Проект комплексного стандарта по консолидированной финансовой отчётности

Содержание

Консолидация финансовой отчетности

Проект комплексного стандарта по консолидированной финансовой отчётности

Консолидация финансовых отчетов представляет собой процесс объединения и последующей синхронизации данных отчетов некоторой группы предприятий. Делается это с целью представления информации о финансовом положении консолидированных компаний в одном единственном пакете отчетности.

Подобная группа создается во время слияния нескольких предприятий в холдинг или в момент, когда одна компания приобретает большую долю в капитале другой, что дает ей право выступать контрольным участником. В этом случае материнская компания осуществляет контроль за одной или несколькими компаниями и непосредственно влияет на их финансовую политику.

Сущность и состав консолидированной финансовой отчетности

Материнская компания составляет консолидированную финансовую отчетность. Данный формат отчетности демонстрирует объективную и правдивую информацию управленцам об их инвестициях, контроле и владению чистыми активами. Это оправданное требование, поскольку в индивидуальной отчетности материнской компании не отображается информация по поводу инвестиций в подконтрольные структуры.

Консолидированная финансовая отчетность, которая составлена согласно требований МСФО, отражает деятельность группы компаний как единого целого и включается в себя следующие отчеты:

  1. Балансовый отчет;
  2. Отчет о прибыли и убытках;
  3. Отчет об изменениях в собственном капитале;
  4. Отчет о движении денежных средств;
  5. Примечания.

Выгоды консолидации финансовой отчетности

  • выгодные условия вовлечения финансов;
  • улучшение управляемости компании через рост солидности финансовых результатов;
  • привлечение иностранных инвесторов и партнеров;
  • увеличение стоимости компании посредством снижения неясности в финансовом положении.

Принципы консолидации финансовой отчетности

  1. Принцип полноты — требует полное отражение информации об активах, обязательствах, расходах будущих периодов, доходах будущих периодов объединенной группы компаний невзирая на размер части материнской компании.

  2. Принцип справедливой и достоверной оценки — консолидированная финансовая отчетность обязана быть прозрачной, доходчивой, общедоступной для понимания и предоставлять весомую и объективную информацию об активах, обязательствах и финансовом состоянии организаций, которые входят в группу компаний.

  3. Принцип собственного капитала — собственный капитал, финансовые результаты деятельности и резервы группы консолидируются, поскольку материнская компания и её структурные подразделения воспринимаются как единое целое.

  4. Принцип постоянства применения методов консолидации и принцип действующего предприятия — обязывают использовать выбранные методы консолидации на протяжении длительного периода при условии эффективного функционирования группы компаний.
  5. Принцип существенности — только если информация важна для пользователей, она раскрывается в консолидированной отчетности.

    Только те статьи, которые имеют прямое влияние на принятие инвестиционных или прочих управленческих решений, считаются существенными и должны отображаться в финансовой документации.

  6. Принцип единых методов оценки — материнская компания обязуется пользоваться едиными методами оценки при консолидации отчетности и при составлении своей собственной.

  7. Принцип единой даты составления консолидированной финансовой отчетности — консолидированная финансовая отчетность составляется на дату составления материнской отчетности.
  8. Принцип единой учетной политики — при формировании консолидированной отчетности используется единая учетная политика для материнской и дочерних предприятий, применима к аналогичным операциям и другим событиям при похожих обстоятельствах.

Методы консолидации финансовой отчетности

Существуют определенные методы консолидации финансовой отчетности:

Метод полной консолидации — группа компаний — это единый целый экономический объект хозяйствования. Под консолидация попадают активы структурных подразделений, в пассиве демонстрируются права меньшинств. Данный метод применим для дочерних предприятий, которые образованы путем слияния или приобретения.

Метод пропорциональной консолидации — предусматривает отражение в отчетности только тех активов, которыми структурное подразделение группы компаний действительно владеет и осуществляет пользование и контроль над ними.

Метод долевого участия — метод, который учитывает инвестиции в ассоциированные организации. Отражение инвестиций происходит по номинальной стоимости с возникновением гудвилла.

Этапы консолидации финансовой отчетности

  1. Процесс подготовки финансовых отчетов отдельно каждой компании, входящих в состав группы, к самой консолидации:
    • определение и исключение всех внутреннегрупповых операций, которые приводят к образованию прибылей и убытков, не возможных реализовать себя;
    • определение размера нереализованных прибылей и убытков.
  2. Консолидация гудвилла.
  3. Консолидация накопленного капитала.
  4. Определение и отделение доли меньшинства в чистых активах и чистой прибыли (или убытке) структурных подразделений, состоящей из:
    • суммы на дату слияния;
    • части меньшинства в размере изменения собственного капитала структурного подразделения после слияния.
  5. Формирование консолидированной финансовой отчетности посредством постатейного суммирования элементов финотчетности структурных подразделений с подобными элементами финотчетности материнской компании.

Методы составления первичной консолидированной отчетности:

  • метод приобретения (покупки);
  • метод объединения (слияния).

Сложность составления консолидированной финансовой отчетности состоит в необходимости элиминирования (исключения) статей, чтобы предотвратить повторный счет и искусственное завышение размера капитала и финансовых итогов.

P.S. Полную запись вы можете посмотреть здесь

Источник: https://finacademy.net/materials/article/konsolidaciya-finansovoi-otchetnosti

О консолидированной финансовой отчетности, проект федерального закона от 27 июля 2010 года №55792-4

Проект комплексного стандарта по консолидированной финансовой отчётности

Проект N 55792-4во втором чтении

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает общие требования по составлению, представлению и публикации консолидированной финансовой отчетности организацией — юридическим лицом в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее — организация).

2.

Для целей настоящего Федерального закона под консолидированной финансовой отчетностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения рассматриваемых в целях составления данной отчетности как единый хозяйствующий субъект в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (далее — МСФО) организации, других организаций, иностранных организаций.

Статья 2. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон распространяется на кредитные организации, а также на иные организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

2.

В случае, если федеральными законами предусмотрены составление, и (или) представление, и (или) публикация консолидированной финансовой отчетности (сводной бухгалтерской отчетности, сводной (консолидированной) отчетности и баланса) либо если учредительными документами организации, не указанной в части 1 настоящей статьи, предусмотрены представление и (или) публикация консолидированной финансовой отчетности, такая отчетность составляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3. Консолидированная финансовая отчетность и содержащиеся в ней сведения не могут быть использованы в целях осуществления налогового администрирования и налогового контроля.

Статья 3. Составление консолидированной финансовой отчетности

1. Консолидированная финансовая отчетность составляется в соответствии с МСФО.

2.

Консолидированная финансовая отчетность организации составляется наряду с бухгалтерской отчетностью этой организации, составляемой в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

3. На территории Российской Федерации применяются МСФО и Разъяснения МСФО, принимаемые Фондом Комитета по Международным стандартам финансовой отчетности и признанные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом требований законодательства Российской Федерации. Признанные МСФО и Разъяснения МСФО подлежат официальному опубликованию на русском языке.

Статья 4. Представление консолидированной финансовой отчетности

1. Годовая консолидированная финансовая отчетность представляется участникам организации, в том числе акционерам. Годовая консолидированная финансовая отчетность также представляется:

1) организациями, за исключением кредитных организаций, — в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;

2) кредитными организациями — в Центральный банк Российской Федерации.

2.

Промежуточная консолидированная финансовая отчетность представляется участникам организации, в том числе акционерам, если такое представление предусмотрено ее учредительными документами. Кредитные организации также представляют промежуточную консолидированную финансовую отчетность в Центральный банк Российской Федерации в случаях, установленных Центральным банком Российской Федерации.

3. Годовая и промежуточная консолидированная финансовая отчетность представляется участникам организации, в том числе акционерам, в порядке, определяемом учредительными документами организации.

4.
Представление годовой консолидированной финансовой отчетности организациями, за исключением кредитных организаций, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

5. Представление годовой и промежуточной консолидированной финансовой отчетности кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации осуществляется в порядке, определяемом Центральным банком Российской Федерации.

6. Консолидированная финансовая отчетность представляется пользователям, предусмотренным настоящей статьей, на русском языке.

7. Годовая консолидированная финансовая отчетность представляется до проведения общего собрания участников организации, но не позднее 120 дней после окончания года, за который составлена данная отчетность.

8. Консолидированная финансовая отчетность подписывается руководителем организации и (или) иными лицами, уполномоченными на это учредительными документами организации.

Статья 5. Аудит консолидированной финансовой отчетности

Годовая консолидированная финансовая отчетность подлежит ежегодному обязательному аудиту. Аудиторское заключение представляется и публикуется вместе с указанной консолидированной финансовой отчетностью.

Статья 6. Надзор за представлением и публикацией консолидированной финансовой отчетности

1. Надзор за соблюдением сроков представления и публикации консолидированной финансовой отчетности организациями, за исключением кредитных организаций, осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации.

2.

Порядок применения консолидированной финансовой отчетности кредитных организаций в целях банковского надзора определяется Центральным банком Российской Федерации.

Статья 7. Публикация консолидированной финансовой отчетности

1. Организация должна публиковать годовую консолидированную финансовую отчетность.

2.

Консолидированная финансовая отчетность считается опубликованной, если она размещена в информационных системах общего пользования, и (или) опубликована в средствах массовой информации, доступных заинтересованным в ней лицам, и (или) в отношении ее проведены иные действия, обеспечивающие ее доступность всем заинтересованным в ней лицам независимо от целей получения данной отчетности по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение.

3. Публикация консолидированной финансовой отчетности осуществляется организацией не позднее 30 дней после представления такой отчетности пользователям, предусмотренным статьей 4 настоящего Федерального закона.

Статья 8. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2.

Организации, за исключением организаций, указанных в части 4 настоящей статьи, составляют, представляют и публикуют консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО начиная с отчетности за 2005 год.

3. В случае признания МСФО для применения на территории Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом после 1 сентября 2005 года организации, указанные в части 2 настоящей статьи, составляют, представляют и публикуют консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО начиная с отчетности за 2006 год.

4.

Организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг и которые составляют консолидированную финансовую отчетность по иным международно признанным правилам, а также организации, облигации которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, представляют и публикуют консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО начиная с отчетности за 2008 год.

ПрезидентРоссийской Федерации

В.Путин

Пояснительная записка к проекту федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности»

Указанный законопроект разработан во исполнение Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2004 год.

Законопроект направлен на повышение качества и прозрачности финансовой отчетности крупнейших российских организаций с целью привлечения дополнительных инвестиций в российскую экономику и придании финансовой отчетности, составляемой на основе международных стандартов финансовой отчетности (далее — МСФО), международного статуса на мировых фондовых рынках капитала.

При разработке положений законопроекта его разработчики исходили из следующего:

— МСФО представляют собой, прежде всего, правила, позволяющие сформировать финансовую информацию по группе взаимосвязанных организаций.

При этом важнейшее место в МСФО отведено вопросам, учитывающим особенности организации учетного процесса при объединении компаний, исходя из финансовых вложений (финансовых инструментов) в дочерние и зависимые общества, влияния взаимоотношений аффилированных лиц на финансовые результаты компаний и другие положения, относящиеся к формированию консолидированной финансовой отчетности;

— финансовая отчетность отдельного юридического лица, являясь официально юридически значимым документом, определяющим (подтверждающим) имущественное положение организации, обязана в силу этого полностью соответствовать требованиям национального законодательства;

— страны Евросоюза, США и большинство других экономически развитых государств мира приняли решение о переходе на МСФО, начиная с отчета за 2005 год, только в части формирования консолидированной финансовой отчетности. При этом отчетность юридических лиц будет представляться в соответствии с национальным законодательством (решение Евросоюза от 27.05.2002г.).

Законопроект предусматривает применение на территории Российской Федерации международных стандартов, разрабатываемых Фондом Комитета по Международным стандартам финансовой отчетности, русский перевод которых в установленном порядке одобряется Правительством Российской Федерации.

Законопроектом устанавливаются общие требования к обязательному составлению, представлению и публикации консолидированной финансовой отчетности по МСФО группами организаций, определяемыми в соответствии с МСФО (далее — Группа), головные общества которых относятся к открытым акционерным обществам, ценные бумаги которых допущены к обращению через организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Кроме того, проектом федерального закона устанавливается норма, обеспечивающая контроль, включая обязательный аудит, за достоверностью отчетной информации, и предусматривается ответственность должностного лица головного общества за составление и представление консолидированной финансовой отчетности.

У российских организаций уже имеется определенный опыт формирования консолидированной финансовой отчетности по МСФО на основе положений ведомственных актов Минфина России. Однако эти положения носят добровольный характер применения.

Обязательность составления и представления указанной отчетности публичными организациями устанавливается только законом.

Фактически законопроект узаконивает сложившуюся практику применения МСФО и обязывает вновь появляющиеся Группы соответствовать установленным правилам.

Порядок составления, представления и опубликования финансовой отчетности по МСФО кредитными организациями и применение ее в целях банковского надзора определяются Банком России в соответствии с банковским законодательством Российской Федерации.

Введение в действие законопроекта предлагается со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2004 года, что позволит Группам составить годовую консолидированную финансовую отчетность нарастающим итогом с начала 2004 года. Для Групп, аналогичным предыдущим и составляющим консолидированную финансовую отчетность по иным международно-признанным правилам, предусмотрен переход к составлению указанной отчетности по МСФО с отчета за 2008 год.

Текст документа сверен по:
рассылка

Источник: http://docs.cntd.ru/document/901947016

Консолидированная финансовая отчетность по МСФО

Проект комплексного стандарта по консолидированной финансовой отчётности

Консолидированная финансовая отчетность (consolidated financial statements) – это отчетность, в которой доходы, расходы, имущество и обязательства материнского предприятия и контролируемых им предприятий представлены как доходы, расходы, имущество и обязательства единого предприятия.

Консолидированная финансовая отчетность составляется субъектом хозяйствования, который является материнским предприятием.

Согласно МСФО 10 материнское предприятие — это предприятие, которое контролирует одно или несколько предприятий, а дочернее предприятие — субъект хозяйствования, в частности некорпоративное предприятие, например партнерство, которое контролируется другим предприятием (известным как материнское предприятие).

Консолидированную финансовую отчетность предоставляет материнская компания путем включения в нее показателей дочерних предприятий.

На основании предполагаемого воздействия материнской компании на деятельность подконтрольных компаний последние в МСФО делятся на ассоциированные, дочерние и совместные.

Методика составления консолидированной финансовой отчетности является довольно сложной, поскольку связана с необходимостью элиминирования статей, то есть последствия реализации соглашений между членами корпоративной группы не включают в консолидированную отчетность — показывают только активы и обязательства, доходы и расходы от операций с третьими лицами.

Но консолидация не сводится к простому добавлению аналогичных статей активов, обязательств, капитала, доходов и расходов: процесс консолидации предусматривает целый ряд специальных расчетов и может быть представлен в виде многошаговой процедуры консолидации.

Состав консолидированной финансовой отчетности

Консолидированная финансовая отчетность, которая составлена согласно требований МСФО, отражает деятельность группы компаний как единого целого и включается в себя следующие отчеты:

Этапы процесса консолидации финансовой отчетности

Консолидация финансовой отчетности проходит в несколько этапов:

  • Этап 1. Подготовка отдельных финансовых отчетов предприятий, входящих в состав группы, к процессу консолидации.
  • Этап 2. Консолидация гудвилла.
  • Этап 3. Консолидация накопленного капитала.
  • Этап 4. Определить и отделить долю меньшинства в чистых активах и чистой прибыли (убытке) дочерних предприятий.
  • Этап 5. Непосредственное составление консолидированной финансовой отчетности: постатейное суммирования показателей финансовой отчетности дочерних предприятий с аналогичными показателями финансовой отчетности материнского предприятия.

Методика составления консолидированной финансовой отчетности представлена ​​как совокупность методов консолидации отчетности, а именно — последовательностью их применения.

В зависимости от наличия или отсутствия взаимных операций можно выделить следующие этапы консолидации:

  1. первичная консолидация возникает при составлении впервые консолидированной отчетности ранее независимых предприятий и связана с приобретением инвестируемого предприятия;
  2. последующая консолидация возникает при составлении консолидированной отчетности группы предприятий, образованной ранее и в которой уже осуществлялись взаимные операции.

В свою очередь, в зависимости от характера операции при инвестировании и установлении контроля выделяют два метода составления первичной консолидированной финансовой отчетности:

  1. метод покупки (приобретения);
  2. метод слияния (поглощения).

В целом методика составления консолидированной финансовой отчетности довольно сложна, так как во время консолидации отчетности необходимо осуществлять элиминирования (исключения) статей с целью предотвращения повторного счета и искусственного завышения величины капитала и финансовых результатов.

В системе бухгалтерского учета Украины предприятия имеют возможность составлять консолидированную финансовую отчетность по национальным стандартам и международным стандартам.

По этим стандартам консолидированная финансовая отчетность дает характеристику общего финансового состояния и общего финансового результата, что дает представление как о перспективах инвестирования в такую ​​группу, так и о ее вкладе в экономическое развитие государства.

При анализе консолидированной финансовой отчетности особое внимание надо обратить на убыточные экономические единицы в структуре группы, поскольку они могут быть индикатором дальнейших финансовых проблем группы предприятий.

Поэтому консолидированная финансовая отчетность является важным элементом в информационном обеспечении участников рынка.

В современных условиях хозяйствования на повышение значения консолидированной финансовой отчетности в предпринимательской деятельности влияют немало предпосылок, в частности:

  • необходимость постоянного совершенствования механизма информационного обеспечения пользователей;
  • повышение значения информации в мире в целом;
  • необходимость в поиске высокодоходных сегментов бизнеса с целью переливания капиталов;
  • развитие институтов гражданского общества, которым необходимо больше информации о деятельности предприятий;
  • желание владельцев и акционеров иметь информацию о деятельности всей группы предприятий;
  • необходимость применения одинаковых учетных методов, а в случае невозможности раскрытия — информации о таких различиях;
  • усиление экономической борьбы за ресурсы и технологии;
  • усиление экономической борьбы за рынки сбыта;
  • перераспределение экономической власти;
  • повышение значения контроля за деятельностью дочерних предприятий материнским с целью уменьшения рисков злоупотреблений и искажения информации.

Поэтому консолидированная финансовая отчетность является атрибутом высокоразвитой рыночной экономики, что обеспечивает сбалансирование интересов пользователей. Для Украины это положительное явление, которое постепенно начинает адаптироваться к практическим условиям хозяйствования.

Целью составления финансовой отчетности в целом и консолидированной финансовой отчетности в частности является ее использование как информационного ресурса во время обоснования и принятия управленческих решений.

Учитывая сложность самих процессов консолидации данных и правового статуса субъектов группы предприятий система нормативно-правового регулирования консолидированной финансовой отчетности также является сложной.

Проблемные аспекты составления консолидированной финансовой отчетности в соответствии с МСФО:

  • отсутствует четкий инструментарий для бухгалтеров по практическому применению требований МСФО для составления консолидированной финансовой отчетности;
  • противоречия и несоответствия между МСФО и действующим законодательством Украины;
  • отсутствие квалифицированных кадров, которые бы не только обладали знаниями МСФО, но и могли бы применить их на практике.

Консолидированная финансовая отчетность — это отчетность, отражающая финансовое положение и результаты деятельности юридического лица и его дочерних предприятий как единой экономической единицы.

Принципы, заложенные в порядок формирования отчетности по МСФО, делают ее более адекватной и способной отразить истинное имущественное состояние организации. В связи с этим ценность МСФО существенна не только для иностранных, но и для национальных инвесторов. Это еще раз подтверждает необходимость и полезность процесса внедрения МСФО для всех секторов экономики Украины.

Источник: http://discovered.com.ua/finance/konsolidirovannaya-finansovaya-otchetnost-po-msfo/

Мсфо (ias) 27: консолидированная и отдельная финансовая отчетность

Проект комплексного стандарта по консолидированной финансовой отчётности

Современный бизнес, даже если говорить не только о транснациональных гигантах, зачастую существует не в формате отдельного предприятия, а в виде группы компаний, которые взаимосвязаны между собой и контролируются материнской организацией.

Сложные организационные структуры из множества юридических лиц, которые ведут различный бизнес по виду деятельности, но в глобальном смысле аккумулируют усилия для решения какой-то одной глобальной задачи сегодня стали повсеместным явлением в крупной коммерции.

Такой подход к организационной структуре бизнес-активов обусловлен необходимостью компаний вести бизнес на разных рынках, максимально полно используя возможности по оптимизации и повышению экономической эффективности своей работы.

Чтобы компании одной группы могли представить пользователям своей отчетности максимально полную и достоверную финансовую информацию о своем совместном бизнесе, был разработан и внедрен стандарт МСФО 27, речь о применении которого и пойдет в настоящей статье.

Общая информация по стандарту МСФО (IAS) 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность»

Сегодня совместная работа предприятий в рамках различных холдингов или групп компаний – обычная, широко распространенная практика.

Правда, многие компании используют распределенные групповые структуры с дочерними объединениями не ради повышения эффективности, а лишь для демонстративного масштабирования бизнеса, которое на самом деле несет в себе снижение общей продуктивности в экономическом смысле.

Но если говорить о правильном подходе к формированию групп предприятий, тогда такой метод ведения бизнеса является обоснованным самими условиями сегодняшней экономической конъюнктуры на рынках.

Стандарт IAS 27 был разработан для таких ситуаций, когда необходимо отразить в финансовой отчетности данные от совместной деятельности нескольких компаний, объединенных под началом одной материнской фирмы.

Консолидированная финансовая отчетность может помочь компаниям одной группы в представлении своей совместной работы в качестве единого бизнес-субъекта.

Создание структуры «дочек» всегда происходит по инициативе управленческого звена материнской компании и обязательно имеет какую-то цель.

Достижение целей, которые головная компания ставит для своих дочерних предприятий, должно положительно сказываться, как на самой дочке и ее материнской компании, так и на бизнесе всей группы компаний в целом. Основными преимуществами создания групп дочерних предприятий в рамках одной головной компании являются следующие возможности:

  • Головная компания и группа подконтрольных ей компаний получает возможности для выхода на новые рынки, открывает для себя новые возможности по выпуску товаров и услуг. Параллельно с этим все компании группы получают «своего представителя» в регионах присутствия дочерних структур и могут использовать их возможности для своего бизнеса и решения проблем.
  • Головная компания получает дополнительные возможности по оптимизации налоговой базы и привлечению ресурсов на наиболее выгодных условиях за счет расширения внешних экономических связей.
  • Головная компания дифференцирует риски бизнеса на дочерние предприятия, тем самым снижая влияние рисковых факторов на какой-то отдельный субъект бизнеса и повышая этим экономическую устойчивость группы в целом.
  • Группа компаний может эффективнее управлять своими финансовыми потоками и поддерживать те направления экономической деятельности, которые в наибольшей степени требуют поддержки в настоящий момент.
  • Материнская компания высвобождает свои ресурсы, чтобы направить их на развитие бизнеса группы компаний в целом, благодаря передаче части своих управленческих функций дочерним предприятиям.

Стандарт МСФО 27 позволяет компаниям одной материнской группы согласовать и показать такую финансовую отчетность, которая наиболее полно отразит ключевые вопросы бизнес-взаимодействия и даст возможность заинтересованным лицам сделать необходимые управленческие выводы.

Стандарт IAS 27 используется во всех вопросах консолидированной финансовой отчетности для объединенных групп предприятий, которые подконтрольны одной материнской компании, инвестиций в дочерние компании и ассоциации компаний, но не распространяется на вопросы сделок слияния и поглощения бизнеса, объединения компаний и их совместной работы.

Рисунок 1. Пример консолидированной отчетности. «Отчет о движении капитала» (фрагмент) в программном продукте «WA: Финансист».

Применение МСФО IAS 27 в компаниях различного вида

Специфика конкретного бизнеса во многом будет определяющим фактором в вопросе организации под началом материнской компании какой-то группы подконтрольных юридических лиц, которые будут являться дочерними.

Одни дочерние компании являются сугубо исполнителями и ассистентами головной компании, созданными для решения конкретных задач компании-матери, а другие – могут быть вполне самостоятельными экономическими субъектами, которые ведут определенный бизнес.

Но вне зависимости от специфики работы дочернего предприятия, согласно МСФО 27, финансовая отчетность головной материнской компании должна отражать все вопросы работы дочерних предприятий в консолидированном ключе.

Признание предприятия материнским

Предприятие признается материнским в рамках МСФО 27 в том случае, когда оно прямо или через владение долями в других обществах контролирует более чем половину прав голоса в дочернем предприятии.

Такое владение предполагает, что материнская компания фактически имеет возможности по управлению бизнесом дочерней структуры и способна влиять на формирование финансово-хозяйственной политики подконтрольного общества.

Вместе с этим материнская компания обладает возможностями по назначению на ключевые должности в дочернем обществе своих ставленников, которые будут входить в советы директоров и иметь функции операционного управления предприятием-дочкой.

Согласно МСФО IAS 27 материнская компания должна раскрывать в своей отчетности информацию обо всех дочерних предприятиях, в которых она прямо или косвенно имеет существенное влияние на бизнес дочерней структуры.

Если компания, которая владеет долями в дочерних предприятиях, сама является подконтрольной какому-либо юридическому лицу структурой, тогда на нее не распространяется обязанность предоставления консолидированной отчетности о бизнесе своих дочерних структур по МСФО 27.

Такая компания и ее дочерние структуры по принципу иерархической подчиненности сами рассматриваются как компании-дочки, и их отчетность является составной частью консолидированной отчетности компании более высокого уровня в организационной структуре холдинга.

При этом все компании, входящие в группу, и каждая из них в отдельности прямо или косвенно, обязаны готовить и предоставлять отдельную финансовую отчетность в соответствии с требованиями международных стандартов финансовой отчетности.

Процедура формирования консолидированной отчетности

Консолидированная отчетность должна объединить показатели бизнеса материнской компании с метриками, которые получены ее дочерними предприятиями в строгом соответствии с правилами составления отчетности.

Поэтому, когда финансовые специалисты материнской компании готовят консолидированную отчетность, они производят процедуру последовательного построчного сложения идентичных статей бизнеса материнской компании и бизнеса каждой дочерней структуры.

Суммируется отдельно каждый показатель по всем структурам и выводится его общее значение по:

  • Статьям активов;
  • Размерам обязательств;
  • Объему собственного капитала;
  • Размерам операционных потоков денежных средств и суммарных расходов.

После этого группой специалистов из расчетов исключаются:

  • Балансовые стоимости размера совершенных в дочерние предприятия инвестиций и размер доли, которой владеет материнская компания в подконтрольном предприятии-дочке;
  • Вычисляется размер неконтролирующих долей в размере прибыли/убытка в дочернем предприятии;
  • Выделяется доля в активах дочернего предприятия отдельно от доли, принадлежащей акционерам материнской компании.

Совокупность указанных действий позволяет материнской компании сформировать отчетность, наиболее полно отражающую финансовое положение головной компании с привязкой к бизнесу дочерних структур.

Консолидированная финансовая отчетность материнской компании и отчетность дочерних компаний должна быть отражена на идентичные отчетные даты. Когда отчетность дочек отличается по периоду от материнской компании – к задачам дочерних предприятий добавляется подготовка дополнительной отчетности на конец отчетного периода материнской компании.

Подготовку консолидированной отчетности удобно проводить в автоматизированном режиме, например, в программе на базе1С – WA: Финансист.

Рисунок 2. Пример консолидированной отчетности. «Консолидированный отчет о движении денежных средств» (фрагмент) в программном продукте «WA: Финансист».

Консолидированная финансовая отчетность по всей группе компаний должна быть составлена по аналогичным учетным методикам (единой учетной политике) для одинаковых операций и обстоятельств.

Если дочерняя структура использует отличную от материнской компании учетную политику, тогда в задачи дочерней компании входит корректировка своей отчетности под нужды отражения в финансовой отчетности материнской компании.

Если материнская компания по какой-либо причине потеряла контроль над дочерним предприятием, то с конкретной даты потери контроля любые финансовые отношения с данной структурой не будут рассматриваться в рамках IAS 27. Материнская компания сразу прекращает любое отражение активов и обязательств бывшей дочерней компании в своей отчетности.

Требования к раскрытию информации по стандарту IAS 27

Стандарт МСФО 27 требует от компаний максимально полного и достоверного раскрытия информации о своих дочерних структурах в целях обеспечения достоверности своей консолидированной отчетности. Принципы и методические рекомендации стандарта IAS 27 определяют, что материнские компании обязаны раскрывать в своей отчетности следующую существенную информацию:

  • Характер взаимоотношений между компаниями в группе (материнская компания/дочка), когда материнская компания имеет более половины прав голоса в подчиненной структуре.
  • Если материнская компания не имеет контроля над дочерней, но при этом владеет более чем половиной прав голоса в ее собственности, в консолидированной отчетности необходимо отразить причины отсутствия контроля и фактический состав кооперации сторон.
  • Если у компаний мать-дочь различаются методы или способы учета, а также допущено изменение отчетных дат периодов, и они не совпадают, тогда в консолидированной отчетности должна быть раскрыта причина таких различий.
  • Консолидированная отчетность должна включать любую существенную информацию, которая может раскрыть сведения о наличии у подконтрольных структур каких-либо ограничений в области кредитных соглашений и требований, которые могут повлиять на платежеспособность дочерней структуры по отношению к материнской компании в форме дивидендов, авансов и кредитных траншей.
  • Консолидированная финансовая отчетность по МСФО 27 должна включать в себя информацию о любых изменениях в долях дочерней компании и причинах потери контроля над подконтрольной структурой, а также о размере прибыли или убытка, возникшему согласно такому событию.

Например, в Отчете о движении капитала информация, которая касается неконтрольных долей владения и контролирующей доли участия, может быть представлена следующим образом:

Рисунок 3. Пример консолидированной отчетности. «Отчет о движении капитала» (фрагмент) в программном продукте «WA: Финансист».

записи прошедших вебинаров по теме «Управленческий учет / МСФО»

Выводы и заключение

Стандарт международной финансовой отчетности МСФО IAS 27, созданный для помощи управленческим и финансовым командам в составлении консолидированной финансовой отчетности, является прикладным инструментом, который регулирует параметры и правила отражения существенной информации в финансовой документации компаний.

Этот стандарт помогает компаниям, входящим в объединенные группы, наиболее верно признавать и отражать суть и состав корпоративных взаимоотношений между материнскими и дочерними компаниями, демонстрировать заинтересованным лицам цепочки взаимосвязей и взаимной ответственности предприятий, входящих в одну группу.

Понятно, что конкретные отношения между материнскими и дочерними компаниями в каждой группе таких компаний определяются, в первую очередь, спецификой управления, штатным составом высшего руководящего менеджмента и организационной структурой конкретного холдинга.

Несмотря на это, стандарт МСФО 27 стимулирует компании изначально формировать наиболее продуктивные организационные структуры, которые способны быть финансово успешными и правильно организованными в соответствии с принципами международных стандартов финансовой отчетности.

Источник: https://www.1CashFlow.ru/msfo-ias-27-konsolidirovannaya-i-otdelnaya-finansovaya-otchetnost

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.