Варианты исхода налоговой проверки, или что следует за составлением акта

Содержание

Варианты исхода налговой проверки, или что следует за составлением акта

Варианты исхода налоговой проверки, или что следует за составлением акта

Контроль со стороны ИФНС не ограничивается проведением налоговых проверок. Тем не менее, именно по этому виду «ревизий» чаще всего возникают вопросы В этой статье мы постарались подробно рассмотреть, чем именно могут закончится налоговые проверки как для инспекторов, так и для налогоплательщиков

Следует различать два условно выделенных направления контрольной работы налоговых органов. Первое – это дела о выявленных в ходе камеральной или выездной проверки налоговых правонарушениях – налоговые проверки. Решения по таким проверкам принимаются в соответствии со статьей 101 Налогового кодекса РФ, обжалуются – 101.2 Налогового кодекса РФ.

Второе – это все остальные мероприятия контроля, которые осуществляет налоговая служба (проверка соблюдения порядка постановки на учет в налоговом органе, срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке порядка регистрации объектов игорного бизнеса и пр.). Эти проверки рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 Налогового кодекса РФ.

Налогоплательщик вправе обжаловать решение налоговиков. Но еще прежде, чем будет принято какое-либо решение по результатам проверки, налогоплательщик имеет шанс доказать свою правоту.

Остановимся более подробно на налоговых проверках.

Итак, проверка закончилась

По факту окончания проверки главное для налогового инспектора правильно и своевременно оформить результаты проверки. А для налогоплательщика – воспользоваться своими правами на урегулирование разногласий с налоговиками, если он не согласен с выводами проверяющих или применяемыми санкциями.

Восстановим вкратце, как заканчиваются проверки. Если это выездная налоговая проверка, то инспектор в последний день ее проведения составит небольшую справку, в которой отразит проверенные периоды и существо проверки. Затем в течение двух месяцев инспектор будет оформлять подробный акт. Для участников консолидированной группы срок продлен до трех месяцев.

Если проверка камеральная, то в этом случае справка не составляется, акт будет написан в течение десяти дней после окончания проверки. И то, только если выявлены налоговые нарушений.

ВАЖНО

Если налогоплательщик не представлял письменные возражения по акту проверки, он может сделать это на стадии рассмотрения материалов проверки.

Еще пять дней дается для вручения акта лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю Для участников консолидированной группы срок продлен до десяти дней.

И вот наконец ход за налогоплательщиком.

Подаем возражения

Налогоплательщик имеет право в течение пятнадцати дней со дня получения акта представить в налоговый орган, который проводил у него проверку, письменные возражения. Возражения могут быть поданы как по акту в целом, так и по его отдельным положениям. Для участников консолидированной группы срок продлен до тридцати дней.

Обратите внимание, что возражения – это первый шаг налогоплательщика доказать свою правоту. Здесь можно привести свои доводы, аргументы, а также предъявить подтверждающие материалы и документы, дать пояснения – все, что может «спасти» ситуацию.

Ведь, в ходе проверки налоговики не делились своими секретами, а сделанные ими выводы субъективны. Возможно, они не учли особые обстоятельства или не удосужились запросить дополнительные первичные документы.

Очень часто налогоплательщики заявляют ходатайство об оценке и применении обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения.

В любом случае, по истечении этих пятнадцати дней, налоговая служба начнет принимать окончательное решение по результатам проверки, в котором уже четко будет указано, есть или нет нарушение налогового законодательства, если есть – какое и в каком размере.

Вынесение заключения начинается с рассмотрения материалов проверки. Рассматривается как сам акт проверяющего инспектора, так и представленные проверяемым лицом письменные возражения.

Вынесение заключения начинается с рассмотрения материалов проверки. Рассматривается как сам акт проверяющего инспектора, так и представленные проверяемым лицом письменные возражения.

Решение принимается в течение десяти дней с момента истечения пятнадцатидневного срока, предоставленного налогоплательщику для возражений. Срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Проверенное лицо, в том числе ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков, извещается о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.

И он лично или через своего представителя может участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки.

При этом, разрешено знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.

ОСОБЫЕ ПРАВИЛА

Не путайте возражения и обжалование – это разные способы защиты налогоплательщиком своих интересов. И производиться они должны на различных стадиях налогового контроля.

Порядок представления возражений закреплен в статье 100 (пункт 6) и статье 101 (пункт 4) Налогового кодекса РФ.

Итак, по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки может быть вынесено одно из двух решений:

  1. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  2. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Чем отличаются эти решения? В первую очередь, санкциями. В решении о привлечении обязательно будут указаны суммы выявленной недоимки, начисленные на нее пени и наложенные штрафы. Решение же об отказе в привлечении может вообще не содержать сумм взысканий. Но может быть указаны недоимки и пени, подлежащие уплате в бюджет.

После того, как решение вручено, налогоплательщик имеет право его обжаловать. Обратите внимание, налогоплательщик имеет право обжаловать как решение о привлечении к ответственности, так и решение об отказе в привлечении к ответственности.

Нововведения в НК

В 2013 году законодатели приняли ряд поправок в Налоговый кодекс РФ, которые, во-первых, создают благоприятные условия для урегулирования споров между налоговой службой и налогоплательщиками без обращения в суд. А во-вторых – снижают нагрузку на судебные инстанции, обеспечивая последовательность досудебной и судебной стадии разрешения таких споров.

Основная канва поправок – обжалование решений налоговых органов в досудебном порядке всех без исключения проверок, по которым выявлены доначисления или наложены штрафы, то есть прежде чем идти в суд, несогласный с вынесенным решением налогоплательщик обязан обжаловать решение налоговиков в вышестоящем налоговом органе.

В перспективе такие новшества, как заявляли законодатели в законопроекте, имеют неоспоримые преимущества.

Это быстрый способ рассмотрения споров – один месяц или в некоторых случаях пятнадцать дней против длительного, от трех месяцев до года, в суде.

Кроме того, урегулирование в досудебной форме определенно снизит издержки налогоплательщика, так как не будет госпошлины, платы за услуги представителей и прочих расходов.

Поправки в первую часть Налогового кодекса РФ внесены Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 153-ФЗ (здесь и далее — Закон № 153-ФЗ). Подробнее об этих поправках читайте в следующих статьях.

А.М. Акиньшина, консультант по налогам

ВНИМАНИЕ

Данная статья взята из закрытого раздела сайта Практическая Бухгалтерия. Чтобы получить доступ к уникальным материалам и узнать больше, нажмите сюда >>.

Источник: Бухгалтерия.ру

Источник: //otchetonline.ru/art/audit/35542-varianty-ishoda-nalgovoy-proverki-ili-chto-sleduet-za-sostavleniem-akta.html

Составлен акт налоговой проверки: возражения, решение, апелляция, требование об уплате налогов, принудительное взыскание

Варианты исхода налоговой проверки, или что следует за составлением акта

О том, что проверка закончена, вас уведомят соответствующей справкой. Кстати, со дня ее составления налоговики должны покинуть территорию налогоплательщика. Справка носит информационный характер, в ней фиксируются:

– предмет проверки;

– сроки ее проведения.

Акт по результатам выездной налоговой проверки оформляется в течение двух месяцев с момента ее окончания (ст. 100 НК РФ) и содержит:

– подробные выводы проверяющих;

– документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;

– выводы и предложения по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, если за данные нарушения законодательства о налогах и сборах предусмотрена налоговая ответственность.

//www.youtube.com/watch?v=qmEasXjiiR4

Акт налоговой проверки подписывают лица, проводившие проверку, а также проверяемое лицо.

Акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю в течение пяти рабочих дней с даты составления этого акта (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Акт может быть вручен налогоплательщику под роспись или отправлен заказным письмом; в этом случае он считается полученным на шестой день с даты отправки заказного письма.

Примечание. Со дня получения акта начинается отсчет срока, предусмотренного для написания возражений, и фиксация этого срока крайне важна.

Возражаю!

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих налогоплательщик может представлять возражения по акту в целом или в отношении отдельных его положений.

Возражения подаются в произвольной форме в письменном виде (п. 6 ст. 100 НК РФ) в течение 15 рабочих дней со дня получения акта налоговой проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Надо указать, с какими именно положениями акта вы не согласны. Эта позиция должна быть обоснована ссылками на нормы законодательства, судебной практикой, причем приоритет отдается решениям ВАС РФ и решениям судов по соответствующим судебным округам.

Тот факт, что возражения не были написаны, еще не свидетельствует о том, что налогоплательщик согласился с выводами, изложенными в акте проверки. Это никак не влияет на возможность последующего обжалования решения налоговых органов в суде.

Однако, подавая возражения, следует учитывать, что они могут повлечь за собой проведение дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ).

И тогда решение по результатам проверки будет принято с учетом данных, которые получены в ходе проведения дополнительных мероприятий.

Выносится решение

Решение о привлечении к налоговой ответственности либо об отказе в привлечении к налоговой ответственности по результатам налоговой проверки составляется в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока для представления возражений (ст. 101 НК РФ).

В течение пяти рабочих дней со дня его составления решение должно быть вручено налогоплательщику.

Еще через 10 рабочих дней со дня вручения решение вступает в силу.

Если решение отправлено заказным письмом, то оно считается полученным на шестой рабочий день с момента отправки (т.е. вступит в силу спустя 16 рабочих дней с даты его отправления).

Перед вынесением решения руководителем или заместителем руководителя налогового органа, проводившего налоговую проверку, рассматриваются акт и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом письменные возражения по указанному акту и приложенные к ним документы.

Если необходимо получить дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, руководитель или заместитель руководителя налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.

В этом случае окончательное решение о привлечении налогоплательщика к ответственности принимается после проведения дополнительных мероприятий по истечении месячного срока.

В решении излагаются:

– обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения таким образом, как они были установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства;

– доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов;

– решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности;

– указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

Подаем апелляцию

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не вступившее в силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы (ст. 101.2 НК РФ).

Примечание. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе его обжаловать, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган.

Жалоба подается налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган в течение 10 рабочих дней со дня вручения решения. Если решение обжаловалось, оно может вступить в силу после принятия решения по апелляционной жалобе лицом в вышестоящем налоговом органе.

Если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решения нижестоящего налогового органа, то последнее вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом.

В случае если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, изменит решение нижестоящего налогового органа, то это решение с учетом внесенных изменений вступает в силу со дня принятия соответствующего решения вышестоящим налоговым органом.

Если решение уже вступило в силу и не было обжаловано в апелляционном порядке, то оно также может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган. В этом случае по ходатайству лица, обжалующего решение налогового органа, вышестоящий налоговый орган вправе приостановить исполнение обжалуемого решения.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.

В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

Выставление требования об уплате налогов

Требование об уплате налогов, пеней и штрафов на основании вступившего в силу решения о привлечении к налоговой ответственности направляется налогоплательщику в течение 10 рабочих дней с даты вступления в силу данного решения (п. 2 ст. 70 НК РФ).

Примечание. Требование, направленное организации налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, передается руководителю организации лично под расписку или направляется по почте заказным письмом. В этом случае оно считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты направления заказного письма.

Требование должно содержать сведения:

– о сумме задолженности по налогу;

– размере пеней, начисленных на момент направления требования;

– сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах;

– сроке исполнения требования;

– мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Уплата налогов, штрафов и пеней

Уплата налогов и штрафов по окончании налоговой проверки производится в течение восьми рабочих дней со дня получения требования налогового органа (п. 4 ст. 69 НК РФ), если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Если на дату получения требования у налогоплательщика имеется переплата по соответствующему виду налогов (федеральным, региональным, местным), она может быть зачтена в счет уплаты недоимок, пеней и (или) штрафов по итогам проверки (п. п. 1, 5 ст. 78 НК РФ). В этом случае обязанность по уплате считается выполненной в день вынесения налоговым органом решения о зачете (пп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ).

Если налогоплательщик добровольно не исполнит решение налогового органа и не уплатит в срок, предусмотренный требованием, недоимку и штраф, ему грозит принудительное взыскание (ст. 46 НК РФ).

Принудительное взыскание

При неуплате или неполной уплате налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (ст. 46 НК РФ).

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему РФ необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения этого срока (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Решение, принятое после истечения указанного срока о взыскании, считается недействительным и исполнению не подлежит.

В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление подается в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в течение шести рабочих дней после его вынесения.

В случае невозможности вручить решение о взыскании налогоплательщику под расписку или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести рабочих дней со дня направления заказного письма.

Поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему РФ направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством РФ.

Поручение должно содержать указание на те счета налогоплательщика, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению.

Взыскание налога может производиться как с рублевых расчетных (текущих) счетов, так и с валютных счетов налогоплательщика, если недостаточно средств на рублевых счетах.

Не производится взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика, если не истек срок действия депозитного договора.

Поручение налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством РФ.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 47 НК РФ.

Налоговые споры, Налоговые проверки, Выездная проверка

Источник: //www.pnalog.ru/material/akt-nalogovoy-proverki-reshenie-apellyaciya

Методические указания для эффективного разрешения налоговых споров

Варианты исхода налоговой проверки, или что следует за составлением акта

При обжаловании решения налогового органа, вынесенного после проведения налоговой проверки, необходимо соблюсти досудебную процедуру.  Однако прежде, чем будет вынесено решение, проверяемое лицо вправе представить возражения на акт налоговой проверки в ту инспекцию, которая проводила соответствующую проверку уплаты налогов.  Рассмотрим подробно процедуру обжалования решений ИФНС.

Получение акта налоговой проверки и подготовка возражений

Правильность действий на этом этапе крайне важна, поскольку от этого зависит перспектива успешного разрешения спора. Тем более, что с 1 сентября 2013 года применяется новый порядок при обжаловании актов налоговой проверки и составлении возражений.

Получение акта сотрудником компании подтверждается его подписью на последней странице. При этом обязательно указывается дата, начиная с которой отсчитывается один месяц (30 дней), отведённый для представления возражений по акту в налоговую инстанцию.

К акту должны прикладываться проверочные материалы – копии допросных протоколов, протоколов, составленных по итогам осмотра помещений и так далее.

Важно!

Налоговики могут отправить акт почтой только в том случае, когда получатель уклоняется от его личного вручения, например, проигнорировал извещение, присланное налоговым органом.

Важно!

Даже в случае истечения месяца налогоплательщик располагает правом подачи дополнительных возражений по акту и соответствующих доказательств. Он вправе принести эту документацию на заседание комиссии, рассматривающей материалы проверки, и налоговики обязаны их принять к рассмотрению.

Прочесть акт следует несколько раз и очень внимательно. Это требуется для того, чтобы изучить  акт на предмет наличия ошибок, допущенных проверяющими лицами, – существенных, формальных, процедурных и фактических.

Важно!

Львиная доля процедурных ошибок, к примеру, нарушение сроков проведения проверки, представление документации по телефонному звонку, а не по письменному требованию, не принимаются во внимание ни судом, ни вышестоящей инстанцией. Поэтому не следует тратить время на перечисление ошибок процедурного характера в возражениях. Единственное, что может сыграть роль, это нарушение регламента привлечения налогоплательщика к ответственности, но об этом ниже.

Не стоит тратить время на перечисление ошибок процедурного характера и формальных ошибок в возражениях

Точно такие же рассуждения касаются формальных ошибок – опечаток, неточностей в указании реквизитов и других.
Главной целью изучения акта является поиск фактических и существенных ошибок.

Основная цель – фактические и существенные ошибки в акте налоговой проверки

Фактические ошибки можно условно разделить на два типа – оказывающие влияние на основание претензии и определяющие её размер.

Второй вид составляют, в основном, арифметические погрешности – ими акты проверок иногда просто кишат.

Важно!

Если при исправлении арифметической ошибки размер претензии уменьшается незначительно, то эту ошибку целесообразно не указывать в тексте возражений.

В противном случае налоговики получат возможность повлиять на решение на стадии подготовки его текста.

Если же арифметические ошибки переносятся в решение, то по результатам проверки у налогоплательщика увеличивается количество доводов, которые можно использовать на последующих стадиях урегулирования спора.

При значительности арифметической неточности указывать её нужно. Вероятность её исправления при вынесении решения высока. В любом случае, это даст возможность снизить сумму платежей по взысканиям налогового органа.

Другой тип фактических ошибок составляют ссылки на непредставление документации, которую представили или не запросили; ссылки на отсутствие сведений об обязательных реквизитах в документации, на самом деле в ней присутствующих; недостаточно полное исследование обстоятельств и прочие неточности.

Любые фактические ошибки необходимо опровергать только с приведением доказательств. Если налогоплательщик может подтвердить, что сведения, используемые в качестве доказательств, предоставлялись проверяющему, то в тексте возражений об этом лучше не упоминать.

Неполнота исследования фактов может опровергаться и без наличия доказательств. В качестве примера можно привести такую ситуацию.

Проверяющий опросил собственника помещения, указавшего, что контрагент налогоплательщика помещение не арендовал. Однако проверяющий не выяснил, был ли заключён между арендаторами и контрагентом договор субаренды.

Это и есть фактическая ошибка, опровергаемая без предоставления доказательства – того самого субарендного договора.

Существенные ошибки в акте налоговой проверки составляют наиболее сложную категорию. Именно они, в конечном итоге, и являются причиной спора.

К числу таких ошибок относится, например, неверное толкование существа операций, приводящее к неправильному выводу о существовании объекта налогообложения там, где он отсутствует.

Иногда налоговики приходят к ошибочному мнению, что учётная операция не прописана в Налоговом кодексе, а потому её проведение запрещено. Говоря в общем, существенные ошибки возникают из-за различий в толковании налогового законодательства.

Придерживайтесь следующего порядка.

  • Изложите свою позицию с указанием норм Налогового кодекса, других требований законодательства.
  • Приведите тексты писем Минфина и УФНС, из которых следует, что такой подход правомерен.
  • Продемонстрируйте примеры из судебной практики, защищающие вашу позицию.

Подготавливая примеры из судебной практики, помните, что наиболее важными являются акты Верховного арбитражного суда, затем – документы окружного арбитражного суда, под юрисдикцией которого вы находитесь. И лишь в конце можно приводить акты прочих окружных судов и нижестоящих судебных инстанций. Отбирайте наиболее актуальные примеры из судебной практики.

Важно!

В тексте акта проверки, скорее всего, также будут содержаться ссылки на судебную практику. Налогоплательщик должен опровергнуть каждую ссылку, например, тем, что они не относятся к предмету спора, рассматривают иные фактические обстоятельства, в актах, принятых позднее, утверждается иное, приняты изменения в законодательство и так далее.

Следует отдельно рассмотреть случаи совершения каких-то ошибок и наличия действительных оснований в претензиях проверяющего.
Доводы налогоплательщика могут быть, как минимум, следующими.

Если ошибка содержится в оформлении какой-либо документации, то целесообразно ссылаться на несущественность этой неточности.

Кроме того, нужно помнить, что иногда неправильный учёт не определяет наличие задолженности.

Серьёзным доводом, применимым во всех случаях, является тот факт, что недоимка по уплате одного налога означает превышение по уплате другого. Пример, являющийся классикой.

Нарушение в учёте основных средств вызывает разницу в результатах по налогам на имущество и на прибыль.

Известны случаи в юридической практике, когда с помощью указания одного только этого факта претензия налоговиков снималась.

Важно!

При невыполнении организацией обязанностей налогового агента, например, если она не удержала налог с работников, то с неё взыскиваются лишь санкции за это нарушение и пени. Сумма налога с организации не взыскивается.

Теперь снова рассмотрим процессуальные нарушения при привлечении налогоплательщика к ответственности.

В этом случае налоговики обычно совершают следующие главные ошибки – привлекают к ответственности, не установив вину (классическим примером являются отношения налогоплательщика с контрагентами-однодневками) или пропускают трёхлетний срок для начисления штрафных санкций. Нужно непременно проанализировать и учесть эти моменты при подготовке возражений.

Правильно составленные возражения выглядят таким образом:

  • вводные реквизиты (куда подаётся документ, кто его подает (юридическое наименование налогоплательщика, ИНН/КПП, адрес, контактные данные), наименование документа (возражения на акт налоговой проверки с указанием его номера и даты составления), краткая вводная информация (проверяемый период, сроки проверки и так далее);
  • при большом количестве эпизодов и значительном объёме документа (более 7-8 страниц) рекомендуется составить его оглавление;
  • первая часть возражений должна содержать данные о налогах, по уплате которых выдвигаются претензии, и суммах доначислений, а также привести доводы проверяющего для обоснования претензий;
  • во второй части документа указываются контраргументы налогоплательщика по каждому пункту акта проверки. 

В каждом эпизоде в нескольких словах нужно изложить позицию проверяющего, а затем перечислить возражения в следующем порядке:

  • существенные ошибки, наличие которых исключает обоснованность претензий по определению, фактические ошибки, данные о наличии или, напротив, отсутствии превышения по уплате налогов с позиций проверяющего;
  • в третьей части документа должны указываться данные о серьёзных процессуальных нарушениях, способных изменить правильность оценки акта проверки;
  • окончание документа должно представлять собой просительную часть с требованием принятия во внимание доводов налогоплательщика и вынесения решения об отказе в привлечении его к налоговой ответственности;
  • в качестве небольшой хитрости можно использовать предложение налоговикам запросить у налогоплательщика какую-либо дополнительную документацию по делу. Обычно таких запросов не поступает, но сам факт такого предложения плательщика в адрес налоговиков можно успешно использовать на следующих этапах урегулирования спора;
  • в конце указывается список приложений, и документ подписывается налогоплательщиком или его доверенным лицом.

Возражения можно направить в канцелярию налогового органа почтовой связью, но рекомендуется представить два экземпляра документа ЛИЧНО. Один экземпляр там примут с приложениями, а на втором будет сделана соответствующая отметка.
Далее вы должны готовиться к участию в заседании комиссии, рассматривающей материалы налоговых проверок.

Процесс рассмотрения материалов налоговой проверки

Следуйте нижеприведённым рекомендациям, и процесс рассмотрения материалов налоговой проверки не станет чисто формальным.

Важно!

Налоговый орган должен официально пригласить вас для участия в рассмотрении материалов проверки, вручив уведомление лично, прислав его по почте или каким-либо другим способом. Если вы не получали такого приглашения и можете это доказать, то решение по результатам проверки подлежит отмен лишь на этом основании.

В обычных условиях уведомление вручается вместе с актом проверки. Допускается задержка в 2-3 суток.

В большинстве случаев датой рассмотрения является последний день, отведённый для представления возражений плюс ещё день.

Фактически это выглядит как сообщение налоговиков о том, что с возражениями заблаговременно знакомиться никто не станет. По этой причине большую важность приобретает правильность представления возражений.

Перед заседанием комиссии нужно оформить доверенность на каждого представителя налогоплательщика. Если плательщиком налогов является юридическое лицо, то доверенность нужно оформить на главного бухгалтера. На руководителя компании доверенность можно не оформлять.

В ходе заседания свои доводы нужно излагать по порядку – по каждому эпизоду, содержащемся в возражениях.
Перед изложением доводов по тому или иному эпизоду, укажите значимые моменты, например, что проверяющий исказил сведения налогового учёта или данный вопрос уже разрешён в соответствии с судебной практикой и так далее. Этим вы зададите определённый деловой настрой.

Затем максимально полно изложите свою позицию, стараясь не перечитывать при этом текст возражений. Разумеется, подобное изложение нужно готовить заблаговременно. Если проверяющий начнёт оспаривать детали документа, то в этом случае можно уверенно обращаться к конкретным фрагментам текста возражений или другой документации.

Важно!

Ваш оппонент, скорее всего, является руководителем инспекции или его заместителем. И все присутствующие налоговики поддерживают его. Процесс напоминает некую пародию на судебное заседание, по результатам которого выносится, с позволения сказать, «объективное решение».

Вам в ходе заседания нужно решить одну важную задачу – по результатам рассмотрения каждого эпизода убедить руководителя инспекции в том, что ваши позиции непоколебимы, и вы располагаете всеми шансами выиграть спор в вышестоящей инстанции.

Если проверяющие (обычный сценарий) станут убеждать вас, что в суде легко отстоят свои позиции, вы можете заявить – я буквально вчера по открытой базе данных ВАС РФ в интернете ознакомился с вашими делами, и не увидел там, что вы выиграли хоть один процесс.

Данный приём эффективен, поскольку инспекции, как правило, проигрывают 80% судебных споров.

С большой долей вероятности вам предложат банальный торг – снятие львиной доли претензий в обмен на ваш отказ от обжалования всего остального. Здесь от вас потребуется серьёзно рассмотреть все плюсы и минусы.

Очевидно, что налоговики в этом случае вроде бы проявляют слабость. С другой стороны, малые доначисления налоговых платежей могут уже сейчас обеспечить вам спокойствие.

Ведь решение по спору будет прогнозируемым – в вашу пользу.

Комплекс дополнительных мероприятий в рамках налогового контроля

В некоторых случаях по результатам заседания комиссии налоговики решают провести дополнительные мероприятия в рамках налогового контроля.

Проведение дополнительных мероприятий представляет собой усечённый вариант продления основной проверки.

Обычно налоговики весьма ограничены в своих полномочиях и истребуют у налогоплательщика новые документы, либо действуют по итогам встречных проверок.

Важно!

Налоговики могут требовать по запросу документы лишь в отношении изложенных в акте проверки эпизодов. Рассматривать другие нарушения, кроме уже установленных, проверяющие не могут.
На запрос о предоставлении документации, не относящейся к претензиям по данному конкретному акту проверки, налогоплательщик может ответить обоснованным отказом в письменной форме.

Важно!

По результатам дополнительных мероприятий налоговый орган должен уведомить налогоплательщика об их итогах. При нарушении этого порядка решение о привлечении к налоговой ответственности по результатам проверки должно быть отменено лишь на одном этом основании.

Проведение дополнительных мероприятий заканчивается рассмотрением их результатов, после чего налоговый орган должен принять решение, которое при необходимости обжалуется уже в вышестоящей налоговой инстанции.

ЦБП Парус 12 декабря 2013

{module Article Suggestions}

Источник: //paruscbp.ru/nashi-publikacii/metodicheskie-ukazaniya-dlya-effektivnogo-razresheniya-nalogovykh-sporov.html

Сроки и порядок оформления результатов налоговых проверок | Отчётсдан

Варианты исхода налоговой проверки, или что следует за составлением акта
С.В.Разгулин, действительный государственный советник РФ 3 класса

Практически каждая выездная налоговая проверка заканчивается доначислениями. Недоимка, пени и штрафы могут быть выявлены и по результатам камеральной проверки. Срокам и порядку оформления результатов налоговых проверок, включая проведение дополнительных мероприятий налогового контроля, посвящено интервью с экспертом.

Какой документ составляется по окончании налоговой проверки?

В последний день выездной налоговой проверки проверяющий (руководитель проверяющей группы) обязан составить справку о проведенной проверке (пункт 15 статьи 89 НК РФ).

В справке фиксируются предмет проверки, сроки ее проведения. Датой начала проверки является дата вынесения решения о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки.

Датой окончания проверки является дата составления указанной справки. В справке отдельно оговариваются сроки приостановления, продления проверки.

Форма справки приведена в приложении № 7 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Итак, с составлением справки выездная налоговая проверка заканчивается. Справка вручается налогоплательщику.

Если в момент составления справки проверяющие уже не находятся на территории налогоплательщика, и налогоплательщик проигнорировал уведомление явиться в налоговый орган для получения справки, она направляется налогоплательщику заказным письмом по почте. По общему правилу, составление справки о проведенной камеральной проверке НК РФ не предусмотрено.

В какой срок должен быть составлен акт выездной налоговой проверки?

Акт составляется не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке. Форма акта, составляемого по результатам налоговых проверок, должна соответствовать приложению 23 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Если выездная проверка организации включала проверки ее филиалов и представительств, то ранее собственно акта оформляются разделы акта по результатам налоговой проверки филиала (представительства).

Акт по результатам налоговой проверки составляется с учетом разделов акта проверки филиалов и представительств.

Сами разделы акта проверок филиалов (представительств), подписанные проверяющими и представителем филиала (представительства), остаются на хранении в налоговом органе.

Может ли акт быть подписан должностным лицом налогового органа, не участвовавшим в проверке?

Может. Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 24.01.

2012 № 12181/11 сам по себе факт подписания акта налоговой проверки лицом, не проводившим проверку, не указывает на существенное нарушение прав проверяемого налогоплательщика.

Налогоплательщик должен указать, в чем состояло нарушение его прав (это могут быть, в частности, препятствия в праве подачи возражений, представлении объяснений).

Другая ситуация имеет место, когда акт налоговой проверки, например, по причине отсутствия должностного лица налогового органа на рабочем месте, подписан за него другим должностным лицом.

Акт, подписанный сфальсифицированной подписью, не является надлежащим доказательством и не может лежать в основе решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности независимо от того, привело это или не привело к принятию неправильного по существу решения (Постановление АС Поволжского округа от 29.04.2015 № Ф06-23225/2015).

Каковы сроки составления акта по итогам камеральной проверки?

Акт камеральной налоговой проверки составляется в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Каким образом акт передается налогоплательщику?

Акт по итогам камеральной и выездной проверки вручается налогоплательщику под расписку в течение 5 дней с даты подписания или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком.

Акт составляется после окончания проверки, то есть когда проверяющие уже не находятся на территории налогоплательщика.

Поэтому вручение акта выездной проверки под расписку может быть реализовано только посредством вызова налогоплательщика в налоговый орган для получения акта.

Если по каким-то причинам налогоплательщик уклоняется от  получения акт, это отражается в  акте, и он направляется налогоплательщику по почте заказным письмом. Датой вручения считается шестой день с даты отправки этого акта.  Другого способа вручения акта в этом случае пункт 5 статьи 100 НК РФ не предусматривает.

Одновременно с актом вручаются соответствующие приложения: документы, подтверждающие факты выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, иные материалы при их наличии.

Сколько времени отводится налогоплательщику для подготовки возражений по акту?

Источник: //otchetsdan.ru/stati/protsedura-oformleniya-rezultatov-nalogovyh-proverok/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.