Специальная оценка условий труда – основания, декларация, ответственность

Содержание

Спецоценка условий труда: выбираем «оценщика» и подаем декларацию соответствия

Специальная оценка условий труда – основания, декларация, ответственность

С 1 января 2014 года на смену аттестации рабочих мест по условиям труда пришла специальная оценка условий труда (см.

«С 2014 года вместо аттестации рабочих мест нужно проводить специальную оценку условий труда»). При этом на практике многими работодателями не проведена ни аттестация, ни специальная оценка.

Например, аттестацию проводить были не обязаны, а специальную оценку провести ещё не успели.

Принимая во внимание, что наказание за непроведение специальной оценки вскоре ужесточится, мы расскажем:

– в какие сроки нужно обязательно провести специальную оценку;

– какая ответственность грозит, если проигнорировать эту процедуру;

– кому, когда и как подавать декларацию соответствия условий труда, действующую с 8 июня 2014 года (утв. приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н).

Сроки проведения специальной оценки

Специальная оценка может проводиться:

– внепланово (в течение шести месяцев со дня наступления случаев, прямо перечисленных в статье 17 Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», далее — Закон № 426-ФЗ);

– по инициативе работодателя, до истечения срока действия результатов прежде проведенной аттестации (п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Также предусмотрены и плановые сроки проведения спецоценки.

Плановые сроки проведения специальной оценки условий труда

Условия Срок проведения специальной оценки
Рабочие места были аттестованы до 1 января 2014 года.Специальную оценку нужно провести не позднее 5 лет со дня завершения аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).
Совокупность условий:- рабочие места не были аттестованы;- профессии, должности и специальности работников не включены в списки, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости;- условия труда на рабочих местах не являются вредными и (или) опасными.Специальная оценка может проводиться поэтапно (то есть, в отношении не всех рабочих мест сразу, а только их части). Перечень оцениваемых поэтапно рабочих мест определяется комиссией, создаваемой работодателем. Оценка должна быть завершена не позднее 31 декабря 2021 года (ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Отдельно отметим неурегулированный законом случай. Возможна ситуация, когда у работодателя есть не аттестованные рабочие места, занятость на которых предполагает назначение досрочной пенсии, а работникам, которые трудятся на этих местах, положены гарантии и компенсации за вредность и (или) опасность (п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

Для такого случая срок проведения спецоценки не установлен. Однако именно в этом случае затягивать с проведением специальной оценки не следует. Дело в том, что условия труда на таких рабочих местах заведомо являются вредными и (или) опасными, поэтому вероятность их проверки контролирующими органами самая высокая.

Причем, если в марте чиновники признавали, что специальную оценку до вступления в силу некоторых документов можно не проводить (см. «Минтруд: компании пока не обязаны проводить специальную оценку условий труда»), то теперь обстоятельств, которые позволили бы работодателю отложить спецоценку, не существует.

С 8 апреля 2014 года действует Методика проведения специальной оценки условий труда (утв. Приказом Минтруда России от 24.01.14 № 33н).

Если же инспекторы выявят, что до 2014 года аттестация не проводилась (или ее результаты уже не действительны), а работодатель до сих пор не провел спецоценку, то риск привлечения к ответственности очень высок.

Административная ответственность в 2014 году

Проведение специальной оценки условий труда контролирует Роструд и его территориальные органы (ст. 25 Закона № 426-ФЗ).

В 2014 году административная ответственность за нарушение законодательства об охране труда установлена статьей 5.27 КоАП РФ. Но основании этой статьи работодателя могут наказать, в том числе, за непроведение специальной оценки условий труда:

К кому применяетсяАдминистративная ответственность
Организации– штраф от 30 до 50 тыс. рублей;- приостановление деятельности до 90 суток.
Индивидуальные предприниматели– штраф от 1 до 5 тыс. рублей;- приостановление деятельности до 90 суток.
Должностные лица организации– штраф от 1 до 5 тыс. рублей;- дисквалификация от 1 до 3-х лет (при повторном нарушении).

Однако с 1 января 2015 года в КоАП РФ добавляется новая статья — 5.27.1, которая прямо устанавливает ответственность за нарушение работодателем порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение:

Административная ответственность с 2015 года (ст. 5.27.1 КоАП РФ)

К кому применяетсяАдминистративная ответственность
Организации– предупреждение;- штраф от 60 до 80 тыс. рублей;- штраф от 100 до 200 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток (при повторном нарушении);
Индивидуальные предприниматели– предупреждение;- штраф от 5 до 10 тыс. рублей;- штраф от 30 до 40 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток (при повторном нарушении).
Должностные лица– предупреждение;- штраф от 5 до 10 тыс. рублей- штраф от 30 до 40 тыс. рублей или дисквалификация на срок от 1 до 3-х лет (при повторном нарушении).

Как выбрать организацию для проведения специальной оценки

Специальная оценка условий труда проводится работодателем совместно с независимой организацией (организациями), которая привлекается по гражданско-правовому договору (п. 2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ). Общие требования к организациям, которые вправе проводить специальную оценку условий труда, прописаны в статье 19 Закона № 426-ФЗ.

При этом организации, которые раньше были аккредитованы на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда вправе уже сейчас проводить специальную оценку при соблюдении одного условия: их аттестаты аккредитации испытательной лаборатории (центра) действительны по состоянию на 1 января 2014 года. Спецоценка может проводиться такими организациями до истечения срока действия аттестата аккредитации, но не позднее чем до 31 декабря 2021 года включительно (ч. 1 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Если же срок действия аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра) истекает в 2014 году, то спецоценка может быть проведена до 31 декабря 2014 года включительно (ч. 2 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Заметим, что на сегодняшний день множество организаций готовы провести специальную оценку условий труда и активно предлагают свои услуги на рынке. При выборе организации для проведения спецоценки желательно проверить, включена ли она в реестр аккредитованных Минтрудом оценщиков.

Что должен сделать работодатель по итогам спецоценки

По результатам утверждения отчета о специальной оценке работодателю потребуется:

– ознакомить работников с результатами оценки (п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона № 426-ФЗ);

– разместить результаты на своем сайте при его наличии (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ);

– сообщить в ФСС  сведения о результатах спецоценки (пп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочих местах не будут выявлены (например, излучение от компьютера будет в пределах нормы), то потребуется оформить декларацию соответствия условий труда (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Форма декларации и порядок ее заполнения утверждены приказом Минтруда России от 07.02.14 № 80н, который начал действовать с 8 июня 2014 года (далее — Порядок № 80н).

Как подать декларацию соответствия

Декларацию обязаны подавать все работодатели, которые провели специальную оценку  и не выявили вредных и (или) опасных факторов хотя бы на одном рабочем месте. Декларация представляется в государственную инспекцию труда по месту нахождения компании (месту жительства ИП). Это обязанность работодателя закреплена частью 1 статьи 11 Закона № 426-ФЗ и пунктом 3 Порядка № 80н.

Декларацию соответствия можно представить в трудовую инспекцию (п.п. 3-4 Порядка № 80н):

– лично;

– по почте (с описью вложения и уведомлением о вручении);

через интернет на официальном сайте Роструда, если декларация  подписана квалифицированной электронной подписью.

Срок подачи декларации и срок ее действия

Представить декларацию потребуется не позднее 30 рабочих дней с даты утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (п. 5 Порядка № 80н). Получается, что если специальную оценку условий труда в 2014 году не проводить, то при наличии действующих результатов аттестации рабочих мест, подавать декларацию не нужно.

Представленная декларация будет действовать в течение пяти лет со дня, когда был утвержден отчет о проведении специальной оценки условий труда (ч. 4 ст. 11 Закона № 426-ФЗ).

Более того, если несчастных случаев на производстве или профзаболеваний по причине вредных и (или) опасных производственных факторов за пять лет не произойдет, то действие декларации продлится еще на пять лет.

Если же в этот период у кого-то из работников будет выявлено профзаболевание или произойдет несчастный случай на производстве по причине вредных и (или) опасных факторов, то действие декларации в отношении такого рабочего места прекратится.

И работодателю потребуется провести внеплановую специальную оценку условий труда и вновь подать декларацию (ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ).

Источник: https://www.BuhOnline.ru/pub/comments/2014/6/8745

Спецоценка условий труда: выбираем оценщика и подаем декларацию соответствия

Специальная оценка условий труда – основания, декларация, ответственность

С 1 января 2014 года на смену аттестации рабочих мест по условиям труда пришла специальная оценка условий труда (см.

«С 2014 года вместо аттестации рабочих мест нужно проводить специальную оценку условий труда»). При этом на практике многими работодателями не проведена ни аттестация, ни специальная оценка.

Например, аттестацию проводить были не обязаны, а специальную оценку провести ещё не успели.

Принимая во внимание, что наказание за непроведение специальной оценки вскоре ужесточится, мы расскажем:

– в какие сроки нужно обязательно провести специальную оценку;

– какая ответственность грозит, если проигнорировать эту процедуру;

– кому, когда и как подавать декларацию соответствия условий труда, действующую с 8 июня 2014 года (утв. приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н).

Декларация рабочих мест по СОУТ

Специальная оценка условий труда – основания, декларация, ответственность

В первую очередь для уменьшения размера отчислений страховых взносов на работников, которые не работают в опасных или вредных условиях. Кроме того, сотрудникам, занятым в безопасных условиях, не надо дополнительно доплачивать за вредность.

Это не значит, что надо экономить на своих сотрудниках. Это значит, что надо создавать рабочие места, которые соответствуют государственным нормативам. В этом случае и сотрудники здоровы, и работодателю легче в финансовом плане.

Тем не менее существуют должности, которые изначально включены в списки вредных или опасных (например, все, кто работает под землей), и как ни крутись, но поделать с этим ничего нельзя.

В отношении этих работ установлены дополнительные тарифы страховых взносов, которые могут составлять до 8 процентов (опасные условия труда).

Таблица дополнительных тарифов страховых взносов

Условия трудаКлассТариф
Оптимальные10
Допустимые20
Вредные*3.12
3.24
3.36
3.47
Опасные48

* Установление классов условий труда определяется Методикой, утвержденной Приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н.

Но можно закупить и выдать работникам новые и современные средства индивидуальной и коллективной защиты, провести внеплановую спецоценку и снизить класс вредности (законодательство это позволяет, за исключением 4 класса, этот класс не снижается), а следовательно, уменьшится размер отчислений и будет составлять не 7 (класс вредности 3.4), а, скажем, 2 процента (класс вредности 3.1).

Поэтому оценка рабочих мест — деятельность, необходимая не только в силу закона, но и по экономическим причинам.

Куда подавать декларацию СОУТ

В территориальный орган государственной инспекции по труду (туда, где предприятие зарегистрировано), или, проще, ГИТ.

Кто сдает декларацию по спецоценке условий труда

Работодатель или его доверенное лицо.

Форма документа утверждена приложением № 1 к Приказу Минтруда от 07.02.2014 № 80н. Заполняется и подается работодателем в государственную инспекцию по труду (территориальный орган) в порядке, который изложен в приложении № 2, в течение 30 дней с даты утверждения отчета по спецоценке.

Форма подачи может быть:

  • личная (посетить государственную инспекцию и отдать документы на бумажном носителе);
  • в электронном виде на официальном сайте Федеральной службы по труду (в этом случае подписывается электронной цифровой подписью);
  • через Почту России (так же, как и лично, только ездить никуда не надо).

Трудовая инспекция обязана проверить присланное в течение десяти рабочих дней, и если все заполнено правильно, принять и зарегистрировать.

Если документы заполнены неправильно по форме или в них отсутствуют необходимые сведения, их вернут на доработку.

Декларация не подается в отношении следующих рабочих мест (даже если условия работы на них оптимальные или допустимые с учетом применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты):

  • которые включены в списки, утвержденные Постановлением кабинета министров СССР от 26.01.1991 № 10, и работа на которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
  • на которых сотрудникам при поступлении на работу сразу предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными или опасными условиями работы;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестаций рабочих мест были установлены вредные и(или) опасные условия труда.

Как часто надо декларировать рабочие места

Если в последующие пять лет на декларируемых рабочих местах не произойдет несчастный случай или работник не приобретет профессиональное заболевание (которое должно быть установлено медицинской комиссией), действие декларации считается продленным на следующие пять лет, что дает работодателю право не проводить СОУТ по данным рабочим местам в этот период.

Если произойдет несчастный случай или появятся иные причины (полный список указан в статье 17 закона № 426-ФЗ), работодателю придется организовать внеплановую спецоценку, а действие документа будет аннулировано.

Особенности заполнения

Источник: https://clubtk.ru/forms/sout/deklaratsiya-rabochikh-mest

Штраф за непроведение специальной оценки условий труда

Специальная оценка условий труда – основания, декларация, ответственность

Согласно законодательству, работодатель обязан обеспечить каждому работнику безопасные для жизни и здоровья условия труда. Соблюдаются эти нормы не всегда: на одних предприятиях из-за безответственности работодателя, на других – в силу специфики производства.

Несколько лет назад система проверок безопасности рабочих мест, создаваемых работодателями подверглась серьезным изменениям. Теперь специальную оценку условий труда, или сокращенно СОУТ, обязаны поводить все без исключения фирмы и ИП, имеющие сотрудников. Игнорирующие СОУТ работодатели должны быть готовы к значительным суммам штрафа за непроведение специальной оценки условий труда.

Порядок проведения аттестации рабочих мест

В первых версиях закона работодатели осуществляли «аттестацию» рабочих мест, которая позднее переросла в «специальную оценку». По действующей ныне редакции стало гораздо легче попасть под штраф за отсутствие аттестации рабочих мест. Еще в 2015 году аттестации подлежали не все рабочие места, теперь же СОУТ должна проводиться для всех.

Проводить оценку не нужно для вакантных рабочих мест, а также для надомных и дистанционных сотрудников. Первое связано с тем, что оцениваться должны условия труда конкретного работника, штатные производственные процессы, которые не ведутся, если данное рабочее место вакантно. По второму моменту важно, чтобы дистанционный режим работы был прописан в трудовом соглашении с сотрудником.

Экспертиза рабочих мест проводится независимой организацией, которая должна входить в специальный реестр Минтруда РФ. Суть процедуры в выявлении наличия или подтверждения отсутствия вредных или опасных производственных факторов.

В случае предполагаемой вредности, проводится комплекс мероприятий (замеров, исследований) для определения степени вредоносности. В результате рабочему месту присваивают класс опасности.

В зависимости от этого класса определяются меры предосторожности, компенсации сотруднику, дополнительные выплаты соцфондам, обязательность спецодежды и т.д.

В трудовую инспекцию свой отчет экспертная комиссия передаст сама. А организации-заказчику достаточно оформить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Данные из экспертного отчета переносятся в бланк статистики № 1-Т (условия труда) «Сведения о состоянии условий труда и компенсациях на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

Как часто нужно проводить СОУТ

Специальную оценку условий труда следует проводить не реже, чем 1 раз в пять лет. Это касается прежде всего действующих рабочих мест.

Помимо этого, есть ряд ситуаций, когда проверка должна быть проведена внепланово.

Это, например, ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, получение работодателем соответствующего предписания государственного инспектора труда, изменение технологического процесса или замена производственного оборудования, означающее довольно заметное изменение условий труда, произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве или выявленное профессиональное заболевание (это просто аннулирует действующий документ о соответствии рабочего места) и, наконец, поступление мотивированных предложений от рабочего профсоюза.

При наступлении одного из перечисленных оснований внеплановая специальная оценка условий труда должна быть проведена на соответствующих рабочих местах в течение 12 месяцев.

В случае несоблюдения сроков проведения СОУТ работодатель должен быть готов к штрафу за не аттестацию рабочих мест. Это относится в том числе и к ситуациям, когда работодатель игнорирует необходимость внеочередных оценок.

Стоимость проведения экспертизы

Каждая специализированная организация устанавливает свои расценки. Минимальная стоимость (около 700 рублей) устанавливается для оценки рабочих мест, где предполагается полное отсутствие вредных факторов. Экспертиза рабочих мест, требующая дополнительных замеров, химического анализа и иных сложных исследований может обойтись работодателю в сумму до 3000 рублей за каждое рабочее место.

Некоторая экономия возможна при наличии равнозначных рабочих мест. При высоком сходстве условий труда разрешено оформлять одну карту СОУТ на несколько рабочих мест. Ограничение: необходимо оценить не менее 20% от общего числа схожих одинаковых рабочих мест (но не менее двух).

Работодателю, который сочтет расходы на специальную оценку условий труда чрезмерной, стоит учесть в числе расходов грядущие штрафы за специальную оценку условий труда.

Штраф за отсутствие аттестации рабочих мест

Объем ответственности для нарушителей определяет Кодекс об административных правонарушениях (ч.1 ст. 5.27.1). Так, индивидуальные предприниматели и должностные лица будут оштрафованы на сумму от 5 до 10 тысяч рублей.

Ответственность за непроведение специальной оценки условий труда для организации-работодателя существенно выше и достигает 60 000 – 80 000 рублей (п. 2 ст 5.27_1 КоАП РФ).

В сравнении с прежними показателями суммы санкций значительно возросли: штраф за аттестацию рабочих мест в 2015 году составлял 1-5 тысяч рублей для ИП и 30-50 для организаций.

При систематических нарушениях штраф за непроведение СОУТ для юридических лиц вырастают до 200 тысяч рублей, для ИП и должностных лиц – до 40 тысяч. Альтернативой может стать приостановка деятельности предприятия до 90 суток и дисквалификация должностных лиц на срок до 3х лет.

Если же в результате непроведенной спецоценки будет причинен тяжкий вред здоровью работника, работодатель попадает под действие ст. 143 Уголовного кодекса. В таком случае наказание составит от 400 000 рублей в виде штрафа. В наиболее тяжелых случаях, например, при смертельном исходе, встанет вопрос лишения свободы для работодателя на срок от 1 до 5 лет.

Источник: https://spmag.ru/articles/shtraf-za-neprovedenie-specialnoy-ocenki-usloviy-truda

Специальная оценка условий труда (СОУТ) – 426 ФЗ, последние изменения, основание для проведения, методика проведения, штраф

Специальная оценка условий труда – основания, декларация, ответственность

Для успешного предприятия важно организовать процесс деятельности с максимальной эффективностью. Одним из заданий трудового законодательства является обеспечение безопасности и защита здоровья работника. В связи с этим существует ряд гигиенических, санитарных и иных предписаний.

Специальная оценка условий труда (СОУТ) дает ответ, как и в какой мере их применить. Кроме того, она показывает эффективность охраны труда в существующих условиях на предприятии.

Что это такое

Спецоценка – это разработанная специалистами и закрепленная в законодательных актах система мер, в процессе которой осуществляется идентификация и анализ вредности, уровня безопасности в производстве и трудовом процессе.

Результат проведенных мероприятий показывает воздействие среды на персонал и отклонения от установленных нормативов гигиены и безопасности. Это в свою очередь обязывает работодателя предпринять необходимые меры по организации безопасности рабочих мест и режима занятости персонала.

Более конкретно суть процедуры раскрывают ее задачи и то, для чего она делается.

Цели мероприятий такие:

  1. выявляются и идентифицируются опасные для здоровья и жизни факторы;
  2. оценивается уровень охраны труда и его соответствие нормам;
  3. производится наблюдение за небезопасной средой в процессе деятельности предприятия;
  4. создаются обязательные рекомендации для занятых во вредной среде. Анализируется, есть ли необходимость в применении к ним гарантий, компенсаций, соцзащиты;
  5. освобождение работодателей от взносов в ПФ по дополнительным тарифам или наоборот назначение их выплачивать.

Общие положения 426 ФЗ

Основными законодательными актами в рассматриваемой сфере является Трудовой кодекс (ст. 212) и ФЗ №426 «О специальной оценке» (далее по тексту будем ссылаться на этот закон).

Закон охватывает полностью всю процедуру, а именно:

  1. права, обязанности участников;
  2. порядок, процесс, подготовку к мероприятию;
  3. применение результатов;
  4. выявление опасных факторов, предписания по их удалению или снижению вредного действия;
  5. классификация условий;
  6. кто имеет право проводить и полномочия;
  7. ответственность и рассмотрение разногласий.

Последние изменения

За последних несколько лет в закон внесены такие изменения:

Кого касаютсяСуть
Расширены права работниковВладелец фирмы обязан информировать проводящих процедуру о предложениях самих сотрудников по анализу среды, интенсивности вредности и по подобным вопросам. Кроме того, согласно п.2 ч.1 ст.6 они сами могут обращаться к представителям комиссии без согласия или разрешения кого-либо.
Повышены обязанности работодателяВ течении 3-х дней после согласования отчета о проведенной процедуре он должен сообщить об этом компании которая его разработала (ст. 15 п. 5.1).
Полномочия организаций осуществляющих оценкуМетоды осуществления больше не требуют какого-либо согласования и проверки в госорганах, что существенно повысило их эффективность (п.3 ч.2 ст.6). Уточнены и регламентированы полномочия экспертов (ст. 8).
МероприятияИзменение ситуаций, когда не требуется: из списка исключены граждане имеющие право на досрочную пенсию (п.1 ч.6 ст. 10).

Новый порядок формирования декларации (в ч.1 ст.11).

Теперь согласование при уменьшении класса опасности больше, чем на 1/3 относится к федеральному уровню (ч.7 ст.14).

Средства защиты должны быть сертифицированы обязательно (ч.5 п.1 ст.15).

Внеочередная специальная оценка условий труда после модификации оборудования, технологического процесса теперь осуществляется на протяжении 12 мес. В прочих случаях, как и прежде, – 6 мес. При реорганизации фирмы, изменения названия рабочего места – проводить необязательно.

Если проверка осуществляется по предписанию госорганов, то персоналу гарантируется неприкасаемость их гарантий и компенсаций в ее процессе.

Основание для проведения специальной оценке условий труда

СОУТ обязаны осуществлять все работодатели, что предписано указанными выше законодательными актами. Их нормы и являются основаниями для нее.

Если рассматривать вопрос глубже, то основаниями выступает необходимость приведения существующей на предприятии обстановки в соответствие нормативам охраны и безопасности.

Но при этом есть исключения. Процедуру не применяют для надомников, занятых дистанционно и для тех, кто работает на физлица без статуса индивидуального предпринимателя (п.3 ст. 3). ИП с наемными работниками обязаны ее проводить.

Методика проведения

Есть специально разработанная Методика №33н утвержденная Приказом Минтруда.

Согласно ей мероприятие проходит по следующим пунктам:

  1. идентифицируется опасность и вредность производства. Определяется, нужны ли дополнительные меры в виде испытаний (исследований);
  2. проводятся исследования, в том числе и с помощью испытаний или измерений;
  3. определяется отношение условий на основании предыдущих двух пунктов к специальным классам или подклассам;
  4. документальное оформление результатов (отчет).

График проведения

Работодателем перед проверкой создается комиссия по СОУТ из числа участников своего предприятия, специалистов по охране труда, членов профсоюза (ст. 9). Она имеет только организаторские и наблюдательные функции. Основную работу выполняет специализированная организация.

Именно указанная комиссия утверждает график мероприятия. Его пример можно легко найти в интернете.

Он включает такие этапы:

  1. подготовка всех данных о рабочих местах, их характеристика;
  2. идентификация уровня, которым обладает вредный фактор;
  3. перечень планируемых исследований, решить какие можно осуществить, а какие нет в связи с возможными угрозами здоровью работников;
  4. подготовка декларации соответствия условий законодательным нормативам и подача ее в ГИТ;
  5. испытания;
  6. принять решение о применении производственного контроля за рабочей средой на предприятии;
  7. составление отчета, ознакомление с ним служащих под роспись.

Документ подписывается всеми участниками комиссии, утверждается владельцем фирмы и подлежит согласованию с организацией по СОУТ.

Порядок проведения

Проверка осуществляется согласно уже указанной нами выше Методике. Этот документ содержит описание всех этапов и способов ее осуществления.

Сроки проведения

На предприятии из 25 офисных мест примерно каждый этап согласно графику занимает такие сроки:

ЭтапСрок, дни
создание комиссии и утверждение списка рабочих мест1
Заключения договора с организацией по оценке с учетом согласования цены и прочих нюансов5
Работа организации по исходной информации, сопоставление с нормативами, классификация15
выезд на предприятие, идентификация вредности, исследования, замеры1 – 3
Протоколы и отчет15
Согласование отчета с предприятием и передача его в специальный реестр — систему учета результатов СОУТ (ранее сдавали в госинспекцию)10 (срок установлен в законодательстве)

Периодичность проведения

Законодательство обязывает проводить СОУТ не реже чем 1 раз на 5 лет, если в нормативных актах не предусмотрено иное. Этот срок отсчитывают с даты подписания отчета по предыдущей проверке.

Те субъекты, которые не проводили СОУТ и имели на это все законные основания (действующую аттестацию мест) должны до 31.12.2021-го провести ее, даже если предыдущая аттестация действительная.

Рабочие места, получившие положительное заключение по результатам предыдущей проверки, подлежат только декларированию. То есть, в отношении их нужно только подтвердить соответствие госнормам в области охраны труда.

Решение о декларировании принимается экспертом по спецоценке, основываясь на анализе, осуществленном в процессе идентификации факторов. Работодатель оформляет декларацию по специальной форме и передает ее в ГИТ. Срок ее действия – 5 лет, который продлевается автоматически, если нет несчастных случаев.

Внеплановая процедура проводится на протяжении 6 мес. со дня наступления таких обстоятельств (п. 1 ст. 17):

  1. ввод новых мест;
  2. по требованию профсоюзов или ГИТ после несчастных случаев;
  3. по требованиям государственной экспертизы качества СОУТ;
  4. при приведении производства в соответствие с нормативами или по их улучшению;
  5. при замене оборудования, изменений в технологических процессах, в средствах защиты.

Применение результатов

По результатам экспертизы принимают решения по следующим пунктам:

  1. разработка, реализация улучшений, обоснование их финансирования;
  2. информирование персонала об опасностях и особенностях их деятельности;
  3. установление гарантий и компенсаций;
  4. обеспечения средствами защиты;
  5. медосмотры;
  6. контроль уровня опасности, статистические отчетности;
  7. дополнительные тарифы взносов, расчет скидок и надбавок по страхованию от несчастных случаев;
  8. расследование несчастных случаев, рассмотрение и урегулирование вопросов связанных с ними и безопасностью;
  9. внедрение мер санитарно-бытового и медицинского обслуживания;
  10. ограничения для определенных категорий;
  11. анализ профрисков.

Штраф за непроведение

Документация по СОУТ подлежит хранению по правилам строгой отчетности в течение 45 лет. Контроль за процедурой и ее качеством возложен на Гостинспекцию и Госэкспертизу. Ответственность полностью возложена на руководителя предприятия.

Санкции налагаются в таких размерах:

СубъектРазмер штрафа
Организации60 – 200 тыс. руб. или запрет на 90 суток
ИП5 – 40 тыс. руб. или запрет на 90 суток
Должностные лица5 – 40 тыс. руб. или отстранение на 1 – 3 года

Во всех случаях также возможно предупреждение при незначительных нарушениях.

Комплекс мер в процессе оценки проводят специализированные организации, допущенные согласно законодательству к этой деятельности. Их список утверждается министерством труда и есть на сайте этого ведомства. После выбора организации работодателем подается заявка и заключается договор на предоставление соответствующих услуг.

Источник: https://101zakon.ru/pensii/specialnaja-ocenka-uslovij-truda-sout/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.