Следственный комитет разработал новую схему уклонения от уплаты налога на прибыль

Содержание

Фнс и скр подготовили методичку о том, как доказать умысел на неуплату налогов

Следственный комитет  разработал новую схему уклонения от уплаты налога на прибыль

  • во-первых, это дает возможность назначить компании увеличенный штраф по п. 3 ст. 122 НК РФ (40 процентов от неуплаченной суммы налога вместо 20 процентов);
  • во-вторых, «улучшает уголовно-правовую перспективу материалов, которые направляются в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела» (иными словами, дает возможность сотрудникам Следственного комитета возбудить уголовное дело).

Методические рекомендации получились весьма подробными и богато снабженными примерами из практики.

В частности, в них приводятся следующие разъяснения

Неуплата налога может быть результатом как виновных деяний (умышленных или по неосторожности), так и невиновных.

Пример невиновного действия: непреднамеренная арифметическая ошибка при исчислении налога.

Пример вины в форме неосторожности: к налоговому правонарушению привела низкая квалификация либо временная нетрудоспособность бухгалтера организации;

Пример вины в форме умысла: совокупность действий налогоплательщика, направленных на построение искаженных, искусственных договорных отношений, имитация реальной экономической деятельности подставных лиц (фирмы-однодневки). Эти обстоятельства не позволяют усомниться в отсутствии элементов случайности происходящего.

Так, схема уклонения от налогообложения, заключающаяся в искусственном дроблении бизнеса с целью сохранения или получения статуса плательщика налога по специальному налоговому режиму, может быть характеризована как элементарная имитация работы нескольких лиц, в то время в реальности все они действуют как одно лицо.

Первыми признаками умышленности являются имитационные

Таким образом, первыми признаками умышленности являются имитационные. Поскольку при использовании подставного лица налогоплательщик несет некоторые расходы, его целью одновременно является стремление эти «непроизводительные» расходы сократить, в результате полноценной имитации не происходит, а налоговые и следственные органы должны эти признаки выявить и документально закрепить.

Как правило, использование подставных лиц (фирмы-однодневки) происходит умышленно, и задача налоговых и следственных органов — это выявить и доказать.

Например, между поставщиком и покупателем есть несколько посредников, и один из них имеет яркие и однозначные признаки фирмы-однодневки, в том числе не уплачивает налоги.

Эта схема приведена на официальном сайте ФНС РФ в качестве одного из способов ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. В таких случаях налоговому органу необходимо установить принадлежность фирмы-однодневки (поставщику или покупателю) и доказать это.

Установление признаков умысла в действиях должностного лица организации

Налоговым органам рекомендуется при установлении признаков умысла в действиях должностного лица организации отражать это в актах налоговых проверок. При этом, для того чтобы обосновать умышленность, в акте требуется в обязательном порядке сформулировать цели и мотивы, которые преследовались конкретным лицом при совершении противоправных действий.

Субъективная сторона устанавливается главным образом косвенными доказательствами, приобретающими в доказывании обстоятельств решающее значение. Как правило, трудность установления субъективной стороны обусловлена отсутствием и (или) ненадежностью прямых доказательств.

К прямым доказательствам относятся показания свидетелей, наличие изъятых документов, раскрывающих фактические намерения лица и их реализацию (записи, документы и (или) файлы «черной бухгалтерии»), видео- и аудиозаписи, результаты прослушивания телефонных и иных переговоров.

Доказывание умысла, таким образом, состоит в выявлении и документальном закреплении обстоятельств, как прямо, так и косвенно указывающих на то, что лицо осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

Далее в Методических рекомендациях приводятся многочисленные примеры из арбитражной практики, когда суды соглашались с ИФНС в том, что компании создавали схемы, направленные на неуплату налогов.

К заключению к рекомендациям прикреплено два перечня вопросов:

  • 38 вопросов, подлежащих обязательному выяснению у сотрудников компании;
  • 42 вопроса, подлежащих обязательному выяснению у руководителя фирмы.

ПИСЬМО ФНС РФ от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@

«О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)»

«Примечание редакции www.klerk.ru:

Пример судебной практики возбуждения уголовного дела в отношении бухгалтера

с примером того, как это работает, можно ознакомиться в Апелляционном определении Свердловского областного суда от 17.11.2016 № 33-19675/2016.

Вкратце суть дела: ИФНС провела выездную проверку в компании и выявила недоимку на сумму несколько миллионов рублей. Следственный комитет на основании этих материалов возбудил в отношении бухгалтера уголовное дело по ст. 199 УК РФ.

В ходе расследования было доказано, что она умышленно включила ложные сведения в налоговую декларацию и документы бухучета, тем самым совершив в интересах компании уклонение от уплаты налогов.

ИФНС на этом основании подала иск о взыскании с бухгалтера недоимки в размере 2,7 млн рублей, и судьи его удовлетворили.

Отметим, что это довольно спорное решение, учитывая, что в нем отсутствуют данные о предварительной попытке налоговиков взыскать недоимку с самой организации, которая являлась непосредственным причинителем ущерба бюджету в виде неуплаченных по итогам своей деятельности налогов.

см. http://www.klerk.ru/buh/articles/465761/

Источник: http://bhnews.ru/fns-i-skr-podgotovili-metodichku-o-tom-kak-dokazat-umysel-na-neuplatu-nalogov/

Внутренняя методичка следователей по раскрытию налоговых преступлений полна противоречий

Следственный комитет  разработал новую схему уклонения от уплаты налога на прибыль

Следственный комитет РФ выпустил методическое пособие о том, как следователям правильно раскрывать налоговые преступления. В части документа комитет по-своему трактует нормы НК РФ и УК РФ. Остальная часть пособия содержит не всегда логичное описание схем ухода от налогов

Внутреннее методическое пособие для сотрудников Главного управления криминалистики Следственного комитета РФ, которое находится в открытом доступе, посвящено тому, как грамотно раскрывать уголовные преступления в сфере налогообложения.

Напомним, с 2011 года Федеральный закон от 29.12.09 № 383-ФЗ изменил процедуру расследования уголовных дел по налоговым преступлениям (см. врезку «Буква закона»). Теперь этим занимаются не следователи органов внутренних дел, а сотрудники Следственного комитета при прокуратуре РФ (подп. 1 п. 2 ст. 151 УПК РФ).

При этом здесь действуют правила переходного периода. В частности, если преступление совершено в 2010 году и уголовное дело было возбуждено органами внутренних дел, то после 1 января 2011 года эти же органы его и расследуют.

А уголовные дела, возбужденные после 1 января 2011 года, находятся уже в ведении Следственного комитета РФ.

Объем методички — 146 листов. В первой главе (всего три страницы) составители напоминают о том, какие виды налогов существуют в России.

Вторая глава (всего 18 страниц) описывает юридические нюансы состава преступлений, предусмотренных статьями 198 и 199 Уголовного кодекса (см. врезку «Ответственность»).

Остальным двум главам уделено больше внимания: в третьей — следователям прописали конкретную методику раскрытия налоговых преступлений (60 страниц), в четвертой — даже привели примеры конкретных схем ухода от налогов (58 страниц).

По мнению следователей, местом совершения налогового правонарушения является инспекция, а не офис компании или место жительства бухгалтера

Перед описанием алгоритма расследования налоговых преступлений методологи Следственного комитета РФ разъясняют, что считать местом преступления, а также как быстрее возбудить уголовное дело. В частности:

“ Следует иметь в виду, что помещение, где в бухгалтерскую документацию вносились заведомо ложные сведения о полученных доходах или произведенных расходах (например, служебные помещения организации, жилище бухгалтера или генерального директора), не является местом совершения преступления.

Ведь составление подложных бухгалтерских документов (декларации о доходах) в целях уклонения от уплаты налогов является в зависимости от дальнейших обстоятельств только приготовлением к преступлению или покушению на него. Моментом окончания преступления считается фактическая неуплата налогов (сборов) в срок, установленный налоговым законодательством.

Поэтому местом совершения преступления будет инспекция ФНС России, в которой зарегистрирован налогоплательщик-организация.

Точное определение места преступления позволит следователю правильно оформить постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого, в котором обязательно указывается место совершения преступления (подп. 1 п. 2 ст. 171 УПК РФ).

При этом если компания не зарегистрирована в налоговом органе, то расследовать налоговое преступление методологи Следственного комитета РФ рекомендуют в том районе, где преступление выявлено. Если на учет не поставлено физлицо — по месту его жительства или регистрации.

Следователям рекомендуют допросить не только руководителя и главбуха компании, но и других работников организации, а также организаций-контрагентов

Кроме того, в методичке разъясняется, как правильно подать иск в суд по уголовному делу, учитывая, что право на его предъявление предоставлено исключительно прокурору (п. 3 ст. 44 УПК РФ):

“ На практике в целях экономии времени этот вопрос решается в так называемом рабочем порядке: когда следователь готовит от имени прокурора исковое заявление и представляет его прокурору на подпись, а затем помещает подписанный документ в материалы уголовного дела.

Такое формальное упрощение процедуры подачи иска невыгодно для компаний. Ведь остается меньше времени на выстраивание своей защиты в суде.

Следователей предупреждают, что материалы о предполагаемом совершении налогового преступления им, возможно, придется ждать от налоговиков более пяти месяцев

Методологи Следственного комитета РФ предупреждают своих коллег, что возбуждение уголовного дела займет немало времени, но ускорить этот процесс не удастся. Затягивание процесса только на руку компаниям — за это время они смогут предпринять меры в свою защиту.

Какие налоговые правонарушения являются уголовно наказуемыми

В случае уклонения от уплаты налогов и сборов путем непредставления налоговой декларации или иных документов либо включения в них заведомо ложных сведений, совершенного в крупном размере, к должностному лицу организации применяется штраф до 300 тыс. руб., или принудительные работы, или арест, или лишение свободы на срок до двух лет (п. 1 ст. 199 УК РФ).

Аналогичные санкции грозят должностным лицам компании, не исполнившей обязанности налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и сборов в бюджет в крупном размере (п. 1 ст. 199.1 УК РФ).

Сокрытие денежных средств либо имущества организации, за счет которых производится взыскание налоговой недоимки, совершенное собственником, руководителем или иным управляющим лицом, наказывается, или штрафом до 500 тыс. руб., или принудительными работами, или лишением свободы на срок до пяти лет (ст. 199.2 УК РФ)

К примеру, одним из поводов для возбуждения уголовного дела является сообщение о готовящемся или уже совершенном налоговом преступлении (подп. 3 п. 1 ст. 140 УПК РФ).

Чтобы проверить такое сообщение, следователи обязаны отправить соответствующие материалы в налоговый орган в течение 10 дней со дня выявления тех или иных обстоятельств (подп. 34 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.11 № 3-ФЗ «О полиции»).

До принятия мер налоговыми органами (проведение проверки, выставление требования и т. д.) следователи не имеют права предпринимать какие-либо действия. Все это грозит тем, что:

“ материалы о возможном совершении налогового правонарушения могут быть направлены в следственные органы по истечении пяти месяцев со дня выявления недоимки или даже позднее. В течение этого времени недобросовестный налогоплательщик имеет все возможности принять различные меры, чтобы избежать привлечения к уголовной ответственности.

Кроме того, процесс возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям может затянуться еще и по причине того, что налоговики по ошибке направят материалы о возможном преступлении в органы внутренних дел, а не в Следственный комитет РФ. Если такое произойдет, сотрудники ОВД обязаны перенаправить материалы в соответствующий следственный орган (подп. 3 п. 1 ст. 145 и п. 2 ст. 151 УПК РФ).

Следственный комитет РФ: «своевременное изъятие бухгалтерских документов — залог успешного окончания расследования в разумные сроки»

Для составления плана расследования следователям предлагают сформулировать версии преступления исходя не только из анализа бумаг компании, но и из материального положения и социального статуса руководителя и главного бухгалтера компании. В частности:

“ версии могут быть связаны с обстоятельствами начала предпринимательской деятельности, создания организации, с ее структурой и статусом, руководителем этой организации, главным (старшим) бухгалтером, их материальным положением, условиями жизни, социальными связями, взаимоотношениями с сотрудниками контролирующих и правоохранительных органов.

По мнению Следственного комитета РФ, перед началом следственного действия следует выставить охрану возле щита электрического напряжения, не допуская к компьютерам работников организации

Проверку выдвинутых версий следователям рекомендуют проводить стандартными способами, а именно обыск помещений, выемка документов, допрос учредителей и работников компании, направление запросов в те или иные ведомства, проведение экспертиз. В числе наиболее эффективных процедур методологи Следственного комитета РФ выделяют обыск или выемку, а также проведение допросов.

Обыск и выемка. В методичке следователей предупреждают, что такие мероприятия важно проводить в первую очередь — до проведения иных следственных действий:

“ Именно своевременное изъятие всех бухгалтерских документов обеспечивает полноту доказательственной базы, предотвращает их возможное уничтожение или фальсификацию, то есть является залогом успешного окончания расследования в разумные сроки.

В числе документов, которые рекомендуют изымать следователям, оказались бухгалтерские и налоговые регистры, учредительные, кадровые документы и другие бумаги, относящиеся к деятельности компании. При этом следователей предупреждают:

“ При осмотре изъятых документов надлежит обращать внимание на возможные исправления, дописки, подчистки, травление и иные признаки подлога, а также полное или частичное отсутствие бухгалтерских документов и учета в целом, ведение двойной бухгалтерии.

Методологи напоминают, что многие налогоплательщики применяют различные программы защиты информации, хранящейся на компьютере. В связи с этим проверяющие должны с помощью специалиста скопировать данные с жестких дисков компьютеров. При этом методологи Следственного комитета РФ рекомендуют следующее:

“ Перед началом следственного действия следует принять меры к предотвращению уничтожения информации выставив охрану возле щита электрического напряжения и не допуская к компьютерам работников организации.

При проведении выемки следователям рекомендуют изъять любую документацию, а также электронные носители информации — компьютеры, ноутбуки, жесткие диски, флешки, сервера

Более того, если работник будет заподозрен в сокрытии информации, следователи вправе провести личный обыск (ст. 184 УПК РФ).

Допросы. Такие мероприятия следователям рекомендуют проводить с участием специалистов в области экономики, бухгалтерского и налогового учета. Первыми следователи допросят инспекторов и аудиторов, которые уже проводили проверки компании-уклониста, чтобы выяснить все нюансы налогового преступления:

“ Эти следственные действия обычно не представляют сложности, так как допрашиваемые не заинтересованы в исходе дела и, как правило, дают правдивые показания.

Затем следователи допросят бухгалтерских работников, кассиров, кладовщиков и экспедиторов, секретаря, водителей, а также деловых партнеров налогоплательщика. При допросе следователям рекомендуют применять тактический прием, суть которого, по мнению разработчиков документа, сводится к забывчивости допрашиваемого. Так, сначала следователям советуют задать вопрос следующим образом:

“ Вам для обозрения предъявляется ксерокопия (название документа). Что Вы можете сообщить по поводу его содержания?

Суть этого приема, по мнению методологов Следственного комитета РФ в том, что допрос о финансово-хозяйственных операциях производится спустя значительное время после их осуществления.

Поэтому многие лишь приблизительно помнят обстоятельства этих операций и с трудом восстанавливают интересующие следователя подробности.

Также в делах о налоговых преступлениях следователям рекомендуют проводить очную ставку, так как противоречия в показаниях допрошенных лиц зачастую являются частью тактики защиты компаний.

Схемы ухода от налогов, которые рекомендуют выявлять следователям, на практике в настоящее время уже неактуальны

Следственный комитет РФ выделил в методичке распространенные, по его мнению, схемы уклонения от уплаты налогов — всего 36 штук.

По отзывам сотрудников Управления экономической безопасности и противодействия коррупции Главного управления МВД России по г.

Москве и Главного управления МВД России по Московской области, представленные в документе схемы полезны в первую очередь студентам вузов и начинающим специалистам. Но никак не опытным следователям, практикующимся на раскрытии налоговых преступлений.

Какая сумма недоимки образует крупный и особо крупный размер налогового преступления

Согласно примечанию 1 к статье 199 УК РФ налоговое правонарушение считается совершенным в крупном размере, если:

— сумма налоговой задолженности превышает 2 млн. руб. при условии, что доля неуплаченных налоговых платежей составляет более 10% от суммы налогов и сборов, подлежащей уплате в бюджет в течение трех лет подряд;

— сумма налоговой задолженности превышает 6 млн. руб.

Правонарушение совершено в особо крупном размере, если:

— сумма налоговой задолженности превышает 10 млн. руб. при условии, что доля неуплаченных налоговых платежей составляет более 20% от суммы налогов и сборов, подлежащей уплате в бюджет в течение трех лет подряд;

— сумма налоговой задолженности превышает 30 млн. руб.

Дело в том, что большинство налоговых схем носит общий характер, например занижение налогооблагаемой базы или сокрытие выручки путем уклонения от ведения бухгалтерского учета. Методологи Следственного комитета РФ только лишь указывают, что это наиболее распространенные способы уклонения от налогов, не прописывая при этом конкретный алгоритм их выявления.

По словам одного из следователей отдела по расследованию особо важных дел СУ по ВАО ГСУ СКР по г. Москве, далеко не все схемы, упомянутые в пособии, являются действующими. Многие из них в настоящее время компании не применяют. Да и универсального способа раскрытия преступлений не существует.

Однако информация о тех или иных махинациях налогоплательщиков, представленная в методичке, зачастую помогает следователю обнаружить отдельные элементы налоговых преступлений.

Впоследствии на основании анализа таких элементов пазл складывается и раскрывается новая схема ухода компании от уплаты налогов.

Источник: https://www.RNK.ru/article/210941-qearh-15-m10-vnutrennyaya-metodichka-sledovateley-po-raskrytiyu-nalogovyh-prestupleniy

Фнс и следственный комитет объяснили, как правильно сажать бизнесменов за неуплату налогов

Следственный комитет  разработал новую схему уклонения от уплаты налога на прибыль

13 июля 2017 года ФНС выпустила письмо №ЕД-4-2/13650@ (методические рекомендации) о том, как доказывать, что бизнесмен не заплатил налоги умышленно. Эти рекомендации составлялись совместно со Следственным комитетом.

Письмо написано в агрессивной тональности. После его прочтения создаётся впечатление, что читал описание работы катка, который едет медленно, зато неотвратимо.

Документ объёмный, на 26 страниц.

Приступим к анализу. Начнём с конца — с самого интересного.

Какие схемы уклонения от уплаты налогов знают ФНС и СК?

Об этом говорится в обширном и подробном п.13.

1. Фиктивные сделки, завышающие расходы компании или занижающие её доходы. Заключаются с однодневками и аффилированными компаниями.

Чтобы доказать фиктивность сделок, ФНС должны проанализировать информацию из ЕГРЮЛ, ЕГРН, налоговой отчётности, банковских счетов, ЕГРП, ГИБДД, Гостехнадзора, ГИМС, Роспатента и найти сайты, сотрудников, имущество, которые свидетельствуют о фиктивности сделок.

2. Дробление бизнеса, чтобы можно было применять специальные налоговые режимы.

Например, большой магазин дробится на несколько мелких площадью менее 150 м2, а управляющие отделами регистрируются как ИП и ведут работу якобы «от себя»).

3. Необоснованное применение льгот.

Приведён пример, как группа компаний экономила на налогах, перенеся производственные мощности по изготовлению автомобилей на территорию особой экономической зоны, где платили налог на прибыль 0%. Через длинную и хитрую схему деньги выводились за границу.

4. Подмена одних договоров другими.

Например, оформляют аванс как договор займа, чтобы не платить НДС, а потом засчитывают заёмные средства в счёт оплаты. Или подменяют договор купли-продажи договором комиссии, или лизингом, или договором реализации долей в уставном капитале.

П.13 огромен. В письме подробно расписывается, как доказывать каждую схему. Подробно, по шагам, инструкция, что надо делать. Это производит впечатление.

Что считать умышленной неуплатной налога, а что — неосторожной?

Об этом сказано в п.1 письма.

Умышленная неуплата — это когда бизнесмен построил «схему», чтобы уклоняться от налогов, например:

  • использовал однодневки;
  • подделывал документацию;
  • искусственно дробил бизнес, чтобы платить налог по специальному режиму.

В письме приведены примеры из судебной практики. Умысел на неуплату налогов СК и ФНС в различных делах смогли подтвердить с помощью таких доказательств:

  • чеки незарегистрированных касс;
  • авансовые отчёты компании за период, когда этой компании ещё не существовало;
  • налоговые документы от имени контрагента оформлялись самим налогоплательщиком;
  • руководитель налогоплательщика был учредителем и руководителем однодневок;
  • создание резидента особой экономической зоны, уплачивающего налог на прибыль 0%, перевод всего имущества на него и вывод денег за границу в виде дивидендов;
  • формальный документооборот;
  • и другие доказательства.

Неосторожная неуплата — это неуплата налога «по незнанию», когда предприниматель не собирался укрывать налоги, но так получилось, например:

  • арифметическая ошибка при расчётах налога;
  • некомпетентность бухгалтера.

Как ФНС и СК ищут виновного в налоговом правонарушении?

Об этом сказано в п.5.

Понятно, что первыми под подозрение попадают руководитель и главбух. Но виновными могут оказаться и другие люди, которые имеют право подписывать отчётные документы. Чтобы выяснить, что к чему, органы будут изучать:

  • штатные расписания;
  • приказы о назначении на должности людей, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность;
  • договор с управляющей компанией, если таковой есть;
  • доверенности на совершение действий, которые могли повлиять на налоговое нарушение;
  • должностные инструкции.

В письме отмечена интересная деталь: если виновный в налоговом нарушении (с точки зрения уголовного права) не является должностным лицом компании, то компанию нельзя обвинить в умышленной неуплате налогов. Так случается, например, если рядовой менеджер обманывает директора.

Как связаны умысел на неуплату налогов и уголовное дело?

Об этом говорится в п.7.

Если есть умысел, направленный на неуплату налогов, это ещё не означат, что «автоматически» будет возбуждено уголовное дело. ФНС должна доказывать умысел, даже когда уголовное дело не возбуждается. Это делается с помощью:

  • пояснений налогоплательщика;
  • истребования документов;
  • осмотров;
  • выемок;
  • запросов в банки;
  • приговоров в отношении руководителей контрагентов.

Зачем доказывать умысел, если уголовного дела не будет? Ради большего штрафа.

ФНС готова к тому, что руководители будут защищать свою позицию

В п.9 Методических рекомендаций приводятся примеры того, как руководители объясняют налоговые нарушения. Сотрудникам ФНС и СК рекомендуется готовить возражения на следующие заявления руководителя:

  • вины в налоговом нарушении нет (ст. 111 НК);
  • есть обстоятельства, смягчающие вину (ст. 112 НК);
  • директор не знал, что некоторые хозоперации фиктивны;
  • директор доверял главбуху, а тот его обманывал;
  • директор был номинальным директором и исполнял приказы фактического «теневого» директора.

Что спрашивать у руководителя и сотрудников на допросе?

В Методических рекомендациях есть 2 приложения. Там перечислено 80 вопросов, которые нужно задать руководителю и, что ещё опаснее, сотрудникам. Вопросы касаются процедур:

  • выбора контрагентов;
  • подписания договоров;
  • учёта товарно-материальных ценностей.

Впечатляет. Поинтересуйтесь этими двумя приложениями.

Давить бизнесменов словом

В письме не одобряются стилистически нейтральные выражения вроде «непроявление должной осмотрительности» или «недобросовестность». Нет, так писать нельзя, указывается в письме. Надо ориентироваться на стиль изложения обвинительных заключений прокурора.

Мы процитируем абзац из п.8: «Изложение доказательств в акте налоговой проверки должно создавать устойчивое представление о том, что деяние налогоплательщика совершено не в результате тех или иных ошибок при ведении бухгалтерского или налогового учета, а в результате целенаправленных, осознанных действий налогоплательщика и его представителей».

Выводы для бизнесменов

  1. Тот факт, что ФНС и СК в 26-страничном письме объясняют, как доказывать вину, очень показателен. Это письмо идеально встраивается в налоговую политику России, которую можно охарактеризовать так: «бюджету всё, а бизнес перебьётся».

  2. Ещё раз хотим подчеркнуть важность грамотных пояснений налогоплательщиком и его сотрудников на допросе, а также «правильность» документов, передаваемых проверяющим органам.
  3. Смысл конкретных фраз будет квалифицироваться как умысел в уклонении от уплаты налогов.

    На основании полученной от налогоплательщика информации и документов, будет делаться вывод о наличии состава преступления, или повышенного в 2 раза размера штрафа.

Налоговые адвокаты уже на протяжении многих лет консультируют клиентов и правильно выстраивают тактику защиты.

Это позволяет исключить умысел в совершении налогового преступления с 99% вероятностью.

Подписывайтесь на нашу рассылку http://nalogadvocatmail.gr8.com. Это 1-2 статьи в неделю по самым важным налоговым вопросам.

Источник: https://nalog-advocat.ru/pismo_fns_ed-4-2-13650/

Методичка налоговиков: как выявить умысел в неуплате налогов (сборов)

Следственный комитет  разработал новую схему уклонения от уплаты налога на прибыль

Налоговики совместно со Следственным комитетом разработали методические рекомендации (Письмо ФНС РФ от 13.07.2017 г.

№ЕД-4-2/13650@ «О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)») по  установлению обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц компании, направленных на неуплату налогов (сборов).

Рекомендации налоговиков следует изучить руководителям и главным бухгалтерам компаний, ведь «информирован – значит вооружен».

Методические рекомендации разосланы в адрес территориальных налоговых инспекций, а также следственных органов. Теперь сотрудники Следственного комитета в рамках представленных им полномочий будут проводить проверочные, следственные и иные действия, направленные на закрепление доказательств, полученных налоговиками, и установление дополнительных доказательств.

РЕШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ

Умышленные и неумышленные деяния

Прежде всего, отметим, что наличие умысла в неуплате (неполной уплате) налогов (сборов), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, карается штрафом в повышенном размере – 40 % от неуплаченной суммы налога (сбора).

Установленные в ходе проверки налоговиками доказательства совершения умышленной неуплаты налога (сбора) направляются в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, как это предусмотрено п.3 ст.32 НК РФ.

Как свидетельствуют статистические данные за 2016 г., количество уголовных дел, связанных с налоговыми преступлениями, заметно выросло. Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления (п. 2 ст. 140 УПК РФ).

Важно!

На практике к уголовной ответственности привлекают, как правило, руководителя организации. Если к уголовной ответственности также привлекается главный бухгалтер, данный факт только усугубляет ситуацию, поскольку за совершение налогового преступления группой лиц по предварительному сговору, предусмотрены более строгие санкции – до шести лет лишения свободы (ст. 35 УК РФ).

При этом следует различать виновные деяния (умышленные и по неосторожности) и невиновные деяния (например, непреднамеренная арифметическая (техническая) ошибка при исчислении налога).

АУДИТОРСКИЕ УСЛУГИ ЦЕНА

В рекомендациях приводятся конкретные примеры умышленных и неумышленных действий.

Например 

К налоговому правонарушению привела низкая квалификация либо временная нетрудоспособность бухгалтера компании.

В рекомендациях отмечено, что не могут быть правомерными основаниями невиновности компании личностные и профессиональные обстоятельства сотрудников компании, что в итоге влечет налоговую ответственность в виде штрафа размером 20% от неуплаченных сумм.

 ПРАКТИКА РАССМОТРЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ ЗА НЕУПЛАТУ НАЛОГОВ (СБОРОВ)

Примеры схем уклонения от уплаты налогов (сборов)

В качестве примера умышленного совершения налогового правонарушения налоговики приводят заключение искусственных договорных отношений, имитация реальной экономической деятельности подставных лиц (фирмы-однодневки).

Использование фирмы-однодневок происходит, как правило, умышленно. Например, между поставщиком и покупателем есть несколько посредников, и один из них имеет яркие и однозначные признаки фирмы-однодневки, в том числе не уплачивает налоги.

Классической схемой уклонения от уплаты налогов является применение фиктивных сделок, с целью увеличения стоимости приобретенного товара (услуг) – завышения расходной части либо с целью занижения доходной части, а именно продажа товара по заниженной стоимости (экономически необоснованные сделки). Фиктивные сделки могут быть заключены как с фирмой-однодневкой, так и с аффилированной компанией.

КРИТЕРИИ ФИРМ – «ОДНОДНЕВОК»

 Так, схема уклонения от налогообложения, заключающаяся в искусственном «дроблении» бизнеса с целью сохранения или получения статуса плательщика налога по специальному налоговому режиму, может быть характеризована как элементарная имитация работы нескольких лиц, в то время в реальности все они действуют как одно лицо. Таким образом, первыми признаками умышленности являются имитационные.

Отметим, что такие понятия, как «схема дробления бизнеса» либо «дробление бизнеса», не установлены ни в НК РФ, ни в иных федеральных законах, в том числе регулирующих осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности.

Тем не менее на практике основные претензии налоговых органов сводятся к тому, что юридические лица (через которые происходит перераспределение доходов – для сохранения права на применение УСН, либо передача «излишних» площадей – для сохранения права на применение ЕНВД) созданы исключительно ради получения необоснованной налоговой выгоды.

НАЛОГОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Важно!

В последнее время сложилась обширная судебная практика (как в пользу налогоплательщиков, так и в пользу налоговых органов) в отношении возможности дробления бизнеса для сохранения применения специальных налоговых режимов. Если в результате дробления бизнеса созданные компании или ИП самостоятельно не осуществляют хозяйственную деятельность, то суд поддерживает позицию налоговиков о получении необоснованной налоговой выгоды (Решение арбитражного суда Кемеровской области от 12.10.2015 г. №А27-8705/2015). 

 СПЕЦРЕЖИМЫ РАДИ ПОЛУЧЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ВЫГОДЫ

Как доказывается умысел

Как отмечено в рекомендациях, субъективная сторона устанавливается прямыми и косвенными доказательствами. К прямым доказательствам относятся показания свидетелей, наличие изъятых документов, раскрывающих фактические намерения лица и их реализацию (записи, документы и (или) файлы «черной бухгалтерии»), видео- и аудиозаписи, результаты прослушивания телефонных и иных переговоров.

Доказывание умысла, таким образом, состоит в выявлении и документальном закреплении обстоятельств, указывающих на то, что лицо осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

В рекомендациях приводятся конкретные примеры того, как суды мотивируют вину.

ПРИМЕР

Так, в одном из дел в подтверждение вины ИП налоговым органом были представлены соответствующие доказательства:

  • чеки незарегистрированных ККТ;

  • авансовые отчеты за период, предшествовавший созданию компании, которая выдавалась налогоплательщиком в качестве контрагента;

  • приобретение векселей у таких «контрагентов» с использованием налички в крупных размерах;

  • указание во всех копиях документов (договоров, актов приема-передачи векселей) руководителем «контрагента» одного физического лица, в то время как по учредительным документам и данным ЕГРЮЛ руководителем созданного общества значится другое физическое лицо;

  • отсутствие до момента создания юридического лица возможности получения из официальных источников сведений о его государственной регистрации.

Важно!

Суть этих примеров сводится к тому, что компанией создан формальный документооборот между участниками сделок в целях получения необоснованной налоговой выгоды.

Об этом свидетельствуют следующие факты: документы от имени контрагентов фактически оформлялись представителями самого общества (учредитель и руководитель организации-налогоплательщика одновременно являлся учредителем и руководителем фирм-однодневок, работник налогоплательщика одновременно являлся руководителем фирмы-однодневки, при этом в ходе допроса оба показали, что фактически руководство фирмами-однодневками не осуществляли, ставили подписи на документах).

Об умысле может свидетельствовать наличие в помещении компании печатей фирмы-однодневки, бланков аффилированных организаций и другие следы создания фиктивного документооборота.

Работа по установлению умысла проводится одновременно с работой по установлению и закреплению фактов совершения налоговых правонарушений, предусмотренных ст.122 НК РФ.

В рамках проводимых мероприятий налоговиками в ходе налоговой проверки исследуются:

  • штатное расписание;

  • приказы о назначении на должность лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность организации в проверяемом периоде, и материалы о привлечении их к административной ответственности (если привлекались);

  • договор с управляющей организацией или управляющим (при наличии);

  • доверенности на совершение отдельных действий, которые повлияли на совершение налогового правонарушения;

  • должностные инструкции лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность организации в проверяемом периоде;

  • пояснения должностных лиц организации по фактам налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки (при отсутствии письменных возражений по акту налоговой проверки).

С целью качественного сбора доказательств умысла налоговикам рекомендовано организовывать проведение выездных налоговых проверок с участием сотрудников ОВД и сотрудниками следственных органов.

НАЛОГОВЫЕ РИСКИ ПРИ РАБОТЕ С ФИРМАМИ-«ОДНОДНЕВКАМИ» – 1 ЧАСТЬ

Опросники для сотрудников и руководителя компании

При доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора) налоговикам рекомендуется запрашивать пояснения налогоплательщиков.

В приложении к рекомендациям приведены перечни вопросов, подлежащих обязательному выяснению при проведении проверок.

Важно!

Налоговикам рекомендовано обязательно задавать вопросы, связанные с выбором контрагентов, процедуре подписания договоров, учету ТМЦ сотрудникам и руководителю компании (Приложения №1,№2 к рекомендациям).

Руководителя компании могут ожидать вопросы следующего характера:

  • вмешиваются ли учредители непосредственно в финансово-хозяйственную деятельность компании?

  • если учредители вмешиваются в финансово-хозяйственную деятельность компании, то каким образом это происходит?

  • Вы согласовываете выбор контрагентов или расходы, которые необходимо произвести, с учредителями?

  • какими источниками информации Вы пользуетесь при выборе контрагентов?

  • одобрение того или иного контрагента – это решение единоличное или коллегиальное?

  • если решение принимается единолично, Вы выступаете инициатором заключения договора именно с этим поставщиком?

  • знаком ли Вам лично руководитель организации-контрагента, при каких обстоятельствах, когда Вы познакомились?

  • какие взаимоотношения (дружеские, деловые) Вас объединяют?

  • кто имеет доступ к базам 1С-Бухгалтерия, 1С-Торговля, 1С-Склад? 

Ничего принципиально нового в рекомендациях не содержится. Приведенные схемы уклонения от уплаты налогов (сборов) размещены на официальном сайте налоговиков и приведены в Концепции планирования системы выездных налоговых проверок. 

 ПРОВЕРКА КОНТРАГЕНТОВ

 НА ЧТО НУЖНО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ ПРОВЕРКЕ КОНТРАГЕНТА? 

Источник: https://rosco.su/press/metodichka_nalogovikov_kak_vyyavit_umysel_v_neuplate_nalogov_sborov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.