Репатриация валютной выручки: истина в вине… или в невиновности?

Содержание

как выглядит судебная практика по валютным составам

Репатриация валютной выручки: истина в вине… или в невиновности?

Эксперты «Пепеляев Групп» проанализировали «валютные» уголовные дела, напомнили, для чего вводилась уголовная ответственность за нарушения валютного законодательства, изучили, как суды трактуют на практике ст. 193 и 193.1 Уголовного кодекса РФ и предложили, как можно усовершенствовать составы.

Иван Хаменушко, старший партнер “Пепеляев Групп”, кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета МГУ

Бус М.А., младший юрист “Пепеляев Групп”

Статистика Судебного департамента при Верховном Суде РФ не раскрывает цифр по рассматриваемым в судах уголовным делам по ст. 193 и 193.1 УК РФ. Количество таких дел скрыто в более общей категории “преступления в сфере экономики” (объединены составы по 30-и статьям УК РФ).

Всего в 2015 году дел этой категории оказалось 5 031. Мы провели поиск “валютных” уголовных дел по открытым источникам. Результат – единичные решения судов, но они весьма показательны.

Но для чего вообще нужна уголовная ответственность за нарушения валютного законодательства, и как подходят к этим делам на практике?

Почему в Уголовном кодексе РФ существуют две валютных статьи

Самое существенное из сохранившихся валютных ограничений в валютном законодательстве – правило репатриации валюты по внешнеэкономическим операциям (ст. 19 Федерального закона N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле”).

Логично предположить, что ст. 193 УК РФ адресована экспортерам, чтобы у них не возникало соблазна спрятать валютную выручку за рубежом. А ст. 193.

1 УК РФ направлена против вывода валюты за рубеж под видом оплаты импортных товаров, которые не будут получены.

Но это не совсем так.

Ст. 193 УК РФ более универсальная, она охватывает все случаи нарушения правил репатриации – и при экспорте, и при импорте. Составы, предусмотренные ст. 193.1 УК РФ, более специализированы. Квалифицировать деяние по ст. 193.1 УК РФ следует тогда, когда имеет место лже-импорт, совершенный по заведомо подложным документам.

Работоспособна ли ст. 193 УК РФ

Таким образом, уголовный закон препятствует вывозу капитала, совершаемому под видом непоступления платежей за экспортируемые товары, работы, услуги и т.п., либо платежей за товары, которые не будут ввезены. Именно как противодействие вывозу капитала понимает цель ст. 193 УК РФ законодатель:

Когда принимался Федеральный закон от 28.06.2013 N 134-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям”, уточнявший положения ст. 193 и вводивший ст. 193.1 УК РФ, в пояснительной записке цель была указана именно как «эффективное противодействие  незаконному вывозу капитала за границу».

Однако проблема в том, что вывоз капитала давно разрешен, ст. 7 и 8 Закона о валютном регулировании, содержавшие ограничения на операции движения капитала, давно отменены.

Движение капитала как таковое, при всем его значительном влиянии на платежный баланс, больше не воспринимается как опасное с точки зрения валютной политики государства.

Похоже, что прежнего объекта преступного посягательства больше нет.

Возможно, общественная опасность деяния кроется не в вывозе капитала как таковом, а в чем-то другом.

Предположим, что проблема кроется в нелегальном характере вывоза капитала.

По какой-то причине вдруг экспортер решает, что легальный способ вывоза заработанных средств (вклад в уставный капитал зарубежной компании, покупка зарубежных ценных бумаг, перевод на счет в зарубежном банке и т.п.

) ему не подходит, и вместо этого предпочитает лишиться выручки? А импортер видит лучший способ разбогатеть в том, чтобы заплатить поставщику, а о товаре забыть?

Повторимся, что вывоз капитала в обход действующих правил валютного регулирования не является самоцелью постольку, поскольку эти правила отменены, обходить нечего. Когда действовал запрет на вывоз капитала, такая цель у нарушителей закона могла быть.

Более того,  когда действовало правило обязательной продажи валютной выручки – ущерб для государства действительно возникал (прямо или косвенно, в зависимости от того, какой период мы стали бы рассматривать – продажа выручки непосредственно в резерв или продажа выручки на валютном рынке).

Репатриация без взаимосвязанных с ней ограничений повисла в воздухе.

Здравый смысл подсказывает, что ситуации неполучения выручки экспортерами делятся на две принципиально различные категории:

1. неисправность должника

2. умышленное создание ситуации, при которой причитающаяся экспортеру сумма остается за рубежом

В ситуации неисправности должника меры уголовной репрессии не нужны – даже если имела место неосмотрительность экспортера, он уже наказан имущественными потерями от неплатежа. Рынок – лучший контролер.

Налоговые дела по «фирмам-однодневкам» привели к созданию стереотипного представления о том, что за не проявление должной осмотрительности всегда следует наказывать в публично-правовом порядке. Но это весьма спорное суждение.

Если в налоговых делах под ним еще есть некоторая база (государство защищается от потерь бюджета, понуждая бизнес выявлять однодневки среди контрагентов), то в валютных делах ничего подобного нет.

Государство разрешило вывозить капитал – значит, само по себе экономическое явление не опасно, независимо от причин, по которым оно возникло.

Может быть, государство косвенным образом защищает экспортеров и импортеров, преследуя нарушителей контрактных обязательств? Явно нет, потому что наказывают пострадавшую сторону.

Можно предположить, что это своего рода проявление патернализма: государство полагает, что бизнесмены, если им не грозить расправой, не будут принимать мер к получению причитающихся им ценностей.

Пример 1 – приговор по делу №1-193/2015 (Талицкий районный суд Свердловской области, 23.10.2015):

Б.Ф.А. являлся директором ООО «Агрофирма «Сельхозпродукт». Между этим лицом и контрагентом (нерезидентом) был заключен внешнеторговый контракт, предусматривающий поставку железнодорожным транспортом за границу РФ в адрес нерезидента товаров – пиломатериалов обрезных хвойных пород (сосна, ель) объемом 10 000 м³ на общую сумму 54 000 000 рублей.

Была произведена первоначальная поставка товаров на общую сумму 33 782 616 рублей. Контрагентом был произведен перевод денежных средств в размере 9 432 500 рублей на открытый в рамках паспорта сделки расчетный счет в банке «Россельхозбанк». Остальные денежные средства в размере 24 350 116 рублей в сроки, предусмотренные указанным контрактом (180 календарных дней), не поступили.

Суд считает, что Б.Ф.А. не выполнил обязанности, предусмотренной п.1 ч.1 ст.19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», не выполнив в должном объеме мер, направленных на воздействие на контрагента в целях возврата денежных средств. Суд считает, что Б.Ф.А.

умышленно преступно бездействовал, хотя должен был провести претензионную работу, предусмотренную условиями вышеуказанного контракта, а в случае исчерпания такой возможности обратиться в Арбитражный суд Российской Федерации.

Вместо этого, было заключено дополнительное соглашение о продлении срока оплаты по внешнеторговому контракту.

Подсудимый признал свою вину в полном объеме, согласился на рассмотрение уголовного дела в отношении него в особом порядке судебного разбирательства.

С учетом данных о личности подсудимого, характера и обстоятельств совершенного преступления, подсудимому как лицу ранее не судимому, совершившему преступление небольшой тяжести, при наличии смягчающих наказание обстоятельств и отсутствии отягчающих наказание обстоятельств, было назначено наказание, не связанное с лишением свободы в виде штрафа (200 000 рублей). На основании акта ГД РФ об амнистии в связи с 70-летием Победы в ВОВ подсудимого освободили от назначенного наказания, сняли с него судимость.

Выходит, лицо было наказано (правда, амнистировано) за то, что пыталось договориться с контрагентом о платеже, продлевало срок оплаты и тем самым совершило преступление. Какая-либо иная подоплека этого дела, кроме неисправности должника, по нашему мнению, здесь не просматривается – частично платеж был получен, реальность операций не оспаривается.

Вторая категория ситуаций – умышленное создание ситуации, при которой причитающаяся экспортеру сумма остается за рубежом – действительно указывает на признаки общественно-опасных деяний.

Это ситуации, когда доказано, что по неким «необъяснимым» причинам платеж экспортера заведомо не предполагался к получению. По идее, ст. 193 УК РФ именно на эти ситуации и нацелена.

Достигает ли она результата?

Пример 2 – приговор по делу № 92704 (Канский городской суд Красноярского края, 21.01.2015):

П.Л.И. как директор ООО ЭК «Виктория» по двум внешнеторговым контрактам обеспечила экспорт лесоматериалов.

При этом по первому контракту на сумму 2 951 875,21 долларов США на счет ООО ЭК «Виктория» в уполномоченный банк от нерезидента поступило 2 535 201,00 долларов США, отрицательное сальдо расчетов составляет 416 674,21 долларов США.

По второму контракту на сумму 528 609,33 долларов США на счет ООО ЭК «Виктория» в уполномоченный банк от нерезидента поступило 119 971,00 долларов США, отрицательное сальдо расчетов составляет 408 638,33 долларов США.

В результате не были зачислены денежные средства в иностранной валюте в сумме 825 312,54 долларов США, что составляет 28 831 269,01 рубля по курсу Центрального банка России на дату, следующую за окончанием срока оплаты за переданный товар по вышеуказанным контрактам, что является крупным размером.

Суд установил, что у подсудимой возник преступный умысел, направленный на уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте из-за желания получить общее покровительство и попустительство по службе со стороны учредителей предприятия.

Суд признал П.Л.И. виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 193 УК РФ, и назначил ей наказание с применением ст. 64 УК РФ (ниже низшего предела) в виде штрафа в размере 25 000 рублей.

Ситуация похожа на предыдущую – та же реальность операций, то же частичное получение выручки, – но в ней есть принципиальное отличие: по сути, суд установил, что хозяева предприятия были рады потере выручки, то есть действовали как будто вопреки здравому смыслу и деловой логике. Ведь наказанное лицо действовало, “желая получить их покровительство”.

Значит, нарушение правил репатриации было лишь способом совершения какого-то другого деяния. Но какого? Вряд ли это неуплата налогов с организации, т.к. налоги платятся по начислению, а не по кассовому поступлению средств.

Больше похоже на неуплату налогов физическими лицами (сумма, причитавшаяся предприятию, гипотетически могла поступить в распоряжение физических лиц – учредителей, но это все область догадок). Принесла ли ст. 193 УК РФ в этом примере пользу охраняемым законом интересам? По нашему мнению, нет.

Наказан «стрелочник» за действие, само по себе не причинившее ущерба государству. А правоохранительные органы, насколько можно судить по открытым источникам, на этом остановились: формально результат есть, дело раскрыто.

Ст. 193 УК РФ в условиях отмены большинства валютных ограничений перестает защищать охраняемые законом интересы государства в валютной сфере, она утратила свой непосредственный предмет воздействия.

С точки зрения противодействия иным преступным деяниям она не столько полезна, сколько вредна, т.к.

позволяет правоохранительным органам отчитаться о раскрытии дела, остановившись на самом интересном месте.

Для импортеров возникает тот же дуализм ситуаций: либо неисправность должника, либо заведомый лже-импорт. На долю ст.

193 УК РФ остаются именно безобидные дела хозяйственников, которым не повезло с контрагентом, которых и наказывать в уголовном порядке вроде бы не за что.

Потому что если доказано, что должностные лица заведомо знали, что реального импорта не будет, то их деяния квалифицируются по ст. 193.1 УК РФ.

Впрочем, представить ситуацию, в которой умысел на лже-импорт созрел по ходу сделки (перевели деньги за рубеж, и только потом товар решили не получать, каким-то образом сговорившись с контрагентом) теоретически, наверное, можно. Логично было бы на такие ситуации распространить 193.1 УК РФ.

Работоспособна ли ст. 193.1 УК РФ

Может быть, есть особый предмет преступного посягательства, помимо нарушения правил репатриации? Ведь уголовная ответственность по ст. 193.1 УК РФ наступает в случае перечисления средств нерезидентам по подложным документам, то есть таким, которые содержат содержащих «заведомо недостоверные сведения об основаниях, о целях и назначении перевода».

Источник: https://adv-simfi.ru/kak-vyglyadit-sudebnaya-praktika-po-valyutnym-sostavam.html

Спасти доллары. Ослабление валютного контроля поможет пережить санкции | Финансы и инвестиции

Репатриация валютной выручки: истина в вине… или в невиновности?

Напомним, что новая редакция закона «О валютном регулировании» вступила в силу в конце июля.

Одним из нововведений стало фактическое освобождение валютных резидентов от обязанности получать на свои счета в российских банках денежные средства от нерезидентов по внешнеторговым контрактам, в рамках которых резиденты выступали поставщиками товаров, работ, услуг, информации или результатов интеллектуальной деятельности.

Обязательными условиями для такого освобождения являются применение в отношении резидентов иностранных санкций (мер ограничительного характера) и включение их в соответствующий перечень лиц, подпадающих по действие ограничений в зарубежных юрисдикциях. При соблюдении этих условий резидент считается исполнившим обязанность по репатриации. Ведением перечня таких лиц занимается ФНС. Перечень уже опубликован на официальном сайте налогового ведомства, хотя пока ни одной компании в нем не указано.

Ослабить хватку

Сейчас Минфин предлагает расширить категорию подсанкционных резидентов, включив в нее также и дочерние компании тех лиц, на которых распространяются иностранные санкции. При этом такое лицо должно владеть долей прямого или косвенного участия в размере 50% и более капитала компании-резидента. В этом случае дочерняя компания также может быть внесена в соответствующий перечень ФНС.

Другое предлагаемое Минфином изменение предусматривает освобождение подсанкционных резидентов от обязанности по репатриации аванса, перечисленного им нерезидентами по внешнеторговым контрактам, в случаях когда зарубежные партнеры не исполнили свои обязательства перед российскими контрагентами. Условия освобождения остаются прежними — применение в отношении резидента иностранных санкций и включение его в перечень ФНС.

Также Минфин предлагает предусмотреть новые случаи, когда юридические лица-резиденты, включенные в перечень ФНС, вправе осуществлять расчеты по валютным операциям без использования счетов в российских банках.

Для подсанкционных резидентов проектом вводится несколько дополнительных альтернатив осуществлению репатриации.

Например, такие компании смогут проводить зачет встречных однородных требований по обязательствам, вытекающим из внешнеторговых контрактов с нерезидентами (вне зависимости от предмета контракта) при условии, что зачет производится в период действия иностранных санкций в отношении резидента, а сам резидент включен в перечень ФНС.

Отдельные положения проекта плохо согласуются со сложившейся правоприменительной практикой. Так, в качестве еще одной альтернативы репатриации для подсанкционных резидентов предлагается заключение ими договоров об уступке права требования с третьими лицами в отношении денежной задолженности зарубежных партнеров по внешнеторговым контрактам.

Если это положение войдет в финальную версию закона, то органы валютного контроля могут истолковать его как запрет для всех прочих резидентов, к которым не применяются иностранные санкции, на заключение соглашения об уступке прав требования к нерезидентам по внешнеторговым контрактам.

Справедливое решение

Конечно, документ может претерпеть ряд изменений, прежде чем будет внесен в Госдуму и станет действующим законом. Но любые начинания властей по либерализации валютного законодательства можно лишь приветствовать.

Очевидно, что необходимость смягчения требований о репатриации в отношении резидентов, к которым применяются иностранные санкции, возникла давно.

Начиная с 2014 года многие из компаний сталкиваются с проблемами, связанными с непоставками из-за рубежа предоплаченных товаров или с неполучением от нерезидентов денежных средств за поставленные товары или оказанные услуги.

На практике это приводит к многочисленным спорам с органами валютного контроля, которые обвиняют резидентов в нерепатриации валютной выручки. Штрафы за это правонарушение могут быть сопоставимы с размером недополученных от иностранного контрагента денежных средств.

При этом компании-резиденты всякий раз вынуждены доказывать, что незачисление денежных средств на их счета в российских банках произошло из-за объективно непреодолимых либо непредвиденных препятствий, находящихся вне их контроля.

С этой целью российские компании фактически вынуждены формировать доказательную базу для подтверждения своей невиновности.

Например, инициировать судебные разбирательства со своими иностранными контрагентами или получать в торгово-промышленных палатах сертификаты о форс-мажорных обстоятельствах.

В конечном счете перед резидентами, попавшими под действие иностранных санкций, стоит задача убедить конкретных должностных лиц таможни или налоговой инспекции либо конкретных судей, рассматривающих их дело, в том, что нерепатриация денежных средств произошла не по их вине. Таким образом, в таких делах всегда сохраняется человеческий фактор.

Новые поправки в валютное законодательство могут изменить ситуацию и создать существенные препятствия для привлечения невиновных к ответственности за нерепатриацию валютной выручки.

Источник: http://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/368111-spasti-dollary-oslablenie-valyutnogo-kontrolya-pomozhet-perezhit-sankcii

Репатриация резидентами иностранной валюты в РФ – это…

Репатриация валютной выручки: истина в вине… или в невиновности?

Репатриация иностранной валюты это зачисление валютной выручки резидентов или возврат не закрытых поставками валютных авансов резидентов на счета внутри страны. Подробнее о том, что представляет собой репатриация и в чем ее экономический смысл, читайте в этой статье.

Законодательное определение репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ

Обязанность по зачислению на счета резидентов валютной выручки

Обязанность по возврату не закрытых поставками платежей

Тенденции законодательства в сфере контроля и регулирования репатриации валют

Итоги

Законодательное определение репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ

О том, что такое репатриация иностранной валюты и валюты РФ для резидентов РФ, написано в ст. 19 закона «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ. Упомянутая репатриация предусматривает 2 аспекта:

  • Резиденты — участники международных контрактов при осуществлении экспорта товаров обязаны обеспечить получение на свои счета в РФ выручки по таким контрактам. Причем данная выручка может быть как в инвалюте, так и в рублях РФ.
  • Резиденты — участники международных контрактов при заключении соглашений об импортных поставках должны обеспечить соответствие уплаченных зарубежным контрагентам сумм и фактической стоимости полученных по импорту товаров. Если же денег по контракту уплачено больше, чем получено товаров — «излишки» следует вернуть в РФ.

Требование о репатриации денежных средств — одна из основных возможностей госрегулирования валютного обращения, позволяющая ограничить отток денежных средств из страны. Поэтому в сфере репатриации валют действует комплекс ограничительных мер и контрольных процедур, установленный законодательством.

Обязанность по зачислению на счета резидентов валютной выручки

Помимо того что такая обязанность предусмотрена в законах, регулирующих валютные правоотношения в РФ, существует методика контроля со стороны органов и агентов валютного контроля.

Подробнее о структуре системы валютного контроля в РФ читайте: «ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле».

Основными «инструментами» контроля со стороны государства являются:

  • Меры, налагающие ограничения на резидентов — участников внешнеторговой деятельности в части проведения транзакций по банковским счетам за рубежом. Например, российские юрлица не могут получать деньги за экспортированный товар напрямую на счета, открытые в иностранных банках. Для контроля за транзакциями резидентов по зарубежным счетам действует обязательный порядок информирования российских банков об открытых счетах и транзакциях (ст. 12 ФЗ № 173-ФЗ). Большинство ограничений отражено в федеральных законах и действует в отношении всех резидентов РФ.
  • Меры, связанные с оформлением сделок в банках — агентах валютного контроля в РФ. В первую очередь — это обязанность резидента по оформлению паспорта сделки в своем банке. Паспорт оформляется на каждый контракт и служит контрольной информацией не только для банка, но и для других сторон валютного контроля. Например, паспорт обязательно потребуют на таможне.

Зачем требуют паспорт сделки таможне, узнайте подробнее: «В чем суть валютного контроля в таможне».

Обязанность по возврату не закрытых поставками платежей

Эта обязанность, налагаемая на резидентов-импортеров, закрывает второй возможный путь вывода валют из РФ. Смысл этой меры в том, чтобы лишить участников внешнеэкономической деятельности возможности заключать подложные договоры, по которым из РФ будут выводиться деньги на зарубежные счета без реальных поставок соответствующих товаров в РФ.

В данном случае в качестве контрольных моментов:

  • тоже оформляются паспорта сделок по импортным контрактам;
  • действует система обмена информацией между органами и агентами валютного контроля, отслеживающими переводы денег и фактические поставки товаров (об этом также рассказывается в предлагаемой выше статье о валютном контроле на таможне).

Тенденции законодательства в сфере контроля и регулирования репатриации валют

Как уже разъяснялось выше, обязательная репатриация валютной выручки — это способ защиты финансовой системы государства от утекания денег за рубеж. Если рассмотреть проекты законов, разработанные и обсуждаемые в 2016 году, то можно сделать вывод о том, что меры по репатриации валютной выручки являются самым приоритетным направлением в законотворчестве в РФ.

В части обеспечения государством репатриации средств от экспортно-импортных контрактов с участием резидентов РФ законы будут все более детализироваться и ужесточаться.

Еще о перспективах валютного законодательства смотрите в материале «Изменения в валютном законодательстве с 2017 года».

Итоги

Один из основных способов ограничить отток капиталов из страны — это репатриация иностранной валюты. Судя по принимаемым законам и рассматриваемым законопроектам, существует приоритетная тенденция по дальнейшему совершенствованию валютного законодательства РФ в данном вопросе.

Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен

Подписаться

Источник: https://nalog-nalog.ru/valyutnye_operacii/repatriaciya_rezidentami_inostrannoj_valyuty_v_rf_eto/

Требование репатриации валютной выручки

Репатриация валютной выручки: истина в вине… или в невиновности?

Законом о ВР и ВК установлено, что целями валютного регулирования и валютного контроля могут быть только предотвращение существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также поддержание устойчивости платежного баланса Российской Федерации.

Основываясь на перечисленных принципах и в соответствии с целями валютного регулирования, законодательством установлен валютно-правовой режим, который включает в себя систему валютных ограничений, порядок реализации этих ограничений и меры валютного контроля.

В случае, если Вы заключили внешнеэкономический договор на импорт товаров, работ и услуг и желаете осуществить валютный платеж за импорт, Вам необходимо обратиться в Банк со следующими документами: договор на русском языке либо с переводом на русский язык, заверенным нотариально зарегистрированный в установленном порядке в таможенных органах Приднестровской Молдавской Республики; заявка на покупку иностранной валюты (если необходимо купить иностранную валюту) ; валютное поручение с указанием номера и даты контракта в назначении платежа, по которому осуществляется перевод денежных средств В случае осуществления последующей оплаты дополнительно к выше указанным документам представляется: • при оплате товаров – оригинал и копия таможенной декларации по импорту; • при оплате услуг – оригинал и копия акта выполненных услуг. Импортер должен до наступления сроков репатриации представить в обслуживающий банк документы, подтверждающие: — ввоз товаров на территорию ПМР (ГТД); — выполнения работ или оказания услуг (Акт выполненных работ, оказанных услуг) на сумму ранее перечисленных денежных средств по внешнеэкономическому контракту. В случае невозможности осуществления импорта товаров, оказания услуг импортер должен осуществить возврат ранее перечисленных денежных средств с указанием в назначении платежа номера и даты контракта. Платежи неторгового характера: • оплата телефонных переговоров, почтовых переводов и услуг Интернета, получение информации по каналам электронной почты и Интернета; • взносы и выплаты по страхованию; • оплата членских взносов и регистрационных сборов международных общественных организаций; • таможенные сборы и пошлины; • суммы, выплачиваемые на основании приговоров, решения определений судебных и других правомочных органов, оплата пошлин, штрафов; • уплата налогов и других обязательных платежей в бюджет, установленных законодательством иностранных государств; • переводы денежных средств для оплаты командировочных расходов работников за рубежом, оплата гостиниц, бронирование и покупка авиабилетов; • оплата содержания официальных представительств Приднестровской Молдавской Республики, находящихся за ее пределами; • проведение и участие в международных конгрессах, симпозиумах, конференциях, спортивных и культурных мероприятий, а также других международных встреч; • расчеты, связанные с проведением и участием в выставках и ярмарках, за исключением затрат на капиталовложения и других материальных затрат; • оплата расходов по аккредитивам, банковским гарантиям; • выплата дивидендов; • возврат кредиторской задолженности по экспортным контрактам, неиспользованной благотворительной или безвозмездной финансовой помощи, грантов, а также возврат ошибочно или излишне перечисленных денежных средств. • переводы пенсий, алиментов, денежного довольствия, государственных пособий, дополнительных компенсаций, а также выплаты по возмещению вреда; • заработная плата, стипендии и другие денежные выплаты, которые выплачиваются физическим лицам, прибывшим для работы или обучения в организации, учебные организации за рубежом; • предоставление и возврат кредитов, займов, процентов, комиссионного вознаграждения за предоставление кредитов, займов в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами Приднестровского республиканского банка; • трансферт спортсменов; •переводы денежных средств, связанные с осуществлением инновационной деятельности в соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики «О валютном регулировании и валютном контроле»; • банковские и другие финансовые услуги; • другие платежи неторгового характера по согласованию с Приднестровским республиканским банком При отсутствии внешнеэкономических договоров (контрактов) платежи неторгового характера могут осуществляться на основании соответствующих счетов либо других документов, являющихся основанием для осуществления платежа.

Срок репатриации валютной выручки может уменьшиться до 120 дней

По мнению Болтрушко, именно такой срок позволит экономическим агентам «не спешить с закрытием документов валютного контроля, при этом ничего не нарушая». При этом, по словам министра, сократится срок кредитования чужих экономик приднестровскими предприятиями.

В случае если Верховный Совет примет данный законопроект, ограничение сроков репатриации валютной выручки в 120 дней будет распространяться на контракты, заключенные после того, как он вступит в силу. Отметим, что сроки репатриации валютной выручки неоднократно менялись.

До нового приказа Росфиннадзор применял к нарушителем санкции по ч. 4 ст.

15.25 КоАП: экспортерам выписывались штрафы в размере от 75 до 100% суммы, которую компания не вернула в РФ в обозначенные сроки. Логика этой меры заключалась в борьбе с сокрытием российскими компаниями выручки в офшорах. Адрес редакции: 115093 г. Москва, переулок Партийный, д. 1 корпус 57 строение 3.

Телефон: 8 (495) 645-36-10, [email protected] © 2019 ОАО «Газета Известия» Все права защищены.
Расчеты между резидентами в рублях осуществляются без ограничений.

На территории России расчеты между юридическими лицами-резидентами и юридическими лицами-нерезидентами могут производиться как в свободно конвертируемых валютах, так и в российских рублях, но в порядке, устанавливаемом Банком России.

Резиденты имеют право покупать (и продавать) иностранную валюту на внутреннем валютном рынке России в порядке и на цели, определяемые Банком России. — Особенности проведения валютных операций резидентами и нерезидентами. — Порядок открытия и ведения счетов резидентов за пределами территории РФ.

— Режим зарубежных счетов и правила осуществления резидентами валютных операций за счет средств, находящихся на счетах в банках за рубежом. — Репатриация валютной выручки: правила, особенности, практика и ответственность за нарушения Особенности требования репатриации при финансовых операциях. Валютный контроль при осуществлении валютных операций, связанных с внешнеторговой деятельностью, получением и предоставлением кредитов и займов. — Паспорт сделки: правила открытия, оформления, ведения, перевода и закрытия.

Статья 19

при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с сооружением резидентами объектов на территориях иностранных государств, — на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках; 3) при использовании иностранной валюты, получаемой резидентами от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами территории Российской Федерации, для покрытия расходов по их проведению — на период проведения этих мероприятий; 4) при проведении зачета встречных требований по обязательствам между осуществляющими рыбный промысел за пределами таможенной территории Российской Федерации резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории Российской Федерации услуги указанным резидентам по заключенным с ними агентским договорам (соглашениям), а также между транспортными организациями — резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории Российской Федерации услуги указанным резидентам по заключенным с ними договорам (соглашениям), а также при проведении зачета встречных требований по обязательствам между транспортными организациями — резидентами и нерезидентами в случае, если расчеты между ними осуществляются через специализированные расчетные организации, созданные международными организациями в области международных перевозок, членами которых являются такие транспортные организации — резиденты; 5) при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из договоров перестрахования или договоров по оказанию услуг, связанных с заключением и исполнением договоров перестрахования, между нерезидентом и резидентом, являющимися страховыми организациями или страховыми брокерами; 6) при зачислении валютной выручки на счета транспортных организаций — резидентов в банках за пределами территории Российской Федерации — в целях оплаты возникающих у таких транспортных организаций за пределами территории Российской Федерации расходов, связанных с оплатой аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, расходов, связанных с обслуживанием находящихся за пределами территории Российской Федерации воздушных, речных, морских судов и иных транспортных средств таких транспортных организаций и их пассажиров, а также расходов для обеспечения деятельности находящихся за пределами территории Российской Федерации филиалов, представительств и иных подразделений таких транспортных организаций.

Репатриация и факторинг: новый поворот

Но на практике их заключение нередко сталкивалось с рисками нарушения той или иной стороной договора указанной выше обязанности.

В статью 19 Закона о валютном регулировании будут внесены изменения, согласно которым резидент – поставщик по внешнеторговому договору, уступивший фактору-резиденту требование по получению денежных средств от нерезидента, признается исполнившим обязанность репатриации, если он обеспечил в предусмотренные договором сроки получение от нерезидента причитающейся выручки на счет фактора в российском банке либо на корреспондентский счет российского банка-фактора. На резидента-фактора будет возложена обязанность письменно уведомить резидента-поставщика об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств по внешнеторговому договору и (или) о последующей уступке денежного требования с приложением копий необходимых документов. об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках исполнения нерезидентами обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи резидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в счет осуществленных резидентами авансовых платежей.

Цб усилит контроль за возвратом в россию валютной выручки

Таким образом они умышленно уходят от обязанности по оформлению паспорта сделки. Действующее пороговое значение по оформлению паспорта сделки было введено в 2011 году. Начиная с 2004 года порог составлял 5 тысяч долларов.

«Нововведение по изменению этой величины, предлагаемое Банком России, связано с курсовой динамикой, а также направлено на недопущение увеличения и сокращение дебиторской задолженности», — говорится в сообщении.

Требование об оформлении паспорта сделки физическими лицами – резидентами при предоставлении займов нерезидентам действовало в 2004–2012 годах.

Актуальные вопросы репатриации (возвращения валюты по неисполненным внешнеторговым контрактам)

Репатриация обязательна и применяется одинаково как в деятельности организаций, так и ИП. Неисполнение требований репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ влечет административную ответственность, предусмотренную частями 4–5 ст. 15.

25 КоАП: – если товары, работы или услуги должны были быть предоставлены нерезидентом, за них выплачен аванс резидентом, при этом товары (работы, услуги) не предоставлены, применяется часть 5 ст.

Это правило распространяется либо на всю выручку или ее часть (процент или определенную сумму, превышение которой подлежит продаже).

В некоторых случаях доходы депонируются в уполномоченном банке на счете экспортера и используются для совершения разрешенных платежей, перечень которых утверждается органами валютного контроля. Валютные органы в целях обеспечения получения экспортной выручки в полном объеме и установленные сроки обязывают экспортеров получать паспорта (лицензию) на вывоз товаров.

Репатриация валютной выручки: истина в вине… или в невиновности?

Причем санкции довольно суровые: размер штрафа может достигать от 3/4 до 1 размера не полученной от контрагента суммы денежных средств. Очевидно, что просрочка в данном случае скорее может возникнуть по вине не организации, а ее партнера.

Поскольку расплата за чужие нарушения может оказаться очень значительной, попробуем нивелировать риск их возникновения. У англичан есть пословица: «Самое главное понять, в чем состоит твой долг.

Особенно эта проблема характерна для современной России, где несмотря на предпринимаемые меры вывоз капитала за границу достигает ежемесячно, по оценкам экспертов, от 2 до 2,5 млрд. долл. США. Однако законопроект об амнистии лицам, незаконно вывозящим за рубеж капиталы, дискутируется на протяжении ряда лет.

В странах с развитой рыночной экономикой иностранная валюта, вырученная от реализации товаров и услуг, репатриируется в соответствии с устанавливаемыми при международных расчетах сроками.

Статья посвящена репатриации и обязательной продаже резидентами части валютной выручки. Во-первых, рассмотрены изменения законодательства, произошедшие в связи с принятием Федерального закона от 10.12.

2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» относительно обязательной продажи части валютной выручки.

Во-вторых, дается краткий обзор опыта применения данного метода валютного регулирования различными странами, такими, как Франция, Испания, Греция, Италия, Германия и др.

СЕНИНА А.В. Репатриация и обязательная продажа резидентами части валютной выручки // Финансы и кредит. 2008. №27 (315).

СЕНИНА А.В. «Репатриация и обязательная продажа резидентами части валютной выручки» Финансы и кредит (2008).

СЕНИНА А.В. (2008). Репатриация и обязательная продажа резидентами части валютной выручки.

Источник: http://urist-pomojet.com/trebovanie-repatriacii-valjutnoj-vyruchki-75731/

Власти смягчили требования к российским экспортерам

До приказа № 369 просрочка сроков возврата валютной выручки в РФ считалась серьезным нарушением.

По 173-ФЗ («О валютном регулировании») экспортеры обязаны возвращать выручку по внешнеторговым контрактам в установленные документами сроки.

Выручка зачисляется на счета резидентов-экспортеров, открытых ими в банках РФ. До нового приказа Росфиннадзор применял к нарушителем санкции по ч.

4 ст.

Репатриация и обязательная продажа резидентами части валютной выручки Текст научной статьи по специальности — Экономика и экономические науки

Источник: http://uralexpert74.ru/trebovanie-repatriacii-valjutnoj-vyruchki-20596/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.