В рамках налоговой проверки формы статотчетности плательщик представлять не обязан

Содержание

Встречная налоговая проверка

В рамках налоговой проверки формы статотчетности плательщик представлять не обязан

Встречная проверка или просто «встречка» — это ещё один способ контроля налоговиков за правильностью и обоснованностью представленных документов. В современной редакции Налогового кодекса России нет такого понятия, как встречная налоговая проверка.

 Отношения об истребовании документов у контрагента проверяемого лица регулируются ст. 93.1 Налогового кодекса России «Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках».

На основании данной статьи налоговый орган имеет право запросить при проведении проверки у контрагента проверяемого лица документы, подтверждающие фактическое совершение и содержание сделки.

Ничего страшного в Требовании  о предоставлении документов по сделке с другой компанией нет. Проверяют не вас, а вашего контрагента. Такие проверки не являются еще одним видом налоговых проверок, хотя информацию о вашей деятельности они дают.

На практике налоговый орган практически всегда при проведении камеральных (документальных) или выездных проверок запрашивает документы по сделкам у контрагентов проверяемого лица.

Основанием для проведения такого запроса  может быть не только проведение камеральной или выездной налоговой проверки, но и другая обоснованная необходимость.

Причем, законодательство не ограничивает это понятие, поэтому такой необходимостью может быть что угодно. Инспекторы это определят сами по результатам своего анализа.

Вне рамок проверки могут проконтролировать какую-то конкретную сделку, чтобы подтвердить её реальность.

Какая информация может быть запрошена?

Для получения нужной информации, налоговая инспекция  направляет «Требование о предоставлении документов (информации)». В течение 5 дней вы должны предоставить запрашиваемые  документы.

Предоставлять нужно копии, заверенные руководителем, и заверять нужно каждую копию, или в случае, если документ на нескольких листах, то сшивать, нумеровать и заверять на месте сшива на обороте последнего листа с указанием количества листов.

Также законодательство предусматривает возможность направить документы в электронном сканированном виде по ТКС (телекоммуникационным каналам связи).

Список документов,  запрашиваемых налоговым органом, законодательно не определён. Налоговиков интересует всё, чем можно подтвердить хозяйственные операции с контрагентом, в частности: договоры, приложения и спецификации к ним, накладные, акты приема – передачи, счета-фактуры.

Список документов может быть большим, особенно если у вас с контрагентом  большой товарооборот или крупный подряд, и если вы чувствуете, что в такие сжатые сроки предоставить их не успеете, то на следующий день после получения Требования отправьте в налоговый орган  письмо с указанием причины задержки и срока, который вам необходим для  подготовки и  предоставления документов. В течение 2 рабочих дней налоговый орган должен сообщить о своём решении либо  о продлении сроков либо об отказе.

В случае отсутствия у вас запрашиваемых документов, направляйте  в ответ на Требование в течение 5 дней письмо об отсутствии запрашиваемых документов в налоговый орган.

Вы и ваш контрагент можете состоять на учёте в разных налоговых инспекциях. В таком случае  налоговый орган, в котором на учёте состоит контрагент,  не может истребовать от вас информацию.  Он  посылает поручение вашему налоговому органу, который на основании этого документа направляет вам требование и копию данного поручения.

Результаты встречной проверки оформляются актом.

Правомерность встречной проверки

Прежде чем направить в налоговый орган запрашиваемые документы, проверьте,  не допущены ли в Требовании ошибки или неточности. Вот на что стоит обратить внимание:

1.     Документы могут запросить только на основании письменного требования. Кроме Требования  должна быть копия поручения об истребовании документов (информации) из налогового органа, где зарегистрирован контрагент, в случае учёта ваших организаций в разных налоговых органах.

2.     Проверьте, чтобы  запрашиваемые сведения в поручении и  требовании совпадали. Кроме того, должна быть точно сформулирована причина запроса и она должна совпадать и в поручении и в требовании

3.     В требовании должны быть указаны конкретные документы, которые необходимы налоговому органу или указание на конкретную сделку/договор, информацию по которой нужно предоставить.

4.     Налоговый орган не вправе в рамках проверки контрагента требовать данные, которые относятся исключительно к вашей фирме, например налоговые декларации.

Вы имеете полное право не исполнять подобное требование налогового органа, только до этого еще раз убедитесь в том, что вы правильно поняли Требование, т.к.

ваш отказ может потребоваться отстаивать в суде, плюс перед этим вы заплатите штраф.

Можно ли отказать в предоставлении документов?

Из-за того что перечень документов, которые могут запросить налоговики, не регламентирован, возможны разногласия.

Вам представляется,  что запрашиваемые документы не содержат сведений о хозяйственных операциях с контрагентом, а налоговый инспектор будет утверждать обратное.

Например, могут запросить штатное расписание — так налоговики проверяют наличие взаимозависимости лиц между вашей организацией и контрагентом.

За отказ предоставить документы и за нарушение срока (5 дней) могут оштрафовать на 5 тысяч рублей. Кроме того, предусмотрена административная ответственность — наложение штрафа на должностных лиц юридического лица в сумме от 300 до 500 рублей.

Чем грозит встречная проверка

При получении Требования налогового органа, необходимо подумать,  как бы самому не попасть впросак,  предоставляя запрашиваемые документы, если в них обнаружат  расхождения с документами контрагента.

В рамках встречной проверки оштрафовать могут только за нарушение срока предоставления документов, но так просто чиновники не отстанут.

Если выявят нарушение, то налоговую проверку для вашей организации всё равно назначат и проведут, так что думайте, прежде чем слепо исполнять Требование! Обязательно созвонитесь с контрагентом и уточните у него перечень и содержание представленных им документов, постарайтесь свести риск выявления расхождений и разночтений в документах к минимуму и тогда налоговая сторона вашей деятельности будет значительно проще.

Впрочем, правило аккуратности и внимательности  подходит для всех случаев и сторон нашей многогранной жизни.

Алексей Полищук

Источник: https://juristirk.ru/stati/2013-11-21/vstrechnaya-nalogovaya-proverka

Запрос из налоговой вне рамок проверки

В рамках налоговой проверки формы статотчетности плательщик представлять не обязан
Инспекторы запрашивают у фирмы информацию и документы по сделкам с ее контрагентами вне рамок налоговых проверок.

Предоставить или отказать?

Для проведения контрольных мероприятий налоговики вправе истребовать информацию о фирме, плательщике сборов и налоговом агенте вне рамок проведения контрольных мероприятий. Порядок получения подобных сведений установлен пунктом 2 статьи 93.

1 Налогового кодекса. Упомянутая норма позволяет фискалам получать информацию по конкретной сделке как от ее участников, так и от иных лиц, располагающих данными об этой операции.

Реализация этих процедур регламентирована положениями пункта 3 и 4 статьи 93.1 НК, а также Порядком взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов (Приложение № 3 к Приказу ФНС РФ от 25.12.2006 г. № САЭ-3-06/892@).

Итак, запросить информацию имеет право та инспекция, где состоит на учете субъект, владеющий необходимыми сведениями. Соответствующее требование выставляется на основании поручения другой инспекции, проводящей контрольные мероприятия, в течение пяти дней после его получения.

При этом в поручении указывается тип ревизии, в рамках которой должны быть получены бумаги. При истребовании информации по конкретной операции в поручении указываются сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

Формы запросов и требования утверждены Приказом ФНС РФ от 31 мая 2007 года № ММ-3-06/338@.

Требование, с приложенной к нему копией поручения, вручается руководителю компании или его уполномоченному представителю лично под расписку. Бумага может быть передана и в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

В этом случае она считается полученной на дату, указанную в квитанции о приеме, которая подписана электронно-цифровой подписью организации. Если этими способами воспользоваться не удалось, требование направляется по почте заказным письмом.

Тогда оно считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты направления (п. 1 ст. 93, п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

Факт отправки

Иногда проверяющие выставляют компании одновременно несколько запросов. Невыполнение одного будет стоить фирме 5000 рублей, а второго – обойдется уже в 20 000 рублей. Ведь это повторное нарушение за календарный год – утверждают налоговики, вынося одним днем реше-ния о привлечении к ответственности по обоим нарушениям.

Как только запрос вручен, счет идет в буквальном смысле на дни. То есть, организации дается пять рабочих дней на исполнение запроса налоговиков. Если фирма не располагает истребуемой информацией, то в указанный срок нужно сообщить об этом в инспекцию. К слову, по ходатайству компании контролеры вправе продлить срок на подготовку необходимых им данных (п. 5 ст. 93.1, п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

Ответ на запрос фирма может представить в ФНС лично или через представителя, направить по почте заказным письмом или передать в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Документы на бумажном носителе отправляются в инспекцию в виде заверенных копий, а если они в электронной форме – по установленным форматам (п. 2 ст. 93 НК РФ).

Аутсорсинг бухгалтерии от 1667 рублей в месяц. Персональная команда для вашего бизнеса: бухгалтер, юрист, налоговик, кадровик и бизнес-ассистент.

Чаще всего бухгалтеры предпочитают передавать фискалам данные «по-старинке» на бумажных носителях. Замечу, что Налоговым кодексом РФ не предусмотрены правила отправки в инспекции копий документов.

Поэтому не лишними будут рекомендации Федеральной налоговой службы по этому поводу (п. 21 Письма от 13.09.2012 г. № АС-4-2/15309).

Чиновники допускают заверение многостраничных бумаг как путем заверения каждого отдельного листа копии документа, так и с помощью заверения прошивки многостраничного документа в целом.

К слову, запрещено истребовать у фирмы бумаги, которые ранее представлялись ею в ходе камеральных или выездных налоговых проверок ее деятельности. Исключение составляют случаи, когда проверяющим передавались оригиналы, которые впоследствии были возвращены (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Как видим, чтобы получить сведения или бумаги, необходимые для выполнения контрольных функций, налоговики обязаны соблюдать правила, которые подтверждены законом.

В противном случае требование проверяющих можно не выполнять на вполне резонных основаниях, поскольку они не соответствуют Налоговому кодексу (пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Рассмотрим некоторые недочеты в оформлении требований и поручений, которые допускают фискалы при истребовании информации. Именно эти промахи могут избавить бухгалтера от лишней работы.

Вне рамок

Исходя из буквального прочтения пункта 2 статьи 93.1 НК РФ, вне рамок налоговой проверки контролеры вправе запросить лишь информацию. Между тем на практике ревизоры не стесняются требовать у организаций помимо информации еще и копии документов.

Налоговики в требовании о передаче документов указали их в графе «примечание» вместо «наименование документа», в этом случае применить санкции к фирме за непредставление данных нельзя. По мнению арбитров, несоблюдение инспекцией установленной формы требования о передаче документов означает, что запрос незаконен.

Источник: https://delovoymir.biz/zapros-iz-nalogovoy-vne-ramok-proverki.html

Истребование налоговыми органами пояснений у налогоплательщиков | Отчётсдан

В рамках налоговой проверки формы статотчетности плательщик представлять не обязан
С.В. Разгулин, действительный государственный советник РФ 3 класса

Получение налоговым органом объяснений налогоплательщиков является одной из форм налогового контроля.

В Налоговый кодекс внесены изменения, повышающие ответственность налогоплательщика при исполнении полученных от налогового органа документов, связанных с истребованием пояснений.

 Основаниям получения пояснений, способам представления пояснений и мерам принуждения, применяемым к налогоплательщику за неисполнение документов налогового органа, касающихся истребования пояснений, посвящено интервью с экспертом.

— В рамках каких процедур налоговый орган может истребовать пояснения?

Налоговый кодекс предусматривает несколько форм истребования пояснений.
Требование о представлении пояснений, повестка о вызове на допрос свидетеля, уведомление о вызове в налоговый орган, требование о представлении документов (информации) — это разные документы, имеющие самостоятельное основание для направления и, соответственно, последствия неисполнения их налогоплательщиком.

Следует обратить внимание, что ФНС России рекомендует квалифицировать протокол допроса директора, главного бухгалтера проверяемого налогоплательщика, опрошенных в качестве свидетелей и заведомо заинтересованных в исходе дела, как документ, которым оформлены пояснения налогоплательщика (подпункт 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ, пункт 5.1 письма ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837).

Пожалуй, общим для требования о представлении пояснений, уведомления о вызове в налоговый орган является обязанность налогоплательщика, отнесенного к категории лиц, представляющих декларации в электронной форме, передать в налоговый орган через оператора по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) квитанцию о приеме указанных документов в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом (пункт 5.1 статьи 23 НК РФ).

Порядок направления документов в электронной форме по ТКС утвержден приказом ФНС России от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149@. Участники информационного обмена не реже одного раза в сутки проверяют поступление документов и технологических электронных документов.

Датой направления (отправки) налогоплательщику (представителю налогоплательщика) требования в электронной форме по ТКС считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки.

При получении налоговым органом квитанции о приеме документа датой его получения налогоплательщиком (представителем налогоплательщика) в электронной форме по ТКС считается дата принятия, указанная в квитанции о приеме.

— Напомните последствия, которые наступят в случае, если квитанция о приеме документов не будет отправлена?

Неисполнение обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган может привести к приостановлению операций по счетам в банке (подпункт 2 пункта 3 статьи 76 НК РФ).

Решение налогового органа о приостановлении операций будет отменено не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из следующих дат:

  • день передачи квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом;
  • день представления документов (пояснений), истребованных налоговым органом, — при направлении требования о представлении документов (пояснений) или явки представителя организации в налоговый орган — при направлении уведомления о вызове в налоговый орган.

Кроме того, ненаправление квитанции может рассматриваться как основание для привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 200 рублей по пункту 1 статьи 126 НК РФ (непредставление документа в установленный срок).

— В каком порядке применяется процедура истребования пояснений в рамках камеральной проверки?

Налоговый орган в некоторых случаях обязан истребовать пояснения, а в некоторых случаях вправе это сделать.

Налоговый орган обязан требовать у налогоплательщика необходимые пояснения или внесения в декларацию исправлений, если им выявлены:

  • ошибки в налоговой декларации;
  • противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
  • несоответствие сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученных им в ходе налогового контроля. К этому случаю относится, например, представление уточненной декларации после проведения камеральной проверки первоначальной декларации.

Форма требования о представлении пояснений приведена в приложении № 1 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. В требовании должно быть указано, в чем состоят ошибки и противоречия.

Кроме того, налоговый орган вправе потребовать у налогоплательщика пояснения, обосновывающие:

  • размер полученного в отчетном (налоговом) периоде убытка;
  • изменение соответствующих показателей налоговой декларации в случае представления уточненной декларации, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной декларацией.

Указанные основания для истребования пояснений приведены в пункте 3 статьи 88 НК РФ.

— Какие новые основания появились у налогового органа для истребования пояснений?

Со 2 июня 2016 года в рамках камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы (пункт 6 статьи 88 НК РФ в ред. Федерального закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ).

Строго говоря, для целей камерального контроля только главы 28, 30, 31 НК РФ содержат статьи, посвященные налоговым льготам.
Главы 25.3, 32 НК РФ используют понятие «налоговые льготы» («льготы по сбору»), но представление декларации (расчета) не предусматривают.

Кроме того, новая редакция пункта 6 статьи 88 НК РФ затрагивает только организации и индивидуальных предпринимателей, а на физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, непосредственно не распространяется.

Таким образом, пояснения об имуществе могут быть истребованы в рамках камеральной проверки заявленных в декларации (расчете) налоговых льгот по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу. На практике большинство требований касаются пояснений о льготе в отношении движимого имущества по пункту 25 статьи 381 НК РФ.

— Какие операции могут быть признаны льготируемыми для целей истребования пояснений?

Из Налогового кодекса неясно, в отношении каких операций, по которым применены налоговые льготы, могут быть истребованы пояснения при камеральной проверке.
Операции по реализации являются объектом обложения НДС, акцизами и соответственно в главах 21 и 22 НК РФ имеется перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).

Пункт 1 статьи 56 НК РФ признает льготами по налогам предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками.

Не являются налоговой льготой исключения из объекта налогообложения, пониженная налоговая ставка — это самостоятельные элементы налогообложения (статья 17 НК РФ). Хотя в правоприменительной практике есть примеры отнесения к налоговым льготам даже положений международных договоров об избежании двойного налогообложения.

Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 относит к налоговым льготам некоторые из оснований освобождения от налогообложения, перечисленные в статье 149 НК РФ, когда такое освобождение предоставляет определенной категории лиц преимущества по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции.

В пункте 14 данного Постановления указаны налоговые льготы: в отношении столовых образовательных и медицинских организаций (подпункт 5 пункта 2 статьи 149 НК РФ), в отношении религиозных организаций (подпункт 1 пункта 3 статьи 149 НК РФ), в отношении общественных организаций инвалидов (подпункт 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ), в отношении коллегий адвокатов, адвокатских бюро и адвокатских палат (подпункт 14 пункта 3 статьи 149 НК РФ). Следовательно, при проверке декларации по НДС, в которой отражены указанные «налоговые льготы», пояснения могут быть истребованы.

https://www.youtube.com/watch?v=IBfwJN3Vr5U

В судебной практике есть примеры признания налоговой льготой:

  • положений подпункта 2 пункта 2 статьи 149 НК РФ в отношении медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность. По аргументации суда, данное освобождение является налоговой льготой, поскольку установлено в отношении не всех налогоплательщиков, оказывающих услуги (Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 10.07.2015 № Ф02-3231/2015, Ф02-3026/2015 по делу № А69-3560/2014);

Источник: http://otchetsdan.ru/stati/istrebovanie-nalogovymi-organami-poyasnenij/

Спорные ситуации представления документов по требованию налоговых органов

В рамках налоговой проверки формы статотчетности плательщик представлять не обязан

07.07.2016

Екатерина Колесникова, Советник государственной гражданской службы РФ 3 класса 

Cпециально для компании «Такском»

Сталкиваться с требованиями о представлении документов (информации) из налоговой инспекции приходилось, наверное, каждому налогоплательщику. В разных случаях как содержание полученных требований, так и порядок представления документов по ним могут сильно отличаться друг от друга.

Давайте рассмотрим различные ситуации, когда документы и/или пояснения запрашиваются в рамках статьи 93 НК РФ в ходе проведения проверки деятельности организации или индивидуального предпринимателя, что необходимо отличать от процедуры, проводимой в отношении контрагентов проверяемого лица в рамках статьи 93.1 НК РФ.

В первую очередь, при получении требования необходимо определить основание для его выставления. Таковыми могут являться проведение выездных или камеральных налоговых проверок, а также иные мероприятия налогового контроля, проводимые как в отношении вашей организации, так и в отношении вашего контрагента, либо третьего лица.

Разберем конкретные примеры, с которыми на практике встречаются компании.

Представление документов при проведении выездной налоговой проверки

Представители налогового органа обладают наиболее полным объёмом полномочий при проведении выездных налоговых проверок. Это касается и того перечня документов, который может запрашиваться у проверяемого лица по требованию о представлении документов в рамках статьи 93 НК РФ.

При выездной налоговой проверке нужно помнить, что запрошенные документы должны относиться строго к проверяемому периоду. Требования проверяющих не могут выходить за рамки проверяемого периода и предмета.

Кроме того, не стоит забывать, что в соответствии с пунктом 5 статьи 93 НК РФ у налогоплательщика есть все права на то, чтобы не представлять повторно те документы, которые ранее уже направлялись им в инспекцию.

1. Требование о представлении документов в последний день выездной налоговой проверки

Каждая выездная налоговая проверка начинается с выставления налогоплательщику требования о представлении документов. Это известно каждому, кто уже сталкивался с проверкой. Однако вопрос заключается в том, может ли выездная проверка закончиться требованием о представлении документов?

Речь идет о ситуации, когда проверяющие вручают требование о представлении документов в последний день проверки, может даже совместно со справкой об окончании проведения выездной налоговой проверки. Как быть в таком случае? Ведь срок представления документов однозначно будет выходить за период проведения проверки.

Свежее мнение по данному вопросу изложено в Определении Верховного Суда РФ от 13.05.2015 № 305-КГ15-5504, в котором суд постановил, что налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы в последний день выездной налоговой проверки, если запрошенные документы необходимы для проведения мероприятий налогового контроля и относятся к проверяемому налоговому периоду.

Отметим, ранее суды имели кардинально противоположную точку зрения. Примером тому служат Определения ВАС РФ от 20.07 2012 № ВАС-8442/12 и ВАС РФ от 12.

032014 № ВАС-2609/14, которые не только говорят о неправомерности выставления требования в последний день проведения проверки, но и о невозможности привлечения лица к ответственности по статье 126 НК РФ в случае непредставления запрошенных документов.

Но, несмотря на ранее сложившуюся судебную практику, руководству, разумеется, стоит использовать в своей работе последние разъяснения, Верховного Суда. Это позволит избежать лишних препирательств и доначисления штрафных санкций.

2. Представление документов во время приостановления выездной проверки

Не менее острым вопросом является обязанность представления документов, когда проведение выездной налоговой проверки приостановлено.

Согласно пункту 9 статьи 89 НК РФ любые контрольные мероприятия в отношении проверяемого налогоплательщика на время приостановления проверки должны быть приостановлены. Из нормы следует, что проверяющие не имеют права выставлять требование о представлении документов, когда проверка приостановлена.

Однако, если требование о представлении документов было вручено представителю налогоплательщика до вынесения Решения о приостановлении проведения выездной налоговой проверки, срок представления запрошенных документов исчисляется в общеустановленном порядке. Такой вывод подтверждает Постановление Пленума ВАС РФ от 30.

07.2013 № 57.

Представление документов в рамках камеральной налоговой проверки

В отличие от выездной налоговой проверки, когда у налогоплательщика могут запрашиваться любые документы, касающиеся проверяемого налогового периода, при камеральной налоговой проверке строго регламентирован перечень документов и обстоятельства, при которых они могут запрашиваться у налогоплательщика. Разберем основания для истребования документов в ходе проведения камеральной налоговой проверки.

1. Применение налогоплательщиком налоговой льготы

Если в налоговой декларации заявлены налоговые льготы, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие право применения этих льгот (в соответствии с пунктом 6 статьи 88 НК РФ).

Для того чтобы определить, когда могут запрашиваться документы, нужно, в первую очередь, разобраться что представляет собой льгота в трактовке налогового законодательства.

Определение льготы дано в пункте 1 статьи 56 НК РФ, согласно которому под льготой понимаются предоставление преимуществ налогоплательщику или плательщику сборов по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать их в меньшем размере.

Принципиальным моментом в определении данного понятия является тот факт, что льготы предоставляются только отдельным категориям, а не всем налогоплательщикам.

Источник: https://taxcom.ru/about/news/spornie_sityatsii/

Права и обязанности налогоплательщика при запросах со стороны налоговых органов

В рамках налоговой проверки формы статотчетности плательщик представлять не обязан

На сегодняшний день сотрудники Федеральной налоговой обладают довольно широкими полномочиями касательно истребования документов у субъектов хозяйствования. Однако не в каждой ситуации запрос должностного лица может быть удовлетворен в полной мере, а порой такие требования и вовсе составлены с нарушениями действующего законодательства.

Ниже мы рассмотрим права и обязанности плательщиков и инспекторов Федеральной налоговой службы, связанные с требованиями о предоставлении документов бухгалтерского учета, проанализируем их практическую реализацию и укажем порядок действий субъекта хозяйствования, который позволит обезопасить себя от незаконных действий контролирующих органов.

Основания для истребования документов у плательщика

Федеральным законом №137-ФЗ от 27.07.2006 были внесены значительные редакции в статью 93 Налогового кодекса РФ, а также добавлена статья 93.1 – именно в данном разделе кодекса и установлены основные требования к действиям плательщиков и должностных лиц, а также указаны права и обязанности сторон при составлении запросов на предоставление документов и информации.

Основные принципы истребования документов у плательщика при камеральной или выездной проверке его деятельности

– В рамках осуществления контрольных мероприятий должностные лица Федеральной налоговой службы вправе требовать у субъекта хозяйствования предоставления всех необходимых для проведения проверки документов.

Детальный анализ судебной практики позволяет с уверенностью утверждать, что документы, на которые заявляют требование должностные лица, должны иметь непосредственное отношение к предмету проверки.

Таким образом, неправомерным будет истребование у юридического лица, например, товарных и товарно-транспортных накладных, договоров и актов сверки взаимных расчетов при проверке транспортного или земельного налога, НДФЛ или налога на имущество организаций (постановление ФАС СКО от 6 февраля 2013 г. № Ф08-33/13 по делу № А15-1092/2012).

– Истребование документов производится на основании официального требования о предоставлении документов, форма и порядок выставления которого указаны в приказе ФНС России № ММ-3-06/338 от 31.05.2007.

Так, требование должно вручаться непосредственно руководителю или законному представителю юридического лица или же физическому лицу или его уполномоченному руководителю под расписку.

При невозможности личного вручения запроса оно отправляется заказным письмом – датой вручения в таком случае считается шестой день с даты отправки.

Требование о предоставлении документов должно иметь следующие обязательные реквизиты:

  • Наименования документов, их реквизиты и иные индивидуализирующие признаки, а также указание периода, к которому они относятся.
  • Полное и краткое наименования организации (ее филиала), а также ИНН/КПП.
  • Уточнение, при проведении какого контрольного мероприятия возникла необходимость в истребовании указанных документов.

Следует отметить, что при возникновении судебных споров касательно законности действий должностного лица оцениваются следующие факторы:

  • Имеются ли неоспоримые доказательства наличия указанных документов у плательщика.
  • Действительно ли возникла необходимость их предоставления.
  • Имело ли место непредставление документов в установленные законодательством сроки.
  • Какое количество документов не было представлено.

– Документы передаются должностным лицам ФНС лично или через представителя, могут быть направлены почтой на бумажном носителе или в электронном виде посредством телекоммуникационных каналов связи.

Документы на бумажном носителе предоставляются в виде заверенных копий, при этом должностное лицо не вправе требовать их нотариального удостоверения (если иное не предусмотрено законодательством). Плательщик не обязан также предоставлять оригиналы документов, но должностные лица вправе потребовать их для ознакомления и сверки.

– Срок предоставления документов по запросу ФНС при проведении налоговой проверки – 10 рабочих дней (20 дней при проверке консолидированной группы налогоплательщиков).

– В ситуации, когда срок, указанный в требовании должностного лица ФНС является слишком коротким, плательщик обязан в течение суток уведомить налоговый орган о невозможности исполнения требования с указанием причин и новых сроков. Объективная невозможность представления документов в установленный налоговым инспектором срок освобождает от налоговой ответственности.

– В ситуации, когда плательщик, проходящий налоговую проверку, отказывается от представления документов, поименованных в запросе, его привлекают к ответственности согласно статьи 126 Налогового кодекса РФ. Сотрудники ФНС при этом выносят постановление о принудительной выемке документов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Размер штрафа, который предполагается к взысканию в суде, инспекция ФНС должна обосновать в расчете штрафа, приложенном к материалам дела. Таким образом, в течение 6 месяцев с момента непредставления субъектом хозяйствования документов по запросу должностного лица, инспекция ФНС представляет в суд следующие документы:

  • Неисполненное требование о представлении документов, где указано их количество.
  • Данные, по которым было определено, сколько документов не представил плательщик.
  • Детализированный расчет суммы штрафа по статье 126 Налогового кодекса РФ.

Отсутствие какого-либо из указанных документов минимизирует вероятность штрафных санкций. Неправомерным привлечение к ответственности признается и в том случае, если у плательщика не имелось реальной возможности представления документов.

Объективной помехой исполнения требований должностного лица может стать множество причин: аварии и чрезвычайные происшествия, в ходе которых документы пришли в негодность, противоправные и приступные действия третьих лиц и т.д.

Освобождает от ответственности и полное неведение отдельных документов.

Если сотрудники ФНС требуют документы о вашем контрагенте

Статья 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2007 года регулируется истребование у третьих лиц информации о конкретных сделках с тем или иным плательщиком.

Ранее указание на право должностных лиц ФНС составлять запросы о деятельности плательщика содержалось в статье 87 Налогового кодекса, при этом данные действия, проводимые в рамках камерального и выездного контроля, носили название встречных проверок.

Ныне фактически терминология не упразднена, и встречная проверка является одним из наиболее распространенных способов контроля плательщика посредством взаимодействия с третьими лицами. Ее целями являются:

  • Подтверждение фактического существования контрагента и совершения оформленных с ним операций.
  • Анализ сведений по каждой из хозяйственных операций по данным обеих сторон сделки.

Существующая на сегодняшний день судебная практика показывает наличие множества спорных моментов, касающихся требований должностных лиц на предоставление документов или информации по хозяйственным операциям, однако существует несколько основных тезисов, которые следуют из содержания статьи 93.1 Налогового кодекса и судебной практики оспаривания действий должностных лиц:

Имеют ли право должностные лица требовать любую информацию по контрагенту? Практика последних лет однозначно говорит, что в запросе могут быть указаны лишь те документы, которые имеют отношения к тематике проверки контрагента (постановление ФАС СКО от 6 февраля 2013 г. № Ф08-33/13 по делу № А15-1092/2012).

Какие именно документы могут потребовать сотрудники ФНС? В современном законодательстве не установлено четких перечней тех документов, которые вправе требовать должностные лица налоговой службы.

Однако судебная практика показывает, что не могут быть истребованы те документы, которые предназначены исключительно для систематизации и накопления данных, то есть карточки счетов, регистры, книги покупок, продаж и т.п.

Аргументом в пользу некорректности их истребования служит то, что данные реестры фактически не являются документом, подтверждающим факт совершения тех или иных хозяйственных операций и не могут служить основанием для расчета и уплаты налогов в бюджет (постановление ФАС ВСО от 13 августа 2013 г. № Ф02-3644/13 по делу № А10-2526/2012).

Как должно оформляться требование на представление документов? Начнем с того¸ что запрос должностных лиц ФНС о предоставлении информации и документов по сделкам с контрагентом должен иметь следующие обязательные данные:

  • Полное наименование проверяемого плательщика.
  • Полный перечень необходимых документов.
  • Признаки, позволяющие идентифицировать сделки (стороны, предмет сделок, период совершения и иное).

При ошибках в заполнении указанных выше сведений запрос может быть оспорен в арбитражном суде, который с большой вероятностью станет на сторону плательщика, которому выставлялось требование.

Как исчисляется срок предоставления документов, указанных в требовании, в частности при направлении требования по почте? Пунктом 5 статьи 93.

1 Налогового кодекса РФ установлен пятидневный срок предоставления информации и документов по сделкам с контрагентом при запросе должностного лица ФНС.

При направлении требования заказным письмом по почте плательщик признается получившим его по истечении 6 дней с даты направления (независимо от фактической даты получения), после чего начинается отсчет 5 дней, предусмотренных на оформление и предоставление документов в налоговый орган.

– Возможно ли повторное истребование документов и информации по сделкам с контрагентом? Нет, если в налоговый орган уже были предоставлены копии таких документов либо данный в электронном виде. Повторное истребование возможно только в том случае, если ранее на ознакомление сотрудникам ФНС предоставлялись оригиналы документов.

Можно ли увеличить срок на предоставление документов? Да, письменно обратившись в налоговый орган с указанием причин и новых сроков.

Стоит, однако, учитывать, что инспекция ФНС вправе не удовлетворить данное ходатайство, но даже в случае отказа суд может освободить плательщика от ответственности при наличии объективных обстоятельств, препятствующих предоставлению документов в пятидневный срок.

И еще несколько важных моментов, касающихся встречных проверок ФНС:

  • Запрос плательщику о предоставлении сведений и документов по сделкам с контрагентом вручает «своя» инспекция (в которой он состоит на учете), а не та, которая проводит проверку контрагента.
  • Налоговый орган вправе сделать плательщику запрос на предоставление документов, не совпадающих с периодом проверки контрагента, однако такие требования часто признаются произвольными (т.е. необязательными к выполнению) в судебном порядке.
  • Встречная проверка в отличие от других методов контроля может не оформляться актом или иным документом, так как ее цель заключается исключительно в получении информации и документов.

Камеральная налоговая проверка

Камеральная проверка является одной из форм налогового контроля, представляющего собой анализ деклараций и документов, на основе которых исчисляют и уплачиваются в бюджет налоги (сборы), годовых форм отчетности, оценка достоверности сведений и выявление ошибок. Камеральные проверки имеют ряд особенностей:

  • Проводятся на территории налогового органа.
  • Изучаются непосредственно представленные плательщиком документы.
  • Не требуют вынесения решения ответственных лиц.
  • Результаты используются при планировании и проведении выездных проверок.

Порядок осуществления камерального контроля, а также права и обязанности участников проверки указаны в статьей 88 Налогового кодекса РФ. Срок проведения проверки – 3 месяца со дня подачи декларации в налоговый орган.

Права должностных лиц, осуществляющих камеральный контроль:

– требовать документы, подтверждающие права на льготы по налогам, правомерность применения вычетов по НДС при его возврате, правильность расчета и своевременность уплаты налога на использование природных ресурсов;

– брать с плательщика пояснения по тем или иным вопросам, имеющим отношения к камеральному контролю.

При прохождении камеральной проверки плательщик должен учитывать следующие нюансы:

  • Требование на предоставление документов выставляется в порядке, указанном выше, то есть только по вопросам, связанным с камеральным контролем, а также с соблюдением всех реквизитов (постановление ФАС Уральского округа от 20 января 2006 г. по делу № Ф09-6207/05-С2). При отсутствии в требовании точного перечня документов запрос должностного лица признается некорректным, и плательщик освобождается от ответственности за непредставление данных.
  • Требование на представление дополнительной информации должно быть направлено не позднее 3-х месяцев с момента подачи декларации.
  • Устные требования инспекторов ФНС о предоставлении документов плательщик выполнять не обязан (постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 октября 2002 г. по делу № А21-3182/02-С1).
  • Непредставление документов, указанных в требовании, не дает права проведения выемки и осмотра помещений плательщика – подобная процедура возможна только в ходе выездной проверки.
  • В случае подачи уточненной декларации может проводиться дополнительная камеральная проверка.
  • Инспектор не имеет права составлять акт проверки по факту найденных нарушений, не получив объяснений плательщика.
  • Обязанность доказательства выявленных правонарушений лежит на должностных лицах – привлечение к ответственности возможно только при их бесспорности.

Источник: https://www.gestion.ru/news/articles/1361/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.