платежами. Но не возбраняется сделать запись от руки как на выставленном счете, так и на самом платежном поручении (или другом отчетном документе, подтверждающем расход).

Источник: http://songo63.ru/tag/razdelnyj-uchet-sredstv/

Целевое финансирование

Порядок отражения в бухгалтерском учете средств целевого бюджетного финансирования

Сч.86 «Целевое финансирование» применяется юридическими лицами для обобщения сведений и последующего анализа использования привлеченных как от государства, так и от физических лиц и организаций средств целевого назначения.

Счет 86 в бухгалтерском учете используется коммерческими и некоммерческими организациями для получения сведений о поступающем финансировании от сторонних организаций и государства и направлениях расходования данных средств.

Счет 86 «Целевое финансирование» в бухгалтерском учете

Целевое финансирование – имущество (денежные средства, земельные участки), поступающие в компанию для использования только в заранее определенных и прописанных целях (в некоторых случаях может быть оговорен срок, в течение которого финансирование должно быть израсходовано).

Счет 86 является пассивным. По кредиту отображаются денежные средства, которые компания должна получать, в корреспонденции со сч.76 (фактическое получение инвестиций должно отражаться в корреспонденции со счетами учета форм субсидирования). Дебет счета – расходование на определенные, заранее оговоренные мероприятия в корреспонденции со счетами учета этих направлений (20,26,83,98 и т. д.)

Целевое финансирование может быть привлечено в виде:

  • государственной помощи;
  • вложений физических лиц и сторонних организаций.

Примечание от автора! Для учета источников финансирования обособленно к сч.86 могут быть открыты субсчета:

  1. учет бюджетных средств;
  2. учет инвестиций иных источников.

Налоговым кодексом Российской Федерации утвержден перечень поступлений, относящихся к целевому финансированию, некоторые из них:

  • гранты на осуществление мероприятий в сферах образования, медицины, культуры, спорта и т. д.;
  • средства, полученные застройщиками по договорам долевого участия и от инвесторов;
  • бюджетные инвестиции, которые будут направлены на долевое участие в капитальном ремонте многоквартирных домов;
  • инвестиции в научную, научно-техническую и инновационную деятельность и т. д.

Примечание от автора! На каждом предприятии должен осуществляться обособленный учет по средствам целевого финансирования. Налогоплательщики, не ведущие обособленный учет, обязаны отображать полученные инвестиции как подлежащие налогообложению доходы.

Государственное целевое финансирование

В соответствии с ПБУ в бухгалтерском учете коммерческих компаний отображаются сведения о бюджетных средствах, представленных в следующих видах:

  • субвенция – предоставление государственных средств местным органам власти на определенные цели с назначением срока использования. При невыполнении условий соглашения полученные вложения подлежат возврату;
  • субсидии – пособия местным органам власти, а также физическим и юридическим лицам, например, на реконструкцию недвижимости. Как правило, не подлежит возврату при нарушении условий предоставления;
  • бюджетные кредиты (исключение – отсрочки налоговых обязательств);
  • прочие формы (безвозмездные ссуды, консультации, гарантии и т. д.).

Примечание от автора! Информация о предоставленных бюджетных средствах фиксируется независимо от формы (деньги, земля, имущество и т. д.).

Целевое финансирование от государства в виде субвенций и субсидий разделяется на:

  • инвестиции, предоставляемые для капитальных расходов (например, закупка оборудования);
  • инвестиции, предоставляемые для текущих расходов (покупка МПЗ, оплата труда сотрудников и аналогичные мероприятия).

При составлении бухгалтерской отчетности следует иметь в виду, что должно осуществляться обязательное раскрытие следующих данных:

  • размер и форма предоставляемой государственной помощи;
  • размер бюджетного кредитования, направление расходования;
  • прочие виды помощи от государства, пользование которыми приводит к экономическим выгодам компании;
  • остатки средств государственного кредитования, не погашенные в отчетном периоде.

Одним из видов государственной помощи в настоящее время является поддержка малого бизнеса. Подробнее о развитии государственной помощи субъектам малого предпринимательства и ИП в 2017 году

Аналитический мониторинг

Мониторинг информации, отображаемой на сч.86, осуществляется по целям, на которые данное субсидирование было получено, а также по источникам поступлений.

Нормативная база

Использование сч.86 для обобщения сведений о поступающем целевом финансировании коммерческих организаций регламентировано Планом счетов, утвержденным приказом Минфина от 31.10.2000 №94 и другой законодательно утвержденной документацией (например, ПБУ 13/2000, ст.251 НК РФ).

Ознакомиться с действующим планом счетов можно по ссылке (источник: Консультант плюс)

Бухгалтерские проводки по основным хозяйственным операциям со сч.86

ОперацияПроводка

Источник: https://obd2bluetooth.ru/celevoe-finansirovanie/

Учет целевого финансирования

Порядок отражения в бухгалтерском учете средств целевого бюджетного финансирования

Определение 1

Целевое финансирование – это средства полученные предприятием на строго определенные цели: исследовательские работы, подготовка кадров, содержание социальных учреждений и многое другое.

Источники финансирования этих работ – поступления из бюджетов различный уровней (федерального, регионального, местного); взносы родителей; денежные средства от других организаций; выделенные средства специализированных фондов и другое.

Замечание 1

Средства выделяются под строго утвержденные сметы. Их расходование отслеживается. Использование средств целевого финансирования для других целей – запрещено.

Учет средств целевого назначения ведется на пассивном счете $86$ «Целевое финансирование». По кредиту счета отражаются поступления денежных средств, по дебету – проводятся все расходные операции. Аналитический учет ведется по источникам поступления и по назначению.

Определение 2

Целевое финансирование – это выделение финансовых ресурсов, денежных средств целевым назначением для использования в качестве средства достижения определенной цели, решения социально-экономической проблемы, создания определенного объекта.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Бухгалтерский учета средств целевого финансирования зависит от источников финансирования, формы финансирования, а целевого назначения полученных средств.

Специфика отражения целевого финансирования в проводках

  1. если средства целевого финансирования, причитаются к получению по условиям договоров, соглашений, бюджетных уведомлений и т.п.

  2. зачисление денежных средств целевого финансирования:

    • Дт $50$, $51$, $52$ – Кт $76$;
  3. поступление имущества в рамках целевого финансирования:

    • Дт $08$, $10$, $41$, $58$ … – Кт $76$;
  4. использование средств целевого финансирования:

  5. безвозмездное финансирование текущих расходов коммерческой организации:

    • Дт $60$, $76$ – Кт $51$ и одновременно на использованную сумму
    • Дт $86$ – Кт $98-2$ «Безвозмездные поступления».
  6. По мере признания в бухгалтерском учете соответствующих расходов:

    • Дт $20$ ($23$, $25$, $26$, $29$, $44$) – Кт $60$.

    На эту же сумму отражаются прочие доходы:

  7. при безвозмездном финансировании (приобретение основного средства):

    • Дебет $60$ – Кредит $51$ – произведена оплата поставщику основного средства;
    • Дт $08-4$ – Кт $60$ – поступление основного средство в организацию;
    • Дт $01$ – Кт $08-4$ – введение основного средства в эксплуатацию;
    • Дт $86$ – Кт $98-2$ – использование целевых средств в составе доходов будущих периодов;
    • Дт $20$ ($23$, $25$, $26$, $29$, $44$) -Кт $02$ – начислена амортизация;
    • Дт $98-2$ – Кт $91-1$ – начисленная амортизация учтена прочих доходах;
  8. использование целевого финансирования расходов некоммерческой организации:

    • Дт $20$, $26$ – Кт $60$, $76$ – оказаны услуги, выполнены работы, отражены другие расходы, произведенные за счет средств целевого финансирования;
    • Дт $20$,$26$ – Кт $10$ – израсходованы материалы;
    • Д $20$,$26$ – Кт $70$, $69$ – начислена заработная плата и страховые взносы;
    • Дт $60$, $76$ – Кт $51$ – произведена оплата исполнителям, подрядчикам, поставщикам, другим контрагентам;
    • Дт $69$ – Кт $51$ – перечислены страховые взносы
    • Дт $70$ – Кт $50$ – выдана заработная плата.
    • Дт $86$ – Кт $20$, $26$ – оплаченные расходы списаны за счет средств целевого финансирования;
  9. использование некоммерческой организацией средств целевого финансирования, полученных в виде внеоборотных активов:

    • Дт $08$ – Кт $76$
    • Дт $86$ – Кт $83$.

Бухгалтерский баланс отражает остаток средств целевого финансирования в составе долгосрочных (раздел IV) или краткосрочных (раздел V) обязательств.

Некоммерческие организации отражают средства целевого финансирования в составе капитала организации (раздел III баланса). Таким организациям рекомендуется в составе годовой бухгалтерской отчетности сдавать Отчет о целевом использовании полученных средств. Общественные организации сдавать такой отчет обязаны.

Целевым финансированием может быть и это государственная помощь коммерческим предприятия. ПБУ $13/2000$ «Учет государственной помощи» – определяет учет операций связанных с получением и тратой средств целевого финансирования. Это же положение определяет государственную помощь как увеличение экономической выгоды от поступления денежных средств или имущества.

Виды государственной помощи

  • субвенции;
  • субсидии;
  • бюджетные кредиты;
  • ресурсы (земельные участки, природные ресурсы).

Определение 3

Субвенция – это предоставление средств на безвозмездной основе, а субсидия – средства для долевого финансирования целевых расходов.

Поступление средств имеет два назначения:

  • финансирование капитальных вложений;
  • оплата текущих расходов.

Варианты принятия к учету государственной помощи:

1. по мере фактического получения средств

  • Дт $51$, $55$ – Кт $86$
  • Дт $08$, $10$ – Кт $86$

2. возникновение задолженности

  • Дт $76$ – Кт $86$
  • Д $51$, $55$, $08$, $10$ – Кт $76$Средства использованные на финансирование капитальных вложений, отражаются как:
  • Дт $86$ – К $98$Для ввода в эксплуатацию отражаются как
  • Д $01$, $04$ – Кт $08$

В течении всего срока использования внеоборотных активов, начисление амортизации отражается как:

  • Дт $25$, $26$ – К $02$, $05$
  • Дт $98$ – Кт $91$ – списание бюджетных средств как внереализационные доходы
  • Дт $86$ – Кт $98$ – использование бюджетных средств на текущие расходы.
  • Дт $98$ – Кт $91$ – эта проводка списывает по мере получения в производство материалов, начисление заработной платы, отражает другие расходы произведенные за счет средств бюджета.

Кредиты, полученные предприятием из бюджета, отражаются в бухгалтерском учете в общем порядке.

Налоговый учет целевого финансирования

На основании пп.14 п.1 ст.251 НК РФ налогообложению не подлежат доходы в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования. Перечень необлагаемых средств целевого финансирования приведен в пп.14 п.1 ст.251.

В случае получения налогоплательщиком средства целевого финансирования, он обязан вести раздельный учет доходов и расходов, произведенных в рамках целевого финансирования. Если это условие не выполняется и учет у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, отсутствует указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Организации, получившие средства целевого финансирования, в составе годовой декларации по налогу на прибыль представляют лист 07 «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования».

Источник: https://spravochnick.ru/buhgalterskiy_uchet_i_audit/uchet_celevogo_finansirovaniya/

Учет средств целевого финансирования

Порядок отражения в бухгалтерском учете средств целевого бюджетного финансирования

Как правильно проводить учет средств целевого финансирования в бухгалтерском балансе, по мнению многих экспертов, важно знать любому начинающему бухгалтеру. Таким образом, правильно проведенные расчеты и их отражение в бухгалтерской документации, позволят избежать проблем с налоговыми органами при проведении ими проверок.

В данной статье мы подробно рассмотрим все аспекты учета средств целевого финансирования, которые позволят вам не допустить ошибок при проведении данной процедуры.

Что называется «Целевым финансированием»

Целевым финансированием называют процедуру выделения финансовых средств, имеющие направленное назначение.

Эти средства могут поступать от:

  • Физических лиц;
  • Юридических лиц;
  • Муниципального, регионального или федерального бюджетов государственными органами.

Средства должны быть задействованы в достижении определенных целей, например, в разрушении какой-либо проблемы или возведения определённого объекта.

Бухбалансе данное средство необходимо отражать в счете 86, а именно «Целевое финансирование».

Основные правила введения данного счёта закреплены:

  • В Инструкции по Плану Счетов, а именно приказу Министерства Финансов №94н;
  • Положение по бухучету «Учет государственной помощи», который был утвержден приказом министерства финансов Российской Федерации №92н;
  • Основные моменты также прописаны в статье 251 Налогового кодекса Российской Федерации.

Какие средства предполагают целевое финансирование

Средствами целевого финансирования могут служить объекты, которые руководство организации получает из различных источников, например, государства или других лиц. Они требуются для организации и проведения каких-либо мероприятий.

Стоит отметить, что данная собственность предприятия должна быть задействована только для этих целей. Поэтому заранее утверждается смета, в рамках которой предприятию передаются финансовые средства.

К средствам целевого финансирования относятся определенные объекты. Подробный список приведён в Налоговом кодексе Российской Федерации, а именно в статье 251 пункте 1 подпункте 14.

Одними из самых распространенных средств являются:

  • Субсидии, которые необходимы бюджетным организациям;
  • Гранты, которые выделяются для организации мероприятий в сфере науки, искусства, экологии и так далее. Данные финансовые средства предоставляются на безвозвратной основе;
  • Инвестиции, передающиеся в пользование победителям инвестиционных конкурсов;
  • Финансовые средства, выделенные различными благотворительными фондами.

Проведение учета целевого финансирования

Для бухгалтерского учета таких финансовых средств, используется пассивный счет №86, которые именуются «Целевым финансированием».

В нём отражена подробная информация о движении всех финансовых средств, которые требуются для организации различных мероприятий.

Также данное имущество должно отражаться в корреспонденции с 76 счетом «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Бухгалтеру необходимо сделать проводку : дебет 86 кредит 20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы», так как в них отражается факт использования средств целевого финансирования.

Как отмечают многие эксперты, в сальдо счёта 86 отражаются средства целевого финансирования, которые не были использованы в организации какого-либо мероприятия.

Соответственно в кредитовом обороте данного счета нужно отражать любые целевые поступления от различных лиц.

Из этого следует, в дебете этого счёта требуется отразить факт использования финансовых средств на организацию и проведение мероприятий.

Также многие опытные бухгалтера рекомендуют открывать дополнительно 2 субсчета:

  • Субсчет 86.1, в котором отражаются средства, выделенные из бюджета организации;
  • Субсчет 86.2 необходим для учёта факта перечисления финансовых средств, которые были направлены в организацию из других источников.

При проведении аналитического учета нужно отразить сведения об организациях, которые были спонсорами, на какие цели необходимо потратить финансовые средства, а также дополнительные критерии использования.

Подготовка отчета о целевом финансировании средств

Данный документ является одной составляющей бухгалтерской отчётности только в общественных организациях, не осуществляющих предпринимательскую деятельность.

В нем необходимо отражать финансовые средства, которые были выделены из различных источников в текущем и предыдущем отчетном периоде в виде, например:

  • Вступительных взносов;
  • Членских взносов;
  • Добровольных взносов.

При формировании отчета, необходимо использовать специальные коды, которые были утверждены в Приложении N 4 к Приказу Министерства финансов Российской Федерации №66 н:

  • Остаток средств, которые приходится на начало отчётного года – код 6100;
  • Целевые взносы – код 6220;
  • Вступительные взносы – код 6210;
  • Членские взносы – код 6215;
  • Финансовые средства, которые были использованы в проведение мероприятий – код 6310.

Также необходимо отражать общую сумму финансовых средств, использованных в текущем и предыдущем отчетном периоде деятельности организации.

Источник: http://buh-spravka.ru/buhgalterskij-uchet/buhgalterskij-uchet-otdelnyh-operacij/uchet-sredstv-celevogo-finansirovaniya.html

Порядок отражения в бухгалтерском учете средств бюджетного финансирования. ПБУ 13/2000

Порядок отражения в бухгалтерском учете средств целевого бюджетного финансирования

Сообщается, что приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.10.2000 года N 92н утверждено Положение по бухгалтерскому учету “Учет государственной помощи” (ПБУ 13/2000), в соответствии с которым кардинально изменяется порядок отражения в бухгалтерском учете средств бюджетного финансирования.

Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой только коммерческим организациям.

Отличительной особенностью Положения является рассмотрение государственной помощи в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) как увеличение экономической выгоды конкретной организации (п.1).

Понятие “экономическая выгода” содержится в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29 декабря 1997 года. Согласно пп.7.2.

1 указанной Концепции экономические выгоды – это потенциальная возможность имущества прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств или их эквивалентов в организацию.

Считается, что объект имущества принесет в будущем экономические выгоды организации, когда он может быть: использован обособленно или в сочетании с другим объектом в процессе производства продукции, работ, услуг, предназначенных для продажи; обменен на другой объект имущества; использован для погашения кредиторской задолженности; распределен между собственниками организации.

Положение не рассматривает в качестве государственной помощи государственное регулирование цен по перечням продукции производственно – технического назначения, товарам народного потребления и услуг; предоставление налоговых льгот, отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов, инвестиционных налоговых кредитов; участие органов власти в уставных капиталах юридических лиц (п.3).

В бухгалтерском учете формируется информация о государственной помощи (п.4):

– в форме субвенций, субсидий и бюджетных кредитов (денежных средств);

– в виде ресурсов, отличных от денежных средств;

– в прочих формах.

Для целей бухгалтерского учета, т.е.

для признания в качестве доходов одного или более отчетных периодов и для принятия к учету по соответствующим субсчетам, бюджетные средства подразделяются на средства:

– на финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств и др.

);

– на финансирование текущих расходов, подлежащих компенсации на систематической основе (приобретение товарно-материальных запасов, оплата труда работников и другие расходы аналогичного характера);

– в качестве компенсации за уже понесенные организацией расходы, включая убытки, например, в жилищном хозяйстве, агропромышленном комплексе и др.

;

– на оказание финансовой помощи в качестве чрезвычайной и др.

Для признания государственной помощи и принятия к бухгалтерскому учету бюджетных средств необходимо одновременное выполнение следующих условий (п.5):

1) имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены.

В качестве подтверждающих документов могут быть целевая программа, постановление, решение, договор и т.п.;

2) имеется уверенность, что указанные средства будут получены.

Подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, документы, подтверждающие передачу организации прав владения, пользования и распоряжения активами.

Особенности принятия к бухгалтерскому учету бюджетных средств в зависимости от фактического выполнения этих условий содержатся в пп.7 и 12. Приведенная корреспонденция соответствует новому Плану счетов бухгалтерского учета 2001 года.

Порядок принятия к бухгалтерскому учету бюджетных средств

Бюджетные средства, принятые к бухгалтерскому учету в соответствии с п.5 Положения, т.е.

если имеется достаточная уверенность организации в том, что условия предоставления бюджетных средств организацией будут выполнены и указанные средства будут получены, отражаются как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам:

дебет счета 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”,

кредит счета 86 “Целевое финансирование”.

По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность по этим средствам:

дебет счета 51 “Расчетные счета”,

кредит счета 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”.

Если бюджетные средства признаются в бухгалтерском учете по мере их фактического получения, то возникновение целевого финансирования отражается:

дебет счета 51 “Расчетные счета”,

кредит счета 86 “Целевое финансирование”.

Если организация фактически получила бюджетные средства, но достаточная уверенность в том, что она выполнит условия их предоставления, отсутствует, то в бухгалтерском учете отражается поступление денежных средств по дебету счета 51 “Расчетные счета” и кредиту счета 86 “Целевое финансирование” до получения подтверждающих документов.

Порядок отражения в учете списания бюджетных средств

Общий порядок списания бюджетных средств определен п.8 Положения – на увеличение финансовых результатов организации.

Порядок списания бюджетных средств в зависимости от характера их предоставления установлен п.9 Положения.

I. Средства предназначены на финансирование капитальных расходов

Списание бюджетных средств производится в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов на финансовые результаты организации.

При вводе объектов в эксплуатацию и отражении их в учете по дебету счета 01 “Основные средства” и кредиту счета 08 “Вложения во внеоборотные активы” производится списание бюджетных средств со счета учета целевого финансирования в качестве доходов будущего периода: дебет счета 86 “Целевое финансирование”, кредит счета 98 “Доходы будущих периодов”.

В последующие периоды в течение срока полезного использования (эксплуатации) объектов внеоборотных активов производится начисление амортизационных отчислений по действующим правилам амортизации: дебет счета 20 “Основное производство”, кредит счета 02 “Амортизация основных средств”.

И одновременно в размере начисленной амортизации признанные доходы будущих периодов учитываются (в течение срока полезного использования объектов) на счете учета финансовых результатов в составе внереализационных доходов: дебет счета 98 “Доходы будущих периодов”, кредит счета 91 “Прочие доходы и расходы”.

II. Средства предназначены для финансирования текущих расходов

Списание бюджетных средств производится в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены.

Целевое финансирование признается в качестве доходов будущих периодов по дебету счета 86 “Целевое финансирование” и кредиту счета “Доходы будущих периодов” при принятии к бухгалтерскому учету материально – производственных запасов (дебет счета 10 “Материалы”, кредит счета 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”); начисленных сумм оплаты труда (дебет счета 20 “Основное производство”, кредит счета 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда”); других расходов аналогичного характера (дебет счета 20 “Основное производство”, кредит счета 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”).

Последующее отнесение на доходы отчетного периода отражается в учете записью по дебету счета 98 “Доходы будущих периодов” и кредиту счета 91 “Прочие доходы и расходы” при отпуске материально – производственных запасов на производство продукции, начисления оплаты труда и отнесения других расходов аналогичного характера.

Таким образом, государственная помощь, относящаяся к доходам, признается организациями в качестве доходов тех отчетных периодов, что и соответствующие расходы, на компенсацию которых на систематической основе она фактически получена.

Порядок отражения в учете возврата бюджетных средств

Порядок отражения в учете возврата бюджетных средств в случае их нецелевого использования установлен пп.13 и 14 Положения.

Если организация обязана возвратить средства целевого финансирования, признанные ею в качестве государственной помощи в этом же отчетном году, то в бухгалтерском учете производятся исправительные записи.

Если организация обязана возвратить средства целевого финансирования, полученные в предыдущие годы, то в бухгалтерском учете на сумму возврата производятся следующие записи:

– по бюджетным средствам, предоставленным на капитальные расходы.

Дебет счета 86 “Целевое финансирование”, кредит счета 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами” – на сумму уменьшения целевого финансирования образуется задолженность по их возврату.

Одновременно восстанавливается целевое финансирование по кредиту счета 86 “Целевое финансирование” и уменьшаются финансовые результаты организации на сумму начисленной по объекту амортизации и на несписанную сумму доходов будущих периодов в дебет счетов 91 “Прочие доходы и расходы” и 98 “Доходы будущих периодов”:

– по бюджетным средствам, предоставленным на текущие расходы.

На сумму уменьшения целевого финансирования – дебет счета 86, кредит счета 76.

Одновременно на сумму отпущенных материально – производственных запасов на производство продукции, начисленной оплаты труда и других произведенных нецелевых расходов уменьшаются финансовые результаты организации и несписанная сумма доходов будущих периодов по принятым к бухгалтерскому учету материалам по дебету счетов 91 и 98 и восстанавливается целевое финансирование по кредиту счета 86.

Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности

Порядок формирования показателей бухгалтерской отчетности по получаемым из бюджета средствам целевого финансирования установлен п.47 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных приказом Минфина России от 28.06.2000 года N 60н.

Аналогичная норма приведена в пп.20, 21 Положения.

В бухгалтерском балансе коммерческой организации остаток бюджетных средств целевого финансирования по счету 86 “Целевое финансирование” отражается по статье “Доходы будущих периодов” или обособленно в разделе “Краткосрочные обязательства”.

Использованные по целевому назначению бюджетные средства отражаются на счете учета финансовых результатов в составе внереализационных доходов как полученные безвозмездно активы.

Бюджетные средства, использованные в прошлые отчетные периоды и признанные в качестве доходов, но подлежащие возврату как нецелевое использование, отражаются на счете учета финансовых результатов в составе внереализационных расходов как убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году.

Порядок раскрытия информации в отношении государственной помощи изложен в п.22 Положения.

В бухгалтерской отчетности должна раскрываться информация о характере и величине бюджетных средств, о назначении и величине бюджетных кредитов, о характере прочих форм государственной помощи, о невыполненных условиях предоставления бюджетных средств.

Положение применяется для отражения в бухгалтерском учете бюджетных средств, предоставленных после 1 января 2001 года, а также бюджетных средств, предоставленных до 1 января 2001 года, но относящихся к периодам после 1 января 2001 года.

Главныйбухгалтер – экспертпо хозорганамМинистерства финансовРеспублики Коми

Г.Гриняева

Источник: http://docs.cntd.ru/document/951601044

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.