«Хьюстон, у нас проблема!» («Аполлон-13», 1995)

История покорения космоса связана с риском для жизни. На этом пути были как отказы оборудования, так и катастрофы. При подготовке к полетам, при запусках космических аппаратов и во время полета на орбиту погибло по меньшей мере 330 человек.

11 октября российскую космическую отрасль постигла очередная неудача.

В результате аварии на ракете “Союз-ФГ” после старта с космодрома Байконур на орбиту не удалось вывести пилотируемый корабль “Союз МС-10” с международным экипажем в составе космонавта Роскосмоса Алексея Овчинина и астронавта NASA Ника Хейга.

К счастью, эту аварию можно отнести к разряду неудач — в результате безупречной работы системы спасения пилотируемого корабля экипаж вернулся на Землю целым и невредимым. 12 октября космонавт и астронавт вернулись в Москву.

ТАСС рассказывает об авариях и катастрофах космической гонки СССР и России с одной стороны и США — с другой.

Содержание

США

В конце 60-х годов США запустили беспрецедентную программу полета к другой планете — американский экипаж должен был высадиться на Луне. Успешная посадка была выполнена 20 июля 1969 года.

До сих пор граждане Соединенных Штатов остаются единственными людьми, побывавшими на естественном спутнике Земли.

Роскосмос планирует в будущем также покорить эту “вершину”, однако самые оптимистичные сроки создания отечественной лунной базы — 2030 год.

Большой путь NASA к Луне начался с трагедии.

27 января 1967 года в корабле “Аполлон-1”, который должен был отправиться в космос в феврале того же года, в рамках наземных испытаний по каким-то до конца не установленным причинам случился пожар, в результате которого погибли три члена экипажа — астронавты Вирджил Грисс, Эдвард Уайт и Роджер Чаффи.

Корабль “Аполлон-1”

© NASA via AP

Вероятной причиной возгорания позже называлось короткое замыкание в системе электропитания “Аполлона”. Огонь распространился в считаные секунды в замкнутом пространстве космической капсулы, астронавты пытались выйти из отсека — но не успели. Спустя 14 секунд в скафандрах, поврежденных огнем, они задохнулись продуктами горения. Полеты по программе “Аполлон” отложили на 1,5 года.

Учитель истории и английского языка американка Криста Маколифф планировала давать уроки школьникам прямо с орбиты, она надеялась, что таким образом поможет миллионам детей и подростков обрести тягу к знаниям.

Криста приняла участие в программе “Учитель в космосе”, в рамках который простые смертные (а не только матерые военные летчики) могли стать участниками полета в космос.

Можно было сказать, что удача повернулась к ней лицом и она выиграла то единственное место в космическом челноке среди более чем 11 тыс. претендентов, подавших в NASA заявки, если бы не произошла трагедия.

Американский космический шаттл “Челенджер”, стартовавший с мыса Канаверал 28 января 1986 года и на мощных двигателях унесший на своем борту в голубую высь (погода была прекрасной) Кристу и еще шесть членов экипажа, развалился в небе над Атлантическим океаном на 74-й секунде полета.

Причиной страшной трагедии стал, по данным созданной аварийной комиссии, оторвавшийся с креплений и загоревшийся боковой блок-ускоритель.

Во вторую ступень потерпевшего аварию 11 октября “Союза” также, по предварительным данным, ударил боковой блок, космонавтов спасла аварийная система.

Если бы подобная система стояла на “Челленджере”, с учетом всей разницы в конструкции и типе космической техники, астронавты могли бы остаться живы. Кабина с экипажем отлетела в сторону от разрушающегося корабля, и как минимум три члена экипажа дышали какое-то время.

Катастрофа шаттла “Челенджер”

© AP Photo/Bruce Weaver

Катастрофа “Челленджера” произошла в прямом эфире — ее транслировало американское телевидение. Худшего удара по репутации NASA сложно было представить, и сложно представить, что было бы сегодня с российской ракетно-космической отраслью и ее образом в глазах широкой аудитории, случись подобная катастрофа. NASA продолжила программу полетов на шаттлах уже через два года.

Точку в программе поставил шаттл “Колумбия”, потерпевший аварию через 17 лет — 1 февраля 2003 года. На борту этого челнока также погиб весь экипаж — семь астронавтов.

Космический корабль “Колумбия” разрушился при входе в атмосферу из-за повреждения термоизоляционного покрытия, которое должно изолировать конструкцию, агрегаты и экипаж шаттла от воздействия плазмы, образующейся на корпусе аппаратов при входе в плотные слои.

Как показал анализ, экипаж мог спастись, но потерял сознание в результате декомпрессии при пробоине.

  • “Хьюстон, у нас проблема”

Эта знаменитая фраза, ставшая мемом, фраза, после которой весело начинал травить байки словоохотливый астронавт в фильме “Гравитация”, фраза, которую используют для обозначения наступивших проблем в быту, родилась именно во время полета “Аполлона-13”. И было от чего.

Старт миссии — третьей по счету в истории освоения Луны человеком — состоялся 11 апреля 1970 года в 13 часов 13 минут.

На борту перелетного модуля находились три члена экипажа — Джеймс Ловелл, Джон Суайгерт (они и произнесли культовую фразу) и Фред Хейз.

Во время полета на корабле случилось всего ничего — взорвался кислородный бак, повредивший служебный модуль и поставивший крест на возможности высадки на естественный спутник. Позже на борту взорвалась еще и химическая батарея.

Сотрудники Центра управления полетами NASA в Хьюстоне наблюдают за приземлением корабля “Аполлон-13”

© NASA

Экипаж “Аполлона-13” при поддержке созданного штаба наземных служб совершил настоящий подвиг, возвратившись на Землю в практически обесточенном лунном модуле при низких температурах. Полеты “Аполлонов” на Луну после устранения всех недочетов, выявленных в миссии “13”, были продолжены — на естественный спутник американцы прилунялись, поднимая “клубы” реголита, еще четыре раза.

СССР и Россия

Первый человек в космосе чуть не стал первым погибшим: как Юрию Гагарину удалось вернуться на Землю, до сих пор удивляются многие специалисты — слишком многое пошло не так в его полете. Всего отмечается десять нештатных ситуаций, не считая мелочей, в полете первого человека в космос.

Все началось со старта.

Корабль “Восток-1” со старшим лейтенантом Гагариным на борту стартовал в космос 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур с первой площадки (с тех пор получившей имя “Гагаринской”, с нее 11 октября и стартовал аварийный “Союз-ФГ”).

После посадки Гагарина в корабль “Восток” и закрытия посадочного люка было обнаружено, что один из трех контактов “Люк закрыт” не замкнулся, а он должен был запускать катапультирование космонавта во время возвращения. Люк открыли и все исправили прямо на старте.

Затем “Восток-1” запустили слишком высоко по отношению к расчетной орбите, а при операции возвращения неправильно сработали двигатели торможения корабля, его раскрутило вокруг одной из осей, и от него не отделился приборный отсек.

Все это привело к чрезмерным перегрузкам при спуске — до 12g, но тут пригодились тренировки Гагарина, который на центрифуге мог выдерживать до 15g. В момент приземления у Гагарина раскрылись сразу два парашюта, которые не запутались по счастливой случайности (как и многое в этом полете).

Первый космонавт, пережив все нештатки, чуть банально не задохнулся, так как не смог сразу открыть клапан атмосферного дыхания.

Юрий Гагарин в корабле “Восток-1”

© Sovfoto/UIG via Getty Images

Не менее интересная история случилась и с первым выходом в космос, который совершил также наш соотечественник Алексей Леонов 18 марта 1968 года из пилотируемого корабля “Восход-2”. Космонавт вышел за борт на целых 23 минуты (сегодня типовой выход — “какие-то” шесть-семь часов) и не смог зайти обратно…

Нет, он потом зашел обратно, но не с первого раза. Выход в открытый космос выполнялся Леоновым из “Восхода” по надувной шлюзовой камере в скафандре “Беркут”. Когда космонавт оказался в вакууме, костюм сильно раздуло, и он не проходил по габаритам через срез шлюза.

По некоторым данным, чтобы вернуться обратно, Леонову пришлось стравить давление в скафандре до предельных для человека 0,3 атмосферы.

  • Полеты Комарова и Добровольского

Первая катастрофа со смертельным исходом в истории космических полетов произошла в 1967 году с советским космонавтом Владимиром Комаровым, находившимся на борту “Союза-1”. Космонавт погиб при приземлении, когда спускаемый аппарат со страшной силой врезался в землю.

Удар был таким, что бортовой магнитофон корабля расплавился… “Оно и правда было так. Никто ничего тут не придумал. Под Оренбургом там, в степи (я сразу там был), воды-то нет, начали песком засыпать, а это получился своеобразный доменный процесс.

За счет того, что есть собственный кислород, металл горел как дерево”, — рассказывал в интервью ТАСС Алексей Леонов, вспоминая эту трагедию.

Когда комиссия прилетела на место, увидели удручающую картину: корабль осел и выглядел как песчаный холм высотой около одного метра. И металл расплавленный был как лужа воды

Алексей Леонов

космонавт, дважды Герой Советского Союза

Еще одна трагическая концовка в советской космической программе произошла 30 июня 1971 года, когда космонавты Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев погибли, возвращаясь на Землю с космической станции “Салют-1”.

Расследование показало, что во время спуска “Союза-11” клапан дыхательной вентиляции, который обычно открывается перед посадкой, сработал раньше, произошла разгерметизация и космонавты задохнулись.

Фактором, который привел к трагедии, стало также то, что тогда возвращение на Землю выполнялось без скафандров с индивидуальными системами дыхания.

Владислав Волков, Георгий Добровольский и Виктор Пацаев

© Владимир Мусаэльян/ТАСС

Уже через 22 секунды после разгерметизации на высоте примерно 150 км они стали терять сознание, а через 42 секунды у них остановилось сердце. Спускаемый аппарат приземлился в автоматическом режиме, экипаж нашли сидящими в креслах, у них произошло кровоизлияние, были повреждены барабанные перепонки, а азот в крови закупорил сосуды.

Надежность кораблей “Союз” спасала экипаж не один раз. 5 апреля 1975 года после старта пилотируемого корабля “Союз-18-1”, который должен был доставить на орбитальную станцию “Салют-4” космонавтов Василия Лазарева и Олега Макарова, произошел отказ третьей ступени ракеты-носителя “Союз” на высоте 192 км.

Штанга с двигателями аварийной системы и головной обтекатель уже были сброшены, но сработала автоматическая система отделения спускаемого аппарата.

После отстрела капсулы и до раскрытия парашютной системы космонавты испытали перегрузки, по разным данным, в 20 или даже 26g.

Аппарат с экипажем приземлился на склон горы юго-западнее Горно-Алтайска, космонавтов обнаружили геологи и эвакуировали военные.

26 сентября 1983 года на Байконуре за 48 секунд до старта произошло возгорание ракеты-носителя “Союз-У” с пилотируемым кораблем “Союз Т-10-1”.

Сработавшая система аварийного спасения увела из опасной зоны спускаемый аппарат с космонавтами Владимиром Титовым и Геннадием Стрекаловым, которые испытали перегрузки от 14 до 18g. Приземление прошло в 4 км от места аварии. Погибших и пострадавших в результате падения обломков ракеты-носителя не было.

Причиной происшествия стала неисправность в системе смазки газогенераторов первой ступени ракеты. Корабль должен был доставить третью основную экспедицию на орбитальную станцию “Салют-7”.

Валерия Решетникова

Источник: https://tass.ru/kosmos/5668698

7 известных цитат, которые мы неверно понимаем

«Хьюстон, у нас проблема!» («Аполлон-13», 1995)
Культура

Нет лучшего способа произвести впечатление умного человека, как вовремя упомянуть известную цитату из сокровищницы мировой литературы.

Однако многие цитаты, взятые вне контекста, часто имеют совершенно противоположное значение.

Вот несколько из этих известных фраз, которые люди часто ошибочно понимают.

Цитата о любви

1. “Любовь, ты движешь миром”

Это одна из известных неправильно истолкованных цитат была упомянута в известной сказке Льюиса Кэрролла “Алиса в Стране Чудес”. Один из персонажей книги Герцогиня мимоходом произносит эту фразу после того, как отшлепала своего ребенка за то, что тот чихал. В контексте автор использовал это мудрое изречение саркастически.

“А мораль отсюда такова: «Любовь, любовь, ты движешь миром…, – сказала Герцогиня.

Кто-то говорил, будто самое главное – не соваться в чужие дела, – шепнула Алиса.

Так это одно и то же, – промолвила Герцогиня”.

Цитаты из фильмов

2. “Элементарно, мой дорогой Ватсон”

Эта фраза известна всему миру, как принадлежащая Шерлоку Холмсу и считается таким же атрибутом известного британского детектива, как его трубка и шляпа. Однако Холмс никогда не говорил “Элементарно, мой дорогой Ватсон” ни в одной из 56 коротких историй и 4-х произведений Конан Дойля. Однако это фраза очень часто появлялась в фильмах.

Слова “Элементарно” и “мой дорогой Ватсон” появляются в непосредственной близости в истории про “Горбуна”, но не произносятся вместе. В длинном диалоге после блестящей дедукции продемонстрированной Холмсом, Ватсон восклицает: “Превосходно!”, на что Холмс ему отвечает “Элементарно!”.

Сама фраза появилась впервые в книге “Псмит-журналист” английского описателя П. Вудхауса, а также в фильме о Шерлоке Холмсе 1929 года, возможно, чтобы сделать героев более запоминающимися.

3. “Хьюстон, у нас проблема”

В субботу 11 апреля 1970 года астронавты Джим Ловелл, Джон Суайгерт и Фред Хейз вышли на орбиту на борту корабля “Аполлон-13”. Через несколько дней произошла авария, в результате чего экипаж потерял источник света, воды и электричества.

Члены экипажа сообщили о технических проблемах на базу Хьюстон “Хьюстон у нас была проблема“.

В фильме, снятому по мотивам этих событий, эта фраза звучала в настоящем времени, чтобы добавить драматизма. Сейчас ее используют, чтобы сообщить о любой проблеме часто с юмористическим смыслом.

Цитаты из Библии

4. “Бог помогает тому, кто помогает себе сам”

Эта фраза упоминается, как отрывок из Библии, хотя сама фраза никогда не появлялась в каком-либо из переводов этой книги. Также считается, что ее произносил известный американский деятель Бенджамин Франклин, а также британский теоретик Алгернон Сидней.

Идея состоит в том, что божественность не может заменить действий самого человека.

Интересно, что эта фраза противоречит тому, что говорится в Библии, где единственное спасение в Боге, который “спасет беспомощных”.

5. “Деньги – корень всего зла”

Эта фраза является неверной интерпретацией цитаты “Любовь к деньгам – корень всего зла“, которая была упомянута в Новом Завете апостолом Павлом.

И даже эта фраза является искаженным переводом греческой фразы, которая означала, что жадность может привести к разным бедам, а не что все зло кроется в любви к деньгам.

Более сильный смысл эта цитата приобрела, возможно, во время промышленной революции, когда общество сконцентрировалось на накоплении богатства.

Цитаты со смыслом

6. “Цель оправдывает средства”

Эта цитата, которую приписывают итальянскому мыслителю Маккиавели, имеет прямо противоположное значение той настоящей фразе, которая была использована в его произведении “Государь”.

Там сказано “Si guarda al fine“, то есть “нужно учитывать конечный результат”, что означает, что “цель не всегда оправдывает средства”. Другими словами вместо того, чтобы быть беспощадным в достижении великой цели, Маккиавели пытался сказать, что всегда нужно учитывать, стоят ли какие-то вещи жертв и стараний.

7. “Религия – опиум для народа”

Это еще один пример неправильной интерпретации слов известного деятеля Карла Маркса. Он не только никогда прямо не говорил, что религия – это опиум для народа, но и сами слова в то время имели совершенно другое значение.

Цитата, которая была использована в качестве критики работы Гегеля, звучала так:

“Религия – это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому, как она – дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа”.

Фраза немного двусмысленная, так как в те времена опиум не считался веществом, затуманивающим разум, а опиаты были законными, свободно продавались и считались полезным лекарством. С этой точки зрения Маркс считал религию полезным средством, который облегчает страдания.

Источник: roadtickle.com

Перевод: Филипенко Л. В.

Источник: https://www.infoniac.ru/news/7-izvestnyh-citat-kotorye-my-neverno-ponimaem.html

«Хьюстон, у нас проблема…»

«Хьюстон, у нас проблема!» («Аполлон-13», 1995)

Эта фраза, сказанная в 1970 году астронавтом Джоном Суайгертом вскоре стала крылатой. Полет корабля «Аполлон-13», направлявшегося на Луну, но, после взрыва в служебном модуле, вынужденного вернуться на Землю, в итоге окрестили самым успешным провалом в истории космонавтики.

Непредвиденные ситуации начали происходить еще до старта и продолжались на протяжении всего космического путешествия. Из-за взрыва кислородного баллона, произошедшего на третий день полета, корабль был поврежден так сильно, что о высадке на Луну речь уже не шла.

Все оставшееся время астронавты и экстренно созданный в ЦУПе штаб по спасению экипажа работали только над одной задачей: благополучно вернуть «Аполлон-13» на Землю. В процессе облета Луны по свободной траектории астронавты установили незапланированный рекорд, удалившись от Земли на 401 056 километров.

Это максимальное расстояние, на которое когда либо улетал с Земли пилотируемый космический корабль.

Команда «Аполлона-13»

Командир корабля — Джеймс Ловелл, 42 годаПилот командного модуля — Джон Суайгерт, 38 летПилот лунного модуля — Фред Хейз, 36 лет

Для командира Джеймса Ловелла этот космический полет был уже четвертым, а оба пилота летели в космос в первый раз.

Вообще-то экипаж под командованием Ловелла должен был лететь на «Аполлоне-14», а к миссии «Аполлон-13» готовилась команда Алана Шеппарда.

Однако, Шеппард, страдавший от расстройства вестибулярного аппарата, был вынужден сделать операцию, чтобы иметь возможность летать в космос дальше, и его организм, к моменту предполагаемого старта не успевал восстановиться полностью.

Когда Ловеллу предложили лететь на «Аполлоне-13» вместо Шеппарда, он не раздумывая согласился.

За два дня до полета в команде Ловелла неожиданно сменился пилот командного модуля. Готовившийся к этому полету Томас Маттингли был снят с миссии, поскольку общался с астронавтом Чарльзом Дюком, на днях заболевшим краснухой. Маттингли был единственным из всей команды, у кого не было иммунитета к краснухе, поэтому он был снят с миссии, а на его место назначен дублер Джон Суайгерт.

Командир Ловелл был крайне недоволен такой неожиданной перестановкой, в итоге его поставили перед выбором: или с миссии снимают Маттингли, или всю команду во главе с командиром. Ловеллу пришлось согласиться на замену пилота командного модуля.

Хроники полета

Старт состоялся 11 апреля 1970 года в 13 часов 13 минут по местному времени. Во время старта центральный (пятый) двигатель самопроизвольно прекратил работу на две минуты раньше запланированного времени. Этот инцидент сочли незначительным, а его последствия скомпенсировали, продлив работу остальных четырех двигателей на 34 секунды.

В остальном все шло по плану, астронавты выполняли свою работу и получали указания из ЦУПа, неприятностей ничего не предвещало.

Авария случилась только на третьи сутки полета. Команда вела прямой репортаж для телезрителей, рассказывая им об устройстве корабля и своем быте.

В это время в ЦУПе уже около часа назад заметили колебания уровня сжиженных кислорода и водорода в баках служебного модуля, в связи с чем решено было сразу после окончания репортажа дать экипажу корабля указание начать перемешивание этих газов во всех баках корабля.

Джон Суайгерт, получив команду от ЦУПа, начал перемешивание и ровно через 16 секунд раздался сильный взрыв, сопровождавшийся вибрацией.

Ранее пилот Фред Хейз несколько раз подшучивал над экипажем, открывая клапан, выравнивающий давление между командным и лунным модулями. Это сопровождалось громким хлопком и поначалу вводило всех в заблуждение. Первое, что предположил капитан: пилот опять решил пошутить.

Однако, на этот раз Хейз утверждал, что он тут не при чем. Сработала аварийная сигнализация и упало напряжение в шинах, питающих бортовое оборудование, а в ЦУПе заметили резкое падение давления во втором кислородном баке.

Возможно, метеорит нарушил герметичность лунного модуля? Астронавты попробовали задраить переходной туннель между модулями, но попытка не увенчалась успехом. Тем временем два из трех имеющихся на корабле топливных элемента перестали вырабатывать электроэнергию.

По условиям техники безопасности прилунение возможно только при исправности всех топливных элементов. От посадки на Луну однозначно придется отказаться, и в ЦУПе это поняли. Но астронавтам решили пока ничего не сообщать.

Вибрация корабля не прекращалась и капитану не удалось ее ликвидировать даже перейдя на ручное управление.

Нарушилась равномерность вращения корабля вокруг своей оси, и это грозило очень серьезными последствиями. Теперь одна сторона корабля могла перегреться от солнечных лучей, а другая — переохладиться.

Оборудование не было рассчитано на такие условия, и никто не знал, как оно себя поведет.

Капитан Лоуэлл выглянул в иллюминатор и увидел, как из служебного отсека вытекает кислород. Он и создавал ту реактивную тягу, которая нарушала ориентацию корабля. Действительно, индикаторы давления кислорода в баке номер один показывали, что газ утекает. Кислород утекал в космос непрерывно и медленно, примерно через пару часов этот бак должен был опустеть.

Единственный исправный топливный насос вырабатывал все меньше электричества, поэтому, чтобы избежать обесточивания оборудования, ЦУП дал указание запитать обе шины от аккумуляторов командного модуля и отключить все, что только возможно.

Когда давление во втором баке достигло критического уровня, система начала подавать кислород из уравнительного бака командного модуля. Использование этого кислорода было недопустимо, т.к. он был нужен при возвращении на Землю. Бак пришлось срочно отключить.

Чтобы остановить утечку ценного кислорода, астронавты попытались перекрыть клапаны, ведущие к двум вышедшим из строя топливным элементам. Этого сделать не удалось. То, что лунная миссия не состоится, стало очевидно всем.

Теперь задача миссии была только одна: вернуть корабль на Землю.

Нужно было всеми возможными способами экономить оставшиеся ресурсы, в первую очередь, электричество и кислород. Было решено покинуть командный модуль («Одиссей») и использовать лунный модуль («Водолей») в качестве спасательной шлюпки.

Экипаж и экстренно созданный в ЦУПе штаб спасения занялись подсчетом оставшихся на корабле ресурсов. Самым критичным был дефицит пресной воды (которая использовалась в том числе для охлаждения систем корабля), но вообще экономить нужно было все — кислород, электроэнергию, топливо.

Штаб спасения на Земле начал прорабатывать возможные сценарии возвращения астронавтов домой. По сути все сценарии сводились к двум вариантам:

1. развернуть корабль не долетая до Луны

2. облететь Луну и возвращаться назад.

Важно было учесть все: малое количество топлива, вероятность повреждения двигателей, место предполагаемого приземления корабля (т.е.

время, требующееся на возвращение и суточное вращение Земли вокруг своей оси).

После тщательного разбора был выбран оптимальный вариант: двукратное включение двигателя посадочной ступени с облетом Луны, возвращение назад с возможной коррекцией траектории и приводнение в Тихом океане.

После аварии возникли проблемы с навигацией корабля. Навигационные звезды, на которые были наведены телескопы, стали трудноразличимы — корабль летел в облаке обломков, превратившихся во многочисленные «ложные» звезды.

Выйти из мусорного облака не удалось, оставалось только уповать на то, что координаты навигационных звезд были перенесены из бортового компьютера «Одиссея» в бортовой компьютер «Водолея» без ошибок.

Проверку координат все же осуществили, наведя навигационный телескоп на верхний лимб Солнца. Все оказалось правильно.

14 апреля в 76:42:07 полетного времени «Аполлон-13» вошел в Лунную тень. Ложные звезды потускнели, и астронавты получили возможность еще раз убедиться в правильности своей траектории.

Примерно через 15 минут корабль скрылся за диском Луны и радиосвязь с Землей прервалась. Астронавты фотографировали обратную сторону Луны и ждали окончания радиомолчания.

Спустя двадцать минут облет был закончен и связь восстановилась.Пришло время возвращаться на Землю.

Из-за постоянного дрейфа корабля (высказывались разные версии того, почему он не прекращается) команда несколько раз производила коррекцию траектории с помощью запуска двигателей на определенное время.

15 апреля в 5:30 утра по хьюстонскому времени фильтры углекислого газа в лунном модуле достигли критического предела. углекислого газа в «Водолее» уже составляло 13% и продолжало расти. В ЦУПе эту ситуацию спрогнозировали заранее, но решили пока не сообщать команде.

Дело в том, что с заменой фильтров лунного модуля была одна серьезная проблема: они отличались от фильтров на «Водолее». углекислоты зашкаливало и астронавты уже начинали ощущать физическое недомогание. Специалисты ЦУПа экстренно проектировали переходник, позволяющий использовать фильтры командного модуля.

Переходник нужно было собрать из имеющихся на корабле материалов. В конце концов решение было найдено. По радиосвязи специалисты штаба спасения рассказывали астронавтам, что нужно делать. В конце концов переходник был готов.

Он был собран из картонной обложки полетного плана, шланга от лунного скафандра, полиэтиленовой оболочки от костюма, куска полотенца пилота Хейза и клейкой ленты. Инженерное решение выглядело не очень надежно, но оно работало!

Поскольку электроэнергию очень жестко экономили, на обогрев корабля тратился самый минимум. В кабине быстро появился водяной конденсат, стало сыро и холодно. В лунном модуле температура составляла около пяти градусов, в «Водолее» — около одиннадцати.

Опасаясь, что запасы еды и питьевой воды могут замерзнуть, Суайгерт решил перенести их в более теплый «Водолей». Переливая воду в пакет он случайно упустил небольшое ее количество. Вода попала на его матерчатые ботинки и промочила их насквозь.

Высушить их было уже невозможно.

Но хуже всего пришлось Хейзу — он сильно простудился. Сначала он почувствовал озноб, потом жар, потом резкую боль в мочевыводящем канале. Несмотря на недомогание Хейз продолжал работать наравне со всеми, хотя капитан Ловелл и предлагал ему больше отдыхать и дольше спать. Все лечение ограничилось двумя таблетками аспирина из бортовой аптечки.

15 апреля вечером раздался сильный хлопок. Капитал Ловелл посмотрел в иллюминатор и увидел там туман и облако снежинок в районе посадочной ступени.

В аккумуляторном отсеке лунного модуля некоторое время скапливались водород и кислород. Одна случайная искра — и произошел взрыв.

Мощность одной из четырех батарей упала, однако, три остальные продолжали исправно работать. В ЦУПе сочли эту ситуацию не опасной.

Аккумуляторы «Одиссея» были практически разряжены и из ЦУПа поступило очередное указание: зарядить их от аккумуляторов «Водолея». Пилот Суайгерт успешно выполнил это задание.

Следующим этапом был перенос части тяжелого оборудования из лунного модуля в командный. По плану корабль должен был оставить часть оборудования на Луне, поэтому компьютер «Одиссея» был запрограммирован на определенную массу. Наконец все было сделано и пришло время приступать к отстыковке двигательного отсека.

Эта операция была плановой и до аварии не представляла никакой сложности. Теперь же никто не знал, сработают ли пироболты, удастся ли отделиться без возможности использовать вспомогательные двигатели, что будет с траекторией корабля… Штаб спасения разрабатывал разные варианты, ища оптимальный.

Корабль развернули на 45 градусов по отношению к направлению его движения, с помощью двигателей лунного модуля сообщили ему импульс таким образом, чтобы он двигался двигательным отсеком вперед.

После этого были подорваны пироболты и лунному модулю задали еще один импульс, в противоположном направлении.

Несмотря на техническую сложность, астронавты выполнили все очень четко и отделение прошло успешно.

Отделившийся двигательный отсек улетел в космос и тут команда наконец-то его увидела. Повреждения были ужасающими. Панель корпуса полностью вырвана, повреждено сопло маршевого двигателя, служебный отсек выведен из строя… И на этом они летели столько времени!

Следующим этапом было отделение лунного модуля. Ресурсов к этому моменту у команды оставалось очень мало: запас кислорода на 124 часа, электроэнергии — на 4,5 часа и воды — на 5,5 часов. На рабочих частотах экипажа ряд стран объявил радиомолчание. За возвращением астронавтов домой следил весь мир.

17 апреля в 17:53:45 корабль вошел в атмосферу Земли, а в 18:07:41 благополучно приводнился в Тихом океане. Все члены экипажа были взяты на борт подошедшим к месту приводнения модуля десантным кораблем «Иводзима».

После возвращения

Комиссия, созданная для расследования причин аварии, выяснила, что взрыв в кислородном баке произошел вследствие короткого замыкания.

Всю команду наградили высшей гражданской наградой США -«Медалью Свободы».

Капитан Ловелл написал книгу о полете «Аполлона-13», вскоре по ней сняли фильм. В последних кадрах фильма он, в роли военно-морского офицера, пожимает руку Тому Хэнксу, играющему его самого.

Фраза Джона Суайгерта «Хьюстон, у нас проблема» после выхода фильма стала мемом.

Источник: http://my-ship.space/hjuston-u-nas-problema/

Представься, как Джеймс Бонд и попрощайся, как Терминатор: 10 культовых цитат из голливудских фильмов

«Хьюстон, у нас проблема!» («Аполлон-13», 1995)

Киногерои порой говорят так эффектно, что их слова становятся устойчивыми выражениями либо мемами. «Киноафиша. Инфо» вспоминает 10 самых известных фраз из голливудских кинокартин, без которых наша речь уже немыслима.

  1. «Я собираюсь сделать ему предложение, от которого он не сможет отказаться», «Крестный отец», (1972)
  2. «Люк, я твой отец!», «Империя наносит ответный удар» (1980)
  3. «Да пребудет с тобой Сила!», фильмы киновселенной «Звездные войны»
  4. «Хьюстон, у нас проблемы!», «Аполлон-13», (1995)
  5. «Моя прелесть!», «Властелин колец: Две крепости», (2002)
  6. «I´ll be back!», «Терминатор», (1984)
  7. «Hasta la vista, baby», «Терминатор 2: Судный день», (1991)
  8. «Я не буду думать об этом сегодня, я подумаю об этом завтра», «Унесенные ветром», (1939)
  9. «У каждого свои недостатки», «В джазе только девушки», (1959)
  10. «Бонд. Джеймс Бонд», фильмы бондианы

1.«Я собираюсь сделать ему предложение, от которого он не сможет отказаться», «Крестный отец», (1972)

В гангстерской саге Фрэнсиса Форда Копполы «Крестный отец» глава мафиозного клана Корлеоне Дон Вито выслушивает жалобы своего племянника, жаждущего стать кинозвездой.

Юноше мешает кинопродюсер, которому тот в свое время изрядно насолил.

Дон Вито сетует на нерадивого родственника, но в итоге все же соглашается помочь парню и произносит фразу: «Я собираюсь сделать ему предложение, от которого он не сможет отказаться».

Крестный отец

Она означает, что нужно принять правила гангстера: в противном случае, человека ждет кровавая расправа. Если вы не хотите идти на компромисс, мягко намекните о своем решении цитатой Крестного отца.

2. «Люк, я твой отец!», «Империя наносит ответный удар» (1980)

В пятом эпизоде фантастической саги «Звездные войны» Дарт Вейдер встретился в поединке со своим сыном Люком Скайуокером и произнес фразу: «Нет, я твой отец». После этого Люк узнал, что Оби Ван-Кеноби лгал ему о родителях.

Люк, я твой отец

В фильме Дарт Вейдер не называл сына по имени, но культовая цитата все же ушла в народ в измененном виде «Люк, я твой отец!». Многие зрители забыли, что Темный лорд никогда не говорил этих слов, но используют фразу, чтобы придать ироничный оттенок секрету либо тайне.

3. «Да пребудет с тобой Сила!», фильмы киновселенной «Звездные войны»

Да пребудет с тобой сила

Знаете ли вы, почему именно 4 мая поклонники «Звездных войн» стали отмечать свой неофициальный праздник? Все дело в фразе, которую довольно часто произносил Оби Ван-Кеноби и другие герои саги.

Выражение «Да пребудет с тобой Сила!» в оригинале содержит каламбур: «May The Forсе Be with you» звучит также как «May The Fourth Be with you», что означает «4 мая с тобой».

В фильме фраза используется при расставании либо в качестве пожелания удачи в трудном деле – этот смысл перекочевал из картины и в реальную жизнь.

4. «Хьюстон, у нас проблемы!», «Аполлон-13», (1995)

Хьюстон, у нас проблема

В 1970 году во время полета космического корабля «Аполлон-13» к Луне на борту взорвался кислородный баллон.

Командир судна Джеймс Ловелл связался с Землей, начав свой доклад с фразы: «Хьюстон, у нас была проблема». Слегка измененная цитата перекочевала в историческую драму «Аполлон-13» режиссера Рона Ховарда.

Фраза «Хьюстон, у нас проблема» используется, чтобы обыграть проблему в юмористическом ключе.

5. «Моя прелесть!», «Властелин колец: Две крепости», (2002)

Особые отношения Голлума и Кольца Всевластия из кинотрилогии Питера Джексона «Властелин колец» навсегда увековечены фразой «Моя прелесть».

Моя прееееелесть

Цитата стала мемом, ей с удовольствием пользуются даже люди, не смотревшие картину. Если у вас есть что-то очень ценное и вожделенное – значит, это и есть ваша неприкосновенная прелесть. Ваша, и больше ничья.

6. «I´ll be back!», «Терминатор», (1984)

Исполнитель роли киборга Т-800 Арнольд Шварценеггер в фильме «Терминатор» никак не мог выговорить фразу «I´ll be back» («Я вернусь») с американским акцентом. Актер даже просил режиссера Джеймса Кэмерона изменить либо заменить слова, но тот отказался.

«I´ll be back»

В итоге Кэмерон был прав: на необычное машинное произношение фразы сделала ее культовой. Если вы хотите эффектно попрощаться – просто повторите слова Терминатора.

7. «Hasta la vista, baby», «Терминатор 2: Судный день», (1991)

Будущий лидер всемирного сопротивления Джон Коннор хотел научить Терминатора человеческим манерам, поэтому подсказал ему несколько разговорных выражений: «Если ты хочешь красиво попрощаться, скажи «Hasta la vista, baby». Терминатор запомнил фразу и сказал ее на прощание перед выстрелом в киборга Т-1000. Второй вариант эффектного прощания от Железного Арни, пожалуй, никогда не выйдет из моды, как и фильм «Терминатор 2: Судный день».

8. «Я не буду думать об этом сегодня, я подумаю об этом завтра», «Унесенные ветром», (1939)

«Я не буду думать об этом сегодня, я подумаю об этом завтра», «Унесенные ветром»

Как говорится в русской пословице, «Утро вечера мудренее».

О том же, но другими словами, говорит героиня фильма «Унесенные ветром» Скарлетт О'Хара.

Если вы любите откладывать дела на потом или просто сильно устаете на работе, то наверняка, фраза «Я не буду думать об этом сегодня, я подумаю об этом завтра» есть и в вашем лексиконе.

9. «У каждого свои недостатки», «В джазе только девушки», (1959)

Кадр из фильма «В джазе только девушки»

В романтической комедии Билли Уайлдера «В джазе только девушки» двое мужчин выдают себя за барышень. В одну из них без ума влюбляется старичок-миллиардер.

Дафна приводит все возможные доводы, чтобы отвадить от себя ухажера. Но даже на признание в том, что она – мужчина, миллиардер весело ответил: «У каждого свои недостатки» (в оригинале – «Well, nobody’s perfect» – «Что ж, никто не идеален»).

Хорошие слова, чтобы иронично оправдать свои «темные» стороны.

10. «Бонд. Джеймс Бонд», фильмы бондианы

Шон Коннери в роли Бонда

«Бонд. Джеймс Бонд» – фирменная фраза самого культового суперагента. Впервые она прозвучала из уст самого первого Джеймса Бонда, которого сыграл актер Шон Коннери.

Одним из прототипов Джеймса Бонда считают реального шпиона аристократических кровей Бернарда Ван-Липпе-Вистерфельде. Фраза «Бонд, Джеймс Бонд» – калька фразы Бернарда, часто представлявшегося «Бернард, принц Бернард».

Короткая и эффектная самопрезентация очень полюбилась в народе.

Фильмы цитировала Екатрина Радюк

Источник: https://www.kinoafisha.info/articles/predstavsya-kak-dzheyms-bond-i-poproschaysya-kak-terminator-10-kultovyh-citat-iz-gollivudskih-filmov/

«Хьюстон, у нас проблема!» («Аполлон-13», 1995)

«Хьюстон, у нас проблема!» («Аполлон-13», 1995)

Постараемся сегодня ответить на основные вопросы, связанные с новым сервисом “Аренда онлайн-кассы” или в народе “облачная касса”.

1. Можно ли арендовать онлайн-кассу для Интернет-магазина?

Аренда онлайн-кассы- верное решение для предприятий, которые не производят расчет с покупателями наличкой.

Если клиенты вносят оплату исключительно на расчетный счет, Закон разрешает отказаться от приобретения онлайн- касс в собственность и воспользоваться их электронными версиями, которые работают только через Интернет-соединение. Такие кассы отправляют покупателям чеки по электронной почте или как ссылку в смс.

2. Как подключить облачную кассу?

Арендовать кассу очень легко. Все, что необходимо- провести регистрацию на сайте поставщика услуги и создать личный кабинет. Кроме основных реквизитов компании попросят дополнительно указать:

  1. учетную политику;
  2. электронную почту отправителя чека( почта компании, которая используется для отправки счетов клиентам);
  3. режим работы( продажа товаров, предоставление услуг или вендинговые автоматы);
  4. сервис ОФД( оператора фискальных данных), с которым планируете построить работу;
  5. среднее число торговых операций в месяц для расчета необходимого количества касс.

Далее следует оплатить счет за активацию ККТ. В него поставщик чаще всего включает стоимость использования лицензионного программного обеспечения и фискальный накопитель.

Арендная плата вносится отдельно, период оплаты можно выбирать.

3. Как зарегистрировать такую кассу и где взять данные для ее постановки на учет?

После оплаты счета за активацию кассы, в личном кабинете на сайте поставщика появятся технические параметры кассы: модель и заводской номер ФН, модель и заводской номер ККТ. Процедура ее регистрации такая же, как и с приобретенной в собственность онлайн-кассой.

4. Что делать, если сломается? Кто несет ответственность?

Прелесть этого вида ККT заключается в том, что поставщик берет на себя ответственность за бесперебойную работу оборудования и своевременность передачи чеков в ОФД. Гарантии относятся также и к стабильности интернет-соединения с сервером, на котором размещается арендованная ККТ.

Замену ФН по истечению его срока действия поставщик выполнит своими силами, предупредив о плановой замене.

5. Как работать с такой кассой? Как пробить чек для отправки клиенту?

Касса открывается в браузере как форма для заполнения. Информация о компании подставляется автоматически. Пустыми остаются следующие поля:

  1. наименование товара или услуги;
  2. количество единиц;
  3. стоимость;
  4. НДС;
  5. телефон или почта клиента для отправки чека.

После заполнения формы нужно нажать на кнопку “Пробить”. Чек готов.

Есть еще альтернативный и более простой способ сформировать и отправить чек — автоматический. Весь процесс продажи от заказа товара клиентом на сайте до момента получения им чека после оплаты полностью автоматизирован.

Такой вариант станет доступным после интеграции онлайн-кассы с учетной системой, CRM и платежными сервисами. Подружить сервисы между собой можно с помощью открытого API арендованной онлайн- кассы.

К выполнению этой задачи лучше привлечь опытного программиста.

6. Какие “плюсы” использования арендованной кассы?

Приобретение онлайн-кассы в собственность и ее содержание- решение не из самых простых и дешевых. Кроме стоимости самого оборудования( от 18 000 руб.), нужно предусмотреть дополнительные статьи расходов:

  1. затраты на установку( от 7 000 руб.);
  2. поддержание работоспособности( человек в штате, на которого возлагаются обязанности по протиранию пыли и проверке подключения шнуров, 500 руб./мес);
  3. вызов мастера в случае поломки( от 2 000 руб. за выезд);
  4. помощь сертифицированного сервисного центра( заключение договора- от 12 000 руб./год);
  5. стойкое интернет-соединение ( 1 200 руб./мес);
  6. альтернативный мобильный интернет( от 300 руб/мес).

Теперь немного об арендованной кассе.

В чем ее основная прелесть:

  1. соответствует Ф- 54;
  2. не требует дополнительного обучения;
  3. экономит средства на расходные материалы( кассовую ленту);
  4. не привязана к определенному месту;
  5. упрощает ведение кассовой дисциплины- вместо кассира закрывает смену в конце дня;
  6. освобождает от забот о ремонте, замене неисправных деталей.

Подведем краткий итог. Сервис “Аренда онлайн-кассы”- оптимальное решение для тех, кто ведет бизнес в сети Интернет и принимает только безналичные платежи от клиентов. Все, о чем стоит позаботится при подключении такой кассы — своевременно вносить абонентскую плату за ее использование.

Если у вас есть вопросы по подключению онлайн касс — команда 42Clouds готова помочь. Мы запустили специальный сервис Розница42 — для автоматизации работы розничных магазинов в соответствии с ФЗ-54.

Источник: https://st-s.pro/huston-y-nas-problema-apollon-13-1995/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.