Разоблачение «экспортных» схем

Не обманешь — не продашь: самые громкие разоблачения автопроизводителей (ФОТО)

Разоблачение «экспортных» схем

Топливный скандал с участием японской корпорации Mitsubishi Motors все громче: после публикации 20 апреля на сайте компании признания в фальсификации тестов акции концерна подешевели на треть.

Биржа приостановила торги из-за зашкаливающего количества желающих избавиться от бумаг Mitsubishi. В результате за два дня компания потеряла более миллиарда рыночной стоимости, побив собственный антирекорд 12-летней давности.

Особую значимость ситуации придает тот факт, что Mitsubishi — первый японский производитель, которого поймали за руку при подтасовке показателей топливной эффективности. Компании не повезло оказаться в шлейфе «дизельгейта» Volkswagen — крупнейшего разоблачения в истории автопрома.

Правительство Японии, очевидно, полагает, что такая аналогия бросает тень на всех национальных производителей. «Это серьезно подорвало доверие потребителей, и мы этого так не оставим», — пригрозил глава кабинета министров Есихидэ Суга.

Лента.ру разбирается в случившемся, а также вспоминает другие громкие разоблачения производителей машин и автокомпонентов.

Mitsubishi: маленькие автомобили, большой скандал

Если бы не пресловутый «дизельгейт», махинации Mitsubishi могли бы и не получить столь широкой огласки, ведь речь идет о машинах, практически неизвестных за пределами Японии.

Модели eK Wagon и Space, а также Dayz и Dayz Roox относятся к кей-карам, специфическому классу, созданному в соответствии с жесткими требованиями национального законодательства.

Оговорено буквально все: размеры кузова, объем двигателя и его мощность.

Дело в том, что обычную машину в Японии можно приобрести только вкупе с парковочным местом, а владелец микроскопического кей-кара освобожден от необходимости платить за землю. Эти автомобили предназначены в основном для внутреннего рынка, хотя крошечный внедорожник Suzuki Jimny продается и в России.

Для кей-каров Mitsubishi в 2011 году создал совместное предприятие с Nissan Motor — NMKV. Первой компании принадлежит бренд eK, второй — Dayz. Однако разработкой и тестированием машин занимается Mitsubishi, так что фактически автомобили двух марок различаются только кузовными панелями. Хотя ниссановский Dayz может похвастаться наличием люксового варианта Highway Star.

Именно Nissan забил тревогу, обнаружив несоответствие тестов Mitsubishi стандартам Минтранса. Это случилось, когда компании предоставили техдокументацию на следующее поколение автомобилей.

Внутреннее расследование NMKV выявило, что при измерении коэффициентов сопротивления качению и сопротивления воздуха при движении машины применялись различные уловки.

В результате показатели расхода топлива и выбросов углекислого газа оказались заниженными у 600 тысяч автомобилей.

Mitsubishi и Nissan приняли совместное решение прекратить выпуск и продажи этих моделей.

Но дело этим не ограничится, для Mitsubishi мытарства только начинаются: в штаб-квартире концерна в Токио и исследовательском центре в Нагоя проведены обыски, чтобы выяснить — не занижала ли компания данные расхода бензина у экспортных моделей. Если так, автопроизводителя ждут миллиардные иски, не говоря уже о колоссальных репутационных потерях.

Volkswagen: афера века

Гром грянул 18 сентября 2015 года. Американское Управление по защите окружающей среды (EPA) обнародовало исследование токсичности дизельных автомобилей Audi и Volkswagen с двигателями 2.0 TDI.

Оказалось, что концентрация углекислого газа в выхлопе в 40 раз превышает разрешенное значение. И эти машины поставлялись на американский рынок с 2009 года.

Причем, в отличие от Mitsubishi, где испытатели просто рисовали нужные цифры на бумаге, немцы «обучили» двигатель распознавать сертификационный ездовой цикл. И активировать специальный режим, при котором показатели выхлопа вписываются в экологические нормы. То есть машины самостоятельно обманывали тестеров по всему миру. Таких автомобилей было продано более 11 миллионов.

Раскрытие аферы привело к отставке главы концерна Мартина Винтеркорна и главы американского филиала Майка Хорна. Скандал получил название «Дизельгейт», по аналогии с «Уотергейтом», политическим кризисом, закончившимся отставкой президента США Ричарда Никсона. Возможная сумма компенсации астрономическая — 18 миллиардов долларов.

Расследование «дизельгейта» ведут Франция, Германия и США. Причем Америка, похоже, имеет на концерн самый большой зуб: власти страны собираются прибегнуть к закону о контроле финансовых институтов, чтобы расширить правовое преследование Volkswagen. Ранее этот закон использовался против крупнейших банков после кризиса 2008 года.

General Motors: роковой ключ

Американские производители тоже не без греха. Так, руководство General Motors (GM) в течение многих лет замалчивало выявленный брак Chevrolet Cobalt, зная, что он может привести к смертельной аварии.

Подобная ситуация описана в романе Чака Паланика «Бойцовский клуб» — главный герой как раз работает на американский автоконцерн, скрывающий дефект, так как судебные разбирательства с родственниками погибших дешевле массового отзыва модели.

В 2014 году догадка писателя подтвердилась: неудачная конструкция замка зажигания у модели, выпускавшейся с 2004 по 2010 год, стоила жизни 42 водителям, еще 58 человек получили увечья.

Выяснилось, что во время движения ключ мог выскочить из гнезда, это приводило к неожиданной остановке двигателя и отключению всех вспомогательных систем, прежде всего усилителя руля и тормозов. При столкновении не срабатывали подушки безопасности. Таких машин было выпущено около трех миллионов.

Концерн не только замалчивал брак, но и увольнял сотрудников, которые указывали на дефект. Бывший менеджер General Motors Билл Макалер в 2004 году подал на автопроизводителя в суд, но проиграл. По его словам, GM не отбраковывал машины с катастрофическими дефектами: протечкой топлива или неисправным рулевым управлением.

Компенсации жертвам замка зажигания составили 400 миллионов долларов, еще 35 миллионов были взысканы Национальной администрацией безопасности дорожного движения (NHTSA) через суд. В 2014 году GM учредил денежный фонд для помощи людям, физически или морально пострадавшим от неисправных машин концерна.

Toyota: мечта управляет сама

В 2009 году в СМИ распространилась история о странном звонке в службу 911: якобы водитель заявил, что не может остановить разгон автомобиля, едущего по шоссе. Спасатели посоветовали ему держаться и молиться. Это походило на глупый розыгрыш, однако все произошло в реальности: в аварии погибла американская семья из четырех человек.

Инцидент стал предвестником самого масштабного отзыва автомобилей Toyota и Lexus в истории концерна. В историю это вошло под названием «педальный кризис»: 4,2 миллиона машин были направлены в сервисные центры в 2009 году из-за коврика на полу, который блокировал педаль тормоза.

Год спустя концерн отозвал еще 2,3 миллиона автомобилей — в них педаль газа могла заклинить в полунажатом состоянии. Бракованные автомобили поставлялись преимущественно на рынки США и Канады. Суммарно по всему миру было отозвано около 9 миллионов машин.

По информации Национальной администрации безопасности дорожного движения, о возможных неисправностях концерн Toyota знал еще в 2006 году, однако ничего не предпринял для исправления ситуации. Дефекты стали причиной смерти 50 человек. В 2010 году Министерство транспорта США оштрафовало Toyota на 16,4 миллиона долларов.

Takata: подушка страшнее аварии

За сокрытие дефектов или информации об авариях NHTSA оштрафовало многих производителей, в этом списке есть даже Ferrari. Однако абсолютный и зловещий рекорд по замалчиванию проблем принадлежит японской компании Takata Corp, крупнейшему производителю подушек безопасности. Ее продукция использовалась в автомобилях BMW, Chrysler, Ford, Mazda, Subaru, Mitsubishi, Nissan, Honda и Toyota.

Расследование в отношении Takata Федеральная прокуратура США открыла в октябре 2014 года после ряда смертельных случаев, когда было доказано, что водители погибли именно из-за подушек безопасности. Они либо не раскрывались, либо взрывались, выстреливая в лицо автомобилистам металлическими осколками. Впервые такие случаи были зарегистрированы еще в 2004 году.

Takata провела внутреннее расследование. Выяснилось, что причина — в используемом для раскрытия подушек взрывчатом веществе, нитрате аммония — нестабильном и чувствительном к влажности.

Кроме того, корпуса блоков наполнения трескались, что превращало систему безопасности в аналог осколочной гранаты. Инженеры разработали план по исправлению дефектов и рекомендовали запустить отзывную кампанию, однако им было приказано уничтожить все данные и молчать.

Последствия этого решения автопроизводители разгребают по сию пору: компания успела выпустить 285 миллионов потенциально опасных подушек безопасности. Только в США может быть отозвано 90 миллионов автомобилей. Бракованные подушки отправили в отставку генерального директора Honda Такахиро Хатиго: концерн установил их более 30 миллионов в свои автомобили.

Точное количество пострадавших по всему миру неизвестно — доказано восемь смертельных случаев. В ноябре 2015 года NHTSA оштрафовало Takata на 70 миллионов долларов.

На собрании акционеров генеральный директор компании Сигэхиса Такада публично извинился и выразил надежду, что марке удастся восстановить доверие к своей продукции.

«Я чувствую возложенную на меня ответственность», — заверил Такада.

Алексей Сивашенков

Detect languageAfrikaansAlbanianArabicArmenianAzerbaijaniBasqueBelarusianBengaliBosnianBulgarianCatalanCebuanoChichewaChinese (Simplified)Chinese (Traditional)CroatianCzechDanishDutchEnglishEsperantoEstonianFilipinoFinnishFrenchGalicianGeorgianGermanGreekGujaratiHaitian CreoleHausaHebrewHindiHmongHungarianIcelandicIgboIndonesianIrishItalianJapaneseJavaneseKannadaKazakhKhmerKoreanLaoLatinLatvianLithuanianMacedonianMalagasyMalayMalayalamMalteseMaoriMarathiMongolianMyanmar (Burmese)NepaliNorwegianPersianPolishPortuguesePunjabiRomanianRussianSerbianSesothoSinhalaSlovakSlovenianSomaliSpanishSundaneseSwahiliSwedishTajikTamilTeluguThaiTurkishUkrainianUrduUzbekVietnameseWelshYiddishYorubaZuluAfrikaansAlbanianArabicArmenianAzerbaijaniBasqueBelarusianBengaliBosnianBulgarianCatalanCebuanoChichewaChinese (Simplified)Chinese (Traditional)CroatianCzechDanishDutchEnglishEsperantoEstonianFilipinoFinnishFrenchGalicianGeorgianGermanGreekGujaratiHaitian CreoleHausaHebrewHindiHmongHungarianIcelandicIgboIndonesianIrishItalianJapaneseJavaneseKannadaKazakhKhmerKoreanLaoLatinLatvianLithuanianMacedonianMalagasyMalayMalayalamMalteseMaoriMarathiMongolianMyanmar (Burmese)NepaliNorwegianPersianPolishPortuguesePunjabiRomanianRussianSerbianSesothoSinhalaSlovakSlovenianSomaliSpanishSundaneseSwahiliSwedishTajikTamilTeluguThaiTurkishUkrainianUrduUzbekVietnameseWelshYiddishYorubaZulu

Text-to-speech function is limited to 100 characters Options : History : Help : FeedbackClose

Источник: https://rusvesna.su/recent_opinions/1461319002

Редкие экспортные версии Lada, о которых вы, возможно, даже не слышали

Разоблачение «экспортных» схем

Во времена СССР АвтоВАЗ поставил довольно большое количество автомобилей на экспорт. Причем в каждой стране Лада была своей, отличавшийся от советских аналогов. Давайте вспомним редкие модели, о которых вы, возможно, даже не слышали.

Lada 1300 ES

Праворульный вариант «копейки» для рынка Великобритании. В буклете по-английски было напсано: «Lada 1300 ES – намного больше роскоши за меньшие деньги». Намного больше роскоши, чем что?

Думаете 1300 ES отличалась только наличием правого руля? А вот и нет. Кузов получил декоративные полосы на бортах, а крышу обтянули модным в то время винилом.

Версия для Великобритании получила крышу и кузовные панели из более толстого металла, усиливали трансмиссию, устанавливали другой стартер и множество других ништяков, о которых советские автолюбители могли только мечтать.

Даже кузов у экспортной машины подвергался антикоррозийной обработке.

Lada Signet

ВАЗ 2104, 2105 и 2107 поставлялись в Канаду под названием Signet. Часть из них добиралась до США, куда Лады официально никогда не поставлялись. Кстати, у американских фанатов Лад есть даже собственный форум!

Канадские Лады могли оснащаться трехступенчатой автоматической коробкой передач от американского автомобиля Chevrolet Chevette, которые устанавливал местный дилер «Лады». Инородные для отечественной версии детали определит любой человек, которых хоть немного разбирается в автомобилях.

Lada Riva

Под именем Lada Riva в некоторых странах Западной Европы продавались седаны ВАЗ-2105/2107 и универсалы 2104.

 Главным рынком для «Лады Ривы» была Великобритания, где с 1983 года предлагались версии с правым рулем: в 1980-х годах машина пользовалась там весьма хорошим спросом из-за невысокой цены.

 На автомобиль устанавливались бензиновые карбюраторные моторы объемом 1,2, 1,3, 1,5 и 1,6 литра в сочетании с четырехступенчатой коробкой передач, на смену которой со временем пришла пятиступенчатая трансмиссия.

Lada Kalinka Olympe

Оказывается специально для Франции в далеком 1993 году была выпущена специальная версия вазовской четверки — Lada Kalinka Olympe. С названием они конечно угадали )) А так кроме названия экспортная версия отличалась еще наличием катализатора и комплектовалась одним из 4 двигателей на выбор. Нахожусь в поисках дальнейших сведений об этой машине.

Lada Nova Spezial

Под названием Nova Лады продавались в Германии. Местные автомобили выглядели довольно агрессивно: они получили особый обвес, новые колесные диски, небольшое крылышко на крышке багажника, а также наклейку на бортах.

Силовой агрегат остался без изменений и все еще слабо соответствует внешности: мотор 1.5 мощностью 71 лошадиная сила.

Konela Lada 2107 Turbo

Konela — завораживающие 6 букв для всех фанатов «классики». Почему? Дело в том, что это не обычная «семерка». Финский импортер «Лады» превратил обычный седан в необычный, оснастив его турбиной!

Мощность турбодвигателя довели до 110 л.с.! Под стать была и внешность: от автомобиля буквально веет агрессией.Поговаривают, что максимальная скорость финского сорвиголовы превышала 180 километров в час, до которых был размечен спидометр. Но, скорее всего, это лишь миф…

Lada Natasha

Настоящие кабриолеты из «восьмерки» со звучным именем «Наташа» делала советско-бельгийская компания Scaldia-Volga S.A. Дебютировал этот кабриолет в 1990 на автосалоне в Брюсселе. Кстати, эта версия продавалась и у нас в стране, но не пользовалась особым спросом.

Lada Samara 1.3L Springer

Всего один год производили Lada Samara Springer для рынка Великобритании. Мотор 1.3 мощностью 60 лошадиных сил, обвес и крутые колеса в комплекте.

Lada Samara Baltic

На финском заводе Valmet Automotive с 1996 по 1998 год производилась одна из самых известных экспортных моделей — Lada Samara Baltic. Финны основательно доработали машину, и предлагали ее европейским потребителям в двух основных комплектациях.

«Люксовая» модификация GL заметно отличалась от «исходника» даже снаружи. Угловатые формы «зубила» несколько смягчили простыми приёмами, установив округлые бамперы в модном в середине девяностых годов стиле «биодизайн». Облагородили интерьер.

Lada 4×4 Niva Plein Soleil by Poch

Импортов автомобилей Lada во Франции занималась компания Poch. Версия Plein Soleil была подготовлена в начале 1980-х. Кстати, именно основатель этой компании впервые отправил «Ниву» на ралли-рейд «Париж-Дакар».

У модификация Plein Soleil срезали крышу в задней части кузова, а всю силовую структуру усилили. Неудивительно, что такие открытые внедорожники захотели и немцы. Причем в Германии разродились «Нивами» без крыши очень мощно.

Lada Niva California

Версия «Калифорния» отличалась от французской модели менее радикальными изменениями. Крышу тут не стали срезать, но зато в ней появился огромный матерчатый люк. Несмотря на то, что Niva California дебютировала еще в начале 1980-х, заказы на нее принимались вплоть до 2009 года.

Lada 110 Aquarius & 112 Venus

Под именем 110 Aquarius греческий импортер Lada Hellas продавал седан 110. Покупателям предлагалось на выбор две версии: восьмиклапанная и шестнадцатиклапанная.

 Абсолютно все комплектации Aquarius в стандарте имели центральный замок, некоторые оснащались электростеклоподъемниками как в базовой версии, так и в качестве опционного пакета.

Список дополнительных аксессуаров также включал в себя деревянные или алюминиевые накладки деталей интерьера.

Lada Venus 112 — под таким именем греческий импортер Lada Hellas продавал хэтчбек ВАЗ 2112. Покупателям предлагалось на выбор две версии: восьмиклапанная и шестнадцатиклапанная. 

Источник: http://carakoom.com/blog/redkie-eksportnye-versii-lada-o-kotoryh-vy-vozmozhno-dazhe-ne-slyshali

Налоговые публикации в СМИ

Разоблачение «экспортных» схем

Малыгин А. Злоупотребление правом со стороны налоговых органов // Налоговые споры. Теория и практика. 2006. № 6. С. 9.

Вопросы, связанные с различного рода злоупотреблениями налоговыми органами властных полномочий либо иных действий, направленных на решение поставленных перед ними задач, получили вполне разностороннюю оценку как научного сообщества, так и многих налогоплательщиков.

Семушкин В., Воробьева Ю. О применении статьи 198 АПК РФ в сфере налоговых правоотношений // Налоговые споры. Теория и практика. 2006. № 6. С. 20.

Цель настоящей статьи — выявление особенностей применения части 4 статьи 198 АПК РФ при оспаривании ненормативных правовых актов (решений и требований) налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Смирнова Е. О проведении налоговых проверок // Налоговый вестник. 2006. № 6. С. 92.

В статье с использованием схем рассмотрен порядок проведения налоговыми органами камеральной и выездной налоговых проверок.

НДС

Гуренков Д. Актуальные проблемы исчисления НДС // ФБК. 2006. № 6. С. 38.

В соответствии с заключенным договором покупатель оплачивает в российских рублях товары, стоимость которых выражена в условных единицах. Условиями договора предусмотрена оплата в рублях по курсу, установленному Банком России на дату платежа, после оприходования товара.

В связи с этим автор отвечает на вопросы о том, какой «входной» НДС следует предъявить к вычету — исчисленный по курсу Банка России на дату оприходования товара или фактически перечисленный поставщику, а также о том, как правильно рассчитать налоговую базу продавцу.

Евстифеев И. Освобождение от обложения НДС операций по реализации банками драгоценных металлов // Арбитражная практика. 2006. № 6. С. 49.

В марте 2006 года по инициативе Ассоциации российских банков состоялся круглый стол, посвященный вопросам налогообложения операций банков с драгоценными металлами.

В ходе дискуссии была затронута проблема оснований и условий освобождения от обложения НДС операций по реализации банками драгоценных металлов. Обсуждение выявило отсутствие единства во взглядах по указанной проблеме.

Принципиальная возможность освобождения от налогообложения некоторых операций по реализации драгоценных металлов подтверждается положением подпункта 9 пункта 3 статьи 149 и содержанием некоторых других норм НК РФ.

Изотова Л. Разоблачение «экспортных» схем // Расчет. 2006. № 6. С. 84.

Возврат из бюджета якобы уплаченного поставщиками экспортного НДС — излюбленный мошенниками способ «увода» бюджетных денег. Чиновники стараются ему воспрепятствовать: на основании уже разоблаченных схем они формируют признаки, которые помогут инспекторам выявить незаконное возмещение налога. Однако эти меры усложняют работу законопослушных экспортеров.

Кожанков А., Стрижова О. Льготы по уплате таможенной пошлины и НДС: некоторые спорные вопросы // Иностранный капитал в России. 2006. № 6. С. 88.

Рассмотрены некоторые наиболее актуальные вопросы, возникающие в правоприменительной практике между таможенными органами и юридическими лицами, связанные с предоставлением льгот при ввозе в Российскую Федерацию товаров в качестве вклада в уставный капитал.

Пепеляев С. Вычет НДС и применение нулевой ставки: арбитражная практика // Налоговый вестник. 2006. № 6. С. 3.

По мнению экспертов, судьи фактически ввели ответственность налогоплательщиков за третьих лиц, которая в настоящее время законодательством не предусмотрена. По мнению автора, решение ВАС РФ может толковаться по-разному и нет уверенности в дальнейшем направлении развития практики налогообложения.

Тарибо Е. НДС по экспортным операциям: проблемы конкуренции отраслей законодательства // Налоговые споры: Теория и практика. 2006. № 7. С. 33.

Вопросы законодательного регулирования налога на добавленную стоимость достаточно часто становятся предметом анализа Конституционного Суда РФ. Значительная их часть связана с налогообложением экспортных операций, которые входят в сферу действия не только налогового, но и иных отраслей законодательства: гражданского, таможенного, валютного.

В этой связи правильное применение положений налогового регулирования невозможно без соотнесения с нормами смежных отраслей, что, однако, не сводится только к задачам обеспечения законности принимаемых судами решений.

Данная проблема выходит на конституционный уровень как связанная с вопросом непротиворечивого функционирования российского законодательства, которое образует систему, состоящую из различных отраслей.

Налог на прибыль

Полежарова Л. Актуальные вопросы налогообложения при составлении декларации по налогу на прибыль // Иностранный капитал в России. 2006. № 6. С. 16.

В статье рассмотрено, в каких случаях у иностранной организации возникает обязанность по уплате налога на прибыль в России; образование постоянного представительства при ведении строительной деятельности и деятельности иностранной организации через зависимого агента. Также рассмотрены виды деятельности, исключающие образование постоянного представительства; отнесение расходов с учетом положений об избежании двойного налогообложения; определение налогооблагаемой прибыли постоянного представительства иностранной организации.

Полежарова Л. Обложение налогом на прибыль иностранных организаций // Налоговый вестник. 2006. № 6. С. 43.

Автор рассматривает учет платежей за аренду помещения; начисление амортизации по имуществу, полученному по концессионному соглашению; учет расходов на оплату жилья сотрудников представительства и некоторые другие вопросы практики налогообложения иностранных организаций.

Иные налоги и сборы

Голубева Е. Пени за платежи за негативное воздействие на окружающую среду // ФБК. 2006. № 6. С. 24.

Пока еще нет однозначного ответа на вопрос, нужно ли начислять пени на недоимку по платежам за негативное воздействие на окружающую среду.

При разрешении споров суды придерживаются противоположных позиций, высказанных Верховным и Конституционным судами Российской Федерации.

Данная ситуация рассматривается на примере Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 21.10.2005 по делу № Ф08-4931/2005-1959А.

Голубева Н. Предприниматель платит земельный налог по новым правилам // Российский налоговый курьер. 2006. № 12. С. 51.

С 2006 года предприниматели самостоятельно исчисляют земельный налог по участкам, используемым в предпринимательской деятельности. В статье рассмотрены практические ситуации.

Переплеснин О., Свидская А. Правовое регулирование и экономическая природа акцизов: По материалам судебной практики применения норм главы 22 «Акцизы» НК РФ // Арбитражные споры. 2006. № 2. С. 38.

Авторы на примере конкретных судебных дел рассматривают правовое регулирование акцизов на товары с высокой рентабельностью, а также их отнесение или неотнесение к категории подакцизных.

Зарубежный опыт

Мижинский М. Борьба с уклонением от уплаты налогов: правовой опыт Великобритании // Финансовое право. 2006. № 5. С. 13.

Изучение опыта зарубежных стран позволяет отметить, что в их практике налогообложения отношение государства к оптимизации налоговых платежей в общем виде выразилось в форме концепций уклонения от уплаты налога («tax evasion») и избежания налога («tax avoidance»).

Источник: http://www.nalogoved.ru/art/1374.html

Разоблачение «экспортных» схем

Разоблачение «экспортных» схем

Материал предоставлен журналом «Расчет» /

ЛилияИЗОТОВА

Возврат из бюджета якобыуплаченного поставщикам экспортного НДС – излюбленный мошенниками способ «увода»бюджетных денег. Чиновники стараются ему воспрепятствовать. На основании ужеразоблаченных схем они формулируютпризнаки, которые помогут инспекторамвыявить незаконное возмещение налога.Однако эти меры усложняют работузаконопослушных экспортеров.

Позаконодательству, когда товар вывозят стерритории России в таможенном режимеэкспорта, ставка НДС равна нулю (п. 1 ст. 164НК). Но право на налоговый вычет уэкспортера сохраняется (п. 3 ст. 172 НК). Суммавозмещаемого налога может быть выплаченанепосредственно из бюджета (ст. 176 НК) либопогашена (п. 1 ст. 173 НК).

Такая простаясхема оказалась весьма привлекательна длямошенников. Для того чтобы незаконнополучить от государства деньги (в видевозвращенного налога на добавленнуюстоимость), недобросовестныепредприниматели разрабатывают различные «серые» схемы.

Например, экспортноготовара может вообще не быть, а вся сделкапроходит лишь на бумаге. Или товарсуществует, на экспорт его вроде какоформляют, но границу он не пересекает. Этосамые примитивные схемы. Реализовывая их,лжеэкспортеры представляют инспекторамфальшивые документы и пытаются по нимполучить деньги из бюджета.

Более сложныесхемы разрабатывают с участиемпоставщиков-однодневок. В этом случаеэкспортная операция действительноосуществляется, товар реален и за границуего действительно продают. Однакомошенники создают цепочку из фирм-посредников между настоящимпоставщиком и экспортером.

В результате они увеличивают закупочную цену товара, исоответственно входной НДС получается огромным. Экспортер оплачивает товар позавышенным ценам. НДС в эту цену, конечноже, входит. Но попадает-то налог кфирме-однодневке. А она деньги в бюджет,как известно, не перечисляет.

Экспортер жетребует у государства возместить емууплаченный мнимому поставщику налог надобавленную стоимость.

В ходу унедобросовестных предпринимателей ипсевдооплата за экспортируемый товар. Вэтом случае «партнеры» по бизнесу могутиспользовать различные неденежные формырасчетов. Или, например, оплату могутпроизводить собственными векселями,которые затем никто не гасит.

Многие«экспортные» схемы налоговики научилисьразоблачать. А чтобы предотвратить их,чиновники неустанно разрабатывают всеновые и новые проекты.

Проекты,проекты, проекты…

Предложений поборьбе с незаконным возмещениемэкспортного НДС множество: от законодательного разрешения возмещать НДСтолько тем фирмам, которые сами производяти экспортируют товар, до полного отказа отвозврата налога.

Еще совсем недавно широкообсуждалась идея ввести специальные счета.Смысл ее заключался в том, что при расчетахкомпаниям пришлось бы переводить суммыналога на спецсчет. С него можно было бытратить средства только на уплату НДС вбюджет или партнеру.

Однако если ввеститакую практику, то большая часть оборотных средств фирм окажется замороженной наспецсчетах. Более того, нет никакой уверенности, что мошенники не придумаютдругие схемы, а от неудобных спецсчетов пострадают лишь добросовестныеэкспортеры.

Были и другие проекты.Например, совсем отменить НДС, введя налог спродаж. Или законодательно обязатьэкспортеров отвечать за своих поставщиков,и самим доказывать налоговикам, что те НДСв бюджет перечислили.

Но это еще не все. Длярешения проблемы экспортного НДС чиновникипредлагают ужесточить борьбу соднодневками, изменив условия регистрациифирм. Они мечтают ввести электроннуюсистему контроля экспортируемых товаров,объединив базы данных налоговиков итаможни.

Есть и более простые предложения– увеличить срок возмещения НДС с трех месяцев до шести. Налоговики считают, что ужза полгода они успеют разобраться, что кчему.

Однако на сегодняшний день все этипроекты так и остались проектами. А на вооружении у проверяющих – лишь подробноеописание уже разоблаченных махинаций даперечень признаков, которые могутсвидетельствовать о том, что «дело нечисто».

Так, у московских налоговиковесть специальное руководство: обзор схем и способов уклонения от уплаты налогов,направленных на возмещение НДС из бюджета. Этот документ обязаны изучать всесотрудники, имеющие отношение к налоговым проверкам. На что же инспекторы будутобращать внимание в первуюочередь?

Кто вашипартнеры

Проводя проверкуэкспортера, налоговики могут попытатьсявосстановить всю цепочку фирм,задействованных в сделке. Уже один тот факт,что экспортный товар прошел черезнесколько компаний, может вызвать упроверяющих подозрение и желание«познакомиться» сфирмами-перепродавцами.

Инспекторыособенно тщательно проверят документы,если обнаружат, что у участвующих вцепочке партнеров расчетные счета открытыв одном банке. Или если все эти компанииявляются взаимозависимыми. То есть у них,например, общие учредители. Настораживаютпроверяющих и одинаковые адресапартнеров.

Еще одним признакомнезаконного экспорта, по опыту налоговиков,может быть ситуация, в которой инспекторыне могут связаться с фирмой-поставщиком. Например, письма налоговой с просьбойуточнить какие-либо данные или представить нужные документы возвращаются с отметкойпочты «по указанному адресу организация не значится».

Не понравится инспекторам ито, что по базе данных о налогоплательщиках учредители или директора такихпоставщиков числятся в руководстве ещедесятка компаний.

Подозрительной будет итакая ситуация. Из анализа отчетностиполучается, что компания не ведет никакойхозяйственной деятельности за исключениемсделок, по которым можно предъявить квозмещению НДС.

На основании подобныхсведений налоговики могут заподозрить, чтопоставщик – это фирма-однодневка, а самэкспортер недобросовестен. Суды в подобных обстоятельствах чаще всего встают насторону инспекторов (постановления ФАС Северо-Западного округа от 17 июня 2005 г. №А56-28198/2004, Волго-Вятского округа от 20 января2005 г. № А82-330/2003-А/9).

Однако есть ипостановления арбитров в пользуэкспортеров. В них судьи утверждают, что«налоговое законодательство не содержитобязанности для налогоплательщикапроверять законность регистрации своихконтрагентов» (постановление ФАСЗападно-Сибирского округа от 3 мая 2005 г. №Ф04-2503/2005 (10795-А27-25)).

В другом решении судуказал налоговикам, что «отсутствие поставщиков по указанным в документахадресам, а также непредставление ими документов при встречной проверке несвязаны с правом на вычет НДС, уплаченного этим поставщикам» (постановление ФАСВосточно-Сибирского округа от 27 декабря 2004г.

№ А19-7272/ 04-33-Ф02-5355/04-С1).

Проверитьинспекторы могут не только фирмы, у которыхэкспортер приобрел товар. Их можетзаинтересовать и реальность иностранногопокупателя.

Так, налоговики выиграли одиниз споров по экспортному НДС, предоставивсуду данные, что иностранный покупатель(компания из Великобритании), по сведениям Национального центрального бюро Интерполав России, в Великобритании не зарегистрирована (постановлениеПрезидиума ВАС от 22 марта 2005 г. №15909/04).

Подозрительныерасчеты

Большое внимание инспекторыуделяют проверке расчетов за экспортныйтовар. Признаками использованиянезаконной схемы для них будут, например,такие ситуации:

  • в расчетах заэкспортный товар использованы векселя,которые предъявлены к погашению раньшеустановленного срока. Подозрения вызываюти собственные векселя, которые вообще врезультате могут оказатьсянепогашенными;
  • партнеры рассчиталисьмежду собой с использованием зачета,бартера или через третьих лиц;
  • всерасчеты между фирмами-перепродавцамипроизошли в течение одного банковскогодня.

В одной из известных налоговикамсхем, направленных на незаконноевозмещение НДС из бюджета, товарперепродавался на основании агентскихдоговоров или договоров комиссии. Врезультате такой цепочки стоимостьэкспортного товара значительноувеличилась. Из-за этого выросла и суммавходного НДС, снизилась прибыль отсделки.

Факты приобретения товаракомпанией по завышенным ценам, превышающимрыночные в 2–3 раза, убеждает судей вправоте налоговой, отказавшей в возмещенииНДС (постановление ФАС Волго-Вятскогоокруга от 20 января 2005 г. № А82-330/2003-А/9).

Естьеще одна причина, по которой проверяющиепридирчиво относятся к цепочкам изпосреднических договоров при покупкеэкспортного товара. Дело в том, что зачастую из-за такой перепродажи«теряется» собственник товара, который идолжен уплатить полную сумму НДС в бюджет.А посредники платят налог лишь со своего вознаграждения.

Аккуратнее сданными

Налоговики могут придратьсяк неточностям или несоответствиям внакладных, счетах-фактурах и другихдокументах, в которых указаны наименования экспортируемых товаров. Нестыковки могутобнаружиться в номенклатурных номерах, маркировках, «физических» показателяхтовара. В этом случае проверяющие потребуют дополнительных разъяснений имогут заподозрить, что сделка была фиктивной.

Например, в одном израссматриваемых дел на экспорт был продан токарно-винторезный станок. Экспортервовремя и в полном объеме представил в инспекцию все необходимые дляподтверждения вычета по НДС документы.Налоговики обратили внимание на весстанка. По приходной накладной он был 6500килограммов.

По международнойтоварно-транспортной накладной – уже 4750килограммов. А по документу отпроизводителя еще меньше – 4200. Запросивдополнительные данные, проверяющиевыявили и несоответствие в датах.Получалось, что станок был отправлен наэкспорт раньше, чем был проданзаводом-изготовителем экспортеру.

Из этого налоговики сделали вывод, чтоэкспорта фактически быть не могло. И он «имитирован только на бумаге».

Однакоиногда в таких случаях судьи встают назащиту предпринимателей. Разбирая одно издел, налоговики отказали в возмещенииэкспортного НДС, найдя неточность внаименовании товара. Судя по накладным,экспортер приобрел у своих поставщиковпиловочник, а в грузовых таможенныхдекларациях указал фанерный кряж.

Арбитрыпризнали решение инспекторовнедействительным, так как «отправленныйна экспорт товар идентифицируется поимеющимся в деле документам» (постановление ФАС Северо-Западного округаот 4 февраля 2005 г. № А52-5028/ 2004/2).

Борьба налоговиков снезаконным возмещением НДС может навредитьне только мошенникам, но и законопослушнымфирмам

Мошенничествоинтернационально

Проблеманезаконного возмещения НДС стоит довольноостро не только в России. Например,Европейская комиссия отмечает, что потерииз-за мошенничества с налогом надобавленную стоимость в странах ЕСдостигают 10 процентов от налоговыхпоступлений. В результате на счетахнедобросовестных бизнесменов оседаетоколо 100 миллиардов евро вгод.

Если экспортныйтовар был перепродан по цепочке черезнесколько компаний, инспекторы будутвыяснять реальность существования каждогоиз участников сделки

Юридические статьи »

Источник: https://www.lawmix.ru/articles/45203

Схемы экспорта-импорта с участием оффшоров

Разоблачение «экспортных» схем

При использовании экспортно-импортных операций применяются различные типы международно-торговых документов: начиная со счетов-проформ, заказов на поставку и коммерческих счетов, заканчивая страховыми свидетельствами и упаковочными листами. Торговая деятельность между контрагентами, если одна из компаний зарегистрирована в оффшорной юрисдикции, может включать в себя ряд проблем и трудностей, к которым потенциальные бизнесмены должны быть готовы.

Общая характеристика экспортно-импортных операций

Они представляют собой сделки, заключаемые между контрагентами, в отношении материальных объектов, которые ввозятся или вывозятся через границу и имеют следующие особенности:

  • Экспорт товаров компанией, зарегистрированной в оффшорной юрисдикции, имеет конечную цель в передаче товара, произведенного в рамках одной юрисдикции в собственности компании с иностранным участием.
  • Импорт предполагает ввоз на территорию страны материально выраженных объектов, произведенных за пределами отдельно взятой юрисдикции.

Международная коммерческая практика сводится к тому, что сделки экспортно-импортного характера всегда носят возмездный характер. Таким образом, соглашения о дарении товаров или услуг не считаются сделками, обладающими свойствами экспортно-импортной схемы ведения бизнеса.

Завершенный характер импортно-экспортные операции будут иметь только в случае, когда товар пересек границу отдельно взятого государства, связанного с контрагентом договорными обязательствами.

Не последнюю роль играет и факт предоставления всей необходимой отчетности: документов учета, как на уровне конкретной юрисдикции, так и в рамках международной торговли в целом. Документооборот по сделкам, составляющим основу экспортно-импортной схемы, ведется на уровне международных организаций.

Например, ООН регламентирует и осуществляет таможенные процедуры оценки уровня экспорта и импорта применительно к деятельности отдельно взятой юрисдикции.

Основные разновидности экспортно-импортных операций с участием оффшоров

Коммерческие операции, направленные на совершение экспорта товаров или услуг, включают в себя следующие действия:

  • Процедуру перемещения товаров, которые были изготовлены в рамках одной юрисдикции, на территорию иностранного контрагента. В эту категорию также относятся материалы, выращенные в одном государстве, а затем переработанные с целью проведения экспортной операции.
  • Транспортировка товаров, которые ранее были ввезены в страны и прошли таможенный контроль, т.е. получили все необходимые документы учета и статистики, необходимые для легализации торговой процедуры.

Рассматривая понятие импорта, внимание уделяется следующим его составляющим:

  • Комплекс действий, направленных на поставку контрагенту (иностранному государству, фирме с международным участием) товаров напрямую или через посредников с целью личного потребления, а также для производственных нужд.
  • Импортом также именуется заключение договоров купли-продажи товаров, размещенных на прописных складах, а также в свободных экономических зонах.
  • Получение от контрагента товаров, ранее вывезенных из страны, а затем переработанных на территории иностранного государства.
  • Ввоз продукции в страну с целью их переработки под контролем таможни.Например, когда оффшорная компания поставляет на территорию иностранного государства оливковое масло, необходимо для дальнейшего экспорта рыбных консервов. В таком случае импортер не уплачивает таможенные сборы, т.к. сделка носит взаимовыгодный характер и контролируется таможенными органами страны-импортера.

Особая роль в осуществлении экспортно-импортных организаций с участием оффшорных компаний уделяется понятию таможенных территорий. Это участки в отдельно взятых регионах, где специализированные государственные органы проводят формальный и документальный контроль внешнеэкономических операций.

Таможенная территория не предполагает совпадения границ отдельных государств. В мировой практике существуют случаи, когда таможенные союзы образуются на территории отдельно взятых стран, например государства БеНиЛюкса.

Границы устанавливаются государственными структурами.

Эти сведения также доводятся до мировой предпринимательской среды путем публикации информации о вновь образуемых свободных зонах или территориях выравнивания таможенных границ в общедоступных периодических изданиях.

Экспортно-импортные операции также классифицируются на прямые и косвенные. Ключевую роль в данной схеме играет субъект, который является владельцем товаров. Роль посредников могут играть брокерские организации, компании-дилеры, а также комиссионеры.

Каждый из них может быть зарегистрирован на территории оффшорной зоны.

Их функции могут включать в себя поиск контрагентов, готовых приобрести продукцию в изначальном или переработанном виде, подготовка таможенной или экспортно-импортной документации, страховое или кредитное обслуживание сделки.

Реэкспорт и реимпорт: основные риски владельцев оффшоров

Понятие реэкспорта включает в себя комплекс действий, направленных на вывоз из страны ранее поступившего товара. При этом продукция не подвергается обработке или изменению внешнего вида. Реэкспорт будет иметь место в следующих случаях:

  • Когда речь идет о совершении обычной внешнеторговой операции, где основным способом получения товара является его продажа через международные биржи или аукционы. В таком случае приобретателем продукции считается иностранное государство.
  • Такая форма ведения бизнеса может быть применена в случаях, когда покупатель не обладает достаточными финансовыми ресурсами для оплаты поступившего товара. Таким образом, продукция продается третьему государства. Этот способ характеризуется как вынужденная сделка. Её риск состоит в том, что продавец может получить за поставленный товар меньшую прибыль, чем он рассчитывал иметь при сотрудничестве с компанией, не оплатившей услуги экспорта.
  • Проведение международных торговых операций, которые не предполагают предварительный ввоз товаров. Данная деятельность протекает без участия компании реэкспортера. Примером может служить ситуация, при которой крупные международные фирмы реализуют определенные категория однотипного товара по различной стоимости в отдельно взятых юрисдикциях. Прибыль будет получена за счет транспортировки товара своими собственными инфраструктурными возможностями за счет получения страховых премий, кредитов или совершения посреднических операций.
  • При строительстве крупномасштабных комплексов. Речь идет о приобретении компанией-подрядчиком, например, если она зарегистрирована в оффшорной зоне, строительных материалов, оборудования с территории иностранных государств. При этом готовая продукция доставляется в конкретную юрисдикцию без её ввоза на территорию государства реэкспортера.

Особо следует отметить тот факт, что реэкспортируемая продукция не подвергается дальнейшей обработке.

В ряде случаев может происходить изменение её маркировки или упаковки, однако данные преобразования не затрагивают ключевых свойств товара.

Если материальная оценка стоимости работ, совершенных в отношении отдельно взятой категории товара, на 50% превышает её среднерыночную цену, то операция по купле-продажи такой вещи будет относиться к категории экспортных.

Реимпортные операции своей целью имеют ввоз товаров, которые ранее были отправлены в юрисдикцию иностранного государства или компании и не переработаны. Примером может служить продукция, не проданная на аукционах или биржах, бракованные товары, которые возвращаются обратно в страну-импортера в рамках договорных обязательств.

Компания UraFinance проанализирует бизнес-модель клиента и сформулирует персональное предложение, исходя из специфики деятельности фирмы.

Источник: https://UraFinance.com/blog/offshornye-shemy/eksportno-importnye-shemy-s-uchastiem-offshorov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.