Водный налог: нет лицензии, но это не значит, ставка выше

Содержание

Кто признается плательщиком водного налога – НалогОбзор.Инфо

Водный налог: нет лицензии, но это не значит, ставка выше

  • 1 Ответственность
  • 2 Когда платить водный налог не нужно
  • 3 Постановка на учет

Платить водный налог должны те, кто использует водные объекты по лицензии. Это могут быть как организации, предприниматели, так и обычные граждане. Причем во внимание нужно брать также лицензии, которые получили до введения Водного кодекса. То есть до 1 января 2007 года.

После этой даты водопользование не лицензируется. Поэтому, после того как закончится действующая лицензия, водопользователь заключит договор или получит разрешение и платить будет уже не водный налог, а плату по договору.

До окончания срока действия таких лицензий их владельцы признаются плательщиками водного налога.

Условно плательщиков водного налога можно разделить на две группы. Если вы не подходите ни под одну из них, значит, обязанности платить налог нет.

Также разобраться с тем, когда платить водный налог, а когда нет, поможет таблица.

Первая группа: пользуется объектами, для которых сейчас нужна лицензия

Сейчас лицензию выдают только на один вид водопользования. Это забор воды из подземных водных объектов. Так предусмотрено Законом от 21 февраля 1992 г. № 2395-1. То есть по такому виду водопользования платить налог обязательно, даже если лицензию вы по какой-то причине не получили.

Вторая группа: есть на руках действующая лицензия, которую продлять больше не нужно

Для нескольких видов водопользования сейчас действуют правила Водного кодекса. То есть получать лицензии для них больше не нужно. Вместо этого оформляют договор или разрешение. И перечисляют не налог, а специальные платежи. Но если лицензии, выданные ранее, еще действуют, то до окончания срока за их обладателями сохраняются обязанности плательщика водного налога.

Это случаи, когда организация:

  • забирает воду с поверхности водных объектов;
  • использует акватории водных объектов (кроме лесосплава в плотах и кошелях);
  • использует водные объекты без забора воды для целей гидроэнергетики;
  • использует водные объекты для сплава древесины в плотах и кошелях.

Так установлено пунктом 1 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ.

Внимание: в Москве и Санкт-Петербурге с 1 января 2015 года не действуют лицензии (договоры) на пользование водными объектами, которые были выданы (заключены) до 1 января 2007 года. То есть до того, как был введен в действие Водный кодекс. Об этом сказано в пункте 5 статьи 5 Закона от 3 июня 2006 г. № 73-ФЗ.

Когда срок лицензий на перечисленные выше виды водопользования истечет, получать новые уже не понадобится. Вместо лицензии будет один из двух документов:

  • договор на использование водных объектов. Его заключают с региональными или местными администрациями. По договору и взимают плату за воду;
  • решение о предоставлении водных объектов в пользование. Решение предоставить водный объект для обороны и безопасности государства принимает Правительство РФ, а для других целей – региональные или местные администрации.

Это следует из статьи 333.8 Налогового кодекса РФ и статей 11–12, 21 Водного кодекса РФ.

Ситуация: нужно ли платить водный налог, если организация Крыма (Севастополя) использует подземные водные объекты без лицензии?

Ответ на данный вопрос зависит от того, должна ли организация получать лицензию на такую деятельность.

Есть случаи, когда использовать водный объект можно без лицензии. В таком случае платить водный налог не надо.

Если же на водопользование получить лицензию нужно, то платить налог придется. Даже если организация не выполнила обязанность и не получила разрешение, она не освобождается от уплаты водного налога. Исключений для организаций Крыма (Севастополя) в законодательстве нет.

Кроме того, за самовольное занятие водного объекта предусмотрена ответственность.

Это следует из статьи 333.8 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 10 июля 2015 г. № 03-06-05-02/39744.

Ситуация: нужно ли платить водный налог, если организация осуществляет забор воды на территории Республики Крым и Севастополя?

Ответ на этот вопрос зависит от целей забора воды.

По общим правилам организация обязана заплатить водный налог, если использует водный объект на основе лицензии.

В настоящее время лицензию выдают только на один вид водопользования. Это забор воды из подземных водных объектов. Подземными водами пользуются на основе лицензии по Закону от 21 февраля 1992 г. № 2395-1.

Кроме того, продолжают действовать лицензии, которые выдали ранее на другие виды водопользования. А именно на забор воды из поверхностных водных объектов, а также на использование водных объектов и их акваторий.

До окончания срока лицензии их обладатель будет плательщиком водного налога.

Организации Крыма вправе действовать по лицензиям, которые они получили еще на Украине (ст. 12 Закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ).

Налоговый кодекс не упоминает никаких исключений для Крыма по водному налогу. Так, на всей территории России действуют одинаковые ставки при заборе воды:

  • для водоснабжения населения;
  • из территориального моря и внутренних морских вод.

Однако ставки налога для водных объектов Крыма и Севастополя в Налоговом кодексе не предусмотрены. А налоговая ставка – это обязательный элемент, без которого налог считается неустановленным (п. 1 ст. 17 НК РФ). Поэтому, если организация осуществляет забор воды для других целей, рассчитать водный налог не получится.

Это следует из статьи 333.12 Налогового кодекса РФ, письма Минфина России от 16 марта 2015 г. № 03-06-05-02/13793 (доведено письмом ФНС России от 9 апреля 2015 г. № ГД-4-3/5980 до сведения территориальных налоговых инспекций).

Кроме того, учтите, что есть случаи, когда платить водный налог не нужно – даже в случаях забора воды из подземных водных объектов.

Ситуация: нужно ли платить водный налог, если организация осуществляет забор воды из поверхностных водных объектов на территории Республики Крым и Севастополя без лицензии?

Нет, не нужно.

Забор воды из поверхностных водных объектов не лицензируется. Никаких исключений для Республики Крым и Севастополя нет. Но это не значит, что платить за воду не нужно. Пользование водой в России платное. Вид этой платы зависит от целей использования воды. Это либо водный налог, либо плата по договору водопользования.

Забор воды из поверхностных водных объектов осуществляют на основе договоров водопользования. Их заключают с федеральными органами, региональными или местными администрациями. Это зависит от того, чьей собственностью является водный объект: федеральной, региональной или муниципальной соответственно. В договоре указывают размер, условия и сроки внесения данной платы.

Такие правила содержит подпункт 1 пункта 1 статьи 11, статья 12, подпункт 4 пункта 1 статьи 13 Водного кодекса РФ.

За забор воды из поверхностных водных объектов (кроме морей), которые находятся в собственности Республики Крым и Севастополя, установлена плата в размере 540 руб. за 1000 куб. м воды в пределах объема допустимого забора воды (постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 876).

Ситуация: нужно ли платить водный налог, если организация осуществляет забор воды из первого от поверхности водоносного горизонта?

Да, нужно.

Водоносные горизонты относят к подземным водным объектам (подп. 2 п. 5 ст. 5 Водного кодекса РФ). А на забор воды из подземных водных объектов нужна лицензия по Закону от 21 февраля 1992 г. № 2395-1. Поэтому если организация-недропользователь изымает воду из недр, то она является плательщиком водного налога. Есть случаи, когда платить водный налог не придется.

А если организация забирает воду не из недр, а с поверхности водного объекта, то она платит не водный налог, а вносит плату по договору водопользования. Разобраться, когда организация подпадает под водный налог, а когда нет, поможет таблица.

Ответственность

Если лицензии нет, хотя должны были получить, то это не означает, что платить водный налог не придется. За самовольное использование водных объектов, кроме налоговой ответственности, грозит еще административная и уголовная.

Размер административного штрафа составляет:

  • для граждан – от 1000 до 3000 руб.;
  • для предпринимателя – от 10 000 до 30 000 руб.;
  • для организаций – от 50 000 до 100 000 руб.;
  • для должностных лиц – от 10 000 до 30 000 руб.

Для организаций и предпринимателя штраф могут заменить на другое наказание – приостановить деятельность на срок до 90 суток.

Об этом сказано в статье 7.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

По Уголовному кодексу за деятельность без лицензий (разрешений) предусмотрено одно из следующих наказаний:

  • штраф, размер которого может достигать 300 000 руб.;
  • штраф в размере зарплаты (другого дохода) за период до двух лет;
  • обязательные работы сроком до 480 часов;

Такая ответственность установлена статьей 171 Уголовного кодекса РФ.

Когда платить водный налог не нужно

Ниже перечислены случаи, когда платить водный налог не нужно. Тут действует пункт 2 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ. Условно можно выделить пять групп.

Группа 1. Забор воды из подземных водных объектов:

  • воды, которая содержит полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы;
  • шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод.

Группа 2. Забор воды из водных объектов для:

  • ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
  • санитарных, экологических и судоходных попусков;
  • морских судов, судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания, чтобы обеспечить работу технологического оборудования;
  • рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
  • орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан.

Группа 3. Использование акватории водных объектов для:

  • плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах;
  • разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
  • размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для деятельности, которая связана с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также для такой деятельности на водных объектах;
  • проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
  • размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного назначения и для целей водоотведения;
  • организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
  • рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов.

Группа 4. Использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений.

Группа 5. Пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства.

Постановка на учет

Налогоплательщики, которые должны получать лицензии для пользования водой, обязаны встать на учет и по своему местонахождению, и по местонахождению водного объекта.

Встать на учет по своему местонахождению организация и предприниматель должны по общим правилам.

Чтобы встать на учет в качестве плательщика водного налога, достаточно получить лицензию на водопользование.

После этого управление по недропользованию передаст данные о недропользователе в налоговую инспекцию по местонахождению водного объекта. Сделать это должны в течение 10 дней после того, как выдали лицензию.

Налоговая инспекция самостоятельно без участия недропользователя поставит его на учет как плательщика водного налога.

Это следует из статьи 333.15, пункта 7 статьи 85 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: где организации встать на учет в качестве плательщика водного налога, если она планирует проводить забор воды из подземных водных объектов, которые находятся в разных муниципальных образованиях?

Если водных объектов несколько и они в разных муниципальных образованиях, то на налоговый учет нужно вставать по местонахождению каждого объекта.

Прежде чем встать на налоговый учет в качестве плательщика водного налога, организация должна получить лицензии на водопользование. В каждой лицензии будет указан конкретный водный объект, из которого организация сможет забирать воду. Вот по местонахождению каждого из них и нужно встать на учет в налоговых инспекциях.

Это следует из положений статьи 333.15 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом ФНС России от 25 марта 2013 г. № ЕД-4-3/5055.

Источник: http://NalogObzor.info/publ/nalogi_s_juridicheskikh_lic/vodnyj_nalog/kto_priznaetsja_platelshhikom_vodnogo_naloga/82-1-0-2140

Водный налог: ставка 2017

Водный налог: нет лицензии, но это не значит, ставка выше

В тексте гл. 25.2 НК РФ четко приписано, что «водными» налогоплательщиками признаются физлица, коммерсанты и организации, использующие искусственные и естественные водоемы, если эта деятельность предполагает лицензирование в соответствии с нормами российского права.

Фактически обязанность по перечислению налоговых платежей возлагается на две категории хозяйствующих субъектов:

  • граждан и юрлиц, получивших лицензию до 2007 года, если ее срок не истек;
  • экономических субъектов, добывающих воду подземным способом.

Первая категория лиц остается плательщиками налога до тех пор, пока не истечет срок лицензии. Когда это произойдет, они будут обязаны заключить с местными властями договор аренды и перечислять арендные платежи по прописанным в соглашении реквизитам.

К категории объектов налогообложения относится следующее:

  • изъятие воды из искусственных и естественных водоемов;
  • использование водного пространства установленной площади;
  • транспортировка леса по воде;
  • производство гидроэнергии.

По любому из перечисленных объектов существует своя система ставок, в которой из нескольких вариантов нужно выбрать один, соответствующий географии водопользования.

Заполнение декларации по водному налогу

Выбор ставки водного налога в 2017 году

Полный перечень используемых ставок дан в федеральном нормативном документе – НК РФ. Они измеряются в рублевом эквиваленте на единицу налоговой базы.

Особенность водного налога заключается в том, что единое понятие фискальной базы по нему отсутствует. Его трактовка зависит от особенностей деятельности хозяйствующего субъекта.

Существует четыре варианта определения базы:

  1. Для компаний, осуществляющих забор воды из различных источников, – тысяча кубометров жидкости.
  2. Для организаций, использующих водную акваторию, базой признается площадь эксплуатируемого участка согласно данным лицензии.
  3. Для производителей гидроэнергии за базу принимается каждая тысяча киловатт энергии.
  4. Для хозяйствующих субъектов, занятых лесосплавом, база рассчитывается в тысячах кубических метров леса на каждые 100 км сплава.

Например, согласно НК РФ для коммерческих структур, осуществляющих забор воды для водоснабжения населения, в 2017 году действует ставка 107 руб. на тысячу кубометров.

Важно! Стандартная система ставок используется в случае, если использование воды не превышает лимитов, установленных для конкретного естественного или искусственного объекта. Если законодательный максимум превышен, используется повышающий коэффициент – 5.

Ставки водного налога в 2016 году: таблица

Перечень налоговых ставок, используемых при исчислении водных фискальных обязательств, приведен в ст. 333.12 НК РФ. Их уровень различается в зависимости от объекта налогообложения, типа добычи водных ресурсов (наземный или подземный метод) и водоема, используемого в хозяйственных целях.

Водный налог ставка 2017 определяется по следующему алгоритму:

  • Уточните целевое назначение используемого водоема. Оно прописывается в лицензии.
  • Определите свой экономический район. Если вы затрудняетесь с выбором, загляните в Общероссийский классификатор экономических районов.
  • Определите принадлежность эксплуатируемого водоема к бассейну реки, поименованной в НК РФ. Обычно это прописано в лицензии, если вы не нашли информацию, можно уточнить ее в Бассейново-водном управлении по конкретному субъекту РФ.

Когда вы знаете все три параметра, отыщите соответствующее значение в ст. 333.12 Кодекса. Обратите внимание, что разница в ставках в зависимости от целевого назначения, реки и региона может быть существенной.

Например, для реки Волга ставки на изъятие воды (руб. на 1 000 кубометров) составляют:

Наименование районаИзъятие из недрНаземное изъятие
Северный384300
Северо-Западный390294

Разница в показателях составляет более ста руб. на тысячу метров кубических, что существенно сказывается на результатах вычислений. Поэтому нужно изначально выбрать верную ставку и подставлять ее в формулу.

Важно! Если в разрешительном документе, подтверждающем право водопользования, указано несколько его видов, по ним ведется раздельный учет.

Ставки водного налога: какую цифру подставлять в формулу?

Изучив ст. 333.12 НК РФ, бухгалтер хозяйствующего субъекта находит базовую ставку для своего вида деятельности, района и бассейна реки. Это значение нельзя использовать как окончательное: существует система поправочных коэффициентов, учитывающих ежегодный рост цен в стране.

Водный налог – в какой бюджет зачисляется

В 2017 году «инфляционный» коэффициент составляет 1,52. Это значит, что окончательная ставка рассчитывается по формуле:

Налоговая ставка = Базовая ставка* 1,52.

Полученный результат нужно округлить до полных рублей, отбросив копейки по правилам математики.

Пример определения ставки

ООО «Дельта» в хозяйственной деятельности эксплуатирует скважину, принадлежащую к бассейну Волги. Предприятие располагается на территории Ярославской области, которая, согласно Классификатору, относится к Центральному району. Как определить налоговую ставку?

Исходя из заданных условий, базовая ставка составит 360 руб. за кубометр воды. Чтобы определить значение на 2017 год, нужно умножить ее на 1,52.

Налоговая ставка = 360* 1,52 = 547,2 руб.

Согласно положениям НК РФ, полученное значение нужно округлить по правилам математики. Значит, в формулу по расчету налога следует подставить 547 руб. на тыс. кубометров.

Специальные условия для водоснабжения населения

Согласно фискальному законодательству, изъятие воды из искусственных и естественных объектов – один из объектов «водного» налогообложения. Общие ставки для всех налогоплательщиков прописаны в п. 1 и 1.1 ст. 333.12 НК РФ, а льготные, связанные с водоснабжением населения, – в п.3.

Чтобы иметь возможность пользоваться сниженной ставкой, нужно соответствовать двум условиям:

  1. В лицензии предприятия четко приписано, что целевое назначение деятельности – водоснабжение населения.
  2. В разрешительном документе обязательно указаны лимиты забора воды по конкретному природному объекту.

Если в лицензии хозяйствующего субъекта не прописано, что компания или ИП осуществляет забор вод подземным способом для водоснабжения населения, она не может пользоваться льготой. Она обязана уплачивать повышенный водный налог: ставки указаны в п. 1 и 1.1 ст. 333.12.

Если в разрешительном документе прописано несколько видов водопользования, например, для снабжения населения питьевой водой, перепродажи и других нужд, по ним следует вести раздельный учет. Несоблюдение этого правила ведет к утрате права на льготную ставку по операциям, связанным с водоснабжением жителей населенного пункта.

Налоговые ставки по водному налогу устанавливаются на федеральном уровне и приводятся в соответствие с текущим уровнем цен благодаря системе повышающих коэффициентов. Задача налогоплательщика – правильно выбрать ставку и произвести корректный расчет бюджетных обязательств.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://raszp.ru/nalogi/vodnyy-nalog-stavki.html

Когда применяют повышенную ставку водного налога

Водный налог: нет лицензии, но это не значит, ставка выше

Источник: журнал «Главбух»

Плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, пользующиеся водой в специальном и (или) особом порядке (п. 1 ст. 333.8 Налогового кодекса РФ).

Налог начисляется, в частности, по следующим видам пользования (п. 1 ст. 333.9 Налогового кодекса РФ):

  • забор воды из водных объектов;
  • использование акватории водных объектов.

Не облагается водным налогом забор воды для (п. 2 ст. 333.9 Налогового кодекса РФ):

  • обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
  • рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
  • орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища);
  • водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан и др.

Отметим, что перечень, приведенный в пункте 2 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ, является закрытым (полным).

Не облагается и использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

Кроме того, налог не уплачивают организации, получающие воду на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование. Такие договоры и решения вместо лицензий заключаются после введения в действие 1 января 2007 года Водного кодекса РФ (п. 2 ст. 333.8 Налогового кодекса РФ).

Отметим, что, если хозяйство имеет разрешающие документы на водопользование, но фактически не пользуется водой, оно все равно должно уплачивать налог (письмо Минфина России от 7 ноября 2006 г. № 03-07-03-04/39).

Действительны ли ранее полученные лицензии

Ранее в соответствии с положениями Водного кодекса РФ от 16 ноября 1995 г.

№ 167-ФЗ, действовавшего до 2007 года, права пользования водными объектами приобретались на основании лицензии и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.

Те предприятия, которые получили лицензии и пользуются водой на их основании, сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами до истечения срока действия этих документов.

Таким образом, если предприятие имеет действующую лицензию и использует в своих целях водный объект, то оно считается плательщиком водного налога (письмо Минфина России от 23 октября 2013 г. № 03-06-06-02/44478). Лицензия на водопользование в зависимости от способов и целей использования водного объекта содержит сведения:

  • о водном объекте;
  • о водопользователе;
  • о водопотребителях;
  • о способах и целях использования водного объекта с указанием его пространственных границ;
  • об обязательствах водопользователя по отношению к водопотребителям;
  • о лимитах водопользования.

В лицензиях на право пользования недрами в целях добычи подземных вод предусматривается предельно допустимый водоотбор в куб. м в сутки (куб. м в год). В этом случае квартальные и годовой лимиты водопользования необходимо определять путем умножения величины разрешенного суточного водоотбора на количество дней в квартале или году (письмо ФНС России от 21 апреля 2014 г. № ГД-4-3/7591@).

От чего зависит размер водного налога

По разным видам водопользования налоговая база определяется отдельно по каждому объекту. В соответствии с пунктом 1 статьи 333.10 Налогового кодекса РФ, если в отношении водного объекта установлены различные ставки, база определяется применительно к каждой из них.

При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, полученный из водного объекта за налоговый период. Это значение устанавливается на основании показаний водоизмерительных приборов и отражается в журнале первичного учета использования воды.

Если таких приборов нет, объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств.

А если и таким образом нельзя посчитать количество полученной воды, то оно определяется исходя из норм водопотребления (п. 2 ст. 333.10 Налогового кодекса РФ).

При этом нередко инспекторы пересчитывают налоговую базу, определенную в соответствии с нормами водопотребления, и определяют ее с учетом времени работы и производительности насосов.

Однако суды не всегда поддерживают такую позицию.

Так, например, арбитры указали, что, поскольку отсутствуют водоизмерительные приборы учета на скважинах и журнал первичного учета использования воды, определить фактический объем забранной воды нельзя.

Поэтому предприятие обоснованно исчислило налог исходя из норм потребления (постановление ФАС Уральского округа от 23 августа 2010 г. № Ф09-6613/10-С3).

При использовании акватории водных объектов налоговая база рассчитывается исходя из площади предоставленного водного пространства.

Последняя, в свою очередь, определяется по данным лицензии (договора) на водопользование.

Если в этих документах таких сведений нет, то для определения площади можно использовать информацию из соответствующей технической и проектной документации (п. 3 ст. 333.10 Налогового кодекса РФ).

Ставки водного налога зависят от местонахождения объекта налогообложения и установлены статьей 333.12 Налогового кодекса РФ.

Они применяются только в отношении забора воды в пределах квартальных (годовых) лимитов водопользования.

При заборе воды сверх лимитов налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере общих ставок (п. 2 ст. 333.12 Налогового кодекса РФ).

Когда лимит определяется расчетным путем

Поскольку обычно квартальные лимиты не прописывались в лицензиях, инспекторы их рассчитывали как 1/4 часть утвержденного годового лимита. При его превышении в налоговом периоде даже при соблюдении годового лимита хозяйствам доначисляли налог и при этом применялась повышенная ставка водного налога.

Однако, по мнению судей, это неправомерно (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 7 сентября 2009 г. № А78-6156/08).

Финансисты разъяснили, что при отсутствии в лицензии установленных лимитов следует использовать данные обоснованной потребности в водозаборе. Они указываются в документах, представляемых вместе с заявкой на получение лицензии (письмо Минфина России от 9 сентября 2013 г. № 03-06-05-02/36943).

По окончании срока действия лицензии правоотношения по водопользованию регулируются Водным кодексом РФ. В этом случае предприятие перестает быть плательщиком водного налога и обязано вносить в бюджет платежи за пользование водными объектами, установленные договором на водопользование (письмо ФНС России от 24 сентября 2012 г. № ЕД-4-3/15909@).

Платить ли водный налог, если есть лицензия

Не облагается водным налогом забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища) для водопоя и обслуживания скота и птицы.

Но при условии, что есть соответствующая лицензия на этот конкретный вид водопользования.

В ней должны быть отражены лимиты или разрешенные (предельно допустимые) объемы забираемой воды (письмо Минфина России от 20 ноября 2012 г. № 03-06-06-02/7).

В этом случае и декларацию по водному налогу в инспекцию представлять не нужно (письмо Минфина России от 24 сентября 2013 г. № 03-06-06-02/39503).

Если в лицензии не указана цель, для которой хозяйство получает воду или пользуется акваторией, водный налог уплачивается в общем порядке (письмо Минфина России от 28 апреля 2012 г. № 03-06-05-02/2).

В письме от 5 мая 2012 г.

№ 03-06-06-02/7 Минфин России разъяснил, что освобождение от уплаты налога не применяется, если лицензия выдана на добычу технических подземных вод для технологического обеспечения водой сельхозобъекта.

При этом не важно, что вода фактически используется для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища) и для водопоя и обслуживания скота и птицы.

В обратной ситуации, когда вода, предназначенная для водоснабжения населения и водопоя скота, используется в других целях, также придется уплатить водный налог. На это чиновники указали в письме ФНС России от 21 апреля 2014 г. № ГД-4-3/7591@.

Если хозяйство пользуется водой без лицензии, то налоговики при проверках нередко расценивают весь объем забранной воды как сверхлимитный и применяют пятикратные ставки.

Однако, по мнению судей, применение ставок по водному налогу не связано с наличием или отсутствием лицензии на право пользования водными объектами при заборе воды.

Кроме того, налоговым законодательством не устанавливается повышенная ставка водного налога, если лицензии нет (постановление ФАС Московского округа от 6 мая 2014 г. № Ф05-3733/14).

Источник: https://otchetonline.ru/art/buh/47546-kogda-primenyayut-povyshennuyu-stavku-vodnogo-naloga.html

Водный налог и плата за пользование водными объектами 2019

Водный налог: нет лицензии, но это не значит, ставка выше

Водный налог – это федеральный прямой налог, правовые основы которого заложены в главе 25.2 Налогового кодекса РФ. Эта глава, а вместе с ней и сам водный налог, была введена в действие с 2005 года.

До этого времени был другой налог – плата за пользование водными объектами, которая уплачивалась на основании Федерального закона от 6 мая 1998 г. N 71-ФЗ “О плате за пользование водными объектами” (сейчас этот закон утратил силу).

С 2007 года вступил в действие новый Водный кодекс, который сузил круг плательщиков водного налога, отменив систему лицензирования пользования поверхностными водными объектами.

Право пользования такими объектами теперь приобретается на основании договора водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование, то есть в рамках договорных гражданских правоотношений. А за пользование водным объектом или его частью взимается плата неналогового характера – она так и называется – плата за пользование водными объектами.

Статья 333.8 Налогового кодекса также претерпела изменения в связи с этими новшествами – она дополнена пунктом, согласно которому не признаются плательщиками водного налога организации, осуществляющие водопользование на основании договоров или решений о предоставлении водных объектов в пользование, заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса РФ.

Можно сказать, что водный налог постепенно заменяется неналоговой платой за пользование водными объектами.

Налогоплательщики

Налогоплательщики водного налога – это организации и физические лица, осуществляющие специальное или особое водопользование в соответствии с законодательством РФ, признаваемое объектом налогообложения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации (он введен в действие с 1 января 2007 года).

Водный кодекс предусматривает два основания пользования водными объектами: договор водопользования и решение о предоставлении водного объекта в пользование.

За пользование водным объектом на основании договора и взимается одноименная плата.

Объекты налогообложения

Водный налог

Объектами налогообложения водным налогом признаются следующие виды пользования водными объектами:

  1. забор воды из водных объектов;
  2. использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
  3. использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
  4. использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Не являются объектами налогообложения:

  1. забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
  2. забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
  3. забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;
  4. забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река – море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;
  5. забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
  6. использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
  7. использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;
  8. использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
  9. использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного назначения и для целей водоотведения;
  10. использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
  11. использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;
  12. пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;
  13. забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;
  14. забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;
  15. использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

Плата за пользование водными объектами

Перечень оснований для предоставления водных объектов в пользование на основании договора (за который взимается плата за пользование водными объектами) установлен в ст.

11 Водного кодекса:

  • забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
  • использование акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
  • использование водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

Другие виды водопользования предоставляются в пользование либо на основании решений, либо вообще не требуют ни заключения договора, ни принятия решения.

Налоговая база по водному налогу

Налоговая база по водному налогу определяется в зависимости от вида водопользования и по каждому водному объекту отдельно:

  • при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранный из водного объекта за налоговый период на основании показаний водоизмерительных приборов, а в случае их отсутствия – по нормам водопотребления;
  • при использовании акватории налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства по данным лицензии, а в случае ее отсутствия – по материалам технической и проектной документации;
  • при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии;
  • при лесосплаве в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой за налоговый период, в тысячах куб. метров и расстояния сплава в км, деленного на 100.

Обратим внимание еще раз – налоговая база рассчитывается по каждому водному объекту отдельно! Это значит, что, например, при заборе воды из нескольких рек налоговая база рассчитывается по каждой реке.

И неважно, что налоговые ставки по бассейнам этих рек могут быть одинаковыми.

Если в отношении водного объекта установлены различные ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Платежная база по плате за пользование водными объектами

Ставки, порядок расчета и взимания платы за пользование водными объектами устанавливается в зависимости от собственника водного объекта: Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности, эти вопросы регулирует Постановление Правительства РФ от 14.12.2006 N 764. Согласно ему, платежная база устанавливается в договоре водопользования по каждому виду пользования водными объектами и определяется отдельно в отношении каждого водного объекта или его части.

Платежной базой является:

  • для плательщиков, осуществляющих забор водных ресурсов из водных объектов или их частей, – объем допустимого забора водных ресурсов, включая объем для передачи абонентам, за платежный период;
  • для плательщиков, использующих водные объекты или их части без забора водных ресурсов для целей гидроэнергетики, – количество производимой электроэнергии за платежный период;
  • для плательщиков, использующих акватории водных объектов или их частей, – площадь предоставленной акватории водного объекта или его части.

Если водные объекты находятся в собственности субъекта РФ, то правила по ним должны быть установлены этим самым субъектом.

Налоговый и платежный периоды

Налоговый период по водному налогу – квартал.

Соответственно, уплачивать водный налог и сдавать отчетность по нему необходимо ежеквартально (не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом).

Что касается платы за пользование водными объектами, то ставки, порядок расчета и взимания такой платы устанавливается в зависимости от собственника водного объекта Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности, платежным периодом признается квартал и уплачивается по месту пользования водным объектом также не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом.

Ставки водного налога и платы за пользование водными объектами

Ставки по водному налогу установлены по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в рублях за 1 тыс. куб. воды забранной из поверхностных или подземных водных объектов – ст. 333.12 Налогового Кодекса РФ.

С 2017 года ставки водного налога проиндексированы в размере 1,52. Эти изменения внесены в Налоговый кодекс Федеральным законом от 24.11.

2014 N 366-ФЗ, который предусматривает ежегодную индексацию ставок налога до 2025 года.

При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере (также с учетом коэффициента 1,52 в 2017 году).

Ставка налога при заборе воды для водоснабжения населения в 2017 году устанавливается в размере 107 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.

Ставки платы за пользование водными объектами, а также порядок ее расчета и уплаты устанавливается в зависимости от собственника водного объекта Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности, ставки платы за пользование водными объектами установлены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 876.

Источник: http://ppt.ru/nalogi/vodniy

Кредитный менеджер

Водный налог: нет лицензии, но это не значит, ставка выше

Согласно законодательства любая организация, предприниматель, а также вся остальная часть населения России должно платить за то, если использует ресурс природных водоемов.

Водный налог что это — как уплачивается и рассчитывается?

На сегодня закон РФ требует, чтобы пользователи морей, его отдельных частей, озер, рек и даже болот, гейзеров оплачивали свою деятельность.

Вносить средства нужно в федеральный бюджет, причем льготы здесь отсутствуют за исключением водоснабжения для населения, то есть каждый налогоплательщик в данной сфере платит одинаково.

Регулирует размер проплат НК, все остальное Водный кодекс, это значит, если даже вода добывается из недр (если водоем подземный), все равно платить нужно не по законодательству о НДПИ, а именно согласно указанных документов.

Вопрос, кто платит налог будет раскрыт не полностью, если не указать, что плательщиком является лицо, которым была получена лицензия до 2007 г., то есть до того момента пока не появился ФЗ, который называется Водным кодексом.

Сейчас налогообложения уже нет, но предусмотренный порядок указывает, что происходит уплата за пользование по договорам или разрешениям, причем платится не налог, а выполняется фиксированный специальный платеж.

Но обладателями лицензий налог уплачивается пока не закончится ее срок действия.

Водный налог в России зачисляется за пользование не всеми ресурсами, а только за специальное или особое использование. То есть такое, что приводит к изменению водоема, территории вокруг него.

Например, за постройку пристани, ГЭС, забор для водоснабжения тоже оплачивается.

А при заборе воды для сельского хозяйства, тушения пожаров платить не надо, хотя такая деятельность зачастую вносит изменения.

Водный налог в 2016 году для юридических лиц — изменения в законе

Последняя редакция профильного кодекса и внесенные в нее изменения указывает, что в 2016 году для юридических лиц, как и для предпринимателей физлиц началось повышение уплаты за все, что касается водопользования.

Так законом устанавливается прогрессивная шкала указывающая когда и насколько будет поднят сбор. Максимальными платежи станут к 2025 г., наглядно позволит понять изменения специальная таблица.

Важно и то, что размер поднят не для всех равномерно, например, в большинстве случаев налоговая будет требовать проплаты в 4,5 раз больше, чем до нововведения, а сумма для тех, кто добывает минеральную воду станет в 10 раз больше. Об этом говорят введенные коэффициенты.

То есть произошла такая же ситуация, как и в других сферах, например, подняты акцизы на алкоголь (на пиво, водку), на нефтепродукты (включая на саму нефть, на бензин и тд), а также на ювелирные изделия, таможенные пошлины.

Ставка водного налога в 2016 году для юридических лиц

Данный вид налогообложения хоть и имеет федеральный вид, а не региональный, но зачастую определяет его размер именно местонахождение пользователя. Так как ставка во многом зависит от водоема, например, для бассейна Волги ставка будет 292 руб. за каждые тысячу кубометров забора, а для Оби она меньше — 282 руб. за те же тысячу кубометров.

Кроме того, есть лимиты, их превышение приведет к тому, что ставка подлежит 5-кратному увеличению. Поэтому такой показатель может точно определяться только на местах.

Кроме объема устанавливать ставку и коэффициент к ней могут квадратные километры водной поверхности, прибыль от продажи электроэнергии, количество сплавленного дерева, другие параметры.

Декларация по водному налогу за 1 квартал 2016 — заполнение декларации

Январь 2016 г. ознаменовался и тем, что произошла презентация новой формы отчетного документа в данной сфере. Теперь декларация, которую нужно представлять для уплаты в налоговый орган была обновлена.

Налоговая декларация по водному налогу форма по КНД 115107 имеет другой код периода, указывается повышающий коэффициент, заполнение требует указания, какой физический объем воды не оплачивается налогоплательщиками (не подвержен налогообложению).

В остальном образец заполнения декларации по водному налогу за 1 квартал 2016 г. не будет отличаться от старого варианта.

То есть ее форма поменялась не кардинально.

И поэтому, как правильно заполнить интуитивно понятно, сущность документ имеет старую, то есть для тех, кто заполнял предыдущую версию сложностей возникнуть не должно, это не дипломная работа на сложную тему.

Установил новый вид данного документа для отчета за водопользование Приказ ФНС № ММВ-7-3/497. Валюта отчетности — рубль. Осуществлять подачу надо там, где расположен водный объект.

База по ставкам указана в ст. 333 НК, коэффициенты содержит та же статья, если налог попадает под действие сразу нескольких повышающих коэффициентов, тогда их перемножают, полученное число, это и есть требуемый показатель.

Срок уплаты водного налога

Отчетным периодом является квартал. Когда период закончился, то до ближайшего 20-го числа информация о заборе, других видах пользования должна быть внесена в декларацию и выполнена ее сдача отчетности в налоговую, независимо от того, какой носитель электронный, бумажный. Платить надо в эти же сроки, так требует настоящий НК.

Налоговая декларация по водному налогу 2016 — образец

Скачать бесплатно бланк (образец) для заполнения можно здесь: Если нет понятия, как данный бланк должен заполняться, применяться, то поможет онлайн-консультант, заявку с вопросом которому можно оставить на сайте.

Источник: http://my-creditor.ru/kredityi-i-sud/vodnyiy-nalog-i-nalogovaya-deklaratsiya-po-vodnomu-nalogu.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.