Субсидия на приобретение основных средств – как ее учесть?

Учет субсидий

Субсидия на приобретение основных средств – как ее учесть?

Многие сельхозкомпании пользуются субсидиями. Расскажем, как вести учет субсидий, признать их в доходах и оформить возврат.

Отразите господдержку на счете 86 «Целевое финансирование». Сделайте это в момент, когда уверены, что (п. 5 ПБУ 13/2000):

  1. выполните условия госпомощи;
  2. получите госпомощь.

Поясню подробнее данные требования. Субсидию дают на определенных условиях. Хозяйство обязано потратить деньги на цели, оговоренные в соглашении. Так вот, вы должны быть уверены, что потратите средства по назначению и в срок. 

Такую уверенность дадут технико-экономическое обоснование, которое утвердило хозяйство, договоры с контрагентами и т.п. А то, что вы точно получите госпомощь (второе требование), подтвердят бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях и другие подобные документы.

Если оба условия выполнены, составьте проводку (п. 7 ПБУ 13/2000):

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 86
– учли долг государства по финансированию. условия выполнены, составьте проводку (п. 7 ПБУ 13/2000):

Когда средства поступят, спишите дебиторку:

ДЕБЕТ 51 (55) КРЕДИТ 76
– получили госпомощь на расчетный или специальный счет.

Если вы не выполнили хотя бы одно требование, не показывайте дебиторку. Отразите госпомощь, когда деньги придут на счет:

ДЕБЕТ 51 (55) КРЕДИТ 86
– получили средства на расчетный или специальный счет в банке.

Когда отразить в доходах

Средства со счета 86 относят на финансовый результат (п. 8 ПБУ 13/2000). Сначала их списывают на счет 98 «Доходы будущих периодов».

Дальнейший учет зависит от того, на что компания получила деньги. Здесь два варианта – либо капитальные, либо текущие расходы. Разобраться, какой счет использовать, поможет таблица.

Учет субсидий (таблица)

СитуацияСчет
Уверены, что выполните условия господдержки и получите финансирование86 «Целевое финансирование»
Получили субсидию
Ввели в эксплуатацию основные средства, на покупку которых вам выделили деньги98 «Расходы будущих периодов»
Приняли к учету материалы, на покупку которых получили госпомощь
Начислили амортизацию по основному средству, которое приобрели за счет субсидии91 «Прочие доходы и расходы»
Передали в производство материалы, которые купили на средства господдержки
Признали в текущих расходах затраты, на оплату которых поступили средства

Учет субсидий на капитальные затраты

Госпомощь на капитальные расходы включают в доход постепенно. Это делают в течение срока полезного использования активов. При их вводе бухгалтер составляет две проводки:

ДЕБЕТ 01 (04) КРЕДИТ 08
– ввели в эксплуатацию основное средство или нематериальный актив;

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 98
– включили финансирование в будущие доходы.

Затем ежемесячно в течение срока полезного использования объекта часть доходов будущих периодов признают в текущем месяце (п. 9 ПБУ 13/2000). Так поступают со следующего месяца после того, как приняли актив к учету:

ДЕБЕТ 98 КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»
– признали в доходах часть госпомощи в размере амортизации.

Субсидия на текущие расходы

Хозяйство может получить госудасртвенные средства на текущие затраты. Например, на покупку ТМЦ. Когда оприходуете активы, сделайте проводки:

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60
– приобрели материалы;

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 98
– признали финансирование в доходах будущих периодов.

В дальнейшем суммы со счета 98 отнесите на прочие доходы. Но после того, как передадите материалы в производство (п. 9 ПБУ 13/2000):

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10
– передали ТМЦ в производство;

ДЕБЕТ 98 КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»
– отнесли господдержку на финансовые результаты.

Другой пример. Компания платит проценты по кредиту на покупку основного средства. Государство выделило субсидию, чтобы компания покрыла проценты. Посмотрите, какие записи сделать до того, как примете к учету основное средство:

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 67 субсчет «Расчеты по процентам»
– включили в стоимость объекта проценты по кредиту;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08
– ввели объект в эксплуатацию;

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 98
– признали госпомощь в доходах будущих периодов в размере процентов, которые включили в стоимость ОС.

Затем каждый месяц начисляйте амортизацию и признавайте доход по субсидии:

ДЕБЕТ 98 КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»
– учли в прочих доходах часть господдержки.

На практике проценты начисляют и после того, как стали использовать объект, – пока длится кредитный договор. Поэтому со следующего месяца не включайте проценты в стоимость актива:

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 67 субсчет «Расчеты по процентам»
– начислили проценты;

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»
– учли в прочих доходах часть госпомощи.

Как учесть субсидию, которая возмещает расходы

В основном сельхозкомпании берут госпомощь, чтобы возместить часть затрат. В таких случаях счет 86 не используют. Хозяйства сразу включают финансирование в прочие доходы.

Отразите долг государства так (п. 10 ПБУ 13/2000):

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»
– отразили дебиторку по господдержке.

Когда деньги поступят, запишите:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76
–получили финансирование.

Разберем практический пример.

Малое предприятие купило элитные семена за 300 000 руб.

Бухгалтер запишет:

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60
– 300 000 руб. – купили семена.

20 КРЕДИТ 10 
– 300 000 руб. – передали семена в производство;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
– 300 000 руб. – заплатили поставщику.

Чтобы покрыть часть расходов, компания получила государственные средства – 120 000 руб. Компания применяет упрощенные способы бухучета, поэтому использует кассовый метод (п. 18 ПБУ 10/99). В результате бухгалтер составил проводки:

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»
– 120 000 руб. – отразили госпомощь;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76
– 120 000 руб. – признали финансирование в доходах.

Какие сделать записи, если возвращаете деньги

Хозяйства не всегда соблюдают условия, на которых им выделяют субсидии. Бывает, организации подают недостоверные сведения и документы. В таких случаях деньги приходится вернуть. Рассмотрим, как вести учет субсидий при их возврате.

Госпомощь на капитальные затраты

Ситуация 1. Хозяйство получило субсидию в 2021 году. К моменту, когда пришлось вернуть средства, компания частично их использовала.

Хозяйство получило господдержку в 500 000 руб. на покупку оборудования для производства кормов. К моменту возврата денег амортизация объекта составила 56 000 руб.

 По правилам (п. 13 ПБУ 13/2000) бухгалтер должен сделать исправительные записи. Их оформляют по счетам 76, 86 и 98. На счете 98 к моменту возврата зависнет недоамортизированная стоимость – 444 000 руб. (500 000 – 56 000).

На всю сумму господдержки составляют проводки:

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 86 (красное сторно)
– 500 000 руб. – сторнировали операцию; 

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 98 (красное сторно)
– 500 000 руб. – сторнировали операцию.

Затем корректируют доходы:

ДЕБЕТ 98 КРЕДИТ 91 субсчет «прочие доходы»
– 56 000 руб. – сторнировали сумму госпомощи в сумме амортизации, которую ранее включили в доходы. 

Счет 98 обнулится: по дебету минус 56 000 руб., по кредиту то же самое (444 000 – 500 000). Нулевым будет и сальдо счета 86, так как бухгалтер отразил одну и ту же отрицательную сумму по дебету и кредиту.

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51
– 500 000 руб. – вернули финансирование.

После этого на счете 76 не будет остатка. По дебету дважды проходит 500 000 руб. Один раз бухгалтер отразил ее плюсом, другой минусом.

Ситуация 2. Хозяйство получило субсидию в 2015 году, а вернуло в 2021-м.

В 2015 году компания получила 1 500 000 руб. на покупку сельхозтехники. К моменту возврата субсидии в 2021 году амортизация объекта составила 180 000 руб. Поэтому остаток по кредиту счета 98 – 1 320 000 руб. (1 500 000 – 180 000). Бухгалтер оформил записи по правилам пункта 14 ПБУ 13/2000:

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 76
– 1 500 000 руб. – отразили долг по возврату государственных средств;

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 86
– 180 000 руб. – восстановили финансирование на сумму амортизации;

ДЕБЕТ 98 КРЕДИТ 86
– 1320 000 руб. – списали госпомощь со счета 98.

В результате этих операций:

на счетах 86 и 98 не будет остатков;

в расходы на счет 91 бухгалтер спишет ту же сумму, которую ранее отнес на доходы;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51
– 1 500 000  руб.– вернули финансирование. 

Учет ОС, приобретенных за счет субсидии

Субсидия на приобретение основных средств – как ее учесть?

Субботина И. В.,
аудитор ООО АФ «Алгес-аудит», автор ряда пособий и методических рекомендаций для практикующих бухгалтеров

После получения субсидии и направления денег на приобретение основного средства у организации, применяющей УСН, могут возникнуть вопросы о способе бухгалтерского и налогового учета данных операций.

Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства за счет средств бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвес-тиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотрено ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007
№ 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе и носят целевой характер. Так, организация может получить субсидию на приобретение основных средств, причем цель расходования денег определяется органом, выделившим субсидию.

Бухгалтерский учет поступления основных средств, приобретенных за счет целевых средств

Порядок бухгалтерского учета субсидий установлен ПБУ 13/2000. Согласно положениям п. 9 суммы бюджетных средств на финансирование капитальных расходов списываются на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих амортизации.

При этом целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию. В дальнейшем, в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов, их в размере начисленной амортизации относят на финансовые результаты организации как прочие доходы.

Пример 1.

Организация приобрела оборудование на полученную субсидию. В учетной политике закреплен метод отражения бюджетных средств – по мере возникновения права на бюджетные средства. Первоначальная стоимость оборудования составила 200 000 руб.

По Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1, данное оборудование относится к 4-й группе, срок полезного использования 61 месяц. Метод начисления амортизации – линейный. В феврале данное оборудование было введено в эксплуатацию. На счетах бухгалтерского учета будут сделаны следующие записи:

операцииДебетКредитСумма, руб.
Отражена задолженность по средствам целевого финансирования7686200 000
Получена субсидия на расчетный счет организации5176200 000
Перечислены денежные средства поставщику за основное средство6051200 000
В феврале получено и введено в эксплуатацию основное средство08 0160 08200 000 200 000
Учтена в составе доходов будущих периодов субсидия, направленная на приобретение основного средства8698200 000
В марте начислена амортизация по оборудованию (200 000 руб. : 61 мес.)20023279
В марте признан доход по мере начисления амортизации по основному средству, приобретенному за счет целевых средств98913279
В апреле и далее ежемесячно (до полного начисления всей амортизационной суммы) начислена амортизация по оборудованию (200 000 руб. : 61 мес.)20023279
В апреле и далее ежемесячно признан доход по мере начисления амортизации по основному средству, приобретенному за счет целевых средств98913279

Следует отметить, что, в соответствии с приказом Минфина РФ от 24.12.2010 № 186н, п. 81 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, в котором содержалось определение доходов будущих периодов, утратил силу.

При этом в Плане счетов и в ПБУ 13/2000 понятие доходов будущих периодов продолжает использоваться. Поэтому в настоящее время применение счета 98 «Доходы будущих периодов» в случае получения субсидий вполне обоснованно.

Налоговый учет поступления ОС, приобретенных за счет субсидий

Налоговый учет полученных субсидий и произведенных за счет целевого финансирования расходов имеет свои особен-ности.

Так, затраты на приобретение ОС учитываются в составе расходов с момента ввода основных средств в эксплуатацию в течение налогового периода равными долями на последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм (пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ и п. 3 ст. 346.16 НК РФ).

ПЕРВОИСТОЧНИК

Затраты на приобретение объекта основных средств учитываются в составе расходов с момента ввода его в эксплуатацию в течение налогового периода равными долями на последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм.
Пункт 3 ст. 346.16, пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ.

Расходы на приобретение основных средств за счет целевого финансирования отражаются в составе расходов с момента ввода объекта в эксплуатацию в течение налогового периода равными долями в последний день отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм.

В составе доходов в суммах, равных расходам, отражается полученная сумма субсидии. Таким образом, доходы от получения субсидии отражаются не кассовым методом, а формируются по мере возникновения расходов.

Источник: http://buhpressa.ru/svezhij-nomer/nomera-zhurnala/188-aprel-2014/2887-uchet-os-priobretennykh-za-schet-subsidii

Приобретение основных средств за счет субсидии

Субсидия на приобретение основных средств – как ее учесть?

Дата размещения статьи: 26.10.2015

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания федеральных бюджетных и автономных учреждений осуществляется в виде субсидий. Кроме того, таким учреждениям могут предоставляться субсидии на иные цели.

В этой статье перечислим цели, на которые они выделяются, условия, дающие право на осуществление санкционирования оплаты денежных обязательств учреждения, а также приведем порядок отражения в бухгалтерском учете поступления субсидий и на примере выделения целевой субсидии на приобретение основных средств рассмотрим особенности их учета.

Порядок доведения целевых субсидий до учреждения

Как было указано выше, помимо субсидий, выделяемых образовательному учреждению учредителем на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием учреждением государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, могут выделяться субсидии на иные цели (далее — целевые субсидии) (ст. 78.1 БК РФ).

Целевые субсидии выделяются на возмещение затрат непосредственно не связанных с выполнением государственного (муниципального) задания и не предусмотренных нормативными затратами.

Целевые субсидии предоставляются в соответствии с Порядком предоставления в 2012 — 2014 годах из федерального бюджета субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям, находящимся в ведении Минобрнауки России, в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 10.01.2012 N 4 (далее — Порядок N 4).

Согласно п. 2 этого документа целевые субсидии могут предоставляться на следующие цели:

а) стипендиальное обеспечение обучающихся;

б) выплату ежемесячной денежной компенсации педагогическим работникам на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий;

в) предоставление ежегодного пособия аспирантам и докторантам на приобретение научной литературы;

г) компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности;

д) компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

е) развитие сети национальных университетов и других образовательных учреждений;

ж) предоставление грантов Правительства РФ, выделяемых в целях государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Кроме того, целевые субсидии могут предоставляться:

— на приобретение дорогостоящего оборудования для учебных и научных целей;

— на капитальный ремонт основных средств;

— на проведение определенных мероприятий и др.

Субсидии предоставляются на основании соглашения (договора), заключенного между Минобрнауки и учреждением.

В соглашении (договоре) предусматриваются:

— цели, условия, сроки и порядок предоставления целевой субсидии;

— сроки выполнения мероприятий;

— право Минобрнауки на проведение проверок соблюдения учреждением условий, установленных заключенным соглашением (договором);

— порядок возврата сумм, использованных учреждением, в случае установления по итогам проверок, проведенных Минобрнауки, а также иными уполномоченными государственными органами контроля и надзора, факта нарушения целей и условий, определенных Порядком N 4 и заключенным соглашением (договором);

— порядок и сроки представления отчетности об осуществлении расходов учреждения;

— перечень документов, подтверждающих произведенные кассовые расходы автономными учреждениями в случае предоставления целевой субсидии на расчетные счета в кредитных организациях.

Приказом Минфина России от 16.07.2010 N 72н утвержден Порядок санкционирования федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ.

Согласно п. 3 этого документа учредители ежегодно должны представлять в Федеральное казначейство Перечень целевых субсидий на _____ год (ф. 0501015), в котором указываются виды целевых субсидий, предоставляемых в соответствующем финансовом году находящимся в их ведении учреждениям (далее — Перечень целевых субсидий).

Представленный учредителем Перечень целевых субсидий проверяется ОФК:

— на соответствие установленной форме;

— на наличие в сводной бюджетной росписи ассигнований, выделенных учредителю в размерах, соответствующих указанным в Перечне.

Если замечаний в ходе проверки не отмечено, Перечень целевых субсидий передается территориальным ОФК к исполнению.

Итак, для того чтобы образовательное учреждение могло воспользоваться средствами целевых субсидий, необходимо, чтобы:

— учредитель представил в ОФК Перечень целевых субсидий;

— было заключено соглашение между учредителем и учреждением.

Для осуществления санкционирования оплаты денежных обязательств учреждения им представляются в орган Федерального казначейства Сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению на _____ год (ф. 0501016), утвержденные учредителем.

В них указываются по кодам Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) планируемые на текущий финансовый год суммы поступлений целевых субсидий в разрезе кодов субсидий по каждой целевой субсидии и соответствующие им планируемые суммы целевых расходов учреждения без подведения группировочных итогов.

Целевые расходы осуществляются на основании представленных учреждением заявок на кассовый расход (код формы по КФД 0531801).

Особенности учета основных средств, приобретенных за счет средств целевых субсидий

В таблице представим корреспонденцию счетов по отражению операций по поступлению целевых субсидий на приобретение основных средств, принятию их к бухгалтерскому учету.

xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai

Приобретение основных средств за счет двух источников финансирования

Когда возникает необходимость использовать средства двух источников, чтобы приобрести основное средство?

Как правильно отразить приобретенные за счет разных источников финансирования активы в бухгалтерском учете бюджетных учреждений?

Как платить налог на прибыль и НДС в таких случаях?

Источники финансирования

Необходимость приобретения основных средств (ОС) за счет двух источников финансирования возникает в случае, если у учреждения на лицевом счете недостаточно субсидии, выделенной из соответствующего бюджета на покупку основных средств. Тогда учреждение оплачивает недостающую часть денежных средств за счет средств, полученных им от иной приносящей доход деятельности (т. е. предпринимательской).

При приобретении учреждением актива надо учитывать тот факт, что бюджетное законодательство РФ допускает возмещение бюджетных расходов за счет средств от предпринимательской деятельности.

Возмещение внебюджетных расходов за счет бюджетного финансирования временно допускается с разрешения главного распорядителя с последующим восстановлением средств на счете при получении бюджетных ассигнований (субсидии на этот вид расходов).

Обратите внимание!

Оплачивать товары (в том числе активы), работы, услуги за счет выделенных субсидий можно в том случае, если они необходимы для выполнения государственного задания в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности.

Оплачивать за счет средств субсидий товары, работы, услуги, которые будут использоваться только в предпринимательской деятельности, недопустимо, так как субсидии в виде ассигнований выделяются учреждению на конкретные цели, в частности на возмещение нормативных затрат, на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением учредителем или приобретенного за счет средств учредителя (п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ).

Номер счета бухгалтерского бюджетного учета включает источник финансирования. Постановку на баланс учреждения объекта, приобретенного за счет нескольких источников финансирования, необходимо отражать на нескольких счетах бухгалтерского учета.

Так, активы, приобретенные за счет выделенных субсидий на их приобретение и предназначенных для использования в целях выполнения государственного задания, будут отражаться по коду вида финансового обеспечения (КФО) 4. Активы, приобретенные за счет предпринимательской деятельности, отражаются по КФО 2.

Но если один и тот же объект основных средств отражается на нескольких счетах бухгалтерского учета (принятие к учету основных средств по частям), возникают проблемы при инвентаризации, переоценке, начислении амортизации, внутреннем перемещении и списании таких объектов с баланса.

Источник: http://sokolieds.ru/blog/priobretenie-osnovnyh-sredstv-za-sche/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.