Уведомление о контролируемой сделке: подавать или нет?

Содержание

Уведомление о контролируемых сделках

Уведомление о контролируемой сделке: подавать или нет?

В число контролируемых сделок входят операции на рынке ценных бумаг, подписание и исполнение кредитных соглашений, арендные отношения и др. Один из критериев выделения сделок в категорию контролируемых налоговиками – участие в них взаимозависимых лиц. Контролируемые сделки и их признаки определены в ст. 105.14 НК РФ.

По операциям, соответствующим критериям упомянутой статьи, подается уведомление о контролируемых сделках. Оно имеет унифицированную форму. Документ направляется в территориальное отделение ФНС, в котором зарегистрирован субъект хозяйствования (или в подразделение ФНС, к которому относится ИП по месту жительства).

Обязанность подавать уведомление налоговой о контролируемых сделках прописана в п. 1 ст. 105.16 НК РФ. Документ должен быть сформирован и подан в налоговую инспекцию не позже 20 мая в году, который следует за отчетным годовым интервалом.

То есть срок уведомлений о контролируемых сделках за 2018 год истекает 20 мая 2019 года.

Уведомительный бланк может быть оформлен в электронном виде или составлен на бумажном носителе. Если после сдачи документа налогоплательщик обнаружил в нем ошибки, исправить их можно посредством подачи уточненного уведомления. Непредставление уведомления о контролируемых сделках чревато для налогоплательщика назначением штрафа – сумма взыскания равна 5000 руб. (ст. 129.4 НК РФ).

Уведомление о контролируемых сделках: образец заполнения

Сведения в уведомительном документе могут быть представлены в разрезе каждой сделки или по группам однородных операций. В бланке обязательно надо указать год, в котором были совершены рассматриваемые операции, предметы договорных отношений и ключевые сведения об участниках соглашений, указываются и суммы доходов и расходов по описываемым сделкам.

Форма уведомления о контролируемых сделках в 2018 году была изменена налоговиками. По итогам текущего года надо будет отчитываться по новому шаблону. Бланк документа приведен в Приказе ФНС от 07.05.2018 г. № ММВ-7-13/249@.

В форму уведомления о контролируемых сделках за 2018 год были внесены следующие изменения:

  • в разделе 1Б цену по сделке можно вводить не только в национальной валюте, но и в иностранной, итоговая сумма указывается в рублевом эквиваленте;
  • обновлены коды в уведомлении о контролируемых сделках – появилось поле для обозначения шифров валют;
  • в отношении заимствованных денежных средств, денег на банковских вкладах необходимо отражать величину годовой процентной ставки.

По новым правилам заполнение уведомления о контролируемых сделках не является обязательным для посредников (комиссионеров, агентов), если осуществленные операции относятся к посредническим договорам, когда сделка совершена ими от своего имени. В ситуации, когда посредник был уполномочен действовать от своего имени по поручению заказчика, уведомление о контролируемых сделках 2018 подается принципалом (комитентом, заказчиком услуги). Для идентификации таких сделок предусмотрены:

  • поле 2 в разделе 1А;
  • поле 3 в разделах 2, 3.

Правила заполнения

Порядок заполнения уведомления о контролируемых сделках (приложение № 3 к приказу № ММВ-7-13/249@) предполагает, что все строки бланка должны содержать информацию. Если в отдельных ячейках нет числовых или текстовых данных, ставится прочерк.

Внесенные сведения нельзя перечеркивать или исправлять при помощи канцелярских корректирующих средств.

Налоговый инспектор не примет к рассмотрению уведомление о контролируемых сделках (2018), если оно распечатано с двух сторон листа – разрешена только односторонняя печать.

При оформлении титульной страницы вводятся регистрационные данные (ИНН/КПП) налогоплательщика, обозначается номер корректировки, год, за который подготовлена информация, обозначается код ОКТМО и соответствующий налоговый орган.

Наименование предприятия указывается полностью без сокращений.

В нижнем блоке первой страницы отражаются сведения о том, кто подает уведомления о контролируемых сделках – сам налогоплательщик (код 1) или уполномоченный им представитель (код 2).

Следующая страница уведомительного бланка отведена для отражения данных о физическом лице, если уведомление представляется гражданином (не ИП). Но этот лист должен заполняться только в том случае, если у такого налогоплательщика отсутствует код ИНН.

Пример заполнения уведомления о контролируемых сделках применительно к разделу 1А должен быть оформлен по следующим правилам:

  • при помощи кодов выделяются сделки с участием комиссионеров;
  • обозначается вид взаимозависимости сторон (п. 2);
  • соответствующими кодами (п.п. 3.1-3.3) отражаются основания для отнесения сделки к разряду контролируемых;
  • фиксируются сведения о сделке (товар, услуга и др.), количественный состав участников договора и сумма доходов, расходов (подразделы 4 и 5 раздела 1А).

Все необходимые коды, применяемые для отражения данных в уведомлении, приведены в приложениях 1-3 к Порядку заполнения.

В разделе 1Б уточняются данные по предмету соглашения. Если операция относится к внешнеэкономической деятельности, необходимо указать код по ТН ВЭД. Приводятся сведения о стране регистрации участников сделки, единицах измерения предмета договора, стоимости услуги или товара.

В раздел 2 вносится информация о второй стороне сделки – регистрационные данные и наименование. Если взаимозависимое лицо является иностранной компанией, надо указать наименование в русской и латинской транскрипции и заполнить поля 4.6 – 4.8.

Источник: https://spmag.ru/articles/uvedomlenie-o-kontroliruemyh-sdelkah

Обратите внимание: уведомление о контролируемой сделке

Уведомление о контролируемой сделке: подавать или нет?

  • основание взаимозависимости сторон контролируемой сделки;
  • метод ценообразования, использованный налогоплательщиком, в том числе при осуществлении самостоятельной корректировки, или комбинация методов;
  • источники информации, используемой налогоплательщиком при сопоставлении условий контролируемых сделок с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми.

Заполнение соответствующих полей теперь носит добровольный характер и оставлено на усмотрение налогоплательщика.

Суммирование количества товаров по различным поставкам.

Это изменение, также положительное для налогоплательщиков, коснулось возможности суммирования количества товаров по различным поставкам и заполнения одного листа раздела 1Б «Сведения о предмете сделки» в отношении сделок, «предусматривающих непрерывные долгосрочные поставки в адрес одного и того же покупателя… при неизменности условий поставок и иных показателей, отражаемых в пунктах 030–110 и 130 раздела 1Б уведомления».

Вместе с тем приведенная норма не спасает, например, поставщиков, отгружающих один и тот же товар покупателю со складов, расположенных в различных населенных пунктах, или на склады покупателя, находящиеся в различных населенных пунктах, даже если они находятся в одном регионе. Это обусловлено тем, что суммирование прекращается при изменении хотя бы одного из вышеуказанных показателей, к которым в том числе относятся места отправки (погрузки) и доставки (разгрузки) товара.

Детализация информации о предмете контролируемой сделки. Необходимость детального отражения налогоплательщиком в уведомлении информации о предмете контролируемой сделки сохранилась на том же уровне, который был предложен в проекте.

Форма уведомления требует от налогоплательщика указания соответствующего кода вида товара по ТН ВЭД3 (при осуществлении внешнеторговых сделок с товарами) или по ОКП4 (если сделка с товаром не относится к внешнеторговым), а также вида деятельности по ОКВЭД5 при оказании услуг / выполнении работ.

Помимо этого, в отношении товарных сделок налогоплательщик должен указать в уведомлении значительный перечень не предусмотренных НК РФ сведений о конкретных условиях сделки, в том числе:

  • код страны происхождения товара;
  • место отправки (погрузки) и место доставки (разгрузки) товара в соответствии с товаросопроводительными документами (наименование населенных пунктов);
  • код условия поставки, соответствующий термину Инкотермс, используемому при совершении сделки.

Такая детализация, по нашему мнению, объясняется желанием ФНС России в максимально короткие сроки после совершения налогоплательщиками контролируемых сделок получать в структурированной форме и аккумулировать максимум информации для последующего принятия решения о проведении налоговых проверок.

В связи с введением нового регулирования трансфертного ценообразования в структуре ФНС России появился новый специализированный орган – Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по ценообразованию для целей налогообложения6 (МИ ФНС России по ценам).

Основные задачи этой инспекции – прием, обработка, хранение и анализ информации о контролируемых сделках, автоматизированная обработка и ввод получаемой информации в базы данных.

Очевидно, что представление налогоплательщиками на стадии подачи уведомлений о контролируемых сделках максимально подробных данных о совершенных ими сделках существенно облегчит стоящую перед налоговыми органами задачу получения и анализа соответствующей информации без необходимости исследования и обработки первичных документов.
Сложно сказать, насколько такое расширение перечня сведений, подлежащих отражению в уведомлении о конт-ролируемых сделках, по сравнению с закрепленным в статье 105.16 НК РФ, может быть оправдано благим намерением ФНС России минимизировать последующее истребование у налогоплательщика «недостающей» информации.

Учитывая, что в административных правоотношениях, к которым относятся отношения между налогоплательщиками и налоговыми органами, стороны изначально находятся в неравном положении, гораздо более верным представляется определение четкого перечня сведений о контролируемой сделке, подлежащих отражению в уведомлении, непосредственно в НК РФ. Такой порядок регулирования позволит исключить возникновение споров между налоговыми органами и теми налогоплательщиками, которые решат при заполнении уведомления о контролируемых сделках ограничиться раскрытием только той информации, перечень которой прямо закреплен в пункте 3 статьи 105.16 НК РФ.

Допустимость определения понятий на уровне подзаконного акта

Еще сложнее ответить на вопрос о допустимости определения на уровне подзаконного акта – Порядка заполнения формы уведомления о контролируемых сделках (далее – Порядок) понятий «место» и «дата» совершения контролируемой сделки.

Например, место оказания услуг, определенное в соответствии с вышеприведенным Порядком, может отличаться от места реализации услуг, как оно определено в статье 148 НК РФ.

МЕСТО СОВЕРШЕНИЯ СДЕЛКИ (п. 5.13 Порядка заполнения формы уведомления о контролируемых сделках) Местом совершения сделки признается: – при совершении сделки с товарами – населенный пункт, в котором происходит переход рисков утраты или повреждения товара, а также обязанности нести расходы, связанные с товаром, в терминах Инкотермс (если данные термины используются участниками сделки). Если участники сделки не применяют правила Инкотермс, указывается место перехода права собственности на товар; – при выполнении работ – местонахождение результатов работ, имеющих материальное выражение; – при оказании услуг – место потребления результатов услуг.

Кроме того, в соответствии с пунктом 8 статьи 105.5 НК РФ при определении сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок с условиями анализируемой сделки «учитываются характеристики рынков товаров (работ, услуг), на которых совершаются сопоставляемые и анализируемая сделки».

Таким образом, определение места совершения сделки неразрывно связано с определением рынка товаров (работ, услуг) и, соответственно, влияет на практические аспекты применения методов ценообразования в целях установления соответствия цены по контролируемой сделке рыночным ценам.

Схожий вопрос возникает и в отношении подлежащей указанию в уведомлении даты совершения контролируемой сделки.

Согласно пункту 9 статьи 105.

14 НК РФ, для целей настоящей статьи сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных главой 25 НК РФ. При этом датой совершения сделки, подлежащей указанию в уведомлении о контролируемых сделках в соответствии с пунктом 5.19 Порядка, является «дата признания актива в бухгалтерском учете»7.

Налицо возможное противоречие между приведенными нормами, если момент признания дохода, установленный в статьях 271, 273 НК РФ, не будет соответствовать дате признания актива в бухгалтерском учете.

Учитывая данные обстоятельства, порядок определения места и даты совершения сделки для целей налогообложения должен быть предусмотрен в нормах Налогового кодекса РФ, но не в подзаконном акте, каким является Приказ ФНС России.

***

На сегодняшний день у налогоплательщиков сохраняется возможность подачи уведомления о контролируемых сделках на бумажном носителе (п. 2 ст. 105.16 НК РФ).

Вместе с тем по информации, озвучиваемой представителями ФНС России на семинарах и конференциях, посвященных вопросам трансфертного ценообразования, подготовленный пакет поправок в раздел V.

1 НК РФ, планируемый к внесению в Государственную Думу ФС РФ этой осенью, такую возможность исключает.

В случае принятия данных поправок уведомление о контролируемых сделках будет представляться налогоплательщиками в налоговый орган только в электронном виде.

Источник: http://www.nalogoved.ru/art/531.html

Уведомление о контролируемых сделках за 2016 год: правила и сроки

Уведомление о контролируемой сделке: подавать или нет?

До 20 мая все налогоплательщики должны направить в адрес своих территориальных органов ФНС уведомления о контролируемых сделках за 2016 год. Если этого не сделать, придется заплатить крупный штраф. PPT.ru расскажет, как правильно оформить этот отчет.

В соответствии с нормами статьи 105.16 Налогового кодекса РФ все налогоплательщики, как юридические, так и физические лица, включая индивидуальных предпринимателей, которые в 2016 году совершали контролируемые сделки любого характера и направленности, обязаны проинформировать об этом налоговые органы.

Специально для это предназначена отчетная форма, которая называется уведомление о контролируемых сделках за 2016 год. Она утверждена приказом ФНС России от 27.07.

2012 № ММВ-7-13/[email protected] и должна применяться с учетом поправок, которые еще не утверждены ФНС, но рекомендованы к использованию, так как именно в них есть указание, какой ОКВЭД ставить в уведомлении о контролируемых сделках.

Кто сдает уведомление о контролируемых сделках за 2016 год

Контролируемые сделки — это сделки между взаимозависимыми лицами, а также те сделки, которые к ним приравнены, обладающие определенными признаками. Такое определение дано в статье 105.14 НК РФ. Нормами этой же статьи определены исчерпывающие признаки, в частности:

  1. годовая сумма доходов превышает 1 млрд рублей (60 млн рублей в оговоренных случаях);
  2. местом регистрации/жительства/резидентства всех участников является территория России;
  3. одна из сторон сделки является плательщиком налога на прибыль, а другая — нет.

Существует несколько исключений. В частности, даже те сделки, которые отвечают вышеперечисленным условиям, но совершены участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, контролируемыми не признаются.

Так же могут не беспокоится партнеры по бизнесу, которые зарегистрированы в одном и том же субъекте РФ, не имеют обособленных подразделений за его пределами, не уплачивают налог на прибыль в бюджеты других регионов и не имели убытков в отчетном периоде.

Таким образом, все лица, которые имели в отчетном году операции, отвечающие таким признакам, должны отчитаться по ним в налоговые органы.

Оквэд в уведомлении о контролируемых сделках за 2016 год

Порядок заполнения уведомления предполагает соблюдение некоторых правил. В частности, на титульном листе уведомления за 2016 год, представляемого в 2017 году, необходимо указать свой вид деятельности. ФНС России в письме от 09.11.

2016 № СД-4-3/[email protected] рассказала, что Оквэд в уведомлении о контролируемых сделках за 2016 год должен быть указан по новой классификации, хотя необходимые поправки к приказу до сих пор не утверждены.

Таким образом, при заполнении показателя “Код ОКАТО” необходимо указать действующий код ОКТМО. Кроме того:

  • в пункте “Код предмета сделки (код по ОКП)” должен стоять код вида товара в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008);
  • в пункте “Код вида экономической деятельности по классификатору ОКВЭД” – код вида деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2).

Однако при представлении уточненных отчетов и корректирующих сведений за предыдущие отчетные (налоговые) периоды необходимо указываеть тот же код по ОКВЭД, который был указан в первичных документах.

Выглядеть заполненный лист документа должен так:

Срок сдачи уведомления о контролируемых сделках за 2016 год и особенности его заполнения

Налогоплательщик имеет право самостоятельно выбрать в какой форме: бумажной или электронной, ему удобнее сдать этот отчет. Главное, соблюдать установленные правила его оформления, в частности:

  • при заполнении формы от руки разрешено использовать чернила черного,синего или фиолетового цвета;
  • поля в бланке должны быть заполнены слева направо;
  • все записи делаются заглавными печатными буквами (как в машинном, так и в рукописном варианте);
  • исправления, корректировки и двусторонняя печать не допускаются;
  • нумерация страниц сквозная и сдаются даже незаполненные листы;
  • при отсутствии показателей ставятся прочерки, стоимостные значения указываются в полных рублях;
  • код ОКП в уведомлении о контролируемых сделках за 2016 год должен соответствовать ОК 034-2014 (КПЕС 2008).

Сдать эту отчетную форму можно в ИФНС по месту нахождения организации или по месту жительства ИП. Организации с обособленными подразделениями отчитываются по мету нахождения головного офиса. Крупнейшие налогоплательщики сдают уведомление в ту ИФНС, в которой они состоят на налоговом учете.

Пример заполнения раздела 1Б

Отдельное внимание нужно обратить на особенности формирования и подачи многотомных Уведомлений о контролируемых сделках в электронном виде.

ФНС отмечает, что все файлы, превышающее 1024 мегабайт, или zip-архивы, объемом больше 60 мегабайт, следует разбить на несколько файлов меньшего объема. Сделать это можно с помощью специального бесплатного программного обеспечения, разработанного ФГУП ГНИВЦ ФНС России.

Такое приложение обеспечивает деление файла утвержденного формата, на несколько томов меньшего объема в том же формате.

Если налогоплательщик использует другое программное обеспечение, ему необходимо принимать во внимание основные принципы деления файла, реализованные в вышеуказанном бесплатном программном обеспечении. Все эти принципы налоговики довели до организаций и ИП в своем письме.

Сдать отчет необходимо не позднее 20 мая года, следующего за годом, в котором осуществлялись контролируемые сделки. При выпадении этой даты на выходной, срок переносится на первый рабочий день в обычном порядке.

Ответственность за непредставление

Если налогоплательщик не представит уведомление в установленный законодательством срок — до 20 мая 2017 года, его ожидает ответственность по статье 129.4 Налогового кодекса РФ. Аналогичные санкции предусмотрены при подаче уведомления, содержащего недостоверные сведения по сделкам за 2016 год.

Уведомление о контролируемых сделках кто должен подавать

Уведомление о контролируемой сделке: подавать или нет?

Налогоплательщики, которые совершили в календарном году контролируемые сделки, обязаны сообщать о них в налоговую инспекцию.

Какие сделки относятся к контролируемым Контролируемые сделки — это сделки между взаимозависимыми людьми или приравненные к таковым.

К таким относятся сделки, годовая сумма доходов по которым превышает 60 млн руб. и при этом соблюдаются одновременно два условия :

  • Место регистрации, проживания обоих участников сделки является территория Российской федерации;
  • одна из сторон сделки является плательщиком налога на прибыль, а другая — нет.

Основания для признания сделки контролируемой Величина дохода Если один участник сделки работает на ЕСХН или ЕНВД, второй по ним не работает Общий объем полученных доходов за календарный год свыше 100млн.

Уведомление о контролируемых сделках 2018

Фактически, подобные сделки делятся на две условные группы: сделки между взаимозависимыми участниками и сделки, которые приравниваются к взаимозависимым. К первой группе относят сделки между резидентами, если выполняется хотя бы один из критериев:

  • за отчетный год объем сделок между взаимозависимыми резидентами в совокупности составил более 1 млрд. рублей;
  • ценовой объем сделок составил более 100 млн. рублей, но одна из сторон ведет экономико-хозяйственную деятельность, применяя упрощенный режим налогообложения (ЕНВД или ЕСХН), а при этом второй участник экономических взаимоотношений работает без применения специальных режимов;
  • ценовой объем сделок составил более 60 млн.

Контролируемая сделка — это что и кто ее сдает?

Важно РФ и уплачивающая налоги в бюджет РФ и субъектов РФ. В случае подачи уведомления позже установленного срока либо с ошибками/неполными сведениями, возникают следующие негативные последствия для налогоплательщика, в том числе:

  • неподача уведомления – один из индикаторов для налоговых органов о включении компании в список проверок по трансфертному ценообразованию;
  • вред репутации директора/ответственного лица и компании в целом;
  • в случае, если директор/ответственное лицо является резидентом иностранного государством, такие штрафы могут стать причиной трудностей, связанных с оформлением/продлением российской визы.

В какую налоговую подавать данный документ Организации, и те которые имеют обособленные подразделения подают уведомление в ИФНС по месту нахождения своей организации, а физлица (в т.ч.

ИП) – по месту своего жительства.

Уведомление о контролируемых сделках: пример заполнения в 2017

В противном случае компания будет привлечена к административной ответственности. Если организация не сообщила сведений о таких сделках своевременно, ей грозит наложение штрафа в размере 5 000 рублей.

Внимание

То же самое касается предоставления некорректных данных о контролируемых операциях с контрагентами. Если компания скрыла прибыль по контролируемым сделкам, штраф будет значительно больше – 20% от суммы налога, который не был уплачен, но не менее 100 000 рублей.

Чтобы не допустить наложения штрафных санкций, изучите образец заполнения уведомления о контролируемых сделках. С примером заполнения уведомления о контролируемых сделках (2017) можно ознакомиться ниже.
Форма и образец заполнения Скачать форму уведомления о контролируемых сделках.

Заполняем уведомление о контролируемых сделках

  • внешнеэкономические сделки приравниваются к контролируемым независимо от общего дохода и применяемой системы налогообложения.

Внешнеэкономические сделки приравниваются к контролируемым независимо от дохода и применяемой системы налогообложения.

Но, например, заключив договор аренды с нерезидентом, нужно ли подавать в налоговую инспекцию уведомление о контролируемых сделках? Должен ли импортер подавать уведомление о контролируемых сделках? Несмотря на размер доходов и на то, что сделки считаются внешнеэкономическим, в первую очередь партнеры должны быть взаимозависимыми.

  1. Исключить из выбранных контрагентов тех, кто не могут быть признаны взаимозависимыми

Законодательством определен круг лиц, кто должен подавать уведомление о контролируемых сделках.

Кто должен подавать уведомление о контролируемых сделках

Пять этапов признания сделки контролируемой в 2018 году Для того чтобы определить считаются ли совершенные сделки за год контролируемыми и нужно ли подавать уведомление о контролируемых сделках для налогового контроля можно выделить пять этапов:

  1. Найти контрагентов, сумма сделок с которыми превысила минимального лимита по доходам за 2017 год

В РФ по отношению к общему объему доходов за 2017 год сделка признается контролируемой в следующих вариантах:

  • больше 60 млн. рублей, если одна из сторон плательщик УСН;
  • больше 100 млн. рублей, если одна из сторон плательщик ЕСХН или ЕНВД;
  • превышение 1 млрд.

Организации с обособленными подразделениями отчитываются по мету нахождения головного офиса. Крупнейшие налогоплательщики сдают уведомление в ту ИФНС, в которой они состоят на налоговом учете.

Пример заполнения раздела 1Б Отдельное внимание нужно обратить на особенности формирования и подачи многотомных Уведомлений о контролируемых сделках в электронном виде.

ФНС отмечает, что все файлы, превышающее 1024 мегабайт, или zip-архивы, объемом больше 60 мегабайт, следует разбить на несколько файлов меньшего объема. Сделать это можно с помощью специального бесплатного программного обеспечения, разработанного ФГУП ГНИВЦ ФНС России.

Такое приложение обеспечивает деление файла утвержденного формата, на несколько томов меньшего объема в том же формате.

  1. Идентификация сделок, попадающих под контроль.

Этап подразумевает необходимость выявить, какие из совершенных сделок признаются контролируемыми (ст. 105.

14 Налогового Кодекса).

  • Планирование сбора документов. На этом шаге следует оценить объем налоговых выплат, а также расходы на подготовку бумаг.
  • Определение характерных особенностей сделок.
  • Здесь происходит уточнение свойств работ, услуг или товаров (предметов сделок), по которым сотрудничество признается контролируемым, а также сопоставление между собой для признания однородности.

  • Сопоставление финансовых или коммерческих показателей экономических отношений по договорам.
  • Уведомление о контролируемых сделках кто должен подавать 2017

    До 20 мая все налогоплательщики должны направить в адрес своих территориальных органов ФНС уведомления о контролируемых сделках за 2016 год. Если этого не сделать, придется заплатить крупный штраф. PPT.ru расскажет, как правильно оформить этот отчет. В соответствии с нормами статьи 105.

    16 Налогового кодекса РФ все налогоплательщики, как юридические, так и физические лица, включая индивидуальных предпринимателей, которые в 2016 году совершали контролируемые сделки любого характера и направленности, обязаны проинформировать об этом налоговые органы.


    Специально для это предназначена отчетная форма, которая называется уведомление о контролируемых сделках за 2016 год.

    Уведомление о контролируемых сделках кто должен подавать за 2016

    В частности, даже те сделки, которые отвечают вышеперечисленным условиям, но совершены участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, контролируемыми не признаются.

    Так же могут не беспокоится партнеры по бизнесу, которые зарегистрированы в одном и том же субъекте РФ, не имеют обособленных подразделений за его пределами, не уплачивают налог на прибыль в бюджеты других регионов и не имели убытков в отчетном периоде.

    Таким образом, все лица, которые имели в отчетном году операции, отвечающие таким признакам, должны отчитаться по ним в налоговые органы. ОКВЭД в уведомлении о контролируемых сделках за 2016 год Порядок заполнения уведомления предполагает соблюдение некоторых правил.

    В частности, на титульном листе уведомления за 2016 год, представляемого в 2017 году, необходимо указать свой вид деятельности.

    Уведомление о контролируемых сделках кто подает

    Если налогоплательщик допустил ошибку или внес недостоверные данные, он может направить в ФНС по месту регистрации уточненный отчет. Также необходимо следить за тем, чтобы носитель, на котором предоставляется уведомление, не был испорчен. Например, если документ сдается на бумаге, не допускается его скрепление. Для каждого символа в форме уведомления соответствует одна ячейка.

    Исключением будет только дата. Пустые поля не оставляются. Если данных нет, проставляется прочерк в каждой ячейке. Текстовые поля заполняются заглавными буквами. Цифровые значения менее 50 копеек не прописываются, а при наличии в показателе более 50 копеек – он округляется до рубля. Начинать прописывать знаки следует слева.

    Если их меньше, чем количество ячеек – справа проставляются прочерки.

    Дату совершения указывают в соответствии с данными бухгалтерской отчетности. Суммирование товаров (услуг, работ) в рамках одной контролируемой сделки запрещено.

    Следует прописать данные по каждой единице предмета экономических взаимоотношений. Количество листов такого раздела должно быть таким же, как и количество операций в группе сделок.

    Заполнение разделов 2 и 3 В этих блоках указываются данные о сделках в отношении организаций, при этом информация раздела 1Б не учитывается.

    Если у субъекта финансово-хозяйственной деятельности не было сделок с контрагентами, которые указываются в разделах, эти листы включать в уведомление не нужно.

    Ответственность за непредставление данных в ФНС о контролируемых сделках Организации обязаны предоставлять информацию о контролируемых сделках в ФНС в указанные сроки. Сведения должны быть актуальными и достоверными.

    Источник: http://dolgoteh.ru/uvedomlenie-o-kontroliruemyh-sdelkah-kto-dolzhen-podavat/

    Уведомление о контролируемых сделках – образец заполнения

    Уведомление о контролируемой сделке: подавать или нет?

    Уведомление о контролируемых сделках – образец заполнения данного документа может быть востребован самым широким кругом бизнесов и является обязательным элементом налоговой отчетности фирм, являющихся субъектами данных сделок. Каковы особенности заполнения соответствующего уведомления?

    Структура данных в уведомлении о контролируемых сделках в форме ФНС и в «1С»

    Указываем сведения о контролируемых сделках в разделах 1А и 2Б: нюансы

    Заполняем разделы 2 и 3: на что обратить внимание

    Однотипные сделки: каковы их критерии

    Где можно скачать образец уведомления о контролируемых сделках

    Итоги

    Структура данных в уведомлении о контролируемых сделках в форме ФНС и в «1С»

    В соответствии с п. 2 ст. 105.16 НК РФ субъекты контролируемых сделок (или приравненных к таковым) должны направлять в ФНС уведомление, отражающее информацию по данным сделкам, до 20 мая года, следующего за отчетным.

    Какие сделки признаются контролируемыми, узнайте из публикации.

    Рассматриваемый документ заполняется по форме, утвержденной приказом ФНС РФ от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524.

    Скачать образец

    Утвержденное ФНС уведомление о контролируемых сделках состоит из следующих основных элементов:

    • 2 листов, в которых отражаются сведения о налогоплательщике;
    • разделов 1А и 1Б, отражающих сведения о контролируемых сделках налогоплательщика;
    • разделов 2 и 3, отражающих сведения о контрагентах, с которыми налогоплательщик вступал в правоотношения.

    Современные бухгалтерские программы, такие как 1С, позволяют заполнить форму уведомления о контролируемых сделках посредством ввода указанных выше типов данных в специальные формы программного интерфейса.

    После внесения пользователем всех данных ПО автоматически переносит их в поля, соответствующие разделам 1А, 1Б, 2 и 3 и формирует документ, идентичный разработанной ФНС форме.

    Его можно распечатать, подписать и отправить в налоговую.

    Рассматриваемое уведомление можно представить в ФНС и в электронном виде, но для этого у плательщика должна иметься квалифицированная электронная подпись (или КЭП) а также соответствующее ПО для отправки файла с КЭП через интернет.

    Вне зависимости от способа формирования уведомления о контролируемых сделках (прямой ввод данных в форму или через 1С), сложности у налогоплательщиков вызывает заполнение разделов 1А, 1Б, 2 и 3 соответствующего документа. Сложности связаны прежде всего с определением конкретного перечня фактов, отражаемых в уведомлении.

    Рассмотрим, какие именно сведения должны указываться в документе.

    Указываем сведения о контролируемых сделках в разделах 1А и 2Б: нюансы

    В разделе 1А указываются сведения по каждой заключенной налогоплательщиком контролируемой сделке в отчетный период (или же совокупности однотипных сделок), а также информация о финансовых условиях соответствующих сделок. Заполнять нужно столько листов раздела 1А, сколько было заключено сделок (или совокупностей однотипных правоотношений).

    Для большей части информации применяются элементы кодирования. Коды для заполнения разделов уведомления следует искать в приложении №1 к порядку заполнения уведомления, утв. приказом ФНС от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@.

    В разделе 1Б фиксируются сведения о предмете каждой из контролируемых сделок, отраженных в разделе 1А. То есть — информация о тех товарах, услугах или работах, которые были поставлены или получены налогоплательщиком. Здесь указываются, в частности:

    • наименования товаров, работ и сервисов;
    • даты и номера контрактов на их поставку;
    • места подписания договоров (отправки товара);
    • количество поставленных товаров, работ и сервисов и их контрактная цена без НДС и иных начислений;
    • общая сумма контракта;
    • дата исполнения обязательств по сделке (определяемая исходя из принятого в бухучете фирмы механизма признания доходов).

    Общее количество заполненных листов раздела 1Б должно быть равным количеству сделок, отраженных в разделе 1А (или групп однотипных сделок).

    Когда беспроцентный заем считается контролируемой сделкой, узнайте из статьи.

    Заполняем разделы 2 и 3: на что обратить внимание

    Если налогоплательщик заключил сделку с контрагентом в статусе юрлица, то для этой сделки он должен заполнить раздел 2 уведомления. Если контракт подписан с контрагентом в статусе физлица, заполняться должен раздел 3 уведомления. Структура разделов 2 и 3 практически идентична.

    В графе 015 раздела 2 или 3 должна быть зафиксирована та же цифра, что указана в графе 050 раздела 1Б. Это порядковый номер контрагента. Налогоплательщик определяет его самостоятельно, например, исходя из очередности заключения договоров.

    Аналогично в графе 010 раздела 2 или 3 фиксируется та же цифра, которая указана в графе 010 раздела 1А. Она соответствует порядковому номеру сделки и также определяется налогоплательщиком самостоятельно.

    В общем случае количество листов раздела 2 или 3 соответствует количеству листов разделов 1А и 1Б. На практике количество контролируемых сделок и контрагентов у фирмы может быть очень большим, поэтому указание в документе каждой отдельной сделки может быть процессом исключительно трудоемким.

    Но у налогоплательщиков есть возможность отражать в уведомлении однотипные сделки — и это существенное подспорье для них с точки зрения экономии времени. Однако на то, чтобы объединить сделки в одну группу, у фирмы должны быть веские основания.

    Изучим основные критерии отнесения сделок, фиксируемых в уведомлении, к однотипным.

    Однотипные сделки: каковы их критерии?

    В идеале в ФНС требуется предоставлять уведомления о контролируемых сделках, отражающие все хозяйственные операции максимально подробно (письмо ФНС РФ от 30.08.2012 № ОА-4-13/14433).

    Но на практике данное пожелание налоговиков, очевидно, труднореализуемо: количество уникальных хозяйственных операций, приходящихся на одно юрлицо, особенно если это крупный бизнес, может исчисляться десятками тысяч.

    Поэтому фирмам имеет смысл пользоваться возможностью объединять однотипные сделки в группы, исходя из их схожести по типу товаров, а также сопоставимости по финансовым условиям (п. 5 ст. 105.7 НК РФ).

    Но критерии отнесения сделок к однотипным, приведенные в НК РФ, довольно поверхностны, и их интерпретация в версии налогоплательщика может не совпасть с подходом ФНС (формирующимся на уровне служебных инструкций и понимания сущности сделок конкретным инспектором).

    Какие же критерии следует рассматривать как объективные?

    Источник: https://nalog-nalog.ru/nalogovaya_proverka/uvedomlenie_o_kontroliruemyh_sdelkah_obrazec_zapolneniya/

    Какие сделки являются контролируемыми, и о каких сделках нужно уведомить налоговиков

    Уведомление о контролируемой сделке: подавать или нет?

    Правила, посвященные контролируемым сделкам, а также необходимости уведомления о них налоговиков, сформулированы крайне запутанно. В этих правилах имеется и множество условий и подусловий, и исключения, установленные как самим разделом V.

    1 Налогового кодекса, так и законом о введении в действие данных положений. Разобраться во всех этих хитросплетениях непросто. Чтобы помочь бухгалтеру, мы составили шпаргалку.

    С ее помощью бухгалтер, даже не читая Налоговый кодекс, сможет определить, относится ли сделка к контролируемой, а если относится — нужно ли подавать уведомление.

    Пользоваться шпаргалкой просто. В заголовки вынесены существенные условия той или иной сделки. Если в деятельности компании эти условия выполняются, то нужно изучить данный раздел подробнее, чтобы понять, является ли конкретная сделка контролируемой, и нужно ли о ней уведомлять налоговиков. Если же таких условий нет, раздел можно пропустить и переходить к следующему*.

    Участие в сделке оффшорных компаний

    Если в сделке участвует компания, местом регистрации или местом налогового резидентства которой является оффшор, то такая сделка признается контролируемой при условии, что сумма доходов по сделке с данным лицом превышает 60 млн. рублей в год. При этом необходимо учесть несколько дополнительных моментов.

    Во-первых, эти же правила применяются к сделкам, где стороной является физическое лицо, проживающее в оффшоре. Также надо учитывать, что к оффшорным компаниям приравнивается и российская организация, если ее деятельность образует постоянное представительство в оффшоре.

    Во-вторых, подсчитывая сумму сделки, нужно помнить, что суммируются доходы за календарный год (т.е. с 1 января по 31 декабря). При этом доходы определяются по правилам главы 25 НК РФ.

    В-третьих, перечень оффшоров утвержден приказом Минфина России от 13.11.07 № 108н. В нем фигурируют такие распространенные у российских компаний юрисдикции как Доминикана, Мальдивы, Британские Виргинские острова, Сейшельские острова, Панама — всего более 40 пунктов.

    Уведомить инспекцию о контролируемой сделке с участием оффшорной компании нужно, если сумма доходов по всем сделкам, совершенным с этим контрагентом в 2012 году, превысила 100 млн. рублей. В 2013 году этот лимит снизится до 80 млн. рублей, а с 2014 года сравняется с общим лимитом контролируемой сделки данного типа — 60 млн. рублей.

    Биржевая торговля

    Если оффшорные компании в сделке не участвуют, то необходимо рассмотреть предмет сделки. Здесь Налоговый кодекс отдельно оговаривает случаи, когда предметом сделки являются товары мировой биржевой торговли.

    К числу таких товаров относятся нефть и товары, выработанные из нефти, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и драгоценные камни. Сделки с товарами мировой биржевой торговли признаются контролируемыми при выполнении двух условий. Первое — данные товары поставляются на экспорт или импортируются.

    Второе условие — сумма доходов по таким сделкам превышает 60 млн. рублей за календарный год (доходы определяются по правилам главы 25 НК РФ).

    Уведомить инспекцию о данных сделках надо, если сумма доходов по сделкам по итогам прошлого года превысила 100 млн. рублей (в дальнейшем этот порог составит: в 2013 году 80 млн. рублей и в 2014 году 60 млн. рублей).

    Взаимозависимые иностранные лица

    Сделка между взаимозависимыми лицами, как это не покажется странным, не всегда является контролируемой. Необходимо учитывать дополнительные условия.

    Так, сделка будет контролируемой — причем независимо от суммы — если в сделке участвует иностранная сторона или выгодоприобретатель.

    Но уведомить налоговиков нужно в том случае, если доходы по сделкам с таким контрагентом по итогам 2012 года превысили 100 млн. рублей (в 2013 году — 80 млн. рублей, с 2014 года уведомление нужно будет подавать независимо от суммы сделки).

    Именно под этот пункт на практике подпадает большинство компаний, получающих или выдающих займы «своим» иностранным компаниям.

    Взаимозависимость: российские организации+спецрежим

    Сделка, заключенная между российскими взаимозависимыми лицами, одно из которых применяет ЕНВД или ЕСХН, а другое находится на общем режиме или на УСН, будет считаться контролируемой, если одновременно выполняются два условия:

    1. Сумма доходов по сделкам между такими лицами превышает 100 млн. рублей за год.

    2. Сделки совершены в рамках деятельности, подпадающей под ЕНВД или ЕСХН.

    О данных сделках нужно обязательно уведомить налоговый орган.

    Взаимозависимость: российские организации+разные субъекты РФ

    Взаимозависимые организации, которые находятся в разных субъектах РФ, и в прошлом году заключали между собой сделки на общую сумму более 3 млрд. рублей (в 2013 году — 2 млрд. рублей, с 2014 года — 1 млрд.

    рублей) должны быть готовы к тому, что эти сделки считаются контролируемыми. О таких сделках нужно уведомить налоговую инспекцию.

    Точно такие же последствия возникают, если взаимозависимые стороны сделки платят налог на прибыль в разных субъектах РФ, или имеют обособленные подразделения в других субъектах.

    Взаимозависимость: российские организации+убыток по налогу на прибыль

    Контролируются также сделки между российскими взаимозависимыми лицами, если хотя бы одно из них имеет убыток по налогу на прибыль, который учитывается при налогообложении прибыли. При этом не важно, текущий это убыток или убыток прошлых лет.

    Критерии контролируемости по таким сделкам весьма высоки. Сделки являются контролируемыми, если в 2012 году доход превысил 3 млрд. рублей (в 2013 году — 2 млрд. рублей, с 2014 года — 1 млрд. рублей).

    Обо всех таких сделках нужно уведомить налоговую инспекцию.

    Взаимозависимость: российские лица+полезное ископаемое

    Сделка будет признана контролируемой, если ее заключает плательщик НДПИ, и предметом этой сделки является добытое полезное ископаемое, которое облагается этим налогом по ставке, установленной в процентах.

    И при этом сумма дохода по такой сделке составляет более 60 млн. рублей за календарный год. Уведомить налоговиков придется, если сумма доходов по сделке с такими условиями превысила за 2012 год 100 млн. рублей (за 2013 год — 80 млн.

    рублей, за 2014 год — 60 млн. рублей).

    «Бесполезные» посредники: иностранные лица

    Отдельно в Налоговом кодексе рассмотрены ситуации, когда сделки заключаются между невзаимозависимыми компаниями, но через цепочку посредников, которые в реальности никаких дополнительных функций (за исключением организации реализации) не выполняют, не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов.

    Если при этом хотя бы один из участников всей цепочки не является российской компанией (российским физлицом), то сделка признается контролируемой, при условии, что сумма доходов по всем сделкам с участием такого посредника превысила определенный лимит. А именно: 3 млрд. рублей в 2012 году, 2 млрд. рублей в 2013 году, 1 млрд. рублей с 2014 года.

    О каждой такой сделке нужно уведомить инспекцию.

    Надо заметить, что в данном случае Налоговый кодекс достаточно широко понимает российское происхождение организации (физлица) – это и место регистрации (жительства), и налоговое резидентство.

    Этот момент особенно важно учитывать в отношении физлиц, которые могут быть гражданами России, иметь российский паспорт, но не являться налоговыми резидентами РФ.

    Сделки с такими физлицами могут быть признаны контролируемыми (при выполнении перечисленных выше условий).

    И еще один важный момент. В отношении данного вида контролируемых сделок уже имеется «особое мнение» Минфина России. В письме от 09.04.12 № 03-01-18/3-46 финансовое ведомство указало, что такие сделки являются контролируемыми независимо от суммы доходов по ним, а уведомление нужно подавать при сумме доходов по сделкам более 100 млн. рублей в год.

    «Бесполезные» посредники: российские организации+разные субъекты РФ

    Включение в цепочку «бесполезных» посредников (см. выше) может сделать сделки контролируемыми и в том случае, если ее сторонами являются российские организации.

    Для этого нужно, чтобы хотя бы один из участников сделки находился в другом субъекте РФ, имел там обособленное подразделение или уплачивал там налог на прибыль. Причем в таком случае сделка будет считаться контролируемой независимо от суммы.

    А вот уведомление нужно подавать только, если сумма доходов по сделкам за 2012 год превысила 100 млн. рублей (в 2013 году — 80 млн. рублей, с 2014 года — независимо от суммы).

    «Бесполезные» посредники: российские организации+убыток по налогу на прибыль

    Цепочка сделок, в которой участвуют посредники, не выполняющие никаких реальных функций, может стать контролируемой и в случае, если хотя бы у одного из участников имеется убыток по налогу на прибыль, учитываемый при налогообложении. В этой ситуации сделка будет признана контролируемой независимо от суммы, а уведомить налоговый орган по итогам 2012 года нужно, если сумма доходов по таким сделкам превысила 100 млн. рублей.

    См. также:

    «В Налоговом кодексе появился новый раздел о взаимозависимых лицах и рыночных ценах»;

    «Как рассчитать рыночные цены по новым правилам»;

    «Новые подробности о взаимозависимости и контролируемых сделках»;

    «Как подготовить документы по контролируемой сделке: рекомендации от ФНС».

    * В данной статье не рассматриваются такие специфические случаи, как участие в проекте «Сколково» и резидентство в ОЭЗ.

    Источник: https://www.BuhOnline.ru/pub/comments/2013/10/7898

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.