Встречные проверки станут выездными

Содержание

Встречная проверка: как проходит и что смотрят

Встречные проверки станут выездными

Источник: журнал «Главбух»

Прежде понятие встречной проверки содержалось в статье 87 Налогового кодекса РФ (редакция от 2 февраля 2006 г.).

Формулировка была такая: если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (встречная проверка).

С 1 января 2007 года действует статья 93.1 Налогового кодекса РФ, регулирующая истребование документов (информации) о налогоплательщике или информации о конкретных сделках (введена Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ).

Но название осталось: на практике истребование налоговым органом у одной компании документов (информации) о другой компании (о сделках с контрагентом) продолжают называть встречной проверкой.

Кроме указанной статьи эта процедура регламентируется также Порядком взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, утвержденным приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892@.

Рассмотрим подробнее, в чем же заключается так называемая встречная проверка, каковы ее особенности и какие меры ответственности могут быть применены к строительной организации по ее результатам.

Предмет и цели проверки

Встречная проверка в отличие от камеральной или выездной не является видом налоговой проверки. Встречная проверка – это одно из мероприятий налогового контроля (п. 1 ст. 82, п. 1 ст. 93.1, п. 6 ст.

101 Налогового кодекса РФ, письмо ФНС России от 16 апреля 2007 г. № ШТ-13-06/103@).

Сущность ее заключается в предоставлении компаниями информации друг о друге либо получении налоговиками необходимой информации от третьих лиц.

Целями проведения такой проверки являются:

  • подтверждение реальности существования контрагента и совершенных налогоплательщиком операций;
  • подтверждение совпадения данных по финансово-хозяйственным операциям у контрагента и проверяемого налогоплательщика.

По результатам встречной проверки не выносится обязательных для налогоплательщика решений. Но полученные материалы используются в качестве доказательств совершения налоговых правонарушений.

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку какой-либо организации, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы (информацию).

Истребование документов (информации) может проводиться:

  • в рамках выездной либо камеральной налоговой проверки;
  • в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля при рассмотрении материалов налоговой проверки;
  • вне рамок проведения налоговых проверок, если у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки.

Требование о представлении документов (информации) в порядке встречной проверки может быть направлено:

  • контрагенту проверяемого налогоплательщика;
  • иному лицу, которое располагает необходимыми для налоговиков документами (информацией), касающимися деятельности налогоплательщика, в отношении которого проводится проверка (п. 1 ст. 93.1 Налогового кодекса РФ).

Как видим, требование может быть направлено практически любому лицу.

Запрашиваемые документы

Установленного перечня документов, которые вправе затребовать налоговики в ходе встречной проверки, нет. Это могут быть любые бумаги, связанные с деятельностью проверяемой организации и ее партнеров: договоры, акты выполненных работ, накладные, счета-фактуры, сведения о привлечении субподрядных организаций строительной компанией и др.

Что подтверждает, например, постановление ФАС Уральского округа от 13 сентября 2011 г. № Ф09-5722/11 . В нем рассмотрена ситуация, когда общество отказалось представить налоговому органу книгу продаж , считая ее своим внутренним документом, за что было оштрафовано инспекцией на 5000 руб. на основании пункта 2 статьи 129.1 Налогового кодекса РФ.

Судьи поддержали налоговиков, согласившись с тем, что книга продаж может содержать сведения о хозяйственных операциях проверяемого налогоплательщика. Определением ВАС РФ от 19 января 2012 г. № ВАС-17466/11 отказано в передаче этого дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.

Из-за того что перечень документов четко не определен, возможны споры. Надо отметить, что суд в каждом конкретном случае будет выяснять реальную связь истребованных документов (информации) с деятельностью проверяемого налогоплательщика.

Однако арбитражная практика складывается в пользу проверяющих (постановления ФАС Северо-Западного округа от 9 июля 2010 г. № А56-43641/2009, ФАС Центрального округа от 11 сентября 2008 г. по делу № А09-844/2008-16, ФАС Уральского округа от 19 мая 2008 г.

№ Ф09-3423/08-С3).

Так что строительной компании, если инспекция затребует у нее какие-либо документы о контрагенте, следует отнестись к этому внимательно.

Причем налоговики вправе запросить у организации документы (сведения), касающиеся не только проверяемого налогоплательщика, но и лиц, не состоящих с ним в договорных отношениях, если эти документы связаны с осуществляемой им деятельностью.

В частности, такими третьими лицами могут быть субподрядчики.

Они хотя и не состоят в договорных отношениях с заказчиком по договору строительного подряда, однако документы, оформляемые в рамках договоров субподряда, относятся к деятельности заказчика по строительству соответствующего объекта.

Это подтверждено в постановлениях Седьмого арбитражного апелляционного суда от 2 июня 2010 г. № 07АП-3648/10 , ФАС Московского округа от 16 ноября 2009 г. № КА-А40/11998-09.

При этом нужно помнить, что в рамках встречной проверки запрещается повторное истребование документов о контрагентах, которые были представлены налогоплательщиком при проведении в отношении него камеральной (выездной) проверки.

Исключение – случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных затем проверяемому лицу, а также когда документы, направленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы ( п. 5 ст. 93 , п. 5 ст. 93.1 Налогового кодекса РФ).

Чье требование выполнять

Может ли чужая инспекция обратиться к организации с требованием представить документы о другой организации? Налоговым кодексом РФ такой порядок не предусмотрен.

Затребовать необходимые документы, касающиеся деятельности компании, проверяемой другой инспекцией, у организации должна та инспекция, в которой организация состоит на учете (то есть своя инспекция), по поручению налогового органа, осуществляющего проверку или иные мероприятия налогового контроля (п. 3 ст. 93.1 Налогового кодекса РФ).

На основании полученного поручения соответствующий налоговый орган в течение пяти дней направляет строительной организации требование о представлении документов (информации) с приложением копии поручения об истребовании документов (информации).

Если же обе организации (та, в которой проводится проверка, и ее контрагент, от которого налоговики хотят получить дополнительную информацию о деятельности проверяемой компании) состоят на учете в одной налоговой инспекции, то требование о представлении документов предъявляет сама эта инспекция.

Проверяемый период

Финансисты отмечают, что в Налоговом кодексе РФ не установлено ограничений по периоду, за который могут быть истребованы документы (информация), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

Соответственно, по их мнению, проверяющие вправе затребовать документы, относящиеся к периодам, не совпадающим с периодом, контролируемым в рамках камеральной (выездной) проверки (письмо Минфина России от 23 ноября 2009 г. № 03-02-07/1-519).

В то же время судьи с этим могут не согласиться. Так, в постановлении ФАС Центрального округа от 9 августа 2010 г.

по делу № А68-13557/09 указано, что истребование документов, не совпадающих с периодом проверки, неправомерно. Арбитры признали данное требование произвольным, то есть налогоплательщик выполнять его не обязан.

И на основании этого отменили решение инспекции о привлечении организации к ответственности.

Сроки представления документов и их форма

Получив требование о представлении документов (информации), компания должна исполнить его в течение пяти дней или в тот же срок сообщить, что не располагает такими документами (информацией). По просьбе организации срок может быть продлен.

А вот если компания документы не представит и требование проигнорирует, это будет являться налоговым правонарушением, ответственность за которое предусмотрена, как было сказано ранее, статьей 129.1 Налогового кодекса РФ. К тому же за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, пунктом 1 статьи 15.

6 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлен штраф для должностных лиц в размере от 300 до 500 руб.

Требование может быть передано руководителю (представителю) организации лично под расписку или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). Если указанными способами требование передать невозможно, оно высылается по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления.

Учтите: судьи считают, что организация обязана исполнить требование, даже если нарушены сроки его направления, расценивая данное обстоятельство как несущественное и не повлекшее нарушения прав контрагента. Такой вывод содержится, в частности, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 2 марта 2009 г. № Ф04-623/2009(1322-А75-49).

Представление документов на бумажном носителе производится в виде копий, заверенных самой организацией. Требование нотариального удостоверения копий (если иное не предусмотрено законодательством РФ) не допускается.

Если запрашиваемые документы составлены в электронной форме по установленным форматам, организации разрешается направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

При необходимости налоговики вправе ознакомиться с подлинниками документов (п. 2 ст. 93 Налогового кодекса РФ).

Оформление результатов проверки

Налоговое законодательство не устанавливает специальных требований к порядку проведения дополнительных мероприятий в форме встречной проверки. Итогом данного мероприятия является получение необходимых документов либо информации о проверяемой компании.

И. Егорова,
юрист

Источник: https://otchetonline.ru/art/buh/43446-vstrechnaya-proverka-kak-prohodit-i-chto-smotryat.html

Встречные налоговые проверки — Эльба

Встречные проверки станут выездными

Встречные проверки — это лишь еще один способ контроля налоговиков

При получении из налоговой требования о предоставлении документов (информации) по другой фирме паниковать не стоит. Проверяют не вас, а вашего контрагента. Такие проверки не являются еще одним видом налоговых проверок.

По сути, встречная проверка — это право налоговой запросить информацию, которая касается деятельности проверяемого налогоплательщика, у его контрагентов.

А само выражение «встречная проверка» осталось в обиходе еще из старых редакций Налогового Кодекса, в действующей такого понятия сейчас нет.

Статья о налоговых проверках — в курсе «Всё выйдет из-под контроля»

Если инспектор при проведении выездной или камеральной проверки заподозрит что-то не то, он имеет право обратиться за документами к контрагентам проверяемой фирмы с целью подтверждения информации.

Основанием для проведения такого налогового контроля может быть не только проведение камеральной или выездной налоговой проверки, но и другая обоснованная необходимость.

Причем, законодательство не ограничивает это понятие, поэтому такой необходимостью может быть что угодно. Инспекторы это определят сами по результатам своего анализа.

Вне рамок проверки могут проконтролировать какую-то конкретную сделку, чтобы подтвердить её реальность.

Какие документы могут запросить

Для получения нужной информации, налоговая направляет требование «о предоставлении документов (информации)». В течение 5 дней вы должны предоставить документы, которые перечислены в требовании. Предоставляются копии, заверенные руководителем, и заверять нужно каждую копию. Также законодательство предусматривает возможность направить документы в электронном виде по ТКС.

Список документов, которые могут запросить, законодательно не определен. Налоговиков интересует всё, чем можно подтвердить хозяйственные операции с контрагентом, это прежде всего: договоры, накладные, акты, счета-фактуры.

Список документов может быть большим, и если вы чувствуете, что в такие сжатые сроки предоставить их не успеете, то на следующий день отправьте в налоговую письмо с указанием причины задержки и срока предоставления. В течение 2 рабочих дней вам должно прийти решение о продлении сроков или об отказе в продлении.

Может оказаться, что запрашиваемых документов у вас нет вообще, тогда в ответ на требование в течение 5 дней тоже нужно отправить письмо в налоговую.

Вы и ваш контрагент можете состоять в разных налоговых инспекциях. В таком случае «чужая» налоговая не может требовать от вас информацию. ИФНС контрагента посылает поручение вашей инспекции, а ваша уже на основании этого документа направляет вам требование и копию данного поручения.

Результаты встречной проверки оформляются актом.

Правомерность встречной проверки

Прежде чем выложить все, что просят налоговики, проверьте не допустили ли они ошибок. Вот на что стоит обратить внимание:

  1. Документы могут запросить только на основании письменного требования. Кроме него должна быть копия поручения об истребовании документов (информации) из налоговой, где зарегистрирован контрагент, если вы из разных налоговых.
  2. Проверьте, что данные поручения и данные требования совпадают. Кроме того, должна быть точно сформулирована причина, по которой запрашиваются документы.
  3. В требовании должны быть указаны реквизиты конкретных документов, которые необходимы налоговой или сделка, по которой информацию нужно предоставить.
  4. Налоговая не может в рамках проверки контрагента требовать данные, которые относятся исключительно к вашей фирме, декларации, например. Вы имеете полное право не исполнять подобное требование ИФНС, только до этого еще раз убедитесь в своей правоте, т.к. позицию может потребоваться отстаивать в суде.

Можно ли отказать?

Из-за того что перечень документов, которые могут запросить налоговики, не регламентирован, возможны разногласия. Вы можете подумать, что запрашиваемые документы не содержат хозяйственных операций с контрагентом, а инспектор будет утверждать обратное. Например, могут запросить штатное расписание — так налоговики проверяют наличие взаимозависимости лиц.

За отказ предоставить документы и за нарушение срока (5 дней) могут оштрафовать на 5 тысяч рублей. Кроме того, предусмотрена административная ответственность — наложение штрафа на должностных лиц от 300 до 500 рублей.

Чем грозит встречная проверка

Пожалуй, еще один вопрос, который волнует предпринимателей — как бы самому не попасть впросак, выполняя требования налоговой, если найдутся расхождения с документами контрагента.

В рамках встречной проверки оштрафовать могут только за нарушение срока предоставления документов, но так просто чиновники не отстанут. Если выявят нарушение, то налоговую проверку все равно уcтроят, и хоть штрафы вменить не смогут, но положенную недоимку по налогу и пени вам придется заплатить.

Встречная проверка может принести немало забот, но, зная права и обязанности обеих сторон, риск возникновения неприятностей становится ниже.

Статья актуальна на 01.01.2014

Источник: https://e-kontur.ru/enquiry/138

Встречные проверки: порядок проведения и последствия

Встречные проверки станут выездными

При проведении камеральной или выездной налоговой проверки налоговым органам может потребоваться информация о деятельности проверяемого налогоплательщика, связанной с иными лицами (например, его контрагентами). В таком случае может быть проведена их встречная проверка. Как она проходит и чем грозит налогоплательщику и его контрагентам?

Встречная проверка проводится на основании статьи 87 Налогового кодекса в рамках камеральной, выездной или повторной выездной налоговой проверки.

В частности, встречная проверка может быть одним из тех дополнительных мероприятий налогового контроля, решение о проведении которых принимает руководитель налогового органа либо его заместитель по результатам камеральной или выездной налоговой проверки. Такой порядок установлен пунктом. Такой порядок установлен пунктом 2 статьи 101 Кодекса.

Налоговый кодекс не ограничивает сроков проведения встречной проверки, равно как и налоговых периодов, за которые она проводится.

Нет ограничения и по количеству повторных встречных проверок по одним и тем же налогам за уже проверенный либо проверяемый налоговый период.

Дополнительные мероприятия налогового контроля (в том числе встречная проверка) могут проводиться за пределами двухмесячного срока, который ограничивает проведение выездной налоговой проверки.

Как проверить себя и контрагента — Инструкция как првоерить себя и контрагента на сайте nalog.ru. Подробно и с примерами.

https://www.youtube.com/watch?v=MSObqRrKc00

Встречная проверка может проводиться независимо от местонахождения контрагентов налогоплательщика, поскольку осуществляется путем запроса необходимых документов и не предусматривает присутствия проверяющих на территории контрагентов. Проводить ее может как налоговый орган, где состоит на учете лицо (контрагент), в отношении которого она проводится, так и налоговый орган, непосредственно осуществляющий проверку налогоплательщика.

Какие документы могут потребоваться в ходе встречной проверки

В рамках встречной проверки налоговые органы вправе потребовать от лиц, имеющих хозяйственные связи с проверяемым налогоплательщиком, документы и сведения, касающиеся только деятельности данного налогоплательщика. Так, документы могут быть истребованы у организаций, от которых, например, проверяемый налогоплательщик получил денежные средства или материальные ценности.

Истребование документов, относящихся исключительно к деятельности самого контрагента или к его деятельности, связанной с иными лицами, не допускается в рамках выездной проверки в том случае, если контрагент не является налоговым агентом.

Перечень документов, запрашиваемых в рамках встречной проверки, Налоговым кодексом не предусмотрен. К ним могут быть отнесены все документы, подтверждающие хозяйственные связи контрагента с проверяемым налогоплательщиком.

Цель встречной проверки — выявление фактов совершения определенной сделки, полноты оприходования полученной по ней продукции или выручки от реализации этой продукции.

В частности, встречная проверка проводится, если есть основания полагать, что у проверяемого налогоплательщика не приходовались товары, полученные по сделкам с иными лицами либо выручка от реализации товаров (работ, услуг) и иные денежные средства.

Также может быть проверено, как отражены у контрагента товарообменные, взаимозачетные и иные неденежные операции с налогоплательщиком.

В рамках встречной проверки могут быть запрошены документы у контрагентов проверяемого налогоплательщика, если те продали и отгрузили продукцию (работы, услуги) по документам, оформленным с нарушением установленных требований.

Речь идет о документах с исправлениями, подчистками, с расплывчатыми или нечеткими подписями, печатями, штампами организаций. Кроме того, проверяется сделка, при заключении которой не был составлен договор в письменной форме, и т. д.

Ответственность за непредставление документов

За непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике к лицам, у которых запрашивались документы в рамках встречной проверки, применяются санкции. Организациям грозит налоговая ответственность, а их должностным лицам, а также индивидуальным предпринимателям — административная ответственность.

Предположим, организация не представила налоговому органу требуемые сведения о налогоплательщике или уклоняется от представления соответствующих документов. Данное правонарушение, равно как и представление документов с заведомо недостоверными сведениями, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб. Об этом гласит пункт 2 статьи 126 НК РФ.

К должностным лицам организаций и индивидуальным предпринимателям применяется ответственность, предусмотренная пунктом 1 статьи 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Непредставление или отказ от представления, равно как и представление сведений, необходимых для налогового контроля, в неполном объеме или в искаженном виде, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех до пяти МРОТ (300-500 руб.).

Аналогичный штраф налагается и на индивидуальных предпринимателей (ст. 2.4 КоАП РФ).

Результаты проверки

Допустим, в ходе встречной проверки контрагента налогоплательщика обнаружилось, что в учете последнего неправильно отражены отдельные финансово-хозяйственные операции, влияющие на формирование налоговой базы. Тогда материалы встречной проверки прилагаются к акту камеральной (выездной, повторной выездной) налоговой проверки или к решению, принятому по результатам рассмотрения материалов проверки.

Данные материалы используются в качестве доказательства по делу о налоговом правонарушении в отношении проверяемого налогоплательщика.

Именно проверяемого налогоплательщика. Контрагенту же по итогам встречной проверки никакие санкции не грозят (кроме названных выше санкций за непредставление требуемых документов).

В качестве иллюстрации того, как используются материалы встречных проверок, можно привести пункт 3 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.03.2003 № 71). В нем сказано следующее. При рассмотрении дела о предъявлении требования о взыскании задолженности по налогам, пеням и штрафам, числящейся за дочерним предприятием, в суде в качестве доказательств рассматривались материалы встречной проверки. Последняя проводилась налоговым органом в рамках выездной налоговой проверки предприятия. В ходе проверки была выявлена задолженность по НДС в части неправомерного зачисления на счет управления выручки за товар, отгруженный предприятием (третьим лицом).

Другой случай. Федеральный арбитражный суд Московского округа в постановлении от 19.11.2002 по делу № КА-А41/7598-02 отказал в удовлетворении иска о признании недействительным решения налогового органа о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля — встречной проверки. Удовлетворен встречный иск налоговой инспекции о взыскании налоговых санкций.

Суд установил, что решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля вынесено в связи с недостаточностью имеющихся материалов и необходимостью получения дополнительной информации о деятельности налогоплательщика у третьих лиц.

Источник: https://www.RNK.ru/article/72576-red-vstrechnye-proverki-poryadok-provedeniya-i-posledstviya

Встречная проверка документов: сроки, требования и особенности проведения

Встречные проверки станут выездными

Регулярно работники ФНС проводят разные проверки по отношению к многочисленным налогоплательщикам. Основной их целью выступает выявление разных нарушений законодательства, совершаемых разными компаниями или индивидуальными предпринимателями.

Проверки могут быть выездными или камеральными, причем в любом случае они вызывают негативную реакцию у руководителей и бухгалтеров компании. Нередко проводятся дополнительные исследования, к которым относится и встречная проверка. Она проводится по отношению к контрагентам проверяемой компании.

Основной ее целью выступает уточнение разных сложных вопросов.

Понятие исследования

Встречная налоговая проверка проводится в ситуации, когда в процессе изучения какой-либо организации возникают дополнительные вопросы к контрагентам.

Проверке обычно подвергаются документы, имеющие отношение к какой-либо сделке, поэтому запрашивается ограниченное количество документации.

Цель проведения

Суть встречной проверки заключается в том, чтобы уточнить разные обстоятельства и подробности конкретной сделки, которая по разным признакам может признаваться незаконной.

По результатам такой сделки обычно значительно увеличивается или уменьшается выручка компании. Поэтому возникают сомнения у проверяющих относительно того, является ли такая операция правомерной.

Нередко она приводит к тому, что снижаются налоговые отчисления компании.

Инициируется встречная проверка для достижения сразу нескольких целей. К ним относится:

  • проверка подлинности и законности переданных фирмой документов;
  • изучение сведений в аналогичных документах разных компаний, чтобы убедиться, что отсутствуют намеренные исправления;
  • сверка сведений о разных финансовых операциях, совершаемых компанией и ее партнерами;
  • подтверждение существования конкретных контрагентов, а также того, что они действительно занимаются предпринимательской деятельностью.

При выявлении разных серьезных нарушений во время встречной проверки привлекаются к ответственности обе компании. Обычно такое исследование проводится в случае, если сделка совершается на сумму, превышающую 100 млн руб.

Когда еще проводится мероприятие?

Исследование реализуется обычно в нескольких ситуациях:

  • фирмой была заключена крупная сделка, на основании которой уменьшился размер разных налогов;
  • возникают подозрения у проверяющих инспекторов относительно того, насколько достоверной и качественной является отчетность компании;
  • во время инвентаризации выявляются разные товары, которые не были правильно оприходованы работниками предприятия;
  • во время расчетов устанавливается, что имеются в компании поддельные документы;
  • обнаруживается, что в документации указываются недостоверные сведения;
  • отсутствуют разные контракты с другими фирмами, которым при этом перечислялись средства или отправлялись товары;
  • неправильно оформлены в компании разные соглашения с другими предприятиями, например, имеются исправления в документации или же все оттиски являются нечеткими;
  • в формах отчетности фирмы и ее контрагентов выявляются расхождения.

Даже незначительные нарушения и расхождения в документах могут стать основанием для проведения встречной налоговой проверки по отношению к многочисленным контрагентам организации. Поэтому все руководители фирм должны следить за тем, чтобы отсутствовали ошибки в документации.

Проведение встречных проверок должно осуществляться только при учете многочисленных требований. Поэтому сами налоговые инспекторы должны следовать некоторым условиям. Процедура делится на последовательные этапы:

  • первоначально выявляются разные ошибки или сомнительные сведения относительно разных сделок, совершаемых проверяемой фирмой с другими компаниями;
  • инспектор направляет запрос контрагенту, на основании которого руководитель организации должен подготовить определенный пакет документов, имеющий отношение к сотрудничеству между компаниями;
  • документация должна подготавливаться предприятием в течение пяти дней, после чего ответственный представитель фирмы должен привезти лично в отделение ФНС эти бумаги, а также они могут быть отправлены по почте с помощью ценного письма с описью вложения;
  • далее инспектором проверяется документация, полученная от контрагента;
  • сравниваются данные, имеющиеся в документах разных предприятий;
  • по результатам проверки формируется заключение работниками ФНС, причем оно должно передаваться обеим компаниям.

Если во время проведения проверки выявляются разные нарушения, то привлекаются проверяемые компании к административной ответственности, а также может начинаться судебное разбирательство.

Во время встречной проверки ФНС может наказать контрагентов только за нарушение сроков, в течение которых фирма должна передать документы.

Это приводит к тому, что бухгалтерский отдел предприятия перед отправкой бумаг не проводит их предварительную проверку, что может привести к негативным последствиям для обеих организаций.

Если выявляются серьезные ошибки, то инспекторы могут инициировать внеплановую выездную проверку такого контрагента. Поэтому фирма не сможет уйти от наказания.

Проводится проверка только при наличии объективных причин, поэтому при их отсутствии контрагент может отказаться в предоставлении необходимой документации.

Сроки проведения

Сроки встречной проверки должны соблюдаться компаниями в обязательном порядке. Как только будет получен запрос от работников ФНС, фирма должна подготовить документацию, имеющую отношение к конкретному контрагенту или сделке, в течение 5 дней.

Учитываются именно рабочие дни, причем в этот же срок может фирма сообщить, что у нее отсутствуют запрашиваемые документы. Если нарушаются сроки, то компания привлекается к административной ответственности.

Какой проверяется период?

Период, за который запрашиваются документы, должен совпадать с тем сроком, в рамках которого проверяется первоначальная компания. Если же работники ФНС требуют документы, не имеющие отношения к этому периоду, то это является нарушением, поэтому компания может отказать в подготовке этой документации.

Фирма может отказать в передаче бумаг, которые имеют отношение исключительно к ее предпринимательской деятельности, а при этом не касаются проверяемой компании. В этом случае не может контрагент привлекаться к административной ответственности.

Какие запрашиваются документы?

Встречная проверка контрагента считается достаточно распространенной. В рамках ее проведения могут запрашиваться разные документы у организаций, причем в законодательстве отсутствуют точные сведения о перечне и объеме этих бумаг, что нередко приводит к возникновению споров между инспекторами и руководителями разных предприятий.

Работники ФНС должны запрашивать только документы, имеющие отношение к контрагенту, но нередко включаются в пакет документов бумаги:

  • штатное расписание предприятия;
  • маршрутные листы;
  • сведения о посредниках.

Некоторые документы действительно позволяют получить множество информации о непосредственной проверяемой компании, но некоторые бумаги не должны запрашиваться в рамках такого исследования.

Нередко проведение встречной налоговой проверки приводит к тому, что начинаются судебные разбирательства относительно того, правильно ли были запрошены те или иные документы. Судебная практика показывает, что наиболее часто суды становятся на сторону налоговой инспекции, так как в законодательстве отсутствуют сведения о том, какие точно документы могут запрашиваться.

При каких условиях исследование считается правомерным?

Встречная проверка документов будет законной только при удовлетворении определенных значимых условий. К этим требованиям относятся следующие:

  • запрос, на основании которого требуются документы от компании, вручается непосредственно представителю компании под расписку или отправляется с помощью почты с применением уведомления о вручении, что позволяет доказать, что фирма действительно получила эту документацию;
  • если контрагент состоит на учете в другом отделении ФНС, то направляется запрос из соответствующего подразделения, так как от чужого отделения фирма может не принимать разные запросы;
  • в запросе должны содержаться только оптимальные документы, имеющие отношение к проверяемому контрагенту компании;
  • в документе должна указываться причина для проведения исследования, поэтому если сведения в нем являются расплывчатыми, неясными или общими, то фирма может отказать в подготовке документации;
  • нередко у компании отсутствуют необходимые документы, поэтому она должна в течение пяти дней оповестить об этом работников ФНС, причем отказ должен обосновываться значимыми причинами.

Только при таких условиях встречная камеральная проверка является легитимной, поэтому не получится по суду оспорить ее результаты.

Ответственность за нарушения

Контрагенты, отказывающиеся передать документы или нарушающие сроки подготовки бумаг, привлекаются к административной ответственности. В этом случае проводится по отношению к ним встречная выездная проверка, а также назначается штраф в размере 5 тыс. руб.

Уполномоченные лица уплачивают штраф в размере от 300 до 500 руб. Дополнительно работники ФНС направляют повторный запрос. Поэтому фирмам в любом случае придется подготовить и передать для изучения нужную документацию.

Как правильно удовлетворяются требования инспекторов?

Чтобы требования по встречной проверке были полностью удовлетворены, контрагентом проверяемой организации должны соблюдаться определенные условия:

  • передается проверяющим запрашиваемый пакет документов, причем процедура выполняется в течение пяти дней после получения запроса любым доступным способом, например, по почте или при личном общении с инспектором ФНС;
  • передаваться должны копии оригиналов, которые заверяются печатью компании и подписью руководителя;
  • не могут инспекторы требовать нотариального заверения документации;
  • если имеется в указанном перечне многостраничный документ, то его требуется прошить и подписать на месте сшива;
  • каждая страница должна быть хорошо пропечатана и пронумерована;
  • на обороте последнего листа требуется поставить печать, а также расписывается руководитель или ответственное лицо компании.

Если документация будет подготовлена грамотно, то все требования ФНС будут удовлетворены, поэтому будут отсутствовать разные нарушения или ошибки. Компания не будет привлекаться к административной ответственности.

Можно ли отказать в передаче документации?

В законодательстве не регламентирован точный перечень бумаг, который может быть запрошен работниками ФНС от контрагентов проверяемой компании. Это нередко приводит к разногласиям между инспекторами и руководителями фирм, так как запрашиваются бумаги, не имеющие отношения к разным важным сделкам.

Нередко запрашиваются личные документы компаний, штатное расписание или другие бумаги. За счет них инспекторы проверяют наличие отношений между разными компаниями. Если отказывает фирма в подготовке такой документации, то она может привлекаться к ответственности. В этом случае придется обращаться в суд, но обычно судьи становятся на сторону ФНС.

Если нарушаются сроки предоставления бумаг, то назначается штраф в размере 5 тыс. руб.

Как поступить, если ранее передавались запрашиваемые документы?

На основании ст. 93 НК не могут работники ФНС требовать от контрагентов проверяемой компании повторной подготовки определенной документации, которая ранее требовалась во время проведения камеральной или выездной проверки.

Но хотя имеются данные сведения в законодательстве, желательно все же подготовить документы, чтобы предотвратить подачи иска в суд проверяющими инспекторами.

Последствия встречной проверки

Каждая компания должна учитывать требования инспекторов, чтобы по итогам проверки контрагента не возникла такая ситуация, когда будет проводиться внеплановое исследование фирмы.

Часто возникает ситуация, когда отсутствуют необходимые документы, запрашиваемые в рамках встречной проверки. Пояснительная записка составляется работниками компании при таких условиях. Она содержит информацию о том, что конкретные документы были утеряны или просто отсутствуют в фирме.

К последствиям такого исследования для контрагентов относятся следующие:

  • при обнаружении расхождений в документах может проводиться проверка контрагента;
  • может привлекаться компания к административной ответственности, если действительно выявляются нарушения;
  • если вовсе обнаруживаются признаки мошенничества, основным назначением которого является сокрытие доходов, то может привлекаться фирма и должностные лица к уголовной ответственности.

Поэтому фирмы должны ответственно подходить к формированию и хранению различной документации, формирующейся в процессе сотрудничества с другими организациями.

Как оформляются результаты?

Встречная проверка считается достаточно оперативным процессом, по окончании которого формируется промежуточный акт. В нем фиксируются все обнаруженные нарушения и расхождения в документации.

Дополнительно вносится информация из неофициальных бухгалтерских записей. Могут приводиться показания лиц, занимающихся внесением данных в документацию компаний.

Заключение

В рамках проверки какой-либо компании налоговая инспекция может осуществлять встречную проверку разной документации у контрагентов этой организации. В рамках данной процедуры запрашиваются разные документы за конкретные периоды времени.

Для многих предприятий такая проверка может приводить к негативным последствиям, представленным привлечением к административной ответственности или проведением внеплановой выездной проверки. Поэтому все документы, имеющие отношение к сотрудничеству с другими компаниями, должны содержать актуальную информацию.

Источник: http://fb.ru/article/389391/vstrechnaya-proverka-dokumentov-sroki-trebovaniya-i-osobennosti-provedeniya

Выездная налоговая проверка

Встречные проверки станут выездными

Продление проверки

Выездная налоговая проверка по разным причинам может быть приостановлена. При этом период ревизии затягивается. Сколько может длиться проверка, недавно решил Конституционный Суд.

На этот раз камнем преткновения стала статья 89 Налогового кодекса. Она регламентирует порядок проведения выездной налоговой проверки. Законом от 9 июля 1999 г. № 145-ФЗ в эту статью были внесены некоторые поправки.

В результате чего появилась фраза «срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика». Это новшество и стало поводом для продления проверок.

Кроме того, налоговики попытались закрепить свое право на продление и в собственноручном документе. Это инструкция о порядке составления акта выездной налоговой проверки, утвержденная приказом МНС от 10 апреля 2000 г.

№ АП-3-16/138. В пункте 1.10.2 этого творения чиновников сказано, что по решению руководителя налоговой инспекции или его зама проверка может быть приостановлена.

Хотя в Налоговом кодексе о подобных действиях контролеров нет ни слова.

В итоге налоговики получили возможность, придя с визитом, временно приостановить столь неприятную для фирмы процедуру. Например, чиновник заболел или понадобилась проверка контрагентов и т. д.

При этом контролеры могут прихватить с собой необходимые документы, которые внимательно изучат на месте. Беспокоиться о том, что срок проверки истечет, им уже не надо.

Так выездная проверка незаметно превращается в камеральную, а потом может снова стать выездной.

Ситуация

В связи со встречными проверками у фирмы и предпринимателя были приостановлены выездные налоговые проверки на один и четыре месяца соответственно. По результатам ревизий организация и бизнесмен за разные нарушения были оштрафованы.

Пострадавшие посчитали, что налоговики нарушили процедуру выездной проверки, предписанной статьей 89 Налогового кодекса, и обратились в арбитражные суды. Эту инстанцию оба заявителя проиграли. Судьи решили, что закон не содержит запрета на приостановление выездных налоговых проверок.

При этом в сроки их проведения включается лишь время фактического нахождения чиновников на территории проверяемого плательщика. Но фирма и предприниматель не согласились с арбитрами и обратились в Конституционный Суд. Заявители просили проверить конституционность статьи 89 Налогового кодекса.

Как они утверждали, возможность приостановления выездных налоговых проверок на неопределенный срок ограничивает свободу предпринимательской деятельности, ставит под угрозу стабильность финансового положения и возможность планировать хозяйственную деятельность и затраты. Также это положение ущемляет право на судебную защиту.

Все законно

Конституционный Суд признал положения статьи 89 Налогового кодекса не противоречащими Конституции (см. постановление КС от 16 июля 2004 г. № 14-П).

Как указали судьи, Конституция лишь закрепляет обязанность каждого платить установленные налоги и сборы. Как это делать, то есть механизм платежей, в ней не прописано.

Поэтому федеральный законодатель может сам регулировать формы налогового контроля и порядок его осуществления. Сюда входят и сроки проведения налоговых проверок.

Ведь именно эти контрольные функции налоговиков позволяют пополнить бюджет.

https://www.youtube.com/watch?v=gqcNIJ3hBGg

Одной из форм проведения налогового контроля являются налоговые проверки – камеральные и выездные. Последняя не может продолжаться более двух месяцев. А в исключительных случаях налоговики могут увеличить ее продолжительность до трех месяцев. Наличие филиалов и представительств увеличивает срок визита на один месяц для каждой «дочки».

Аутсорсинг бухгалтерии от 1667 рублей в месяц. Персональная команда для вашего бизнеса: бухгалтер, юрист, налоговик, кадровик и бизнес-ассистент.

Кроме того, не нужно забывать о связи рассматриваемого положения (ст. 89 НК) с другими статьями Налогового кодекса.

Так, если при проверке у налоговиков возникнет необходимость получить информацию о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, чиновники могут потребовать у последних необходимые им документы, относящиеся к проверяемому (встречная проверка – ст. 87 НК).

При проведении выездных проверок может понадобиться экспертиза, которая также продлит визит контролеров (ст. 95 НК).

В ходе ревизии они могут проводить инвентаризацию имущества, производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений, которые используются в деятельности фирмы. Датой начала выездной проверки является дата вручения налоговиками решения о ее проведении. А датой окончания – дата составления справки о результатах ревизии.

Срок проведения выездной налоговой проверки составляет время фактического нахождения проверяющих на территории фирмы. Время между вручением налоговиками требования о представлении документов и непосредственно их получением в период ревизии не включается.

Поэтому в срок проверки включаются те отрезки времени, которые налоговики используют для получения информации о деятельности фирмы, находясь на территории проверяемого. Встречные проверки и экспертизы не в счет. Но если при их проведении налоговики никуда не уходят, исключение не действует.

А вот однозначно не входит в проверяемый период время, необходимое для оформления результатов проверки (ст. 100 НК). Порядок календарного исчисления сроков, установленный в статье 6.1 Налогового кодекса, в этих случаях не применяется.

В итоге судьи пришли к выводу, что статья 89 Налогового кодекса не ограничивает права налогоплательщиков, а просто позволяет регулировать сроки проведения выездных налоговых проверок в зависимости от специфики их деятельности.

В заключениеК сожалению, теперь, опираясь на это постановление Конституционного Суда, инспекторы будут затягивать выездные проверки на любой срок.

Однако ситуация может измениться, если кто-либо обратится в Высший Арбитражный Суд. А именно, подаст заявление об оспаривании приказа МНС от 10 апреля 2000 г.

№ АП-3-16/138, который и внес понятие «приостановления проверки». В Налоговом кодексе такого правила пока нет.

АГ «РАДА»

Источник: https://delovoymir.biz/vyezdnaya-nalogovaya-proverka.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.