Повторная проверка

Содержание

В каких случаях проводятся повторные налоговые проверки — налогобзор.инфо

Повторная проверка

Основания для повторной проверки

Повторная налоговая проверка может быть проведена в организации в двух случаях.

Во-первых, это возможно, если вышестоящий налоговый орган решит проконтролировать деятельность налоговой инспекции и оценить качество проведенной ею выездной проверки.

С этой целью руководитель вышестоящего налогового органа (его заместитель) может принять решение о проведении повторной выездной проверки в организации.

Это следует из положений абзаца 5 пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: может ли организация опротестовать результаты повторной проверки? Повторная проверка назначена вышестоящим налоговым органом в рамках контроля за налоговой инспекцией. При этом в состав проверяющей группы входят сотрудники той же налоговой инспекции.

Ответ: да, может, но это бесперспективно.

С одной стороны, Налоговый кодекс РФ не запрещает включать в состав проверяющих сотрудников налоговой инспекции, проводивших первичную проверку (абз. 5 п. 10 ст. 89 НК РФ). Кроме того, налоговые органы всех уровней представляют собой единую централизованную систему (ст. 30 НК РФ).

Поэтому руководитель вышестоящего налогового органа может включить в состав проверяющих сотрудников как своего подразделения (например, регионального налогового управления), так и подведомственных налоговых инспекций.

Нарушения не будет, если сотрудники инспекции привлекаются к повторной проверке в качестве исполнителей.

С другой стороны, цель повторной выездной проверки, которую проводит вышестоящий налоговый орган, заключается не в повторной проверке организации, а в контроле за деятельностью налоговой инспекции (абз. 5 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Эта цель не будет достигнута, если проверочная группа целиком состоит из сотрудников инспекции, которая проводила первичную проверку. При таких обстоятельствах в ходе повторной проверки сотрудники инспекции будут контролировать сами себя.

Подобную проверку можно квалифицировать как повторную выездную проверку, проведенную инспекцией. А ее проведение недопустимо (п. 5 ст. 89 НК РФ).

Однако суды не усматривают нарушений в привлечении сотрудников налоговых инспекций к проверкам, которые проводятся по решению вышестоящего налогового органа (см.

, например, определение ВАС РФ от 26 мая 2008 г. № 6707/08, постановления ФАС Дальневосточного округа от 20 сентября 2011 г. № Ф03-4283/2011, Уральского округа от 18 октября 2011 г.

№ Ф09-6642/11, от 27 октября 2010 г. № Ф09-8198/10-С3).

В рамках такой проверки вышестоящий налоговый орган может проверить период, не превышающий трех лет, предшествующих году принятия решения о ее проведении (абз. 3 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Например, если решение о проведении повторной налоговой проверки принято в 2015 году, то период проверки может включать в себя 2012, 2013 и 2014 годы.

Проверять деятельность организации за 2011 год (и за предыдущие годы) в рамках такой проверки вышестоящий налоговый орган не вправе.

Во-вторых, основанием для проведения повторной проверки может стать подача уточненной налоговой декларации, в которой отражена сумма налога к уменьшению.

Решение о проведении повторной проверки по уточненной декларации должна принимать инспекция, которая уже проводила проверку по тому налогу и за тот период, за который подана уточненная декларация (абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Даже в том случае, если уточненную декларацию организация представила после перехода в другую инспекцию.

Причем если на момент изменения местонахождения организации прежняя инспекция проводит выездную проверку, включающую налог и период, за который представлена уточненная декларация, то повторную проверку можно не проводить.

В этом случае налоговые обязательства организации с учетом уточнений могут быть проверены в рамках текущей проверки. Если налог и период, за который представлена уточненная декларация, текущей проверкой не охвачены, то прежней инспекцией может быть проведена повторная выездная проверка. Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 6 марта 2012 г. № АС-4-2/3639.

В ходе повторной проверки инспекция будет анализировать только тот период, за который представлена уточненная декларация (абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ).

При этом данный период не может выходить за пределы трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о назначении повторной проверки (абз. 3 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Так, налоговая инспекция не сможет провести повторную проверку, если в 2012 году организация подаст уточненную декларацию за 2008 год. Указанный год не входит в трехлетний период, который отведен инспекции на повторную проверку.

Следовательно, получить возврат или зачет по такой уточненной декларации организация не сможет. К этому моменту срок, в течение которого может быть подано заявление о возврате переплаты, уже истечет (п. 7 ст. 78 НК РФ). Такой вывод следует из писем Минфина России от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-152 и от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-153.

Ситуация: может ли налоговая инспекция провести повторную проверку, если организация сдала уточненный расчет авансовых платежей по налогу?

Ответ: нет, не может.

Одним из оснований для проведения повторной налоговой проверки является подача уточненной декларации, в которой отражена сумма налога к уменьшению (абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Расчеты авансовых платежей к налоговым декларациям не приравниваются.

Поэтому, если организация обнаружила ошибку не в декларации, а в расчете авансовых платежей, представленные уточнения не являются основанием для назначения повторной проверки.

Порядок проведения и оформление результатов

Повторный характер выездной проверки не влияет на общий порядок ее проведения и оформление результатов. Подробнее об этом см. Какие полномочия имеет налоговая инспекция при выездной налоговой проверке, Какой максимальный срок проведения выездной налоговой проверки и Как должны быть оформлены результаты выездной налоговой проверки.

Решения по первичной и повторной проверкам могут не совпадать. В ходе повторной проверки инспекторы могут обнаружить нарушения, которые не были выявлены раньше. В этом случае они определят сумму недоимки, возникшей из-за нарушений, и начислят на нее пени. Однако оштрафовать организацию за вновь выявленные нарушения инспекция не сможет.

Исключение составляет случай, когда в ходе повторной проверки сотрудники инспекции обнаружат, что решение по предыдущей проверке было сфальсифицировано в результате сговора организации с проверяющими. В такой ситуации организации предъявят не только недоимку и пени, но и штрафные санкции.

Это следует из положений абзаца 7 пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: может ли инспекция при проведении повторной налоговой проверки потребовать от организации документы, которые уже представлялись в налоговую инспекцию?

Ответ на этот вопрос зависит от состава документов, которые затребованы в ходе повторной проверки.

По общему правилу организация не обязана повторно представлять инспекции документы, которые уже были переданы ей в рамках камеральных или выездных проверок (п. 5 ст. 93 НК РФ). Но это правило действует только в отношении тех документов, которые были переданы в инспекцию после 1 января 2010 года (п. 15 ст. 7 Закона от 27 июля 2006 г.

№ 137-ФЗ). Если документы были переданы в налоговую инспекцию до указанной даты, то в ходе повторной проверки инспекция вправе потребовать их вновь. Если затребованные в ходе первичной проверки документы были представлены организацией после 1 января 2010 года, при проведении повторной проверки эти документы инспекция требовать не вправе.

Кроме того, инспекция может повторно запросить:

  • документы, которые раньше были представлены в инспекцию в виде подлинников, а затем возвращены в организацию;
  • документы, которые раньше были представлены в инспекцию, но были утрачены в связи с форс-мажорными обстоятельствами.

Такие особенности предусмотрены в пункте 5 статьи 93 Налогового кодекса РФ, и они действуют в отношении любых документов независимо от даты их первоначального представления в инспекцию.

Ситуация: может ли вышестоящий налоговый орган провести повторную проверку в порядке контроля за деятельностью нижестоящей инспекции? Решение по первичной налоговой проверке было оценено судом. Решение суда вступило в законную силу.

Ответ: да, может. При этом инспекция не вправе принимать решения, которые изменяют выводы, сделанные в судебном акте.

С одной стороны, Налоговый кодекс РФ не запрещает проводить повторную проверку, если решение по первоначальной проверке было оценено в суде.

С другой стороны, в некоторых случаях проведение повторных проверок может противоречить Конституции РФ.

В частности, это произойдет, если по итогам повторной проверки налоговая инспекция пересмотрит итоги первоначальной проверки и примет решение, противоречащее судебному акту. Такой подход недопустим.

По итогам повторной проверки налоговая инспекция не может принимать решения, изменяющие выводы, сделанные в судебном акте. Это не соответствует совокупности норм, прописанных в статьях 46, 57 и 118 Конституции РФ.

Такой вывод подтверждается постановлениями Конституционного суда РФ от 17 марта 2009 г. № 5-П, ФАС Северо-Западного округа от 11 августа 2009 г. № А05-12796/2008, Северо-Кавказского округа от 26 июня 2009 г. № А32-27563/2008-63-426 и Поволжского округа от 6 марта 2008 г. № А55-5793/2007.

Таким образом, повторная проверка, которая не затрагивает выводы, уже оцененные судом, вполне законна. Если же повторная проверка допускает возможность пересмотра решений, оцененных судом, ее проведение неконституционно (постановление Конституционного суда РФ от 17 марта 2009 г. № 5-П).

Ситуация: может ли инспекция провести выездную проверку в филиале? Филиал за этот же период уже был проверен в рамках общей выездной проверки по организации.

Ответ на этот вопрос зависит от того, какие налоги проверяла инспекция в рамках общей выездной проверки.

Если в рамках общей проверки организации инспекция провела комплексную проверку всех налогов: и федеральных, и региональных, и местных, то назначение отдельной выездной проверки за тот же период по филиалу неправомерно (абз. 4 п. 10 и п. 5 ст. 89 НК РФ).

Если же в рамках общей выездной проверки инспекция проконтролировала правильность начисления и уплаты лишь отдельных налогов (например, федеральных), то в дальнейшем по филиалу может быть назначена самостоятельная выездная проверка, не затрагивающая те налоги, уплата которых уже была проверена. Такая проверка не является повторной (абз. 1 п. 10 ст. 89 НК РФ). В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого вывода (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 апреля 2009 г. № А56-27517/2008).

Внимание: в ходе выездных проверок филиалов и представительств налоговая инспекция может контролировать правильность начисления и уплаты только региональных и местных налогов (абз. 2 п. 7 ст. 89 НК РФ).

Проверка правильности начисления и уплаты федеральных налогов в филиале (представительстве) возможна только в рамках общей проверки по организации. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого вывода (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 24 декабря 2008 г. № А56-11379/2008).

Ситуация: может ли инспекция по итогам повторной проверки одного налога потребовать от организации сдать уточненную декларацию по другому налогу?

Ответ: да, может.

В ходе повторной проверки по одному налогу инспекция может обнаружить неотраженные или не полностью отраженные сведения, а также ошибки, приводящие к занижению суммы другого налога.

В этом случае организация обязана провести перерасчет этого налога, отразить изменения в уточненной декларации и представить ее в налоговую инспекцию (п. 1 ст. 81 НК РФ). Если организация не сдаст уточненную декларацию самостоятельно, то сделать это потребует инспекция (подп. 8 п. 1 ст.

 31 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 21 декабря 2009 г. № 03-02-07/2-209.

Ограничения по количеству проверок

В отношении любых повторных налоговых проверок ограничения, установленные пунктом 5 статьи 89 Налогового кодекса РФ, не действуют (абз. 2 п. 10, п. 11 ст. 89 НК РФ).

Например, даже если в организации в течение года были проведены две выездные проверки по разным налогам или периодам, то при необходимости в этом же году инспекция сможет провести неограниченное количество повторных выездных проверок по любым налогам.

Проверки при ликвидации и реорганизации

Характер повторных носят проверки, которые проводятся налоговыми инспекциями при реорганизации или ликвидации организаций.

Несмотря на то, что порядок проведения таких проверок регламентируется отдельным пунктом 11 статьи 89 Налогового кодекса РФ, условия их проведения, период охвата, полномочия проверяющих полностью совпадают с правилами проведения повторных проверок.

Решение о проведении проверки при реорганизации (ликвидации) организации принимает инспекция, в которой организация состоит на налоговом учете.

Ситуация: может ли налоговая инспекция провести повторную камеральную проверку?

Ответ: нет, не может.

В налоговом законодательстве нет понятия «повторная камеральная проверка». Под камеральной проверкой следует понимать проверку представленной налоговой отчетности (ст. 88 НК РФ).

Проверять одну и ту же отчетность (декларацию, расчет авансовых платежей) налоговая инспекция не может. Правомерность этой позиции подтверждается арбитражной практикой (см.

, например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 сентября 2008 г. № А66-594/2008).

Однако дважды проверить один и тот же период в рамках разных камеральных проверок инспекция вправе. Например, это возможно, если организация сдаст в налоговую инспекцию уточненную декларацию (расчет), которая станет основанием для проведения новой, а не повторной камеральной проверки. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 31 мая 2007 г. № 03-02-07/1-267.

Источник: http://NalogObzor.info/publ/nalogovye_proverki/v_kakih_sluchajah_provodjatsja_povtornye_nalogovye_proverki/14-1-0-292

Повторная налоговая проверка: порядок и случаи проведения

Повторная проверка

Повторная налоговая проверка — это ВНП, которая проводится вне зависимости от того, когда был проведен предыдущий аудит по тем же налогам за тот же срок. Если проводится повторная ВНП, контроллеры могут проверить налогоплательщика за период не более 3 лет, предшествующих году, в течение которого было решено провести повторный аудит.

Еще один вариант — проверяется период, за который предоставлена уточненная налоговая декларация. В нашей сегодняшней статье мы рассмотрим случаи проведения повторного аудита.

Кто проводит повторную налоговую проверку?

Повторный аудит проводят органы, имеющие на это соответствующие полномочия. Варианта здесь два:

  • Субъект повторно проверяет вышестоящая налоговая инстанция. Цель — проконтролировать, как орган, который провел первичную проверку, выполнил законодательно установленный порядок процедуры.
  • Субъект проверяет отделение ИФНС, ранее проводившее аудит (по решению начальника или замруководителя). Цель — установить факт/отсутствие нарушений со стороны налогоплательщика, подавшего декларацию, где указан налог в сумме меньшей, чем был заявлен ранее. Следовательно, в рамках повторного аудита проверяют период, за который субъект предоставил уточненную декларацию.

Алгоритм проведения повторной налоговой проверки

Повторный налоговый аудит контроллеры вправе провести лишь в соответствии с вынесенным на это решением. При этом ситуации, когда хозяйствующий субъект не оповещают о повторной проверке, исключены.

Выездной налоговый контроль включает в себя несколько этапов:

  • Налогоплательщику предъявляют решение налогового органа о проверке для ознакомления. Обычно такое уведомление отправляют по почте.
  • Далее в рамках аудита проверяют документы (у сотрудников ИФНС есть право потребовать ряд важных документов. Речь идет об уставе, свидетельстве о постановке на учет в налоговой, а также о бухгалтерской документации).
  • Заключительная ступень — предъявление Акта налогового аудита. По прошествии двух недель после завершения повторного контроля хозяйствующему субъекту вручают Акт, включающий в себя всю важную информацию по аудиту вместе с принятым решением. Акт всегда сопровождается документацией, которая подтверждает выявленные в рамках налогового контроля нарушения НК РФ по части НИС.

Какой период охватывается при повторной проверке?

Как уже было отмечено, повторный аудит направлен на анализ уже проверенного периода. Но в рамках повторного налогового контроля инспекторы могут по-новому оценить результаты первоначальной проверки, составить новый юрисдикционный акт, отразив в нем выявленные нарушения НК РФ в виде недоимок и пеней.

Период, охваченный проверкой, может быть разным. Определяется он конкретной ситуацией.

  • Если хозяйствующий субъект подал уточненную налоговую декларацию, в которой обозначил размер налога, меньше заявленного ранее, то проверке подлежит период, за который предоставляют такую декларацию.
  • Если контролируется деятельность налоговой инспекции, проводившей аудит, то проверке подлежит срок, который не превышает 3 календарных лет, предшествующих году, когда было решено повторно проверить предприятие.
  • Если компания реорганизуется или ликвидируется, то проверяется срок не более 3 лет — перед годом, когда было решено повторно проверить налогоплательщика.

Санкции, применяемые к организации после повторной налоговой проверки

В соответствии с законодательством, в отношении компании-налогоплательщика контроллеры могут как применять, так и не применять санкции. Поясним на примерах:

  • Если инспекторы устанавливают, что хозяйствующий субъект совершил нарушение, однако в ходе первоначального аудита его не удалось выявить, санкции к компании не применяют, однако заявляют о пене или недоимке.
  • Если в рамках первоначального аудита факт нарушения не был выявлен из-за того, что хозяйствующий субъект и налоговый инспектор вступили в сговор, то в отношении налогоплательщика применяют санкции в виде штрафа, недоимки и пени.

Как узнать, точно ли будет повторная выездная проверка?

Стопроцентной гарантии проведения повторного аудита нет, так как для его назначения отсутствуют четкие критерии. Следует помнить, что налоговый орган всячески стремится, как и любое предприятие, сократить собственные расходы. Именно поэтому с финансовой точки зрения ему невыгодно постоянно проводить проверки.

Все дело в том, что данные мероприятия неизбежно связаны с затратами на деятельность контроллеров. Помимо финансовых, есть еще и временные затраты. Так что учитывайте: просто так инспекторы к вам не придут. ИФНС посетит вас вновь лишь в том случае, если на это у нее будут серьезные причины.

Перечислим основания, по которым к вам теоретически могут приехать проверяющие:

  • Вы — крупное предприятие, и при удачном для налоговиков раскладе они смогут получить какую бы то ни было выгоду. Даже если в уточненной декларации, поданной вами, указаны завышенные суммы, нежели в первой декларации, налоговики не приедут, если финансовые показатели разнятся минимально, и о средствах в крупном размере речи нет.
  • Вы ликвидируетесь или реорганизуетесь. Но и в этом случае не факт, что налоговая приедет к вам повторно. Если вы чисты, и у контроллеров нет замечаний, снова проверять предприятие никто не будет.
  • Вы часто меняете юридические адреса, в том числе, через слияние. Предприятия, проводящие такие действия, всегда выглядят в глазах контроллеров подозрительно. В подобных случаях налоговая считает, что субъект стремится скрыть информацию, «блуждая» между отделениями ФНС.
  • Вы проводите процедуру слияния с учреждением, которое по факту является банкротом.

Другой вариант — в роли банкрота выступаете именно вы.

Эксперты рекомендуют не торопиться с оплатой штрафов, начисленных по итогам первичного налогового аудита.

Вы всегда можете воспользоваться помощью высококвалифицированного юриста, если уверены в своей правоте, и отстоять свои интересы.

Следует заметить, что если вы без раздумий будете погашать все выписанные штрафы, только бы поскорее завершить взаимодействие с налоговой, то контроллеры могут предположить, что у вы получаете теневую прибыль.

Камеральная и выездные налоговые проверки

Как известно, закон РФ обязывает как юрлиц, так и физлиц уплачивать налоги со своей бизнес-деятельности. Прежде чем оплатить самостоятельно исчисленные суммы, организации и ИП подают в территориальное отделение ИФНС декларации и расчетные документы.

После того как хозяйствующий субъект подал документы в инспекцию, начинается камеральная налоговая проверка. Такое расследование ведется непосредственно на территории налоговой, и в ходе него контроллеры проверяют, верно ли вы рассчитали все суммы.

Если у налоговиков есть на то основания, они вправе выехать к вам на предприятие и изучить в ходе визита необходимые отчетные документы. Здесь речь идет уже о выездной проверке.

Если же инспекторам нужно проверить еще какую бы то ни было информацию, они могут нанести вам повторный визит. Это будет уже не простая выездная проверка, а повторная.

Повторная выездная налоговая проверка для контроля вышестоящего налогового органа над нижестоящим

Такой аудит должен проводиться в соответствии с действующими правилами, которым налоговики обязаны четко следовать. Иначе ваши интересы, как юрлица, будут ущемлены:

  • Комиссия может состоять, в том числе, из контроллеров местного отделения ФНС. Но, наряду с ними, в нее должны входить и инспекторы из вышестоящих органов, иначе проверка становится бессмысленной и незаконной.
  • Как уже было сказано, проверяться компания может лишь за трехлетний период. Документы, относящиеся к более ранним срокам — закрытые.
  • Налоговики не вправе выписать вам штраф в случае выявления ошибок и недоимок. Разрешены лишь доначисления. Что касается штрафов, их накладывают, только если выявляют, что первые контроллеры и налогоплательщик вступили в сговор и скрыли данные.
  • Если результаты первого аудита опротестованы в суде, то новые постановления в рамках повторного аудита не должны противоречить судебному решению.

Налоговая проверка при ликвидации и реорганизации компаний

Внимание контроллеров всегда приковывает ситуация, когда соединяются убыточное предприятие и успешно развивающаяся компания. Реорганизация фирм — всегда сумбурное, сложное мероприятие, в ходе которого скрыть доходы и не заплатить налоги довольно просто. Этим и обусловлен интерес налоговиков к подобным процедурам.

Вне зависимости от обстоятельств, побудивших инспекторов прийти с проверкой, вам следует, как налогоплательщику выполнить свои обязательства, в частности, вовремя предоставить документацию.

Так, ИФНС вправе потребовать у вас:

  • Документацию, оригиналы которой вы уже предъявляли налоговикам, но потом вам их возвратили.
  • Документы, переданные вами в рамках предшествующих контрольных мероприятий, но которые контроллеры утратили в связи с форс-мажором.
  • Другие бумаги, касающиеся деятельности организации.Что касается оспаривания результатов повторного аудита, то такое право у вас есть. Но практика показывает, что такие старания налогоплательщиков редко завершаются успехом.

Иногда повторная налоговая проверка после сдачи уточненок уменьшению не проводится

Нередко случается так, что контроллеры проверили предприятие за конкретный период, а организация подала уточненную декларацию, относящуюся к уже проверенному периоду. В данном случае инспекторы вправе провести повторный аудит.

Такая проверка имеет отличительные черты:

  • В поданной декларации указан налог в меньшем размере, чем в поданной первоначально. Также налоговики захотят проанализировать вашу деятельность, если в уточненной декларации вы заявили о большем убытке, нежели первоначально.
  • Период аудита выходит за рамки трех последних лет. Если декларация связана с периодом, превышающим трехлетний срок, то ИФНС вправе провести по нему проверку.
  • Контроллеры проверяют лишь откорректированную информацию. Другие данные, не связанные с ней, они не рассматривают.

Помните: повторный аудит вы можете предотвратить, даже если подали уточненную декларацию на снижение базы налогообложения. Как это сделать? Необходимо своевременно заметить неточность и исправить ее еще на стадии обнаружения.

Самая уязвимая проверка для налоговиков — это налоговая проверка при ликвидации

Поскольку сейчас период, в течение которого организации вправе обжаловать результаты проверок по ликвидируемым предприятиям, вынесенные решения могут просто не успеть вступить в силу.

Предприятия на грани ликвидации учитывают это, а потому стремятся максимально отсрочить любое взаимодействие с контроллерами. Вы, наверняка, слышали о том, как друге налогоплательщики старались общаться с налоговиками лишь по почте, заявляли, что проверку провести негде ввиду отсутствия помещений и т. д.

Может, вы и сами неоднократно делали нечто подобное. То есть, многие компании намеренно тянут время в собственных интересах.

Однако и контроллеры могут применить определенные меры, например:

  • Рассчитать налоги.
  • Привлечь представителей правоохранения к делу.

Практика показывает, что контроллеры стараются успеть вручить решения тем предприятиям, в собственности которых — довольно много активов, так как их продажа требует времени и повышает обязательства по налогам.

В заключение отметим, что, по мнению законодателей, повторный налоговый аудит должен быть неким стимулом для инспекторов более тщательно и добросовестно выполнять свои обязанности. Кроме того, такая мера должна была гарантировать добросовестным налогоплательщикам чистую и прозрачную процедуру контроля.

Но на практике все оказалось не так радужно. Нередки случаи, когда инспекторы проводят проверку только с целью доначислений.

Для этого они очень тщательно отбирают налогоплательщиков для проверки по определенным критериям (как было отмечено, предпочтение отдается тем, кому можно выставить серьезные доначисления).

В итоге хозяйствующие субъекты далеко не всегда оказываются в выгодном положении.

Чтобы избежать проблем и дальше спокойно вести предпринимательскую деятельность, налогоплательщики должны быть внимательны и знать, какие требования контролеров выполнять и каким образом. Приведем самые частые вопросы, возникающие у налогоплательщиков по поводу повторного аудита, и ответим на них:

  • Могут ли проверяющие лица запрашивать подлинники документации, если ранее предприятие предоставляло копии? Да, закон наделяет их таким правом.
  • Что делать, если инспекторы запросили документы, которые в данный момент компания не может предъявить? Для этого на следующий день после того, как поступило такое требование, нужно в письменном виде сообщить в налоговую об отсутствии возможности предоставить нужные бумаги в отведенный период. Также следует указать причины, по которым не представляется возможным исполнить требование.
  • Как поступить, если результаты повторной проверки вас не устроили? НК РФ разрешает проверяемому хозяйствующему субъекту, лично или через доверенное лицо, предоставить в соответствующее отделение ИФНС возражения в письменном виде по итогам аудита в общем или относительно отдельных его частей. На это налогоплательщику закон дает 1 месяц с даты, когда он получил акт проверки.

Кроме того, проверяемый хозяйствующий субъект или его доверенное лицо может сопроводить письменные возражения копиями или оригиналами документов, подтверждающими факт нарушения его прав.

Источник: https://nalog-blog.ru/vyezdnaya/povtornaya-nalogovaya-proverka-poryadok-i-sluchai-provedeniya/

Повторная выездная налоговая проверка

Повторная проверка

Основания для проведения повторной выездной налоговой проверки
Ограничения по периоду проверки
Какие могут быть последствия по результатам повторной проверки
Если результаты первой выездной проверки были оспорены в суде
Можно ли проводить повторную камеральную проверку
Что делать, если результаты повторной проверки вас не устраивают?

В предпринимательской среде бытует мнение, что один и тот же год налоговики могут проверить только один раз. Не всегда это так. Если компанию уже проверили, это не повод расслабляться, так как налоговая может прийти еще раз.

В Налоговом кодексе действительно сказано, что нельзя проводить больше одной проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период (см. п. 5 ст. 89 НК РФ). Но в этой же статье говорится, что в некоторых случаях инспекторы могут прийти с проверкой еще раз независимо от того, когда была первая. 

Читайте по теме: «Выездная проверка: как определить, не находитесь ли вы под прицелом налоговиков».

Повторная налоговая проверка длится столько же, сколько первичная выездная проверка, и оформляется по тем же правилам.

По таким проверкам есть много ограничений, поэтому на практике это не слишком частое явление.

Основания для проведения повторной выездной налоговой проверки

Решение проверить организацию еще раз могут вынести по двум основаниям:

  1. Вышестоящий налоговый орган (региональное управление ФНС) решил проконтролировать работу инспекции, которая проводила первую проверку

Кто проверяет. В этом случае проверку должны проводить именно сотрудники вышестоящего органа, а не той инспекции, которая проверяла в первый раз. Но участие сотрудников нижестоящей инспекции допускается.

Какой период. Проверять будут тот же период и те же налоги, что и при изначальной ревизии.

Что проверяют. Всю деятельность компании за период проверки. Изучают те же документы и обстоятельства, но в итоге сотрудники УФНС могут прийти к другим выводам, чем первые проверяющие.

Полезно прочитать: «Как себя вести на выездной проверке: правила выживания в экстремальной ситуации».

  1. Налогоплательщик сдал уточненную декларацию с уменьшенной суммой налога

Сюда же относят случаи, когда в декларации увеличена сумма убытка, т.к. это влияет на размер налога будущего периода (письмо ФНС от 03.09.2010 № АС-37-2/10613@).

Кто проверяет. В этом случае проверочные мероприятия будет проводить та же инспекция, что и в первый раз. Причем даже в том случае, если компания относится уже к другой инспекции.

Какой период. Проверять будут только тот период, за который сдана уточненная декларация.

Что проверяют. Только тот налог, по которому сдали «уточненку», и только связанные с корректировками данные.

Например, если организация заявила о новых расходах по налогу, то проверить могут только расходы по этому налогу. Другие налоги и обстоятельства налоговики перепроверять не вправе.

Даже если они это сделают и найдут нарушения, которые не обнаружили в первый раз, никаких санкций по ним предъявить не смогут.

Если налоговая проверка в компании уже прошла, в течение трех лет проверить организацию могут еще раз. Поэтому нет смысла вступать в сговор с местной инспекцией, ведь вышестоящий орган может отменить ее решение и наложить санкции. Лучше с самого начала вести налоговый учет так, чтобы не привлекать к компании повышенный интерес со стороны ИФНС.

Комплексное бухгалтерское обслуживание в 1С-WiseAdvice – это не механическое ведение бухгалтерского и налогового учета, а действительно Полезная бухгалтерия. В рамках этой услуги риск назначения выездной проверки и, тем более, повторной выездной ревизии, стремится к нулю.

Мы знаем, что именно будет смотреть ИФНС и какие данные сопоставлять, поэтому осознанно и с пониманием возможных рисков ведем налоговый учет и формируем отчетность. Чтобы избежать ненужных вопросов о расхождениях в отчетности, , там, где это возможно и не противоречит требованиям законодательства, наши специалисты ведут бухгалтерский учет по правилам налогового.

В процессе ведения учета специалисты 1С-WiseAdvice анализируют и выдерживают сотни контрольных соотношений в формах бухгалтерской и налоговой отчетности, на которые опирается ИФНС, принимая решение о более тщательной проверке налогоплательщика. В зоне налогового учета лежат основные риски для клиента, поэтому налоговому учету и отчетности мы уделяем первостепенное внимание.

Сам факт, что компания сдала уточненный отчет, еще не означает, что будет выездная проверка. Налоговики могут ограничиться и камеральной.

При реорганизации или ликвидации компании тоже могут назначить проверку, не оглядываясь на то, когда была предыдущая.

Ограничения по периоду проверки

Повторно проверить могут только три года, предшествующие году, в котором вынесли решение о повторной проверке. То есть, если компанию уже проверили за 2014-2016 годы в 2017 году, то, приняв решение о повторной проверке в 2018 году, налоговое Управление сможет проверить только 2015 и 2016 годы.

Если проверку хотят провести в связи со сдачей уточненной декларации, то срок давности в три года не действует. По этому поводу есть противоречия и неоднозначная трактовка Налогового кодекса.

Так, в пункте 10 статьи 89 НК РФ говорится об ограничении в три года для повторных проверок, а в пункте 4 той же статьи сказано, что проверяется тот период, за который представлена уточненная декларация. Но в пункте 4 речь идет о первичных налоговых проверках, а не о повторных.

Судебная практика в этом вопросе на стороне налоговиков. В Определении от 16.03.2018 № 305-КГ17-19973 Верховный суд обозначил, что ограничение глубины повторной выездной проверки не действует, если организация корректирует старую отчетность, т.к. в сроках подачи уточненных деклараций компании не ограничены – они вправе сдавать их и за период более трех лет (статья 89 Налогового кодекса).

В то же время, это не значит, что такую проверку можно назначить когда угодно, сколько бы времени ни прошло с момента сдачи уточненного отчета. Суд считает, что должны быть соблюдены разумные сроки. В частности, в упомянутом Определении суд счел, что 1 год и 10 месяцев, которые прошли после сдачи «уточненки» – слишком большой срок для того, чтобы принимать решение о повторной проверке.

Совет от 1С-WiseAdvice

Прежде чем сдавать «уточненку», нужно подумать, можно ли обойтись без этого, потому что последствием подобного пересмотра налоговых обязательств может стать повторная выездная проверка.

Каждый раз перед тем как готовить уточненную декларацию, эксперты 1С-WiseAdvice прилагают все усилия, чтобы правомерно внести изменения в отчетность клиента другими способами, например, в текущем периоде.

Какие могут быть последствия по результатам повторной проверки

При повторной ревизии инспекторы могут обнаружить нарушения, которые не были выявлены раньше. В этом случае они определят сумму недоимки и начислят пени.

А вот штраф по результатам повторной проверки выписать могут только в одном случае – если будет обнаружено, что при первой проверке нарушение не выявили, потому что налогоплательщик вступил в сговор с сотрудником налоговой инспекции. Во всех остальных случаях штрафовать налогоплательщика нельзя.

Читайте по теме: «Как проходит выездная налоговая проверка и чем заканчивается».

Если результаты первой выездной проверки были оспорены в суде

Если компания оспорила решение по первой проверке, это не мешает вышестоящему налоговому органу проверить ее еще раз. А вот могут ли по результатам этой проверки, несмотря на решение суда, сделать доначисления, – зависит от конкретной ситуации:

  1. Суд исследовал доказательства и доводы налоговиков, после чего пришел к выводу, что налогоплательщик не виноват и отменил решение налогового органа. В этой ситуации повторная проверка не может переоценивать выводы суда, иначе это нарушает права налогоплательщика. Доначислить налоги смогут только в том случае, если найдут новые нарушения, которые в суде не оспаривались.
  2. Суд не давал оценку доказательствам, на основании которых налоговики выносили решение, а отменил его только из-за процессуальных нарушений. Например, если компанию не ознакомили с результатами проверки. В этом случае доначисления при повторной проверке могут быть признаны законными.

Источник: https://1c-wiseadvice.ru/company/blog/povtornaya-vyezdnaya-nalogovaya-proverka/

Когда проводится повторная выездная проверка

Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться в следующих случаях:

  1. Если вышестоящий налоговый орган проверяет деятельность нижестоящей ИФНС (п.10 ст.89 НК РФ),
  2. Если налогоплательщик подал уточненную налоговую декларацию с уменьшением суммы налога (п.10 ст.89 НК РФ),
  3. В связи с реорганизацией или ликвидацией компании (п.11 ст.89 НК РФ).

Этот перечень является закрытым, другие причины не позволяют инспекторам снова приезжать к налогоплательщику.

Глубина охвата ограничивается тремя годами, предшествующими текущему году. В то же время вторая комиссия не может выходить за временные рамки первичного контроля. Из этого правила есть исключение, о котором мы расскажем ниже.

По поводу сроков проведения второй проверки НК РФ не содержит особых указаний. Здесь действуют такие же сроки, правила продления, приостановления и возобновления течения срока, как для первичных проверок.

Для первичного контроля НК РФ содержит ограничение: налогоплательщика могут проконтролировать только один раз по одному и тому же налогу за один и тот же срок. Для вторичных проверок такого ограничения нет. Отсюда следует вывод, что повторных проверок может быть несколько.

Повторная проверка вышестоящим налоговым органом

Повторная выездная проверка может проводиться, если вышестоящий налоговый орган проверяет эффективность деятельности нижестоящей налоговой инспекции. Например, межрегиональная инспекция проверяет эффективность работы районной ИФНС. Или управление ФНС по субъекту РФ проверяет деятельность подчиненной межрегиональной ФНС.

По общему правилу вторичный контроль за тот же период по тем же налогам не проводится (п.5 ст.89 НК РФ). В данном случае это правило не работает (п.10 ст.89 НК РФ).

Наоборот, вышестоящий налоговый орган проверяет те же налоги за тот же период, которые анализировали в первый раз. Цель – узнать, насколько эффективно была проведена первоначальная проверка.

Таким образом, повторно проверяют уже не налогоплательщика, а налоговую инспекцию, которая приезжала к налогоплательщику в первый раз.

Несмотря на это, повторная проверка затрагивает интересы налогоплательщика. Судьи настаивают, что до проведения повторной проверки должна проводиться тщательная аналитическая работа.

Ее результатом должен стать вывод о законности и обоснованности выезда к организации во второй раз. А в первую очередь, требуется анализ необходимости повторного визита налоговиков (Постановление КС РФ от 17.03.2009 № 5-П, Определение ВС РФ от 16.09.

2014 № 301-КГ14-1038, Постановление Президиума ВАС РФ от 25.05.2010 № 17099/09).

При отсутствии четкого обоснования повторная проверка из инструмента контроля превращается в способ подавления экономической самостоятельности и свободы предпринимательства (Постановление КС РФ от 16.07.04 № 14-П). Чиновники ФНС согласились с выводами судей в письме от 13.04.2015 № ЕД-4-2/6265@.

На что обратить внимание налогоплательщику, отобранному для вторичного налогового контроля? В первую очередь, проверить решение о проведении проверки. В нем должно присутствовать обоснование необходимости повторного выезда инспекторов.

Во-вторых, помнить о возможной глубине проверки. Она составляет три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение. Поскольку вторая проверка не может выходить за временные рамки первой, то налогоплательщику выгодно, чтобы две проверки проходили в разные годы.

Например, первая комиссия инспекторов приезжала в 2018 году и анализировала документы за 2015, 2016 и 2017 годы. Решение о повторном выезде принято в 2019 году. Значит, вторично инспекторы могут запросить сведения за 2016 и 2017 годы. Изучать документы за 2015 год им не позволяет п.10 ст.89 НК РФ. А 2018 год они анализировать не смогут, поскольку этот период не затронула первая проверка.

В третьих, следует помнить, что п.10 ст.89 НК РФ освобождает компанию от ответственности за налоговое правонарушение, если первая проверка его не нашла, а вторая обнаружила. Но только в том случае, если не будет доказан факт сговора компании с первыми проверяющими.

Повторная выездная проверка по уточненной декларации

Повторную проверку по уточненной декларации проводит тот же налоговый орган, который проводил первую проверку. Такое контрольное мероприятие проводится в обычном порядке. С двумя исключениями:

  • Инспекторы могут анализировать только уменьшенный налог,
  • Глубина повторного контроля может выходить за рамки предыдущих трех лет.

По общему правилу, закрепленному в п.10 ст.89 НК РФ, повторная проверка может затрагивать три календарных года, предшествующих году вынесения решения. Налогоплательщик же может подать уточненную декларацию за период, превышающий трехгодичный срок.

Чиновники Минфина и инспекторы считают, что в этом случае правило трех лет не работает, они вправе проверить тот период, за который подана уточненка. Даже если он превышает трехгодичный срок (письмо Минфина России от 19.04.13 № 03-02-07/1/13473, письмо ФНС от 17.07.

15 № СА-4-7/12693@).

Суды соглашаются с чиновниками и отмечают, что в данном случае принципы налогового регулирования не нарушаются, как не нарушается и баланс частных и публичных интересов (Определение ВС РФ от 05.03.15 № 305-КГ15-606).

Советуем взвесить все «за» и «против» подачи уточненки. Особенно, если уточняется налог за период более трех лет. Стоит ли давать повод для приезда контроллеров, если излишне рассчитанный «старый» налог нельзя ни вернуть, ни зачесть в счет других платежей?

Отметим еще один важный момент. В пп.2 п.10 ст.89 НК РФ речь идет о подаче уточненной декларации. Таким образом, формально отсутствует повод для проведения проверки по уточненному авансовому расчету, сведениям или другим формам отчетности, кроме налоговой декларации.

Повторная проверка при реорганизации или ликвидации

Повторная выездная проверка налогоплательщика может проводиться при реорганизации и ликвидации компании (п.11 ст.89 НК РФ). Для такого контрольного мероприятия действуют те же правила, как для других повторных проверок. Время проведения, глубина охвата и предмет предыдущей проверки значения не имеют.

Решение о вторичном контроле принимает налоговый орган, в котором компания состоит на учете.

Слияние прибыльных компаний или присоединение убыточной организации к прибыльной вряд ли вызовет интерес инспекторов.

Кто в зоне повышенного риска? Это компании, которые пытаются слиться с организаций на гране банкротства. Повышенный интерес контроллеров вызывают и любители миграции между налоговыми инспекциями.

Напомним, что смена юридического адреса не поможет избежать приезда контроллеров. Решение могут вынести до внесения изменений в ЕГРЮЛ, и тогда инспекторы будут проверять уже бывшего подопечного. А ИФНС по новому юридическому адресу может проверить уже правопреемника. Таким образом, вместо одной проверки компания получит сразу две.

Не лучший вариант и затягивание сроков предоставления документов, если проверяют компанию при ликвидации. Надежды, что инспекторы просто не успеют вынести решение, напрасны. Ведь инспекторы могут доначислить налоги расчетным путем. А заодно начислить штраф за непредоставление документов.

Источник: https://www.RNK.ru/article/216312-povtornaya-vyezdnaya-nalogovaya-proverka

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.